Сложности африканского воспитания. Воспитание в странах африки

Обнаружила, что так и не закинула эту статью в жж. Привожу здесь полный ее вариант, напечатанный в Свободной прессе про детские сады в ЮАР и России. Моих фотографий в публикации не было, но сюда чуть докинула из архивов)

Чем отличаются детские сады в России и ЮАР

Разница между системами детских учреждений в ЮАР и России существенная. Я, как мать, имею опыт вождения ребенка в детский сад как в России, так и в Южной Африке. Ситуацию с российскими садами еще представляю, будучи членом родительского комитета.
В РФ детские сады только с недавнего времени стали считаться частью «школы», т.е. частью именно системы образования. Но детский сад воспринимается как место, куда можно отдать ребенка, пока родители работают. Некоторые матери, которые не работают, не отдают в подобные заведения - зачем отдавать «чужим теткам» воспитывать ребенка?
В Южной Африке к этому относятся как к обязательной школе, без которой ребенку будет сложнее учиться дальше. Хотя в ЮАР довольно широко распространено домашнее обучение - дети самостоятельно, под присмотром родителей или репетиторов проходят школьную программу.

В ЮАР такого понятия, как детский сад, не существует. Детей отдают в школу, и дальнейшее развитие ребенка идет уже по ступенчатой схеме - доначальная школа, начальная и т.д. Сад является звеном школы, а не подготовкой к ней. Поэтому они не используют термин kindergarten-детский сад, а используют school - школа.
Обычно «школа» до 12.15, а потом, дети остаются в так называемый after care - это уже собственно сад, за что надо отдельно платить. Там дети уже спят, кушают, гуляют. Обычно они находятся на одной территории, но формально это два разных места. В школе одни педагоги, а в «саду» другие - часто у них разные бухгалтерии. Выглядит это следующим образом - ребенок приходит, занимается, время заканчивается - его либо забирают родители-няньки-бабушки, либо он берет вещи и переходит в соседнее здание, где с ним уже сидит другой «воспитатель». Есть и такие сады, где всё объединено в одном помещении, а педагоги одни и те же - это как правило государственные.
Все сады платные, даже государственные. Есть, конечно, бесплатные, находящиеся в районах бедноты, где в основном черные, и работают волонтеры, но мы про них писать не будем. Есть и элитные, о них здесь тоже не будем.

Чтобы понять специфику этого общества, необходимо отметить, что ЮАР только в 1994 году отказался от Апартеида, т.е. системы, предписывающей сегрегированную жизнь по расовому признаку. До победы Нельсона Манделы на выборах черные не могли посещать те же учебные заведения, что и белые, как, впрочем, и цветные. Цветные - это потомки от привезенных рабов из Индонезии, Малайзии, Индии и др. еще в 17 веке. И путать их с черными и белыми нельзя. Они не черные, но они и не белые. Белые были привилегированной частью населения, которая занимала все административные должности и обладала всеми правами. После 1994 года ситуация поменялась. Черные, придя к власти, стали лоббировать свои интересы, таким образом, стали не просто полноценными членами общества, но и стали власть имущими, обладая подчас большими правами, чем белые и цветные. Появился класс новых богатых черных.
Но по-прежнему можно заметить, что чем дороже сад, тем меньше там черных и цветных детей. В бедных - одни черные. Хотя многое еще и зависит от престижности района.

Также надо понимать, что в Южной Африке 11 официальных языков - английский, африкаанс (язык буров, потомков первых колонистов - французов, португальцев, и в первую очередь голландцев), и 9 национальных языков - коса, зулу и др. Т.е. при выборе сада надо руководствоваться еще и языком, на котором будет проходить обучение. Большинство садов на английском, но есть и сады, где обучение только на африкаанс. Для некоторых цветных родным является африкаанс, и другого родного языка у них нет. С другой стороны, здесь много чисто английских семей, который африкаанс не знают.
Но основным и самым распространенным языком является английский. Хотя с ним тут тоже не все так просто. Когда мы отдавали ребенка в первый государственный сад, по незнанию и отсутствию опыта не обратили внимания на то, что педагоги там были черные. Обучение проходило на английском, но произношение и качество языка оставляло желать лучшего. Мы вынуждены были сменить сад. Это, конечно, не значит, что черные - плохие педагоги. Но с большей долей вероятности, они оказываются весьма посредственными специалистами. Поэтому в садах, где черные педагоги, белых почти не увидите. Почти все, кого мы здесь встречаем, однозначно говорят, что надо отдавать в «белые» сады, где, к слову, есть и черные, и цветные дети.
Очереди в сады здесь есть, если группы сильно переполнены. Но это очереди совершенно иные, чем в России. У нас, чтобы записать ребенка в сад, необходимо ребенка с рождения ставить на очередь - в Москве с недавнего времени это делают через интернет. Если это район, где нехватка дошкольных учреждений, есть шанс, что вообще не попадешь в бюджетный сад. Из-за этого процветает коррупция.

Здесь же ты приходишь лично в сад, говоришь, что хочешь, чтобы ребенок ходил к ним. Если у них есть место, можно приходить хоть завтра. Если же нет, ребенка записывают в так называемый лист ожидания. Когда мы записали дочку в этот лист, думали что это надолго, но мне позвонили уже через полторы недели и сказали приводить. Государственные сады здесь платные, опять же, я не говорю о садах нищих районах, коих здесь много, где работают специальные заведения с волонтерами, часто приезжающими из других стран - Англии, Австрии, Германии и др. для работы с детьми.

Дисциплина

Плохо ли это, или хорошо, но в Южной Африке нет рамок - хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь - пропускай, все очень просто - деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут конечно общие каникулы, праздники и т.п. Но это вообще не проблема.
Можешь опаздывать хоть на час, дело твое.
Дети могут спать днем, а если не хотят, не спят. У них и кроватей толком нет - матрасики стелют, или маленькие такие пластиковые кроватки с сетками (собирают потом в один большой стенд). Обычная картина - часть детей пытается заснуть, кто-то спит, в то время как другие сидят за столом и рисуют или просто тихонько играют в игрушки.
ага, именно на этих лотках дети днем спят

Вспоминаю свое детство, когда я все время притворялась - ну не могла спать в тихий час - это была пытка. Заходила воспитатель, и на голову одеяло надевала, чтобы другим не мешала спать.

Другое отличие - здесь вообще не требуют никаких справок - ты приводишь ребенка, заполняешь анкету, где просто пишешь - есть ли заболевания, аллергии, или нет. Т.е. все со слов родителей. Многих в России бесит, что ребенок, чтобы попасть в детский сад, должен пройти полную медкомиссию. Это превращается в муку, растянувшуюся на несколько месяцев, когда ты вылавливаешь специалиста неделями, чтобы попасть к нему на прием. Прививки, решения, анализы. В ЮАР просто приводишь ребенка и все. Помимо медкарты, непосредственно за несколько дней до посещения сада, в России необходимо сдать анализы и пройти осмотр у врача. А справка действует только на 3 рабочих дня. Не успел - иди заново. Уехал в отпуск с ребенком на 3 недели, по приезду - иди с ребенком к врачу, и получай справку, что ребенок здоров и может контактировать с другими детьми. Здесь - в этом смысле вообще никакого контроля нет. Здесь даже нет никакой медсестры в саду.

Многие связывают такое отношение с тем, что медицина в Южной Африке очень дорогая, а мол, если с ребенком что-то не так, его и не возьмут. Если ребенок сильно болен - родители его не приведут в «школу». Я бы сказала, что подобное отношение скорее минус. Ведь есть заболевания, которые протекают бессимптомно, и их легко просто не увидеть тогда, когда можно что-то исправить. А бывает уже поздно.
Но, с другой стороны, здесь вообще к воспитанию детей другое отношение. Более легкое.

Этот батут любимое место в саду у Сергевны

Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них, даже в холодную погоду . В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе. И даже зимой, т.е. нашим летом - с июня по август. Хотя зима в ЮАР - это не зима в Москве, это все же не африканская зима, какая представляется большинству. Зимой здесь температура может быть до 10 градусов, при очень промозглом антарктическом ветре и проливном дожде. И дети все равно одеты часто легко - шортики, сандалии.

Вспоминаю, когда у нас осенью было 10-15 градусов, меня отчитывали воспитатели за то, что я приводила ребенка в сад без шапки. Говорили «заболеет, а мы виноваты? Нет уж, одевайте тепло!». В ЮАР приводи хоть голым, и не потому, что воспитателям плевать, в чем твой ребенок будет одет. Просто здесь даже сами взрослые одеваются легко. Такая здесь культура и норма. Это не воспринимается как исключение или средство закаливания. Это, правда, среди белых.
Черные же наоборот часто мерзнут даже в более теплую погоду, и можно увидеть на улицах, в +20 черного мальчика в шапке и пуховой куртке. Много самих взрослых черных в +25 в шерстяных шапках и пальто. Хотя черные, которые ходят в «белые» сады, тоже одеты легко.

При легком воспитании, к еде здесь отношение абсолютно халатное. Никаких нормативов по тому, что должно быть в рационе ребенка, в детских учреждениях здесь нет. В саду ребенку могут дать чипсы, конфеты, попкорн и т.д. Более того, йогурты, фрукты и соки - каждый день мы сами даем ребенку с собой. Хотя одна моя знакомая русская, живущая в другом конце Кейптауна, говорит, что у них с саду, который дешевле почти вдвое нашего «лучшего», - каждый день супы, пареные овощи и т.д. У нас же, детей на обед кормят в лучшем случае макаронами, а в основном сэндвичами с колбасой, кетчупами и т.д. Здесь нет единой системы питания, стандартизации, более того, хороший сад не обещает вашему ребенку здорового питания. Мы вынуждены давать еду ребенку с собой. Многие жалуются, что это беда с питанием во многих садах.

Программа обучения

При всем при том, что у нас считается, что детские сады - не «младшие» школы, система обучения намного сильнее, чем в южноафриканских preprimary school, школах. Программы даже сравнивать нельзя. В нашем саду в России (к слову, это был обычный муниципальный сад) детям преподавали основы математики, у детей 2 раза в неделю была физкультура, несколько раз в неделю музыка, основы экологии, отдельно педагоги по рисованию, был отдельных психолог и т.д. И это не особенность сада, а обязательная программа для всех подобных учреждений. Другой вопрос - квалификация работников и их наличие. Хотя сейчас многие занятия пытаются перевести в России на платную основу - но пока бесплатно.
Здесь тоже же с детьми занимаются - рисование, клейка машинок, чтение книг. Но занятия более однообразны и примитивны. Я бы даже близко это «школой» не назвала. Бывают иногда дни, когда они изучают какую-то тему - животные, еда, форма и т.д. Об этом говорят заранее, и родители готовятся. Неоспоримый плюс перед нашими садами - детей иногда всех вывозят - или в лес, или на пляж, для уроков об окружающем мире. Детям очень нравится.

В последнюю пятницу в местном саду был «вечер кино». Детей приводили в к 18.30, а забирали в 21.00 - дети смотрели мультфильмы и кушали хот-доги. Вечер был в пижамах и с пледами. Родители забирал детей домой, и сразу спать. Более счастливого, ребенка не видела - ходила в кино как большая.

А если хочешь что-то еще - води дополнительно. Но куда? Секций полноценных мало, только если спортивные, вроде танцев или бассейна, и те сомнительного качества. В «школах» здесь часто детям ставят мультики. Знакомые родители рассказали о том, что у них супер-педагоги приходят дополнительно, но, поговорив более подробно, оказалось, что это то же самое - обычное рисование и клейка-лепка. В этом смысле, пока еще система обучения малышей, хоть и называемая «садиком», а не «школой», в России на несколько порядков лучше. Небо и земля.

уж очень мне нравился этот пластиковый черт у них в группе, не смогла пройти мимо)

С другой стороны, наших воспитателей измучили проверками, переквалификациями, и в итоге они уже не с детьми сидят, а в ужасе ждут контролеров, которые придут, и будут инспектировать, смотреть - сколько детей в группах, проверять рисунки, все ли постирано, все ли на месте лежит. Пару раз помогала воспитательнице печатать отчеты, поэтому знаю. Часто, к сожалению, сами педагоги оставляют желать лучшего. Подчас складывается ощущение, что воспитатели - неведомая каста детоненавистников. Это могут быть тетки, уставшие от жизни, и которым бы не с детьми сидеть, а бумажки в какой-нибудь управе перекладывать.

Как вывод, я бы сказала, что сама система у нас, безусловно, пока еще лучше. Мы не понимаем и не ценим того, что имеем. Но чиновники убивают хорошую систему, тираня заведения и в первую очередь педагогов, чья задача дети, а не бумажки. Есть единые нормативы, пособия, сильные программы. В ЮАР же все хаотично и часто просто завязано на педагогов: хороший - хорошо занимаются, нет - дети просто болтаются без дела. Системы как таковой вообще нет. Нет даже единой школьной программы - в разных районах страны бывают серьезные различия.

В нашу систему входит, помимо образовательных стандартов, единый смотр за ребенком - медицина, питание, безопасность - все в комплексе. В Южной Африке такого нет. Халатность да, но, с другой стороны, на детей никогда не кричат и не давят. Ужасов «воспиталок-мучительниц» нет. Моя русская подруга, как-то сказала, что своего ребенка никогда в сад не отдаст - до сих пор в кошмарах приходят садовские дни, когда ее гнобила воспитательница.
В России бюрократия так затюкала сады, что воспитатели часто вынуждены заниматься бумажками и ожиданиями комиссий больше, чем детьми. За непришедшего ребенка в сад начинают выговаривать воспитателям, от этого они в постоянном стрессе, когда дети не приходят вовремя. Они в свою очередь начинают компостировать мозги родителями - посчитана еда, сбиваете режим, опоздаем из-за вашего ребенка на 5 минут на рисование и т.п. У нас в России в соседнем саду просто закрывают дверь, и не открывают, если опаздываешь, и надпись еще благородная: «уважайте наш труд». К слову, частные сады часто тоже вынуждены играть по правилам общей игры, где за непришедшего, конечно, ругать не будут, но те же инспекции.
Здесь сады не боятся, что придет комиссия и их расформирует. И дело не в том, что здесь много частных садов. Государственные не мучают инспекции (как у нас), за то, что ребенок не пришел, а на него приготовили спагетти. Здесь главное - дети.

Наша система лучше, но с каждым годом бюрократия доводит до бреда все начинания. Гробят хорошее, что есть. Здесь же, при ужасном кормлении, отсутствии единых стандартов, слабой подготовке, более человечное отношение как к родителям, так и детям.

Одиннадцатиклассникам предстоит сдать не только ЕГЭ, но ещё и Всероссийские проверочные работы. Принцип простой: ВПР они пишут по тем предметам, по которым не сдают ЕГЭ. О том, зачем вообще нужны эти проверочные работы, а ещё о том, как воспитывают детей в Африке - наши лучшие тексты.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя

«Как способ заучивать и натаскивать - это хорошие проверки», - вот что думают учителя про Всероссийские проверочные работы. Но школьникам никуда от этих работ не деться - для учеников 4, 5 и 11 классов они обязательны. Зато учителя могут помогать детям - и помогают, так как результат влияет на рейтинг школы. И, кажется, это единственный смысл ВПР. Рассказываем, .

Родить ребёнка с синдромом Дауна - и не отказаться от него

Без сосок, без игрушек и с наказаниями: как воспитывают детей в Гане

Здесь нет роддомов - рожают либо в больницах, либо дома с помощью бабок-повитух. А мыслей о вреде прививок не возникает ни у одной мамы (). Петербурженка Наталья Сакадо уже три года живёт в Гане, где вышла замуж за ганца и теперь воспитывает двоих сыновей. Она рассказала, (спойлер: немного напоминает спартанское).

А также

ЕГЭ ! Без паники - пока только досрочный. А с 28 мая по 2 июля пройдёт основной этап. Мы собрали - есть ещё два месяца, чтобы прочитать!

Тест на «Меле»

Тест . Как, например, правильно - гантеля или гантель? А сосед по беговой дорожке - накаченный или всё-таки накачанный? И если про дрищей вам тоже интересно - у нас есть специальный . Не пугайтесь - всё очень прилично.

Африканские дети, которые живут в бедных странах и нецивилизованных племенах, почти никогда не капризничают. Но в большинстве случаев это происходит, потому что с самого раннего детства они понимают – капризы ни к чему не приведут. Плакать не имеет смысла.

О континенте

Европейские правозащитники, исследовавшие положение детей по всему миру, пришли к выводу, что худшим местом для жизни является Африка: каждый восьмой ребенок там не доживает до года.

В беднейших африканских странах – Мали, Зимбабве, Бурунди, Эфиопии – далеко не каждый ребенок может позволить себе пить чистую воду, не говоря уже о том, чтобы досыта поесть.

Много детей живет на улице, без родителей, которых уже нет из-за страшных болезней, а если родители и живы, то они практически все время заняты – пытаются заработать хоть немного денег.

В этой статье не будет пункта под названием «Что можно перенять» – африканские дети, живущие в странах третьего и четвертого мира, нацелены, в основном, на выживание, а наша ситуация, к счастью, отличается в лучшую сторону.

Раннее детство

Грудное вскармливание в африканских странах длится долго – иногда прикармливать ребенка просто нечем.

Ни о манежах, ни о колясках не имеют представления ни дети, ни родители – поэтому родители на ночь кладут ребенка с собой в кровать, а спать отдельно он начинает тогда, когда ему хочется этого самому, примерно к четырем годам. Днем мама привязывает малыша за спину или на бедро и отправляется по своим делам, не особенно отвлекаясь на его заботы.

Если ребенок чем-то заинтересовался, мать не отнесет его туда, а опустит на землю, и он сам поползет к тому, что привлекло его внимание. Ползают малыши много, тем самым развиваясь физически – что часто оказывается полезным для их дальнейшей жизни.

Учеба

В африканских школах, особенно сельских, детей учат только читать и считать – причем занятия проходят на улице, а для обучения счету используются палочки и камешки. 20 миллионов африканских детей школьного возраста образования не получают. В городах ситуация лучше – можно поступить в школу, правда, за обучение придется заплатить. В 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре была принята программа «Образование для всех» – после чего в бедных африканских странах ситуация немного улучшилась (университеты, например, переполнены), однако с учебой младших школьников проблем, по-прежнему, много.

Дети поступают в начальную школу, но потом бросают ее, потому что их родители не очень понимают, для чего это нужно. А вот в ЮАР обстановка со школьным образованием уже гораздо лучше, государство вкладывает в образование и его пропаганду большие средства, и в школу ходит 90% детей – причем количество мальчиков и девочек в классах примерно одинаковое. В бедных странах считается, что девочкам обучаться незачем.

Общение со взрослыми

В африканских племенах принято рожать много детей – жизнь опасна, еды немного, а заботиться о родителях, когда они ослабеют, кто-то должен. Ребенок учится ремеслам и домашним делам, наблюдая за тем, как это делают родители – и как только он становится постарше, его сразу же привлекают к работе: он может помогать матери заниматься хозяйством, самостоятельно делать себе игрушки, присматривать за младшими детьми или помогать матери заниматься хозяйством. Именно поэтому в Африке детям в достаточно раннем возрасте уже разрешается брать ножи и другие опасные предметы.



Все это не значит, что за малышей в Африке совсем не волнуются: например, в кенийском племени кипсиги почти до года будят спящих малышей по несколько раз за ночь – долго спать считается плохой приметой, можно задохнуться во сне. В нигерийском племени йоруба детей рано сажают либо в вырытые в земле отверстия, либо между подушками (в тех семьях, которым удалось где-то разжиться подушками). Причем, подрастая, такие дети начинают довольно рано обслуживать себя – в 2 года сами моют руки и лицо, а некоторые даже ополаскивают в ручье посуду, из которой поели.

Поневоле приходится рано взрослеть, когда чувствуешь, что детства у тебя, скорее всего, не будет.

До прихода "цивилизованных европейцев" описываемой ситуации не было. В Африке теплый климат - несколько урожаев в год. Всегда можно что-то вырастить для еды.я

В Африке огромное число ценных полезных ископаемых, но все эти месторождения принадлежат "культурным" Англии, США, Франции, Бельгии и т.п., откуда они почти безвозмездно вывозятся в пользу "передовых стран" и их "уровня жизни".

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают, не кричат и не ссорятся друг с другом. Этот удивительный факт вызвал интерес понаблюдать за образом жизни этих племен. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в европейских странах.

Прежде всего обнаружено, что ребенок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками. Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребенка отдельно, и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нем самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребенка очень сильно проявлен страх, для него все что происходит либо безопасно, либо опасно. Он еще не отделяет себя от матери как самостоятельная личность, поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьезным чувством брошенности, которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребенок должен получить чувство безопасности и защиты.

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он еще не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда.

Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме: «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов, ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьет охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют. Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребенку ощущать трехмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребенку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребенок, который «не доползал», просто не понимает это параллельное пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой все устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы зачастую можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу!

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат… ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребенок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он еще маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться?

Удивительно как сочетаются такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. Каждая страна имеет свои неповторимые традиции, в каждой стране сохраняются национальные обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Редакция сайт подготовила материал о способах и принципах воспитания детей в разных странах. Сегодня мы заглянем в Бразилию, Англию и Африку.

Бразилия

Эта одна из немногих стран, где очень бережно относятся к обычаям. Именно в этой стране сохранились традиционные бразильские семьи, большие и дружные. Необходимо отметить, что количество детей часто зависит от уровня материального достатка семьи. Существуют большие различия между воспитанием мальчиков и девочек, однако до пятилетнего возраста существенных различий нет. Девочек сразу начинают приучать к домашнему хозяйству и уходу за младшими детьми, а впоследствии и за родителями. В пятнадцатилетнем возрасте их уже выдают замуж. Мальчиков воспитывают как будущих глав семей, по мере возможности им дается наилучшее образование. А дальше они подыскивают себе работу, как правило, согласно своему социальному статусу. Воспитанию как таковому родители уделяют мало времени. Они позволяют детям развиваться самостоятельно и набираться опыта.

Англия

Английское воспитание имеет ряд своих oособенностей. С малых лет ребенок рассматривается как самостоятельная личность. К совсем юным детишкам относятся очень терпеливо, от баловства и шалостей просто отвлекают чем-нибудь, переключая их внимание на что-то другoе. За любoе правильное решение или поступок, пусть даже и незначительное, ребенка стараются похвалить, поднимая его самооценку и уверенность в себе. В этом англичане видят ключ к воспитанию уверенной в себе личности, готовой преодолеть сложные жизненные ситуации.

Одна из интересных особенностей заключается в том, что родственники с момента рождения детей стараются откладывать на его банковский счет ежемесячно небольшие суммы. В итоге к совершеннолетию сумма становится довольно приличной. Таким образом, окружение ребенка создает для него некий материальный задел, который одновременно служит средством приучения малыша к понятию «зарабатывание денег». В итоге он сам начинает стремиться пополнить свой банковский счет с помощью различных подработок, средства от которых накапливаются для осуществления поставленной цели.

Детство у английских детей очень короткое: уже в 4-летнем возрасте начинается школьная пора, но стоит отметить, что занятия в младшей школе проходят в игровой форме, исходя из возможностей ребенка. И еще одна отличительная черта английского воспитания, которая, пожалуй, относится больше к взрослым, нежели к детям: в Англии не поощряется, чтобы взрослый делал замечания чужому ребенку. Если ребенок шалит или делает что-то нехорошее, то по английским правилам нужно сказать об этом родителям шалуна, а не одергивать ребенка. Главная цель английского воспитания – развить силу характера ребенка, привычку в любых условиях владеть собой, не сдаваться перед трудностями и находить выход из любых, даже самых непростых ситуаций, и, конечно же, сохранить при этом манеры истинного джентльмена или истинной леди, как веками было принято в английском обществе.

Африка

Это огромный континент с невероятным разнообразием дикой флоры и фауны, климатическими условиями и необычными народами. Каждая этническая группа представляет собой общность со своими традициями, обычаями, верованиями. Но при этом наиважнейшую социализирующую функцию у всех без исключения народов выполняет коллектив – община. Дети являются объектом заботы и воспитания не только близких, но и для общины в целом.

Жизнь ребенка тесно соприкасается с жизнью взрослых. От рождения его не кладут спать в кроватку рядом, он спит вместе с родителями. Это продолжается до того времени пока он сам не пожелает отделиться, приблизительно в 3-5 лет. В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок ощущает себя так же уютно, как и в лоне матери, так как он еще не может оставаться один. Между тем малыш наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может.

В общинах Африки дети могут свободно пользоваться ножами и другими острыми предметами, при этом не поранив ни себя, ни других. Обучение подростков навыкам труда, профессии – это важнейший элемент воспитания в семье. Также стоит отметить, что большое внимание уделяется воспитанию в детях уважения к старшим и послушания.

О традициях воспитания написано огромное количество книг, но ни одна из них не даст ответа на вопрос, как правильно воспитать ребенка? Не стоит забывать о самом главном: человек учится на примерах, быть хорошим примером для своего ребенка – самая главная задача.

Продолжение следует...