Ювелирное и антикварное законодательство. Правовые нормы в ювелирном производстве Правовые основы обменного фонда ювелирных изделий

Ассоциация компаний интернет-торговли попросила президента узаконить онлайн- торговлю ювелирными изделиями. Устранение существующих правовых коллизий позволит увеличить объем этого рынка втрое уже в первый год

Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, члены ассоциации — «М.Видео», Ozon, «Снежная королева», re: Store и другие крупнейшие продавцы потребительских товаров) попросила президента России Владимира Путина ускорить легализацию онлайн-торговли ювелирными изделиями. Об этом говорится в письме, направленном на прошлой неделе в администрацию президента за подписью главы АКИТ Артема Соколова (есть в распоряжении РБК, подлинность подтвердили и в ассоциации).

Для легальной онлайн-продажи ювелирных изделий необходимо устранить существующие правовые коллизии, указывает Соколов. Сейчас в России изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней включены в перечень товаров, свободная реализация которых запрещена, на основании действующего с 1992 года указа. В то же время в законе «О драгоценных металлах» и драгоценных камнях» от 1998 года не содержится ограничений на оборот ювелирных изделий. Постановление правительства от 2007 года, которое определяло правила дистанционной продажи товаров, не допускает ее в отношении товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

В результате, поскольку в законах, регулирующих продажу ювелирных изделий в интернете, существуют разногласия, некоторые ретейлеры уже давно торгуют ювелирной продукцией в интернете, например, «Адамас», Sunlight, «Бронницкий ювелир», Wildberies, но есть компании, которые опасаются это делать из-за наличия правовых коллизий, пояснил Соколов РБК. По оценке АКИТ, рынок интернет-торговли ювелирными изделиями сейчас составляет 4,6 млрд руб., и после устранения коллизии он может вырасти в три раза в течение года, в том числе за счет крупных интернет-площадок, таких как «Яндекс» и Ozon.

Как устранить правовую коллизию

Проект указа «О внесении изменений в перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» был разработан Минэкономразвития и опубликован в конце мая 2017 года. В нем предлагается исключить из перечня ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. В середине августа законопроект получил положительную оценку регулирующего воздействия, далее он должен быть направлен на рассмотрение в правительство, но этого до сих пор этого не сделано, уточнил Соколов. Вопрос об онлайн-продажах ювелирных изделий возникал и на уровне Евразийского экономического союза — на экспертной площадки по цифровой торговле, состоявшейся 2 ноября, обсуждались предложения по развитию онлайн-ретейла на территории союза. В проекте «дорожной карты» на 2019-2020 годы предлагается уже в 2019 году разрешить дистанционную торговлю ювелирными, а также табачными изделиями, лекарствами и алкоголем на территории ЕАЭС.

Ювелирные украшения есть среди товаров, представленных на Wildberries, данная категория товаров пользуется спросом, рассказали РБК в компании. Согласно позиции Wildberries, торговая деятельность компании не нарушает действующее законодательство, а наличие свидетельства о постановке на учет в Пробирной палате обеспечивает легальную продажу ювелирных украшений, говорит она. В ближайшее время продажи этой категории планирует начать и Ozon, рассказала представитель ретейлера, отметив, что продажа ювелирных изделий не столько затруднена с точки зрения законодательного регулирования, сколько требует тщательной подготовки с точки зрения хранения товаров и продуманной процедуры доставки и возврата, которая, например, снизит риски продавца от кражи или подмены при возврате. У Pandora работает интернет-магазин в России, с претензиями со стороны надзорных органов компания пока не сталкивалась, рассказала РБК гендиректор Pandora в России Наталья Сахнина. Основная проблема, которая остается сегодня из-за разночтений в законодательстве — это невозможность поставить интернет-магазин на учет в государственной инспекции пробирного надзора, поскольку у нее остаются вопросы к интерпретации закона, а без соответствующего документа при рекламе, к примеру на телевидении, компания не может указывать свой сайт, объяснила она.

В большинстве случаев подобная ситуация возникает с украшениями, привезенными из Турции и Китая.

  • Проба не соответствует реальному положению дел (реальной пробе, материалу).
  • Ювелирное изделие сломалось спустя несколько дней после начала эксплуатации (к примеру, начали выпадать камни из вставок, сломался механизм инкрустированного устройства, перестал работать замок).
  • Во всех этих случаях обмен и возврат ювелирных изделий – законное право покупателя, препятствовать реализации которого сотрудники ювелирного магазина не вправе. Кроме того, хотя ювелирный товар, выполненный качественно, возвратить нельзя, покупатель все же обладает правом обратиться с подобной просьбой к сотруднику магазина. Некоторые торговые точки идут навстречу покупателям и готовы обменять изделие, если оно просто не подходит (к примеру, по размеру).

Какой срок гарантии устанавливается на ювелирные изделия по закону?

Хотя у некоторых продавцов бывают акции по замене изделия на новое, даже если повреждение произошло по вашей вине в течение, например, месяца.

Оплачивал карточкой, так что при желании по истории платежей можно установить точную дату, время и сумму.

3) Времени прошло примерно месяцев 7. Ювелирные изделия надлежащего качества действительно возврату или обмену не подлежат.
Однако подобного рода правила не распространяются на изделия с дефектом.


Продавцы часто пользуются правовой неосведомленностью покупателей и отказываются принимать изделия с дефектом, ссылаясь на указанное Постановление.
Как вернуть в магазин кольцо, из которого выпал камень? Заранее спасибо.

Внимание

Галина. Для начала советую передать в магазин заявление.


Инфо

Укажите, что: 1. вы обращались с кольцом аккуратно, не повреждали его, поэтому очевидно, что жемчужина выпала из-за заводского дефекта в креплении; 2.

Есть ли гарантия на ювелирные изделия?

В соответствии с действующим законодательством, граждане могут возвратить предмет продавцу в течение 14 дней. Причем причина такого поступка не имеет значения. Но есть перечень товарных продуктов, которые нельзя обменивать, если они выполнены качественно. В этот список входят также и товары, относящиеся к ювелирным.
Между тем, когда речь идет о возврате ювелирных изделий, закон допускает некоторые исключения.

  • Гарантийные правила
  • Гарантия на ювелирку
  • Осуществление возврата
  • Составление претензии
  • Заключение

Гарантийные правила Подлежат ли обмену и возврату ювелирные изделия? Как уже было сказано выше, этот вид товаров входит в список продуктов, которые нельзя менять и обменивать.

Но данное правило действует только по отношению к продукции, которая выполнена в надлежащем качестве. Бракованных вещей оно не касается.

Какая гарантия на ювелирные изделия по закону?

В течение этого срока фирма-изготовитель отвечает за качество своего продукта, а покупатель вправе вернуть бракованное изделие и потребовать удовлетворения одного из своих требований;Информация Если такого срока на этикетке нет, то по Закону, он автоматически составляет 10 лет.

  • Что делать, если на ювелирное изделие не установлено гарантии и продавец отказывается производить ремонт за свой счет, ссылаясь, что в возникновении дефекта виноват сам покупатель? В этом случае покупателю придется провести независимую экспертизу за свой счет, чтобы доказать, что причиной появившегося дефекта стал заводской брак и после с результатами экспертизы снова обратиться в магазин;

Предупреждение В последствие магазин должен компенсировать расходы, который понес покупатель на самостоятельное проведение независимой экспертизы.

Как сделать возврат ювелирных изделий в магазин

Возможно магазин намеренно его сократил и по гарантии фирмы-изготовителя он ещё действует;Информация Покупатель не может потребовать отремонтировать ювелирное изделие даже в рамках действия гарантийного срока, если причиной ремонта стали возникшие в следствие неаккуратной эксплуатации дефекты (царапины, сколы, затертости).

Чтобы избежать ненужных споров с работниками магазина по поводу гарантийных сроков, при покупке внимательно изучите все условия предоставления гарантии и только после – приобретайте выбранное изделие. Популярное в рубрике

  • Как вернуть мобильный телефон в магазин.

Сколько срок гарантии на ювелирные изделия по закону?

Если причиной появления дефекта стали действия самого гражданина, получить свои средства назад он не сможет.
Кроме того, необходимо обращать внимание на максимальный срок службы продукта. В случае с ювелирными предметами, он не может превышать десяти лет. Следует отметить, что при обнаружении видимого дефекта, возвратить товар необходимо в течение четырнадцати дней с момента покупки. В случае со скрытым браком, можно обращаться на протяжении всего срока действия гарантии. Осуществление возврата Уже упоминаемый закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателям определенные права.

В первую очередь – право возвратить бракованный товар.

Кроме того, подобные действия можно осуществить в случае, когда:

  1. На изделии отсутствует проба.

Гарантия на ювелирные изделия по закону если выпал камень из кольца

Согласно закону, торговля ювелирными изделиями должна соответствовать следующим критериям: В соответствии с данным Постановлением № 55, на каждом ювелирном изделии должен быть ярлык, отражающий информацию: название украшения; сведения об изготовителе; вид драгоценного металла - золото или серебро; артикул; проба; вес; способ обработки; цена ювелирного изделия.

Можно ли вернуть ювелирное украшение - что говорит закон Вопрос возврата и обмена ювелирных изделий регламентирован законом, который призван защищать интересы простых покупателей – ЗоЗПП.

Дополнительное регулирование осуществляется подзаконным актом – Постановлением Правительства от 19.01.1998 г.

Эти документы детально описывают особенности оборота этой категории товаров, определяют список вещей, которые не подлежат обмену и возврату в торговую сеть.

Какие законы и нормативные акты регулируют оборот ювелирных изделий

Покупка ювелирного изделия — событие не только приятное, но и весьма затратное. Но, к большому разочарованию, даже дорогие изделия не всегда бывают надлежащего качества. Как правильно поступить, если после покупки изделия был обнаружен брак или дефект? Есть ли гарантия на ювелирные изделия и какая? Несмотря на то, что ювелирные изделия принадлежат к категории товаров, которые невозможно вернуть и обменять, отдать их продавцу назад можно. Обмену и возврату не подлежат те изделия, которые являются товаром надлежащего качества. В тех случаях, когда на ювелирном украшении был выявлен брак или дефект, его можно возвратить продавцу. Он, в соответствии с законом «О защите прав потребителей», обязан обменять изделие на аналогичное или возместить его стоимость в полном размере. Даже если с момента покупки прошло более двух недель, вернуть изделие назад можно.

Гарантия на ювелирные изделия

Наиболее распространёнными являются следующие:

  • Плохо или совсем не работающие замочки у цепочек и браслетов.
  • Неплотное крепление камней в оправе или отсутствие одного из них.
  • Заусенцы, царапины и прочие неровности на поверхности изделия.
  • Трещины или темные пятна на камнях или жемчуге.

При наличии хотя бы одного из этих дефектов, продавец или изготовитель обязан принять изделие назад.

Взамен он может:

  • полностью возместить стоимость купленного изделия;
  • обменять его на аналогичное;
  • произвести ремонт за свой счет.

В случае замены на другое изделие по согласованию сторон учитывается стоимость.

Так, если покупатель решил приобрести другое изделие, по более низкой цене, то продавец обязан вернуть разницу.

И наоборот, если новое изделие имеет более высокую стоимость, то покупатель вносит недостающую сумму.

Нормативное регулирование оборота ювелирных товаров включает в себя нормативно-правовое, в том числе техническое регулирование.

Нормативно-правовое регулирование осуществляется государством посредством принятия норм права. В рассматриваемой сфере на уровне правовых норм регулируются вопросы отнесения материалов к драгоценным металлам и драгоценным камням, правила лицензирования предпринимательской деятельности с драгоценными металлами, камнями и изделиями, их содержащими, экспорта и импорта, организации процедур первичной классификации и оценки, сертификации, общие правила оборота, включая совершение сделок в порядке розничной и оптовой торговли, осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, ответственность за нарушения установленных правил оборота и другие.

Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных или осуществляемых на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области оценки соответствия.

Примерами такого регулирования является определение требований к маркировке и упаковке ювелирных товаров, правилам их транспортировки и условиям проверки по качеству и количеству, определение правил классификации драгоценных камней (размер, качество, чистота и цвет), определение требований к точности весоизмерительных приборов, методам анализа и пробирования драгоценных металлов и т. п.

Систему нормативно-правового регулирования оборота ювелирных товаров составляют:

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (акты федерального законодательства).

Основными документами данной группы, регулирующими оборот ювелирных товаров, являются федеральные законы № 41-ФЗ от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее по тексту - закон № 41-ФЗ), а также № 173-ФЭ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Законы субъектов Российской Федерации и акты правительств этих субъектов (акты законодательства субъектов Российской Федерации);

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Основные и важнейшие документы данной группы представлены приказами Минфина, Минэкономразвития, ГТК, МНС и МАП России.

Помимо нормативных актов в процессе правоприменения широко используются также правовые позиции, выраженные в актах Конституционного суда РФ, судебная практика других судов (в первую очередь - обязательные для судов указания, обобщающие практику рассмотрения судебных споров, содержащиеся в постановлениях пленумов Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ) и обычаи делового оборота.

Основные положения в области технического регулирования содержатся в федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Законом предусмотрено принятие технических регламентов, содержащих обязательные требования к объектам технического регулирования в целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предотвращения введения в заблуждение приобретателей продукции и услуг.

Обязательные требования, относящиеся ко всем видам продукции, услуг, технических процессов и других объектов регулирования, являются общими техническими регламентами. Примерами таких регламентов являются правила пожарной, химической, электрической или радиационной безопасности, правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, правила промышленной и взрывобезопасности, электромагнитной совместимости, правила в сфере единства измерений.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В качестве примера специального регламента можно привести правила пробирования и клеймения ювелирных изделий.

Технические регламенты принимаются федеральным законом или постановлением Правительства РФ.

В отличие от технических регламентов, стандарты подлежат применению в добровольном порядке. Они обеспечивают повышение требований к безопасности продукции и услуг по сравнению с минимально необходимыми требованиями регламентов, техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции, ее конкурентоспособность на рынках, сопоставимость результатов измерений, исследований и испытаний, а также научно-технический прогресс.

Важной составной частью технического регулирования является подтверждение соответствия продукции, услуг и технических процессов. Оно может осуществляться как в обязательном порядке (обязательная сертификация, декларирование соответствия), так и в добровольном (добровольная сертификация).

Общие положения об обороте драгоценных металлов и камней установлены законом № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В соответствии с ним к драгоценным металлам отнесены восемь элементов - золото, серебро, платина и пять металлов платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий. Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценными камнями признаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8. Критериями, по которым янтарные образования по решению экспертной комиссии (состоящей из специалистов Гохрана Минфина РФ и Калининградского янтарного комбината) приравниваются в правовом статусе к драгоценным камням, являются: масса свыше 1 000 граммов, разнообразная фантазийная форма, монолитность структуры не менее 80%, отсутствие сквозных раковин и трещин, угрожающих целостности объекта, прозрачность и следы включений флоры и фауны размером не менее 10 мм, а также разнообразная окраска, присущая янтарю. Отметим, что перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

В соответствии с вышеназванным законом в Российской Федерации установлены следующие основные правила оборота драгоценных металлов и камней:

1. Добыча драгметаллов и драгкамней осуществляется исключительно организациями, получившими специальное разрешение (лицензию) на разработку недр.

2. Обязательным технологическим этапом, завершающим процесс добычи драгкамней, являются первичная сортировка и оценка добытого сырья на основании обязательных классификаторов и прейскурантов, аналогичным применяемым на мировом рынке, а также образцов и эталонов, действующих в Российской Федерации.

Сортировка и оценка осуществляются под государственным контролем специалистами Гохрана и Пробирной палаты. На крупных добывающих предприятиях по перечню, утвержденному Правительством РФ контролеры работают на постоянной основе, другие добывающие и обрабатывающие предприятия инспектируются комиссиями периодически.

3. Преимущественным правом на приобретение добытых драгкамней и стандартных аффинированных слитков драгметаллов пользуются уполномоченные государственные органы для пополнения федерального и регионального (на территориях субъектов добычи) фондов драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственные органы для реализации этого права обязаны заключать предварительные договора купли-продажи и осуществлять авансирование добывающих организаций.

4. Добытое сырье, не выкупленное для пополнения госфондов и не законтрактованное по договорам поставки для федеральных нужд, может быть реализовано на рынке. При этом действует ряд ограничений.

Драгоценные металлы, за исключением самородков, должны направляться для аффинажа, который имеют право осуществлять только организации, включенные Правительством РФ в специальный перечень (в настоящее время в нем 11 предприятий). После аффинажа право собственности на металлы сохраняется за субъектами добычи, если иное не предусмотрено договором (например, на поставку аффинированных металлов в госфонд).

Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 3) предусмотрено, что порядок совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также с жемчугом, определяется Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ утверждены четыре документа:

1) Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756);

2) Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759);

3) Правила совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами (утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997 г. № 772);

4) Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1419).

С учетом правил, установленных Правительством РФ, драгоценные металлы до аффинажа могут продаваться только обрабатывающим организациям для аффинажа или промежуточной переработки. В случаях и в порядке, определяемых Президентом РФ, допускается поставка минерального сырья на экспорт.

После аффинажа слитки драгметаллов могут быть свободно реализованы субъектами их производства или добычи гражданам или юридическим лицам. Для дальнейшего оборота слитков золота и серебра установлен порядок их купли-продажи через Центральный банк РФ и уполномоченные им банки. Прямая продажа слитков золота и серебра разрешена между перерабатывающими предприятиями.

Необработанные драгоценные камни могут быть реализованы только обрабатывающим предприятиям для огранки и использования в процессе производства. Возможны также и сделки между российскими перерабатывающими организациями на реализацию остатков сырья, не использованных в собственном производстве. Каждая сделка оформляется договором и специальным актом. В необходимых случаях оформляются также акты разъединения драгоценных камней и акты дробления партий. Копии указанных документов в пятидневный срок представляются участниками сделок для государственного учета и регистрации в Минфин России. Порядок учета таких сделок утвержден приказом Минфина РФ № 81Н от 4 октября 2001 г.

Обработанные драгоценные камни, не прошедшие сертификацию, могут быть предметом оптовой купли-продажи между перерабатывающими организациями и организациями оптовой торговли, однако реализация их физическим лицам запрещена.

Обработанные и сертифицированные драгоценные камни реализуются в порядке, установленном для ювелирных изделий.

Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, реализуются свободно без всяких ограничений, как продукция производственно-технического назначения. Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий утверждены постановлением Правительства РФ № 1365 от 23 ноября 1998 г. Например, к таковым относятся природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде ситовых классов «-3+2» и ниже, а также природные алмазы, имеющие формы борт и дриллинг, независимо от их характеристик и степени обработки. Министерством финансов по согласованию с Минэкономразвития утверждены предельные характеристики драгоценных камней, которые экономически целесообразно перерабатывать на предприятиях ограночной промышленности России (приказ Минфина РФ № 58 от 22 февраля 2000 г.). Изделия с характеристиками ниже предельных, определенные на этапе первичной сортировки и оценки в добывающих организациях, признаются непригодными для изготовления ювелирных изделий.

5. Таким образом, предметом собственно оптовой торговли с участием торговых организаций могут быть только драгоценные камни и изделия из них, прошедшие сортировку и обработку, а также ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющие государственные пробирные клейма и клейма (именники) изготовителей.

Поставщиками такой продукции могут быть субъекты добычи (непосредственно или через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней), обрабатывающие предприятия, а также другие оптовые организации или индивидуальные предприниматели.

Особые случаи представляют отпуск изделий из государственного фонда драгоценных металлов и драгкамней и ввоз ювелирных товаров и драгоценных камней по импорту.

6. В Российской Федерации установлены государственная монополия на опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов и федеральный пробирный надзор.

7. Организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и камнями, в том числе оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями и драгоценными камнями, подлежат специальному учету путем занесения в реестр таких организаций. Реестр ведется специально уполномоченным органом - Пробирной палатой при Минфине России.

8. Драгоценные металлы, обработанные драгоценные камни и изделия из них, подлежат обязательной сертификации.

Рассмотрим более подробно те аспекты правового регулирования, которые представляют наибольшее практическое значение при осуществлении оптовой и розничной торговли.

Лицензии и разрешения. Пробирный надзор

С 11 февраля 2002 г. - момента вступления в силу федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прекращено лицензирование деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, определенном ст. 17 этого закона, подобных видов деятельности нет. Поэтому для осуществления деятельности по оптовой и розничной торговле ювелирными изделиями и драгоценными камнями получения лицензии не требуется.

Вместе с тем, лицензирование не является единственной формой системы запретов и разрешений в сфере предпринимательской деятельности. В частности, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать запреты и ограничения общего характера, установленные федеральными законами или в соответствии с ними.

До начала осуществления деятельности в сфере оборота ювелирных товаров организация или индивидуальный предприниматель обязаны встать на специальный учет в органах Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ.

Специальный учет является элементом федерального пробирного надзора, который осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства (дт. 13 закона № 41-ФЗ). Порядок ведения этого учета определен приказом Минфина РФ № 51н от 16 июня 2003 г.

Для постановки на специальный учет заинтересованное лицо представляет заявление, заполненную карту постановки на специальный учет, копии учредительных документов и документов, подтверждающих государственную регистрацию организации или предпринимателя, а также постановку на налоговый учет и присвоение кода ОКПО. Кроме того, представляются копии документов о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами и камнями.

После рассмотрения указанных документов инспекция пробирного надзора выдает свидетельство и заверенную карту постановки на специальный учет. Свидетельство действительно в течение пяти лет со дня его выдачи. Если операции осуществляются филиалами или другими обособленными подразделениями, находящимися в районе деятельности одной инспекции, то последняя оформляет для них копии свидетельств и карт, выданных головной организации. В случае постановки на специальный учет объектов по месту расположения их территориально обособленных подразделений, инспекции выдают свидетельства и карты территориально обособленным подразделениям, которые самостоятельно направляют копии этих документов головным объектам.

Реквизиты документов о постановке на спецучет обычно указываются в договорах на оптовую куплю-продажу (поставку) ювелирных товаров. Хотя это и не предусмотрено законом, в практике сложился обычай делового оборота, когда стороны договора требуют друг у друга представления копии свидетельства как доказательства легальности деятельности в сфере оборота ювелирных товаров. Свидетельства и карты предъявляется также при проведении Пробирной палатой проверок по вопросам, входящим в ее компетенцию.

К другим задачам федерального пробирного надзора относятся:

1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства или ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи;

2) экспертиза оттисков государственных пробирных клейм;

3) контрольные анализы и техническая экспертиза драгоценных металлов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов;

4) экспертиза и диагностика драгоценных камней;

5) экспертиза в соответствии с постановлениями органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда;

6) экспертиза музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспечением сохранности указанных предметов;

7) государственная сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;

8) постоянный и периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Права органов пробирной палаты в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование и обращение драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, определены положением о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ № 91 от 29 мая 1998 г.). Согласно п. 8 положения инспекциям пробирного надзора предоставлены, в частности, следующие права:

Производить осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест хранения ценностей, а также опечатывание в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения ценностей, сбора их лома и отходов;

Проводить ревизии, проверки и обследования, осуществлять контроль за использованием драгоценных металлов и камней;

Запрашивать и бесплатно получать от должностных лиц контролируемых организаций, а также от индивидуальных предпринимателей соответствующие нормативно-технические, бухгалтерские и другие документы, касающиеся поступления, использования, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, сбора и сдачи их лома и отходов, и опечатывать их, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;

Давать руководителям проверяемых и ревизуемых организаций и индивидуальным предпринимателям обязательные для них указания об устранении выявленных недостатков и нарушений, а также о прекращении работ с драгоценными металлами и драгоценными камнями в цехах, на производственных участках, других местах использования и местах хранения при выявлении грубых нарушений, исключающих возможность обеспечения их сохранности, с опечатыванием в указанных местах этих ценностей;

Осуществлять в контролируемых организациях отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях федерального пробирного надзора;

Привлекать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к административной ответственности должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований федерального пробирного надзора, порядка получения, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора и переработки их лома и отходов.

Кодексом РФ об административных правонарушениях, вступившим в силу с 1 июля 2002 г., ответственность за данные нарушения установлена статьей 19.14: «Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда».

Дела о нарушениях, предусмотренных указанной статьей, вправе рассматривать руководители и заместители руководителей федеральной пробирной палаты, государственных пробирных инспекций и других структурных подразделений пробирной палаты на соответствующих территориях их деятельности.

Действия и решения должностных лиц государственного пробирного надзора могут быть обжалованы в вышестоящих органах и судах.

Правила продажи ювелирных товаров и особенности применения Закона о защите прав потребителей

Законом РФ «О защите прав потребителей» (в редакции федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ с последующими изменениями) предусмотрено издание правил продажи в отношении отдельных видов товаров (ст. 26).

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Раздел VII правил посвящен особенностям продажи товаров из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Продажа таких изделий осуществляется только при наличии на них оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).

Продажа драгоценных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

Информация о предлагаемых к продаже изделиях должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

Изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков; сортировку по размерам.

Изделия, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости - из серебра).

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень.

По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, расцветки или комплектации.

Кроме специальных правил продажи на ювелирную торговлю в полной мере распространяются общие правила торговли и положения гражданского законодательства, а также Закон о защите прав потребителей.

Основные положения, касающиеся экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней , определены Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (утверждено Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742), а также Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов (утверждено Указом Президента РФ от 30 ноября 2002 г. № 1373).
Согласно указанным документам по лицензиям и в пределах установленных квот вывозятся аффинированные платина и металлы платиновой группы, природные алмазы, а также не подлежащие аффинажу самородки. Экспорт природных алмазов допускается только в пределах индивидуальных квот, устанавливаемых Правительством РФ для добывающих организаций. Из каждой партии алмазов, предназначенных для вывоза, формируются контрольные партии, которые экспортируются исключительно через государственное унитарное предприятие «Алмазювелирэкспорт». Целью реализации контрольных партий является получение информации о текущих мировых ценах. Кроме добывающих организаций, правом экспорта природных алмазов наделены также производители бриллиантов, при соблюдении ими ряда ограничений (невозможность продажи на внутреннем рынке в течение 10 дней со дня выставления предложения, объем экспорта не должен превышать 15 процентов от годового объема закупки алмазов у субъектов добычи). Уникальные алмазы вывозятся на основании индивидуальных в каждом случае решений правительства.
По лицензиям, но без квот, вывозятся аффинированные золото и серебро, природные драгоценные камни и жемчуг, уникальные янтарные образования и золото, используемое для чеканки монет. Не допускается вывоз руды и концентратов драгоценных металлов, а также необработанных драгметаллов, отходов и лома из них. Без лицензий осуществляется вывоз изделий из драгметаллов и драгоценных камней, в том числе ювелирных изделий (включая бриллианты) и монет.
При экспорте из Российской Федерации драгоценных металлов, обработанных и необработанных драгоценных камней, осуществляется государственный контроль за качеством их сортировки и оценки, который возложен на Российскую пробирную палату при Минфине РФ. Акт государственного контроля - необходимый документ для таможенного оформления таких товаров. В процессе государственного контроля проверяется уровень контрактных цен, источник происхождения ценностей и соблюдение установленного законом порядка совершения сделок с ними. Драгоценные камни не выпускаются на экспорт, если их контрактная цена более чем на 5% ниже экспертной оценки, определенной контролерами пробирной палаты. Ювелирные изделия не пропускаются, если их контрактная стоимость ниже общей стоимости содержащихся в них драгоценных металлов и камней, определенных по методике Министерства финансов (по прейскурантам справочных цен, аналогичным ценам мирового рынка).
Ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов и камней, а также ювелирных изделий допускается без лицензий и без квот в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, транзита, магазина беспошлинной торговли, таможенного склада, реэкспорта, реимпорта, отказа в пользу государства и уничтожения. Ввоз в режимах переработки под таможенным контролем, на таможенной территории и вне таможенной территории разрешен перерабатывающим предприятиям, с обязательным установлением таможенными органами количества выхода продуктов переработки.
При ввозе ювелирных товаров в режиме выпуска для свободного обращения применяется тарифное регулирование: с импортера взимаются таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Таможенное оформление при ввозе и вывозе драгоценных металлов и камней, а также ювелирных и других изделий из них, в порядке осуществления коммерческой деятельности, осуществляется на специализированных таможенных постах с обязательным участием государственных контролеров Минфина РФ. Например, в московском регионе местом таможенного оформления таких товаров определен таможенный пост «Специализированный» Центральной акцизной таможни.

"Главбух". Приложение "Учет в торговле", N 2, 2004

Ювелирные изделия - особый товар. Их оборот контролируется государством с целью защиты прав изготовителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, потребителей, а также государственных интересов в этой сфере. Мы расскажем об особенностях организации ювелирной торговли, учета и контроля в этой отрасли.

Организация торговли

Основные нормативные документы при работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями - Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) и Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция N 68н).

Ювелирные изделия из драгоценных металлов, реализуемые в розничной торговле, должны соответствовать требованиям, установленным ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия" (введен 1 января 1996 г.).

Особенности торговли этим видом продукции изложены в разд.VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила N 55).

Основное требование к ювелирным изделиям - наличие на них оттиска пробирного клейма (пробы). А на продукции российских предприятий - еще и именника производителя. Ограненные бриллианты и изумруды продают только при наличии сертификата на каждый камень или партию.

Информация, предназначенная для покупателя, об изделиях из драгоценных металлов и камней помимо сведений, которые указываются для прочих товаров, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах, извлечения из стандартов о порядке клеймения и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм.

Изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, группируют по их назначению и навешивают на каждое из них опломбированные ярлыки, а также снабжают индивидуальной упаковкой.

При этом на ярлыках указывают наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, пробу, массу, вид и характеристики вставок из драгоценных камней, цену изделия, а также цену за 1 грамм изделия без вставок.

Покупатель может потребовать взвешивания товара, которое производится на специальных весах (п.67 Правил N 55). Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и реквизиты продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара и подпись лица, непосредственно продавшего изделие. А на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Специальный учет

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ лицензирование деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (в том числе розничной торговли ювелирными изделиями, товарами, бывшими в употреблении, предметами антиквариата) не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии с Инструкцией о порядке ведения специального учета, утвержденной Приказом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 51н (далее - Инструкция N 51н), организации и индивидуальные предприниматели должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию. Это нужно сделать перед началом работы с драгоценными металлами и камнями (п.2 Инструкции N 51н).

Для постановки на специальный учет необходимо представить в инспекцию пробирного надзора следующие документы.

N п/п Для юридического лица Для индивидуальных предпринимателей
1 Заявление о постановке на

в котором указывается:
- полное наименование организации
- организационно-правовая форма
- наименование вышестоящей
организации (если таковая имеется)
- адрес нахождения органа
управления заявителя
- фамилии и инициалы руководителя и
лица, ответственного за финансово-
хозяйственную деятельность
организации
- номера служебных телефонов
руководителя и лица, ответственного
за финансово-хозяйственную
деятельность организации
Заявление о постановке на
специальный учет в свободной форме,
в котором указывается:
- фамилия, имя, отчество
- паспортные данные: серия, номер,
кем, когда выдан
- адрес регистрации по месту
жительства
- виды деятельности и целевое
назначение использования
драгоценных металлов и драгоценных
камней
- адреса помещений, в которых будет
производиться работа с драгоценными
металлами и драгоценными камнями
2 Заполненная карта постановки на специальный учет (в двух экземплярах)
по форме согласно Приложению 1 к Инструкции N 51н
3 Копия свидетельства о государственной регистрации
4 Копия информационного письма территориального органа статистики об
учете в составе Единого государственного реестра предприятий и
организаций (ЕГРПО)
5 Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с указанием
ИНН
6
о владении помещениями для
осуществления операций с
драгоценными металлами и
собственности, оперативного
управления, аренды, субаренды)
Копии документов, свидетельствующие
о владении помещениями для
осуществления операций с
драгоценными металлами и
драгоценными камнями (на правах
собственности, оперативного
управления, аренды, субаренды) <*>
<*> Документы представляют индивидуальные предприниматели, предполагающие работать с драгоценными металлами и драгоценными камнями вне места жительства, по которому они прошли государственную регистрацию.

Одновременно все заявители представляют для ознакомления учредительные документы (учредительный договор и устав или положение) с дополнениями и изменениями или их копии. Копии должны быть заверены нотариально.

Заметьте, что процедура постановки на специальный учет не зависит от вида прав на владение помещениями (собственность, аренда, пользование и т.д.).

В течение пяти рабочих дней после приема документов инспекция принимает решение о постановке заявителя на спецучет. Отказать могут только в исключительных случаях: если в документах обнаружены недостоверные данные, не хватает каких-либо документов или же если заявитель обратился не в ту инспекцию. Затем фирме (предпринимателю) выдается свидетельство о постановке на специальный учет, а также карта постановки, заверенная в инспекции. Свидетельство выдается на пять лет.

Если головная организация и ее обособленное подразделение находятся в районе деятельности одной инспекции, то подразделению выдаются копии свидетельства и карты головной организации. Если же они становятся на спецучет в разных инспекциях, то подразделению выдаются оригиналы, а их копии затем направляются в головную организацию.

Внутренний контроль

Ломбарды и предприятия, занимающиеся скупкой и куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Об этом сказано в ст.5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Следовательно, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма они обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программу его осуществления (п.2 ст.7 Закона N 115-ФЗ).

Разработанные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правила внутреннего контроля должны включать следующие разделы:

  • порядок документального фиксирования информации;
  • критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенности деятельности предприятия;
  • обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование;
  • квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6 организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, предоставляют правила внутреннего контроля на согласование в соответствующий надзорный орган. Таким органом является Пробирная палата России (Приказ Минфина России от 23 мая 2003 г. N 153).

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предоставляют на согласование правила внутреннего контроля в Комитет РФ по финансовому мониторингу.

Организация охраны

Требования, предъявляемые к хранению драгоценных металлов и драгоценных камней, установлены Законом N 41-ФЗ и Правилами учета и хранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые работают с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых эти операции осуществляются. То есть магазины, мастерские и т.д. должны быть оборудованы специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи. Кроме того, необходимо создавать собственные охранные службы, а если это невозможно, то заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися на охране объектов.

Транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями или организациями - владельцами ценностей на транспорте, оборудованном техническими средствами защиты в сопровождении вооруженной охраны. Ответственность за сохранность такого груза при транспортировке собственными средствами возлагается на их владельца.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие требования законодательства в части, касающейся хранения драгоценных металлов или продукции из них, несут административную ответственность (ст.19.14 КоАП РФ).

Приобретение ювелирных изделий у организаций

Ювелирные изделия приобретают непосредственно у производителей (организаций и индивидуальных предпринимателей) и перепродавцов. В обоих случаях продавец выписывает накладную, а если он является плательщиком НДС, то еще и счет-фактуру на данные изделия, на основании которых их приходует покупатель. Фактическую стоимость ювелирных изделий и антиквариата формируют с учетом требований ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н. Отличительной особенностью торговли этими изделиями является метод списания себестоимости. Из-за уникальности каждого изделия используется метод списания по себестоимости каждой единицы (п.17 ПБУ 5/01). Этот же метод списания разрешен и в пп.3 п.1 ст.268 Налогового кодекса РФ. Так что расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом в этом случае не будет.

Пример 1 . Ювелирный магазин "Яхонт" в апреле 2004 г. приобрел у ОАО "Золотарь" золотые кольца с драгоценными камнями в количестве 6 штук. Доставка колец в магазин осуществляется ОАО "Золотарь" и входит в стоимость товара.

N
п/п
Артикул Наименование Количество,
шт.
Цена,
руб.
Сумма,
руб.
НДС
18%
Всего
с НДС
1 2 3 4 5 6 7 8
1 160 41 Кольцо с рубином 1 3 100 3 100 558,00 3 658,00
2 165 41 Кольцо с рубином 1 3 250 3 250 585,00 3 835,00
3 170 41 Кольцо с рубином 1 3 180 3 180 572,40 3 752,40
4 165 43 Кольцо с изумрудом 1 4 200 4 200 756,00 4 956,00
5 170 43 Кольцо с изумрудом 1 4 150 4 150 747,00 4 897,00
6 175 43 Кольцо с изумрудом 1 4 230 4 230 761,40 4 991,40
Всего 6 х 22 110 3 979,80 26 089,80

Торговая наценка на кольца установлена в размере 50 процентов. В течение апреля 2004 г. было продано 3 кольца (по артикулам):

В соответствии с учетной политикой ювелирного магазина учет товаров ведется по фактической стоимости их приобретения, то есть по покупной стоимости без применения счета 42.

Бухгалтер ювелирного магазина "Яхонт" отразил операции следующим образом:

Дебет 41 Кредит 60

  • 22 110 руб. - оприходованы золотые кольца;

Дебет 19 Кредит 60

  • 3979,80 руб. - учтен НДС на кольца;

Дебет 60 Кредит 51

  • 26 089,80 руб. - перечислено поставщику колец;

Дебет 68 субсчет "НДС" Кредит 19

  • 3979,80 руб. - принят к вычету НДС на кольца;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 20 585,10 руб. - отражена выручка от продажи колец;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

  • 11 630 руб. - списаны реализованные золотые кольца по покупной стоимости единицы товара;
  • 3140,10 руб. - начислен НДС.

Скупка у населения

Ювелирный магазин может скупать ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лом таких изделий у населения.

А какие документы необходимо получить у частного лица и должен ли быть опробирован скупленный товар? И если товар не опробирован, то имеет ли право торгующая организация опробировать эти изделия на основании договора купли-продажи у физического лица?

Приобретение у физических лиц ювелирных изделий относится к скупочной деятельности, которая регулируется Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444 (далее - Правила N 444).

Ценности принимаются в скупку независимо от наличия на них именников изготовителей и проб, а памятные и юбилейные (именные) медали - при предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения ими. Это предусмотрено в п.7 Правил N 444. При покупке изделий у населения выдаются квитанции. Порядок их оформления установлен в п.п.12 и 13 Правил.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643 установлено, что ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, предназначенные для продажи, должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Изделия представляются на опробование и клеймение в государственные инспекции пробирного надзора их изготовителями, включая организации, осуществляющие реставрацию, а ввезенные на территорию России для продажи - организацией или индивидуальным предпринимателем, которые ввезли эти изделия.

Приемка приобретенных у населения ювелирных изделий и антиквариата отражается в учете так же, как и покупка аналогичных товаров у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Поскольку физические лица не являются плательщиками НДС, "входного" НДС в случае скупки у них ювелирных изделий и антиквариата не возникает.

Однако при выплате стоимости приобретенных у физических лиц ювелирных изделий и предметов антиквариата возникает вопрос: нужно ли удерживать НДФЛ?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на п.2 ст.226 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что исчисление сумм и уплату НДФЛ налоговый агент производит в отношении всех доходов физического лица, источником которых он является. Исключение составляют доходы, перечисленные в ст.228 Налогового кодекса РФ. А в пп.2 п.1 этой статьи сказано, что с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, физические лица исчисляют и уплачивают налоги самостоятельно. Поэтому бухгалтеру магазина удерживать НДФЛ с доходов физических лиц, продающих ювелирные изделия и предметы антиквариата, не нужно.

Комиссионная торговля

Ювелирный или антикварный магазин может не приобретать изделие или предмет в собственность, а принимать их на комиссию.

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются на комиссию в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569. Их прием оформляют унифицированными формами документов, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

В этом случае принятое изделие отражается на забалансовом счете 004, а выручкой магазина считается только его комиссионное вознаграждение. Остальная сумма, полученная от покупателей, причитается собственнику - лицу, сдавшему ювелирные изделия или антиквариат на комиссию (комитенту). Она также выплачивается ему без удержания НДФЛ.

Пример 2 . Грачева О.П. передала ювелирные изделия (золотые серьги) магазину "Рубин" по договору комиссии, в соответствии с которым они должны быть реализованы по цене не ниже 40 000 руб., а комиссионное вознаграждение магазина составит 10 процентов от продажной цены украшений. Магазин "Рубин" реализовал украшения за 41 300 руб.

В учете магазина "Рубин" в этом случае составлены следующие проводки:

  • 40 000 руб. - приняты на комиссию ювелирные изделия от Грачевой О.П.;

Дебет 50 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комитентом"

  • 41 300 руб. - получено от покупателя украшений, сданных на комиссию Грачевой О.П.;

Кредит 004

  • 40 000 руб. - списаны проданные ювелирные изделия, принятые на комиссию от Грачевой О.П.;

Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 4130 руб. (41 300 руб. х 10%) - отражено комиссионное вознаграждение магазина "Рубин", представляющее собой его выручку от сделки;

Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 50

  • 37 170 руб. (41 300 - 4130) - выплачено Грачевой О.П. за проданные по договору комиссии ювелирные изделия (за вычетом суммы вознаграждения магазина);

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "НДС"

  • 630 руб. (4130 руб. : 118% х 18%) - начислен НДС с комиссионного вознаграждения;

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

  • 3500 руб. (4130 - 630) - выявлен финансовый результат.

Кроме того, может быть заключен агентский договор, в соответствии с которым магазин обязуется найти покупателя на тот или иной предмет антиквариата или ювелирное изделие. В подобных случаях, возможно, магазин вообще не будет участвовать в расчетах между покупателем и продавцом изделия, а лишь сведет их и получит агентское вознаграждение.

Отметим, что в этом случае посредник не осуществляет розничную торговлю, а оказывает только услуги по поиску покупателя (а в некоторых случаях - продавца), а также консультационные услуги, связанные с приобретением или продажей ювелирных изделий и предметов антиквариата.

Возврат товара покупателем

Ювелирные изделия не относятся к товарам, на которые изготовитель обязан устанавливать гарантийный срок. Это следует из ст.5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Перечня товаров длительного пользования. Изготовитель лишь имеет право устанавливать гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка он обязан удовлетворить требования покупателя, установленные в ст.18 этого Закона.

В соответствии с п.31 Правил N 55, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки. Либо это можно сделать в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.

Если обнаруженные недостатки товара нельзя устранить, покупатель может по своему выбору потребовать его замены товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного ремонта или возврата уплаченной суммы.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах недостатков магазин обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет.

Обратите внимание, что изделия из драгоценных металлов, изделия с драгоценными камнями, изделия из драгоценных металлов со вставками из драгоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, не имеющие недостатков, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Это следует из п.9 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. То есть если покупатель решит вернуть ювелирное изделие просто потому, что его не устраивает размер или фасон, то магазин может ему отказать.

Ввоз на территорию РФ

Ввоз юридическими лицами в Российскую Федерацию изделий из драгоценных металлов производится при наличии следующих документов:

  • контракта (договора, соглашения) на русском языке;
  • спецификации на ввозимый товар, в которой отражается полный ассортимент с указанием: наименования товара, его количества, наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, процентного содержания драгоценных металлов (проба), массы каждого изделия, общей массы товара одного артикула;
  • свидетельства о постановке на специальный учет в органах государственного пробирного надзора (регистрационного удостоверения).

Маркировка изделий должна совпадать с информацией о них в сопроводительных документах.

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742, документом, подтверждающим результат проведения государственного контроля, является акт, составленный государственными контролерами Пробирной палаты России, который является обязательным для таможенного оформления. Пробирная палата контролирует ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов в соответствии с Порядком осуществления государственного контроля, утвержденным Приказом Минфина России от 17 сентября 2001 г. N 249.

Для проведения государственного контроля ввозимых в Российскую Федерацию ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней импортер представляет следующие документы:

  • письмо-заявку, в котором указывает свое наименование, местонахождение и перечень прилагаемых документов;
  • копию контракта (договора, соглашения) на русском языке (если контракта на русском языке нет, то к копии должен прилагаться скрепленный и заверенный декларантом перевод);
  • спецификацию на товар, в которой перечислен полный ассортимент с указанием наименования изделий, их количества, наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, процентного содержания драгоценных металлов, массы каждого изделия, общей массы товара одного артикула;
  • копию регистрационного удостоверения (свидетельства о постановке на специальный учет) в государственной инспекции федерального пробирного надзора (для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Акт, который оформляет государственный контролер, после прохождения таможни представляют в инспекцию пробирного надзора для опробования и клеймения ввезенных изделий.

Н.Н.Шишкоедова

Преподаватель

кафедры бухучета Института права,

экономики и управления Югорского

государственного университета