Строгое воспитание ребенка: плюсы и минусы. Признаки того, что вы слишком строги с ребенком

У девятнадцатилетней студентки Людмилы самая обычная семья: папа, мама, сестра-пятиклассница.
Мама у них домохозяйка. Денежный вопрос остро не стоит, папа зарабатывает хорошо, и всем очень удобно, что мама дома: и приготовит, и уберет, и одежду всем погладит, и уроки поможет сделать. Маму тоже все устраивает: человек она мягкий, домашний, очень спокойный. Это особенно чувствуется по контрасту с достаточно жестким и требовательным отцом.

Папа у Людмилы - человек не злой, никогда никого в доме пальцем не тронул - но дочери его слушаются беспрекословно и в глубине души побаиваются. Этакий классический глава семьи, истина в последней инстанции: папа сказал - делай так, значит, только так и не иначе.

Взгляды у отца на жизнь и воспитание дочерей достаточно консервативны. Помимо вполне адекватных требований: хорошо учиться, помогать матери, убирать за собой - в семье для детей существует целый ряд абсолютно дурацких, по мнению Людмилы, домостроевских законов. Папа не разрешает, например, ночевать не дома, даже у хорошо знакомой подружки:
- И речи быть не может! Что еще за новости? У тебя есть дом, дома и ночуй!

Не только младшей сестре, но и Людмиле нельзя ярко краситься, носить короткие шорты или юбки, гулять допоздна... Причем "поздно" для папы - это девять вечера. Да и вообще, к слову "гулять" папа относится весьма настороженно. Честно говоря, иной раз Людмиле и отпрашиваться не хочется, чтобы не попасть под перекрестный опрос: куда, с кем, зачем...

Да и перед друзьями она выглядит весьма странно. Ровесники просто не понимают, как это: "папа не разрешил". Детство-то уже давно позади, и физически, и юридически. Девчонки-одногруппницы встречаются и ночуют с парнями, не скрывая от родителей, гуляют сколько хотят, да вообще, ничего и никого не боятся. Могут запросто позвонить домой и сказать - буду, мол, утром. Родители благодарны уже за то, что дочь позвонила и поставила в известность, и умоляют об одном: только предохраняйся! Не заболей и не забеременей! Людмила и представить себе не может: как бы это она заявила отцу, что сегодня она домой не придет, будет у Паши или у Саши??? Да это просто немыслимо!

А что будет? Что он тебе сделает? - расспрашивают подруги.
- Ой, не знаю... Лучше об этом и не думать! - вздыхает Людмила.
- Ну так тоже нельзя! - говорят Людмиле девчонки. - Жизнь одна, молодость проходит... И вспомнить нечего будет. Когда же и погулять, как не сейчас?.. Странный у тебя папа какой-то. И ты тоже странная. Зачем ты его слушаешься беспрекословно?.. ты совершеннолетняя уже, между прочим!.. Имеешь право на отдых!..

Людмила только пожимает плачами... Да, совершеннолетняя, но живет-то она у родителей. Работать пока нет возможности - Людмила учится на дневном. Да и папа против того, чтобы она работала. Он говорит - либо учиться нормально, пока есть возможность, либо работать, иначе это ни то ни сё... В чем-то он прав. Работать на первом-втором курсе, да так, чтобы заработать на съем хотя бы комнаты - нереально...

И все же Людмиле бывает обидно. Она, например, ни разу в жизни не была в ночном клубе. Пыталась отпроситься год назад - отец категорически запретил:
- Приличной девушке там делать нечего!
- Папа, ну все у нас ходят! - плакала Людмила. - Всех отпускают!... Почему ты так говоришь?? Я хочу просто потанцевать. Ничего такого страшного в этих клубах нет, ты просто не знаешь!
- И знать не хочу! - отрезал отец. - Все пойдут с крыши прыгать - и ты тоже пойдешь?? Глупости! Ты - не все! Сиди дома!..

Мама только разводит руками за спиной отца. Она вообще человек неконфликтный. Дочке иной раз сочувствует, но против отца не пойдет.

Отец Людмилы - ужасный тиран, и девушку можно только пожалеть?
А может быть, он не так уж неправ? В конце концов, дочерям он желает только добра, а то, что много требует и не пускает скакать по чужим койкам - так это только плюс. Нагуляются еще во взрослой жизни, когда начнут зарабатывать и отвечать за себя сами. А пока мозги еще не выросли (ведь 19 лет в наше время - это еще подросток!) - пусть лучше слушают папу.
Согласны?
Что думаете?

Фото: Stefano Lunardi/Rusmediabank.ru

Вы замечали, что у родителей, которые воспитывают детей строго и требовательно, они вырастают ответственными, самостоятельными и многого добиваются в жизни?

А у тех, кто балует отпрысков, они получаются шалопаями?

Откуда берутся разгильдяи...

У одних знакомых рос сын. Бог не обидел парня внешностью и статью, от девушек не было отбоя. Пока он рос, родители давали ему все, что могли. Они выбились в люди, стали состоятельными, поэтому ничего не жалели для сыночка. Мол, «мы в своей молодости ничего не имели, так пусть ребенок растет в достатке». Машина? Пожалуйста! Наделал карточных долгов? Родители отругали, но заплатили. Захотел поехать отдыхать на экзотические острова? Езжай, сынок. В институт парень не поступил, лень было готовиться. Пришлось устроить его в платный вуз. Но он его не окончил, ушел оттуда. Женился и вскоре развелся. Родительских надежд пока не оправдал. Хотя, может, исправится, ведь молодой еще?..

У других знакомых аналогичная история. Сын - видный парень, спортсмен. Родители ни в чем ему не отказывали: купили квартиру, машину, брали с собой в путешествия. Парень окончил вуз, но все никак не остепенится. Родители мечтают, чтобы он занялся стабильным делом. Но не тут-то было. Он постоянно меняет сферы деятельности. Закрутил бизнес, родители были счастливы - наконец-то сын встанет на ноги. Но ни с того ни с сего он все бросил и загорелся творческой работой. И так все время: он что-то начинает, но, не успев получить серьезных результатов, бросает. К тому же до сих пор не женится. Меняет девушек, но серьезных отношений пока не завел…

…и откуда появляется ответственность

Но есть и другие примеры. Дочку моих родственников растили в любви. Но особых возможностей баловать не было, тогда были трудные девяностые, поэтому родители старались приучать девочку к самостоятельности и ответственности. В старших классах школы она уже подрабатывала уборщицей в библиотеке, разносила почту. Училась серьезно, не поднимая головы, понимала, что от этого зависит ее будущее. Сама поступила в университет, окончила его с отличием. После университета ее сразу взяли на работу в крупную престижную фирму. Она стала очень хорошо зарабатывать. Вскоре вышла замуж, родила детей.

И таких случаев тоже немало. Когда родители особо не , а стараются привить им навыки самостоятельной жизни, то дети получаются отличные.

И требовательность полезны для детей. Конечно, речь не идет о такой «строгости», которая наносит ребенку телесные и психологические травмы. Я говорю о нормальной родительской любви и принятии. Они необходимы любому ребенку, чтобы он вырос сильным, уверенным в себе.

Но любовь должна быть разумной. Надо не сюсюкать и не потакать своему чаду, а понимать, что ты должен воспитать из него самостоятельного человека. Любящие родители должны научить ребенка управлять своей жизнью, относиться к ней осознанно и ответственно.

Мальчишкам нужна мужская строгость

Разумная строгость особенно нужна парням. Ведь раньше как было? В древних племенах существовал обряд посвящения в мужчины. По достижении мужчины племени забирали мальчиков и начинали учить их всему, что понадобится во взрослой жизни: как охотиться, как преодолевать трудности и опасности. Мальчишки переносили боль, проходили через разные испытания. Старшие наставники делали из них настоящих мужчин, ответственных за свои семьи и за все племя.

А теперь как? Родители балуют своих деток. Особенно если мать растит сына одна (а таких семей сейчас немало). Вот и получаются инфантильные «ботаники», пригревшиеся под маминой юбкой, потому что там тепло и удобно. Или другой вариант - эгоисты, которые неспособны построить свою семейную жизнь. Как только там появляются малейшие трудности, они пасуют и сбегают к мамочке. Ведь она и обслужит, и пожалеет…

Одинокая мать часто не может быть строгой к ребенку, ведь подсознательно она чувствует за собой вину, что растит его в неполной семье. Вот и старается компенсировать заботой и потаканием.

А как за рубежом?

В Европе родители стремятся быстро сделать детей самостоятельными. Когда дети оканчивают школу, их отделяют, покупают им стартовое жилье, чтобы они жили отдельно.

Вот еще хороший способ приучить отпрыска к ответственности - отправить его учиться в другой город (или другую страну). Когда человек должен сам организовывать свою жизнь и заботиться о себе, то он быстро взрослеет и становится самостоятельным.

Необходима, это даже не обсуждается. Но она должна быть умной. Родители обязаны смотреть вперед, чтобы поставить детей на крыло и научить их строить взрослую самостоятельную жизнь.

Споры и ссоры с родителями неизбежны в любом возрасте. Однако любые проблемы можно решить, даже если родители строгие или часто сердятся. Важно дать возможность родителям успокоиться, понять причины их поведения и найти способ мирного разрешения конфликта, чтобы избежать ненужной агрессии.


Важно : строгость и склонность к насилию - не одно и то же. Если вы считаете, что ваши родители склонны к физическому или психологическому насилию по отношению к вам или к кому-то еще, сообщите об этом в правоохранительные органы.

Шаги

Как отстаивать свою точку зрения в разговорах

    Постарайтесь успокоиться перед разговором с родителями. Вы не сможете донести до родителей свою точку зрения, если будете кричать. Помните, что во время разговора люди отражают поведение собеседника: чем громче и агрессивнее вы будете говорить, тем больше будут заводиться родители. Если вы успокоитесь и будете вести себя мирно, они будут делать то же самое. Если разговор выйдет из-под контроля, вернитесь к нему через час или позже после конфликта. Не обсуждайте проблемы, пока эмоции бушуют.

    Признайте свои проступки, чтобы сместить фокус с вашей личности. Это не значит, что вам стоит молча проглотить все обвинения. Просто протяните родителям оливковую ветвь. Чаще всего родители злятся не потому, что им это нравится, а потому, что им кажется, что вы совершили ошибку или проявили неуважение по отношению к ним. Даже если вы не сделали ничего плохого, принесите извинения за недопонимание и пообещайте исправить ситуацию. Если вы предложите мир, пусть и незначительными действиями, вы сможете быстро погасить негативную энергию. Достаточно начать с извинений.

    Не перебивайте. Это может оказаться самым сложным, но не перебивать родителей очень важно. Иногда родителю просто нужно выпустить пар, а вы как его ребенок всегда рядом и всегда можете выслушать. Хотя слушать неприятные вещи молча может быть сложно, в 90 % случаев у человека закончатся обвинения, если просто дать ему выговориться. Позвольте родителю высказать все, а когда он закончит, объясните, как все выглядит с вашей стороны.

    Повторите вслух главные доводы родителей. Если вы сможете своими словами спокойно повторить сказанное родителям, родители увидят, что вы их понимаете. Будет полезно, если вы сможете показать родителям, как сказанное ими укладывается в общую картину. Но, что еще важнее, все это позволит вам самостоятельно управлять разговором и показывать родителям то, как их видение касается вас.

    • «Я понимаю, что вы переживали из-за того, что со мной могло что-то случиться, когда я вам не позвонил».
    • «Я знаю, что вы боитесь, что я могу не успеть сделать домашнюю работу».
    • «Я понимаю, что вы расстраиваетесь потому, что вы любите меня и желаете мне лучшего».
  1. Подробно объясните родителям свою точку зрения. Чаще всего ссоры, злость и агрессия являются причиной того, что родители не знают, как все выглядит с вашей стороны. Вместо того, чтобы заявлять родителям, что они вас совсем не знают, постарайтесь объяснить им, почему вы все видите иначе. Расскажите им о своем видении спокойно и рационально. Им будет сложнее возражать вам агрессивно, если вы будете говорить здравые вещи. Будьте готовы постоять за себя и объясните родителям, что у всего есть свои причины.

    • «Я не думал, что вы воспримете все так. Я просто хотел...»
    • «Я просто хочу для начала рассказать, как все выглядит с моей стороны».
    • «Я понимаю, почему вы так думаете, но с моей стороны...»
  2. Предложите решения, которые позволят избежать повторения ссоры по такому же поводу в будущем. Не ждите осуждения родителей. Будьте активны и вносите свои предложения. Вместе с родителями постарайтесь найти решение, которое не даст ссоре повториться. Важно показывать, что вы готовы к диалогу и что вам важно уладить конфликт. Даже если вам кажется, что во всем виноваты только ваши родители, такая позиция позволит вам смягчить их отношение. Ведите себя сдержанно и не допускайте появления негативных эмоций у родителей. Например:

  3. Поймите, что поведение родителей - это проявление заботы. Практически во всех ситуациях родители ведут себя так не потому, что хотят этого. Они просто пытаются защитить своего ребенка. Ваши родители любят вас, и их злость чаще всего является отражением страха - страха, что вы пропали, что вы не уважаете их и их желания, что вы недостаточно усердно занимаетесь в школе и так далее. Когда вы поймете, почему родители строги с вами, вам будет проще успокоиться и успокоить их.

    Как попросить о большей свободе и уважении

    1. Составьте список разумных и выполнимых просьб. Если вы просто скажете родителям, что они делают все вам назло, это ничем вам не поможет. Вам стоит продумать конкретные примеры, чтобы что-то можно было изменить. Подумайте, что заставляет родителей вести себя так, как они себя ведут. Что можно сделать, чтобы изменить это?

      • Не относитесь к этой задаче как к составлению списка требований. Родители не должны чувствовать себя как заложники.
      • Аргументируйте каждую просьбу. Объясните родителям, что вас обижает прозвище, которым они вас называют, или что у вас не всегда есть время навести порядок в комнате из-за домашней работы и занятий спортом.
    2. Найдите спокойное место для разговора. Когда успокоитесь, скажите родителям, что вам нужно поговорить с ними о кое-чем важном. Выберите спокойное место дома, где вам никто не помешает, и подберите время, когда и вы, и родители будете свободны. Оставьте как минимум час на разговор.

      • «Мы можем поговорить в гостиной после ужина?»
      • «Я хочу поговорить с вами о кое-чем важном».
    3. Объясните родителям, что вы чувствуете из-за их действий. Возможно, они не понимают, что кажутся вам слишком строгими. Если они будут знать, что вы чувствуете, возможно, они задумаются над своим поведением и найдут способ что-то изменить. Говорите честно, открыто и конкретно. Приводите примеры из недавнего прошлого, чтобы они не думали, что вы все придумываете.

      • Если хотите, чтобы родители прислушались к вам, будьте готовы выслушать и их. Возможно, окажется, что ваше поведение также задевает родителей.
      • Не обвиняйте родителей и говорите спокойно, иначе они займут оборонительную позицию и разозлятся еще больше.
    4. Продолжайте участвовать в разговоре, даже если он станет очень эмоциональным. Кивайте, когда родители говорят, не скрещивайте руки и ноги, смотрите в глаза родителям. Жесты и мимика дадут родителям понять, что вы слушаете, и им будет проще продолжать разговор. Вы будете казаться спокойным зрелым человеком, который готов искать компромисс и у которого есть свои веские доводы.

      • Не вздыхайте и не используйте жесты, демонстрирующие недовольство.
      • Не скрещивайте руки или ноги - из-за этого будет казаться, что вы пытаетесь дистанцироваться.
      • Не водите ручкой по бумаге, не рассматривайте свои руки и не перебирайте в руках предметы, пока родители говорят. Уделите им все свое внимание.
    5. Продумайте грамотные , реалистичные цели для всех вас. После того, как объясните родителям, что вы чувствуете, изложите свои просьбы. Скажите, что вы хотите работать над целями вместе с ними и что вы цените их вклад. Если у вас будут разумные и оправданные цели, вам будет проще отслеживать изменения и указывать родителям, что они не выполняют свои обещания, если это произойдет.

      • Если вы хотите проводить больше времени с друзьями, пообещайте встречаться с ними только после того, как выполните домашние задания и работу по дому.
      • Если вам кажется, что у вас слишком много домашних обязанностей, покажите родителям свое расписание и предложите выполнять дела по дому только в определенные дни.
    6. Каждый день ведите диалог с родителями и стремитесь к укреплению взаимного уважения. Один разговор не изменит все ваши отношения - это длительный процесс, поэтому вам нужно будет время от времени напоминать родителям о ваших обещаниях и следить за тем, чтобы они держали свое слово.

      Как вести себя с хронически строгими родителями

      1. Постарайтесь понять мотивы родителей. Подумайте, как родители относятся к сложившейся ситуации, и проанализируйте их мотивы. Скорее всего, они ведут себя так не только из-за вас. Возможно, у них есть и другие поводы нервничать и переживать, а также другие проблемы. Не исключено, что из-за этого они срываются на вас. Но такое бывает в любой семье.

        • Можете ли вы помочь родителям справиться со стрессом? Возможно, если вы возьмете на себя 1–2 дополнительных дела по дому, им будет проще расслабиться и успокоиться.
        • Действительно ли строгость родителей настолько проблематична? Может, они просто не в настроении из-за работы? Или они всегда слишком строги по отношению к вам?
        • Попробуйте абстрагироваться от разовых конфликтов и подумайте, поддерживают ли вас родители, любят ли они вас и заботятся ли они о вас? Все родители время от времени выражают недовольство, но это не значит, что они не любят вас.
      2. не является злоупотреблением родительскими правами . Но вам следует обратиться за помощью к школьному психологу, социальному работу или позвонить в милицию (102), если вы:
      • Время - ваш лучший союзник. Постарайтесь выдерживать паузу между спорами и не беспокойте родителей после события, которое разозлило их. Все люди более сговорчивы в спокойном состоянии.
      • Не позволяйте родителям обесценивать ваши чувства. Если у них был сложный день, это не значит, что вы не имеете права обижаться и просить их принести извинения.
      • Всегда старайтесь достучаться до родителей. В правах ребенка сказано, что все дети имеют право выражать свои мысли.
      • Сохраняйте спокойствие и старайтесь понять точку зрения родителей. Ситуация может быть не такой сложной, как вам кажется.
      • Если вы поспорили с родителем, в конце разговора или через пару часов принесите извинения и обнимите родителя. Скорее всего, отец или мать чувствуют себя так же плохо, как и вы.
      • Если ваши родители склонны к психологическому или физическому насилию, позвоните в милицию или обратитесь к социальным работникам либо поговорите с людьми, которыми вы доверяете (с друзьями, родственниками, учителями, школьным психологом). Какими серьезными ни казались бы проблемы, кто-нибудь вам обязательно поможет.
      • Если вам кажется, что родители злоупотребляют своими правами, знайте, что вы можете рассказать людям об этом. Если у вас плохие отношения с родителями, попробуйте заняться с ними чем-нибудь вместе. Можно также поговорить со школьным психологом.

Мы в этой книге много говорим о том, что чувствуют дети, как их можно и нужно любить, понимать, чувствовать. Но это лишь одна сторона материнства, светлая и приятная. Но есть и другая, без которой все светлое может быть безнадежно испорчено и утрачено.

Все-таки мы несем за своих детей ответственность. До определенного возраста мы принимаем за них решения – нравится им это или нет. Мы их кормим, содержим, создаем для них условия. И это не так просто, особенно с подростками.

Строгость, о которой мы поговорим, – это не розги и не ремень. И эта строгость направлена не только на детей, но и на самих взрослых. Может быть, мы именно поэтому часто эту сторону упускаем, потому что нам самим лень становиться лучше? Или потому что это не так приятно и не так радостно, как все остальное?

Какого же вида строгость и нашим детям, и нам необходима? Давайте попробуем как-то это упорядочить.

Выстраивание иерархии в семье

Очень часто дети в наших семьях становятся центром всего и вся. Они определяют ритм нашей жизни, режим, мы во многом под них подстраиваемся. Например, если сын очень громко кричит, то мы готовы кормить его первым, хотя никто еще не сел за стол. Мы готовы ради них нарушать любые правила, им часто позволено скакать у нас на голове – и мы делаем вид, что все в порядке. Точнее, нам-то это не очень нравится, но что поделать.

У Джона Грея в книге «Дети с небес» описана одна очень хорошая заповедь, которая гласит:

«Ты можешь быть несогласен, но папа и мама – главные».

Что это значит? Не всегда в жизни должно происходить так, как хочет ребенок. Есть ситуации, когда его желания опасны для него же самого, невозможны к исполнению прямо сейчас или нарушают права других членов семьи. И решение принимают старшие – папа и мама.

Скажите честно, хотели бы вы рядом такого отца в своей юности? Чтобы перед теми, кто просто хотел вами воспользоваться, вас кто-то мог защитить? Чтобы несмотря на временное помутнение вашего разума (а у подростков ведь разума еще нет, а энергии и доступа ко всему лишнему – хватает), кто-то рядом смог вас привести в чувство и направить на путь истинный, а не молчать в сторонке, делая вид, что все в порядке? Чтобы парню, который склонял вас к близости, ваш отец поставил ультиматум в достаточно жесткой форме – и тем самым сберег бы ваше сердце от стольких шрамов?

Сейчас родители боятся брать на себя такую роль, хотя это так важно. Боятся потерять своих детей, контакт с ними. Зря. По моему мнению, это роль родителей, это их обязанность – максимально сберечь чистоту своих детей в том возрасте, когда гормоны затмевают рассудок. Не перегибая палку, объясняя и делясь опытом. Но да – чтобы позволять себе такие поступки, нужно до этого времени строить глубокие отношения с детьми.

Наказывать?

Это вопрос спорный. Многие говорят, мол, нас лупили, и мы нормальными выросли. Кто-то категорически против наказаний в любом виде. Это две крайности, а истина – посередине.

Наказание бывает разное и физическое имеет самое слабое воздействие. Оно унижает и подавляет, и кроме обиды у ребенка редко что остается.

Психологическое же действует тоньше, хоть и требует от родителя больше гибкости и строгости. Хотя и этим тоже не советую вам увлекаться.

Когда ребенок делает что-то не так, возможно, стоит просто с ним поговорить и на понятных ему примерах объяснить, к чему это приведет. Я со старшими мальчиками обычно использую их любимых героев и нелюбимых злодеев. Говорю, что вот так поступают герои, вот так себя ведут, вот это делают. А вот так – только злодеи. Злодеем быть мало кому нравится. Иногда этого уже достаточно.

С маленьким в моменты его истерик просто выхожу в другую комнату. То есть не его запираю где-то, а сама запираюсь на пару минут (не дольше), например, в туалете. Дышу, считаю до десяти, успокаиваюсь. И когда выхожу – он просто рад меня видеть.

В крайних случаях, когда температура по больнице зашкаливает, я могу применить самое страшное оружие. Сесть и заплакать. На всех наших детей – вне зависимости от возраста – это действует шокирующе. Каждый из них пытается понять, что случилось, почему мама плачет и что сделать, чтобы этого не повторялось. Но да – это серьёзный инструмент для очень серьезных ситуаций. Например, когда кто-то из сыновей пытается меня ударить (чаще всего – самый младший). Или когда они очень сильно ругаются друг с другом и отчаянно дерутся. Тем самым я показывают им, что мне очень больно это видеть. И это работает лучше, чем если я начинаю кричать и разводить их по комнатам.

Со старшим иногда приходится применять и другой вид «наказания» — перестать на какое-то время с ним общаться. Это не недельный бойкот, это максимум полчаса (обычно меньше), когда на любые его просьбы и обращения я говорю только: «Ты сделал мне очень больно. Я пока не хочу с тобой общаться». Это действует очень сильно. Поэтому я пользуюсь такими вещами только в крайних случаях.

И для меня очень ценно, когда спустя сутки или двое, Матвей (как на данный момент самый разговорчивый) подходит ко мне и говорит:

«Мама, прости меня за то, что я вчера на тебя кричал и кидался игрушками. Я вел себя очень плохо».

Сам, я не заставляю его, не напоминаю. Он сам ходит, переваривает – и выдает спустя какое-то время. В ответ я, конечно, его обнимаю, мы обсуждаем, как такие ситуации можно решать по-другому. Но главное, что и без серьезных наказаний ребенок получает обратную связь и выстраивает в голове цепочки «хорошо-плохо».

Все остальные способы – «по попе», крик, лишение чего-то, угол и так далее в нашей семье плодов не приносят. Только ухудшают ситуацию в целом. Не буду лукавить, многое из этого мы так или иначе пробовали – на автомате или осознанно. Но эффект нам не нравится. Хотя иной раз «жесткий разговор с папой» работает быстро и . Но именно с папой.

То есть даже наказания – это в первую очередь внутренняя работа родителей, чтобы не сорваться в автоматический режим к ремню и крику, а найти в себе внутренние ресурсы поступить иначе. Это всегда сложнее, дольше, но эффективнее.

Заметили, все перечисленные виды строгости в большей степени направлены не на детей, а на родителей? На воспитание самих себя, укрепление своего внутреннего стержня, раскрытие своих лучших качеств? Вот именно такой строгости нам не хватает, потому что ремнем махать и орать как потерпевшие мы и так умеем, только пользы – никакой и ни для кого.

Любить детей – это не только сюсюкать с ними и поддерживать их в начинаниях. Это еще и иметь внутреннюю силу для того, чтобы что-то запрещать, ограничивать и показывать это на своем примере.

Любовь не может быть сентиментальной и слепой. Как раз из-за такой отцовской «любви» случилась война 5000 лет назад, описанная в Махабхарате. И даже там все могло бы быть иначе, если бы отец понял, насколько важно уметь не только потакать капризам ребенка, но и давать ему отпор, а кроме того накапливал бы внутреннюю силу и целостность.

И у нас сегодня есть выбор. Мы можем придерживаться старых методов воспитания – не баловать, но пороть, чтобы выросли послушные и нормальные. Можем использовать только новые – заботиться, принимать, потакать во всем, никогда не проявляя строгости, чтобы не нанести им травм. А можем понять, что любви без строгости не бывает, тогда это просто привязанность. Ведь любовь возвышает, пробуждает в человеке все лучшее, иногда причиняет боль, но боль эта исцеляет и переводит на новый уровень развития.

Строгость – как обратная сторона материнской любви, без которой она не сможет быть полноценной и развивающей. Вот только помнить надо, что в большей степени строгость нужна по отношению к самой себе, своим привычкам, поведению. А отношения с ребенком – просто отражение наших отношений с миром.

И закончить мне хочется одной из любимых моих цитат из Библии. О том, что для всего в этой жизни есть свое время и место. В том числе и для строгости. Жизнь многогранна, и этим она и прекрасна.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

(Ветхий Завет, Книга Экклезиаста)

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, а поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик.

«Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни.
У меня у самого дочка была такого возраста, около трех лет и каждое утро я по дороге отводил ее в детский сад. Мы спешили, я брал ее на руки и получал в подарок несколько минут общения и близости с ребенком. Это так приятно и полезно для обоих. Прошло много лет с тех пор, наши хорошие отношения с ней уходят в те минуты. Когда я на руках нес ее в садик. Баловал?

Помните пьесу Евгения Шварца «Снежная королева» и фразу Атаманши: «Детей надо баловать. Только тогда из них вырастут настоящие разбойники». Прочитав эту фразу мы убеждаемся в своей правоте. Разбойников растить нельзя, значит и баловать мы своих детей не имеем право. Будем строго воспитывать, и все только из любви к детям. Для их же пользы. Так мы из одной крайности впадаем в другую. Становимся жесткими родителями. Атаманша была жестокой по отношению ко всему миру и добра, даже слишком добра к своим детям. Баловала их. А мы часто внимательны и добры ко всему миру и жестоки к нашим детям. Мы часто ведем себя как атаманши наоборот. Послушаем слова, которые звучат в адрес детей. Нам в голову не придет разговаривать так с друзьями и коллегами.
Мы детей кормим и одеваем. Отапливаем дома, в котором живем. Мы очень хорошо понимаем, что без нашего участия, нашей поддержки, нашей заботы не вырастит ребенок. Никому в голову не придет сказать: «Сам выживет! И поесть сам найдет». И часто не задумываемся, что для выживания нужна еще одна вещь. Такая же важная, как еда и тепло. Нужно ребенку общение, внимание, привязанность.

А мы часто заботу о наших детях заменяем жестким контролем, неправильной строгостью. Часто излишней. И все прикрыто заботой о них, о наших детях. Ведь мы живем ради них. Не так ли? И безгранично удивляемся, получив совсем обратный результат. Но часто ожидаемый. Как сказал герой одного старого советского фильма: «Если вы хотите вырастить несчастного ребенка, вам нужно его критиковать и лишить проявления любви. И результат гарантирован!»
Откуда у нас появляется строгость и жесткость к нашим детям, если наши намерения так хороши и мы полны заботой о них? Может что-то в нас самих мешает вырастить наших детей счастливыми и успешными?
Наша тревожность. Боимся мы за них, переживаем, и это волнение переполняет нас. Вы слышали как родители говорят своим чадам, другие родители, конечно я не имею ввиду вас, в приказном тоне обращаются: «Не ходи туда, не лезь, не делай, не смей!»
- Но почему мне нельзя, почему ты мне все запрещаешь, мама?
И маленькая девочка или маленький мальчик, который сидит в нас и который в своем детстве слышал подобные приказы, повторяет их своим детям. Жестко, дидактично, безапелляционно. Только так и никак иначе. Нас так воспитали, и мы продолжаем эту традицию.

Задайте себе вопрос, научитесь задавать себе вопросы. Очень полезно спрашивать себя о причинах поступков. Что наши родители имели в виду, когда нам запрещали? Возможно, что им так было удобнее, спокойнее. Ребенок должен послушно сидеть в песочнице и лепить куличи. Пока мама беседует с подругами или папа читает газету. И мы, получив этот страх в наследство, передаем его дальше. Может у родителей был повод для этого страха, спросите их. А у вас он тоже есть? Или это дань традиции? А может это ваш страх? Вспомните. Возможно, был случай в вашей жизни, происшествие, которое заставляет вас излишне волноваться. Этот случай мог породить устойчивый страх. Вам нужно что-то делать с этим воспоминанием, и совсем не обязательно перекладывать это на своих детей. Вы часто запрещаете своим детям? Правильно, нельзя все разрешать, нужно уметь держать границу на замке. Но попробуйте запрещать не так часто. Перед тем как сказать привычное «Нельзя» спросите себя, а, может, на этот раз таки можно. Чтобы ребенок услышал, когда действительно будет нельзя. Лучше, чтобы он знал, что если его родители говорят «нет», это действительно «нет». А не повод поклянчить и вынудить родителей согласиться. Или вызвать громкий скандал.

Наша тревожность порождает стереотип поведения. Что это такое умное – «стереотип поведения»? А это трамвай, который в отличие от автомобиля или автобуса едет по рельсам. Проложили рельсы много десятков лет назад и так и ездят по ним. Ни повернуть, не развернуться. Вся жизнь в колее. С одной стороны жизнь идет как по рельсам. Все предсказуемо, привычно. Никаких сюрпризов. Все как сто лет назад, когда рельсы легли на землю. Пробок нет. Знаем, что вовремя доедем до нужной остановки. Расплачиваемся за это спокойствие отсутствием полета. Не самолет все-таки! Просто трамвай.
Так и в нашей жизни, часто мы лишены полета, свободы выбора. Одинаковые ситуации вызывают наши привычные реакции. Как правило, негативные. Вспышки гнева или, например, приступы страха. Помогает такое наше поведение воспитанию ребенка? Нет, но помогает контролировать его. Душить его инициативу. Разберитесь с собой. Почему вы предпочитаете ездить вместо комфортабельного автомобиля на старом дребезжащем трамвае? Привычнее, удобнее? Заплатил три копейки и едешь себе до кольца.

Почему именно негативные реакции нам привычней? Хороший вопрос. Ближе они к поверхности. За ними не нужно спускаться в глубокий подвал. Обратите внимание, что когда мы ругаем кого-то, мы полны энергии, не ищем слов. Все происходит стремительно и с напором. А когда нам нужно похвалить мы долго подбираем выражение. Произносим похвалу или комплимент тихим голосом без воодушевления. А лучше как раз наоборот.
Стереотипы поведения закрепляются и передаются в поколениях. И дети тоже сядут в тот же трамвай и будут гневаться в подобных ситуациях, нервничать, как мама. Бить посуду или убегать от проблем к бутылке водки, как папа. «Ой, он как папа, чуть что - сразу кричать»!

Задайте себе вопрос, нравилось ли вам, когда ваш папа на вас сердился или кричал? Нет? А почему вы ведете себя так же? Не обращали внимание? Вероятно, вы говорили себе в детстве, что когда вы будете родителями, то никогда так не будете строги и жестки со своими детьми. И сейчас из всех возможных вариантов поведения выбрали знакомый и родной, знакомый с детства стиль отношений с ребенком.

У нас есть шанс помочь нашим детям вырасти спокойными и уверенными в себе людьми. Успешными и добрыми. И чтобы сделать это, нужно заняться воспитанием. Только не детей. Детей нужно любить. Права была атаманша. Нужно заняться воспитанием себя. Кто еще нам ближе всех на свете, кроме нас самих. На кого мы можем немного повлиять? На окружающих? Только на самих себя….
Начнем с себя? Начали?