Чем отмыть олифу с металла. Удаляем олифу с одежды и деревянных конструкций

При проведении строительных работ, иногда возникают ситуации, когда с деревянной или кирпичной поверхности, требуется удалить олифу. Имея в своем составе растительные масла, смолы и сиккативные вещества для быстрого высыхания, ее очень трудно вывести с какой – либо поверхности. Используемая для предварительной обработки деревянных поверхностей перед покраской, она становится причиной появления пятен на одежде. Как удалить олифу с одежды, наверное, самый актуальный и часто возникающий вопрос.

С ткани можно удалить олифу, используя обыкновенный пятновыводитель, но только в том случае, если она растительного происхождения, без включения в состав смол. Достаточно протереть загрязненное место губкой, смоченной в пятновыводителе и подождать 15 – 20 минут. Затем выстирать с обычным порошком.

Если в составе находятся нефтеполимерные смолы, надо удалить олифу с помощью бензина или растворителя. Ацетон для этих целей не подходит, так как его состав не растворяет масляные краски. Обработав загрязненную поверхность 2 – 3 раза и выстирав, можно полностью удалить олифу с одежды.

Что касается деревянной поверхности, то удалить олифу гораздо сложнее, так как она глубоко пропитывает структуру дерева и счистится только поверхностный слой. Очищение проводится в несколько приемов. Намочив ветошь бензином или растворителем, надо протереть поверхность покрытую олифой и, подождав около 20 минут, повторить процедуру снова. Проведя 4 – 5 обработок, поверхностный слой снимется.

Можно очистить деревянную поверхность, используя строительный фен. Последовательно нагревая небольшие участки поверхности, удалить олифу с помощью ветоши, достаточно легко. Важно начать очищение, как только поверхность начинает покрываться мелкими пузырями.

Часто при облицовке цоколей и фасадов зданий, для расшивки швов, применяются мастики на основе олифы и такие пятна достаточно трудно вывести. Чтобы удалить олифу применяется состав, приготовленный из одной части тринатрийфосфата, одной части буры трех частей талька. Растертую в пасту, на мыльной основе, смесь наносится на загрязненный участок до полного высыхания. Затем удаляется влажной ветошью.

С каменной кладки можно удалить олифу при помощи перекиси водорода. Используется обычный аптечный раствор. Смоченной перекисью ветошью, надо вытирать загрязненный участок до полного исчезновения пятна. Благодаря реакции перекиси и активных веществ олифы, удается полностью очистить кирпичную поверхность.

Под термином "раскрытие" мы понимаем освобождение иконы от позднейших наслоений до первоначального (авторского) красочного слоя (1 .

Цель пробного раскрытия - отработка методики удаления слоев покрытия и записей.

Пробное раскрытие принято выполнять на неответственном участке иконы (поле, фоне) характерном для общего состояния поверхности (рис.69).


Рис.69. Раскрытие, проба.

Пробное раскрытие обыкновенно выполняют на левой половине иконы, вверху: этот участок, как правило, отличается хорошей сохранностью грунта и красочного слоя.

4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы

Работу начинают, определяя подходящие смеси растворителей (см. разд. 4.2, 4.2.1).

На выбранном участке поверхности площадью не более 1x2 см олифу смачивают тампоном лёгкими вращательными движениями, не нажимая на неё. На тампоне остаётся золотисто-коричневый след. Это значит, что олифа растворяется. В этом случае её можно удалить путём неоднократного смачивания обрабатываемого участка тампонами; причём в каждый новый тампон растворённая олифа должна впитываться свободно. Тампон заменяют после насыщения.

ВНИМАНИЕ! Работу нужно немедленно прекратить и подобрать другой растворитель (см. разд. 4.2, 4.2.1), если в окраске тампона, помимо золотисто-коричневого цвета олифы, появится другой цвет (колера того участка иконы, который открывается).

Под воздействием растворителя олифа может только размягчиться и набухнуть. В этом случае её удаляют, так же смачивая тампонами, а затем сдвигая без механических усилий скальпелем.

Однако удалять олифу, работая тампоном или тампоном и скальпелем, удаётся редко. Если олифа не размягчается, необходимо увеличить время воздействия растворителя. Для этого используют компресс (рис.70.).


Рис.70. Компресс.

Проверку действия растворителя на олифу начинают с малых экспозиций (1-2 минут) и постепенно, увеличивая экспозицию, подбирают то оптимальное время, когда олифа размягчилась, но красочный слой не затронут.

На участок поверхности иконы накладывают небольшой кусок ткани и равномерно смачивают его растворителем (см. разд. 4.2) при помощи пипетки или капельницы, следя за тем, чтобы на ткани не осталось сухих участков. Компресс должен плотно прилегать к поверхности, чтобы не было пузырьков воздуха - тогда плёнка будет сниматься равномерно. Кроме того, ткань должна быть смочена так, чтобы лишняя жидкость не растекалась по поверхности плёнки. Ткань накрывают стеклом. Поставив компресс, отмечают точное время. Через 1-2 минуты проверяют действие растворителя следующим образом: сдвинув немного стекло, пинцетом приподнимают край компресса и пробуют удалить олифу тампоном, смоченным тем же растворителем.

Если олифа размягчилась недостаточно, край ткани опускают на прежнее место и снова накрывают стеклом.

Эту операцию проделывают неоднократно, до той поры, когда размягчённую олифу легко удалить тампоном или сдвинуть скальпелем.

По окончании процесса необходимо отметить время, потребное для размягчения олифы. Так, если при экспозиции в 20-25 минут олифа не размягчилась, следует поставить компресс, смоченный более активным растворителем (см. разд. 4.2).

ВНИМАНИЕ! Увеличивать экспозицию более 25 минут не следует, ибо - так и не размягчив покровную плёнку - растворитель через кракелюры начнёт проникать в красочный слой и грунт.

Удаляя олифу, нужно помнить, что сцепление покровной плёнки с разными пигментами, входящими в колера реставрируемой иконы, может быть различным, и для раскрытия слоя живописи на одной иконе требуется применение различных экспозиций. Поэтому на иконе необходимо иногда выполнять несколько пробных раскрытий на различных её участках (рис.69,71). Так, известно, что нагревание олифы при покрытии красочного слоя (см. разд. 1.1) способствовало её быстрому высыханию и образованию прочной покровной плёнки, но при этом происходило интенсивное пропитывание некоторых маслоёмких пигментов, спаивание пигментов с олифой на всю глубину красочного слоя. Это обстоятельство следует учитывать при удалении олифы и записей. Так, глауконит, охры имеют большую маслоёмкость, чем свинцовые белила и киноварь. Значит, экспозиция компресса на киновари будет значительно меньшей, чем, например, на охре. Экспозиция компресса должна быть минимальной при раскрытии рисунков, орнаментов, надписей, выполненных красками по золочению. Известно также и то, что особенно трудно удаляется олифа, лежащая на зелёных красках, содержащих медь. (Химические анализы олифы с таких участков показывают, что она содержит большое количество меди.)

4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы

Органические растворители в течение определённого времени мягчат не сразу все слои записей и олифы, находящиеся на авторской живописи - а послойно. Это обстоятельство позволяет выполнять послойное пробное раскрытие для определения количества слоев записи и промежуточных слоев олифы, а также (что очень важно) времени размягчения каждого из этих слоев.

При выборе участка для проведения пробного раскрытия на иконе, находящейся под записью, определяющее значение имеет рентгенограмма (см. разд. 2.1 и рис.61б), так как, удаляя запись вслепую, на участке, выбранном случайно, можно попасть на вставку поновительского левкаса или на утрату (которая может оказаться единственной при общей хорошей сохранности живописи), и результаты пробного раскрытия могут дать неверное представление о характере и сохранности первоначального слоя.

Пробное послойное раскрытие выполняют на небольшом, площадью от 6x3 до 10x5 см участке иконы, размер которого зависит, во-первых, от размеров самой иконы, во-вторых, - от предполагаемого количества слоев записи и промежуточных слоев олифу (см. Ч. II. О покрытиях...).

На этом участке удаляют верхний слой олифы (см. разд. 4.3.2.1).

Открывается верхний слой записи, для размягчения и удаления которого готовят компресс, вырезая кусок ткани; ширина его равна ширине участка, с которого удалена олифа, а длина - меньше на 0,5-1 см длины соответствующего участка поверхности (рис. 70). Компресс ставят на раскрытый от олифы участок по нижней его границе. Время размягчения записи определяют опытным путём (см. разд. 4.3.2.1). Запись удаляют тампоном.

Так открывается лежащий ниже слой записи или олифы. Для размягчения и удаления этого слоя вновь готовят компресс прежней ширины: длина его снова меньше на 0,5-1 см сравнительно с предыдущим. Далее поступают описанным выше образом.

Операцию повторяют до той поры, когда откроется первоначальный (авторский) слой живописи.

Все слои записей и промежуточные слои олифы на участке с пробным раскрытием нумеруют. Нумерацию начинают снизу, от авторского красочного слоя. Итак, самый нижний слой записи - 1-й, под ним 2-й и так далее. Промежуточные слои олифы нумеруют той же цифрой, что и одновременный с ней слой записи, но с индексом "о" (олифа). Таким образом, нумерация может выглядеть следующим образом: "1, 1о, 2, 2о, 3, Зо" (рис.71). Цифры на слои записи и олифы наносят легко удаляющейся белой краской (например, гуашью) посредством кисти или пишут тушью на небольших бумажных этикетках, наклеивая их на красочный слой слабым раствором рыбьего клея.

a b
Рис.71. Нумерация слоев записи и олифы.

Олифа любого вида имеет в составе сиккатив, вещество, предназначенное обеспечить ее высыхание. Предназначена олифа для грунтовки деревянной поверхности, подлежащее покрытию краской. Загрунтованные олифой поверхности требуют для их покраски, значительно меньший объем лакокрасочного материала.

Как и любое другое вещество, олифа пристает к одежде, которую требуется очистить. Иногда требуется снять олифу и с деревянных конструкций.

Для удаления ее пятен с одежды применяют средства, используемые с целью устранения пятен от растительных масел и смол.

Чтобы убрать ее с одежды или дерева потребуется: 100 грамм бензина, по одной поллитровой бутылки растворителя для масляных красок и уайт-спирита, средство для выведения пятен, ветошь, губка.

Также можно воспользоваться бензином. С этой целью окунуть ветошь или другое vetosh.com.ua в бензине и смочить им запятнанное олифой место. Повторить это действие, затем застирать одежду обычным способом.

С помощью бензина удаляют олифу и с деревянных конструкций. Только в этих обстоятельствах нужно помнить, что удалить возможно верхний ее слой, так как она очень глубоко проникает в дерево. Для удаления ее с более глубоких слоев дерева, нужно использовать механический способ удаления.

Заменить бензин, для удаления олифы, можно и уайт-спиритом. Принцип удаления ее такой же, как и бензином. Нужно смочить ветошь в уайт-спирите и смачивать ею пятно с олифой пока оно не исчезнет с одежды. Затем одежду застирать.

Довольно эффективно устраняется олифа с одежды с помощью масляного растворителя. Пятно смачивается растворителем и протирается ветошью, до тех пор, пока одежда станет чистой.

Олифу удалить невозможно с помощью ацетона, он не растворяет растительное масло и смолы.

Если у владельца испачканной в олифу одежды, нет желания прибегать к помощи выше перечисленных средств, то он может использовать строительный фен: им олифа разогревается и удаляется путем соскабливания.

Устраняется олифа с одежды с помощью хозяйственного средства для выведения пятен. Но только в том случае, если она натуральная, без добавления смол, например льняная, так как олифа с добавлением смол, средством для выведения пятен не удаляется.

Олифу с добавлением смол можно удалить только с помощью выше перечисленных средств. Применяя другие средства, можно испортить одежду.

Иногда бывает так, что слой олифы, который используется как грунтовка, не успевает высохнуть полностью, и окончательное закрепляющее покрытие наносить просто рискованно - ляжет неровно или плохо будет держаться. Причем это бывает на самых разных материалах - и на фанере, и на доске. В таких случаях олифу лучше удалить.

На любом материале олифа частично впитывается, частично образует пленку. Удалить можно только именно эту верхнюю пленку, а дело это имеет свои тонкости, и самое главное здесь - подобрать хороший растворитель.

Как выбрать растворитель для олифы

Выбирая, чем удалить олифу, нужно помнить, что она имеет масляный состав (в некоторых случаях - с содержанием нефтеполимерных смол), поэтому подойдут здесь те растворители, которые используются для удаления пятен смолы или растительного масла.

Среди «народных средств» выделяют очищенный бензин, но более надежным вариантом будут растворители органического происхождения - такие как сольвент, уайт-спирит и т.д.

Особенности применения

Любой растворитель для олифы - вещество, относящееся к классу продуктов нефтеперегонки, поэтому главные их недостатки - это токсичность и легковоспламеняемость. С этим надо считаться. Во-первых, проводите работы при достаточной вентиляции помещения. Даже если работаете на воздухе, не забывайте о защитных средствах: кожу рук надо защитить резиновыми перчатками.

Для начала нужно понять, стоит ли вообще удалять олифу. Она неплохо защищает поверхность от влаги, и, если от деревянного изделия не требуется декоративных свойств, олифу лучше оставить. Но проблема в том, что не все краски и лаки хорошо ложатся на слой олифы.

Если хорошее и, может быть, уникальное деревянное изделие, по чьей-то глупости покрытое этим составом, утеряло привлекательный вид, то реанимировать его можно и нужно.

В чем сложность удаления олифы

Олифу удалить сложнее, чем лак или краску. Эти два состава ложатся на поверхность древесины, не впитываясь в ее поры, и поэтому образованную ими пленку легко «отколоть» шпателем; олифа же впитывается на определенную толщину в тело дерева, и вот тут начинаются сложности. Сразу скажем, что целиком и полностью удалить состав не получится – разве что срезать все слои, которые им пропитались.

Но удалить олифу именно с поверхности так, чтобы остатки не были заметны под слоем масла, мы все-таки попробуем.

Как удалить олифу с дерева

Начнем с относительно легкого способа – смывки специальными составами. А ко второму перейдем, если результат нас не удовлетворит и придется снять часть древесины механическим путем.

Желательно использовать респиратор и проводить работы в проветриваемом помещении, какой бы из способов вы ни выбрали.

Химический способ

Чтобы удалить олифу химическим путем, нужно использовать смывку или растворитель. Подойдут четыре вида составов: сольвент, бензин, уайт-спирит или уничтожитель краски B-52. Если олифа впиталась неглубоко (например, перед обработкой поверхность не зачищали, раскрывая тем самым поры древесины), состав должен подействовать.

Выбранное вещество наносится на чистую сухую ткань, и начинается процесс обработки. Проще говоря, нужно просто набраться терпения и начать оттирать олифу с дерева – скорее всего, придется делать это несколько раз: масляная основа просто так не поддастся.


Механический способ

Если смывка или растворитель не сработали, придется снять небольшой слой древесины. Лучше всего использовать дрель со специальной насадкой-корчеткой или углошлифовальную машину с абразивным диском. Обычную наждачную бумагу лучше не использовать (см. последнюю главу).

Большой плюс этого способа в том, что нет нужды предварительно подготавливать поверхность – можно сразу начинать снимать слои древесины, пропитанные олифой. Делать это надо постепенно, постоянно убирая деревянные микрочастицы и проверяя, не пора ли остановиться.


Нагрев строительным (профессиональным) феном и удаление олифы скребком – не выход. Олифа не образует пленку, которая могла бы расплавиться от горячего воздуха, поэтому после обработки поверхности феном удалять будет нечего. То же самое касается нагрева и удаления олифы тряпкой – на разогретой древесине не выступит ничего, что можно было бы стереть.

Еще один относительно рабочий, но сомнительный совет – обработка древесины наждачной бумагой. С одной стороны, он ничем особенно не отличается от описанного выше механического способа, но проблема в самой структуре наждачной бумаги – зерна у нее слишком мелкие и пространство между ними быстро забивается микрочастицами древесины. Такой «абразив» долго не проживет.

Остались вопросы? С удовольствием обсудим с вами в комментариях!