Когда у ребенка появляется жевательный рефлекс. Как научить ребенка жевать твердую пищу — когда начинать

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.


источник http://www.detskydoctor.ru/

Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки.

Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно.
Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный.

Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя.

Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено!

Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде.

Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет.

И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

и лично от меня - обычай давать детям жеванный хлеб, это оснавная причина детской смертности от кишечных инфекций. Не жуйте, прошу вас! и желаю вам справится с вашей проблемой))))

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали - ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать - интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу - не нужно спешить сажать его за стол - наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял - что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось - поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса - и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает - все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед, ГБОУ д/с №174, г.Москва

В первые месяцы жизни малыш получает грудное молоко (или его заменители), а вместе с ним и все необходимые питательные вещества. В этот период у детей выражены так называемые врожденные (безусловные) рефлексы, прежде всего - сосательный, а также защитный рефлекс «выталкивания»: при попадании в рот малыша твердых или крупных частичек пищи, ребенок автоматически выталкивает инородные предметы языком, чтобы не подавиться. К тому же, достаточно развит рвотный рефлекс (его вызывает раздражение спинки или корня языка, например, ложкой). В возрасте от 4 до 6 месяцев эти рефлексы ослабевают, что и служит поводом для введения в детский рацион прикормов и началу постепенного перехода от жидкой пище к твердой, от процесса сосания - к процессу жевания. Теперь становиться понятно, почему попытки родителей раннего (до 3-4 месяцев) начало кормления своего чада с ложечки вызывают «протесты», малыш выталкивает ложку, выплевывает пищу, а порой может возникнуть и рвота. Итак, после 4-6 месяцев карапуз способен употреблять с ложечки пюреобразную пищу, а вот пищу, содержащую даже небольшие комочки, рекомендуется вводить в детский рацион в период активного прорезывания зубов (как правило, с 6-7 месяцев и не ранее). Именно это время считается самым благоприятным для того, чтобы приучить ребенка к более твердой пищи – кроха рефлекторно тянет в рот твердые предметы для того, чтобы «почесать» десны. Разрешающим «сигналом» для перехода от пюре к пище с комочками, могут также служить изменения в поведении малыша – если он начинает активно интересоваться едой в своей и вашей тарелке, «попрошайничает» вашу еду, засовывает в рот и покусывает ложку, широко открывает рот при кормлении, не сосет пищу с ложки, а снимает верхней губой и старается жевать. Принцип соответствия размеров кусочков пищи возрастным категориям строго соблюдается в промышленном производстве консервов для детского питания . Так овощные пюре по степени измельчения делятся на гомогенизированные (для детей с 4-4,5 месяцев) и протертые (для детей старше 6 месяцев). Мясные пюре подразделяются на гомогенизированные (размер частиц до 0,3 мм; предназначены для детей с 6-7 месяцев), пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм; подходят детям с 7-8 месяцев), крупноизмельченные (размер частиц до 3 мм; предназначены для детей с 9-12 месяцев). Степень измельчения рыборастительных пюре : пюреобразные (размер частиц до 2,5 мм; для детей старше 8-9 месяцев) и крупноизмельченные (размер частиц до 4 мм); для детей с 11-12 месяцев. Употреблять твердую пищу, продукты кусочками (например, мясо или рыбу) малыш сможет тогда, когда у него будет достаточное количество зубов, как правило, в 12 месяцев и старше. Окончательное прорезывание молочных зубов происходит к 2 годам.
Для приготовлений детских блюд в домашних условиях старайтесь придерживаться следующих рекомендаций. Для получения гомогенизированного пюре, отварные овощи, мясо пропускают дважды через мясорубку, затем после добавления овощного отвара или молока взбивают в блендере. После чего получается гомогенная масса. Протертые овощи готовят путем отваривания с дальнейшим протиранием на мелкой терке или однократного пропускания через мясорубку, затем добавляют овощной отвар и перемешивают до получения пюре. Для получения пюре с кусочками (до 1,5 мм), мясо достаточно пропустить через мясорубку однократно, но затем перемешать блендером, а для получения более крупных частиц достаточно размешать прокрученное в мясорубке мясо вилкой или венчиком. Крупноизмельченное пюре можно получить путем разделения мяса или рыбы на волокна (расщепить вручную или раздавить ложкой, а в дальнейшем мелко нарезать поперек волокон. Затем добавить овощной отвар или кипяченое молоко (смесь), а для получения мясо- рыборастительного пюре добавить протертые овощи, и размешать на небольшой скорости миксером.

По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?

Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка . Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть. Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами. Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка , была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем - 2,3-3 мл). Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи. К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время. И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится! Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу? Нужно обязательно позаботиться о том, чтобы навык жевания у ребёнка был сформирован правильно и в нужное время. Для этого следует знать основные причины отсутствия у детей умения жевать и методы развития этой способности. Об этом вы можете прочесть в данной статье.

Когда следует волноваться?

Жевательный рефлекс появляется у ребёнка приблизительно в возрасте 6-8 месяцев, когда начинают прорезываться молочные зубки. Именно в этом возрасте малыш делает первые попытки кусать, когда тянет в рот твёрдые предметы. Это сигнал для родителей, что стоит постепенно приучать кроху к твёрдой пище. Начать лучше с пюре и жидких каш.

К 1 году малыш уже способен самостоятельно измельчать небольшие кусочки пищи.

К 2 годам нормально развивающийся ребёнок уже пережевывает и глотает твёрдую пищу.

Если в возрасте 2 лет у ребёнка ещё не сформировалась способность пережевывать твёрдую пищу, родителям следует обратиться за консультацией к врачу.

Причины проблем с формированием навыка

Существует несколько причин, которые препятствуют формированию навыка жевания у ребёнка. Большинство из них субъективные и могут быть устранены при должном внимании со стороны родителей.

Основные причины затруднений в возникновении навыка жевания следующие:

  1. Дефицит терпения у родителей. Приучение малыша к твёрдой пище – достаточно долгий и трудоёмкий процесс. Некоторым родителям быстро надоедает заниматься с ребёнком, и они дают ему ту еду, к которой он привык.
  2. Страх, что ребёнок может . Родители поздно начинают приучать ребёнка к твёрдой пище, поскольку опасаются, что он может подавиться. В дальнейшем это приводит к ещё большим трудностям в формировании навыка.
  3. Неудобная ложка. Не используйте для кормления малыша ту же ложку, которой пользуетесь сами. Возьмите лёгкую и удобную ложечку с ярким рисунком.
  4. Повышенная активность ребёнка. Малышам с гиперактивностью труднее сосредоточиться на процессах жевания и глотания. Они и требуют пищу, потребление которой не стоит особых усилий.
  5. Отсутствия приспособлений, облегчающих прорезывания зубов. Без прорезывателей ребёнку труднее в дальнейшем обучиться жеванию. Также есть угроза формирования неправильного прикуса.
  6. Несоблюдение графика приучения малыша к твёрдой пище. Приучать ребёнка необходимо постепенно. Если резко перевести малыша на твёрдую пищу, это приведёт только к капризам и стрессу для него.

Способы научить жевать

Врачи рекомендуют начинать формирование навыка жевания у ребёнка ещё в достаточно раннем возрасте, чтобы не упустить момент, когда приучить малыша к твёрдой пище будет уже сложно.

Ниже представлены способы, помогающие облегчить процесс научения:

  1. Использования ниблера. Начинать приучать ребёнка к употреблению твёрдой пищи можно в возрасте около полугода. Лучше всего использовать для этого ниблер. Это специальное ситечко, в которое вставляется кусочек фрукта или овоща. Малыш может безопасно посасывать пищу, пробовать её жевать и привыкать к вкусу без угрозы подавиться.
  2. Терпение и спокойствие. Не нервничайте и не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнку было комфортно и интересно, а кормление оставляло только положительные впечатления.
  3. Покупка прорезывателей. Как только у ребёнка начнут прорезываться зубки, родителям нужно позаботиться о том, чтобы у него было специальное резиновое колечко. Желание «почесать» десна поможет в науке жевания.
  4. Постепенный переход на твёрдую пищу. Сперва нужно приучить ребенка к пюре, со временем делать его более густым и добавлять мелкие кусочки.


Разминайте пюре не блендером, а вилкой. Так пища будет менее однородной, с небольшими кусочками, что способствует научению.


С 12 месяцев уже можно давать малышу небольшие кусочки фруктов или овощей в руку, обогащая рацион по мере укрепления навыка.
  1. Помощь малыша в приготовлении пищи. Предложите ребёнку самому размять себе пюре с помощью вилочки, мотивируя это тем, что «блендер сломался, а маме слишком тяжело». Ребёнку вскоре надоест процесс приготовления, и он попробует самостоятельно съесть кусочек пищи вместо того, чтобы долго его разминать.
  2. Положительный пример. Посадите ребёнка за стол и продемонстрируйте ему, как здорово есть пищу кусочками. Заинтересуйте малыша твёрдой пищей, расскажите ему, как это вкусно.
На видео показано, как правильно научить ребёнка жевать. Перечисляются основные приёмы, помогающие малышу в развитии этого навыка.


Что делать, если нет аппетита?

Бывает, что малыш отказывается есть твёрдую пищу не из-за трудностей в развитии навыка жевания, а просто из-за отсутствия аппетита. Тогда основной задачей родителей становится не только приучение малыша к жеванию, но и стимуляция интереса к самому процессу потребления пищи.

Есть несколько способов пробудить интерес ребёнка:

  1. Уделяйте больше времени физической активности малыша. Ребёнок быстрее проголодается и попробует предлагаемую пищу.
  2. Замените соки отваром шиповника. Шиповник способствует усилению аппетита.
  3. Уберите перекусы. Кормите ребёнка только во время, отведённое для приёма пищи.
  4. Стимулируйте интерес ребёнка. Подавайте еду на яркой посуде, украшенной кусочками фруктов или овощей.
  5. Будьте настойчивы, но справедливы. Не потакайте капризам ребёнка, требующего вернуть ему привычную пищу. Но и не кричите на малыша, не ругайте его за неповиновение. Любой процесс обучения требует времени и терпения.
Евгений Комаровский, известный педиатр, имеет своё мнение насчёт того, как следует формировать жевательный навык у ребёнка:
  • Чтобы объяснить ребёнку, почему он вынужден переходить на твёрдую пищу, нужно проявить фантазию. К примеру, сказать, что перестали продавать детское пюре и теперь его нужно делать самим.
  • На этапе прорезывания зубов можно дать ребёнку сушку. Он сможет помять её дёснами, попробовать вкус. Это станет предпосылкой развития навыка жевания.
  • Нужно выбрать момент, чтобы ребёнок начал есть твёрдую пищу. Ненавязчиво подсунуть ему ложечку с едой или кусочек фрукта.
  • Заинтересовать ребёнка примером других детей. Сводить малыша в кафе развлекательного центра и показать, с каким интересом другие дети принимаются за еду.
  • Сперва дать ребёнку вкусное лакомство. Например, кусочек мармелада или банана.


Комаровский считает, что основная причина проблем с употреблением твёрдой пищи ребёнком – родители. Только от желания и терпения родителей зависит успешность формирования навыка.

Как научить жевать детей с особенностями?

Отдельное внимание следует уделить формированию умения жевать твёрдую пищу у детей с особенностями развития. К ним относятся: дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП, умственно отсталые, дети с другими аномалиями развития.

Прежде всего, для того, чтобы сформировать навык жевания у детей с особенностями, следует обратиться за советами к специалисту.


Но существует также несколько общих рекомендаций:
  • Не следует зацикливаться на болезни ребёнка. Некоторые родители считают, что таких детей невозможно чему-либо научить из-за состояния здоровья. Это не так. Если приложить больше усилий и терпения, можно помочь ребёнку с особенностями в развитии навыка.
  • Начать с мягких продуктов. В первую очередь давайте ребёнку продукты, которые легко раскусить, например, бананы.
  • Показывать и рассказывать. Нужно комментировать весь процесс приёма пищи, демонстрировать как нужно есть. Позволять ребёнку трогать еду, рассматривать её.
  • Обеспечить удобство. Приём пищи должен быть физически удобен для ребёнка. Нужна правильная мебель и правильная посуда.
  • Поощрять любую инициативу. Если ребёнок проявил интерес к ложке, нужно показать, как ею пользоваться.
Чтобы помочь малышу научиться жевать твёрдую пищу, родителям следует запастись терпением, позаботиться об удобстве малыша, наличии у него аппетита и интереса к кормлению. Быть настойчивыми и последовательными, соблюдая режим и не потакая капризам крохи. Необходимо помнить - правильное формирование навыка жевания у малыша зависит от родителей.