Кризис 2 летнего возраста комаровский. Мы – друзья

Продолжительность кризиса двух лет зависит от здоровья ребенка, его семейной ситуации, приобретенного опыта общения с родителями. Переходный период может пройти спокойно, а может проявляться в бурных эмоциональных реакциях, как у ребенка, так у родителей.

Все кризисные периоды краткосрочны , стабильные этапы жизни намного продолжительнее. Кратковременный промежуток кризисных проявлений позволяет ребенку развиваться и менять свое поведение.

Однако при неудачном стечении обстоятельств и ошибочном поведении родителей беспокойный период может увеличиться и длиться более года.

Началось!

Отследить начало кризиса довольно сложно, но есть несколько особенностей, которые говорят о переходном периоде.

Переходный период характеризуется неуправляемым поведением и необъяснимыми реакциями на привычные вещи. На послушное прежде чадо не действуют уговоры и проверенные способы воздействия.

Даже на интересные игры и занятия малыш может реагировать отрицательно, отказываясь от любимых прежде развлечений.

Основная черта кризиса двух лет – истеричное поведение. Истерика проявляется слезами, криками, агрессией. Ребенок может упасть на пол, ломать игрушки, кидать вещи, его очень трудно успокоить в этот момент.

Поводом для истерики служат самые разные ситуации, иногда совсем незначительные. Например, мама налила молока не в ту чашку или ребенку предложили съесть банан вместо яблока.

В период кризиса отмечаются следующие эмоциональные реакции : громкий плач, капризы, агрессивность, упрямство. Но любой ребенок индивидуален, эмоциональность у разных малышей может быть различной.

Стоит отличать плач, вызванный обидой, и слезы, используемые для манипуляции. К примеру, громкий плач и крик, как способ получить желаемую вещь.

Как справиться с кризисом 2 лет

Главное правило при кризисе двух лет – искать новые пути для общения с чадом. Не нужно воевать с ребенком, сейчас время сопровождения, помогите ему пережить этап слез и истерик.

Реагируйте на капризы чада спокойно . Если он отказывается от каши, то предложите ему другой вариант завтрака.

Самый лучший способ отвлечь ребенка – это игра. Психологи не рекомендуют родителям проявлять давление и заставлять малыша.

Разумеется, необходим набор правил, которые нарушать нельзя. Ребенок должен знать о них, хотя первое время он будет пытаться нарушить запреты.

Но если двухлетка проявляет самостоятельность в дозволительных вещах, позвольте ему ее проявить. Такой прием позволит избежать многих неприятных ситуаций и позволит ребенку расширить границы.

Главная проблема двухлеток – истерики . Бороться с ними иногда бесполезно. Если не помогают никакие действия и малыш не успокаивается, оставьте его одного. Иногда лучшее решение – лишить юного крикуна аудитории.

Еще один действенный способ – взять кроху на ручки и отвлечь интересной ситуацией. Одна мама при начинающейся истерике брала дочку на руки и вместе с ней начинала искать кошку: «Где киса, давай ее найдем, куда она спряталась».

Объясняете малышу свои поступки и действия . «Я надеваю шапку и перчатки, так как на улице холодно», «Я буду мыть посуду, так как нельзя есть из грязных тарелок», «Я выкидываю мусор в урну, некрасиво мусорить».

Как бы это ни выглядело нелепо, такие простые объяснения помогают малышу чувствовать себя спокойнее и быстрее шагнуть в новый этап взросления.

При всем стремлении к взрослению, малыши все-таки еще быстро устают и могут перевозбудиться от новых впечатлений. Итог – истерика, крик, капризы.

Следует по возможности избегать мест, где ребенок может устать, проголодаться . Это долгий поход по магазинам, длительная поездка на общественном транспорте и прочее.

Если двухлетнему сорванцу скучно и неинтересно — он будет капризничать. У него еще не сформировались необходимые психические процессы.

Чего нельзя делать

Как нельзя действовать родителям при переходном периоде? Однозначно опасен крик, физические наказания. Насилие в отношении ребенка деформирует его личность, тормозится развитие.

Запреты и правила по отношению к ребенку должно быть четкими. Недопустимо сначала запрещать, потом разрешать. Это размывает границы малыша, его понятие о безопасности.

Ребенок в этом возрасте начинает испытывать чувство злости, часто он не знает, как с ним справиться. Злость проявляется при неудачах, запретах, неумении сказать о своих чувствах.

Не наказывайте за чувство злости , обнимите и переключите эмоцию. Злость в ответ создает порочный круг. Также следите за своими эмоциями, дети двухлетнего возраста копируют поведение родителей.

Нельзя все запрещать малышу . «Не лезь на стул, не бери книжку, положи карандаш, нельзя бегать». Посчитайте количество запретов, может ли маленький человек с ними справиться? Вряд ли.

Большое количество запретов воспитывают неуверенную в себе личность, позволяющую себе решать проблемы при помощи агрессии.

Попробуйте формулировать фразы в позитивном ключе. Например, лучше сказать: «Давай я дам тебе другую чашку», чем «Не бери мою кружку!».

Не заставляйте чадо давать другим детям свои игрушки . В двухлетнем возрасте кроха не понимает, почему он должен отдавать любимую вещь.

Хороший способ придумали опытные мамы. Во избежание конфликтов на детской площадке они производят между детьми своеобразный обмен. Дети довольны, появилась возможность поиграть с новой вещью.

Таким образом, кризис двух лет у ребенка отличается эмоциональностью , но может протекать и без выраженных особенностей. Родителям нужно принимать во внимание потребности малыша, тогда критический период не доставит проблем.

Многие родители наверняка знают, что у детей бывают кризисы разных возрастов. Больше всего взрослые боятся переломных трех лет, но не все догадываются, что перед этим им нужно пережить и двухлетний рубеж своего карапуза.

Такой период характеризуется для крохи первыми попытками к самостоятельности, но со многими вещами он еще не может справиться. Поэтому лучшей реакцией считает . Мы дадим несколько советов, как можно справиться с маленьким бунтарем.

Не хочу!

Ситуация: Любимый творожок на завтрак оказывается на полу, малыш бросает на пол тарелку-чашку-ложку. «Не хочу, не буду!» становится его любимым выражением.

Совет родителям: Запаситесь терпением. Если ребенок не хочет творожок сейчас, не переживайте: рано или поздно он проголодается и с аппетитом съест любую еду. Такое поведение объясняется опять-таки попытками к самостоятельности. Разрешите ему принимать некоторые решения (но не очень важные). Сейчас крохе нужно дать почувствовать свою важность, некоторое равноправие в семье.

Купи мне!

Малыш не ждет, что взрослые будут выполнять все его просьбы: ему нужны четкие границы, нормы и правила, которых необходимо придерживаться

Ситуация: Истерика в магазине с катанием по полу и криками: «Купи мне машинку!». Вы уже почти поддались на эти слезы, лишь бы ребенок упокоился. НО: остановитесь! Так малыш решит, что истерики действуют, и таким образом Вами можно манипулировать.

Совет родителям: Не реагируйте на подобное поведение своего чада. Если он в магазине, отойдите от него на два шага и делай вид, что ничего не замечаете. Не поддавайтесь, даже если «концерт» будет длиться очень долго. По его окончанию продолжайте делать запланированные ранее покупки. Дома обязательно проведите с малышом беседу, объясните, что не будете покупать ему игрушки только потому, что он кричит.

Я злюсь!

Ситуация: Карапуз начинается ужасно злиться, когда Вы запрещаете ему бить машинкой по телевизору (хватать кота за хвост, бросать игрушкой в стену). Он кричит, разбрасывает игрушки. В нём появляется очень много злости.

Совет родителям: Здесь очень важно вести себя спокойно, доходчиво объяснив ребенку, что телевизор может сломаться, если по нему бить игрушкой, и тогда он не сможет смотреть мультфильмы. Избегайте фраз «потому что так надо», «нет, значит нет». В таком возрасте ему нужны детальные объяснения. Кстати, предложения лучше строить без частицы «не». Вместо «не делай» лучше сказать «давай вместе почитаем книгу».

Не хочу спать!

Ситуация: Нехочушка в очередной раз проявляет свое «Я», не дает уложить себя спать, купаться не хочет, и о пижамке речь тоже не идет. У Вас уже глаза слипаются, а ребенок продолжает резвиться.

Совет родителям: Кроха не пытается сделать Вам назло. Ему просто нужно выплеснуть энергию. Это вполне нормальное поведение для такого возраста. Поэтому постарайтесь активно играть с ним на протяжении дня. Ежедневные прогулки на свежем воздухе должны длиться минимум два часа. И не забывайте о подвижных играх.

Все равно я буду!

Ситуация: Вы много раз запрещали своему чаду залезать на стул или на лестницу на детской площадке, но он все равно это делает. Такое впечатление, что по полу ему ходить совершенно не интересно.

Совет родителям: Не кричите и не запрещайте ребенку все подряд. Лучше разрешите ему несколько «недозволенных» забав, но при определенных условиях. Например, «ты можешь залезать на стул, когда мама или папа рядом и могут тебя подхватить, если ты вдруг упадешь». Всегда будьте последовательными и чередуйте запреты и «зелёный свет».

Наконец-то вашему ребенку два с половиной года или уже ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают.

Он во всем пытается помочь вам. И вдруг с вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо. Весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно слышите: «Нет, не хочу, не буду, я сам!»

Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.

Что случилось?

У ребенка наступил первый возрастной кризис – кризис трех лет – возраст необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.

Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком.

На подходе к кризису родители могут заметить присутствие четкой симптоматики: во-первых, острый интерес к своему изображению в зеркале; во-вторых, ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

И через некоторое время ребенок становится неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.

Итак, чем сопровождается кризис. Первое – это активный негативизм, то есть реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Таким образом ребенок утверждает свое равенство со взрослым, имитирует его поведение.

Второе – это упрямство. Каждый из нас встречал в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему что-то купить. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Третье - строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости.

Четвертое - своеволие. Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Это связано с первыми проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.

Пятое - протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахиваясь лопатками.

Шестое - симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада.

Седьмое – деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии волевой сторон личности.

Как вести себя родителям в этот трудный для ребенка возраст.

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам.

Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Предоставьте ребенку сферу деятельности, где бы он мог её проявлять, пусть это будет, например мытье посуды или уборка, но не переделывайте за ним в его присутствии, просите помощи у ребенка в элементарных для вас вещах, советуйтесь с ним как со взрослым.

Собираясь в детский сад, не выдавайте ребенку одежду, которую нужно надеть, а выложите 2 (не больше) комплекта и предложите выбрать из них. Спросите его не: «Ты будешь одевать это?», когда ответ известен заранее – «нет», а лучше: «Ты будешь одевать это синее или это красное платье?». Т.е. то, что ребенок будет одеваться, не обсуждается, при этом малыш сам как взрослый выбирает себе наряд. То же можно проделать и за завтраком: «Ты будешь есть кашу с маслом или с вареньем?»

В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки для письма.

Если ребенок не соглашается с вами, знайте, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять.

Если в отместку малыш твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

Часто малыш становиться агрессивным, и это нормально, ведь агрессивность - это реакция борьбы, поэтому, конечно, предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления - отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности - это желание добиться любви. Но это не значит, что вы должны заласкать, избаловать малыша. Энергично умывая его, стоит ласково объяснить, зачем это нужно. И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и… заново проявляет агрессивность - порочный круг.

Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление.

Ребенка, который ведет себя агрессивно, необходимо посадить на стул на 2-5 минут. Если же дети дерутся, то необходимо развести их по разным комнатам, но сказать, что это не наказание, а тайм-аут. Он для того, чтобы ребята пришли в себя и успокоились. Когда ребенок успокоился, спросите, понимает ли он, что может произвести плохое впечатление, хочет ли он, чтобы его хвалили, чтобы у него было много друзей, и объясните, что для этого нужно. Узнайте у ребенка, что он считает необходимым условием для того, чтобы у него было много друзей. Скажите ему, что он останется совершенно один, если будет дальше себя так вести. Но не пугайте тем, что вы откажетесь от него - это может вызвать новую агрессию. Просто покажите, что вы переживаете из-за него, огорчены.

Поэтому будьте тверды, установите правила и не меняйте их ни в коем случае, а лучше пропишите их на бумаге и повесьте на видное место, можно это сделать вместе с ребенком.

Станьте для малыша вторым «Я». Напомните ему о правилах, которые вы вместе установили, и скажите: «Лучше ты мне, Саша, скажи, что тебе хочется ударить мишку, и ты знаешь, что этого делать нельзя. Потому что драться нехорошо!». Чаще всего у ребенка после этих слов пропадает желание вступать в драку.

Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. Это закрепляет положительное поведение. Но хвалите не односложно: «Молодец!», - а старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны.

Сочините сказку, где ваш малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, ибо если нервничает, он вас не услышит.

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимый диск (кассету), включить мультфильм. Если же акцентировать внимание малыша на конфликте - это может привести к неврозам.

И последнее, как вести себя, если ребенок устроил скандал в общественном месте: в магазине или на улице. Публичная сцена - это всегда неловко, стыдно. Родители чувствуют себя растерянными: хочется немедленно прекратить «выступление», но можно ли делать это любой ценой?

Во время детской истерики главная проблема для родителей - не детский крик, а реакция окружающих. Согласитесь, что дома в такой же ситуации вы чувствуете себя намного увереннее и спокойнее. Так вот, если скандал разразился, ваша главная, хотя и не очень простая задача - представить себе, что вокруг никого нет, «вынести за скобки» назойливое внимание окружающих.

Да, это непросто. Стоит ребенку издать пронзительный крик - и вот вас уже окружают доброжелательные бабушки, желающие оказать помощь. Суют вашему орущему чаду конфетку, приговаривают: «Ай, какой мальчик непослушный!», предлагают забрать крикуна с собой и т. д. Пожалуй, именно это постороннее вмешательство, «прицельное» внимание со стороны чужих людей нервирует мамочек больше всего - гораздо больше, чем поведение самого ребенка.

А представьте, каково самому ребенку! Худшее, что вы можете сделать в такой ситуации, - это принять сторону посторонних, поддержав их: «Вот-вот, сейчас отдам тебя чужой тете!» или: «Посмотри, как стыдно: все смотрят на твои безобразия!» Действительно, с вмешательством постороннего человека нередко прекращается скандал, но важно отдавать себе отчет, какой ценой достигается эта тишина. Ценой настоящего ужаса вашего малыша, ценой ощущения, что любимая мамочка предала его, отказала ему в помощи! Потому что, как бы то ни было, а любой детский скандал - это лишь обращение к вам за помощью или проверка вашей «благонадежности».

Ребенку необходимо всегда быть уверенным: вы не отвернетесь, не предадите его. Вы можете выразить свое недовольство и достаточно резко пресечь его «художества», но вы не отказываетесь при этом от самого ребенка!

Старайтесь обращать поменьше внимания на то, что подумают окружающие о вашем «скандальном» чаде и о вас как о «непутевой» матери. Успокаивая ребенка, не «шикайте» на него, говорите достаточно громко, чтобы доброжелатели видели и понимали: вы контролируете ситуацию, справляетесь с ней сами и никакая помощь вам не требуется.

Публичный скандал чаще всего рассчитан именно на то, что вы испугаетесь, постараетесь любыми средствами успокоить разбушевавшееся чадо - только для того, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих. По сути дела, это шантаж. Достаточно один раз поддаться на него, и показательные выступления начнут повторяться с удручающей регулярностью. Если вы хотите обезопасить себя от этого, соберитесь с духом и проявите твердость. Если дитя лежит на полу в магазине, спокойно скажите ему, что подождете, пока он успокоится, на улице, и покиньте поле боя. Это не отказ от поддержки, не предательство ребенка: вы просто честно сообщаете ему, что такой спектакль вам неинтересен и смотреть его дальше вы не намерены.

Итак, для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху

Жизнь с ребенком напоминает череду квестов - как только успешно справляешься с одним заданием, появляется другое. И как правило, на порядок сложнее - только дух успевай переводить! Малыш научился есть, уверенно ходить, быть осторожным и аккуратным (в какой-то степени), но вдруг гармония пошатнулась. Ваш ангелочек злится на весь мир, проявляет агрессию и ставит вам нелепые условия?

Это кризис 2 лет у детей, сложный этап, но и очень важный. В этом возрасте малыш начинает «прокачивать» независимость, учиться взаимодействовать с миром и людьми на своих условиях. Волнений и затруднительных ситуаций избежать вряд ли удастся. Причиной истерик у детей 2 лет может стать запрет, привлекательная чужая игрушка или просто развязанный шнурок.

Поводом для драмы может стать развязанный шнурок или поломанное печенье — будьте готовы. Но этот период очень ценен, именно сейчас вы можете укрепить взаимоотношения с ребенком. На данном этапе нужно помочь маленькому человеку гармонично развиваться дальше, быть уверенным, принимать свои решения, продуктивно взаимодействовать с людьми. Но ни в коем случае не противостоять ему.

Если вы озадачены, что же конкретно делать в затруднительных ситуациях с бурей эмоций ребенка, читайте нашу инструкцию. Предлагаем простые и разумные способы пережить кризис у 2-летнего ребенка с достоинством и пользой.

Истерика у ребенка 2 года — что делать?

Истерика у ребенка 2 лет в магазине

Случай не исключительный. Осложняется ситуация еще и тем, что в магазине бывают люди, которые начинают «помогать» со словами «сейчас заберу непослушного мальчика». Не поддавайтесь, действуйте разумно.

Способ № 1 - отвлечь внимание. Вот несколько вариантов как это сделать:
● предложить ребенку любимую игрушку или книжку, взять на руки
● устроить небольшой кукольный театр - говорите с ребенком от имени игрушки («кто это тут такой сердитый?», «пойдем покупать вкусный сладкий творожок - я ужасно проголодался. А ты?»)
● игра «где мой ребенок?» - вы делаете вид, что не видите малыша, но очень хотите его найти «где моя Катюша спряталась? Вот косичка, вот пальчики, а где же сама Катюша? Ах, вот она!». Очень удивляетесь, когда «находите» заинтригованного малыша.

Негативные факторы, которые способствуют истерике:

❖ отсутствие границ дозволенного и твердого слова «нет» (Если мама запрещает, а папа потакает желаниям или наоборот)
❖ переутомление, голод, нарушение режима
❖ длительное пребывание в магазине (другом многолюдном месте), переутомление

Когда вы предвидите возможную причину истерики у 2-летнего ребенка, и малыш близок к тому, чтобы проявить свое негодование, нужно задействовать способ № 2 - поговорить!

★ назвать чувство ребенка «ты хочешь новую игрушку», «ты расстроен, что мама не подарила тебе эту машинку», «ты злишься на маму, потому что вместо конфет она покупает овощи»
★ посочувствовать, что не все желания исполняются. Искренне, с пониманием «очень жаль, что нельзя получить все игрушки, которые тебе нравятся», «мне тоже грустно без этих конфет»
★ предложить альтернативу «давай купим сладкие яблоки вместо торта, тогда у тебя будет много сил и зубки будут очень довольны», «вместо машинки купим разукрашку - в ней много интересных зверей, они ждут, когда ты их разукрасишь»
★ предложить ребенку выбор «какие фрукты ты будешь есть - бананы или мандарины?», «какую машинку ты выберешь легковую или трактор (показать приемлемые варианты)»
★ обосновать отказ

В разговоре большое значение имеет не столько смысл, сколько интонация. Двухлетний малыш должен понять, что мама спокойна и тверда в своем решении - покупать желанную конфету или зайчика не будет.

Если истерику у ребенка 2 лет предотвратить не удалось, что делать не нужно: кричать, угрожать, требовать взять себя в руки и прекратить «концерт». Следует обнять раздосадованного малыша, спокойно повторять, что мама любит и жалеет кроху. И по возможности удалиться из магазина.

Истерика на детской площадке

Кризис у ребенка в 2 года может проявляться агрессией к другим детям. В этой ситуации важно воздержаться от эмоций, не торопитесь называть ребенка плохим, даже если он действительно является нарушителем.

Что можно предпринять на месте «преступления»:

● извиниться перед «пострадавшим»
● помочь осознать малышу его чувства, посочувствовать «ты злишься, потому что ты очень хотел поиграть чужой игрушкой»
● заверить ребенка, что вы его любите, даже если он злится, но «делать больно другим деткам нельзя»
● предложить способ мирно урегулировать конфликт «не отнимаем игрушку у Пети, предлагаем обмен», «попросим у Пети машинку вместе»
● уйти с площадки, если конфликт не поддается урегулированию

Кризис у ребенка 2 года - это повод больше говорить о чувствах, ведь малыш не может объяснить сам себе, что с ним происходит. Что можно сделать после события:

● Объяснить, что все люди могут злиться, но нужно справляться с этим состоянием, не причиняя боль другим

Совет психолога: Существует немало способов выплескивать негативные эмоции: побить боксерскую грушу, покричать в “мешочек гнева”, позлиться на “коврике злости”. Все эти инструменты очень действенны. Чтобы ребенок вырос благополучным в психическом плане, учите выражать свой гнев экологичным для всех способом с ранних лет.

● Нельзя запрещать ребенку злиться, это состояние не должно вызывать чувство вины. Нужно научить выражать злость допустимыми способами. Предложите малышу потопать ножками, скомкать лист бумаги
Ролевые игры помогут ребенку посмотреть на ситуацию со стороны и правильно оценить - разыграйте сценку с помощью игрушек, в сюжете которой лежит именно тот конфликт, когда малыш затевает драку. Завершите сценку компромиссом, когда драка отменяется. Предложите ребенку придумать финал
● Игры в войну помогают снять напряжение и выразить злость
● Обратите внимание, не отнимаете ли вы сами какие-либо предметы и игрушки у своего ребенка. Кризис 2 лет у детей нередко является протестом против несправедливого к ним отношения.

Запомните: ”Публичная порка” может нанести ребенку вред: малыш потеряет доверие к маме, надолго запомнив ее обвинительное лицо и речи. Поэтому приучайте ребенка решать конфликты тет-а-тет с самого раннего возраста.

Кризис у ребенка в 2 года потребует от вас терпения и вовлеченности в отношения со сверстниками. Но не отчаивайтесь, ваше разумное участие в конфликтах очень скоро даст плоды, и малыш сам станет предлагать компромиссы и уважать собственность других детей.

Кризис 2 лет у детей - повод переосмыслить отношения с ребенком

Детский психолог Ольга Попова предлагает 4 принципа для того, чтобы выстраивать доверительные отношения с 2-леткой и минимизировать сложные ситуации:

● больше ласки, объятий и добрых слов
● в любых напряженных ситуациях вовлекать ребенка в игру, переключать внимание на позитив (для 2-летки, этот способ пока является самым действенным)
● выстраивать границы дозволенного - мягко, спокойно, но уверенно. Запретов не должно быть много, но нарушать их очень нежелательно
● избегать манипуляций в отношениях - отказаться от шантажа, условий и запугиваний

Внимание! Требуется обратиться к специалисту, если:

● во время истерики ребенок задыхается или теряет сознание
● наносит себе или окружающим травмы
● истерики становятся более частыми и агрессивными
● истерика заканчивается рвотой, одышкой, непроизвольным мочеиспусканием, вялостью

Кризис 2 лет у детей может стать началом более интересного общения с взрослеющим малышом. Помогайте, а не противодействуйте, и ваш ребенок справится с задачами возраста - проявлять настойчивость в достижении цели, принимать собственные решения.

Расскажите в комментариях о своем опыте: где и в каких обстоятельствах вашего ребенка настигает желание устроить скандал? Как вы с этим справлялись до прочтения нашей статьи?

Статья написана при содействии экспертов:
Психолог-практик Попова Ольга Юрьевна, центр “Одаренные дети”, г. Оренбург
Детский психолог, Кириллова Жанна Владимировна, г. Саратов

Казалось бы - самое трудное время позади, ваш малыш становится самостоятельнее, с ним можно активно общаться, а колики, первые прикормы и прорезывающиеся зубы позади. Можно вздохнуть спокойнее. Но это самое большое заблуждение родителей. В этот период многие малыши переживают особый «кризис».

С возраста двух лет в жизни малыша и родителей начинается самое интересное, в этом возрасте родителям нужно запастись терпением и помогать ребенку в становлении самостоятельности и формировании личности. Если вы знакомы с психологией ребенка 2 лет, не важно, мальчика или девочки, можно гораздо проще пережить это сложное время. Кроме того, зная особенности поведения ребенка и причин, это вызывающих, можно изменить свое отношение к данным событиям в поведении, не тратить даром свои нервы и не раздражаться понапрасну.

Кризис 2 лет у детей

Еще совсем недавно ваш малыш был ласковым и послушным, спокойно играл и занимался, а сегодня он кричит, топает ногами и устраивает истерики по любому поводу. Это может сердить и расстраивать родителей, которые не понимают - что происходит с крохой. Они не могут найти способа справиться с подобными изменениями, считая, что у ребенка дурной характер. На самом деле - это кризис двух лет у ребенка.
Не стоит думать, что ребенок ведет себя так специально, малыш сам может не осознавать, что с ним происходит. У него сформировались представления о себе, как об отдельной личности, и он начинает проверять границы дозволенного. Однако, все его психические процессы носят случайный, спонтанный характер, они не имеют четкого плана, возникают внезапно и так же быстро забываются. Дети не могут еще осознанно контролировать все свои эмоции, что приводит к вспышкам гнева и истерикам крохи, раздражительности и плаксивости. Однако, дети могут относительно длительно концентрироваться и интересоваться только интересными для них событиями или вещами. В связи с этим, детей при истериках и капризах легко отвлечь, и они забудут о своих капризах и скандалах. Если вовремя занять ребенка интересным делом, это может смягчить проявления кризисного поведения.
Сложно сказать, сколько длится кризис 2 лет у детей и насколько выраженным он будет. У некоторых детей он проходит почти незаметно, так как родители философски относятся к поведению крохи. У других кризис может затянуться на несколько месяцев и станет настоящим испытанием нервов мамы и папы. Но в любом случае - это временное явление, и если вы правильно будете себя вести - проблема скоро будет решена.
Часто проявления кризиса будут выражаться в протестном поведении - на любые ваши предложения дети будут отвечать отказом. Может стать проблемой одевание, прием новой пищи, походы на улицу или по магазинам. Малыш может наотрез отказываться купаться, идти к бабушке или ложиться спать. Когда стоит пойти на поводу, а когда проявить твердость? Тут важно - насколько безопасно такое поведение ребенка и насколько оно идет в разрез с вашими планами. Если кроха лезет в розетку или пытается стянуть со стола горячий чайник - это нужно пресечь резко и твердо. Все действия, грозящие его безопасности должны жестко пресекаться. Если поведение ребенка идет в разрез с вашими планами, вы опаздываете на работу, вам нужно идти по делам, или пришло время купаться, есть или спать - нужно тоже проявить твердость и настоять на своем. Иногда это будет нелегко, но нужно дать ребенку понять - есть вещи, которым он должен строго следовать.
А вот в плане прогулки, игр или занятий можно варьировать. Позвольте ребенку свободу выбора, это поможет во многом избежать конфликтов. Иногда можно добиться своего, прибегнув к хитрости, позвать на прогулку не малыша, а его любимую игрушку, а ребенка попросить помочь собраться. Можно пойти на хитрость, превратив ситуацию, где малыш капризничает в игру. А иногда стоит просто проигнорировать капризы малыша - лишившись зрителей или видя, что его приемы не действуют, он быстро потеряет интерес к капризам.
И помните, через такой период проходят все дети и родители, не раздражайтесь и не нервничайте, все пройдет.