Дисциплинированный ребенок — как приучить ребенка к дисциплине. Повседневные правила и привычки

Многие люди, говоря о дисциплине, подразумевают в первую очередь наказание. Действительно, наказание - это составная часть дисциплины (будем надеяться, лишь малая), но это еще далеко не все. Ведь когда мы говорим о школьных и научных дисциплинах, то имеем в виду прежде всего обучение.

В этом и состоит основная цель дисциплины - научить ребенка правилам поведения, чтобы он знал, каких поступков ожидают от него окружающие люди, чтобы он стал полезным членом общества и полноценной личностью.

Разумеется, вы можете создать жесткую систему контроля и наказаний, в результате чего дети будут в основном вести себя как маленькие роботы. Но какое влияние это окажет на психику ребенка, на его самооценку, на внутренние эмоции и на его отношение к окружающим?

С другой стороны, представьте себе ребенка, любые желания которого немедленно исполняются, а любой поступок (хороший или плохой) встречается с одобрением. Такой ребенок, очевидно, будет рад и доволен собой, но большинство людей не захотят находиться рядом с ним.

Ваша деликатная задача состоит в том, чтобы научить ребенка, как (и почему именно так) себя надо вести, не затрагивая при этом его самооценку и оптимистичный настрой.

Строгость или мягкость?

Эта проблема встает перед многими молодыми родителями. Большинство из них со временем находит нужное соотношение, но для некоторых родителей это остается неразрешимым вопросом независимо от накопленного ими опыта.

Говоря о мягком подходе к дисциплине, мы зачастую употребляем слово «вседозволенность». Каждый человек понимает его по-своему. Для кого-то это просто ненавязчивый и легкий стиль воспитания, для других оно означает чуть ли не преступное потакание ребенку, при котором ему разрешается делать все, что заблагорассудится.

Выбор между строгостью и мягкостью - это не самая главная проблема. Добродушно настроенные родители, которые не боятся проявить твердость в случае необходимости, могут добиться хороших результатов, в умеренной степени используя и тот и другой методы. С другой стороны, строгость, граничащая с жестокостью, как и чрезмерная вседозволенность, могут привести к плачевному итогу. Самое важное - это тот дух, который родители вкладывают в воспитание ребенка, и ценности, которые они ему прививают.

Оставайтесь верны своим убеждениям

Слишком строгие родители могут воспитывать ребенка именно в таком духе. Умеренная строгость в привитии хороших манер, послушания и любви к порядку не повредит ребенку, если родители в целом относятся к нему справедливо, а он растет жизнерадостным и общительным. Но строгость вредит, когда родители излишне требовательны, грубы и постоянно недовольны ребенком, не делая никаких скидок на его возраст и особенности характера. Такой подход делает ребенка либо забитой и серой личностью, либо пробуждает в нем злость.

Родители, склонные к мягкому стилю воспитания, закрывают глаза на погрешности в манерах ребенка, если он в целом ведет себя дружелюбно по отношению к окружающим, или не проявляют особой твердости, например, в том, что касается аккуратности и чистоплотности. Но их ребенок тоже вырастет порядочным и достойным человеком, если они не боятся проявить строгость, когда речь идет о действительно важных вещах.

Если родители в результате вседозволенности приходят к плачевным результатам, то дело не в том, что они не проявляли должной требовательности, а в том, что они испытывали сомнение или чувство вины по поводу своих требований и тем самым побуждали ребенка к неповиновению.

Если родители не решаются потребовать у ребенка вести себя как следует - либо из-за неправильно истолкованных теорий о роли самовыражения, либо потому, что они по натуре склонны к самопожертвованию, либо из боязни, что ребенок их разлюбит, - то итогом будет его плохое поведение. В глубине души они проявляют недовольство, не зная, как поступить, и такая нерешительность злит детей. Ребенок чувствует свою вину, но при этом он обозлен, из-за чего ведет себя еще хуже и становится еще более требовательным. Если, например, ребенку позволили подольше поиграть вечером перед сном и он вошел во вкус, а родители боятся лишить его этого удовольствия, то он может превратиться в непокорного тирана, который целыми часами не будет давать спать ни отцу, ни матери. Родители не должны стесняться выразить свое неудовольствие. Если они научатся быть твердыми и последовательными в своих требованиях, то ребенок очень быстро вновь станет мягким и послушным.

Другими словами, родители вольны поступать со своими детьми как они считают нужным, если им в конечном итоге удается добиться от ребенка хорошего поведения, а дети будут довольны и собой, и родителями.

Родители, уклоняющиеся от воспитания

Существуют родители, которые самоустраняются от руководящих и контролирующих функций в воспитании (хотя с удовольствием играют с детьми), оставляя эту часть воспитания на долю супруга. Матери, не уверенные в себе, по привычке часто говорят: «Ну погоди. Вот вернется отец!» Отцы же порой прячутся за газетой или сидят уставившись в экран телевизора, когда в семье назревает кризис. В ответ на упреки своих жен некоторые из таких самоотстранившихся отцов заявляют, что не хотят, чтобы дети на них обижались. Вместо этого они предпочитают оставаться с ними в приятельских отношениях. Конечно, хорошо, если родители дружески расположены к детям и играют с ними, но детям нужно, чтобы родители вели.себя как родители. У них в жизни будет еще множество приятелей, но родители только одни.

Если родители проявляют робость и нерешительность в принятии на себя роли лидеров, дети лишаются поддержки, словно виноградная лоза опоры. Если родители боятся быть решительными и твердыми, ребенок начинает испытывать пределы их терпения, осложняя жизнь и себе, и им, пока родители наконец не взорвутся. Потом им обычно становится стыдно за себя, и все начинается сначала.

Отец, который избегает роли воспитателя, вынуждает тем самым жену брать на себя двойную нагрузку. Более того, ему не удается сохранить с ребенком и те приятельские отношения, к которым он стремился. Ребенок знает, что его плохое поведение раздражает взрослых. Сталкиваясь с отцом, который делает вид, что не замечает этого, он приходит в замешательство. Ребенок может вообразить, что тот затаил злобу. Дети порой боятся таких отцов больше, чем тех, кто явно участвует в их воспитании и не скрывает своего раздражения. Если отец открыто выражает свои эмоции, дети имеют возможность понять, что означает его недовольство и как на это надо реагировать. Это помогает им обрести как в случае, когда они преодолевают страх при обучении плаванию или езде на велосипеде.

Новые теории по поводу дисциплины

В традиционных культурах, где представления о воспитании детей остаются неизменными из поколения в поколение, родители, как правило, не испытывают сомнений насчет того, какое значение дисциплина имеет в процессе воспитания. Однако в Соединенных Штатах различные теории сменяют друг друга настолько часто, что многие родители оказываются просто в растерянности. Большинство из этих новых идей поставляет обществу наука. В прошлом веке психологи, психиатры и другие ученые сделали множество важных открытий относительно детей и их воспитания. Например, они обнаружили, что больше всего на свете дети нуждаются в любви родителей; что дети по собственной инициативе прилагают массу усилий, чтобы стать более взрослыми и ответственными; что большинство неблагополучных детей становятся такими не оттого, что их мало наказывали, а от недостатка внимания к ним; что дети с удовольствием учатся, если учебный материал соответствует их возрасту и преподается квалифицированными учителями; что в некоторой степени ревность к братьям и сестрам и даже злость по отношению к родителям вполне естественны; что интерес к определенным сторонам жизни и некоторым аспектам секса - это нормальное явление; что слишком жесткое подавление агрессии и интереса к сексуальным вопросам может привести к неврозу; что подсознательные мысли так же влияют на поведение ребенка, как и вполне осознанные; что каждый ребенок - это личность и надо дать ему возможность быть таковым.

Сегодня все эти идеи уже кажутся банальными, но в момент первой публикации они производили шокирующее впечатление. Многие из них противоречили убеждениям, которые господствовали на протяжении веков. Такой переворот во взглядах на природу и потребности ребенка не мог не привести в замешательство многих родителей. Они с интересом воспринимали новые идеи, но, когда дело доходило до воспитания собственных детей, придерживались тех же принципов, по которым воспитывались сами. Наиболее естественный путь научиться воспитанию детей - это самому вырасти в благополучной семье.

Наибольшие затруднения с реализацией новых идей обычно испытывают те, кого в свое время не удовлетворяло собственное воспитание. Многие из таких людей испытывают обиду за натянутые отношения со своими родителями. Они не хотят, чтобы дети чувствовали то же самое по отношению к ним, и поэтому приветствуют любые новые теории. Но часто они истолковывают их совсем не так, как подразумевали ученые. Они полагают, например, что ребенку в жизни нужна только любовь; что его не нужно учить приспосабливаться к жизни; что ему можно позволять проявлять агрессию по отношению к родителям и окружающим людям; что любые неприятности происходят только по вине родителей; что когда ребенок плохо себя ведет, родители должны не сердиться и не наказывать его, а проявлять еще большую любовь.

Подобное недопонимание ни к чему хорошему привести не может. В результате дети становятся требовательными и непослушными. Они чувствуют свою вину за плохое поведение. А родители изо всех сил стараются быть сверхчеловечными. Когда дети плохо себя ведут, родители некоторое время стараются подавлять свое недовольство, но в конце концов взрываются. Потом они удивляются самим себе и чувствуют себя виноватыми, а все это приводит к тому, что ребенок становится еще более неуправляемым.

Некоторые родители, будучи сами по себе очень воспитанными людьми, позволяют своим детям несносные выходки не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающим. Они якобы не замечают, что происходит. При более детальном рассмотрении выясняется, что их собственные родители в детстве чересчур принуждали их к послушанию и подавляли малейшее сопротивление с их стороны. Поэтому теперь они испытывают скрытое удовлетворение, видя, как их отпрыски выплескивают наружу весь свой бунтарский дух, который им самим приходилось подавлять в себе. При этом они оправдывают себя, утверждая, что действуют в соответствии с новейшими теориями в области воспитания.

Чувство вины как помеха в воспитании

Бывает много ситуаций, когда родители испытывают чувство вины по отношению к ребенку. Вот несколько типичных примеров: мать, которая выходит на работу, все еще сомневаясь, не делает ли она хуже своему ребенку; родители ребенка с физическими или умственными отклонениями; приемные родители, которые усыновили ребенка и не могут избавиться от ощущения, что взвалили на себя непосильную ношу; родители, которых слишком часто ругали в детстве, и они с тех пор постоянно чувствуют себя в чем-то виноватыми, пока не докажут свою невиновность; родители, изучавшие детскую психологию в институте, знающие все тонкости воспитания и поэтому опасающиеся допустить ошибку.

Какой бы причиной ни объяснялось чувство вины, оно мешает нормальному воспитанию ребенка.Родители в этом случае слишком снисходительны к ребенку и слишком требовательны к себе. Они зачастую стараются сохранять спокойствие, даже когда у них полностью истощилось терпение, а ребенок уже совсем отбился от рук и явно нуждается в том, чтобы его поставили на место. Или они колеблются, в то время как следовало бы проявить твердость по отношению к ребенку.

Ребенок, как и взрослый, чувствует, что в своем непослушании или грубости он уже перешел границы дозволенного, даже если родители закрывают на это глаза. Внутренне он ощущает себя виноватым, ему хочется, чтобы его остановили. Но если этого не происходит, он начинает вести себя еще хуже, как будто хочет сказать: «Что же мне еще такое натворить, чтобы хоть кто-нибудь остановил меня?»

В результате его поведение становится настолько вызывающим, что терпению родителей приходит конец. Они отчитывают или наказывают его. Порядок восстановлен, но проблема в том, что родители, постоянно ощущающие свою вину, стыдятся этой вспышки гнева и либо отменяют наказание, либо позволяют ребенку сделать что-нибудь в отместку. Они могут, например, позволить ребенку грубо разговаривать с ними во время наказания, могут не довести наказание до конца или делают вид, что ничего не замечают, когда ребенок в очередной раз начинает несносно себя вести. В некоторых случаях, видя, что ребенок не желает принимать никаких ответных мер, родитель бессознательно сам начинает провоцировать его на это.

Все сказанное может показаться вам слишком сложным или надуманным, но в действительности это чувство не столь уж большая редкость. Многие вполне сознательные родители позволяют своим детям иногда отбиваться от рук, когда чувствуют, что были несправедливы с ними или не уделяли им должного внимания. Но вскоре все снова становится на свои места. Однако, когда родитель говорит: «Меня бесит все, что говорит или делает этот ребенок», то это явный признак, что он испытывает сильное чувство вины и слишком снисходителен, а ребенок отвечает на это постоянными провокационными действиями.

Если родители четко определили, до какого момента они могут проявлять снисходительность, а где следует проявить твердость, то их ребенок будет не только лучше себя вести, но и вообще станет более жизнерадостным. А это только усилит их взаимную любовь.

Умение правильно и эффективно дисциплинировать ребенка – это целое искусство, которым должны овладеть все родители. Дисциплина – не то же самое, что и наказание. Дисциплина в большей мере касается обучения, а не наказания: вы учите ребенка, в чем разница между добром и злом, что следует уважать права других людей, какие правила поведения приняты в обществе. Все это ради того, чтобы помочь ребенку вырасти любимым, уверенным в себе, дисциплинированным, научить его контролировать свои порывы и не расстраиваться из-за стрессовых ситуаций в повседневной жизни.

Если у ребенка возникают трудности с дисциплиной, очень важно помнить, что это напрямую от вас не зависит. Все дети разные и по типу темперамента, и по уровню развития, именно поэтому одна техника дисциплины может иметь позитивные последствия в работе с одними детьми, но быть неэффективной по отношению к вашему ребенку.

Вы должны понимать, что ваше поведение во время дисциплинирования ребенка определяет его хорошее или плохое поведение в будущем. Если после долгого с ним спора, его истерики или приступа гнева, вы сдадитесь, это может привести к повторению такой модели повеления, с помощью которой он, в конечном счете, добьется своего. Если же вы непреклонны и последовательны, ребенок перестанет в итоге бороться с вами таким способом. Однако некоторые дети считают себя победителями, даже если им удалось отложить выполнение неприятного для них дела хотя бы на несколько минут.

Будьте последовательны в выборе методов дисциплины и наказания ребенка. Это касается всех лиц, присматривающих за детьми. Дети привыкли проверять границы дозволенного, и если вы непоследовательны в их утверждении, вы тем самым поощряете их плохое поведение.

Что нужно знать о дисциплине

  • Сохраняйте спокойствие и не теряйте над собой контроль, когда ребенок плохо себя ведет. Избегайте воплей и криков, иначе ребенок поставит себе в пример такое поведение и будет применять его для получения желаемого. Если вы почувствуете растущее раздражение, сделайте перерыв, чтобы восстановить равновесие.
  • Избегайте обобщенной критики. Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что причиной вашего разочарования и грусти является его плохое поведение, а вот любить вы его будете всегда.
  • Не хвалите ребенка слишком часто. Вы не должны постоянно хвалить ребенка, особенно за выполнение каких-либо обычных заданий, иначе ваша похвала будет менее эффективной.
  • Не сосредотачивайтесь все время на негативе, особенно если прослеживаются позитивные тенденции поведения. Намного лучше сказать: «Мне нравится, что ты сложил свою одежду», чем «Мне нравится, что ты, впервые, наконец-то соизволил сложить свои вещи, пока тебя об этом не просили».
  • Старайтесь не применять физического методы наказания. Порка никогда не была эффективнее, чем другие формы наказания, и к тому же она ожесточает детей, делает их агрессивными и раздражительными.
  • Помните, что важно награждать и хвалить детей за хорошее поведение.
  • Понимайте разницу между денежными вознаграждениями и взяткой. Вознаграждение детям дают после выполнения чего-либо, а взятку – до, чтобы заставить ребенка сделать то, что вы хотите. Не давайте детям взятки.
  • Подавайте ребенку хороший пример.
  • Самое важное – это эмоциональная защищенность вашего ребенка, окружение, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и любви.

Поощрение хорошего поведения

Первый шаг для улучшения дисциплины – научиться поощрять хорошее поведение ребенка. Намного легче укрепить хорошее поведение, чем стараться изменить плохое. А вот и несколько советов для поощрения хорошего поведения.

Укрепляйте хорошее поведение ребенка, предлагая ему взамен похвалу, когда он отлично справляется с работой или заданием, а так же проявляйте позитивный интерес и внимание к нему. Дети ожидают одобрения своего поведения, особенно от родителей. Ребенок должен знать, что он соблюдает он правила, что он сделал (или попытался сделать) то, что вы хотели. Обнимите его, поцелуйте, улыбнитесь, если он хорошо себя ведет, выполняет рутинные задания без проблем или же играет в команде по правилам. Важно также говорить детям слова одобрения, например, «отличная работа», «молодец», или «мне нравиться, когда ты…». Обязательно комментируйте определенные действия и поведение.

Давайте ребенку право выбора. Это позволит ему почувствовать собственную независимость. Например, предложите выбор: вынести мусор или накрыть на стол.

Как же найти золотую середину? Как привить детям дисциплину, чтобы не переусердствовать? Этому и будет посвящена наша статья. Для начала, давайте выясним, зачем необходимо прививать детям дисциплину, во что бы то ни было? В конце концов, нет людей полностью похожих друг на друга, есть в мире и полные замарахи, но живут, же, как то, и даже часто вполне удовлетворенны самим собой. «А вот и нет!» – противоречат психологи.

Существует, по крайней мере, пару причин, по которым необходимо прививать детям дисциплину и аккуратность. Во-первых, соблюдение порядка развивает. Доказано, мышление ребенка состоит таким образом, что развивается оно путем упорядочивания всего, что только попадает в поле зрения. В случае если он стабильно наблюдает вокруг себя беспорядок, то и формирование его тормозит. Во-вторых, нужно учиться жить в цивилизованном обществе. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Порой его самого будет раздражать не привитые в детстве нормы порядка и дисциплины. Так как у взрослого человека это уже происходит на уровне инстинкта, и вашему ребёнку будет очень сложно самим принимать необходимые элементарные навыки соблюдения порядка.
Воспитывая, родители с малых лет обязаны привить детям нормы дисциплины.

Советы наиболее легкого и непринужденного воспитания.

Отдавая распоряжение сделать что – либо, вы должны сформулировать предложение таким образом, чтобы это не казалось приказом. Например: «мне необходима твоя помощь. Будь добр, убери, пожалуйста, свою обувь от дверей». Основным моментом в предоставленной ситуации выражается просьба о помощи.
Скажите детям заблаговременно, что они должны подготовиться к обозначенному занятию (например, к ужину) через пять минут.

Предоставьте детям максимальное количество вариантов для выбора. В случае если они заурядно не идут к столу ужинать, сообщите детям, что они имеют выбор, когда им подойти: через две минуты или через три. Если они намеренно провоцируют и испытывают ваше терпение, не давайте соглашения на то, чтобы изменить уже данные возможности. Но, если, же дети предложат альтернативу, что вполне позволительно, тогда на вопрос, могут ли они прийти к ужину затем, как уберут игрушки, непременно дайте на это согласие.
Каждый раз давайте детям понятное и мотивированное объясняйте, почему вам необходимо, чтобы то или иное задание было выполнено.

Давайте им только одно поручение на установленный период времени, чтобы они не чувствовали растерянность и не были перегружены чрезмерно большим количеством заданий.

Беседуйте со своим ребёнком.

Разговаривать с детьми следует всегда уважительно. Пусть вместе с вами они оценят плохие и хорошие поступки. Ваш разговор не должен иметь форму переубеждения, вы обязаны лишь натолкнуть ребёнка на мысль, чтобы он сам сделал выводы. Также постарайтесь приучить ребёнка самого принимать решения о действиях или бездействиях во всевозможных ситуациях.
Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, не унижайте детей!
Аргументировано растолковывайте детям, почему в каждом конкретном случае нужно действовать определённым образом, а не иначе. Но при этом следите за тем, что вы говорите, объяснения типа «потому что я так хочу» или «потому что так надо» слабо, а может, и вовсе не убедят ребёнка. Многие дети не переносят приказов и попросту могут начать отстраняться от общения с вами.
Доверительные беседы, убеждение, диалоги на равных, всегда вам окажут помощь, чтобы завоевать авторитет у ребёнка.

Не применяйте приказного тона. Всегда выполняйте свои обещания.

В беседе с детьми, вместе обсудите, какие они должны будут нести ответные меры за их неприлежное поведение. К примеру, скажите: «У тебя есть манера раскидывать вещи по дому, и я должна всё время переступать через них. Что с этим мы будем делать? Возможно, ты сам предложишь мне решение, что делать, если ты не приберёшь свои вещи?» Достигнув обоюдного согласия, в дальнейшем, не отступая от принципов, соблюдайте совместно достигнутого уговора.

Не упускайте момента и подмечайте, когда ваши дети себя хорошо ведут, не забывайте хвалить их за то, что они откликаются на ваши ожидания. Например. Вы можете сказать «Я очень рада, что ты...» или «Это великолепно, что ты...».
Держите ситуацию под контролем.

Попробуйте смоделировать ситуацию, чтобы ребёнок воспроизвёл ожидаемую вами модель поведения: «Саша, плохо ходить по комнате в уличной обуви. Покажи мне, пожалуйста, как нужно поступить в этом случае». Ребёнок снимает ботинки. «Спасибо, я была уверена, что ты сможешь сделать это. Так лучше».

Советуем завести вам стенд, с какими ни – будь фигурками (например, звёздочками, кружочками) или график, где на протяжении установленного времени будут производиться заметки о надлежащем поведении ребенка. При этом вы должны поставить условие, что когда наберется обозначенное вами количество этих заметок, дети могут получить дополнительное поощрение, к примеру, прогулки, поездки куда-нибудь или приобретение игрушки, которую давно хотел ребёнок. Это хороший, и давно испытанный метод контроля над поведением.

Ни в коем случае, не отступайте от своего намерения привить детям дисциплину. Не отступайте назад, если даже чувствуете, что вам не хватает должных сил осуществлять в жизнь поставленные планы относительно самоорганизации детей. В противоположном случае дети быстро поймут, что им совершенно не обязательно соблюдать правила, потому что они все время меняются.

Эти советы являются эффективными, если вы сами, соблюдая порядок в доме, и проявляете максимальную собранность и опрятность. Мнение о дисциплине может формироваться даже на мелочах: если что- то взяли, положите его на место, или всегда закрывайте все прежде открытое вами. Только контроль над собой и ребёнком поможет достичь желаемых результатов.

Правильно воспитать своего ребенка и приучить его к дисциплине непростая задача, и чтобы ее выполнить нужно запастись терпением и усвоить главное: и его дисциплина не одно и то же. Итак, как дисциплинировать детей, рассмотрим несколько советов.

Как распознать недисциплинированность?

Детскую недисциплинированность можно спутать с капризами и детской своенравностью. Например, отказ прислушиваться к советам и просьбам, резкость, грубость, склонность к конфликтам с педагогами и сверстниками, безразличие к урокам, неусидчивость, лень – это все проявления так называемого «протеста» . Но в чем же тогда заключается разница между капризом и отсутствием дисциплины? Детская недисциплинированность – это постоянное явление, которое выражается в излишней активности ребенка, в то время как «протест» или капризность — нечто временное, имеющее конкретные причины и проходящее.

Что порождает недисциплинированность в детях?

Нехватка внимания родителей. При такой нехватке ребенок будет делать все, чтобы привлечь к себе внимание;
Любознательность и пытливость. Обычно это свойственно очень маленьким деткам (1,5 – 2). Мир вокруг такой незнакомый и привлекательный, тут не до примерного поведения.
Недостаточное мотивирование со стороны родителей. Дисциплинированный ребенок понимает, зачем он должен выполнить что-либо. Безапелляционные просьбы и распоряжения не подойдут, в данном случае уместна грамотная мотивация. Например, «чем скорее закончим с уборкой комнаты, тем скорее освободимся и пойдем на прогулку» .
Поиск слабых мест папы и мамы. Для того, чтобы манипулировать родителями, ребенок часто ищет их уязвимые места.
Расхождение слов родителя с его делами. Часто взрослые требуют от ребенка определенного поведения, но сами ведут себя противоположным образом. Яркий примеркурящий родитель, который говорит, что курение – это плохо. Или запрещение мусорить от человека, который выбрасывает обертку на асфальт.
Отсутствие доверия во взаимоотношениях. Если доверительные отношения с родителями не складываются, ребенок бросает всякие попытки наладить контакт с мамой или папой. Доверие утрачивается, и ребенок винит в этом родителей.
Чересчур много «нельзя». Слишком требовательные родители сами способствуют тому, что ребенок становится бесконтрольным.

Чтобы дисциплинировать детей, нужно ли их полное повиновение?

Дисциплинированный ребенок – это не кукла, которая подчиняется вам и слушается с полуслова. Это живой человек, со своим мнением, характером, желаниями. Дисциплинировать ребенка правильно, значит развить в нем ответственность, собранность, умение уважать общепринятые нормы и подчиняться собственным целям. От родительского подхода к воспитанию зависит то, насколько самостоятельным, цельным и самодостаточным он вырастет. Излишняя требовательность и строгость могут воспитать неуверенного в себе, слабого человека. Выбирать вам.

Превратите дисциплину в семейную привычку

Современный бешеный ритм жизни зачастую не позволяет уделять достаточное время ребенку. А малыш живет в другом темпе и не понимает, зачем вам нужно куда-то бежать и проводить время на работе, вместо того, чтобы поиграть с ним. Лучший способ приучить ребенка к дисциплине – сделать ее семейной традицией! Как может проявляться семейная дисциплинированность? Несколько основных моментов:

Не забывать старшее поколение и систематически навещать бабушек и дедушек;
Вместе отмечать праздники и готовиться к ним;
В доме каждый выполняет свою функцию;
Установить определенный распорядок дня для всей семьи;
Привить всем домочадцам привычку не откладывать дела на потом;
Наводить частоту всем вместе и по определенным дням;
Культивировать почтительность к старшим.

Если семье неизвестны такие принципы и привычки, то приучить ребенка к дисциплинированности будет крайне сложно. В его голове может произойти путаница и хаос: во сколько нужно уснуть, как правильно разговаривать со старшими, во сколько вернуться домой с прогулки. Все эти вопросы (и многие другие) требуют четких ответов. Иногда родители не находят сил и времени для того, чтобы правильно среагировать на детский «бунт» и это чревато потерей дисциплинарных устоев в семье навсегда. Поэтому определенные правила в семье необходимы. Они должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся, как, например, необходимость чистить зубы. А главное подкрепить дисциплину собственным примером:

Приучаем любить, когда все на своих местах: вещи в комоде, кружки и тарелки в шкафу для посуды и т.п. Главное не забывать о поощрении: хвалить ребенка за правильные действия.
Устанавливаем единственно возможное поведение вне дома: уважительно относиться к пожилым, помогать девушкам, уступать место в транспорте и прочее. Дисциплинированный ребенок ведет себя правильно и культурно не только в стенах дома.
Устанавливаем единственно возможное поведение дома: вещи на своих местах, соблюдение вежливости и приличий, еда строго на кухне, соблюдение правил гигиены;
Организуем распорядок дня: конкретное время для сна; до сна определенные процедуры.

Умение организовать свое время, собранность и ответственность – качества, которые родители должны воспитывать в ребенке. Детская дисциплинированность – это билет в спокойную, уверенную, гармоничную взрослую жизнь.

Дисциплина для детей – это не причуды взрослых. Она необходима для здорового развития ребенка: его полноценного физического, эмоционального и умственного развития.

Без установленных правил дети не в состоянии строить отношения с другими людьми и учиться ответственности.

В то же время у дисциплинированных детей, как правило, развиты самоконтроль, уважение к другим людям и способность с ними сотрудничать.

Зачем нужна дисциплина?

Психолог подскажет

Современных малышей окружает множество пищевых соблазнов. Как научить ребенка отказываться от фаст-фуда, газировки и чипсов? Рассказывает психолог психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.

Некоторые родители ошибочно считают, что жизнь сама все расставит по местам. Другие отказываются от воспитания, чтобы избежать конфликтов с ребенком. Третьи хранят неприятные воспоминания о том, как их самих воспитывали родители, и решают пустить все на самотек.

К сожалению, перекладывание ответственности часто приводит к тому, что малыши становятся капризны, раздражительны и обидчивы. У таких детей не складываются отношения с родителями и не получается дружить со сверстниками.

Научиться управлять своим поведением и контролировать негативные эмоции крайне необходимо еще в школьном возрасте.

Это помогает не только в учебе. В переходный период у детей будет больше шансов справиться с многочисленными соблазнами . Умея управлять собой, подросток без труда откажется от сигарет , наркотиков и рискованного поведения.

Что такое дисциплина?

Дисциплина – это, прежде всего, бесконфликтные отношения с ребенком. Правильное воспитание заключается отнюдь не в том, чтобы жестко контролировать ребенка и систематически наказывать за проступки.

Главная цель – научить малыша управлять собственным поведением. Этого можно добиться путем создания четких границ , которые помогут ребенку поступать правильно.

Доступным языком объясните ребенку правила , которые вы устанавливаете, и всегда следите за их соблюдением.

Например, если малыш плохо ведет себя за столом, спокойно, не повышая голоса, объясните ему, что остальным членам семьи неприятно ужинать вместе с ним. Поскольку остальные не шумят и не разбрасывают еду, в свою комнату придется уйти именно ему.

Всегда следуйте оговоренным правилам и будьте справедливы: правила и границы существуют для всех . Если вы хотите, чтобы малыш всегда убирал за собой игрушки, не разбрасывайте по квартире свои собственные вещи.

Почему дисциплина важна?

Удивительно, но без родительских запретов дети чувствуют себя заброшенными и несчастными . Кроме того, у них НЕ выработаются такие важные социальные навыки, как:

— самоконтроль и способность противостоять соблазнам ,
— уважение к родителям и другим авторитетам,
— сочувствие, терпение и умение делится.

Дисциплинированные дети, напротив:

— умеют себя контролировать,
— самодостаточны и уверены в себе,
— ответственны и послушны,
— легко заводят друзей,
— доверяют взрослым и признают их авторитет.

Что важно знать родителям?

Ключ к правильному воспитанию ребенка – абсолютное спокойствие . Даже если вы очень злы, отложите разговор до тех пор, пока не успокоитесь.

Обязательно давайте ребенку право выбора и помогайте ему учиться на своих ошибках.

Самое важное

Дисциплина – это не строгость и наказания, а четкие границы, которые подскажут ребенку, как себя вести в разных ситуациях.

Спокойно следите за соблюдением установленных правил, будьте справедливы и подавайте хороший пример – этот лучший способ воспитать в ребенке ответственность и оградить его от соблазнов.