Классификация брендов и марок на рынке модной индустрии.


В этой статье я решил рассказать о некоторой классификации и структуре современного фэшн-рынка. Сегодня на мировом рынке огромное количество брендов и марок, вся продукция выпускается в различных ценовых сегментах для круга людей различного статуса, стиля, со своими запросами и финансовыми возможностями.

Для классификации, я использую следующие параметры: качество, эксклюзивность, ценовая политика, способ выпуска коллекций. Рассмотрим три ценовые категории и опишем их, и в ходящие в них, так называемые линии или сегменты.



От кутюр (Haute Couture - «Высокая мода») - самый дорогой и элитный сегмент в этой категории. Одежда изготавливается по индивидуальным заказам, в единственном экземпляре, преимущественно вручную. Изделия этого сегмента фактически приравниваются к произведениям искусства. Это максимально-топовый уровень, самый дорогостоящий и качественный, самая вершина, то от чего отталкивается мода. Данный сегмент формирует такое понятие как «тренд». Автор художник-дизайнер создает идею, которую подхватывают другие сегменты бренда и обыгрывая, тиражируют вниз по вторым и третьим линиям. Одежду этого сегмента можно купить только в самом Модном доме, где каждый дизайнер бренда представляет свои наряды от-кутюр. Имя дизайнера обязательно в марочном названии.

Прет-а-порте люкс (prêt-à-porter, буквально «готовое для но́ски») – сегмент так же относится к первой линии классу Люкс. Это авторские изделия, сделанные вручную, но небольшой и ограниченной серийности. Характеризуется высоким уровнем мастерства, качеством материалов и высокой ценой. Модельный ряд имеет все стандартные размеры, имя дизайнера так же обязательно в марочном названии.

Прет-а-порте – готовая дизайнерская одежда премиум класса, линии одежды данного сегмента сохраняют главные стилевые идеи изделий люкс класса. Ниша прет-а-порте создана для тиражирования и более широкого распространения идей дизайнеров. Этот сегмент использует более демократичные ткани и материалы, в конструировании одежды используются более простые приемы. За счет этого данная одежда имеет более низкую цену, тем не менее, оставаясь дизайнерской одежной класса премиум. Сегмент прет-а-порте, не смотря на более низкую цену, все же находится в высшей ценовой категории.



Средняя ценовая категория условно делится на 3 части, одна из которых премиум часть – это диффузионные бренды и бридж-бренды, вторая – лучшие бренды и утилитарные бренды, третья это демократичные марки - самые доступные для массового потребителя.

Диффузные бренды (diffusion - распространение) - бренды, которые создаются Модными домами для популяризации брендов, а так же для расширения сбыта дизайнерской продукции, среди более широкого круга клиентов, которые заинтересованы в покупке качественной и модной одежды. Это вторые и третьи дизайнерские линии, а проще говоря «дочки» основных люксовых брендов. Как правило, к названию основного бренда добавляется слово или обозначение, а иногда и создаются новые бренды определенной узкофункциональной направленности – детские, молодежные, спортивные, джинсовые и т.п. Диффузные бренды обеспечивают хороший доход и прибыль, имея сильную эмоциональную связь с родительским брендом, поддерживая общее настроение и «волну» основного бренда.

Являясь очень гибкими, они позволяют часто менять коллекции, использовать более простые материалы, работу менее знаменитых дизайнеров, а так же создавать коллекции, не привязанные к основной линии, тренду. Это не наносит ущерб имиджу основного люксового бренда и позволяет охватить большой сегмент покупателей. Диффузионные бренды это премиум класс и самый дорогой сегмент в средней ценовой категории.

Бридж-бренды (bridge – мост) . Данный сегмент еще больше приблизил брендовую одежду к массовому потреблению, максимально поддерживая идеи бренда. В кризис 2008 г. когда рынок «сузился» и отдал предпочтение одежде средней ценовой категории и диффузионные бренды начали терять прибыль, появилось понятие бридж-бренда. Он почти не уступает диффузионным брендам по качеству, которые мы отнесли к классу премиум, но по цене вполне конкурирует со средним классом, тем самым максимально расширяя доступ к брендовой одежде покупателей со средним уровнем достатка, в основном молодежи. Бридж-бренды - мосты, которые как бы приглашают покупателя перейти за покупками на другую сторону от масс-маркета к дизайнерской одежде. Бридж бренды это последняя линия дизайнерской одежды, за которой идет средний класс и огромное количество брендов среднего ценового сегмента.

У брендов двух следующих категории (лучшие бренды и утилитарные бренды) нет дорогих линий от кутюр и прет-а-порте. Они не являются дизайнерскими и создавались для массового потребления изначально. Они используют свои внутренние дизайнерские наработки, для выпуска массовой продукции отслеживая и применяя в своих коллекциях текущие тенденции диктуемые Домами моды. Они не создают «волну» и не имеют к ней отношение, они как бы следуют за ней, используя по своему усмотрению.

Лучшие бренды (better) . Это марки и бренды, изготавливающие продукцию достаточно высокого качества, более статусного значения и высокой цены, относительно утилитарных и демократичных брендов, но меньшую, чем у бридж-брендов.

Утилитарные бренды (contemporary) - сегмент так называемый масс-маркет. Это, как правило, фабричная качественная одежда, выпускаемая большими партиями на предприятиях, для очень большого круга потребителей. Это, как правило, качественные материалы среднего ценового диапазона, качественная фабричная работа, удобная, красивая и практичная повседневная одежда. Данные бренды используют, как правило, франчайзинг для развития своих продаж.

Демократичные марки – марки самого большого распространения, для широких слоев населения. Отличаются средним и сравнительно низким качеством продукции (здесь идет сравнение с лучшими и утилитарными брендами), при самых доступных ценах. Внутри демократичного сегмента есть так же условное деление на бюджетные бренды (budget) и массовые бренды (moderate).

Вот такая классификация получилась у меня после долгого изучения этой темы. Постараюсь сейчас графически изобразить пример некоторой иерархии в виде пирамиды брендов, для иллюстрации выше описанного. На данной пирамиде все бренды располагаются условно относительно ценовых категорий. Мной выбраны самые известные бренды.


Хочется еще добавить, что дизайнерские бренды, выпускающие одежду и изделия от-кутюр, прет-а-порте де люкс и прет-а-порте, являются брендами диктующими моду в категории роскошь, подчеркивая уникальность и индивидуальность изделий. Диффузионные и бридж-бренды, как вторые и третьи линии тех же дизайнерских брендов – это самые дорогие продукты, но все-таки на рынке массового потребления.

Демократичных марок одежды сейчас настолько много, что их уже можно делить на «дорогие» и «доступные»

Современный абитуриент или студент младших курсов уже не знает, что значит искать недорогую и при этом необычную, «особенную» одежду. Раньше розыск приводил к швейной машинке, в секонд-хенды, на уличные развалы или, в редких случаях, за рубеж. Сегодня необходимость в таких хлопотных, но, по правде, приятных делах отпала: демократичный стиль, доступные цены, большой выбор и размеры от XS до XL – теперь это каждый третий магазин. Одни копируют одежду дизайнерских марок, другие копируют товарищей по ценовой политике, кто-то старается идти своим путем, но получается все равно нечто с заклепками или с работой Уорхолла на футболке.

Рубрики streetfashion и всевозможные модные блоги – сплошное подтверждение : футболка Topshop, кардиган H&M, леггинсы Bershka и так бесконечно… Тенденция к копированию дает эффект «атаки клонов», и надевать на очередную летнюю веранду уже не хочется, ведь ты вполне можешь стать десятым «морячком» и усилить упомянутый эффект. Так что для настоящих модников покупка вещей из актуальной коллекции популярной марки - моветон, гораздо надёжнее найти в комиссионном магазине трехлетней давности пиджак Zara. И, если учесть недолговечность многих материалов, то можно быть почти уверенным в том, что встретить такой же вам уже не придётся. Счастливчик!

И всё-таки, умеючи, почти в любом сетевом магазине можно отыскать вещи, которые не будут маркером простого потребителя новых коллекций. Обращайте внимание на неприметные, без модных в сезоне N принтов, бахромы, шипов и т.п. классические модели: брюки -дудочки, клеши, прямые джинсы, однотонный плащ неброских цветов, монохромные рубашки-футболки-джемперы, «школьные» пиджаки и прочие вечные предметы гардероба. С аксессуарами тоже лучше быть осторожными: шарфы и шапки всегда можно попросить связать ближайших родственников-умельцев или освоить ремесло самому, а бижутерию заказать у мастеров hand-made или приобрести в несетевом магазине.

Выбор демократичных марок в России сейчас не то чтобы огромен, но велик: есть бренды, которые уже вполне можно причислить к «дорогим», бренды, чьи вещи действительно доступны широким слоям населения и бренды недорогие, но подходящие только молодежной аудитории.

"Дорогие" демократичные марки

Это – Zara и Topshop/ Topman, в которых цены на вещи некоторых линий (обувь, сумки, верхняя одежда) достаточно высоки (8-12 тысяч рублей), но и качество при этом соответствует стоимости: в производстве используются натуральные материалы, которые носятся значительно дольше синтетики и выглядят «дорого». Все-таки куртка из кожи через год после покупки выглядит более благородно, чем такая же из кожезаменителя.



Новое: испанская марка Uterque порадует интересными босоножками, лакированными сумками в форме сердца и платками леди.

Марки, предлагающие вещи "на любой вкус"

К их числу можно отнести как марки, выпускающие одежду «для всей семьи», так и отдельных проирзводителей женской одежды, выпускающих вещи и для тинейджеров, и для взрослых людей. Обычно дизайн коллекций подобных марок не предполагает очень броских деталей, и в магазине легко удастся найти, к примеру, бежевый свитер косами, черную юбку-карандаш, простое осеннее пальто или «спокойное» платье для института.






Новое: в магазинах Monton можно найти серые мужские , классические плащи, трикотажные платья и юбки ярких расцветок.

Молодежные марки

Футболки с яркими принтами, пышные юбки в цветочек, лосины термоядерных расцветок, с объемными плечами, неправдоподобно узкие джинсы, кеды, шпильки, жакеты с заклепками, рубашки ковбоя и многие другие вещи, глядя на которые можно определить, во что будут одеты юные посетители вечеринок с замысловатыми названиями и местными диджеями.

Новое: в сети Stradivarius представлены интересные аксессуары, романтичные рубашки-платья, комбинезоны и платья-бюстье.

Для тех же, кто устал от доступности вещей и толп в магазинах в воскресные дни, по-прежнему работают милые сердцу секонд-хенды.

В Санкт-Петерубрге на нечетной стороне Гороховой между Садовой и каналом Грибоедова в подвальчике иногда можно найти летние комбинезоны и невообразимых расцветок платья по 100 рублей , на Ефимова (сверните во дворик по дороге в ТК "Сенная") каждый месяц поэтапно распродают всё (от шарфов и мужских шорт до и шуб в пол) по 150, 100 и менее рублей , а на Балканской площади в Купчино напротив торговых центров ютятся два маленьких магазинчика, где небрезгливые могут отыскать симпатичные круглоносые ботинки за 400 р. или шерстяные кофты с цветами из люрекса за 300 р.

В московских "элитных" секонд-хендах "Мэри Энн" на Ленинском, "Мечта" на Чистопрудном или "Ничего подобного" на Фадеева можно наткнуться на вещи из старых коллекций известных марок по весьма низким ценам. Лучше приходить в день поставки: знающие люди первыми уносят все самое интересное. Кроме того, всё большее распространение получают мероприятия вроде , где каждый желающий может за символическую плату или доброе слово избавиться от ненужных вещей.

На ковровых дорожках знаменитости привыкли блистать в одежде от самых известных модельеров. Однако в обычной жизни они предпочитают более демократичные марки. Список самых популярных ищи на TOPBEAUTY!

Koolaburra

На волне успеха австралийских сапожек UGG на свет появилась компания Koolaburra. Обувь этого бренда любят Кейт Хадсон, Майли Сайрус, Хайден Панеттьери, Джессика Бил и Линдси Лохан.

Rebecca Minkoff

Сумки Rebecca Minkoff сделаны из высококачественной итальянской кожи, а стоят при этом весьма умеренно. Риз Уизерспун, Мишель Трахтенберг и Эмми Россум были неоднократно замечены с сумочками на металлической цепочке.

Jenni Kayne

Остроносую обувь от этого лейбла предпочитают такие знаменитости, как Никки Рид, Анна-София Робб, Кирстен Данст и даже Джессика Альба. У последней даже есть целая коллекция таких туфель во всех цветовых решениях.

Lauren Moshi

CC Skye

Эта калифорнийская марка - само воплощение рока! Необычные подвески, массивные браслеты, кольца и шипы, и все это в золотых оттенках. Такие аксессуары пришлись по вкусу оторве Рианне, модели Оливии Палермо и певице Гвен Стефани.

Brian Lichtenberg

Дизайнеры любят иронизировать над коллегами. Этот бренд стал популярен благодаря майкам и толстовкам, на которых узнаваемые логотипы домов Céline, Cartier, Hermès и Balmain заменены на альтернативные надписи. Забавные футболки и топы полюбились Каре Делевинь, Рианне, Дженнифер Хадсон и Майли Сайрус.

Siwy

Бархатистый деним, ковбойские элементы, лилии на задних карманах и лейбл из ткани с цветочным принтом. Эти идеально сидящие джинсы и шорты давно пользуются большой популярностью в звездных кругах. Они пришлись по вкусу Кейт Хадсон и Кейт Мосс, Сиенне Миллер и Николь Ричи.

JJ Winters

Сумки в оригинальном стиле с бахромой и узорами под кожу крокодила. Эти хиппи-атрибуты очень полюбились Алессандре Амбросио, Никки Рид, Меган Фокс и Хиллари Дафф.

Rag&Bone

Потрясающие ботильоны на толстом каблуке в британском стиле и ультрамодные джинсы скинни – такие строгие вещи полюбились моделям Миранде Керр и Хайди Клум, актрисам Кэмерон Диас и Шарлиз Терон. А мужские пуловеры этой марки по достоинству оценил красавчик Эштон Катчер.

Kenneth Jay Lane

Этот лейбл – один из старейших по изготовлению украшений. Он создает бижутерию, которая выглядит совсем как драгоценные ювелирные украшения. Эти аксессуары носили такие легендарные женщины, как Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди. Сейчас изделия Kenneth Jay Lane носят Леди Гага, Мадонна, Рианна и сестры Олсен.

Мировой фэшн-рынок состоит из дизайнерских брендов и брендов массового рынка, различающихся по цене, стилю и статусу потребителей, приобретающих данный продукт. По самой простой классификации существует одежда класса luxury (люкс), premium (высокий), middle-up (выше среднего), middle (средний) и mass-market (ниже среднего).

На современном фэшн-рынке пока не существует единой четкой классификационной системы. Многие понятия являются «плавающими». Однако, значительная часть исследователей и практиков данной рыночной ниши, придерживается следующей логической структуры формирования категорий одежды, (или категорий брендов) на фэшн-рынке:

Дизайнерские бренды, в которые входит фэшн-продукция от кутюр, прет-а-порте де люкс, прет-а-порте и диффузные бренды, т.е. вторые и третьи дизайнерские линии (по некоторым классификациям диффузные бренды и бренды от Celebrities называют бридж-брендами (bridge).

Бридж-бренды (bridge) – сегмент, который на фэшн-рынке с недавнего времени стал выделяться в отдельную категория, мода на стыке прет-а-порте и масс-маркета, мостик межу двумя этими явлениями. Условно бридж-сегмент можно разделить - на лучший (better) и средний (middle).

Ниже располагается сегмент демократичных марок, среди которых есть - moderate (модерэйт) умеренные бренды и budget (бюджеьные) или mass (массовые)бренды.

Отраслевое агентство Fashion Consulting Group делит среднеценовой сегмент одежды на две категории - better (бетта), т.е. лучшее - вещи более высокого качества, цена изделия евро и good (гуд), т.е. хорошее, или contemporary (контемпорари), т.е. утилитарные, современные. Девиз производителей товаров «контемпорари» (массового доступного стиля) - удобство, простота, функциональность, доступность. Пример марок, позиционирующихся в секторе better - CK Jeans, Mexx, Massimo Dutti, Levi"s, Tommy Hilfiger, contemporary - Zara, Topshop, Oasis, Motivi, Benetton, Marks&Spenser.

Низший сегмент - массовые бренды категории moderate, например NewYorker , Bershka, Sasch и budget например, Kiabi, Jennyfer, TATI , Sela, Твое.

Дизайнерские бренды, т.е. одежда, обувь и аксессуары от кутюр и прет-а-порте де люкс и прет-а-порте принадлежат к рынку товаров роскоши, эта одежда из высшего сегмента - люкс (luxury) и премиум (premium) классов.

Классификация внутри дизайнерского бренда выглядит следующим образом:

От кутюр (фр. haute couture - высокая мода, моделирование и пошив одежды высокого класса) – верхняя иерархическая ступень. Ниша, формирующая понятие «мода». Высокая мода задает образец совершенной одежды, направление и стиль, к которому нужно стремиться, оказывая влияние на формирование глобальных модных тенденций, одновременно является творческой лабораторией конкретного дизайнера.

Для одежды от кутюр обязательно наличие автора. В качестве названия марки, чаще всего стоит имя собственное. Продукция от кутюр это эксклюзив, практически - предмет искусства. Одежда высоких марок принадлежит на фэшн-рынке к топовой категории, она создается по индивидуальным меркам клиента и чрезвычайно дорого стоит. Покупка одежды от кутюр возможна только в самом Модном доме. При организации торговли никогда не смешиваются вещи разных дизайнеров. К данной категории относятся бренды, создаваемые Модными домами, например, Chanel Haute Couture, Couture Atelier Versace, Givenchy Haute Couture, Christian Lacroix Haute Couture, Gautier Paris и другие.

Прет-а-порте (фр. prêt-à-porter, буквально «готовое для но́ски») подразделяются на две категории:

Прет-а-порте де люкс, как и в предыдущей категории, чаще всего, с именем дизайнера в марочном названии, характеризуется небольшой серийностью моделей, очень высоким качеством применяемых материалов и высоким уровнем мастерства.

Кроме того, в нише прет-а-порте де люкс существуют понятия Designer ready-to-wear de luxe (ready-to-wear –готовая одежда)и Premier Designer или Young designer ready-to-wear (линии готовой одежды от молодых дизайнеров).

Для изготовления моделей прет-а-порте де люкс используются стандартные размеры одежды, принятые в стране производителя. К категории прет-а-порте де люкс принадлежат такие бренды как Gucci, Prada, Louis Vuitton,Chanel, Giorgio Armani, Donna Karan, Versace, Christian Dior, YSL, Valentino, Fendi, Gianfranco Ferre, Burberry, Kenzo, Ralph Lauren, Christian Lacroix, Emmanuel Ungano, Vivienne Westwood, John Galliano, Oscar de la Rente, Halston , Marshezaи другие.

Прет-а-порте - категория дизайнерской готовой одежды premium класса, в которой имя автора остается крайне важным. Линии прет-а-порте стремятся сохранять главные стилевые элементы продукции из ниши от кутюр и прет-а-порте де люкс. Таким образом, бренды прет-а-порте являются распространителями стилистических идей от кутюр в приемлемой для повседневной жизни одежде. Одежду прет-а-порте отличает более демократичный подход к выбору тканей и материалов, более простые конструкционные особенности и более низкие цены. К данной категории относятся такие бренды как Marc Jacobs, Michael Kors, Max Mara, Calvin Klein, Missioni, Etro, Anna Sui и другие.

Диффузные бренды (их иногда обозначают термином contemporary, обозначающим демократичные марки одежды, так как они являются средними между премиум классом и более низкими классами).

Термин «диффузные бренды» или диффузные линии (англ. diffusion lines -линии распространения) в сфере фэшн-бизнеса появился в начале 1990-х годов, когда произошли большие изменения в стратегии распространения дизайнерских брендов. В 1970-1980-е некоторые именитые марки, например, Гуччи (Gucci) и Пьер Карден (Pierre Cardin), стали продавать лицензии на использование марочного имени целому ряду производителей потребительских товаров, что привело к появлению, ряда массовых дешевых товаров, типа зажигалок Gucci. В результате к 1980 году марочное имя Gucci принадлежало 22-м тысячам наименований продуктов. Кроме того, появилась целая сеть, торгующая одеждой марки Pierre Cardin, не соответствующей высокому статусу этого бренда.

Такой подход наносил существенный вред эксклюзивности и престижу марок. Но так как владельцы дизайнерских брендов отчетливо понимали, что одежда от кутюр не является прибыльной, количество клиентов в этой категории стремительно сокращается, а линии прет-а-порте имеют ограниченные возможности роста, нужны были новые модели работы с дизайнерской продукцией. Решением в проблемы явилось создание и развитие диффузных брендов, рассчитанных на распространение среди более широкого круга клиентов. Потребителям, заинтересованным в хорошей модной одежде, были предложены бренды более дешевые, функциональные, изготовленные из менее дорогих тканей, но имеющие крепкую стилистическую связь с дизайнерским брендом-родоначальником.

Таким образом, к концу XX века внутри большинства Модных домов, создающих дизайнерскую одежду, соседствовали три направления: от кутюр, прет-а-порте и диффузные бренды, включающие в себя вторые и третьи линии прет-а-порте, а также узкофункциональные линии. Некоторые диффузные бренды стали настолько успешными, что постепенно в сознание потребителя модной одежды приобрели индивидуальный статус. Например, Miu Miu, начинавшая как более дешевая линия статусной марки Prada, выросла в отдельную именитую марку, известную во всем мире. Сйчас Miu Miu – самая дорогая вторая линия в мире.

К данной категории относятся такие бренды как Marc by Marc Jacobs (Marc Jacobs), D&G (Dolce & Gabbana), Y-3 (Yohji Yamamoto), Versus (Versace), Simply Vera (Vera Wang), Moschino Cheap & Chic (Moschino), Moschino Love (Moschino), Miu Miu (Prada), See by Chloe (Chloe), Paul Smith Jeans (Paul Smith), McQ (Alexander McQueen), DKNY (Donna Karan,) MICHAELMichaelKors (MichaelKors), Halston Heritage (Halston), Burberry Prorsum, Just Cavalli (Roberto Cavalli).

Диффузные бренды обеспечивают дизайнерским брендам некий вариант защиты от слияния с массовым рынком одежды, являясь определенным буфером между прет-а-порте и одеждой массового производства.

Значение диффузных брендов в марочном портфеле дизайнерского бренда в целом крайне высоко. Вторые и третьи линии – это постоянное пополнение розничной торговли дизайнерской одеждой. Они приносят доход и, что более важно, прибыль. Диффузные бренды помимо всего прочего легко создавать и легко убирать с рынка, не нанося ущерба бренду прет-а-порте.

Количество продуктов, различных по своему качеству, присоединенных к бренду, принято называть марочным портфелем (brand portfolio). Марочный портфель дизайнерских брендов в фэшн-бизнесе в идеале объединяет бренды, принадлежащие к разным категориям одежды: от кутюр, прет-а-порте, диффузные бренды.

Брижд-бренды (англ. bridge - мост) - марки одежды, находящиеся, в недавно появившемся на фэшн-рынке в качестве самостоятельного бридж-сегменте, который, исходя из названия, можно охарактеризовать как некий мостик между дизайнерскими брендам и брендами для широкого круга потребителей. Брижд-бренд - термин, обозначающий фэшн марки, производящие высококачественную (премиум класса) одежду и аксессуары, при ценовой политике среднего сегмента (мидл маркет). Актуальность этого сегмента выросла в связи с мировым экономическим кризисом. Многие брижд-бренды не уступают по качеству одежде из дуффузных линий. Например, Apriori, Cavita, Cacharel, IKKS, Zadig&Voltare, Morella, Stefanel, Laurel и др.

Воспроизведение материала запрещено -