Основы воспитания сознательной дисциплины у детей. Перестаньте беспокоиться о плохом поведении малыша на публике

Наталья Седова
Как привить ребенку дисциплину.

Современные дети отличаются от предыдущих поколений. На них не действует тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье. Они почти не реагируют на принуждение, нотации, наказания, запреты или другие общепринятые методы воспитания. На современных детей не действуют даже телесные наказания.

На что они откликаются, так это на уважение - уважение к ним как к разумным личностям, на уважение к их проблемам, к их праву выбора. Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать ребенка - общаться с ним!

Хороша идея о том, что надо не воспитывать ребенка, а сотрудничать с ним. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Дети копируют нас, так пусть же нам будет приятно смотреть на свои копии.

Памятка родителям.

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомниться в этом.

2. Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Старайтесь внушить ребенку веру в себя и свои силы.

5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Как привить ребенку дисциплину.

Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: "Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, собери игрушки" Ключевым моментом является просьба о помощи.

Сообщайте детям заранее, что они должны подготовиться к какому – либо занятию (например, к обеду) через пять минут.

Предоставляйте детям как можно больше возможностей для выбора. Если ребенок, обычно не идет к столу обедать, скажите, что у него есть выбор, когда прийти: через одну минуту или через две.

Всякий раз объясняйте детям, почему вы хотите, что бы то или иное дело было сделано.

Давайте им только одно задание на определенный период времени, чтобы они не были перегружены большим количеством распоряжений.

Посидите с детьми и обсудите, каковы будут ответные меры на их плохое поведение. Например: "У тебя есть привычка разбрасывать вещи по дому, я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи?" и в дальнейшем придерживайтесь совместно достигнутого договора.

Выделите стул или тихий уголок для "тайм-аутов", куда ребенок будет отправлять в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно игрушек и всяких интересных вещей.

Если ребенок расшалился, вы можете попросить его успокоиться на счет «три». Если вы досчитали до трех, а он не успокоился, следует определенное наказание.

Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не читайте нотаций, не спорьте с ним. Дети должны знать, что любое действие имеет последствия. Если ребенок кричит или ведет себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан. Вы можете завести карту со звездочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение (например, поездка куда-нибудь)

Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям "Я рада, что ты. " "Это здорово, что ты. "

Попросите ребенка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: "Ваня, нехорошо ходить по комнате в уличной обуви. Как нужно вести себя по-другому?" Ваня снимает ботинки. "Спасибо. Я знала, что ты можешь это сделать. Так лучше"

Дети чувствуют себя в большей безопасности, когда имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят, играют.

Не забывайте быть последовательны, даже если чувствуете, что вам не хватает сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае дети поймут, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому что эти правила все время меняются.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательны в жизни ребенка, но их не должно быть слишком много.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (движение, познание, упражнения)

Правила обязательно согласуются взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

О наказаниях и поощрениях.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль быть поощрением.

Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое им оказали родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Использованы материалы из книги Е. В. Шитова "Работа с родителями"

Введите e-mail адрес:

Родители часто жалуются на то, что методы дисциплины, которые они успешно применяли тогда, когда их дети были совсем еще маленькими, оказываются неэффективными для детей 10-12-ти лет. Последствия плохого поведения (своего рода наказания), выполнения которых они требуют от ребенка, приводят к тому, что он начинает вести себя еще более вызывающе, и любые попытки его обуздать заканчиваются криками. Ребенок отказывается делать домашнюю работу и хочет только гулять с друзьями и играть в компьютерные игры.

Предподростковый возраст приносит проблемы большинству родителей. В этом возрасте поведение детей в значительной степени обусловлено их стремлением добиться уважения сверстников, и такое стремление часто вступает в противоречие со стандартами, которые мы задаем у себя дома.

В то же время мы теряем уважение по умолчанию, которое испытывают по отношению к своим родителям большинство маленьких детей, и нам приходиться добиваться его снова. Родители, которые в целях контроля поведения детей полагаются на наказание (в том числе тайм-ауты и последствия), понимают, что такие методы неэффективны для детей в возрасте 10-12-ти лет. Более того, мы начинаем понимать, что не можем контролировать своих детей, когда они находятся вне нашего поля зрения, что происходит очень часто. Наша единственная надежда сохранить свой авторитет - это заслужить его.

К сожалению, если до этого момента мы полагались на наказание, это означает, что мы не закладывали основу хорошего поведения ребенка в предподростковом возрасте. Такая основа включает в себя прочные взаимоотношения между родителями и ребенком, его желание сотрудничать с ними, а не огорчать их. Эта основа также включает в себя умение сопереживать чувствам других людей, которое помогает ребенку управлять собственными эмоциями и тем самым регулировать свое поведение. К сожалению, традиционное воспитание, предполагающее наказания, по факту разрушает взаимоотношения между родителями и детьми, вследствие чего они становится менее мотивированными на сотрудничество. Наказание не помогает детям учиться регулировать свои эмоции и развивать способность к самодисциплине . И наоборот, у детей, которых не наказывают, а с любовью направляют на изменение поведения и решение проблем, раньше развиваются навыки самодисциплины и твердые моральные ценности .

Поэтому гораздо полезнее воспитывать ребенка с помощью уважительного и позитивного наставничества с самого раннего возраста. Это поможет ему вырасти уважающим других людей, внимательным, ответственным, дисциплинированным и восхитительным молодым человеком.

Но что делать, если вы использовали наказания (например, последствия), и ваш ребенок в свои десять лет ведет себя вызывающе и неуважительно? Никогда не поздно изменить методы дисциплины , но лучше это сделать как можно раньше. Вот несколько советов по этому поводу.

1. Начните разговаривать с ребенком уважительным тоном

Если вы кричите, остановитесь. В самом деле. Дети теряют уважение к родителям, которые постоянно повышают голос. Своими криками вы учите их тому, что это подходящий способ выражать эмоции и решать проблемы, поэтому дети тоже начинают кричать. Родителям обычно не нужно повышать голос, чтобы привлечь внимание ребенка, если между ними сложились хорошие отношения.

2. Сосредоточьтесь на укреплении отношений

Чтобы, когда вы устанавливаете ограничения («Сначала домашняя работа, а потом телевизор!») или высказываете пожелание («В этом доме мы общаемся только культурно»), ребенок охотно шел на сотрудничество. Ежедневно проводите время один на один с каждым ребенком и при этом больше слушайте, чем говорите. Если ребенок «слишком занят», чтобы пообщаться с вами, сделайте ему массаж ступней и наладьте контакт, разделив его увлечение, например, послушайте вместе с ним его любимую музыку. Вы не сможете оказывать влияние на ребенка, если он не полюбит вашу компанию.

3. Договоритесь с ребенком о нерушимых семейных правилах

Их не должно быть слишком много. Определите главные и придерживайтесь их, например, правила разговора уважительным тоном, выполнения домашней работы и ограничения на просмотр телевизора и использование компьютера. Обсудите эти правила всей семьей и заключите соглашение. Один из способов побудить ребенка предподросткового возраста сотрудничать - предоставить ему возможность высказать собственное мнение.

4. Прекратите оберегать ребенка от естественных последствий его поступков

Когда мы беспокоимся о нашем ребенке, то часто вмешиваемся, чтобы защитить его от естественных последствий. Поэтому, если ребенок забывает принести в школу и отдать учителю разрешение родителей на поход или поездку всем классом на экскурсию, нужно помочь ему придумать, как научиться правильно готовиться к школе и ничего не забывать. Но если ребенок все же забывает что-то, он получает неоценимый урок. Не выручайте его в такой ситуации.

5. Прекратите наказывать ребенка

Самодисциплина развивается тогда, когда ребенок сознательно выбирает отказ от чего-то в пользу того, что он хочет больше. Чего же дети хотят больше всего? Дети хотят следовать за родителями, брать с них пример и иметь хорошие отношения с папой и мамой. Поэтому сосредоточьтесь на отношениях, а не на наказании.

«Если ты не сделаешь домашнюю работу, я заберу у тебя телефон», - так родитель естественным способом выражает свое беспокойство о ребенке. Но такой подход приводит к некоторым непредвиденным последствиям, которые вредят ему. Во-первых, ребенок чувствует над собой контроль и может высказывать вам свое возмущение. Во-вторых, он не принимает на себя ответственность за собственное поведение - он просто во всем винит вас.

Что, если вместо этого вы проявите сочувствие, зададите ребенку несколько вопросов и поможете задуматься о последствиях его действий?

  • «Я вижу, что утром ты очень старался и спешил выполнить домашнее задание по математике... Ну, кому может понравиться такая спешка? Правда ведь? Давай попробуем делать домашнюю работу накануне вечером, чтобы утром ты чувствовал себя спокойнее».

Естественный результат невыполнения домашней работы накануне вечером - это спешка и стресс ребенка при выполнении ее утром. Если вы поможете ему понять это, ребенок, вооруженный этим знанием, охотнее возьмет на себя ответственность за выполнение своей работы вовремя.

6. Учите ребенка исправлять свои ошибки

Вы обеспокоены тем, что с ребенка ничего нельзя «спросить»? Познакомьте его с понятием «возмещение ущерба или исправление содеянного». Это не последствие (наказание), на которое вы указываете. Это попытка заставить ребенка задуматься, что он может сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Например, если ребенок нагрубил своей сестре, то должен сделать что-то, чтобы загладить свою вину и наладить взаимоотношения с ней. Если он что-то ломает, пусть возместит часть средств на замену поломанной вещи из своих карманных денег. Но помните, что если вы придумали способ возмещения ущерба и силой пытаетесь навязать его ребенку, это не будет иметь никакого смысла. Лучше сделайте так, чтобы исправление своей ошибки стало для ребенка возможностью укрепить свою

Воспитание ребенка – сложное и очень ответственное дело. Каждые родители сталкиваются с недисциплинированностью и рассеянностью своего ребенка. Но как быть в такой ситуации, особенно, если она постоянно возникает? Решение есть и заключено оно в некоторых психологических и педагогических приемах. Конечно, многое в успешном конечном результате зависит от заботливости, наблюдательности и внимательности родителей, которые могут помочь разрешить эту постоянно возникающую проблему. Итак, поговорим о том, как прививать дисциплину, если ребенок рассеян.

Излишне внимательный или рассеянный?

Есть дети, которых характеризуют лишь два слова. Это медлительность и рассеянность. В этом случае подразумевается, что единственной причиной медлительности является рассеянность. Но мало кому приходит на ум, что причина может скрываться в избыточной внимательности! Это означает, что ребенок замечает гораздо больше других детей и взрослых, из-за чего не может сконцентрироваться на одном предмете или приказе, потому что видит много всего. Для того чтобы помочь такому ребенку, нужно делать ненавязчивые, но постоянные упражнения, помогающие развить усидчивость, концентрацию и сосредоточенность. Для этого есть много психологических упражнений и игр.

Такого ребенка также очень сложно уложить спать. Вам нужно быть внимательными к малышу и ни в коем случае не пускать все на самотек, иначе последствия могут быть очень печальными. Прежде всего, вам самим необходимо сконцентрироваться на том, чтобы уложить ребенка спать. Выключите телевизор и отложите все свои дела, потому что «между делом» у вас ничего не получится. Только по одному давайте ребенку указания. После того, как вы убедитесь, что ребенок вас услышал, переходите к следующему указанию.

Как привить ребенку дисциплину: 5 главных правил

Для того чтобы привить дисциплину рассеянному ребенку, необходимо соблюдать некоторые правила, которых не так уж и много. Итак, давайте рассмотрим 5 главных правил в привитии дисциплины:

  1. Составьте расписание режима на день и строго его придерживайтесь. Оформите свое расписание как можно ярче и красивей и повесьте на видное место. Можете это сделать вместе с ребенком, рассказывая ему о каждом пункте в режиме.
  2. Сформируйте у ребенка стереотипы поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Прививайте ребенку последовательность в действиях каждодневных процедур и будьте сами ему примером в этом. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чтобы он сам с удовольствием выполнял требования. Пообещайте ему поход в зоопарк или в цирк. Но делайте это осторожно, чтобы он слушался не из-за награды, а осознал то, что послушание гораздо лучше, нежели неповиновение и последующее наказание.
  3. Объясняйте и аргументируйте ребенку, почему и что правильно. Когда ребенок будет понимать, что такое хорошо и плохо, вы быстрее сможете привить ему дисциплину.
  4. Обеспечьте своего ребенка положительными и яркими эмоциями, впечатлениями. Пусть у ребенка появится авторитетный пример, которому он захочет следовать. Читайте ему познавательные сказки.
  5. Не убивайте в ребенке веру в чудеса и не забывайте вместе с ним играть в различные игры. В игровой форме ребенок легче сможет понять, что такое вести себя правильно.

Соблюдая все эти несложные рекомендации, вы совсем скоро увидите хороший положительный результат и сможете понять причину былой недисциплинированности и рассеянности ребенка. А потому сможете быстрее узнать, какие методы помогут с этим бороться лучше всего.

Умение правильно и эффективно дисциплинировать ребенка – это целое искусство, которым должны овладеть все родители. Дисциплина – не то же самое, что и наказание. Дисциплина в большей мере касается обучения, а не наказания: вы учите ребенка, в чем разница между добром и злом, что следует уважать права других людей, какие правила поведения приняты в обществе. Все это ради того, чтобы помочь ребенку вырасти любимым, уверенным в себе, дисциплинированным, научить его контролировать свои порывы и не расстраиваться из-за стрессовых ситуаций в повседневной жизни.

Если у ребенка возникают трудности с дисциплиной, очень важно помнить, что это напрямую от вас не зависит. Все дети разные и по типу темперамента, и по уровню развития, именно поэтому одна техника дисциплины может иметь позитивные последствия в работе с одними детьми, но быть неэффективной по отношению к вашему ребенку.

Вы должны понимать, что ваше поведение во время дисциплинирования ребенка определяет его хорошее или плохое поведение в будущем. Если после долгого с ним спора, его истерики или приступа гнева, вы сдадитесь, это может привести к повторению такой модели повеления, с помощью которой он, в конечном счете, добьется своего. Если же вы непреклонны и последовательны, ребенок перестанет в итоге бороться с вами таким способом. Однако некоторые дети считают себя победителями, даже если им удалось отложить выполнение неприятного для них дела хотя бы на несколько минут.

Будьте последовательны в выборе методов дисциплины и наказания ребенка. Это касается всех лиц, присматривающих за детьми. Дети привыкли проверять границы дозволенного, и если вы непоследовательны в их утверждении, вы тем самым поощряете их плохое поведение.

Что нужно знать о дисциплине

  • Сохраняйте спокойствие и не теряйте над собой контроль, когда ребенок плохо себя ведет. Избегайте воплей и криков, иначе ребенок поставит себе в пример такое поведение и будет применять его для получения желаемого. Если вы почувствуете растущее раздражение, сделайте перерыв, чтобы восстановить равновесие.
  • Избегайте обобщенной критики. Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что причиной вашего разочарования и грусти является его плохое поведение, а вот любить вы его будете всегда.
  • Не хвалите ребенка слишком часто. Вы не должны постоянно хвалить ребенка, особенно за выполнение каких-либо обычных заданий, иначе ваша похвала будет менее эффективной.
  • Не сосредотачивайтесь все время на негативе, особенно если прослеживаются позитивные тенденции поведения. Намного лучше сказать: «Мне нравится, что ты сложил свою одежду», чем «Мне нравится, что ты, впервые, наконец-то соизволил сложить свои вещи, пока тебя об этом не просили».
  • Старайтесь не применять физического методы наказания. Порка никогда не была эффективнее, чем другие формы наказания, и к тому же она ожесточает детей, делает их агрессивными и раздражительными.
  • Помните, что важно награждать и хвалить детей за хорошее поведение.
  • Понимайте разницу между денежными вознаграждениями и взяткой. Вознаграждение детям дают после выполнения чего-либо, а взятку – до, чтобы заставить ребенка сделать то, что вы хотите. Не давайте детям взятки.
  • Подавайте ребенку хороший пример.
  • Самое важное – это эмоциональная защищенность вашего ребенка, окружение, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и любви.

Поощрение хорошего поведения

Первый шаг для улучшения дисциплины – научиться поощрять хорошее поведение ребенка. Намного легче укрепить хорошее поведение, чем стараться изменить плохое. А вот и несколько советов для поощрения хорошего поведения.

Укрепляйте хорошее поведение ребенка, предлагая ему взамен похвалу, когда он отлично справляется с работой или заданием, а так же проявляйте позитивный интерес и внимание к нему. Дети ожидают одобрения своего поведения, особенно от родителей. Ребенок должен знать, что он соблюдает он правила, что он сделал (или попытался сделать) то, что вы хотели. Обнимите его, поцелуйте, улыбнитесь, если он хорошо себя ведет, выполняет рутинные задания без проблем или же играет в команде по правилам. Важно также говорить детям слова одобрения, например, «отличная работа», «молодец», или «мне нравиться, когда ты…». Обязательно комментируйте определенные действия и поведение.

Давайте ребенку право выбора. Это позволит ему почувствовать собственную независимость. Например, предложите выбор: вынести мусор или накрыть на стол.

Что же такое дисциплина?

Многие родители, когда слышат слово «дисциплина», начинают как-то суетиться, поскольку у них это слово ассоциируется с наказанием, однако на самом деле это не так. Слово «дисциплина» имеет латинское происхождение и означает «воспитание». Похожее по звучанию «дисайпл» также происходит от латинского слова, означающего «ученик», «последователь». Понятие дисциплины вызывает более приятные ассоциации, если рассматривать ее как процесс обучения, не связанный с болью и наказанием.

Мне нравится называть маленьких детей последователями. Это те люди, которые учились на любви и примере их учителей, но в основе обучения всегда лежали четко установленные правила.

Необходимость быть дисциплинированным может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами.
У маленьких детей отсутствует представление о самодисциплине, и в этом нежном возрасте направлять действия детей в нужное русло должны мы, взрослые. Достигнув дошкольного возраста, дети уже готовы к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Мы можем помочь им в этом, немного ослабив давление и предоставив им свободу выбора. Это позволит им почувствовать на себе последствия самостоятельных правильных или неверных решений. В дальнейшем надо продолжить этот процесс, побуждая детей чаще контролировать собственные поступки. Конечной целью этого процесса является воспитание в ребенке самодисциплины.

Различные взгляды на дисциплину.

В начале XX века жизнь была достаточно суровой. Практически каждый пятый младенец умирал, не достигнув четырехлетнего возраста, а отношение к воспитанию детей было строгим. Взрослые считались взрослыми, дети - детьми, и ни у кого не вызывало сомнения, что только взрослые были ответственны за все. Такое отношение проявлялось уже с момента рождения. Младенцев кормили и ухаживали за ними по строго установленным правилам, а детей воспитывали в духе дисциплины, основанной на повиновении и наказании. Это было время, когда от детей требовалось уважительное и учтивое отношение к старшему поколению. К концу 40-х годов положение начало постепенно меняться, и к 70-м годам в обществе стали проповедовать принцип вседозволенности.

Потом возникла новая теория, утверждавшая, что маленьких детей нужно кормить и брать на руки, как только они начинают плакать. Дети воспитывались в довольно мягких условиях, в семьях царила полнейшая демократия, когда взрослые и дети были почти на равных. В условиях изменения взглядов на приемлемое поведение детей многие начинали чувствовать себя виноватыми, если вдруг проявляли строгость по отношению к своему ребенку.

В 90-х годах такой либеральный подход к воспитанию детей продолжал пропагандироваться в обществе и нашел свое отображение в трудах многих известнейших ученых, специалистов в области воспитания. Эти специалисты читали огромное количество лекций в университетских аудиториях, однако на практике им нечасто приходилось сталкиваться с трудными детьми. Сама мысль о том, что ребенка можно поставить в угол, отправить в свою комнату, была для них абсолютно неприемлемой и даже отвратительной.

Однако если говорить о воспитании, основанном на любви и ласке, необходимо отметить, что практические методы воплощения его в жизнь слишком размыты. Стремясь разработать принцип правильного воспитания детей, я не ищу ответов в философских учениях, мне нужны реальные методы, которые действительно эффективны в реальной жизни! Чем больше я сталкиваюсь с различными системами, тем больше меня беспокоит современный стиль воспитания детей. От строгости мы перешли к демократии, которая очень часто напоминает анархию. Сегодня настало время для определения сбалансированной и компромиссной позиции в воспитании счастливых, уверенных в себе детей, у которых последовательные и благополучные родители, четко осознающие свою ответственность.

Воспитание дисциплины.

Все мы чувствуем себя гораздо комфортнее и спокойнее, когда в нашей жизни царит порядок и мы точно знаем, на каком свете находимся. Если вы когда-нибудь работали в большом учреждении или попадали в ситуацию, когда вас никто не замечал, на вас не обращали внимания или вами не интересовались, тогда вы легко поймете, как чувствуют себя дети в определенных ситуациях. Более всего они счастливы, когда знают, что их родители дружны между собой, последовательны и им не безразлично, как ведут себя их дети.

Воспитывая в наших детях дисциплину, мы тем самым подготавливаем их к школе. Когда они приступят к учебе, то должны будут уметь спокойно сидеть на месте, слушаться, не жадничать и уметь правильно себя вести. Если ваш ребенок проявит в школе выдающиеся способности юного Эйнштейна, но при этом будет вести себя, как младенец, то это вряд ли кого-нибудь впечатлит.

Вот только писать теории о воспитании дисциплины - это одно, а воплощать их в жизнь - совсем другое. Индивидуальные особенности наших детей настолько различны, а мнения бесчисленных экспертов и специалистов столь противоречивы, что многие современные родители находятся в полной растерянности. Здесь я попытаюсь изложить собственную точку зрения.