Чем покрасить шелк в домашних условиях. Чем красить ткань из шерсти? Крашение шерсти, и шерстяных изделий

Как красить ткани

Ткани и изделия перед крашением нужно обязательно очистить от пятен и выстирать.

Сначала нужно удалить слой крахмала с новых хлопчатобумажных и льняных материалов, имеющийся на них. Это достигается кипячением в мыльно-содовом растворе в течение 30 — 45 минут. После кипячения материал необходимо хорошо прополоскать в воде до полного удаления соды и мыла.

Застарелые пятна необходимо вывести специальными составами. Остатки пятноудаляющего состава должны быть обязательно удалены путем стирки и утюжки мест, подвергшихся чистке. Несоблюдение этого правила может привести к неровной окраске ткани.

Если все же остаются темные неудаленные пятна (например, от чернил), материал рекомендуется перекрашивать только в очень темный или лучше черный цвет, потому что обычно такие пятна не удается перекрыть при окрашивании в светлые тона.

С готовых вещей, подлежащих крашению, нужно предварительно спороть металлические пуговицы и украшения, чтобы избежать образования пятен от ржавчины.

Пряжу, чтобы она не запуталась, следует красить отдельными мотками, перевязанными в нескольких местах. Все мотки рекомендуется нанизать на кусок тонкой веревки. Это даст возможность легко переворачивать их во время крашения.

Подготовка посуды и воды для крашения

Посуда, в которой предполагают красить, должна быть совершенно чистой. Лучше всего красить в эмалированной посуде.

Оцинкованную или алюминиевую посуду следует перед крашением тщательно очистить от накипи.

Емкость посуды должна быть такой, чтобы в нее можно было свободно уложить материал, не уминая его, и чтобы он во все время крашения был покрыт красильным раствором. Этим можно легче добиться ровного окрашивания.

Кроме посуды нужно приготовить две деревянные палки, которыми придется переворачивать окрашиваемый материал. Палки должны быть гладкими, без сучков, чтобы не повредить материал, и достаточно прочными, чтобы ими можно было приподнять материал из красильной ванны.

Крашение лучше всего производить в мягкой дождевой или снеговой воде. Очень жесткую воду следует смягчить добавлением 1 ч. л. питьевой соды или 1 ст. л. нашатырного спирта на 12 л воды.

Как выбрать краситель для окрашивания ткани

Прежде чем выбрать краситель, нужно точно знать, из какого текстильного материала изготовлено изделие. Для этого выдерните по небольшой нитке вдоль и поперек ткани (основу и уток) и подожгите на спичке. Хлопок, лен и искусственный шелк горят хорошо и дают запах жженой бумаги. Шерсть горит плохо, на конце нитки образуется черный спекшийся шарик, который пахнет горелым (жженым) рогом. Натуральный шелк также горит плохо.

Универсальные или специальные красители, которые одинаково хорошо красят любые текстильные материалы, применяют к тканям, изготовленным из разных текстильных материалов, их называют смешанными (полушерстяные, полушелковые и т. п.).

Выбор красителя нужного цвета зависит прежде всего от того, какой материал предстоит красить: белый или цветной. При крашении белого материала получается тот цвет, какой указан на этикетке красителя. Если же окрашивается цветной материал, то цвет его может иногда резко отличаться от цвета, указанного на этикетке красителя.

Помните, что при окраске цветного материала всегда получается более темный цвет, чем до крашения.

Материал темного цвета рекомендуется окрашивать или в тот же, но более темный цвет (например, коричневый — в темно-коричневый, синий — в темно-синий и т. д.), или в черный, так как при перекраске темных тканей в другие цвета получаются некрасивые грязные оттенки.

Черный цвет покрывает все другие, но приобретает оттенок цвета того материала, который перекрашивают.

Если взять красителя больше или меньше нормы, то получится более светлая или более темная окраска.

При обновлении цвета ношеной выцветшей одежды следует брать меньшее количество красителя, чем при крашении белого материала (в зависимости от степени выцветания).

Технология окраски ткани

Очищенный от пятен и вымытый материал следует перед самым крашением замочить в теплой воде, хорошенько отжать, тщательно расправить и затем красить. Предварительное замачивание материала предохраняет при крашении от неровности окраски.

Материал и вещи из натурального и искусственного шелка и штапельного волокна, а также все тонкие ткани нельзя выкручивать при отжиме. Такие материи и вещи лучше сильно отжать между ладонями.

Предварительно замоченный в воде и отжатый материал погружают в раствор красителя и красят в зависимости от рода материала.

При закладке материал должен лежать свободно. Уминать его ни в коем случае не следует, так как от этого могут образоваться пятна и полосы.

Во время крашения материал нужно как можно чаще поворачивать. Для этого ткани или изделия поддевают одной палкой и поднимают над посудиной, а другой палкой слегка расправляют складки. Затем этой же палкой поддевают ткань или изделие за другой конец и опускают снова в посуду.

Мотки пряжи, нанизанные на веревку (концы которой при крашении должны лежать на краях посуды), вытаскивают, взяв в руки оба ее конца, затем палкой разравнивают отдельные мотки и снова кладут в посуду. При этом надо следить за тем, чтобы веревка не упала в посуду.

Расправлять складки при крашении ткани обязательно, иначе могут получиться пятна.

Крашение изделий из хлопка, льна и искусственного шелка

В приготовленный раствор красителя (краска многоцелевая для ткани) добавляют поваренную соль (1 ст. л. (30 г) на каждый пакет красителя) и хорошо размешивают до полного растворения соли. Затем в красильный раствор погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают раствор до кипения и красят 20 минут при слабом кипении, все время поворачивая материал. Так обычно поступают при крашении белого материала или при перекрашивании цветного в темные цвета.

При крашении в светлые и средние тона поваренную соль (для большей ровности окраски) добавляют через полчаса после начала крашения. Для этого окрашиваемый материал приподнимают палкой, держат над красильной ванной, добавляют соль, размешивают, вновь опускают материал в красильную ванну и продолжают крашение при кипении еще 10 минут.

Хлопчатобумажные ткани с добавлением полиэстера выглядят после окрашивания светлее, так как полиэстер не окрашивается.

Материал и изделия из искусственного шелка красят таким же образом, но красильный раствор нагревают не до кипения, а до температуры 60 градусов (как терпит рука) и поваренной соли не добавляют. Затем прекращают нагревание и красят еще 20 минут в остывающем красильном растворе, все время поворачивая материал. После этого окрашенный материал вынимают палкой, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.

Крашение шерсти и шерстяных изделий

В приготовленный раствор красителя добавляют (на каждый пакет красителя) 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стакана столового уксуса. Затем раствор красителя хорошо размешивают. После этого в красильную ванну погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают красильный раствор до кипения, выключают и красят 10 минут, все время поворачивая материал.

Обычно при крашении белой шерсти почти весь краситель выбирается из красильного раствора (раствор становится слабо окрашенным). Если после положенного времени окрашивания краситель полностью не выбрался, а материал недостаточно окрашен, следует добавить еще половинное количество уксуса и красить еще 10 минут. Окрашенный материал охлаждают в растворе.

После этого материал вынимают палкой из красильной ванны, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.

Как покрасить ткани из натурального шелка

В приготовленный раствор красителя добавляют на каждый пакетик красителя 1 ст. л. (30 г) поваренной соли и хорошо размешивают до полного растворения соли.

После этого погружают изделие, предварительно смоченное теплой водой, в красильный раствор, постепенно его нагревают до кипения и красят 15 минут при слабом кипении, все время поворачивая изделие. Затем прекращают нагревание и красят еще 10 минут в остывающем красильном растворе, непрерывно поворачивая.

После этого изделие вынимают, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде, а затем в слабом растворе уксусной эссенции (1 ст. л. уксусной эссенции или 250 мл уксуса на 5 л воды). При крашении шелковых материалов нужно помнить, что шелк требует вдвое большее количество красителей, чем другие материалы.

Как обрабатывать материал после крашения

Окрашенный материал следует хорошо прополоскать в холодной воде, меняя ее несколько раз до тех пор, пока она не будет оставаться чистой. После прополаскивания в холодной воде рекомендуется промыть окрашенное изделие еще в теплой воде.

Шелк натуральный следует после прополаскивания в чистой холодной воде прополоскать етце в холодной воде с добавлением на каждые 5 л воды 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стаканов уксуса.

Чем лучше прополоскать окрашенный материал после крашения, тем меньше он будет линять при последующих стирках и не будет пачкать белье.

Промытый материал надо отжать как можно лучше. Тонкие материи и вещи из искусственного и натурального шелка при этом нельзя выкручивать, а следует только сильно отжать ладонями и затем просушить в тени.

Шерстяные и шелковые вещи не следует вешать для просушки, от этого они растягиваются и теряют форму, а также могут образоваться затеки. Их закатывают в чистое полотенце или простыню и в таком виде несколько раз отжимают. Отжатую вещь раскладывают на столе или на кровати на белой подстилке и растягивают по форме и правильному размеру. В таком положении оставляют вещь сохнуть.

Хлопчатобумажные материалы и вещи следует гладить во влажном состоянии с лицевой стороны горячим утюгом. Шерстяные и шелковые материалы и изделия следует гладить в слегка влажном состоянии с изнанки умеренно горячим утюгом (для шерсти и натурального шелка не выше 150—160 градусов, для искусственного шелка — не выше 120—130 °С).

Как покрасить нитки для вышивания

Обычную анилиновую краску надо взять на кончик ножа, размешать в стакане теплой воды и вскипятить. Сухие нитки мулине опустить в раствор и окрашивать до желаемого оттенка.

Чтобы создать полную гамму от светлого до темного тона, нитки держат в растворе разное время — от нескольких минут до получаса.

Для закрепления цвета окрашенные нитки опускают в раствор соли (на 200 мл воды 1 ч. л. соли) и кипятят полчаса, а затем кладут на полчаса в холодный уксус.

Глицерин восстанавливает цвет после закрепления в уксусе, так как нитки меняют свой цвет — бледнеют. После уксуса нитки надо прополоскать и опустить на полчаса в раствор глицерина (5 — 6 капель на стакан воды).

Обесцвечивание окрашенных тканей. Ткани, окра шейные анилиновыми красками, можно обесцветить следующим раствором: гидросульфит — 4 части, 30%- ная уксусная кислота — 4 части (или муравьиная кислота — 85 частей).

Гидросульфит растворить в воде, нагретой до 50 °С. Кислоту прибавлять очень малыми порциями до тех пор, пока жидкость мугно-молочного цвета сразу не прояснится. Этот раствор при кипячении обесцвечивает ткань в течение 0,5—1 часа, после чего ткань тщательно прополаскивают.

Окрашивание и отбеливание нитей

Для крашения нити нарезают или сматывают в мотки в зависимости от того, какой длины концы нужны для работы. Реже красят готовые изделия. Следует учитывать, что нити при крашении дают усадку.

Отдельные фрагменты плетеного полотна можно подкрасить кисточкой, пользуясь анилиновым красителем, разведенным в небольшом количестве горячей воды (цвет предварительно проверяют на образце).

Перед крашением мотки свободно перевязывают в трех-четырех местах прочной светлой нитью (чтобы не полиняла). Затем их оставляют в воде на несколько часов (лучше в дождевой или снеговой). Красят в большом эмалированном тазу или баке. Чтобы нити окрасились равномерно, раствор красителя должен полностью покрывать мотки.

Раствор анилинового красителя готовят так: в стеклянную пол-литровую банку насыпают краситель и заливают его небольшим количеством горячей воды (1/3 банки), хорошо размешивают и добавляют еще столько же горячей воды (при работе с красителем обязательно надевают резиновые перчатки).

Если нужен насыщенный цвет, то на 500 г нитей берут полторы-две пачки красителя; если необходим светлый гон, то на это же количество нитей расходуют краски совсем немного на кончике ножа. Однако в пастельные тона можно выкрасить только белые или очень светлые нити. Чем темнее натуральный цвет, тем труднее придать нитям новый оттенок.

Если нити смешанные, то используют одновременно Два красителя одинакового цвета — для хлопчатобумажных и синтетических волокон.

Раствор красителя вливают через три слоя марли в бак с водой, нагретой до температуры 30 — 40 градусов (не более). Через мокрые мотки продевают прочную светлую веревку и опускают их одновременно в бак, оставив концы веревки на краю посуды. Мотки прогревают 5—10 минут, непрерывно помешивая, затем вынимают из бака за концы веревки и вливают в бак половину солевого раствора (2 ст. л. соли на 1 пакет красителя). Мотки на веревке снова опускают в бак, доводят до кипения и кипятят 10 — 15 минут на слабом огне, затем вынимают и добавляют остаток солевого раствора. Тщательно перемешивают раствор, опускают в него мотки и кипятят еще 15 — 20 минут. Затем снимают бак с огня, но мотки не вынимают до остывания воды. После этого их полощут в теплой воде с добавлением столового уксуса (1 ст. л. на 1 л воды).

Другой рецепт крашения хлопчатобумажных и льняных нитей. В этом случае раствор красителя нагревают, немного остужают и опускают в него сухие мотки. Помешивая, держат их в растворе около 30 минут в зависимости от нужной интенсивности цвета. Окрашенные мотки перекладывают во второй теплый раствор (1 чайная ложка соли на 1 стакан воды) и кипятят, помешивая, в течение 30 минут. Затем опускают на 30 минут в третий теплый раствор (1 столовая ложка уксуса на 1 литр воды). Нити в уксусе станут бледнее, и, чтобы цвет восстановился, их помещают на 30 минут в четвертый раствор (5 — 6 капель глицерина на 1 стакан теплой воды).

Крашение природными красителями (количество красителя указано на 100 г нитей)

В качестве протравы пригодна любая жидкость из перечисленных: уксус, рассол или винная кислота (1 ст. л. на 1 л раствора).

Бежевый цвет. 200 — 300 г сухих листьев березы замачивают на сутки в холодной воде (1—2 литр воды на 100 г листьев) и затем кипятят в той же воде 15 — 20 минут. Отвар процеживают в посуду для крашения, добавляют протраву, опускают в раствор мокрые мотки и кипятят в течение часа на слабом огне, непрерывно помешивая. После этого нити оставляют в растворе до полного охлаждения, а затем полощут в теплой воде и сушат.

Желтый цвет. 100 г сухой шелухи лука вымачивают 7 часов в 3 — 4 литрах воды. Настой процеживают, подогревают, добавляют протраву, опускают в него мокрые мотки и кипятят на слабом огне 2 часа, затем прополаскивают и сушат. Цвет нитей получается красновато-желтым, если крашение велось без протравы.

Коричневый цвет. В качестве красителя используют еловые шишки, которые пролежали зиму под снегом. Они должны быть сырыми и красными внутри. 1,5 кг измельченных сырых шишек заливают б —7 л воды и кипятят 4 часа. Отвар процеживают, растворяют в нем закрепитель и в полученном отваре кипятят нити 30 минут, затем нити прополаскивают и сушат.

Отбеливание тканей . Простой способ отбеливания — нагревание нитей в мыльном растворе. Мокрые мотки неудачно окрашенных нитей опускают в теплую мыльную воду и, непрерывно помешивая, нагревают (но не кипятят). Время от времени раствор сливают и заменяют новым, пока нити не приобретут нужный цвет.

Еще один рецепт. На 1 л воды берут 5 г 3%-ной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта. Мотки замачивают в воде с добавлением питьевой соды или нашатырного спирта (20 г на 8 л воды), опускают в раствор на 30 — 40 минут и после этого тщательно промывают в чистой воде. Перед последним полосканием в воду добавляют 9%-ный столовый уксус (1 ст. л. на 1 л воды).

Какие цвета получаются при смешивании красок

Смешивающиеся цвета

Полученный цвет

Желтый и красный

Оранжевый

Фиолетовый и красный

Красно-фиолетовый

Синий и красный

Фиолетовый

Зеленый и красный

Коричневый

Серый и красный

Темно-красный

Фиолетовый и желтый

Оливково-коричневый

Синий и желтый

Серый и желтый

Гороховый

Желтый и зеленый

Светло-зеленый

Фиолетовый и зеленый

Зеленовато-коричневый

Синий и зеленый

Сине-зеленый

Коричневый и зеленый

Оливковый

Серый и зеленый

Серо-зеленый

Фиолетовый и синий

Сине-фиолетовый

Коричневый и синий

Темно-коричневый

Серый и синий

Серо-синий

Коричневый и фиолетовый

Темно-коричневый

Серый и фиолетовый

Серо-фиолетовый

Желтый и коричневый

Желто-коричневый

Красный и коричневый

Красно-коричневый

Серый и коричневый

Коричневый

Красный и фиолетовый

Красный и голубой

Сиреневый

Голубой и желтый

Салатный

Брак при окраске изделий, его предупреждение и устранение

В некоторых случаях вещи могут быть неравномерно или недостаточно окрашены, иметь пятна, изменять окраску от стирки, трения, света и т. д.

Все эти виды брака появляются от плохой подготовки ткани к окраске, неправильного выбора красителей, несоблюдения надлежащих условий при крашении и недостаточного промывания ткани. Брак зависит также от состояния ткани (изношенности, потертости, повреждения различными едкими веществами и т. д.). Избыток красителя и плохая его растворимость, применение жесткой воды, сокращение времени окраски, несоблюдение температурных условий, отсутствие закрепления (для некоторых красителей) понижают прочность окраски. Недостатки можно частично устранить дополнительным полосканием, стиркой с мылом или другими моющими средствами.

♦ Для ношеных вещей необходимо применять те красители, которые отличаются хорошей выравнивающей способностью. Неровная окраска получается при слишком быстром нагревании красильного раствора, более высокой температуре, чем это требуется для данного красителя, недостаточном перемешивании жидкости и вещей, при малом количестве красильного раствора, всплывании изделий, загрузке их в сухом состоянии и т. д.

♦ Если вещи после крашения плохо отполощены и оставлены в неотжатом виде, появляются затеки, дающие неравномерную окраску на обсыхающих частях.

♦ Пятна на вещах образуются от загрязненной посуды, применяемой при крашении, при складывании изделий размой окраски вместе и т. п.

♦ Если в бак загружено много вещей, они красятся в сжатом состоянии, при этом получаются складки, помятые места, которые трудно расправляются и иногда не разглаживаются. Такой брак называется заломом. Залом может появляться также при быстром остывании вещей во время прополаскивания, если сразу после окраски опустить их в холодную воду.

♦ Для устранения залома изделия смачивают горячей водой с небольшим количеством нашатырного спирта, сушат их в растянутом состоянии и гладят тяжелым утюгом.

♦ Пятна, полученные при неровном окрашивании шерстяной ткани, иногда можно удалить кипячением в растворе сульфата натрия (глауберовой соли).

♦ При полоскании ткани после окраски необходимо проверить, удален ли избыток красителя, иначе вещи будут пачкать белье.

Крашение натуральными красителями - древнее искусство, которое переживает в последние десятилетия новый рассвет и входит в моду в разных кругах.

Я не химик, и натуральными красителями начала заниматься недавно, поэтому буду писать по простому, как практик. Поэтому заранее прошу прощения у профессиональных химиков, если в тексте будут какие-то смысловые ошибки о технологии крашения, обычно такие вещи раздражают профессионалов, знаю по себе:).

Постараюсь описать общие принципы работы с красителями, самые простые и распространенные красители, которые использовала самостоятельно, чтобы их можно было применить любому заинтересовавшемуся этим ремеслом.

В первую очередь натуральное крашение популярно зарубежьем, в странах Европы, в среде сторонников экологического движения, среди историков - реконструкторов, среди любителей всего натурального опять же зарубежем.
У нас в стране мне пока не попадалась информация о фирмах, или людях - не реконструкторах, которые бы занимались натуральным крашением, ну разве что обрывочная информация о лабораторных опытах в классах с уклоном на химию.

Изначально древние и не очень древние люди для крашения использовали те растения, которые произрастали в данной местности, под влиянием развития торговых путей и моды появлялись новые красители, новые цвета.

Общая информация - для окраски натуральными красителями стоит использовать только натуральные ткани, желательно чтобы в составе был 1 материал, то есть только хлопок, только лен, только шелк, или только шерсть.
Разные материалы по-разному впитывают краситель, и цвет может получится неровным, если ткань смесовая, а синтетика не красится практически никакими растительными красителями.
Крашение натур.красителем - это химические процессы, поэтому для хорошей окраски имеет значение масса факторов - температура воды, кислотность воды, свежесть раствора для окраски, время прокраски, наличие или отсутствие закрепителя (обычно это квасцы, например алюмокалиевые), посуда, в которой красят, чистота ткани.

Если что-то сделать неточно, ничего страшного не произойдет, но есть риск получить другой оттенок цвета, тусклый и малопривлекательный цвет, или просто слабый цвет.
Любое КНК (крашение натуральным красителем) стоит начинать с маленького образца и маленькой порции красителя. Так вы получите опыт покраски, а так же убедитесь в составе ткани, а так же при необходимости в чистоте красителя (что актуально в случае индиго). Если в составе ткани есть синтетика, то цвет будет неровный, бледный, или вообще будут белые пятна.

Добавлю, это не самое дешевое и быстрое развлечение.
Технология крашения включает в себя:
- подготовку воды - вода желательно должна быть мягкая, хотя можно взять обычную из под крана, или кипяченую
- подготовку сырья для покраски - купили, измельчили, замочили, нагрели или прокипятили
- подготовку ткани - ткань постирать, чтобы была чистая, причем лучше мылом, стиральный порошок может повлиять на цвет, при необходимости отделить, и замочить на несколько часов, чтобы напиталась водой - для лучшей окраски
- посуда должна быть металлическая или эмалированная. Ни в коем случае ни алюминиевая. При покраске ткани посуда должна быть в 20 раз больше веса ткани. Если взять посуду меньше - может быть окраска пятнами, то есть неровная. При покраске ниток посуда может быть поменьше. В любом случае при покраске нужно постоянно помешивать посуду с красителем и тканью или нитками.
- некоторые НК (натуральные красители) не требуют закрепления, то есть они дают стойкий цвет даже при длительном кипячении или вымачивании без дополнительных химических веществ.
-некоторые НК при добавлении закрепителей, или квасцов дают другой цвет, более насыщенный, яркий, стойкий, поэтому в краску добавляют квасцы
- в качестве закрепителя чаще всего используются алюмокалиевые квасцы, медный или железный купорос, и много других веществ, которых сложно найти и купить, поэтому указываю именно эти. Так же как закрепитель можно пробовать использовать соль, соду, уксус.
- окрашеную ткань или нитки после окраски выжимают аккуратно, и подвешивают, чтобы вода стекла, и нитки высохли.

Натуральные красители бывают разной стойкости, некоторые смоются за сезон, некоторые могут держаться столетиями. Я постараюсь указать устойчивые.
В большинстве своем натуральные красители менее яркие, насыщенные, или же окраску нужно повторить несколько раз для получения желаемого цвета.
Проще всего получить желтый, коричневый, серый, оттенки бордового и сиреневого цветов.
Зеленый, красный, синий, а так же хороший черный получить сложнее.

Зеленый можно получить, например, корой дуба с железоаммонийными квасцами, или некоторыми видами мхов с квасцами. или сочетанием синего и желтого красителя.Черный так же можно получить, например, дубом с железным купоросом.
Примеры:
сверху - некрашеный шелк
слева с низу - крашение шелка дубовой корой и луковой шелухой
справа в низу - ягоды жимолости

потом мне захотелось поэкспериментировать, желтый - это очень быстрое крашение белого шелка в коре крушины, а зеленый - ягоды жимолости покрасила сверху той же крушиной и закрепила купоросом, получился зеленый, но не очень насыщенный


при окраске мокрые нитки гораздо темнее, чем сухие, например зеленый шелк мокрый выглядел почти черным

Синий дает индиго, вайда красильная. Индиго найти сложнее, и с ним тяжело работать, нужны дорогие химикаты, и кроме того его часто подделывают.
Красный дают кошенильные жучьки, корни марены красильной - которые тоже тяжело найти и не просто получить нужный цвет.
У меня синий и красный пока не получались.

Вообщем натуральное крашение вещь интересная, увлекательная, но иногда непредсказуемая.

Я в работе пробовала:
- кору крушины - коричневый или желтый
- кору дуба - коричневый или черный с квасцами
- траву пижмы - желтый на хлопке или льне с квасцами
- цветы ромашки - желтый с квасцами
- цветы календулы - оранжевый с квасцами
- кожуру грецкого ореха - коричневый
- шелуху лука - коричневый, оранжевый, желтоватый, можно с квасцами
- ягоды черники - фиолетово-синий, можно с квасцами
- ягоды жимолости - фиолетово-сиреневый
- марена красильная - красно-кирпичный, можно с квасцами
- шкурки граната - светло-коричневый, без квасцев
- листья березы - светло желтый

Много пока не красила, но из того, что получалось - получались такие цвета

шкурки граната

ягоды жимолости разного времени крашения

первый - дуб, все остальные - лук, разного времени окраски

с лева на право
жимолость+крушина
2 шт. крушина с разными закрепителями
2 шт. крушина
дуб с купоросом
дуб

Лен, хлопок, шерсть или шерсть одними и теми же красителями дают разные оттенки.
Ткань и нитки одного состава так же могут иметь разные оттенки.
Натуральное крашение - это всегда эксперимент.У меня в планах крашение натуральными местными красителями, и поиск наиболее стойких, и интересных по цветам и оттенкам.
Если кому-то будет интересно, могу покрасить что-то на заказ, только никак с ценой этой работы определится немогу

(105341) - Синицына С., 06.12.2007 г.

В домашних условиях далеко не все ткани можно хорошо окрасить. Почти невозможно добиться ровной окраски, даже в темный цвет, тканей, с набивным цветным или белым рисунком, пестротканых и пестровязаных изделий, а также натурального шелкового полотна и чесучи, капрона и нейлона. Сильно и неровно выгоревшие шерстяные вещи можно хорошо выкрасить только в темные цвета - черный, темно-коричневый и темно-синий. Нельзя красить изделия из прорезиненных тканей, так как резина не выдерживает высокой температуры, а также спортивный нательный трикотаж, так как окрашенная вещь может полинять. Совершенно не окрашиваются ткани из ацетатного шелка, стеклянного волокна и некоторых синтетических валокон (хлорина, нитрона).

Чтобы правильно выбрать краситель , нужно предварительно опpеделить, из какого волокна сделана ткань . Для этого вдоль и попеpек ткани выдергивают по небольшой нити и осторожно поджигают их спичкой: если нить горит быстро, ровно, яpким пламенем с запахом жженой бумаги и оставляет легко рассыпающуюся золу, то это волокно растительного происхождения (хлопковое, льняное) или вискозный искусственный шелк. Ацетатный шелк тоже горит быстро, но на конце нити образует спекшийся твердый шарик темно-бурого цвета; вне пламени горение прекращается. Капрон или нейлон не горят, а плавятся образуя мягкий шарик. Нить из волокна животного происхождения (шерсть, натуральный шелк) горит плохо, на конце нити образуется черный спекшийся шарик, при горении распространяется запах жженого пера.

Происхождение шелковых нитей можно распознать и иначе : нить опускают в ацетон; если это ацетатный шелк или один из видов синтетического волокна, то нить через некоторое время растворится; вискозный и натуральный шелк не растворяются. Можно испытать нить на разрыв в сухом и влажном состоянии. Если влажная нить окажется значительно менее прочной, чем сухая, то это означает, что шелк - вискозный.

Для домашнего крашения вещей из различных тканей имеются следующие виды красителей:
1. Для хлопчатобумажных, льняных тканей и тканей из искусственного (вискозного) шелка.
2. Для шерстяных тканей.
3. Для тканей из натурального шелка.
4. Для всех видов волокон и их смесей, за исключением ацетатного шелка и синтетических волокон, универсальные красители. Универсальные красители применяют для крашения смешанных тканей и во всех случаях, когда есть сомнение в однородности окрашиваемого материала.

Изделия и ткани из натурального шелка требуют вдвое большего количества красителя, по сpавнению с дpугими тканями.

Если вес окрашиваемой вещи соответствует весу, указанном в рецепте на пакете с красителем, то белые вещи окрасятся в тот цвет, который указан на этикетке красителя. При крашении цветных материалов окраска получается иной, так как происходит смешение цветов (например, ткань желтого цвета окрашенная синим красителем, приобретает зеленый цвет). Ниже приводится таблица, по которой можно выбрать краситель для перекрашивания цветных материалов в нужный цвет.

Цвет окрашиваемого материала Цвет красителя Цвет, получаемый при перекраске
Кpасный Синий
Желтый
Коричневый
Зеленый
Фиолетовый
Серый
Фиолетовый
Оранжевый
Красно-коричневый
Коричневый
Красно-фиолетовый
Темно-красный
Синий Красный
Желтый
Коричневый
Зеленый
Фиолетовый
Серый
Фиолетовый
Зеленый
Темно-коричневый
Сине-зеленый
Сине-фиолетовый
Темно-синий
Желтый Красный
Синий
Коричневый
Зеленый
Фиолетовый
Серый
Оранжевый
Зеленый
Желто-коричневый
Желтовато-зеленый
Зеленовато-коричневый
Гороховый
Коричневый Красный
Синий
Желтый
Зеленый
Фиолетовый
Серый
Красно-коричневый
Темно-коричневый
Желто-коричневый
Хаки
Темно-коричневый
Темно-коричневый
Зеленый Красный
Синий
Желтый
Коричневый
Фиолетовый
Серый
Коричневый
Сине-зеленый
Желтовато-зеленый
Хаки
Зеленовато-коричневый
Серо-зеленый
Фиолетовый Красный
Синий
Желтый
Коричневый
Зеленый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Зеленовато-коричневый
Темно-коричневый
Зеленовато-коричневый
Серый Красный
Синий
Желтый
Коричневый
Зеленый
Темно-красный
Темно-синий
Гороховый
Темно-коричневый
Серо-зеленый

Вещи темных цветов можно окрашивать в тот же, но более темный цвет или в черный. В черный цвет можно перекрашивать вещи всех цветов, но перекрашенное изделие будет иметь оттенок первоначального цвета. Для получения более правильного чеpного цвета при перекраске изделий, окрашенных в кpасный бордо и коричневый цвета, на каждый пакет черного красителя надо добавить 1/3 пакета зеленого или темно-зеленого красителя. При перекраске зеленых материалов на 1 пакет черного красителя надо добавить 1/5 пакета фиолетового красителя.
При отсутствии универсальных красителей, смешанные ткани можно окрашивать красителями для хлопчатобумажных тканей следующих цветов: бордо, темно-синий, кубовый, зеленый, темно-зеленый, коричневый, темно-коричневый, черный.

Натуральный шелк красят не только специальными красителями, но и красителями для хлопчатобумажных тканей в оранжевый, красный, бордо, вишневый, фиолетовый, электрик, голубой, васильковый, темно-зеленый, темно-коричневый, черный цвет и красителями для шерсти - в синий и темно-синий цвет.

Так как ткани вырабатываются из многих видов различных волокон, а также из смешанных волокон, и определить, из какого волокна сделана ткань, трудно, то в сомнительных случаях перед крашением всей вещи следует испробовать действие красителя на небольшом кусочке ткани, опустив его в горячий раствор на 5-10 минут.

Подготовка посуды и воды для крашения

Красить вещи следует в совершенно чистой эмалированной посуде. В случае применения оцинкованной или алюминиевой посуды перед крашением следует тщательно очистить ее от накипи. Для крашения шерсти алюминиевая посуда мало пригодна (она травится). Посуда должна быть такой емкости, чтобы в ней можно было свободно уложить материал, не уминая его, и чтобы в течение всего времени крашения он был покрыт красильным раствором. Чем больше объем красильного раствора, тем ровнее окрасится материал.

Для крашения лучше брать мягкую дождевую или снеговую воду. Жесткую воду предварительно надо умягчить содой или нашатырным спиртом (для крашения шерсти - уксусом), мутную воду - отстоять.

Для переворачивания материала во время крашения необходимо иметь 2 гладкие деревянные палки, достаточно прочные, чтобы они могли выдержать вес мокрого материала.

Подготовка тканей, пряжи, изделий к крашению

Ткани и изделия перед крашением очистить от пятен и выстирать. С новых хлопчатобумажных и льняных тканей удалить слой крахмала, прокипятить их в мыльно-содовом раствоpе 30-45 минут (кипячению подвергают также хлопчатобумажную пpяжу). С шерстяной и полушерстяной пряжи удалить излшний жир, промыв ее в течение 30 минут в мыльно-содовом раствоpе (25 г соды и 25 г высокосортного мыла на 10 л воды) пpи темпеpатуре 40-50° или в растворе нашатырного спирта (50 г 25% нашатырного спиpта на 10 л воды) при тех же условиях. Все вещи, подвеpгающиеся химической чистке, стирке или выварке перед крашением освободить от остатков pаствоpителей, мыла, соды, хорошо прополоскав их в теплой воде. После химической чистки лучше их отутюжить. Вещи, с которых не удается удалить пятна, можно перекрашивать только в очень темные цвета.

Металлические пуговицы, крючки и украшения перед крашением отпороть, чтобы избежать образования ржавых пятен. Мотки шерстяной пряжи перевязать в нескольких местах, чтобы они не запутались, при их переворачивании, и нанизать их из веревку. При крашении вещей с подкладкой подкладку в нескольких местах подпороть, чтобы вещи не всплывали. Вещи которые после перекраски будут перешиваться, красить в распоротом виде.

Приготовление красильного раствора

Необходимое количество красителя высыпать в небольшую посуду и понемногу, постоянно помешивая, подливать кипяченую теплую воду до образования жидкой тестообразной массы без комков. Затем, продолжая помешивать, состав долить горячей кипяченой водой из расчета 0,5 л воды на 1 пакет красителя. Полученный раствор процедить через чистую тряпочку, вылить в посуду для крашения, предварительно заполненную теплой (40-50°) водой, и размешать.

Крашение

Подготовленный к крашению материал, перед крашением замочить в теплой воде , слегка отжать, тщательно расправить и опустить в красильный раствор. Чтобы окраска получилась ровной, во время крашения нужно поворачивать материал как можно чаще, пользуясь для этого двумя палками: одной палкой поддеть красящуюся вещь и поднять ее над посудой, другой - слегка расправить складки, поддеть другой конец вещи и опустить ее опять в посуду. При добавлении в кpасильный раствор соли, уксуса или красителя материал следует обязательно приподнять из раствора и раствор хорошо pазмешать. Мотки шерстяной и хлопчатобумажной пряжи, нанизанные на веревку, концы которой при крашении должны лежать на краях посуды, вытащить за веревку, разровнять палкой (чтобы нитки прокрасились внутри мотка) и снова опустить в посуду. Тонкие шелковые вещи перемешивать осторожно чтобы не повредить их.

Крашение тканей и изделий из хлопка, льна и искусственного (вискозного) шелка

В подогpетый до 40-50 гpадусов С кpасильный pаствоp положить окpашиваемое изделие и постепенно нагревать раствор до слабого кипения. Чеpез 15-20 минут после начала кипения, при размешивании, влить раствоp соли (2 ст. ложки, разведенные в 2 л горячей воды, на 1 пакет кpасителя) и пpодолжать крашение при слабом кипении еще 30-40 минут. Затем снять с огня и красить еще 30 минут в остывающем красильном pаствоpе, не прекращая пеpемешивания. Окрашенное изделие вынуть, дать жидкости стечь и хоpошо пpополоскать. Соль можно всыпать непосpедственно в кpасильный раствор, но в этом случае окрашиваемую вещь следует обязательно вынуть и опустить ее только через 3-5 минут, когда вся соль растворится.

При крашении в светлые тона соли кладут вдвое меньше (1 ст. ложку на 2 л воды). Если есть возможность измеpить температуру красильного раствора, то крашение лучше вести при 80-90 гp С, а не при кипении. Ткани и изделия из искуственного шелка красят таким же образом, но раствор подогревают до 30 гpадусов, крашение ведут при 60-70° (как терпит рука). Поваренной соли не добавляют.

Крашение шерсти, и шерстяных изделий

В красильный раствоp при размешивании добавить на каждый пакет красителя 1 ст. ложку уксусной эссенции или 1,5 стакана столового уксуса и 1 ст. ложку поваренной соли, растворенной в 1 л воды. Опустить окрашиваемое изделие и постепенно нагревать раствоp до кипения. При кипении красить в течение 1 часа. Если после часа кипения раствор еще сильно закрашен, а материал окрашен недостаточно, то красильный раствор нужно немного остудить, добавить половинное количество (от ранее взятого) уксуса и красить при кипении еще 30 минут. Окрашенный матеpиал охладить в растворе, не прекращая перемешивания, вынуть, дать жидкости стечь и хорошо прополоскать.

Крашение тканей и изделий из натурального шелка и полушелка

В 1 л горячей воды растворить поваренную соль (1 ст. ложку на 1 пакет красителя) и при размешивании влить в кpасильный раствор, опустить окрашиваемую вещь и постепенно нагревать в течение 30-45 минут, затем прекратить нагревание и красить еще 30 минут в остывающем красильном растворе, не прекращая перемешивания. Окрашенное изделие вынуть, дать жидкости стечь и хорошо прополоскать.
По этому способу натуральный шелк и полушелк можно окрашивать не только специальными красителями, но и некотоpыми кpасителями для хлопчатобумажных тканей.

Крашение полушерстяных тканей и изделий

Полушерстяные ткани красят "универсальными красителями" и некотоpыми красителями для хлопчатобумажных тканей по способу, описанному для крашения натурального шелка, но с двойным количеством поваренной соли.
Пpи более низкой температуре сильнее окрашиваются растительные волокна, а при более высокой (в особенности пpи кипении) сильнее окрашиваются животные волокна. Поэтому после окончания крашения при кипении надо взять образец окрашенной ткани, высушить его под утюгом и проверить равномерность окраски нити из шерсти и хлопка. Если цвет шерстяных нитей окажется светлее бумажных, то следует продолжить крашение при кипении до тех пор, пока вещь не окрасится равномерно. Если и при продолжительном кипячении (45 минут - 1 час) не удается выровнить окраску, добавить 1/2 ст. ложки уксусной эссенции и красить еще 15 минут, крашение в остывающем красильном растворе в этом случае необязательно. Если шерстяные нити окрасятся сильнее хлопчатобумажных, крашение при кипении прекратить и красить в остывающем растворе до тех пор, пока окраска не выровнится. В случае, если окраска все же не выровнится, добавить немного красителя и красить при температуре 60-70° еще 30 минут.

Обработка окрашенного материала и изделий

Выкрашенную вещь хорошо прополоскать в теплой воде, меняя ее до тех пор, пока она не станет чистой. Затем, окрашенное изделие промыть в холодной воде. Натуральный шелк после прополаскивания в холодной воде следует еще прополоскать в холодной воде с уксусом (на 5 л воды 1 ст. ложка уксусной эссенции или 1/4 л столового уксуса). Тяжелые и крупные вещи следует прополаскивать особенно тщательно.

Промытый материал отжать как можно лучше и высушить. Изделия из шелка выкручивать нельзя. Шерстяные, шелковые и трикотажные вещи для просушивания не следует вешать: от этого они растягиваются и теряют форму, могут также образоваться "затеки". Такие вещи лучше закатать в чистое полотенце или простыню и несколько раз отжать. Отжатую вещь разложить, и растянуть по форме и в таком виде сушить. Легкие вещи можно сушить на плечиках. Окрашенные материалы и изделия не рекомендуется сушить у печки и на солнце.

Причины неудовлетворительной окраски и способы исправления ее

При крашении в домашних условиях окраска часто получается неровной, с пятнами, непрочной. Большей частью это происходит от неправильного выбора красителя, нарушения правил крашения и плохого состояния окрашиваемых вещей.

Неровная окраска главным образом является результатом плохого перемешивания , недостаточного объема красильного раствора, всплывания материала при крашении, неравномерно выцветшей первоначальной окраски, неудаленных с изделия пятен от различных загрязнений и использования грязной посуды для крашения.

Окраска вещей из хлопчатобумажных и вискозных тканей может выровниться при нагревании их в мыльном растворе в течение 30-40 минут, в случае необходимости - при повторном перекрашивании. На шерстяных вещах окраска выравнивается при нагревании их в растворе нашатырного спирта (50 г на 5 л воды) в течение 30 минут при температуре 40-50°. Если вещь после окраски линяет, ее надо дополнительно промыть или выстирать для удаления излишнего красителя.

Синицына Светлана для Воструха.ру

Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.

Подготовка материалов

Прежде чем приступить к росписи, определитесь с выбором техники и подготовьте все, что понадобится в работе. Сам шелк для усадки нужно выстирать в теплом (не выше 30°С) мыльном растворе и просушить. Затем прогладить утюгом, немного увлажнить и натянуть на рамку.

Из тканей можно использовать фуляр, шифон, эксельсиор, крепдешин, туаль или любой другой натуральный шелк. Тонкие шелка расписывать легче, обычно они более гладкие, быстрее высыхают и впитывают краски. По тем же причинам исправить на них какие-то ошибки практически невозможно.

Краски бывают двух типов: на водной и спиртовой основе. Спирт высыхает мгновенно - это вариант для тех, кто красит быстро, поэтому новичку лучше использовать краски, разводящиеся водой.
Чтобы надолго сохранить яркость красок, используйте дистиллированную воду, водопроводная со временем может испортить цвета.

Техники росписи по шелку. Горячий батик

Понадобятся:

  1. кисти для краски (акварельные вполне подойдут);
  2. чантинг или тонкие кисти из щетины - для воска;
  3. вода (2 емкости для чистки кистей и смачивания шелка);
  4. краски для батика;
  5. большая кисть для нанесения воды на шелк;
  6. палитра или белое блюдце;
  7. ватные шарики для удаления избытка влаги;
  8. небольшая электроплита, на которой будет греться воск;
  9. исчезающий маркер для ткани;
  10. воск или парафин.


Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.

Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.

Повторив такую очередность несколько раз, вы получите множество оттенков. После просушки последнего слоя краски уложите шелк между старыми газетами и прогладьте утюгом, меняя верхний слой до тех пор, пока воск не перестанет пачкаться.

Холодный батик (техника «Гутта»)

Понадобятся:

  1. резерв - специальный резиновый клей, продается в небольшом флаконе с тонким носиком;
  2. кисти;
  3. краски;
  4. вода (2 емкости);
  5. исчезающий маркер.

Эта техника похожа на предыдущую, но гораздо легче в исполнении. После закрепления шелка на него маркером наносится рисунок. Затем контур обводится резервом, а после его высыхания шелк увлажняют, и можно приступать к покраске. Важно, чтобы рисунок был замкнутым, иначе краска растечется.

Акварельная техника

Натянутый шелк надо хорошо смочить водой и размашистыми штрихами быстро нарисовать какую-то картину. В акварельной технике нет никаких ограничителей для красок, поэтому они будут растекаться, смешиваться и образовывать новые цвета. Для этой техники хорошо подходят природные мотивы или причудливая абстракция.

Узелковая техника

Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.

Техника «Шибори»

Очень разнообразная по исполнению техника, немного похожа на «узелковую» и иногда выполняется только в одном цвете.

Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.

Второй способ. Влажную ткань складывают в выбранном порядке, например «гармошкой», зажимают между тонких досочек и вместе с ними туго связывают резинками. Красить можно как кистью, так и погружением в краску.

Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.

Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.

Солевая техника

На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.

Закрепление красок

После любого из перечисленных способов окрашивания краски нужно закрепить согласно инструкции, обычно это утюжка или пропаривание. Постирать в теплой и в холодной воде, чтобы удалить излишки краски, а затем просушить и отгладить.

Как пропаривать?

Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!

Перед покраской обязательно постирайте ткань. Лучше это сделать вручную. Растворите в ведре воды 250 г высококачественного мыла. Можно воспользоваться и стиральной машиной, если у нее есть режим «Деликатная стирка». В этом случае используйте специальные моющие средства, предназначенные для стирки изделий. Тщательно прополоскайте и отожмите ткань.

Окрашивать лучше всего специальными красками для батика. Продаются они обычно в магазинах товаров для художников, однако иногда встречаются и в крупных хозяйственных. Можно их приобрести и через интернет-магазин. К набору красок обычно прилагается инструкция, и отступать от нее не стоит. Разведите краску в эмалированной или пластмассовой посуде.

Опустите в емкость с красителем изделие. Время зависит от желаемой интенсивности. Светлую ткань, которой вы хотите придать не очень густой оттенок, можно просто опустить в раствор. В других случаях подержите изделие подольше. Следите, чтобы оно полностью погрузилось в краску.

Прополоскайте изделие. Разложите его на горизонтальной поверхности, можно даже на пол, постелив ненужную простыню. Вешать не рекомендуется, поскольку образуются некрасивые потеки.

Если вам не очень нравится однотонное изделие, и вы хотели бы получить причудливые узоры, используйте один из следующих способов. Например, перед погружением в раствор завяжите изделие узлами в нескольких местах. Участки, находящиеся внутри узлов, не окрасятся. Можно расписать изделие в технике батик.

Перед тем как , шелк лучше прополоскать не в обычной, а в соленой воде. Вам понадобится еще рама, в магазинах художественных товаров продаются специальные, но в принципе подходит любая, на которую можно натянуть ткань, в том числе и достаточно большие пяльцы. Использовать можно как живописные приемы, так и роспись с помощью трафарета. Последний способ хорош для не очень опытных художников – излишки краски останутся на картоне. Для того чтобы краски лучше держались, после окрашивания прогладьте ткань.

Вне зависимости от того, окрашиваете ли вы ткань в один цвет или наносите роспись, ее потребуется второй раз прополоскать. Сделайте это после того, как она высохнет. В воду добавьте немного уксуса. Это сделает окраску более стойкой.

Несмотря на большой выбор красок в магазинах, естественные красители не теряют популярности. Однотонное и к тому же сильно выцветшее изделие можно обновить с помощью черники, черноплодной рябины, аира, луковой кожуры, крепкого чая или даже марганцовки. Но учтите, что чай дает бежевый оттенок. Для ткани более темных тонов применять его не имеет смысла. То же самое касается аира - он дает розоватый оттенок, довольно светлый. Наиболее надежна черника, дающая глубокий сине-фиолетовый цвет.

Процесс окрашивания естественными красителями мало чем отличается от обработки шелка специальными красками. Изделие точно так же нужно выстирать, прополоскать и сушить на горизонтальной поверхности. Главное – раствор. Заварите 200 г чая в ведре воды. Дайте остыть до температуры 55-60°С, после чего погрузите ткань в раствор на несколько минут.

Из черники сделайте настой. Соотношение ягод и воды примерно 200 г на 1 л. Залейте ягоды кипятком, дайте постоять, пока вода приобретет темно-синий оттенок. Тщательно сцедите чернику. Опустите ткань в настой.

Луковой шелухи потребуется много. Ее предварительно сушат, затем варят и сцеживают. Отвар остудите и погрузите в него ткань. Дальше поступайте так, как и при любом другом способе. Естественные красители хороши еще и тем, что после них в уксусной кислоте полоскать не обязательно.