Женская шляпка клош. Шляпа клош и с чем ее носят

Под интересным наименованием «шапка-клош» скрывается уникальный предмет женского гардероба, выглядящий как колокольчик и показавший пик популярности в 1920-х годах. В данном случае определение родилось само собой, благодаря тому, что французы просто назвали вещь своим именем – cloche или колокольчик. Родоначальницей этой идеи считается активная законодательница моды того времени Каролин Ребо, жившая в 1837-1927 годах.

Что такое клош?

Во времена их актуальности, материалом таких шляпок являлся фетр, позволяющий создать красивый силуэт, хорошо облегающий голову. Поначалу манера ношения данной вещи сводилось к тому, что полностью прикрывался лоб, но в период 1928-1929 годов произошли некоторые перемены и дамы стали выворачивать поля кверху, этот стиль прожил до 1930-х годов, вплоть до утраты актуальности клоша как такового, к 1934 году уже никто не говорил об этом головном уборе.

Самые модные особы, жившие в 1920-х годах, были настолько гениальным, что ввели правило обозначения своего статуса через декоративное оформление шляп клош. На незамужних дамах, имеющих постоянных ухажеров, можно было увидеть головной убор, украшенный ленточкой, расположенной в форме стрелки. Если же клош был отделан прочным узлом, то он обязательно принадлежал замужней женщине. Дополнение в виде выразительного бантика могла нацепить только свободная девушка, находящаяся, как говорят сейчас, в активном поиске.

Женщины тех времён испытали что-то воде фанатизма по отношению к шляпам модели клош. Известно, что именитые мастера мира моды, а именно кутюрье Молине и Ланвен., создавали ателье для производства таких головных уборов, постоянно соревнуясь за первенство. Сообразно появлению моды на клош явно изменились и прически основной массы женщин, примером этого можно назвать колоритную стрижку «Итон» с её коротким приглаженным силуэтом, с которым как нельзя лучше сидит шапка-клош. Чтобы яснее представить себе этот неповторимый образ, можно взглянуть на Жозефину Бейкер, в головном уборе она изображена на фото того времени.

Ситуация конца 1980-х годов привела к новому этапу востребованности шляпок клош. Эта популярность была спровоцирована активностью дизайнеров, в частности Патрика Келли. Замечено, появление шляпы в осенних одежных коллекциях, созданных в 2007 году. Актуальность этого головного убора в 2008 году была подкреплена фильмом в ретро стиле Подмена, его кадры содержали насыщенные образы, среди которых особо выделяется Анджелина Джоли, оригинально одетая в ансамбль вещей, обязательно включающих шапочку клош. По всему миру пронеслась весть об этом шедевре кинематографа, внесшего с новой слой востребованность шляпы колокольчика.


С чем носят шляпу клош?

Нужно отметить, что в наши дни не отмечается популярность идеи ношения таких головных уборов. Ещё одна особенность заключается в крайней их неуниверсальности ввиду того, что эта модель не каждой женщине будет к лицу. Органично смотрится такая шляпка на женщинах, имеющих крайне утончённый вкус и предпочитающих сверх оригинальный стиль в одежде. Это направление приближено к «эмансипе». Естественно, в мире моды нет границ, и никто не запретит использовать шапку без дополнения в виде ретро гардероба. Отлично сочетается с шапочкой предметы одежды в стиле «casual». Нельзя не заметить, что короткостриженным девушкам прекрасно подходит клош.

Женщины, являющиеся поклонницами ретро комплектов одежды, свободно могут сочетать cloche hat, так иногда называют эту шапочку, с платьями, сшитыми по обычаям начала 20-го века. Также им не противопоказано пальто, свободные брючки.

Нужно учитывать, что этот головной убор разрабатывался именно в своё время, то есть в эпоху, которая царила в 20-30-х годах (20 век). Это служит поводом для отдания предпочтения платьям с кроем, подразумевающим заниженную талию. При этом оптимально проходящей обувью являются туфли-лодочки, декорированные ремешками или изящные балетки.

Для зимнего периода актуально сочетание шляпки с брюками, блузкой, свитером, пальто, сапожками. А для тёплых месяцев года, когда неуместно ношение пальто, допустимо создание комплектов одежды на основе легкой клош шляпки, туники, колгот темной расцветки. Сюда же подходят ботильоны и леггинсы.

Самым гармоничным объектом для шляпы колокольчика выступает короткая стрижка с гладкой укладкой. При этом общепринятым мнением считается, что макияж должен делаться с учетом акцента на губах ввиду того, что область глаз чаще скрыта под полями шляпки. В некоторых образах становится уместным незначительное смещение этого головного убора на бок.



Шляпка клош сегодня

Каких известных людей можно увидеть на фото и видео в шляпах такой модели? Это Мэри Пикфорд, Констанция Бенетт, Вильма Банги, Грета Гарбо, Глория Суонсон, Марион Дэвис.

Современные производители изготавливают головные уборы в старинном стиле, внушительными партиями поставляется и шапка клош, данный товар охотно скупают находчивые модницы. Преимущественно это элегантные изделия с особым очарованием, изготовленные из приятного материала, например, часто встречаются фетр, кожа. Шляпы, предназначающиеся для ношения в летний период, могут быть сделаны из соломки, льна. Помимо стандартной модели, оснащенной короткими полями, шапка-клош изготавливается изобретательными дизайнерами в самых неожиданных модификациях.

Продолжаем изучать историю шляпок. Следующая на очереди не менее знаменитая шляпка-клош (от франц. Cloche — колокольчик) — дамская шляпка с низкой округлой тульей и узкими мягкими или жесткими полями. Ее дизайнером считается Каролина Ребу, а в моду она вошла благодаря Коко Шанель. Конечно, ведь эта шляпка сильно отличается от предшественниц, больше похожих на корзины с цветами и перьями, в сторону простоты и удобства.

В чем же секрет бешеной популярности шляпки-клош, названной в истории моды «клош-манией»? Во-первых, шляпка была создана специально для женщин, а не взята из мужского гардероба. Во-вторых, такие шляпки изготавливались индивидуально и зачастую сразу на голове владелицы. В-третьих, она создавала образ роковой красавицы: чтобы что-то увидеть из-под опущенных полей, приходилось высоко поднимать голову и вытягивать шею, отчего улучшалась осанка и взгляд становился томным и надменным.

Клош изготавливали из фетра, ткани, соломки, кружев и даже золотой проволоки и драгоценных камней. Они плотно облегали голову и зачастую напоминали шлем (а без полей — шапочку для плавания). Умело сделанная высокая тулья прибавляла хозяйке роста, а некоторые элементы украшений несли тайный знак о семейном положении дамы (бант — в активном поиске, узел — замужем, стрелка — помолвлена). Украшали шляпку чаще всего вышивкой или брошами, причем только с одной стороны (в соответствии со стилем арт-деко).

К концу десятилетия сложилась система, диктовавшая соответствие клоша с полями стилю casual, в то время как клоши без полей принято было носить в особых случаях. В 1928-1929 годах стало модным заворачивать поля клоша наверх. Эта тенденция сохранилась до начала 1930-х. В 1933-1934 годах шляпки-клош вышли из моды. В начале 80-х дизайнер Патрик Келли вдохнул в него новую жизнь, но и тогда мода на клоши долго не продержалась.

В 2007 шляпка снова вернулась на мировые подиумы. А в России такие шляпки, по-моему, из моды и не выходили. Наши мастерицы изготавливают их из фетра, валяют из шерсти, вяжут, шьют из ткани.

С чем можно носить шляпу-клош

Шляпка-клош подходит далеко не каждой женщине. Она подойдет вам, если у вас узкий подбородок, высокие скулы, гладкая прическа на коротких волосах.

Шляпку следует носить с одеждой, приближеннной к той эпохе. Модельеры советуют выбирать юбки с жакетом, или прямые брюки и кардиган, туфли с ремешком или балетки. Хорошо подойдет туника с темными колготками или леггинсами и ботильоны на высоком каблуке. Для холодного времени года выбирают классическое пальто, кардиган и сапоги. Идеальным будет платье прямого покроя с сильно заниженной талией и туфли на невысоком каблуке.

Под интересным наименованием «шапка-клош» скрывается уникальный предмет женского гардероба, выглядящий как колокольчик и показавший пик популярности в 1920-х годах. В данном случае определение родилось само собой, благодаря тому, что французы просто назвали вещь своим именем - cloche или колокольчик. Родоначальницей этой идеи считается активная законодательница моды того времени Каролин Ребо, жившая в 1837-1927 годах.

Что такое клош?

Во времена их актуальности, материалом таких шляпок являлся фетр, позволяющий создать красивый силуэт, хорошо облегающий голову. Поначалу манера ношения данной вещи сводилось к тому, что полностью прикрывался лоб, но в период 1928-1929 годов произошли некоторые перемены и дамы стали выворачивать поля кверху, этот стиль прожил до 1930-х годов, вплоть до утраты актуальности клоша как такового, к 1934 году уже никто не говорил об этом головном уборе.

Самые модные особы, жившие в 1920-х годах, были настолько гениальным, что ввели правило обозначения своего статуса через декоративное оформление шляп клош. На незамужних дамах, имеющих постоянных ухажеров, можно было увидеть головной убор, украшенный ленточкой, расположенной в форме стрелки. Если же клош был отделан прочным узлом, то он обязательно принадлежал замужней женщине. Дополнение в виде выразительного бантика могла нацепить только свободная девушка, находящаяся, как говорят сейчас, в активном поиске.

Женщины тех времён испытали что-то воде фанатизма по отношению к шляпам модели клош. Известно, что именитые мастера мира моды, а именно кутюрье Молине и Ланвен., создавали ателье для производства таких головных уборов, постоянно соревнуясь за первенство. Сообразно появлению моды на клош явно изменились и прически основной массы женщин, примером этого можно назвать колоритную стрижку «Итон» с её коротким приглаженным силуэтом, с которым как нельзя лучше сидит шапка-клош. Чтобы яснее представить себе этот неповторимый образ, можно взглянуть на Жозефину Бейкер, в головном уборе она изображена на фото того времени.

Ситуация конца 1980-х годов привела к новому этапу востребованности шляпок клош. Эта популярность была спровоцирована активностью дизайнеров, в частности Патрика Келли. Замечено, появление шляпы в осенних одежных коллекциях, созданных в 2007 году. Актуальность этого головного убора в 2008 году была подкреплена фильмом в ретро стиле Подмена, его кадры содержали насыщенные образы, среди которых особо выделяется Анджелина Джоли, оригинально одетая в ансамбль вещей, обязательно включающих шапочку клош. По всему миру пронеслась весть об этом шедевре кинематографа, внесшего с новой слой востребованность шляпы колокольчика.

дизайнерские модели

С чем носят шляпу клош?

Нужно отметить, что в наши дни не отмечается популярность идеи ношения таких головных уборов. Ещё одна особенность заключается в крайней их неуниверсальности ввиду того, что эта модель не каждой женщине будет к лицу. Органично смотрится такая шляпка на женщинах, имеющих крайне утончённый вкус и предпочитающих сверх оригинальный стиль в одежде. Это направление приближено к «эмансипе». Естественно, в мире моды нет границ, и никто не запретит использовать шапку без дополнения в виде ретро гардероба. Отлично сочетается с шапочкой предметы одежды в стиле «casual». Нельзя не заметить, что короткостриженным девушкам прекрасно подходит клош.

Женщины, являющиеся поклонницами ретро комплектов одежды, свободно могут сочетать cloche hat, так иногда называют эту шапочку, с платьями, сшитыми по обычаям начала 20-го века. Также им не противопоказано пальто, свободные брючки.

Нужно учитывать, что этот головной убор разрабатывался именно в своё время, то есть в эпоху, которая царила в 20-30-х годах (20 век). Это служит поводом для отдания предпочтения платьям с кроем, подразумевающим заниженную талию. При этом оптимально проходящей обувью являются туфли-лодочки, декорированные ремешками или изящные балетки.

Для зимнего периода актуально сочетание шляпки с брюками, блузкой, свитером, пальто, сапожками. А для тёплых месяцев года, когда неуместно ношение пальто, допустимо создание комплектов одежды на основе легкой клош шляпки, туники, колгот темной расцветки. Сюда же подходят ботильоны и леггинсы.

Самым гармоничным объектом для шляпы колокольчика выступает короткая стрижка с гладкой укладкой. При этом общепринятым мнением считается, что макияж должен делаться с учетом акцента на губах ввиду того, что область глаз чаще скрыта под полями шляпки. В некоторых образах становится уместным незначительное смещение этого головного убора на бок.

из шерсти с декоративным кожаным цветком из фетра

Шляпка клош сегодня

Каких известных людей можно увидеть на фото и видео в шляпах такой модели? Это Мэри Пикфорд, Констанция Бенетт, Вильма Банги, Грета Гарбо, Глория Суонсон, Марион Дэвис.

Современные производители изготавливают головные уборы в старинном стиле, внушительными партиями поставляется и шапка клош, данный товар охотно скупают находчивые модницы. Преимущественно это элегантные изделия с особым очарованием, изготовленные из приятного материала, например, часто встречаются фетр, кожа. Шляпы, предназначающиеся для ношения в летний период, могут быть сделаны из соломки, льна. Помимо стандартной модели, оснащенной короткими полями, шапка-клош изготавливается изобретательными дизайнерами в самых неожиданных модификациях.

Шляпка-Клош

шляпка-клош. колокол свободы на дамской головке.

Эта милая вещица в 20-е годы 20 века буквально накрыла женщин с головой. Речь идет о знаменитой шляпке-колокольчик. Звезды кино, девушки-флапперы, буквально все надели этот головной убор. Из описания мечты растратчика из "Бубнового дела" Булгакова:

Цитата:
Она вынырнула с Петровки. Юбка до колен, клетчатая. Ножки - стройности совершенно неслыханной, в кремовых чулках и лакированных туфельках. На голове сидела шапочка, похожая на цветок колокольчик. Глазки - понятное дело. А рот был малиновый и пылал, как пожар

Благодарить за это нужно известную шляпницу того времени Каролину Ребу (1837-1927).

В 1865 году она открыла модный магазин в Париже на 9 avenue Matignon и проработала там всю свою жизнь. В течении 50 лет она была королевой креативных шляпок. Ее называли королевой модисток, так же как Ворта отцом высокой моды.

Она была первым модельером, украсившим дамскую шляпку вуалью. В 20-е годы она создает свою cloche hat (шляпку-колокольчик), но до этого была реставрация прошлых веков- шляпа "Гейнсборо" и шляпа в стиле натурщиц Вижи-лебрен. На Парижской всемирной выставке 1900 года Ребу представляла французскую коммерцию.

Марлен Дитрих была постоянно клиенткой дома Ребу, именно там она приобрела свои знаменитые береты, которые женщины до нее не носили. В 1860-е года у Ребу одевались Полина Меттерних и императрица Евгения. Приобретала у нее головные уборы и Эльза Триоле, посещая магазин часто в сопровождении Луи Арагона.

Шляпы-клош обычно изготавливались из фетра, носили их, надвинув низко на лоб. Часто, разные виды лент, прикрепленные к шляпам являлись своего рода "носителями информации" о владелице. Например, лента в виде стрелы означала, что девушка не замужем, но сердце ее не свободно. Туго завязанный узел означал, что перед вами замужняя дама, а пышный бант ярко сигнализировал о том, что владелица шляпки не замужем и заинтересована в знакомстве.

Клош имел форму колокола - правда несколько более округлого, чем привычный колокольчик; искусные шляпницы изготовляли тульи клошей таким образом, что их форма могла визуально прибавлять клиентке роста.

Существовало множество разновидностей клоша - был даже такой, напоминавший по форме берет. Клоши отделывались весьма разнообразно: от цветных строчек "зиг-заг" в стиле арт деко до вполне стандартных украшений в виде букетов.

Идеальным материалом для изготовления шляпки-клош считался фетр, впрочем, летние модели делали и из соломки - при этом ее полировали или красили, чтоб с виду шляпка напоминала шлем. Другим вариантом была вышивка.

К концу десятилетия сложилась система, диктовавшая соответствие клоша с полями стилю casual, в то время как клоши без полей принято было носить в особых случаях. Состоятельные женщины украшали клоши брошами и клипсами - как правило, только с одной стороны. Такая ассиметрия вполне соответствовала стилю арт деко.

К 1926-му единственным способом освежить модель клоша оказывается только отказ от полей!
В 1928году поля клоша исчезают окончательно.

"На маленькой головке, словно на память о фронтовой канонаде, - скупая шляпка-грибок, копия немецкой каски, пустой перевернутый походный котелок, - нет каши, съели. Шляпа-каска глубоко надвинута на глаза, - не смотри, не всматривайся, не заглядывай, ничего не прочтешь. Под такой каской хорошо затаиться, хорошо думать, что делать дальше, а если сама ничего не видишь, так что с того? Вижу, куда ступаю, вижу тесный подол, стреноженные лентой коленки, вижу бант, вижу круглые булыжники, тупые носки туфель, - а что, кто-нибудь видит больше и дальше? «В Европе холодно, в Италии темно. Власть отвратительна, как руки брадобрея…» Хорошая каска закрывает и уши. Военная каска и красный рот - монмартрский вампирчик, сирена петроградских трактиров, призрак с пустыми глазами."
Татьяна Толстая "Лилит"

Пару высказываний о шляпках...

"Женщина без шляпки - что Эйфелева башня без наконечника", - утверждают утонченные французы. Они считают, что именно этот аксессуар способен превратить женщину в таинственную и оригинальную, броскую и элегантную, яркую и кокетливую незнакомку.

"Я питаю слабость к шляпкам. Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны. По-моему, женщину в шляпке забыть невозможно! Выбирать шляпы в магазине с шикарным ассортиментом - настоящее развлечение", - сказала как-то итальянская икона стиля Софи Лорен

Клош - одна из самых популярных форм женских шляп. Причём в отличие от той же Федоры, эта шляпа создавалась специально для дам, а не перешла из мужской моды. Ровная округлая тулья, порой чуть вытянутая, небольшие опущенные вниз поля… эта шляпа напоминает колокольчик - или колокол. Отсюда и получила своё название - cloche по-французски колокол.

И если Ворта называют отцом высокой моды, то Каролину Ребу - королевой модисток. Долгое время Ребу оставалась самым неординарным, самым смелым модельером, она пополнила женский гардероб удивительной формы головными уборами, именно её мастера впервые добавили к шляпке вуаль. В конце концов, то, что шляпа занимает в гардеробе многих девушек важное место - это тоже именно её заслуга.

В 1865 году она открыла модный магазин в Париже на 9 avenue Matignon и проработала там всю свою жизнь. От посетительниц отбоя не было. Среди постоянных клиенток были дивы молодого кинематографа. Неудивительно, учитывая подход владелицы магазина к своим покупательницам. Порой она творила уникальный головной убор прямо на них - клала на голову посетительницы фетр и начинала творить…

Шляпка-клош, которую изобрела эта удивительная женщина, очень быстро стала популярной. Во-первых, пришлась к месту и ко времени. Её облюбовали Флэпперы - молоденькие девочи, желавшие сбросить с себя оковы общественных устоев. Только-только завершилась Первая Мировая война, во многих семьях на полках появились фотографии в траурных рамках… И даже в дома этих девушек приносили похоронки. Впрочем, их это не касалось - любимых не дождались другие, не они. А эти девочки ввели в моду мальчишескую фигуру, плоскость, длинные руки и ноги, короткие стрижки-пажи (возмущавшие старшее поколение), и - клоши. Новая форма шляпы удивительно подходила под ставшие популярными короткие женские стрижки. Они надвигались на глаза, что придавало взгляду кокетливость и томность… Правда, видела модница при этом разве что узкую полосу дороги у своих туфелек. Пришлось высоко поднимать голову, вытягивать шею… вскоре такое положение тела вошло в привычку.

Кроме того, умело сделанный клош визуально придавал своей обладательнице роста - временами тулью специально делали длиннее, чем требовалось.

Что же касалось украшений, то новая шляпка вскоре стала своеобразным средством общения с мужчинами. Достаточно было взглянуть на украшавшую клош ленту. Она завязана узлом? Что ж, девушка замужем. Узла нет, но лента напоминает стрелу - до брака осталось не так уж и долго, сердце красавицы занято. На шляпе завязан бант? Без смущения можно знакомиться! Тем более, что Флэпперы лёгкие отношения только поощрали. Именно они ввели в обиход понятие «встречаться», приучили компаньонок оставлять их одних наедине с кавалерами и позволяли себе длительные прогулки наедине с понравившимся человеком. Да что там, флэпперы даже машину умели водить!

Советские модницы с помощью элемента декора шляпки выражали одобрение к изменениям в стране. Например, крыло означало, что девушке приятно развитие авиации.

Однако девушки так непостоянны! Довольно быстро им захотелось перемен в любимой шляпке. Оказалось, что единственный способ освежить образ - укоротить поля. Вскоре от шляпы осталась только тулья… исчерпав все свои возможности, клош ушёл в небытие.

Но в 80-х годах самый любимый головной убор модниц 20-х вернулся! И вновь дамы приподнимали подбородок, чтобы лучше видеть путь…

Клош - это яркая примета двух десятилетий, один из лучших элементов создания образа тех лет. Но и сегодня его с удовольствиям носят поклонницы шляп. Присмотритесь, вы наверняка встречались с ними на улицах! А может быть, и сами с удовольствием надеваете этот фетровый колокольчик.

шляпка-клош. колокол свободы на дамской головке.

Эта милая вещица в 20-е годы 20 века буквально накрыла женщин с головой. Речь идет о знаменитой шляпке-колокольчик. Звезды кино, девушки-флапперы, буквально все надели этот головной убор. Из описания мечты растратчика из "Бубнового дела" Булгакова:

Цитата:
Она вынырнула с Петровки. Юбка до колен, клетчатая. Ножки - стройности совершенно неслыханной, в кремовых чулках и лакированных туфельках. На голове сидела шапочка, похожая на цветок колокольчик. Глазки - понятное дело. А рот был малиновый и пылал, как пожар.

Благодарить за это нужно известную шляпницу того времени Каролину Ребу (1837-1927).

В 1865 году она открыла модный магазин в Париже на 9 avenue Matignon и проработала там всю свою жизнь. В течении 50 лет она была королевой креативных шляпок. Ее называли королевой модисток, так же как Ворта отцом высокой моды.

Она была первым модельером, украсившим дамскую шляпку вуалью. В 20-е годы она создает свою cloche hat (шляпку-колокольчик), но до этого была реставрация прошлых веков- шляпа "Гейнсборо" и шляпа в стиле натурщиц Вижи-лебрен. На Парижской всемирной выставке 1900 года Ребу представляла французскую коммерцию.

Марлен Дитрих была постоянно клиенткой дома Ребу, именно там она приобрела свои знаменитые береты, которые женщины до нее не носили. В 1860-е года у Ребу одевались Полина Меттерних и императрица Евгения. Приобретала у нее головные уборы и Эльза Триоле, посещая магазин часто в сопровождении Луи Арагона.

Шляпы-клош обычно изготавливались из фетра, носили их, надвинув низко на лоб. Часто, разные виды лент, прикрепленные к шляпам являлись своего рода "носителями информации" о владелице. Например, лента в виде стрелы означала, что девушка не замужем, но сердце ее не свободно. Туго завязанный узел означал, что перед вами замужняя дама, а пышный бант ярко сигнализировал о том, что владелица шляпки не замужем и заинтересована в знакомстве.

Клош имел форму колокола - правда несколько более округлого, чем привычный колокольчик; искусные шляпницы изготовляли тульи клошей таким образом, что их форма могла визуально прибавлять клиентке роста.

Существовало множество разновидностей клоша - был даже такой, напоминавший по форме берет. Клоши отделывались весьма разнообразно: от цветных строчек "зиг-заг" в стиле арт деко до вполне стандартных украшений в виде букетов.

Идеальным материалом для изготовления шляпки-клош считался фетр, впрочем, летние модели делали и из соломки - при этом ее полировали или красили, чтоб с виду шляпка напоминала шлем. Другим вариантом была вышивка.

К концу десятилетия сложилась система, диктовавшая соответствие клоша с полями стилю casual, в то время как клоши без полей принято было носить в особых случаях. Состоятельные женщины украшали клоши брошами и клипсами - как правило, только с одной стороны. Такая ассиметрия вполне соответствовала стилю арт деко.

К 1926-му единственным способом освежить модель клоша оказывается только отказ от полей!
В 1928году поля клоша исчезают окончательно.

"На маленькой головке, словно на память о фронтовой канонаде, - скупая шляпка-грибок, копия немецкой каски, пустой перевернутый походный котелок, - нет каши, съели. Шляпа-каска глубоко надвинута на глаза, - не смотри, не всматривайся, не заглядывай, ничего не прочтешь. Под такой каской хорошо затаиться, хорошо думать, что делать дальше, а если сама ничего не видишь, так что с того? Вижу, куда ступаю, вижу тесный подол, стреноженные лентой коленки, вижу бант, вижу круглые булыжники, тупые носки туфель, - а что, кто-нибудь видит больше и дальше? «В Европе холодно, в Италии темно. Власть отвратительна, как руки брадобрея…» Хорошая каска закрывает и уши. Военная каска и красный рот - монмартрский вампирчик, сирена петроградских трактиров, призрак с пустыми глазами."
Татьяна Толстая "Лилит"

Пару высказываний о шляпках...

"Женщина без шляпки - что Эйфелева башня без наконечника", - утверждают утонченные французы. Они считают, что именно этот аксессуар способен превратить женщину в таинственную и оригинальную, броскую и элегантную, яркую и кокетливую незнакомку.

"Я питаю слабость к шляпкам. Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны. По-моему, женщину в шляпке забыть невозможно! Выбирать шляпы в магазине с шикарным ассортиментом - настоящее развлечение", - сказала как-то итальянская икона стиля Софи Лорен

Клош - одна из самых популярных форм женских шляп. Причём в отличие от той же Федоры, эта шляпа создавалась специально для дам, а не перешла из мужской моды. Ровная округлая тулья, порой чуть вытянутая, небольшие опущенные вниз поля… эта шляпа напоминает колокольчик - или колокол. Отсюда и получила своё название - cloche по-французски колокол.

И если Ворта называют отцом высокой моды, то Каролину Ребу - королевой модисток. Долгое время Ребу оставалась самым неординарным, самым смелым модельером, она пополнила женский гардероб удивительной формы головными уборами, именно её мастера впервые добавили к шляпке вуаль. В конце концов, то, что шляпа занимает в гардеробе многих девушек важное место - это тоже именно её заслуга.

В 1865 году она открыла модный магазин в Париже на 9 avenue Matignon и проработала там всю свою жизнь. От посетительниц отбоя не было. Среди постоянных клиенток были дивы молодого кинематографа. Неудивительно, учитывая подход владелицы магазина к своим покупательницам. Порой она творила уникальный головной убор прямо на них - клала на голову посетительницы фетр и начинала творить…

Шляпка-клош, которую изобрела эта удивительная женщина, очень быстро стала популярной. Во-первых, пришлась к месту и ко времени. Её облюбовали Флэпперы - молоденькие девочи, желавшие сбросить с себя оковы общественных устоев. Только-только завершилась Первая Мировая война, во многих семьях на полках появились фотографии в траурных рамках… И даже в дома этих девушек приносили похоронки. Впрочем, их это не касалось - любимых не дождались другие, не они. А эти девочки ввели в моду мальчишескую фигуру, плоскость, длинные руки и ноги, короткие стрижки-пажи (возмущавшие старшее поколение), и - клоши. Новая форма шляпы удивительно подходила под ставшие популярными короткие женские стрижки. Они надвигались на глаза, что придавало взгляду кокетливость и томность… Правда, видела модница при этом разве что узкую полосу дороги у своих туфелек. Пришлось высоко поднимать голову, вытягивать шею… вскоре такое положение тела вошло в привычку.

Кроме того, умело сделанный клош визуально придавал своей обладательнице роста - временами тулью специально делали длиннее, чем требовалось.

Что же касалось украшений, то новая шляпка вскоре стала своеобразным средством общения с мужчинами. Достаточно было взглянуть на украшавшую клош ленту. Она завязана узлом? Что ж, девушка замужем. Узла нет, но лента напоминает стрелу - до брака осталось не так уж и долго, сердце красавицы занято. На шляпе завязан бант? Без смущения можно знакомиться! Тем более, что Флэпперы лёгкие отношения только поощрали. Именно они ввели в обиход понятие «встречаться», приучили компаньонок оставлять их одних наедине с кавалерами и позволяли себе длительные прогулки наедине с понравившимся человеком. Да что там, флэпперы даже машину умели водить!

Советские модницы с помощью элемента декора шляпки выражали одобрение к изменениям в стране. Например, крыло означало, что девушке приятно развитие авиации.

Однако девушки так непостоянны! Довольно быстро им захотелось перемен в любимой шляпке. Оказалось, что единственный способ освежить образ - укоротить поля. Вскоре от шляпы осталась только тулья… исчерпав все свои возможности, клош ушёл в небытие.

Но в 80-х годах самый любимый головной убор модниц 20-х вернулся! И вновь дамы приподнимали подбородок, чтобы лучше видеть путь…

Клош - это яркая примета двух десятилетий, один из лучших элементов создания образа тех лет. Но и сегодня его с удовольствиям носят поклонницы шляп. Присмотритесь, вы наверняка встречались с ними на улицах! А может быть, и сами с удовольствием надеваете этот фетровый колокольчик.