Как называется воротник у моряков. Что означают полоски на тельняшке и гюйсе? Инфографика

Историки моды сообщают, что впервые матросский костюм в русский быт ввела французская художница Э. Виже-Лебрен, когда написала портрет сына короля Людовика XVI в матросском костюме.

Действительно, с 1795 по 1801 г. художница жила в России, и была принята русским обществом как знаток и ценитель моды. Утверждают, что за шесть лет пребывания при русском дворе она так повлияла на манеру знати одевать своих детей, что к первой четверти XIX века юные дворяне уже щеголяли в матроске. Этот костюм, по мнению некоторых исследователей, был придуман самой художницей. Известно, что Э. Виже-Лебрен не только делала эскизы костюмов, но и сама кроила одежду.
Возможно так оно и было, мне ничего не известно о документах, подтверждающих этот факт, вот только, когда говорят о портрете юного Луи 17, то почему-то ссылаются на эту картину:

Хотя на самом деле принадлежит она кисти Франца Ксавье Винтерхальтера. И изображен на ней принц Уэльский Альберт-Эдвард в 1846 году в возрасте 5 лет, старший сын королевы Виктории и Альберта Кобург-Готтского.
А вот именно с него и началось победоносное шествие этого костюма после того, как его мать, английская королева Виктория, нарядила сына в матроску, чтобы подчеркнуть связь монархии с военно-морским флотом.
Кроме того, в то время все мальчики из дворянских семей с самого рождения были приписаны к тому или иному полку либо кораблю, где впоследствии проходили военную службу. Так что во время официальных торжественных мероприятий их одевали в форму соответствующего полка или корабля.






Вскоре, к 1860-м годам, эта английская мода стала массовой.
Надо сказать, что маленькие дети в этой форме выглядели очень мило, поэтому через некоторое время в матросские костюмы стали наряжать всех детей, причём не только по торжественным случаям.
Первоначально матросский костюм был целиком белый, но во второй половине XIX в. под матроской стали понимать белую блузку и темные брюки или юбку. Позже этот костюм стал более разнообразным. Главное в нем – «матросская тема»: сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями.
На старых фотографиях часто можно видеть изображение детей одетых в матроску.



Как правило, костюм состоял из матроски – блузы с квадратным воротником – и брюк либо юбки (для девочек). Под воротником нередко завязывали галстук или бант. Галстук мог быть и пришивным. К костюму надевали широкополую соломенную шляпу, бескозырку или берет с помпоном.







Блуза могла быть без застёжки, в этом случае она надевалась через голову, могла застёгиваться на пуговицы, которые, в свою очередь могли располагаться в один либо в два ряда. Также были варианты с поясом, продетым в шлёвки, нашитые на матроску. Воротник мог быть V-образным или трапециевидным. Рукава могли быть прямыми либо на манжетах.




Брюки к матросскому костюму также были разными: длинные «клёши», копирующие форменные брюки взрослых матросов или короткие – до колен или чуть выше. Бриджи могли заужаться книзу с помощью застрочек или застёгиваться на манжету.


Для девочек к матросскому костюму полагалась плиссированная юбка. Также были матросские платья, которые, по сути, представляли собой сшитые вместе юбку и блузу. Платье могло быть отрезным по линии талии либо с заниженной линией талии. Платье так же могло быть с поясом или без него, с пришивным галстуком, с манжетами на рукавах либо без них.






Известно, что массовый спрос рождает предложение. Поэтому производители того времени выполняют матроски не только из прочного хлопка или шерсти, но и из шелка, при этом самых разнообразных цветов, блузы предлагаются в белом, голубом, розовом, лимонном, бледно-желтом, шампань, синем и черном цветах, зачастую даже используется принт в горошек. А сама матроска приобретает вид то летнего костюмчика, то теплого пальто.
А производители кукол всего мира с удовольствием одевают своих фарфоровых красавиц в этом суперпопулярном стиле.






Внучка королевы Виктории, российская императрица Александра Федоровна с удовольствием переняла традицию, введенную бабушкой. И самым известным мальчиком, носившим матроску, был ее сын, цесаревич Алексей.





И пусть многие современники кляли царя за слабость государственного характера, а царицу за ее немецкое происхождение, ставшее во время войны с Германией для многих подозрительным, но к больному гемофилией царственному мальчику в матроске относились и с любовью, и с жалостью.




Царевич Алексей Романов погиб мученической смертью в Ипатьевском доме. А вещи убитой царской семьи стали лакомым кусочком, и их с удовольствием донашивали «новые красные» дворяне. Костюмчики цесаревича увезли Раскольников и Рейснер в подарок сыну Льва Каменева Александру (Лютику). Матроска пришлась Лютику впору. Кто знает, может именно тельняшка убиенного мальчика и принесла Лютику трагичную раннюю смерть?
После 1917 года матросскому костюму, казалось суждено было остаться на «другом берегу», вместе с благонравными детьми, игравшими под присмотром бонн на дорожках Летнего сада, но его судьба счастливо сложилась по-иному. Матросы Балтийского флота, краса и гордость революции, заняли почётное место в официальной мифологии СССР. В результате образ ребёнка в матроске подвергся радикальному переосмыслению: из «недобитого буржуйского отродья» он превратился в «юного краснофлотца», что сделало этот образ очень популярным на многие годы. Популярности матроски в СССР способствовала ее простота, дешевизна, доступность и одновременно эффектность и нарядность.



И в эпоху «развитого социализма» многие мальчики донашивали матроски своих отцов, чьё детство пришлось на 1930-е, да и легкая промышленность упорно продолжала выпускать детские матросские костюмы, по крайней мере, до начала 1970-х годов. Правда к тому времени они уже давно вышли из моды, и на Западе их не носил никто, кроме певчих в детском хоре, маленьких шаферов на богатых свадьбах и младших членов королевской семьи.



Но и сегодня этот костюм все также притягателен, хотя приобрел новые черты и новое звучание, но все же мы с удовольствие одеваем в него и своих детей и своих кукол!

Большинство фото взято из инета, поэтому приношу свои извинения, а за одно и благодарность, если эти фото окажутся вашими)))

За всю историю детской моды не было, пожалуй, костюма более популярного, чем матроска. На протяжении долгих десятилетий его носили мальчики и девочки в разных странах и на разных континентах. Появившись в середине XIX века, детский матросский костюм дожил до наших дней, не претерпев принципиальных изменений. Посмотрим, как ему это удалось.

Франц Ксавер Винтерхальтер, портрет Альберта Эдуарда, принца Уэльского. 1846 г.

В 1846 году британский флот реформировал официальную униформу своих моряков. В честь этого события королева Виктория одела своего четырехлетнего сына Альберта Эдуарда в маленький матросский костюмчик. В таком виде будущий король Эдуард VII катался вместе с матерью на яхте. Поскольку королевские семьи всегда были законодателями мод, фасон, который продемонстрировал наследник престола, быстро стал популярным. Тем более что эта демонстрация не осталась единичным случаем: и будущий король, и его младшие братья стали носить матроску регулярно. Немало поспособствовал известности матроски и портрет наследника в новом наряде, написанный Францем Ксавером Винтерхальтером. Благодаря многочисленным групповым и индивидуальным портретам кисти этого придворного художника вообще можно составить представление о том, как одевались члены семьи королевы Виктории.

Были и другие причины растущей популярности матроски. Во-первых, патриотизм: британцы очень гордились своим флотом, ведь именно благодаря ему Великобритания стала богатой и влиятельной империей. Во-вторых, с развитием железнодорожного сообщения стали популярны поездки на морское побережье.

Тут важно отметить, что и мальчики, и взрослые мужчины из верхних слоев общества до XIX века не носили длинных, до щиколоток, брюк. Этот фасон долгое время был присущ только одежде рабочего люда и костюмам моряков. Потом, постепенно, длинные брюки попали в повседневный гардероб каждого мужчины, поднимаясь от низших слоев общества к высшим.

Габриель Шанель в матроске и брюках 1928 г. ©fashionel.mk

Герцогиня Кембриджская Кэтрин во время визита в Канаду в 2012 г. ©express.co.uk

Морской стиль с его белым цветом, синими полосками, галуном и медными пуговицами проник не только в детскую, но и во взрослую моду. Большой популярностью пользовались подобные костюмы для пляжного отдыха и прогулок на яхте. Морская тема в одежде оставалась чрезвычайно модной на протяжении более чем полувека и не потеряла актуальности до наших дней. В 1920-х годах были популярны летние платья с низкой талией и матросским воротником. Примерно в то же время Коко Шанель, вдохновившись нарядами бретонских рыбаков, вводит в моду тельняшку и расклешенные широкие брюки. Стилизованные платья-матроски носили голливудские дивы Джин Харлоу, Бетти Дэвис и Джинджер Роджерс. Особенно часто морская тема появляется в работах модельера Ральфа Лорена: это могут быть полосатые трико, двубортные блейзеры с галуном и позолоченными пуговицами, широкие блузы с матросским воротником. Под маркой Ralph Lauren выпускаются и детские матроски. Британская королевская семья также хранит приверженность этому стилю. Например, герцогиня Кембриджская Кэтрин во время визита в Канаду в 2012 году надела белое трикотажное платье с матросским воротником от Alexander McQueen.

Начиная с 1870-х матроска становится в Европе одним из самых популярных вариантов детского костюма - и не только для мальчиков, но и для девочек. Блузы, главной отличительной деталью которых был большой матросский воротник, были схожих фасонов, только мальчики носили их с широкими брюками, а девочки - с плиссированными юбками. Чаще всего полосы на матросках были голубыми или синими, но иногда использовались и другие цвета, например, темно-красный. С матросским костюмом носили бескозырку, украшенную лентами, или соломенную шляпу.

За плоской соломенной шляпой с широкими полями даже закрепилось название «sailor hat». Похожие шляпы носили моряки до того, как в 1921 году стандартом стала бескозырка. А «морская шляпа» перешла в повседневный женский и детский гардероб. Отметилась она и в мире высокой моды: sailor hat была важным атрибутом нескольких коллекций Chanel.

Хлопковый костюм от Питера Томсона. 1902 г. ©metmuseum.org

В США примерно с 1900 года в моду входят матроски от Питера Томсона, который владел предприятиями по пошиву одежды в Нью-Йорке и Филадельфии. Они шились в летнем и зимнем вариантах: в первом случае из хлопка или льна, во втором - из шерсти. Образцы «Платья от Томсона», как для женщин, так и для детей обоих полов, сейчас хранятся в нескольких американских музеях, включая Институт костюма Метрополитен. Матроску активно носили в Австралии и вообще во всех британских колониях.

Примечательно, что при создании детских костюмов использовалась не только общая идея морской формы, но копировались мельчайшие ее детали. Например, в популярном дамском журнале The Ladies" Home (выходит в США с 1883 года и по сей день) можно было найти подробные инструкции по вышиванию орлов, якорей и звезд на матросках для мальчиков и девочек. Вслед за своими владельцами в матросские костюмчики нарядились также куклы и плюшевые мишки.

Школьная мода в Япони, начало 20-х годов 20 века. ©japanblog.su

Попав в Азию, фасон стал популярен и там. Причем настолько, что многие школы в Японии, Тайване, Южной Корее, Сингапуре и Таиланде приняли школьную форму, разработанную на основе формы британских моряков. Наибольшее распространение она получила в Японии, где матроску и сейчас носят большинство школьниц. Такая форма называется сэйфуку (сейлор-фуку). Считается, что первой ее ввела частная школа для девочек Heian Jogakuin (школа Святой Агнессы) в Киото. Это произошло в 1920 году.

Наследник цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия на пикнике. 1908 г. ©pinterest.com

В высших слоях общества Российской империи следовали европейской моде, и мода на матроску не стала исключением. Сын и дочери последнего российского императора Николая II носили матроски, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии царской семьи.

Матроска неплохо прижилась в массовой культуре. Ее носили популярные мультипликационные герои, например, Дональд Дак. Венский хор мальчиков, ведущий свои историю с XV века, использует матроску в качестве костюма для выступлений. В Азии вариации матроски массово носят герои японских фильмов, аниме, манги, а также поп-звезды, работающие на подростковую аудиторию. Вообще к концу XX века матроска окончательно стала считаться именно детским/подростковым костюмом, во взрослой одежде ее элементы встречаются редко.

Невероятная популярность и долговечность матроски, возможно, объясняется тем, что этот костюм одинаково нравился и детям, и взрослым, а такое единодушие встречается редко. Даже самые консервативные и строгие люди не видели в этом наряде ничего вызывающего или непристойного, к тому же матроски были практичны в носке. В то же время этот костюм был достаточно ярким, необычным и удобным, чтобы нравиться детям.

обложка: Семья Николая II на императорской яхте «Штандарт». 1906 г. ©liveinternet.ru

иллюстрации: Виктория Бойко

19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике АиФ.ru.

История тельняшки

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем . Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

  • чёрный: подводные силы и морская пехота;
  • васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
  • светло-зелёный: пограничные войска;
  • светло-голубой: ВДВ;
  • краповый: МВД;
  • оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова « гюйс» (от голландского geus — « флаг» ) — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • у Чесмы в 1770-м;
  • у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.

В сравнении с иными государствами, российский флот имеет не такую длинную историю. Англичане и голландцы, испанцы и португальцы начали освоение морей намного раньше русских, запертых либо льдами на севере, либо в «шведском озере», как до XVIII века называлось Балтийское море.

Ключевые изменения произошли с момента знаменитого решения боярской думы «морским судам быть». Инициированное Петром I решение создать флот стало одним из переломных моментов в российской истории. И, само собой, у моряков должна была появиться особая одежда, дошедшая до настоящего времени как форма ВМФ.

История формы на российском флоте

В допетровское время проблем с формой для флота не существовало, собственно, как и самого флота. Уже сформировавшаяся обособленная группа северных моряков-поморов не имела военной специфики, равно как и специализированной формы. Из поездки в Голландию, бывшую в петровское время одой из ведущих морских держав, царь вынес не только умение строить корабли.

Первые образцы военной формы для моряков пришли в Россию так же оттуда. Тогда в стандартную экипировку моряка входила широкополая шляпа, как правило, войлочная, куртка из грубой шерсти, называемая бострог, короткие штаны до колен и чулки. Ноги защищали тяжелые ботинки из крепкой кожи, с пряжками. Данная форма была предназначена для нижних чинов, то есть матросов. Офицерской формы, как таковой, в первые годы российского флота не существовало.

В течение столетия с момента создания русского флота форма не претерпела почти никаких изменений. Куртки постепенно увеличивают воротник-стойку, а так же уменьшают объем талии. В определенный момент флот подвергается общей моде на длинные волосы, посыпанные мукой, а так же на обилие золота в убранстве мундира.

Но в повседневных работах на корабле красоваться было банально некогда, поэтому нижние чины с радостью продолжали носить еще петровскую форму, а так же сшитые из парусины вещи. Свободные широкие штаны и рубахи позволяли матросам выполнять любую работу на корабле.

XIX столетие приносит многочисленные нововведения в жизнь флота по части формы.

В начале века, под влиянием общей моды, на флот проникают узкие, фрачного типа мундиры. Вместо плащей морякам начинают выдавать узкие шинели, головные уборы меняются на кивера. По общей оценке, в это время армия и флот были практически одинаково экипированы, что вызывало вполне объяснимое возмущение у моряков.

В 1811 году впервые появляется бескозырная фуражка, в настоящий момент ассоциирующаяся только с флотом. На самом деле своим рождением она обязана фуражирам, добывавшим прокорм для лошадей и часто кормившим животных из головных уборов. На бескозырках для моряков не было привычных лент, а так же названий кораблей. Вместо них на околыше наносились способом пробития номера экипажей крупными цифрами.

Самые крупные изменения в военно-морской форме произошли в 1860-х 1870-х годах. Именно в это время, стараниями отдельных представителей императорской фамилии, флот получил форму, которая с небольшими изменениями дошла фактически до наших дней.

Ткани, используемые при пошиве формы

Для создания одежды для ВМФ в царской России, как и в СССР, использовались натуральные ткани. Самой распространённой была грубая шерсть. Связано это было с частой плохой погодой и холодом на Балтике – колыбели русского флота. С момента начала походов в Средиземноморье и создания Черноморского флота русские матросы получили более легкую и удобную форму из парусины.

Одним из главных положительных качеств этого материала была его фантастическая не маркость. Практически любое загрязнение, маслом или краской смывалось с одежды без особого труда. На военно-морском сленге эта ткань называлась «чертова кожа». Цветовая гамма не отличалась разнообразием, только белый и голубой (иногда оттенки доходили до синего) цвета.

Интересно, что Черноморский флот всегда носил только белые форменки, балтийцы же, как и позднее тихоокеанцы, имели в основном синие робы.

По морским уставам матросам ЧФ не позволялось находиться на верхней палубе в форме синего цвета.

Во второй половине ХХ века эта ткань была заменена на хлопчатобумажные образцы. В морской среде наиболее известными стали следующие ткани:

  • «старшинка», плотная ткань темного цвета, отличается тем, что плохо мнется и не линяет, самая любимая ткань среди моряков;
  • «стекляшка», какое то время из нее шили форму для сухопутной армии, прекрасно держит стрелки, но из-за особенностей состава быстро засаливается, поверхность начинает сверкать, за что она и получила свое прозвище;
  • «тряпка», самая плохая разновидность ткани, отличающаяся быстрым изнашиванием и маркостью.

В советские годы ткани отличались высоким качеством и проходили обязательную сертификацию государства. В 1990-е ивановское предприятие, выпускавшее ткани для ВМФ было закрыто, и сейчас на этом поприще работает большое количество частников. Это не пошло на пользу, так как производимые ими ткани не всегда отличаются необходимым качеством.


В последние годы появились жалобы на использование синтетических тканей для пошива рабочей формы. Это опасно, прежде всего, при возникновении нештатных ситуаций, таких например, как возгорания на судне.

Форма для повседневного ношения

На протяжении долгого времени многие элементы формы моряка не менялись в принципе. Основой одеждой со второй половины XIX века служит роба, или рабочий костюм. Так же можно встретить устаревшее название «матросское платье», которое состоит из нескольких элементов.

Непосредственно на теле носится тельняшка, или морская фуфайка.

Во флоте этот элемент одежды, вопреки всем мифам, сравнительно недолго. Причина, по которой моряки стали вязать себе полосатые фуфайки в улучшении заметности моряка, как на фоне белых парусов, так и в случае попадания человека за борт. Долгое время тельняшки были под запретом.

В настоящий момент тельняшка является символом моря, хотя в разных странах имеются определенные различия. Французская форма имеет 21 полосу – в честь количества побед Наполеона. У английской тельняшки 12 полос по числу ребер у человека. На русском флоте полоски не считают, их количество зависит от роста носителя. Цвет полос варьируется от темно-синего до черного.


Представленные ныне тельняшки разных расцветок часто к флоту отношение не имеют. Так, зеленые полосы характерны для формы пограничников, краповые для частей Национальной гвардии (бывших внутренних войск), голубые выдают десантникам.

На тельняшку надевается рубашка-голландка, в зависимости от цвета называемая фланелевка (темно-синяя ткань) или форменка (белого цвета). Состоит рубаха из цельных спинки и переда, а так же рукавов с манжетами.

Перед рубахи имеет вырез на груди, с внутренней стороны пришиты пара пуговиц.

На спине имеется большой отложной воротник для крепления, так называемого, гюйса. На сленге это слово означает синего цвета воротник, с белой подкладкой и тремя белыми полосами на лицевой стороне. Три полосы символизируют три великие победы морского флота, это:

  • Гангутское сражение 1714 года, когда флот Петра I нанес впервые на море поражение шведам;
  • Чесменское сражение 1770 года, объединенная эскадра под началом графа Алескея Орлова разгромила вдвое превосходящие силы турок;
  • Синопское сражение 1853 года, когда адмирал Нахимов одним ударом уничтожил всю турецкую эскадру.

Так же на голландке имеется прорезь для кармана, в котором должна находиться книжка «боевой номер» с обязанностями моряка по всем расписаниям и по всем внештатным ситуациям. Там же крепится белая полоса с нанесенным на нее номером. Краска для этого используется специальная несмываемая. В последние годы часто боевой номер наносится на бумагу, которая потом ламинируется и пришивается к форме.


Боевой номер состоит из первой цифры, обозначающей номер боевой части, второй цифры, с номером боевого поста. Третья и четвертая цифры написаны вместе и обозначают номер боевой смены и порядковый номер военнослужащего в этой смене.

Офицерская форма состояла из рубашки белого или кремового цвета, а так же тужурки, как правило, шерстяной, а в непогоду кожаной на меховой подкладке.

Брюки моряка имеют особый фасон.

Вместо привычной ширинки и пуговицы в районе живота они имеют застежки на пару пуговиц или крючков по бокам. Этот фасон был введен еще в XIX веке и необходим для удобства и простоты снимания одежды в случае попадания за борт. Для этого же на брюках шили клеш, расширения в нижней части штанины.

Опытные старшины мичмана и офицеры внимательно следили за матросами, которые ради моды сшивали эти разрезы. От усовершенствований лечили быстро, как только узнавали о сшитых брюках, моряку отдавался приказ покинуть судно, непосредственно в море. Затем беднягу вылавливали и вежливо разъясняли ошибочность его действий.

Голову покрывала либо бескозырка, либо пилотка. Первый головной убор, в свое время бывший чрезвычайно новаторским и актуальным, на нынешних кораблях не особо удобен. Однако он, как гюйс или тельняшка является символом флота, и моряки не собираются от него отказываться. Бескозырка может быть с белой или черной тульей. Белый цвет, как правило, дает чехол, так как полностью белый верх слишком марок.


Особенностью является лента, на которой золотыми буквами пропечатывается либо название корабля, либо обозначение флота, на котором проходит службу воин, либо с просто надписью «военно-морской флот». Ранее на лентах писали название кораблей, но в связи с секретностью в эпоху холодной войны появились другие варианты написания на лентах.

Сейчас вновь возвращаются к старым традициям. Сама же лента была необходима не только для красоты. Ее зажимали в зубах во время работ при ветре, чтобы головной убор не унесло в море. На смену бескозырке приходит пилотка, более удобный убор в условиях тесноты кораблей.

Офицеры носят фуражки, так же белого или черного цветов.

Отличительная особенность «краб», так на языке ВМФ называется особая кокарда со звездой, якорем и лавровыми листьями. Кроме пилоток на головах носят береты, а в зимний период шапки-ушанки.

С обувью дело обстоит сложнее, так как морские волки и новобранцы часто органически не переносят сапог. Для личного состава разработаны юфтевые ботинки, известные как прогары (если подошва кожаная), илигады (резиновая подошва). Старослужащие обычно носят аналогичные ботинки, но уже из хрома. Сапоги выдают береговым службам, морской пехоте и в случае постановки корабля на ремонт. Интересно, что в тропическую форму одежды входят сандалии.

Новая форма XXI века

Реформирование армии затронуло и флотскую форму. В Москве виднее, в чем служить морякам, поэтому с 2010-х годов форма стала делиться не только на парадную, повседневную и рабочую, но еще и на офисную.


Офисный стиль одежды подразумевает большую и напряженную работу в офисе, безусловно, самом важном месте на флоте. Это китель черного цвета, с длинным или коротким рукавом, а так же несколькими липучками для обозначения имени и фамилии, на современный манер. В комплект входят брюки из того же материала, ботинки черной кожи, и белая фуражка.

Офицерская форма на случай парадов или иных официальных мероприятий состоит из брюк черного или белого цвета, белой рубашки, черного галстука с золотым зажимом, золотого пояса с подвешенным кортиком. Кортик выдается офицеру после окончания училища, и является символом гордости и чести. Какое-то время кортики были отменены, но сейчас они вновь украшают офицеров ВМФ.

Форма для женщин подразумевает рубашку, галстук и юбку, колготки телесного цвета и туфли.

В холода допускается ношение сапог, шерстяного пальто, кашне и шапки-ушанки.
Особой формой одежды является дембельский наряд.

Уходя со службы, многие моряки хотят подчеркнуть свою исключительность, поэтому начинают украшать форму с рвением, достойным французских государей XVII века. Кому то хватает новой чистой формы с заслуженными знаками и медалями, кто то нашивает бесконечное число аксельбантов, шевронов и прочих атрибутов демобилизованного воина.

Видео

В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и обмазанных дегтем косичек из конского волоса. Косички пачкали одежду, поэтому матросы подвешивали под косичку кожаный лоскут. Со временем, кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Есть и другая версия происхождения матросского воротника. Для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который превратился в матросский воротник.

В приморских городах распространено поверие, что прикосновение к матросскому воротнику – приносит удачу.

Почему же именно воротничок стал самым «счастливым» предметом из всей моряцкой одежды? Когда-то моряки находились в плавании несколько месяцев или даже лет подряд. Родные и близкие изо всех сил надеялись на скорую встречу и на то, что их член семьи приедет в добром здравии. При возвращение из плавания самые суеверные члены семьи старались дотронуться до моряка, чтобы проверить, не видение или призрак ли это. Постепенно родилось поверие, что если дотронуться до воротничка матроса, то это принесет удачу.

Возможно, такое суеверие появилось из-за того, что матросский воротничок раньше мазался дегтем. А деготь издревле считался средством приносящим удачу, отгоняющим нечистую силу. Поэтому, дотронуться до воротничка стало двойной удачей!

В современном мире можно найти отголосок этого старого морского обычая. Уже пару столетий самой модной одеждой у детей, считается морской костюмчик с обязательным голубым воротником. А в Японии такое платье — «сэйлор-фуку» стало обязательным для всех школьниц. Матросский костюм стал трендом моды и у взрослых, он олицетворяет юность, свежесть, отдых, романтизм. Приятно увидеть девушку в такой матроске и тем более по старому поверию — на счастье! — погладить ее по морскому воротничку…