Вальдорфский детский сад: что это такое. Вальдорфская система

Вальдорфская педагогика - чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер является основателем новой науки о человеке - антропософии, которая стала философским фундаментом вальдорфской педагогики. Задача антропософии состоит в том, чтобы выявить то особенное, что отличает бытие человека от других существ, что делает человека человеком. Ядро антропософии - общее учение о человеке как о телесно-душевно-духовном существе. Эти три уровня существования (физический, душевный и духовный) находятся в гармоничном единстве и составляют целостный образ человека, его неповторимую индивидуальность, его автономное «Я». В каждом конкретном действии человека проявляется и обнаруживает себя целостная индивидуальность, включающая не только физический и душевный, но и духовный слой существования. Штайнер рассматривает познание человека как живой процесс взаимодействия непосредственного опыта, данного человеку через восприятие и наблюдение, и творческой интуиции - понятий и идей, в которых раскрывается сущность наблюдаемых явлений. Ни то ни другое в отдельности не дают полной картины действительности. Целостная картина мира возникает только тогда, когда чистое наблюдение, живое мышление и творческая интуиция сливаются воедино.

Рудольф Штайнер попытался создать в своем учении о человеке такую педагогическую антропологию, которая не оставалась бы системой абстрактных понятий, а могла бы превратиться в «педагогическую интуицию».

Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания - помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок самодостаточен и полон жизненных сил, и сам может и должен определять путь своего развития. Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, необходимо отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных «запретов», существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.

Первый из них - это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Штайнер призывает как можно позже прививать ребенку так называемую внешнюю духовность в ее умственной форме. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям. Прямое обращение к воле через сопереживание поступкам взрослого - одно из важных положений вальдорфской дошкольной педагогики. Если предоставить возможность духу и воле ребенка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть сферой интеллекуального, необходимой современной цивилизации. Преждевременную интеллектуальность ребенок может использовать для критики других, для оправдания своих поступков, для демонстрации своих достоинств и предъявления излишних требований.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие. Они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств. Они могут лишить его собственной активности, подавляют его фантазию, многие дети перестают играть, поэтому до определенного возраста необходимо предельно сократить (а лучше вовсе исключить) контакт ребенка со средствами массовой информации.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики - это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом - не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает всеобщего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви к ребенку - главный принцип вальдорфской педагогики. Только любовь к ребенку, принятие его индивидуальности позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться понять ребенка и позволить реализоваться его собственным силам и способностям. Для этого необходимо отказаться от методов авторитарного воспитания. Излишняя строгость, запреты и вмешательство взрослых подавляют волю ребенка. В результате авторитарного воспитания он либо начинает действовать автоматически, по готовым, установленным другими правилам, либо начинает сопротивляться своим воспитателям, что может перерасти в «хроническое» противостояние. В этом случае, хотя ребенок и отстаивает свое «Я», он чувствует себя изолированным от окружающих, одиноким. И только любовь взрослых позволяет ребенку развиваться в гармонии с окружающим миром!

Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Только тогда он будет действенным, и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики - это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию. Р. Штайнер писал: «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам - это и есть здоровое состояние ребенка». Ребенок - это сплошной орган чувств, который жадно впитывает в себя окружающую действительность. Вся жизнь его до семи лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит вокруг. Когда дошкольник воспринимает что-либо, в нем возникает стремление к воспроизведению. При этом подражание понимается им не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. (Не случайно используется термин «внутреннее подражание».) Вот почему нужно строго следить за тем, чтобы в окружении ребенка не происходило чего-либо такого (включая слова и эмоции взрослых), чему ребенок не должен был бы подражать. Если ребенок подрастает около гневливого отца или сердитой воспитательницы, он будет настроен на гнев и агрессию. Если же в его окружении царят честность и доброжелательность, он будет правдивым и чутким к людям. «Все, чего мы хотим достичь в воспитании маленького ребенка, мы должны переносить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада, - пишет воспитатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. - Мы воспитываем ребенка своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим...»

Воспитание через подражание предъявляет взрослому - воспитателю значительно более строгие требования, чем воспитание авторитетом. Во всех своих мыслях, поступках и действиях воспитатель должен быть примером для детей. Таким образом, «воспринимающая и подражающая» позиция ребенка обязывает самих воспитателей заниматься самовоспитанием. Требования педагога должны быть направлены не к ребенку, а прежде всего к самому себе. Он должен побуждать интересы и чувства детей не через объяснения и рассуждения, а через себя - свою непосредственную деятельность и каждодневные поступки.

Поскольку в вальдорфской педагогике нет определенной программы или методики (одно это уже требует высокого мастерства и непрерывного творчества), можно с уверенностью сказать, что воспитатель вальдорфского детского сада - это высокий профессионал, непрерывно работающий над собой, мастер своего дела. В этой педагогической системе просто не может быть «средних» и неквалифицированных воспитателей.

Вместе с тем вальдорфская педагогика имеет совершенно четкие методические ориентиры, определяющие стратегию и содержание педагогической работы воспитателя.

Широко известная по всему миру вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.

Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или — возможно ли это? — полный отказ от так называемых "развивающих" занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.

Раннее детство — это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?

В вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в "магазин", "больницу", "дочки- матери". Только игрушки не совсем традиционные: в вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.

Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и "деньги" в "магазине", и "лекарства" в "больнице", и "машины" в "гараже".

Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.

Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.

Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница — ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.

Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут "настоящей" взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.

Как и многое другое, песни у вальдорфцев "живые", как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.

Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.

Нередко сторонние люди обвиняют вальдорфскую педагогику в чрезмерной "религиозности" и даже "сектанстве". Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасху, нередко зажигаются свечи.

Как "вальдорфская" мама могу с уверенностью сказать, что ни дети, ни родители не испытывают никакого психологического давления и детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.

Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.

Если вы спросите мам "вальдорфских" детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей. О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня. Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.

И наконец о том, что в вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели — это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

Обсуждение

Интересный материал. Раньше только название слышала, но не знала подробностей. Мне кажется, что любая методика имеет место быть, но вот что выберет для своего малыша родитель - это отдельная тема. Мы ходим в обычный детсад, нам повезло, там работают хорошие воспитатели, внимательно относятся к деткам, занимаются с ними. Недавно Макс (сын) принес такую поделку из обычных веток, что мы с мужем пришли в восторг))) Приятно, что он такой способный растет.

Весь этот отзыв составляет только моё личное мнение, прошу это учесть в дальнейшем.

Статья "вальдорфской мамы" написана довольно сложным, специализированным языком. Статья без подписи, на сайте-источнике информации ещё меньше (http://www.detskiysad.ru/articles/003.html). Создаётся впечатление, что это чистой воды маркетинг.

Я сам никакого отношения к последователям Штайнера не имею, но видел и слышал, что детки получаются какие-то немного грустно-мрачные и не очень образованные. Так что восторгам в статье по поводу "прекрасных педагогических приёмов" я бы так сразу не доверял. В конце концов, главное - люди. А люди там встречаются разные, как и везде, впрочем.

Комментировать статью "Вальдорфский детский сад. Что это такое?"

Недавно нашли в непосредственной близости Вальдорфский детский сад. Прочила, заинтересовалась, но не уверена, что нам это Цитата: Получается, что все остальные методики, направленные на интеллектуальное развитие ребенка, просто остаются «в стороне».

Обсуждение

Оптимальный вариант, на мой взгляд, для ребенка с вашими вводными данными. В таких ДС очень доброжелательно относятся к детям, что поможет сберечь нервную систему ребенку. Но к логопеду ходить придется дополнительно, логопед же может и коррекцией ЗПР заниматься,на это закладывайте дополнительные деньги. Или, как вариант, просите направление в детсад для детей с ЗПР, там и логопед, и дефектолог, и 12 детей в группе, и всё забесплатно, включая питание. Но... Со специалистами как повезет - заниматься могут без фанатизма, в то же время, ребенок будет среди таких же, как она, никто не будет негативно реагировать на какие-то проблемы ребенка.

Найти попробуйте Юлю Ставрову-Скрипник. Известная приемная мама, хозяйка двух Монтессори детсадов. Сейчас делают началку даже, спрос огромный. Она тоже приемная мама.

Вальдовская методика. Есть поклоники?. Методики. Раннее развитие. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

Обсуждение

Я смотрела интервью с режиссером сериала "Школа" Валерией Гай Германикой. В интервью она рассказала, что училась именно в такой школе, а когда родители перевели ее в обычную школу, то оказалось, что она ничего не знает из того, что знают сверстники. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. С детьми разучивают то, что нужно продемонстрировать родителям. Система это не только опасна для детей, но и для родителей, так как направлена на выкачивание денег.

Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

вальдорфский детсад. Детские сады. вальдорфский детсад. Девчат, кто-нибудь водит деток в Вальдорфские сады? Мне не нравится в методике Васильевой работа по образцу, а не в творческой форме, не нравится приказной режим, мешающий развитию творческих...

Обсуждение

У меня ребенок ходит в вальдорфскую группу неполного дня. И еще у меня психологическое образование, и для того, чтобы занять позицию относительно вальдорфского образования, я проштудировала кучу научной литературы:) Я Вам настоятельно рекомендую вальдорфский садик. Очень продуманная система, ориентированная на гармоничное развитие ребенка в соответствии с возрастными потребностями. Нет сейчас времени подробно расписывать все плюсы, но если хотите могу. Обратите внимание, отрицательные отзывы обычно от тех, кто в вальдорфский садик не ходил:) Насчет мозга Вам тоже смешно сказали... Фишка как раз в том, что структуры мозга, необходимые для обучения чтению, созревают только к 6-7 годам, и раннее обучение чтению закрепляет неправильные алгоритмы. Это вредно!

Мы ходили 6 месяцев. Я была большой сторонницей (сказывается наличие соседки - идейного вдохновителя и работника их семинаров на Тульской).
Все хорошие стороны Вы и сами знаете: мягкая адаптация, сезонность, режим и проч. - это все очень хорошо для малышей (правда без фанатизма: почему нельзя лицо у куклы нарисовать я до сих пор не понимаю).
Но есть момент, который Вы должны четко понимать: не важно какая система или методика, важно КТО воспитатель. И в простых садах есть чудесные, мягкие женщины, с которыми Вы сможете найти контакт, и кот. будут окружать Вашего ребенка не меньшей заботой и пониманием.
И в Вальдорфской попадаются случайные люди, прошедшие семинар, устраивающиеся в такие сады, но абсолютно чужие. Смотрите на воспитателя!
И еще важно понимать, в какую школу ребенок потом пойдет. Если в простую, не забудьте наряду с вальдорфским садом поводить его на подготовительные лет с 6.
В Вальдорфскую школу не рекоммендую: внук все той же моей соседки в 12 лет в школе получает домашним заданием связать шапку...

Мы пошли с 3,5 лет в муниципальный центр развития-д/с. Ни минуты не сожалею. Пришли в январе, когда основная группа уже была набрана. Нам разрешили приводить позже, после завтрака,я ждала ее там же, после занятий, до сна, забирала. Никаких криков "мам, не уходи" вообще не было. Была проблема дома "не хочу в сад, там нужно будет кушать". Поговорила с воспитателями, их зазыв на обед стал звучать как "все, кроме Вики, мойте руки". Через неделю ребенок возмутился, почему его не зовут, начала сама присаживаться за стол, брать хлеб, и так потихоньку вошла.

Пишу это все для того, чтобы проиллюстрировать известную истину - ищите контакт с воспитателем, и любая система станет для Вашего ребенка мягкой и адаптивной.

А в жизни в некоторых вопросах я до сих пор руководствуюсь принципами Вальдорфской системы (или просто здравого смысла?): в быту (минимум телевизора,никаких комп.игр пока что, максимум натуральных материалов вокруг, максимум ролевых игр), в медицине (без антибиотиками, не сбиваем сразу температуру, не пресекаем болезнь, даем ей "созреть").

Так что одно другому не мешает:)

Раздел: Методики раннего развития (какие существуют методики по развитию детей в детском саду). Анализ методик раннего развития и соотв С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его...

Обсуждение

Из известных имен Вы забыли Монтессори и Лупан.
По поводу результатов - зарегистрируйтесь на сайте Лены Даниловой и почитайте дневнички (многие в закрытом доступе, поэтому нужна регистрация, а не гостевой визит). Там мамы смесь из методик устраивают - из какой что больше подходит ребенку и не боятся сами экспериментировать.
Про своего ребенка скажу, что на данный момент в ходу практически все перечисленное (кроме Лупан) - и Данилова, и Никитины, и Монтессори, и Зайцев, и Доман, и мои собственные идеи:-). Вот только Тюленева нет, но как-то я не очень прониклась его громкими лозунгами.

Вы затронули очень актуальную тему. Сейчас моему ребенку 2, 3. В свое время с 9м до 1 г посещали Монтессори. Потом школу раннего развития (лека, рисование, танцы) Сейчас опять вернулись к Монтессори. Надо сказать что эффект «скачок» в развитии ощутим, сравнивая с детишками которые ни куда не ходят. Купили кубики Зайцева (но большого интереса пока нет, и сложно самой без помощи внедрять эту методику).
Я думаю так все должно быть своевременно, не насильственно и умеренно (также ни кто не отменяет игры, чтение и т.д. дома). Большинство родителей отводят в школы развития, что бы не заниматься самому, лень как бы это не странно звучало!
Мне кажется до 3 лет наиболее приемлема (в разумных пределах) методика М. Монтессори (2-3 раза в неделю по 2 часа)

Вальдорфская педагогика. Методики раннего развития. Раннее развитие. Не очень далеко есть вальдорфская ясли-студия, там же сад и школа. Сначала хотела отдать на год в ясли-студию, теперь заинтересовалась и школой (придерживаться одной методики).

Обсуждение

Десять лет тому назад в Москве был шум, что выпускники вальдорфских школ не смогли сдать экзамены за среднюю школу. Особенно математика у них просто отсутствовала. Целые трагедии разыгрались... Где-то в Интернете был даже официльный отчет об эксперименте.
Основатель этого направления Штайнер - сторонник мистики, эзотерики, верит в ауру и вообще всё воспитание строит на этих потусторонних гипотезах и теориях. Воспитание для богатых бездельников. В итоге получаются типа богемные, ничего не понимающие в реальной жизни и ни на что не способные люди... Если конечно, их вовремя где-то в приличном дорогостоящем заведении не исправят хотя бы частично. Такое впечатление от вальдорфской педагогики.

03.06.2008 12:07:22, ВиталийКК

прежде всего почитайте на тему, что такое настоящая вальдорфовская педагогика со всеми причиндалами. с тем, что всякий прохожий может быть учителем, что концепция о сотворении божьем и дарвиновская теория - фигня, а их теория создания мира - правильная, что барби и телевизор - это табу, что книги читать до N лет вредно, а тем более в яслях, и т.д. Следующим шагом аккуратно выясните, проповедует ли это все ваша школа и сад, или у них просто вывеска с модным словом и нетрадиционный подход. Если первое - то см. п1. и решайте, входит ли все это в систему ваших жизненных ценностей.

детсад - очень хорошо; школа - ужасно. Вальдорфская методика полагает, что человек в 35 лет только заканчивает формироваться, так что Школы и детские сады есть в 45 странах мира (примерно 750 школ и 1500 детских садов) В сети на русском языке о вальдорфском...

Обсуждение

Мы в этогом году поступили, т е пойдем в сентябре в 1 кл, школа 1060. Имеет государственную аккредитацию,именно из вальдорфовской педагогики там не много осталось, мне напоминает скоре авторскую школу, именно эвритмия- больше походит на занятия в театральной студии, оказывается есть даже лечебные группы эвритмистов:) У меня девочка, мальчика бы не отдала наверно. с первого класса 2 языка, с 4 класса дети начинают выезжать в грецию, затем в Англию и Германию, для совершенсвования языка и посмотреть жизнь.
Мы выбрали, в первую очередь, из за среды, т к в школе одна параллель, все друг друга знают, т е такие явления как дедовщина, крик учителя на ребенка, продажа наркотиков в туалетах- исключен. кроме того много времени уделяется исскуствам- дети рисуют, ставят спектакли, учатся играть на муз инструментах. При поступлении учителя сразу предупреждают, что результатов можно добиться только при значительном участии родителей в школьной жизни ребенка, т к система безоценочная. В этом году на 25 мест было 80 заявлений.

27.04.2007 17:37:19, Олия_Я

Вальдорфская педагогика - чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет.

Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925).

Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская педагогика - чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер попытался создать в своем учении о человеке такую педагогическую антропологию, которая не оставалась бы системой абстрактных понятий, а могла бы превратиться в «педагогическую интуицию».

Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания - помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок самодостаточен и полон жизненных сил, и сам может и должен определять путь своего развития. Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, необходимо отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных «запретов», существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.

Первый из них - это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики - это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом - не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает всеобщего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви к ребенку - главный принцип вальдорфской педагогики. Только любовь к ребенку, принятие его индивидуальности позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться понять ребенка и позволить реализоваться его собственным силам и способностям. Для этого необходимо отказаться от методов авторитарного воспитания. Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики - это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию.

Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества. Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей. Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д.

Одно из наиболее распространенных занятий в вальдорфском детском саду - рисование. При этом воспитатель не ставит задачи - научить детей рисовать что-то определенное.

Он просто предоставляет детям возможность повозиться с красками, а сам показывает образец хорошего рисования. Наблюдая увлеченность взрослого и способы его рисования, дети тоже включаются в художественную деятельность, не спрашивая, что и как им рисовать. После рисования работы детей не обсуждаются и не оцениваются. Воспитатель радуется вместе с детьми и любуется тому, что могут краски. То же самое относится и к лепке. Лепить рекомендуется из естественных материалов - мягкой глины, воска, теста.

Еще одно традиционное занятие детей - пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях - в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него. Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются. Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах - колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.

Специфическое для вальдорфской педагогики занятие - эвритмия (или ритмика). Эвритмия - это искусство движения, созданное Штайнером. Это слово означает «правильный ритм»: ребенок посредством движений и жестов пытается выразить настроение и гармонию музыки. Исполняя какое-либо стихотворение или мелодию, ребенок пытается жестами передать значение и настроение произведения. Поэтому эвритмию называют зримой речью или зримым пением. Занятия эвритмией проводятся на основе подражания воспитателю. Материалом для его работы служат стихи, сказочные сюжеты, детские песенки. Один и тот же сюжет повторяется на протяжении пяти – восьми занятий.

К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.

Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.

Однако самая важная и главная деятельность детей - это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.

Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой - палочка с условной головой; кубиками - брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.

Помимо свободной сюжетно-ролевой или режиссерской игры в детском саду используются особые игры, характерные только для вальдорфской педагогики. Так, следует отметить музыкально-ритмические игры-хороводы, которые называются немецким словом «райгены». Райген - это ежедневная общая ритмическая игра-действие, когда дети вместе с воспитательницей проигрывают какой-либо игровой сюжет. Дети вслед за воспитательницей выполняют характерные движения-жесты, иллюстрирующие содержание сюжета и демонстрирующие в движениях соответствующие образы. Например, встав на цыпочки и высоко поднимая руки, они изображают восход солнца. Присев на корточки, дети показывают, как гномики собирают сокровища в мешочки. Громко топая ногами, они демонстрируют шаги великанов. Дети перевоплощаются во всевозможные существа и своими движениями показывают, как растет и распускается цветок, как качаются деревья на ветру, как двигаются разные животные, как работают люди разных профессий и т. д. В таких действиях сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение, благодаря чему, как считают вальдорфские педагоги, достигается гармоничное взаимодействие, взаимопроникновение духа, души и тела.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.

Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.

Организация жизни в вальдорфском детском саду

Ритм дня представляет собой чередование «выдоха и вдоха», т. е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя («выдох»), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое («вдох»).

Первая фаза дня - «выдох» - свободные занятия или игра. Когда дети приходят в группу, воспитательница уже занимается какой-либо работой: что-то мастерит, рисует или готовит завтрак. Дети могут присоединиться к ней и начать делать что-то вместе. Те, кто предпочитает свободную игру, могут играть. На игру отводится не менее 1,5-2 ч, чтобы ребенок мог «переработать» свой опыт и раскрыть свои творческие возможности.

Вторая фаза дня - «вдох» - утренний «Круг» (райген). Дети образуют хоровод и воспроизводят движения, позы, слова и песни воспитательницы. Никакого давления, оценивания или коррекции не происходит: каждый делает, как получается. Раз в неделю может быть небольшой урок эвритмии. Затем дети идут в туалет, моют руки и готовятся к завтраку. Все переходные моменты сопровождаются определенными ритуалами, которые придумывает каждая воспитательница. Это может быть песенка, звонок колокольчика, зажигание свечки и пр. Важно, что это не инструкции или указания взрослого, а знакомые и понятные каждому ребенку символы, обозначающие следующий шаг их дня.

Прием пищи - важная часть в жизни группы. Дети видят, как готовится еда, и многие сами участвуют в этом процессе, поэтому проблем с приемом пищи, столь характерных для обычных детских садов, здесь как правило, не возникает. Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания. Атмосфера благодарности за все, что дается человеку, есть, по мнению вальдорфских педагогов, основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают несложную молитву, в которой выражается благодарность за «хлеб насущный». Выражение благодарности может принимать самые разные формы. Важно только, чтобы предлагаемые варианты имели одновременно наглядно-чувственный и духовный характер.

Третья фаза дня - «выдох» - игры и прогулка на свежем воздухе. Основное занятие на свежем воздухе - свободная подвижная игра. Воспитательница ненавязчиво обращает внимание детей на природные явления, на деятельность людей и пр.

Четвертая фаза дня - «вдох» - сказка. Сказки подбираются в соответствии с временем года или в связи с праздником. Ритмичное чередование занятий в разных группах может варьироваться в зависимости от внешних условий и характера воспитательницы, но после установления определенного режима его необходимо поддерживать.

Помимо ритма дня соблюдаются ритм недели и ритм года. На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, - день генеральной уборки.

Годичный ритм - это прежде всего праздники, которым в вальдорфском детском саду уделяется большое внимание. В проведении праздников педагоги ориентируются на обычаи и национальные традиции своего народа. Особое внимание на каждом этапе жизни в детском саду уделяется организации детских взаимоотношений. Детские группы в вальдорфских детских садах разновозрастные (от трех до шести лет). Дети в таких смешанных группах живут, как в большой семье: маленькие стремятся участвовать во всем, что делают старшие, а старшие чувствуют свою «взрослость», помогают маленьким и всячески опекают их. В таких садах отсутствуют соревновательные игры или занятия, детей не сравнивают друг с другом и не оценивают. Здесь нет лучших или худших - все уникальны и бесценны! Дети не конкурируют друг с другом и не демонстрируют друг перед другом свою силу. Все это, безусловно, формирует здоровое нравственное начало и способствует гуманным отношениям между детьми.

Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.


"Дошкольный Вальдорфский Центр" ведет обучение воспитателей для вальдорфских детских садов по учебной программе "Основы и методы вальдорфской дошкольной педагогики".

Обучение воспитателей началось в 1991 года. В 1993 году состоялся первый выпуск - 42 человека стали вальдорфскими воспитателями. С этого времени центр ежегодно набирает новых студентов, и сейчас уже 230 человек прошли курс обучения.

В центре учатся и москвичи, и студенты из других регионов России. Выпускники основали около 100 вальдорфских детских садов в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Самаре, Чебоксарах, Иваново, Калуге, Ярославле, Рязани, Владимире, Нижнем Новгороде, Казани, Ижевске, Волжске, Набережных Челнах, Томске, Воронеже, Ухте, Уфе, Красноярске, Вятке, Орске, Иркутске, Находке, Ростове-на-Дону. В числе выпускников были представители Украины, Литвы, Армении, открывшие вальдорфские детские сады в Одессе, Киеве, Вильнюсе, Ереване.

Вальдорфская педагогика видит каждого ребенка как индивидуальное существо со своей судьбой и задачей в этом мире. Ребенок нуждается в нашем сопровождении, в нашей любви и заботе. Задача вальдорфского детского сада - помочь в этом родителям. Целью воспитания и обучения в вальдорфской педагогике является формирование здоровой телесной и душевной основы для свободного раскрытия индивидуальности ребенка.

Вся работа в вальдорфском детском саду строится на снове примера и подражания. Здоровый ритм и повторение создают в детях уверенность и радость. В этом возрасте детям нужно много играть, и в вальдорфском детском саду есть для этого все условия. Родители - полноправные и активные участники детсадовской жизни.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ОБУЧЕНИЕ

Обучение в центре имеет статус дополнительного образования. Выпускники получают свидетельство о прохождении обучения по программе "Основы и методы дошкольной вальдорфской педагогики". Срок обучения 3 года. Образовательный процесс выстроен эпохами. Первые два года студенты учатся три раза в год по три недели. В течение третьего года они выполняют итоговую работу и приезжают на десятидневные коллоквиумы три раза в год. Для работающих воспитателей два раза в году проводится курс повышения квалификации. Регулярно проходят ознакомительные семинары и открытые лекции для желающих.

Набор на новый курс производится каждый год с апреля. Курс начинает учебу в сентябре. Условиями приема на трех-годичный курс обучения являются участие в ознакомительных семинарах и\или работа помощником воспитателя в вальдорфском детском саду.

Учеба развивается в трех основных направлениях:

Основательно изучаются закономерности развития ребенка, его возрастные особенности, психология, антропософское знание о человеке; это создает опору для самостоятельной работы воспитателя и придает ей уверенность;

Осваиваются методика и дидактика, их изучение доводится до выработки практических навыков и умений;

Практически занимаются искусствами и ремеслами - музыкой, пением, речью, движением, живописью, лепкой, рукоделием, резьбой по дереву; так воспитатель становится примером для детского подражания.

Вальдорфский детский сад

Основной задачей вальдорфской педагогики было стремление преодолеть царящие в традиционной педагогике антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для детей с различными способностями и социальным происхождением. Подход к человеку как к единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.

Педагоги и теоретики вальдорфской педагогики считают, что основная форма научения в первые семь лет жизни ребенка – сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

Цель вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Основные положения вальдорфской педагогики заключаются в том, что вся жизнь человека пронизана ритмами : ритм дыхания, суточный ритм, годовой ритм. Каждый ритм ставит перед процессом воспитания свои требования.

Следующее положение вальдорфской педагогики основано на том, что одной из особенностей детства является подражание . Р.Штейнер особо отмечал роль подражания, которое необычайно сильно в дошкольнике.

Еще один принцип вальдорфской школы – принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.

Следующий принцип вальдорфской школы – принцип свободы . Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. В школе и детском саду нет оценок.

В детский сад принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 4-5 часов. По мнению Р.Штейнера, более длительное пребывания ребенка в обществе других детей и в отрыве от матери чрезвычайно утомляет его.

Занятия и игры постоянно сменяют друг друга. Основная идея заключается в том, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий .

Занятия, которые проводятся со всей группой:

1. Рисование. От детей не требуется рисовать что-то определенное, ребенок просто возится с красками. Р.Штейнер считает, что рисование является важным событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства. После рисования работы не обсуждаются. Воспитатель вместе с детьми радуется тому, «что могут краски». Листочки высыхают на столах, их собирают и развешивают.

2. Лепка. Так же как и на рисовании, вместо каких-либо объяснений детям дается возможность получить непосредственной впечатление, наблюдая работу взрослого. Вслед за взрослым они воспроизводят то, что их вдохновило. Готовые работы ставятся на полку.



3. Игра на музыкальных инструментах. Взрослый сначала рассказывает какую-нибудь историю или стихотворение о каких-либо звуках, а потом «воспроизводит» эти звуки на простейших музыкальных инструментах. Затем детям раздают инструменты. Вновь повторяется история о звуках, и теперь уже дети играют на инструментах, имитируя то, что показывал взрослый.

4. Пение. Напевая что-нибудь детям, участвуя вместе с ними в хоровом пении или слушая, как они поют хором в сопровождении музыкального инструмента или без сопровождения, взрослые выбираю те песни, которые дети готовы часто слушать или напевать. Одна и та же мелодия многократно спетая или услышанная, как отмечает Р.Штейнер, развивает в ребенке чувство ритма.

5. Эвритмия. Проводится один раз в неделю в вальдорфском детском саду. Это особый вид художественных занятий, разработанный Р.Штейнером. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике.

Главное событие дня в вальдорфском детском саду – сказка или история , которая рассказывается детям утром или перед уходом детей домой. Она должна быть именно рассказана, так как во время повествования дети находятся в духовном контакте с рассказчиком. Такой контакт позволяет зримо наблюдать процесс развития ребенка.

Независимо от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий в детском саду является свободная игра . Штейнер считал, что свободная игра в детском саду должна быть организована таким образом, что бы в зависимости от погоды и времени года дети постоянно имели в своем распоряжении на свежем воздухе или в помещении разнообразные игрушки и материалы. Вмешательство взрослого в игру должно быть сведено к минимуму.

Педагог должен постоянно иметь в поле зрения всю группу, но при этом найти себе какое-нибудь дело, полезное для детского сада и одновременно способное заинтересовать детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Взгляд М.Монтессори на природу ребенка. Сущность воспитания, роль и функции педагога.

2. Дидактический материал М.Монтессори.

3. Вальдорфский детский сад. Основные принципы воспитания дошкольников.

4. Планирование и оборудование вальдорфского детского сада. Организация его работы.

Задание для самостоятельной работы:

Найти познавательную информацию и подготовить выступление об истории какого-либо дошкольного учреждения, работающего по альтернативной системе М.Монтессори.

Литература:

1. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность Центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. – М.: АРКТИ, 2002. – с. 103.

2. Вальдорфская педагогика // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6, 8, 9.

3. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста. – М.,1992.

4. Линденберг К. Рудольф Штейнер. Биография /Пер. с нем. – М., 1995.

5. Любина Г.А. Письма о Монтессори-педагогике. – Минск, 1998.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М.: Карапуз, 2000. – 272с.

7. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10.

8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

10. Соловьева В. Беседы о Вальдорфской педагогике //Дошкольное воспитание, 1993. – №3, 4, 6, 11; 1994. – №6.

11. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.

12. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки //Дошкольное воспитание. 1994. – №1,2.

13. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. – М., 1995.