Как научить малыша играться самостоятельно. Приучаем карапуза к самостоятельным играм

Лишь немногие малыши могут занять себя игрой самостоятельно. Большинство не признает одиночества и ходит за родителями с просьбой поиграть с ними. Когда ребенок сможет играть без участия взрослых и как научить ребенка играть самостоятельно?

Ребенок, долго и сосредоточенно перебирающий игрушки, в полном одиночестве уйдя с головой в свой мир - мечта для родителей, ведь в этот период они могут заняться своими делами. Но больше всего такое умение приносит пользу и самому малышу. Этот период определяет развитие фантазии, речи и воображения. Поэтому главным критерием при игре служит не продолжительность самостоятельной игры, а их разнообразие, их сложность.

Задача родителей - не допустить, чтобы самостоятельная игра стала повинностью, а дать возможность почувствовать ребенку удовольствие от взросления, одобрять его независимость. Разрешайте малышу выбирать, какую одежду надеть, предлагайте альтернативу при выборе блюд и т. д. Чаще советуйтесь с ним.
Самостоятельность в играх прослеживается в активности малыша. Хвалите малейшую инициативу, исходящую от него. Не поправляйте его при самостоятельной игре, говоря, как и что делать. Пусть малыш учится справляться с трудностями сам, если не просит вас о помощи, не спешите ему помогать.

Игры и игрушки

Ребенок должен чувствовать себя комфортно среди вещей: удобные стульчики, подставка возле умывальника, доступные полки с игрушками и вещами, нескользкий пол. Дети редко играют только в детской, обычно они охватывают все домашнее пространство. В связи с этим тщательно продумайте обстановку дома, чтобы избежать травматизма и сохранить ценные вещи. Запреты в таких случаях не действуют, так как ребенок быстро их забудет, увлекшись игрой. А для подросших детей запреты помешают развитию самостоятельности и активности. Родителям следует заранее подготовиться к тому, что малыш в процессе роста обязательно что-нибудь сломает или испортит.

Хранение игрушек требует особого внимания. Малыш должен легко их доставать и складывать на место. Предусмотрите в его комнате или уголке стеллаж для хранения игрушек, игр, книжек, рассадите вокруг столика кукол - сделайте игрушки доступными и расположите их в таком месте, чтобы ими легко можно было играть.

Игрушек не должно быть много. Постоянно делайте «переучет», пряча игрушки, в которые ребенок не играет, а через какое-то время меняйте и возвращайте их.

Радость малыша от встречи с забытыми игрушками будет не менее сильной, чем от покупки новой. Увлечь ребенка легко, достаточно предъявить ему ящик с позабытыми игрушками.

  • Те, которые помогут воссоздать мир взрослых - медицинский набор, набор строителя, полицейского, парикмахера и т. д.
  • Игрушки, дающие познать окружающий мир - песочные наборы, игры в воде, мыльные пузыри и т. д.
  • Игрушки, которые он будет считать одушевленными, чтобы спать, есть и разговаривать с ними.
  • Кажущиеся вам ненужными коробки, пластиковые флаконы, палочки, лоскуты - все это помогает оживить любую игру.
  • Домики и палатки - покупные или сделанные самими. Дети просто обожают такие свои «жилища».
  • Игрушки на веревке или палке-каталке.
  • Мячи любого диаметра и прочий спортинвентарь.
Интерактивные игрушки хороши, но не дают развиться воображению, тормозят собственную игру. Если кроха обладает хорошей фантазией, у него любой предмет может стать игрушкой. Так, большая коробка может стать машиной, карандаш - волшебной палочкой и т. д.

Развивающие игры предусматривают участие взрослых, но те, которые малыш хорошо освоил, подходят и для игры в одиночку.

Учите ребенка играть

Каким образом вы учите ребенка одеваться? Он смотрит, как одеваете его вы, и пытается повторять. Так же происходит и с игрой. Играть его нужно научить, и тогда он сможет позже самостоятельно занять себя.

Самые первые игры, которые вы можете ему предложить после полутора лет, состоят в повторении действий взрослых. Взрослый мир более интересен ребенку, чем игрушечный. Половник и кастрюля ему гораздо больше нравятся, так как он знает, как с ними управляется мама и хочет делать то же самое.

Пусть ребенок делает домашнюю работу с вами вместе. Возможно, вскоре он утащит вашу кухонную утварь к себе в комнату и будет играть там самостоятельно.
Подражать действиям мамы кроха может и не прибегая к помощи кухонной посуды. Обладая достаточным воображением, он можетприменять в игре замещающие предметы. К примеру, пустая коробка - кухонная печь, а рпалочка - половник. Это умение видеть, воображать, нужно всячески поощрять.

Процессуальные игры

Малыш только выполняет какие-то манипуляции с предметами и игрушками, не имея сюжета. Ролью мамы является обратить внимание ребенка на отношения героев, научить его вести между ними диалог. Поиграйте в «дочки-матери», «повар-едок», комментируя действия всех героев игры. Подсказывайте поначалу малышу сюжет игры, пока она ясно не предстанет в воображении малыша, и он сам не сможет придумывать его своими силами.

Какие игры придумать?

Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям, они с удовольствием выбирают себе ту или иную роль. Родители могут помочь с идеями, подсказывая сюжет, но пусть ребенок сам придумывает ее развитие.

После двух лет малыш сможет играть:

  • в магазин, кафе, автомастерскую,
  • в поликлинику, аптеку, ветлечебницу,
  • с участием кукол: гости, детский сад, семья,
  • со зверюшками: зоопарк, зооферма, цирковое представление, дикие джунгли,
  • с машинками: автогонки, грузовые перевозки, строительство дома,
Пробовать себя в разных профессиях:
  • Доктор, медсестра, певец, гонщик, артист, гимнаст.
  • Превращаться в различных зверей, копируя их звуки и повадки.
  • Устраивать театрализованное представление по прочитанным сказкам и рассказам.
  • Играть в путешественника, описывая встреченные на пути достопримечательности.
  • Используя спортивные снаряды - в спартакиаду, показательные выступления.

В таких играх родители могут быть наблюдателями, а могут - полноправными участниками, советуя, подсказывая и направляя. Главное - не ставить условий, не устанавливать свои правила, не ограничивать воображение малыша.

Чем чаще вы играете с малышом, тем более увеличивается его интерес к игре, тем быстрее он начнет играть сам с удовольствием.

Учите также ребенка постепенно осваивать самостоятельную игру, ненадолго оставляя его, чтобы он комфортнее чувствовал себя, когда остается один.

Хороша игра в прятки. Дети начинают играть ее еще в полгода, научившись сначала искать маму, спрятавшуюся под пеленкой, а затем и сами умеют самостоятельно и тихо сидеть, затаившись под ней. Ребенок знает, что исчезнувшие из поля зрения родители вскоре появятся перед ним.

Чтобы учить ребенка поиграть самому, придумайте в сюжете игру собственные отлучки. Например, вам по ходу сюжета нужно сходить в супермаркет. А на время своего отсутствие доверьте малышу важную задачу, которую ранее выполняли вы. Не нужно уходить потихоньку. Стоит предупредить ребенка, что у вас есть неотложное дело, и вы вскоре вернетесь. Поначалу уходите на небольшое время и возвращайтесь до того, как ребенок сам прибежит вас искать.

Расскажите с интересом, в какую бы игру он смог играть самостоятельно, напомните ему об интересных игрушках, ждущих его в детской. Он вдохновится, и с радостью будет играть самостоятельно.

Доступность мамы - не только физически. Слушайте его отчеты об игре, советуйте и радуйтесь его достижениям. Если у малыша будет уверенность, что он всегда может прийти к маме с рассказом или просто за помощью, и он получит все, что ему нужно, тогда ему будет гораздо спокойнее играть в одиночестве.

Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.

Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.

Что представляет собой игра ребенка в раннем возрасте

Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.

Что требуется от родителей на этом этапе?

Взрослые должны поддерживать интерес малыша к играм других детей

Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых - формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.

Не настаивать на соблюдении малышом последовательности действий

Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.

Не волноваться, если ребенок много играет

У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой - ребенка. Он сделает правильный выбор: большой - мама, маленький - ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.

Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:

  • ребенок очень увлечен однообразной игрой;
  • действует алогично и не руководствуется окружающими впечатлениями (вспомните пример с кубиками).

Какие изменения происходят в игре ребенка в возрасте 3-4 лет

Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).

Появление ролевой игры

Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.

Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.

Развивается сюжетная игра

Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.

Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.

Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом - и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.

Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.

Какие игры характерны для детей в возрасте 5-6 лет

Следующая ступень в развитии игры - игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам - полный набор требований для успешной учебы.

P.S. Уверенно двигайтесь со своим ребенком вперед, но ни в коем случае не подгоняйте его: для очередного этапа развития природа каждому отвела свое время. Пропустив очередную ступеньку, вы лишаете ребенка части знаний, от которых зависит успех его дальнейшего развития.

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти - родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.

Зачем учить малыша играть самостоятельно?

Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.

Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно

Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.

Самостоятельная игра развивает в ребёнке:

  • чувство уверенности в себе и своих силах;
  • устную речь и ;
  • воображение и ;
  • инициативу и терпение;
  • настойчивость и умение преодолевать трудности;
  • навыки в поиске альтернативных решений.

Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.

Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.

Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно

Игровое пространство

Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.

Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.

Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие . Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.

Со всей серьёзностью подойдите к вопросу . Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.

Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.

Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых

Какие игрушки лучше предложить?

Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.

Ребёнку 1-2 года: с чего начать?

Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.

Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.

Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.

А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.

Волшебный мешок

Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.

Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?

Заветный шкаф

В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.

Мамина сумка

Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.

Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.

Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.

Во-первых , карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.

И, во-вторых , игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.

В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии

Игры для детей 3-4 лет

С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.

Во что играют дошколята?

  • С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
  • С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
  • Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
  • Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
  • Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
  • Любят играть в игры со сменой нарядов.

Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время

В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.

И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.

Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о пользе и необходимости обучения самостоятельной игре. В жизни каждого родителя наступает период, когда пора научить ребёнка играть самому. И не всегда это обусловлено недостатком времени и выходом на работу, это необходимый процесс становления правильной психики и взросления малыша.

Плюсы самостоятельной игры

Почему так важно, чтоб малыш умел играть без посторонней помощи? Оказывается, этот процесс имеет положительный эффект для развития определённых навыков. Так, малыш, который научился играть самостоятельно:

  1. Сможет стать более самоуверенным, повысится его самооценка.
  2. Положительно повлияет на развитие речевых навыков.
  3. Будет активно развиваться фантазия ребёнка, а также его образное мышление.
  4. Позволит обзавестись терпением и усидчивостью.
  5. Малыш постепенно научится преодолевать трудности.
  6. Ребёнок поймёт, что нужно мыслить логически при принятии тех или иных решений.
  7. Научит карапуза моментально реагировать по обстоятельствам.

Возрастные особенности

Первые попытки самостоятельной игры вы сможете наблюдать уже с годовалого возраста. Однако, будьте готовы к тому, что такое занятие не продлиться дольше, чем пять минут и ребёнок быстро потеряет интерес. Малыши до двухлетнего возраста тратят на игры без маминого участия до 20 минут, а вот, начиная с трёхлетнего возраста, этот процесс может занимать не меньше получаса и длиться довольно долго. Именно этот возраст самый оптимальный для того, чтоб приучать ребёнка играть самостоятельно, раньше не имеет особого смысла, только если ваш карапуз сам проявляет инициативу.

Детки до двухлетнего возраста активно познают окружающий мир, пробуют его «на вкус», хотят помочь маме в её делах. Не препятствуйте этим начинаниям. Позволяйте малышу самостоятельно кушать, одеваться. Также карапузы с радостью поиграют крышечками, пластиковыми коробочками от йогурта, ложечками, мячиком.

Детки до трёхлетнего возраста для своих игр начнут использовать кукол, мягкие игрушки, большие машины.

У малышей старше трёх лет самостоятельные игры идут полным ходом. Однако, находясь на детской площадке, они с радостью поиграют и с другими карапузами, при этом не забудут рассказать о правилах придуманной игры.

Мой сын в трёхлетнем возрасте любил играть, как самостоятельно, так и со мной. Он придумывал какой-то сюжет, расставлял игрушки и приглашал меня присоединиться. При этом рассказывал, что будет происходить, знакомил меня с героями своей игры. Часто Никита играл самостоятельно, а я в это время занималась домашними заботами.

Выбираем подходящие игрушки

Важно, чтоб у малыша под рукой одновременно находилось не много игровых предметов. Ограничивайте его выбор. Например, оставьте только коляску с куклой или набор машинок. Постепенно он и сам научится концентрировать своё внимание на отдельных предметах, и не будет хвататься за всё подряд. Также необходимо сразу приучать складывать игрушки на место. Мы использовали большую коробку, куда сынишка относил крупные предметы, для кубиков был пакет, для конструктора – коробка поменьше, для моделей машин – полочка в тумбочке, мячик лежал в углу комнаты.

Какие же игрушки необходимы малышу для самостоятельной игры:

  1. Предметы для сюжетных игр. Это может быть набор доктора, строителя, повара, набор для похода за покупками, кассовый аппарат.
  2. Палатки, или, как мы делали: строили домик, используя стулья, подушки от дивана и покрывала.
  3. Человекоподобные игрушки. Дети примеряют на себе роль родителя или старшего братика (сестрички), когда играют с куклами. Причём, нет ничего плохого в том, что и мальчику интересно понянчиться с пупсом, он будущий папа.
  4. Большой интерес, особенно у девочек, вызовут коляски , в которых они с радостью будут катать не только кукол, но и других плюшевых зверей.
  5. Как мальчикам, так и девочкам, понравится кататься на машинках, где они самостоятельно будут крутить руль и при этом перемещаться. У нас такой транспорт появился в годовалом возрасте и приносил немало удовольствия.
  6. Детки очень любят экспериментировать с ненужными предметами. Это могут быть пустые коробки от бытовой техники. У нас они часто превращались в ракету, подводную лодку, корабль, причём, при использовании больших коробок, транспорт становился пригодным не только для солдатиков, но и для моего сынишки. Один раз Никита сделал телевизор из коробки. Тут ему понадобилось дорисовать детали, а некоторые отдельно вырезать и приклеить.
  7. Игрушки для спортивного развития. Особое место занимают скакалки и мячи.
  8. Любимые игрушки. Это может быть маленькая машинка, трактор или плюшевый зайчик, с которым ребёнок никогда не расстаётся, берёт с собой на улицу и в садик, даже вместе с игрушкой отправляется спать.
  9. Набор конструктора, кубики – вот, где полёту фантазии ребёнка не будет границ. Мой сын обожал строить всевозможные башни из кубиков, потом звал меня, чтоб я оценила его работу. С конструктором, особенно мелким, нужно быть осторожным и не стоит оставлять карапуза без присмотра, но в то же время не вмешиваться в игровой процесс, пусть ребёнок сам творит.
  10. Пластилин, тесто для лепки, краски – всё это направлено, как на развитие мелкой моторики, так и творческого потенциала малыша.
  11. Наборы солдатиков, комплекты машинок, кукольный домик с его жителями, набор резиновых животных – всё это также позволит развить фантазию ребёнка и поспособствует развитию самостоятельной игры.

Как научить ребёнка играться самостоятельно

  1. Важно, начиная с самого раннего возраста, позволять карапузу принимать самостоятельные решения. Разрешайте ребёнку держать ложечку во время еды, надевать хоть какую-то часть одежды и так далее.
  2. Выделите удобное место для игр, помните, что оно должно быть безопасным и уютным.
  3. Не забывайте менять игрушки, иногда не помешает и смена игрового пространства.
  4. Разрешите ребёнку помогать вам при приготовлении пищи, уборке.
  5. Покажите на своём примере, как можно играть игрушками без чьей либо помощи. Помните, что игровой процесс должен быть коротким на первых порах, по мере привыкания ребёнка к самостоятельности – он будет удлиняться.
  6. Не расстраивайтесь, если поначалу ничего не получается. Оцените обстановку, возможно, присутствуют факторы, которые препятствуют правильному развитию ребёнка.
  7. Не думайте, что вы плохая мама, раз не можете поиграть вместе с малышом и оставляете его наедине с игрушками. Помните, это очень важно для его правильного развития.
  8. Не забывайте интересоваться игрой ребёнка, пусть он чувствует, что вы его не бросили.
  9. Если нужно, подскажите малышу, как лучше поступить, что использовать для той или иной игры.
  10. Не забывайте хвалить кроху за его успехи.

  1. Следите за тем, чтоб игровой процесс ребёнка был полностью безопасным.
  2. Убедитесь, что место для игр ребёнка подобрано правильно, карапузу комфортно.
  3. Позаботьтесь о присутствии развивающих игрушек , но не интерактивных.
  4. Обязательно интересуйтесь игровым процессом ребёнка. Если малыш выделяет особое внимание какому-то моменту, обязательно уделите ему время. Карапузу важно родительское внимание даже во время самостоятельных игр.
  5. Не оставляйте ребёнка совсем одного. Важно, чтоб вы отзывались на его просьбы, даже если находитесь в другой комнате. Это необходимо, чтоб уменьшить тревогу малыша.
  6. Если ребёнок не может, например, дособирать пазл, или он застрял на каком-то этапе, помогите ему, в этом нет ничего плохого.
  7. Не забывайте хвалить карапуза за его самостоятельность.
  8. Если малышу страшно оставаться одному в комнате, не уходите, но занимайтесь при этом своими делами. Главное, чтоб карапуз видел ваше присутствие.
  9. Не спешите, не требуйте от ребёнка моментального перехода к самостоятельным играм, делайте всё постепенно.

Теперь вы знаете, насколько важно, чтоб малыш своевременно начал играть без посторонней помощи. Помните, что это не только благоприятно влияет на развитие творческих способностей и фантазии ребёнка, позволяет ему логически мыслить, но также и укрепляет его психологически, учит быть ответственным и терпеливым, а это окажет немаловажное значение во взрослой жизни. Не забывайте, что процесс перехода к самостоятельным играм не должен быть резким и важно знать, какие игрушки соответствуют возрасту вашего ребёнка. Соблюдайте рекомендации, и ваш малыш научится играть самостоятельно, и будет получать немалое удовольствие от игрового процесса.

Краткое содержание: Как научить ребенка играть. В какие игры играть с ребенком двух лет. Игры для детей трех лет. Сюжетные и ролевые игры для детей четырех - шести лет. С какими игрушками в какие игры можно играть.

Начиная с полутора-двух лет можно уже разыгрывать с ребенком - и с девочками, и с мальчиками - различные повседневные ситуации, такие как приготовление еды, обед, приход гостей, укладывание спать и так далее. При этом вы можете не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему простейший "кукольный театр", т.е. разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты (например, как собачка пришла в гости к зайчику, они здороваются, пьют чай, а затем прощаются), а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие "представления", а через некоторое время начинают увлеченно показывать их и сами.

Играя с малышом, обязательно дайте ему побывать в роли мамы или папы, вообще - в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нем. Ведь для эмоционального развития ребенка очень важно, чтобы он умел отождествлять себя не только с тем, кого любят и о ком заботятся, но и с теми, кто заботится о других и помогает им.

Начиная лет с трех лет можно попробовать разыгрывать с малышом еще и сюжеты детских книжек и мультиков, в первую очередь тех, которые ему очень нравятся. Сначала можно воспроизводить в игре лишь те события, которые вызвали наиболее яркий эмоциональный отклик у малыша (например, как волк гонится за зайцем и не может его поймать), и постепенно усложнять игру, добавляя новые ситуации и сюжетные ходы.

К пяти-шести годам нормально развивающийся ребенок уже должен хорошо разыгрывать всевозможные бытовые ситуации и сюжеты любимых книжек и мультиков. Время от времени вы можете играть с ним, предлагая новые сюжеты, а если надо - то целенаправленно проигрывать в игре эмоционально сложные или напрягающие ребенка жизненные ситуации.

"Дочки-матери", "муми-тролли" и "супермены": содержание игр

В кого ребенок играет - тому он и подражает. Поэтому содержание сюжетно-ролевых игр - т.е. то, во что играет ваш сын или дочь, - чрезвычайно важно для его или ее личностного становления. От содержания игр, в которые играют наши дети, во многом зависит, что в жизни будет для них ценным, к чему они будут стремиться, с кем будут себя отождествлять, как будут общаться с другими людьми. Чем богаче и разнообразнее содержание игр, в которые играют наши дети, тем богаче будет их внутренний мир. И напротив, если игры ребенка однообразны, его внутренний мир может остаться неразвитым и примитивным.

Чем определяется содержание ролевых игр?

С одной стороны, содержание игр всегда определяется наиболее яркими впечатлениями ребенка, с другой - тем, куда направляют игру взрослые (родители или воспитатели) Родители могут влиять на содержание игр малыша не только во время совместной игры с ним, но еще и покупая ему те или иные игрушки, читая ему определенные книжки и выбирая фильмы и мультфильмы, которые он смотрит. Здесь мы остановимся на том, какие игрушки стоит покупать.

Вот основные классы современных игрушек, с которыми можно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры:

Куклы и все для них (посуда, бытовая техника, дома, мебель и так далее),

Бытовые предметы (рассчитанные на ребенка, а не на кукол): принадлежности для игры в доктора, посуда, игрушечная еда, телефон, печатная машинка, пылесос);

Всевозможные мягкие игрушки (зверята, человечки, фантастические существа);

Строительные наборы и конструкторы;

Всевозможные машины, машинки и мотоциклы, а также все для них: автодороги, гоночные трассы, многоуровневые гаражи;

Транспорт: поезда и железные дороги; самолеты, вертолеты, ракеты; корабли, парусники, морские порты;

Всевозможное оружие, воины и военные игрушки;

Роботы и многообразные трансформеры;

Монстры и чудовища.

Ограничение любым одним классом игрушек приведет к сужению игрового опыта ребенка, поэтому всегда старайтесь, чтобы игрушки вашего малыша или малышки были разнообразными (это не значит, что у ребенка должны быть игрушки всех классов - к монстрам и чудовищам ребенка лучше вообще не приучать).

Куклы и мягкие игрушки очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, ибо игры с куклами и игрушечными зверятами помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь. Мягкие игрушки хороши еще и тем, что они успокаивают и дают ощущение комфорта, столь необходимое маленькому ребенку. Если малыш принципиально не хочет играть с мягкими игрушками, это наводит на мысль об определенной патологии, и такого ребенка обязательно надо показать специалисту.

С другой стороны, всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, ибо современный мир насквозь пронизан техникой и девочкам тоже лучше начинать её осваивать "с младых ногтей". Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития.

Увлечение одними только военными игрушками, играми в войну и в вооруженное столкновение или противостояние часто приводит к освоению жизненных моделей вражды, агрессии, соперничества и противоборства. Если ваш сын постоянно просит купить или подарить ему игрушки "военной серии", вам стоит присмотреться, как и во что он играет, и попытаться понять, откуда идет это пристрастие. Быть может, он находится в ситуации соперничества в детском саду, и ему надо самоутверждаться с помощью "военных" игрушек. А может, он смотрит слишком много мультиков, в которых все стреляют и борются друг с другом. В любом случае, важно понять, в чем дело, и постараться расширить мир игры вашего ребенка. Ведь даже если он решит стать профессиональным военным, его жизнь не будет исчерпываться одной лишь военной службой, а всесторонность интересов лучше закладывать уже с детства.

Чрезмерное пристрастие к роботам и техническим игрушкам и пренебрежение куклами и мягкими игрушками часто приводит к беспомощности в мире человеческих взаимоотношений, к узости жизненного мира и отчужденности от других людей. Попробуйте поэтапно расширять мир игры такого ребенка, постеленно включая в его "технические" игры кукольных героев и мягкие игрушки.

Если же ваш сын или дочь уже в дошкольном возрасте обнаруживает большую любовь к различным игрушечным монстрам и чудовищам, это может указывать на определенное эмоциональное неблагополучие, и чем скорее вы обратитесь к специалисту, тем больше у вашего ребенка будет шансов вернуться к нормальному пути развития.

Как важно иметь товарищей по играм

Очень важная задача взрослых заключается в том, чтобы найти ребенку товарищей по играм и научить его играть вместе с другими детьми.

Совместные игры учат ребенка согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями другого человека. Если же малыш всегда играет один (или только со взрослым), он действует в игре так, как ему хочется, и не учится считаться и договариваться с другими. Ребенок, который все время играет один, часто обнаруживает замкнутость, а иногда и черты аутизма - даже в том случае, если он ходит в детский сад, но ни с кем не играет там. И в результате, когда он идет в школу, ему бывает трудно наладить хорошие отношения со сверстниками.

Первоначально партнером по игре должен быть взрослый, например мама, папа или бабушка. Он может предложить новые возможности действия, придумать сюжет игры, он готов услышать и развить то, что предлагает малыш и поддержать его. Вообще, для малыша двух - двух с половиной лет практически идеальный партнер - это заинтересованный взрослый.

Но уже в три-четыре года ребенку лучше всего играть вместе с товарищем - однако при участии взрослого , который в этой ситуации может не только предлагать те или иные возможности действия, но и помогать улаживать неизбежные конфликты и столкновения, предлагать компромиссы, вводить норму уступать по очереди и умерять накал страстей.

Если ребенок много общается с другими малышами, но взрослые практически не вмешиваются в их игры, то он может научиться неплохо вступать в контакт и общаться с другими детьми, но довольно примитивно играть с ними: толкаться, беспорядочно бегать, задираться. Такие дети могут привыкнуть командовать или, наоборот, подчиняться и, став постарше, либо часто ссорятся с другими детьми ("командиры"), либо не умеют отстаивать свои интересы ("подчиненные").

В четыре-пять лет двое-трое хорошо знакомых детей (братья и сестры или часто общающиеся друзья) вполне могут увлеченно играть и без взрослого. Ему стоит подключаться лишь временами - либо для того, чтобы разрешить спор или уладить конфликтную ситуацию, либо для того, чтобы внести в игру свежую струю в виде новых идей или нового поворота сюжета, либо для того, чтобы сыграть какую-то особую роль (например, роль чудовища или пирата, которого дети побеждают).

Ребенку, который не ходит в детский сад, в этом возрасте абсолютно необходим товарищ по играм - иначе он не научится вступать в контакт с другими детьми и строить отношения с ними. На этом этапе взрослый может заменить партнера-ребенка лишь отчасти - и потому, что он общается с ребенком не так, как общался бы сверстник, и просто потому, что у взрослых не хватает времени играть достаточно долго.

В зависимости от возраста и игрового опыта детей участие взрослого может быть различным: он может предлагать сюжет игры и помогать распределить роли, может заражать детей своей увлеченностью и вовлекать их в игру эмоционально, поддерживать и подбадривать тех, кто стесняется или не уверен в себе. И обязательно помогать улаживать все конфликтные ситуации, которые возникают по ходу игры. Чего не стоит делать родителям, так это командовать и в приказном порядке навязывать сюжет игры, роли или ход действий. Это вызовет лишь нежелание играть и отчужденное отношение к вам