Значение патриотического воспитания дошкольников в современном детском саду. Как провести занятие по патриотическому воспитанию в детском саду

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Чувство патриотизма включает в себя не только любовь и преданность к Родине, ответственность и гордость за нее, но желание и стремление трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, уверенность в себе и полноценную личность.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Башкирскими педагогами-исследователями Агишева Р.Л., Атнабаева Ф.Г., Нарынбаева А.З., Аминева Р.И., Нафикова З.Г., Галиева Г.Г. разработаны методические пособия, программы по изучению родного края.

На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными;

Резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Основное противоречие – противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.

Необходимо создать пространство, которое поможет взрослым и детям взаимодействовать в передаче одними и принятии другими культурных ценностей прошлого и настоящего, познании и сохранении их в настоящем и будущем.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.

В процессе нравственного, трудового и умственного развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из вышесказанного, под гражданско-патриотическим воспитанием понимается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю своего народа.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольника определяется современными условиями: углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

Воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

Уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

Формирование духовно-нравственных отношений;

Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

Формирование любви к культурному наследию своего народа;

Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В связи с остро стоящим вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема гражданско - патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В рамках данной статьи мы хотим показать работу МАДОУ детский сад № 198 г.Уфа по воспитанию в детях любви к родному краю, чувства патриотизма.

В детском саду функционирует группа, в которой образовательная деятельность ведется на татарском языке. В нем педагоги посредством игр, организованной образовательной деятельности, бесед, чтения сказок, рассказов стремятся вызвать интерес у ребенка к родному краю. В группе предметно-развивающая среда организована так, что каждый ребенок в игровой форме может ознакомиться с традициями, культурой татарского народа. В доступной форме для развития познавательных интересов дошкольников представлены некоторые предметы быта, национальные костюмы, музыкальные инструменты. В форме альбомов, картинок, фотографий, лэпбуков представлен демонстрационный материал. В уголке художественно - эстетического развития имеются картины, художественные произведения татарских авторов, которые также используются в работе по гражданско-патриотическому воспитанию. Детям очень нравится находиться в группе, они с удовольствием слушают рассказы педагогов, рассматривают, задают вопросы, рассказывают о традициях своих семьи, истории, услышанные от дедушек и бабушек.

На базе МАДОУ детский сад № 198 г.Уфы педагогами был подготовлен долгосрочный проект (с октября по май) по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента под названием «Башкортостан – мой край родной».

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Были определены цели и задачи, направленные на более глубокое изучение природы родного края, курортов, заповедников республики, памятных мест городов Башкортостана. Педагоги разработали перспективный план, по которому был подобран материал с помощью родителей. Совместно с родителями были организована экскурсия в краеведческий музей, походы по памятным местам города Уфы.

Продуктом данной работы явилась организация праздника «Сабантуй». Он проводился на территории учреждения, в оформлении и проведении праздника принимали активное участие как педагоги так и родители дошкольников.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В своей работе мы используем методические пособия и рекомендации Закировой К.В., Гилязетдиновой Г.Р., Агишевой Р.Л., Шаеховой Р.К.

В стенах нашего детского сада проводится праздник «Шэжэрэ». Дошкольники, начиная с младшего возраста, участвуют в этом мероприятии, вместе с родителями готовят генеалогическое дерево, презентацию: рассказывают историю семьи, какие у них есть традиции, какие отмечаются праздники, показывают музыкальный номер. Родители активно поддерживают идею проведения таких праздников, с удовольствием участвуют в них. Такие мероприятия не только благотворно влияют на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, но и улучшают отношения в семье, воспитывают в детях нравственные качества, которые перерастают в чувство патриотизма. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.

Список использованной литературы.

  1. Агаркова, Е.И. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования [текст] / Е.И. Агаркова, С.В. Загребельная, И.В. Клемоинова, А.П.Самородова, Г.А.Шешерина, под общей ред. Н.Г.Астафьевой, методические рекомендации. –М.: Аркти, 2010.-72 с.
  2. Агишева, Р.Л. Я познаю Башкортостан [текст] / Р.Л. Агишева, учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. –Уфа.: БИРО,2009.-100 с.
  3. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с
  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова, учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  5. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
  6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками - экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины, Ровеньского района. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

1. «Край родной Татарстан» Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

2. «Мы славим город свой » Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

3. «Быт и традиции» Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

4. «Флаг, герб и гимн Российского государства» Цели: знакомство детей с государственной символикой России.

5. «Моя дружная семья» Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

6. «Великой Победе посвящается» Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

7. «Как чуден наш родной язык» Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и татарской культуре, рассказываю русские и татарские («Сказка о козе и баране», «Сертотмас үрдәк» , «Бияләй») народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские, татарские народные песни, заучиваем потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства. Смотрим мультфильмы на двух языках. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Науруз», «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Мамин день», «Сабантуй» ,«День защитников», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.

Методы патриотического воспитания дошкольников

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

  • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
  • рассказ воспитателя;
  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
  • беседы о родном городе, стране, ее истории;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • организация тематических выставок;
  • участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Опыт лучших дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.

Игры по патриотическому воспитанию дошкольников

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.

Дидактическая игра «Герб города»

  1. Материал: фрагменты герба города (обязательно должны быть лишние элементы), карточка с изображением городского герба.
  2. Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

  • Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
  • Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

    i>Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.

    Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.

    Кроме того в детских садах закладываются основы и .

    Патриотическое воспитание в детском саду.

    Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

    Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

    Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    Воспитание уважения к труду;

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    Формирование элементарных знаний о правах человека;

    Расширение представлений о городах России;

    Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

    В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

    На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

    В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

    Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

    Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

    Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включают:

    Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

    Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

    Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

    Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

    Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

    Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

    Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

    Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

    Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам.

    Реализация программы направлена на решение следующих задач:

    1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию

    2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.

    3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи

    4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России

    5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.

    6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

    Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

    Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

    Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

    Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.

    Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

    Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

    Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

    Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

    А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

    1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

    2. Взгляды на патриотизм в летописях.

    3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

    4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

    5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

    6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

    Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).

    Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

    Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

    1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

    2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

    5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

    6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

    В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

    Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:

    1. Работа с детьми

    2. Работа с родителями

    3. Методическое сопровождение.

    Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

    1. Знакомство с родным городом, его историей

    2. Знакомство с родным краем и Россией

    3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

    4. Знакомство с былинными героями и их подвигами

    5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

    В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада и города.

    Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

    Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.

    Данный проект предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека – героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.

    Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, ведет подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

    Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

    Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами не помнящими родства.

    Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

    Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.


    Г.о. Тольятти

    МБУ д/с № 147 «Сосенка»

    Воспитатели высшей квалификационной категории:

    Куклева Г. Г.

    Синельникова И. Н.

    Измайлова М. Х.


    Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действительности. Будучи организованным педагогическим процессом, патриотическое воспитание заключается во взаимодействии детей с педагогами с целью воспитания у подрастающего поколения патриотического отношения и чувств.

    Что представляет собой патриотическое воспитание?

    В педагогических и психологических исследованиях патриотизм рассматривается в качестве сложного личностного образования, выражающего в обобщённой форме любовь к Отечеству. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:

    • знания истории, традиций, культуры родной страны;
    • проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;
    • признание потребности государства в позитивном развитии;
    • чувство гордости за принадлежность к своей культуре;
    • национального достоинства;
    • активная деятельность во благо своей Родины.

    В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.
    Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

    Зачем нужно патриотическое воспитание?

    Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
    Начиная знакомство со своей малой родиной, дети будут легче усваивать собственную принадлежность к России, как большой Родины. Быть гражданином России - великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя - очень почётно . Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

    Задачи патриотического воспитания

    • Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
    • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
    • Прививать уважение к самому разному труду.
    • Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
    • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
    • Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
    • Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
    • Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
    • Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
    • Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

    С чего начать?

    Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Но сложность возникает больше всего в тех случаях, когда детей пытаются научить любить Родину «по-взрослому». В дошкольном же возрасте происходит лишь становление личности, которая имеет ещё ограниченные возможности для становления таких позиций, как чувство патриотизма. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине, нужно чётко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для её появления. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле. Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.

    Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» - вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.
    Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.
    Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.
    Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, К. Васильева и других известных мастеров, с большой любовью изображавших родные места. В другой раз они слушают стихи А. Пушкина и С. Есенина либо музыку П. Чайковского. Отбирать для прослушивания нужно понятные, но обязательно высокохудожественные произведения.
    Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений о соотечественниках. Им следует рассказывать о людях, в разное время прославивших страну: учёных, поэтов, врачей, изобретателей, художников, композиторов, путешественников. На примерах конкретных людей нужно знакомить детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.

    Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

    Упражнения и игры

    «Вот эта улица, вот этот дом»

    Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается. Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада.

    «Вместе дружная семья»

    Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.

    «Город, в котором я живу»

    Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.