Взгляды современной молодежи на брак и семью. Семья глазами современных юношей и девушек

Научный руководитель

В настоящее время состояние молодых семей характеризуется как кризисное. Этому способствует уклад жизни современного общества: принижение значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами в профессиональной сфере приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза.

Актуальность темы заключается в том, что институт семьи играет важную роль в системе воспроизводства населения и жизнеобеспечения основных потребностей общества в области регулирования социальных отношений, социализации индивидов, их морального и физического самочувствия, жизненной самореализации. Изменения, прошедшие в сфере семейно-брачных отношений в современном обществе, вызвали бурные споры о будущем семьи как социального института.

Как известно, современная семья переживает серьезные проблемы, ей все труднее справляться со своими функциями - воспитательной, развивающей, здоровьесохраняющей.

Это связано с тем с тем, что в прежние годы многие из этих функций брало государство, предприятие, где работали родители. А сейчас и государство, и предприятие перестали это делать. Многие же семьи не готовы к их выполнению - ни материально, ни профессионально.

Еще недавно в России господствовала многопоколенная патриархальная семья с традиционными моральными устоями. В настоящее время в нашей стране количество браков не на много превышает количество разводов. Причины видятся в разрушении семьи как ячейки общества. Гармоничная, благополучная семья-это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия , это основа физического и психического здоровья ребенка. Ведь самое главное, что делает счастливым - любовь и здоровье близких и благополучие детей.


Цель работы - выявить отношение молодежи к созданию семьи.

Цель определяет решение следующих задач:

Рассмотреть семью в новой социальной среде.

Изучить нормативно - правовую базу, регулирующую статус современной семьи.

Определить характерные черты, присущие современной семье.

Изучить причины, побудившие молодых людей вступить в брак до наступления совершеннолетия.

Общество немыслимо без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Оно воспроизводит себя, используя семью как инструмент, обеспечивающий этот процесс. Характер такого сложного социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно - экономическими, историческими, национальными. Семья развивается и изменяется вместе с обществом.

В ходе проведения социологического опроса мы выяснили, какую цель преследует современная молодежь при заключении брака. Большая часть опрошенных определили рождение детей (67%), 49% респондентов считают благополучие, 10%-независимость от родителей и всего лишь у 5% целью является узаконить отношения.

Межнациональная семья – это одна из основных микро ячеек полиэтнического общества. На развитие межнациональных браков значительное влияние оказывает религиозная принадлежность народов. Так, для представителей ислама наиболее характерной является установка на общение лишь с представителями своей религии, что является преградой для беспрепятственных контактов с другими, (инаковерующими) людьми, тем более на создание межнациональных семей. Представители христианской религии в большей степени готовы к совместному проживанию, деятельности, открытым контактам с представителями других национальностей.

Не так дано в системе брачных отношений появился брачный договор. Брачным договором признается соглашение двух лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Одной из целей, которая преследуется супругами (будущими супругами) при заключении брачного договора является стремление обезопасить себя от материальных потерь в случае развода.

В нашем обществе существуют такие понятия, как зарегистрированный брак и брак гражданский, под которым понимается брак незарегистрированный. Большинство людей (за исключением, наверное, специалистов - правоведов) высказывают стопроцентную уверенность в том, что гражданский брак - это брак незарегистрированный. Откуда такая уверенность – совершенно непонятно, потому что те отношения, которые люди без тени сомнения называют гражданским браком, таковым не является, потому что понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. Гражданский брак – это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Тот брак, который несведущие люди называют «гражданским браком», юристы именуют «фактической семьей», а полиция «сожительством».

Многие современные молодые пары выбирают так называемый «гражданский брак», как «репетицию» официального. И если ситуация устраивает всех и решение принято обоюдно, то такой расклад можно лишь приветствовать. Но это в идеале, а в реальности современной жизни возникают совершенно иные обстоятельства, которые разбивают практически все положительные стороны этого социального явления. «Гражданский брак» не закреплен нормами права . Даже если в «гражданском браке», вы заключили с партнером брачный договор, он вступает в силу лишь после регистрации брака в ЗАГСе. А в случае смерти сожителя женщина может претендовать только нате вещи, которые он ей завещал. Не регистрируя брак, женщина оказывается в прямой зависимости от своего сожителя. Имущественные и неимущественные права женщины, состоящей в зарегистрированном браке, защищены законом.


В незарегистрированной семье женщина фактически бесправна. Тут все зависит от моральных качеств партнера, а это далеко не всегда является гарантией при возникающих разногласиях. Мужчины в таком «браке» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые – женой.

За последние 100 лет ни каких видимых изменений в возрастных характеристиках вступления в первый брак для женщин не произошло.

Возможность вступления в брак предполагает наличие определенной физической и психической зрелости лица. Поэтому определяющим условием брака выступает достижение брачного возраста. В РФ брачный возраст является единым для мужчин и женщин и устанавливается в восемнадцать лет, т. е. совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Возраст вступления в брак в разных странах:

Во Франции женщина может вступить в брак с 15 лет, а мужчина – только с 18 лет.

В Италии закон более лоялен к юным влюбленным и разрешает вступить в брак женщинам с 14 лет, а мужчинам – с 16 лет.

В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14-15 лет, а юноши – от 18 до 21 года.

В Англии минимальный возраст брачующихся одинаковый – 16 лет.

Среди опрошенной российской молодежи, 49% считают идеальным возрастом вступления в брак 20-25 лет. 33% опрошенных считают, что нужно вступить в брак по достижению 25 лет и старше. И в возрасте от 18-20 лет не прочь создать семью 16% респондентов.

Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Как следствие, уменьшается само число браков и растет число внебрачных союзов мужчин и женщин. Все это влечет за собой падение рождаемости детей.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 года (с изменениями на 4 мая 2011 года).

2. Андреева семьи.- СПб. : Речь,2007.-188 с.

3. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005.-130с.

4. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008.-183с.

5. Голод и брак: историко-социологический анализ. СПб.:Питер,2008.-220с.

6. , Мацковский семья и ее проблемы.- М.:Логос,2007.302с.

7. Вишневский российской семьи // Экология и жизнь.-2008.-№88.-С.4-9.

Семья глазами современных юношей и девушек.

Эту тема выбрана не случайно, вопросы семьи, взаимоотношений мужчины и женщины, воспитания и благополучия детей актуальны сейчас и будут актуальна всегда. В современном мире актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством разводов, особенно среди молодых людей. Важностью быть готовым к созданию семьи, нести ответственность и уметь заботиться о своих супругах и детях и материально и психологически.

Цель исследования : изучение и выявление сходств и различий в видении своей будущей семьи современных юношей и девушек.

Я думаю, причина большого количества разводов состоит в неготовности молодого поколения к созданию семьи. Научная и теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование посвящено очень важному жизненному явлению – представлению и готовности к семейной жизни современных юношей и девушек.

Участники исследования: юноши и девушки в возрасте 16-18 лет, учащиеся 10 и 11 классов.

Молодые люди, принявшие участие в социально-психологическом исследовании – это люди, находящиеся на границе подросткового и юношеского возрастов. Подростковый и юношеский возраст - стадия вхождения во взрослую жизнь. Вступив в юность, молодой человек завершает период взрослостью, когда он сам определяет для себя свою судьбу и свой путь.

Прежде чем перейти к опросу о будущей семье, я решила узнать, какова ситуация и взаимоотношения в сегодняшних семьях респондентов. 46% - считают, что в их семье отличные взаимоотношения, у 52% - хорошие, а 2% - считают их удовлетворительными. Также в ходе анкетирования, я предложила ответить на такой вопрос как, хотят ли они такие же отношения в своей будущей семье? 58% - ответили да, а 42% - не хотели бы.

Для того чтобы узнать, как у молодых людей расставлены приоритеты в вопросе о создании семьи, в анкеты был задан вопрос о распределении ценностей. Для большинства в приоритете оказалась семейная жизнь – 96%. Воспитание детей- 82%. Успешная профессиональная деятельность – 78%. Достижение материального благополучия – 76%. Развитие своих способностей – 62%. Познание себя – 47%.

Главными причинами и условиями для вступления в брак являются: для д евушек любовь, воспитание детей, физическая и духовная совместимость, продолжение рода, узаконивание отношений с любимым человеком; для ю ношей т ак же любовь, взаимопонимание, уверенность в партнере, продолжение рода, создание крепкой дружной семьи.

Необходимыми условиями для счастливого брака являются - на первом месте у девушек взаимная любовь, далее общие интересы и взаимное уважение, общие дети, материальный достаток. У юношей: взаимная любовь, материальный достаток, общие дети, схожие взгляды на жизнь. Лично для меня, удивило, что всего 1 девушка и 2 юношей считают, что важным для вступления в брак является материальная самостоятельность молодых. И только 3 девушки и 5 юношей считаю важными хорошие взаимоотношения с родителями супруга!

Уважительной причиной для развода, по мнению молодежи, может стать для девушек: измена, предательство, тирания, избиение, плохое отношение к детям, неуважение. Среди юношей: измена, обман, ссоры.

Необходимые качества для девушек, которыми должен обладать избранник - хороший характер, образованность, ум, интеллигентность, умение вести себя в обществе, быть из хорошей семьи, материальный достаток, престижная профессия, привлекательная внешность.

Для юношей: привлекательная внешность, стройная фигура, умение вести домашнее хозяйство, хороший характер, материальный достаток, образованность, ум, нравиться вашим родителям.

Многие специалисты: врачи, педагоги, психологи сходятся во мнении, что современные молодые люди и подростки склонны к погружению в себя, абстрагированию от окружающего мира, от знакомств, от живого общения, что ведет к замкнутости и потери интереса к жизни, к познанию чего-либо нового. А вместе с тем исчезает традиционная семья. Для нового поколения, когда оно вырастет, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми.

Из всего этого мы можем сделать вывод о том, что современные молодые люди хотят иметь семью, воспитывать детей, понимают какие необходимы условия для счастливого брака, но не имеют четких представлений о том, какие качества важны при выборе супруга, что прежде чем вступит в брак необходимо иметь собственные доходы, очень важно прислушиваться и уважать мнение родителей, при чем как своих, так и своей половинки.

В заключении хочется сказать, что счастливый брак, это не непостижимая высота. Все дело в нравах, отношении к окружающим. Нужно знать, что брак и создание семьи, это возможно самый главный шаг в жизни человека.

Жураковская Елена

В последнее время все чаще и чаще в периодической печати и в повседневной жизни используется термин «кризис семьи». Цель работы: определить в ходе исследования значимость семьи и семейных отношений для современной молодежи.В первой части работы проведен анализ и систематизация сведений о семье и браке. Во второй – результаты исследования полученные в ходе анкетирования учащихся ГБОУ НПО ПУ № 69.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 69

Краснодарского края

З52450 с. Успенское, ул. Школьная 5 а, 88614055775

СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА

Выполнила: Жураковская Елена

Викторовна, учащаяся ПУ № 69

2 курс, группа 7 ПМ.

ст. Убеженская, ул. Кубанская

Д. 20/1 89186842759,

Руководитель: Федоренко Елена

Юрьевна, преподаватель истории.

УСПЕНСКОЕ - 2013

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 3

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА. ……………………..……........ 4

1. Семья, ее типы……………………………………………... 4

2. Функции семьи в современном обществе……………… 5

3. Правовая основа семейного законодательства………….5

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА» ….………….7

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..9

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………10

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………11

1. ВВЕДЕНИЕ.

Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Семья – это небольшая группа людей, в которую человек попадает при рождении. Причем человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А каким он придет в общество, как раз определяет семья. Именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе, происходит процесс социализации общества.

В средствах массовой информации сегодня появляется очень много публикаций, в которых говорится о том, что современная семья потеряла свою значимость. Актуальность работы состоит в том, чтобы выяснить мнения учащихся о роли семьи и ее перспективах в третьем тысячелетии.

Цель работы: определить в ходе исследования значимость семьи и семейных отношений для современной молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить правовые основы семейного законодательства.

2. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.

3. Подобрать методики для изучения общественного мнения.

4. Проанализировать собранную информацию о состоянии современной семьи и тенденциях ее развития с позиции современной молодежи.

5. Выявить точку зрения и представление современной молодежи о семье и семейных ценностях.

Гипотеза исследования: Ценность семьи среди молодежи падает.

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА.

1. Семья, ее типы.

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

На протяжении тысячелетий семья испытывала и продолжает испытывать на себе влияние самых разных факторов общественной жизни. Семья и семейные отношения за время существования человечества претерпели значительные изменения в своем развитии. [См. приложение № 1].

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют несколько типов семейных структур:

1. Моногамное супружество и полигамию.

2. Патрелинеальные и матрелинеальные семьи.

3. Патриархальные и матриархальные семьи.

4. Гомогенные и гетерогенные семьи.

5. Малодетные, среднедетные и многодетные семьи.

6. Однопоколенная, двухпоколенная, межпоколенная. (3, с.112).

У педагогов-практиков деление семей принято на «неблагополучные», «формально-благополучные», «благополучные», семьи «богатых».

В современном обществе появилось достаточно большое количество моделей современной семьи(4, с.35). [См. приложение № 2].

Это можно проследить и на основе анализа Социального паспорта ГДОУ НПО ПУ № 69 КК. Ребята нашего учебного заведения проживают в семьях различных моделей. [См. приложение № 3].

Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространённой.

2. Функции семьи в современном обществе.

Ученые-социологи выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т.п.

Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.

3. Правовая основа семейного законодательства.

Отношения в семье между ее членами, которые главным образом связаны с их лично - доверительным характером, относятся к числу таких, где существенно ограничивается применение норм права. Семейное законодательство – это система законодательных актов, регулирующих семейные отношения, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные имущественные и неимущественные между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), и другими родственниками, а также определяет порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей, рассматривает выплату алиментов в случае развода супругов и мн. др.

Конституцией Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство, детство находятся под защитой государства (1, с.13). Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс Российской Федерации. [См. приложение № 3].

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

К источникам семейного права относятся также Конвенция о правах ребенка и другие международные акты. Отдельные правоотношения в области семейного права регулируют Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный кодексы.

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА».

Методика исследования

1. Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.

2. Анализ полученных данных.

Описание исследования

В ходе исследования были опрошены учащиеся ГБОУ НПО ПУ № 69 КК. Возраст респондентов от 16 до 19 лет.

Анкета была представлена в виде теста. Тест состоит из 12 вопросов, где респондентам было необходимо выбрать те варианты ответов, которые отражают их представления о семье и браке, ответить на вопросы и проранжировать категории по степени значимости. [См. приложения № 5].

В ходе анкетирования были выявлены позиции респондентов по всем включенным в анкеты вопросам. [См. приложения № 6].

Результаты исследования.

В результате анкетирования нами были получены следующие данные:

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района [См. приложения № 7, 8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. 15% девушек отметили ведущей ценностью – любовь, а 13 % юношей – материальное обеспечение,11 % юношей – друзей. Наименее значимым для респондентов являются стремление к познанию (3 %) свобода в действиях и поступках (4 %). Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56 %), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40 % девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52 %). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Выводы:

  • Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис (64 %), причем в наибольшей степени с этим согласны девушки (49), меньше юноши (15 %); совсем не задумываются об этой проблеме юноши (5 %). 31 процент респондентов считает, что кризиса семьи в современном обществе нет.
  • Для большинства респондентов семья и здоровье важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
  • Для значительной части молодых людей семья является одной из ведущих ценностей в жизни.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Известный российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранять. Сегодня на нее обрушились «четыре джинна», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями (6,с.192

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района. [См. приложения № 7,8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56%), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40% девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52%). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Под влиянием модернизации различных сфер общественной жизни в XXI веке сложилась тенденция к сосуществованию в обществе различных моделей семьи, но и наряду с этим, в нетрадиционных, модернизированных моделях семьи ограничена ответственность супругов, т.е. размываются некоторые обязательные функции, что негативно влияет на процесс социализации подрастающего поколения.

Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону - проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

Практическая значимость работы: Результаты данного исследования можно будет применять на уроках обществознания и права, на классных часах и родительских собраниях по теме: «Семья и семейные отношения».

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011.
  2. Семейное законодательство. – / Под ред. С.А. Подзорова – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации.-НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 2009.
  4. Акутина С. П. Воспитание = семья и школа.//Классный руководитель.- 2006.- №7.
  5. Анкета «Молодежный образ жизни».// Воспитание школьников.-2005.- №2.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов.-2-е изд.-М.: Научно-технический центр «Университетский»: Айрис-пресс,2010.
  7. Мачехина О. Семья в современном обществе.// Воспитание школьников.-2003.- №4.
  8. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учеб.Пособие.-М.:АСТ, 1996.
  9. Обществознание.10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Самохина А. К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников.//Право в школе. – 2004. - №4.
  11. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьников.-2002.-№ 3.
  12. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Исторические типы семейных взаимоотношений

Групповой брак внутри общины

Полигамия

Переход от Homo habilis к Homo sapiens

Многоженство

Матриархат

Период собирательства как основного занятия

Патриархат

Парный брак

Охота как один из основных источников обеспечения жизни

Переход к скотоводству и земледелию

- Патриархальная семья

Моногамия

Классический пример – «римская семья»

Церковный брак (неравноправное положение супругов в семье)

Средневековье

- Добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью)

Начало эпохи Нового

времени – XX век

- Появление разнообразных моделей семьи

С середины XX века

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ГБОУ НПО ПУ № 69 КК НА НОЯБРЬ 2011 Г. (ФРАГМЕНТ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Конституция РФ

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейный кодекс РФ

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 № 140-ФЗ).

Статья 40.

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41. Заключение брачного договора

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Дорогой друг! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, ваши ответы помогут нам сформировать представление о знаниях семейного права среди молодежи нашего района. Ваш пол: - Мужской - Женский

1. Как вы понимаете слово "семья"?

2. Что вы ждете от семьи, в которой живете?

А) хорошо организованного быта; Б) радости общения;

В) покоя и защиты; Г) благополучия и согласия

3. Что заботит вас в семье:

А) здоровье всех членов семьи; Б) трудовое участие;

В) совместно проведенные вечера; Г) быт, еда; Д) свой вариант ответа:

4. Хотите ли вы, чтобы ваша семья была похожа на родительскую, почему?

А) да; Б) нет; В) не знаю.

5. Какой тип семьи из перечисленных ниже вы предпочтете для создания своей семьи: А) патриархальный Б) партнерский?

6. Какой брак для Вас предпочтительнее:

А) Официальный Б) Гражданский В) Церковный Г) Ни какой.

7. Допускаете ли вы гражданский брак?

А) да, Б) нет, В) не знаю.

8. Какой возраст вступления в брак вы считаете оптимальным?»

9. На каких ценностях будет основана Ваша семья?

10. Какое количество детей планируете иметь в будущем?

11. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития? Да, Нет, Не знаю.

12.Мои ценности.

Расставить по степени значимости критерии: цифра 1 – те критерии которые по вашему мнению представляют наивысшую ценность для вас (2 критерия), Цифрами 8 –9 обозначьте те ценности, которые для вас имеют наименьшее значение, остальные критерии пронумеруйте по степени убывания.

Здоровье -

Материальная обеспеченность -

Любовь -

Интересная работа -

Друзья -

Семья -

Стремление к познанию -

Активная деятельность -

Уверенность в себе -

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе анкетирования были выявлены позиции учащихся по всем включенным в анкеты вопросам.

На первый вопрос : Как вы понимаете слово "семья"?

Респонденты предложили следующие варианты ответов:

  • Круг людей, всегда готовых поддержать, помочь.
  • Родители и дети.
  • Просто слово.
  • Родственная связь, взаимопонимание, что то самое дорогое.
  • Это самые надежные, люди, которые всегда за тебя, всегда рядом.
  • Группа людей, которые живут в одном доме и их связывают родственные отношения.
  • Это то место, где вас всегда ждут и встречают с теплом.
  • Это самое значимое в жизни человека, одно целое.
  • Я и любимый.

При ответе на второй вопрос «Что вы ждете от семьи, в которой живете?» мнения разделились следующим образом: Г

благополучия и согласия

Все три варианта

А ходе анализа было выявлено, что большинство юношей (20%) от семьи ожидают хорошо организованного быта; а для девушек наиболее важны покой и защита (36%).

Вопрос 3 . «Что заботит вас в семье?»

Вариант ответа

В процентах

Девушки

Юноши

здоровье всех членов семьи

Объединили ответ с вариантом А

совместное проведение вечеров

быт и еда

трудовое участие

не знаю

Здесь, как мы видим, было выявлено почти полное единодушие. 96% респондентов (44% девочек и 36% мальчиков) считает, что самое главное в семье это здоровье всех ее членов, и только один юноша ответил: «не знаю».

На четвертый вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваша семья была похожа на родительскую?»

Вариант - «ДА» предпочли10 человек (40%) из них 2 юноши (8%) и 8 (32%) девушек, отметив при этом, что в семье всегда согласие и понимание (1ч. – 4%); что моя семья очень хорошая, присутствует совет да любовь, царит уважение (2ч. – 8%).

«НЕТ» ответили 8 человек (32%) респондентов, причем большинство категоричных ответов относится к юношам (24%); отметив, что в семье большие разногласия (4%)

Вариант – «НЕ ЗНАЮ» выбрали 7 человек (28%), из них 5 девушек (20%).

Один учащийся (4%) отметил, что мне бы не хотелось, чтобы некоторые ситуации повторялись в моей семье.

Вопрос 5 . «Какой тип семьи, партнерский или патриархальный, вы предпочтете для создания своей семьи?

Вопрос 6. Какой брак для Вас предпочтительнее:

Официальный - 76.56%

Гражданский - 15.62%

Церковный - 5.81%

Ни какой - 2%

На 7 вопрос: «Допускаете ли вы гражданский брак?» ответы были следящими.

Допускают гражданский брак 14 человек (56%) из них 9 девушек и 5 юношей.

-«Нет», ответили 5 человек (20%) - 3 девушки и 2 юноши.

-«Не знаю, возможно» ответили 4 человека (16%) 1 юноша и 3 девушки.

Не знают, что это такое 2 человека.

8. Какой возраст вступления в брак вы считаете оптимальным?»

18 лет - считают 6 человек (24%) из них 2 юноши и 4 девушки;

У юношей максимальный возраст вступления в брак 23 года, у девушек – 25 лет.

9. На каких ценностях будет основана моя семья:

10. «Какое количество детей планируете иметь в будущем?»

11. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

УДК 314.6+316.752 К.А. Ружинская, Е.С. Цыганенко, О.Е. Пантелеева ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ В статье рассматриваются ценностные ориентиры современной молодежи. Определена роль института семьи и брака в процессе социализации личности. На основе анализа общественного мнения зафиксирована динамика ценности семьи для различных возрастных групп населения и исторических периодов. Выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование отношения молодежи к семейной жизни. Рассмотрена роль государства в создании условий для закрепления ценности семьи у молодых людей. Ключевые слова: молодежь, молодые люди, семья, брак, ценности. Молодежь, как катализатор в цепочке повседневных событий, способна идти наперекор биологическим ритмам, законам природы и чужим убеждениям. К сожалению, ухватить от жизни все – невозможно, поэтому, приходится расставлять приоритеты. Самостоятельность на любом этапе развития являлась ведущим качеством личности, которое выражалось, прежде всего, в ответственности за себя и своих близких. Безусловно, в некоторых вопросах молодежь является серьезной и ответственной, чаще – наивной и инфантильной. Главное, это не бояться совершать ошибки, из которых впоследствии формируется жизненный опыт. Но, как бы то ни было, интересно отметить, что именно семья закладывает основы будущего жизненного опыта и моделей поведения молодёжи . Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос «Идеальная семья для Вас – это…». Опрос наглядно показывает представления молодых людей о семейной жизни. Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет считает идеальной такую семью, в которой царит взаимопонимание, поддержка и уважение, несмотря на возникающие финансовые трудности. Также, молодым людям важна самостоятельность и обособленность от других родственников в ведении семейных дел. Кроме того, важно, чтобы интересы семьи в целом стояли выше частных интересов каждого ее члена. Идеальная семья в представлении молодежи от 25 до 34 лет практически не отличается от предыдущей возрастной группы. Единственное отличие, состоит в том, что в данной возрастной категории молодые люди больше предпочитают равноправие, нежели наличие единого лидера в семье. Как видно, идеальная семья уже не ассоциируется с высоким уровнем материального дохода, как это было в 2012 году, когда 17% россиян считали материальные блага залогом идеальных семейных отношений. Сегодня, 87% респондентов не пугают финансовые проблемы, главное, чтобы в семье было взаимопонимание, поддержка и уважение, а патриархальный тип семьи является пережитком прошлого. Данный формат взаимоотношений в семье поддерживают 52% россиян. Свое отношение молодые супруги поменяли и к вмешательству в их личную жизнь со стороны родственников. Так, в 2016 году отказываются от советов и помощи семьи 58% респондентов, что на 7% меньше, чем в 2012 . Популярность к регистрации официальных браков снижается. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2014 году зафиксировано 1225985 регистраций браков, а в 2015 году – 1161068, что на 64917 меньше. С разводами дела обстоят лучше, ведь в 2014 году их зафиксировано 693730, а в 2015 – 611646, что на 82084 меньше, чем в прошлом году. Возможно, это связано с увеличением пошлины, которая могла снизить 1 количество обращений в суд с просьбой о разводе . В современных условиях развития общества, где однополые браки становятся нормой - актуально говорить о ценностной ориентации семьи. Безусловно, главными ценностями в семье являются любовь, поддержка, комфорт, и дети. Существующая на данный момент © Ружинская К.А., Цыганенко Е.С., Пантелеева О.Е., 2016 г.

Своими суждениями на семейную тему делится учащийся 11в класса Андрей Чепижак.

Семья, что же это?

Я считаю, что понятие «семья» очень близко понятию «дом». Это место, где тебя поймут, выручат, согреют. В разные времена понятие «семья» было наполнено разным смыслом. Ведь меняется мир, меняются ценности, меняются отношения.

В двадцать первом веке слово «семья» становится более многозначным. Общество не стоит на месте, в нем происходят сложные социальные процессы. И семья – это уже не только сообщество в привычных рамках. Не только «папа, мама и я», но и «мама и я», и даже «две моих мамы и я». И, наверное, правильно, что общество не стало отторгать те случаи, когда семья имеет не совсем обычный состав. Ведь жизненные ситуации складываются по-разному. И люди, живущие в таких семьях, не должны от этого страдать. В прежние времена бывали случаи (в дореволюционной России, например), когда ребенка не брали в хорошее учебное заведение только потому, что он был из неполной семьи. А сейчас на эти факты смотрят иначе: состав семьи на прием в учебные заведения не влияет.

А теперь поговорим о том, всегда ли состав семьи влияет на то, какими вырастают дети. Сначала рассмотрим самый обычный вариант – семью, в составе которой есть и мама, и папа, и дети. Можно для примера вспомнить известный кинофильм «Утомленные солнцем». Во-первых, понятие семьи в советские времена было тоже не совсем однозначным, поскольку все на себе «тянула» в основном мать. Но в том фильме, вопреки советской безотцовщине, показана семья в традиционном составе: отец, мать, дети. Папа - важнейший персонаж, так как он – глава семьи и основной добытчик материальных ценностей. Мама – хранитель очага, советчица отца. В таких крепких семьях было принято иметь несколько детей, обучать их какому-нибудь ремеслу или творчеству. Как правило, из таких семей выходили очень достойные люди.

Ну а вот другой пример – тоже из фильма, который называется «Родня». Мать и бабушка воспитывают дочь. Все делается этими женщинами ради ребенка. И девочка, вырастая, видя заботу о себе, благодарна маме с бабушкой. В этой семье тоже формируется достойный человек.

Выходит, разница вовсе не в том, какая у тебя семья – полная, неполная. А в том, как люди относятся друг к другу. Взаимоотношения и климат в любой семье – решающий фактор. Как взрослые относятся друг к другу – таким и будет ребенок. Важно не то, в какой семье ты вырос, а то, каким ты стал.

... люди в браке живут дольше.

Шестиклассница Даша Тарасова убеждена, что ученые правы, когда утверждают, что
...люди в браке живут дольше.

Зачем человеку семья? Этот вопрос касается многих, кто выбирает ориентиры для жизненного пути. В современном мире большинство ценит карьеру, деньги, славу. После института многие молодые люди не торопятся обзаводиться семьей, думают о большом заработке. И рассуждают примерно так: сначала заработаю много денег, потом полюблю, потом – женюсь, потом буду воспитывать детей…Редко, кто счастлив в браке, живя с такими убеждениями. Современные молодые люди не ориентируются на семейную жизнь. Почему? Окружающая среда превозносит другие ценности.

Но ученые убеждены в том, что люди в браке живут на шесть лет дольше. Так ли это? Очень хочется верить. Все зависит от внутрисемейных отношений. Можно жить любя, а можно – терпя и даже ненавидя.

Но главный момент в жизни любой семьи – дети. Они помогают вновь обрести любовь, открывают многие тайны семейной жизни. Иногда семья на грани развода, но вот появляется ребенок. И вот уже отношения налаживаются, снова в доме пахнет свежими розами, снова приходят мир и взаимопонимание.

Афоризмы о семье

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.
Гегель

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - все гладко.
Л. Н. Толстой

Жениться, ничем не связывая себя,- предательство.
М. Монтень

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
А. Шопенгауэр

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
Ф. Ницше

Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете.
Н. Шамфор

В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
В. О. Ключевский

Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
Ф. Бэкон

Брак без детей, как день без солнца.
Античный афоризм

самое плохое - это безразличие

Восьмиклассница Александра Назарова считает, что даже если у тебя есть семья, в ней
самое плохое – это безразличие.

В наше время понятие семьи у всех разное. У одних – это круг родных и близких друзей, у других - люди, с которыми ты должен жить под одной крышей, но с которыми и общего ничего нет.

В моем понимании семья может иметь несколько линий поведения. У одних главное – учеба, работа, но не хватает человеческого внимания. А у других – на первом месте человеческое тепло. Таким семьям жить легче, они намного счастливее.
Но самое плохое – это безразличие. Иногда бывает, что родители есть, но они тебя даже не замечают. Живут своей непонятной жизнью. Самое страшное, когда семья есть, но ты им безразличен. Тяжело осознавать, что так относятся к тебе близкие люди.

Мое понятие семьи, возможно, покажется детским, но я считаю, что семья – это где есть мама и папа, дедушка и бабушка, и которые любят тебя таким, какой ты есть. Которые волнуются за тебя, и если надо – поругают. Они хотят, чтобы ты свою жизнь прожил достойно. Семья – это дом, где тебя ждут и любят.

Все должны помнить

Умение думать об обездоленном ближнем – такое нужное, но, увы, не так уж часто встречающееся качество человека. Об этом – в материале Божаны Зайнуллиной, 6в1 класс.

Текущий год назван годом семьи. Почему? Уже давно пора обратить внимание на проблемы наших семей. Ведь семья – это то, что всем нам очень необходимо. Это люди, которые нас любят, о нас заботятся. Это – наш дом.

Я тоже очень привязана к своей семье. Но моя семья – неполная. У меня есть мама, но нет отца. А бабушка и дедушка – далеко в Ижевске. Другие мои родственники, а ведь это тоже моя семья, разбросаны по всей России: на Кубани, в Бемыже (есть такой городок), в Грахово, да еще во многих других уголках страны. Я отделена от этих людей, но я счастлива – ведь они у меня есть.

Но живут на свете дети, у которых нет семьи. Их родители не могут заниматься воспитанием, потому, что сами не умеют себя вести. Многие люди как бы не замечают этого, ведь у них все благополучно. Конечно, существуют благотворительные проекты. Как, например, в нашей школе – сбор вещей детям приюта «Ребенок в опасности». Но родителей этим не вернешь. Нужно думать о том, как укреплять семьи. И все должны помнить, что есть дети, у которых семьи нет и, может быть, никогда не было. Я бы очень хотела, чтобы все люди, которые живут в благополучных семьях, помогали бы детдомовским ребятам. И когда я вырасту, я обязательно сделаю все возможное для детей, нуждающихся в помощи.

... брак уже не считается святым...

Так думает Руслан Мубарякшин, 10в1 класс. Прав ли он?

Я считаю, что с проблемами в семье виновато и государство. Много свободы: можно хоть сто раз пожениться и развестись. Из-за этого брак уже не считается святым, посмертным событием. Устои молодых людей расшатались. Из-за пошлятины, которую крутят по телевидению и прочему. Мужчина становится всё более слабым по сравнению с женщиной. Это проблема государства. Режим должен быть более авторитарным в таких вопросах, как семья. Ведь общество складывается и за счет государственного порядка тоже.

Ребенку уделяется мало внимания

Так считает Матвей Грищенко, 9а класс. Что делать?

Семья – очень растяжимое понятие. Она может быть счастливой или несчастной. Ребёнок должен жить в полной семье и получать достаточно внимания от обоих родителей. Семья формировалась испокон веков. В первобытные времена уже зарождались такие понятия, как любовь, чувство ответственности и др. Со временем понятие семьи пропадало. В наше время много несчастливых браков, неполных семей, множество детей брошены или живут в интернате. Во многих семьях родители часто в командировках или просто допоздна на работе, следовательно, ребенку уделяется мало внимания. Из-за этого ребенок может начать хулиганить, приобрести вредные привычки и др. Я считаю, что даже в небогатых семьях родители могут достойно воспитать детей. Можно просто выходить с детьми хотя бы в парк на прогулку. Таким образом, ребенок проводит больше времени с семьей и может брать пример на будущее.

Тема семьи очень велика, ее можно обсуждать очень долго…

Не бросайте детей!

В России много детей, оставленных родителями. Проблема сиротства в России очень большая и нерешенная. Можно ли ее решить? Конечно, можно, но об этом должен знать и думать сам родитель, а не сбрасывать свою нагрузку на других людей. К примеру, в странах ближнего зарубежья, таких, как Киргизия, Армения, Таджикистан, - нет практически детей, брошенных на произвол судьбы. У них большие семьи: дяди, тети, бабушки, дедушки и другие родственники. Поэтому дети не остаются на улице. Даже цыгане, которые ночуют на вокзалах, на остановках, не бросают своих детей.

Дарья Лоскутова,
9а класс

Самое главное, что есть в жизни

Какой должна быть семья? Семья должна быть полна тепла, взаимопонимания, дружной, полной любви. Многие знают, что такое настоящая семья, живут с родными людьми и радуются я жизни вместе. Но ведь есть люди, которые даже не имеют представления, что такое семья, и, самое страшное, они не знают, что такое материнская любовь. Это проблема со временем стала очень большой проблемой общества, но …как беззащитный маленький человек может быть проблемой? Нужно всеми возможными способами помогать людям, которые лишились родных, дарить им любовь и тепло.

Но есть еще немаловажная проблема. Иногда человек живет в семье, но не знает, что значит любить и не ощущает тепла. Единственное, что они знают, - это боль и абсолютное отсутствие внимания. Но ведь в этой семье есть и мама и папа…

Люди, любите ближних, ведь семья – это самое главное, что может быть в жизни!

Ксения Рыжева,
9а класс

Какая семья, такие и дети

Для маленьких детей семья – это мама, папа. А для меня семья - это близкие люди, родные. На мой взгляд, семья, это частичка меня. Я очень люблю своих родителей, они для меня многое сделали. Мои родители мне дали образование, мама выработала во мне характер. Семья для человека - всё. Если у человека нет семьи, то человек одинок. А одинокие люди живут намного меньше, чем люди, у которых есть семья. Часто бывает, когда в семье злые, грубые родители, таким же вырастает и ребенок, а если в семье добрые, честные, открытые люди, то и ребенок, следовательно, такой же. От мамы я хотела бы взять характер, хозяйственность, от папы – доброту и целеустремленность. Семья значит для человека очень много!

Евгения Гусева,
8а1 класс

Что можно сказать о современной семье?

Наверное, я думаю, что самая главная особенность, - это то, что современная семья очень-очень редко доживает до таких дат, как серебряная или золотая свадьба. По-моему, нынешние семьи распадаются уже на 2-3 год совместной жизни. Из-за чего это происходит? Одна из важнейших причин, по-моему, - это - конкуренция между супругами. Так как сейчас женщина очень серьезно относится к своей карьере, то она достаточно много уделяет времени своей работе, и нередко зарплата жены превышает зарплату мужа. На фоне этого сначала возникает ревность мужа к работе супруги, а потом и серьезные конфликты, следствием которых может быть развод.

Ева Кесян,
10в1 класс

О дефиците домашнего общения

По-моему мнению, проблемы в семье есть у всех. Только у одних их больше, а у других их меньше, у кого-то они крупные, а у кого-то мелкие и незначительные. Мне кажется, что большой проблемой является отсутствие взаимопонимания в семье, прежде всего между детьми и их родителями. Я бы на месте родителей больше общалась с детьми, но не только по поводу школьных уроков, а узнавала бы, как у них дела с одноклассниками, и прилагала бы много усилий на развитие их способностей, талантов. Еще надо доверять своим детям. Ну, и конечно, ни в коем случае не бить их. Надо учить их тому, чему вы научились за свою жизнь, но так, чтобы это было им интересно!

Яна Чернышова,
10в1 класс

Неполная семья?

Если в семье только один родитель, будет ли воспитание ребенка неполноценным, однобоким? Я считаю, что нет. Но только в том случае, если в семье царит любовь, а это обязательно должна быть любовь взаимная. Ведь даже один родитель иногда может дать ребенку гораздо больше любви и внимания, чем порой дают отец и мать вместе взятые. Конечно, минус в том, что не хватает времени из-за работы, но в семье это компенсируется, если есть общие интересы, традиции. Как мне кажется, преимущества такой семьи заключается в том, что ребенок должен не только потреблять, но и поддерживать семейный очаг, это умение может помочь ему в будущем. Так же ребенок должен брать на себя часть семейных обязанностей, и тогда он больше времени будет проводить со своим близким…

Алексей Ардов,
10в1 класс

Новый человек в семье

Иногда главной проблемой в семье является развод родителей, приход в семью нового человека. С таким человеком отношения складываются постепенно или отсутствуют полностью. И таким образом семья разделяется на две части, которые зависят друг от друга, но не признают этого. Иногда человек, пришедший в семью, вместо того, чтобы высказать своё мнение, скажем, о воспитании ребёнка, этому же ребёнку начинает указывать. А настоящему родителю «тыкать пальцем» на методы воспитания, которые, по его мнению, могут быть продуктивными. Таким образом, возникает конфликт между ребёнком и мачехой или отчимом. То есть признание этого пришедшего в семью человека уходит далеко за горизонт, на неопределенное время. Но даже если такого человека не признают в семье, то он может каким-то образом положительно влиять на семью. Допустим, у него интересная профессия, привычки (например, выезжать за город по выходным). Это положительное влияние на семью пробивает путь к хорошим и твёрдым отношениям в этой же семье.

Аркадий Третьяк,
10в1 класс

Немного о разводах

Почти в каждой семье случается такая неприятная вещь, как развод родителей. Для детей это настоящая трагедия, когда родные и любимые мама и папа разводятся. Особенно страшно становится маленьким детям. Они не понимают, почему папа уезжает надолго, а мама плачет по ночам. Им кажется, что это они виноваты, что родители ссорятся. Конечно, родители пытаются объяснить им, что они ни в чем не виноваты, что все будет хорошо, что их никто никогда не оставит. Некоторые после разговора всё начинают понимать, но есть и такие дети, которые наоборот, ещё сильнее признают свою вину. Разумеется, когда дети вырастают, они понимают, почему родители развелись. Но им тяжело осознавать, что родители больше не вместе и почему в дом приходят другие люди, которых дети должны называть «мамами» и «папами».

Вера Семенова,
10в1 класс

Люди смотрят на жизнь через финансы

Совсем недавно обратила внимание, что в современном мире много неполных семей. Может быть, это просто совпадение, но у меня только две подруги из полных семей. Мир, современная действительность обесценивает семью. Люди смотрят на жизнь через финансы, а не по-человечески. Это неправильно. В какой-то мере мне повезло, у меня любимый отчим. А у моей подруги только мать. Но кому из нас повезло больше, трудно сказать…

Евгения Колчанова,
10в1 класс

Женскому полу требуется свобода!

Считает Мария Байда из 10в1 класса. А вы согласны с этим?

На одном из уроков мы обсуждали обязанности женщин и мужчин в семье. Женщина должна заниматься бытовыми проблемами, а мужчина должен быть добытчиком. Я с этим не согласна! Женскому полу, так же как и мужскому, требуется свобода, если же она отсутствует, то это может привести к нежелательным последствиям. Почему-то мужчины считают, что у слабого пола полно свободы, но это не так! Где она? Женщины следят за детьми, за домом, за потребностями остальных членов семьи, а за собой попросту не успевают. Где же им успеть, когда нет свободной минуты? Мне кажется, что именно поэтому женщины и решают устроиться на работу. Конечно, это тоже труд, но там можно познакомиться с новыми людьми, сменить обстановку, это уже своеобразный отдых. Дальше… На уроке прозвучала мысль, что каждый должен выполнять свои обязанности в семье, а из этого следует, что женщине лучше не работать. Но ведь многие мужчины сами хотят отправить женщин на работу (по разным причинам)… И что же тогда делать?

Ищите занятия, которые бы вас сближали...

О взаимоотношениях с мамами размышляет Полина Пахмова, 6в2 класс.

Мама - наш самый близкий человек с рождения. Конечно, мы все их любим, ценим и уважаем. Но и у каждого могут быть определённые проблемы со своими матерями.

Какие это могут быть проблемы? Итак, основные сложности.

Очень распространённая проблема: разногласия в чём–либо. Будь то музыка,стиль одежды, а иногда даже и выбор молодёжного направления. Конечно, плохо, когда мамы (да и не только они) запрещают то, что им самим кажется неправильным, но ведь можно и по душам поговорить, найти компромисс. Мне с мамой очень повезло, т.к. интересы, особенно в музыке: у нас совпадают. Не каждая мама слушает «КиШ», «50 cent» , «Cinema Bizarre» и т.д. Просто нужно искать что-то общее.

Часто мамы ограничивают нас в свободе, поступках, действиях. Да, это обидно, когда тебе что-либо запрещают, но матери лишь хотят оградить нас от ошибок. Казалось бы, ошибшись и имея опыт, мы лучше уясняем ситуацию, но, с другой стороны, послушав родителей, можно обойтись и без печальных последствий.

Стоит получить плохую оценку, как дома сразу же ждёшь худшего. Эта проблема распространена практически в каждой семье. А всё лишь потому, что нашим близким очень важен наш уровень знаний, ибо стать в этой жизни кем-то без хороших мозгов сейчас крайне сложно. Ведь наши мамы не всегда смогут нас опекать и поддерживать, когда-нибудь придёт время жить самостоятельно.

Чтобы подобных проблем не возникало, нужно как можно больше сблизиться с мамой и
иметь с ней хорошие дружеские взаимоотношения. Ищите те занятия, которые бы занимали вас обоих. Для кого-то это спорт, а для кого-то - поэтический кружок. Но что бы это ни было, главное, чтобы вы сумели бы сблизиться и лучше понимать друг друга.

Удачи вам и совместных интересов!

Трудности переходного возраста

Как все начинается?

Переходный возраст. Проблемы, связанные с ним, начинаются у всех не в одно и то же время. У кого-то годом раньше, у кого-то годом позднее. Это зависит от многих причин: от психики, физического состояния, мировоззрения и даже семейных отношений. Стадия переходного возраста состоит в том, что человек готовится подняться на следующую, взрослую ступеньку общества. Из ребенка он перерастает в псевдо -взрослого человека (подростка), и тут же просит обратить на себя внимание и “выпустить из семейных уз”.

Поиски самого себя
Мир начинает поражать подростка разнообразием новых впечатлений. Если же взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, ему становится еще тяжелее. Он начинает искать себя вне семьи, в мире увлечений. Многие ищут себя в музыке. Чаще – как слушатели, реже – как исполнители. Но наибольшее влияние на подростков сейчас оказывают субкультуры: неординарная музыка, тусовки, спортивный экстрим. В наше время их около 40 видов и в каждом по 15-20 подвидов. Субкультур не надо бояться – сами по себе они не несут ничего разрушающего.

В чем таится опасность?
Если у подростка возникают сильные противоречия с окружающим взрослым миром, он старается защитить себя. Или оградить. И тогда возникает опасность попасть под влияние вредных пристрастий: сигареты, алкоголь, а потом – и наркотики. Все, что раньше было немыслимо, может стать необходимостью. Многие после этого не могут покончить с плохими привычками так и не выходят из этого состояния. Они становятся “прожигателями жизни”. Мне кажется, что в этом - вина родителей. На человека в переходном возрасте надо воздействовать без лишних запретов, постепенно «выпуская его на свободу». Переходный возраст скоро закончится, и жизнь перейдет в привычное русло.

Кому сложнее?
Девушки утверждают, что им в переходном возрасте живется сложнее. Парни яростно доказывают, что им не легче. У тех и у других свои сложности. Девушки, в основном, отстаивают свое право на личную жизнь. И при этом чаще поддаются эмоциям, чем здравому смыслу. У парней же все намного сложнее. Им хочется предстать перед родителями уже полностью свободными, поставить себя среди своих сверстников на высшую планку и найти смысл жизни. По природному убеждению каждый мужчина где-то внутри считает, что он умнее любой женщины и что они не вправе учить его чему-то. Но, к великому сожалению, во время переходного возраста парня окружают почти одни женщины. Мама, которая продолжает видеть в своем сыне ребенка, продолжает задавать свой ритм жизни. Учителя могут не являться для парня авторитетом только потому, что они женщины. Часто и девушки, окружающие парней, стремясь подавить их излишней опекой, становятся подобием второй мамы. Из-за этих факторов поведение парней в переходном возрасте может стать неуправляемым.

Как справиться с трудностями?
С трудностями переходного возраста нужно справляться всем вместе. В первую очередь сам подросток должен осознать, что мир, окружающий его теперь, вовсе не враждебен. А родители не должны проявлять лишнюю жесткость, дать своему подрастающему ребенку определенную свободу. Учителям нужно помнить, что в период переходного возраста успеваемость в школе не всегда является для подростка важнейшей проблемой его жизни. И если все стороны будут уважать друг друга и относиться терпеливо, переходный возраст не будет таким проблемным периодом.

Иван Станченко,
10в2 класс

Переходный возраст... у родителей

Одним из насущных вопросов для подростков является тема их взаимоотношения с родителями. Зачастую между взрослыми и ребятами назревают конфликты, и у этого есть ряд причин и свои объяснения. Нередко родители забывают, какими они сами были в подростковом возрасте. И требуют от детей делать то, чего никогда не делали сами. Это путь в никуда. Воспитывать нужно личным примером, а не реализовывать путем тирании над собственным ребенком свои несостоявшиеся мечты: у него есть свои, к которым он, возможно, стремится. Вырастить банкира путем принуждения - задача сомнительная. Однако даже после финансового успеха ребенок может отторгать родителей, если они заставили его добиваться победы путем насилия над собой. Не каждому для счастья нужны огромные деньги, а прокормить себя и свою семью способен каждый здоровый взрослый мужчина.

Следующая проблема – переходный возраст. Здесь уже нет правых и виноватых – есть лишь потерпевшие, каковыми являются обе стороны. Этот вопрос решается с течением времени, которое мы в силах ускорить. Обычно подросток на этой стадии – психически сформировавшийся взрослый человек, но социально не имеющий прав и зависящий от родителей, которых и принимает за виноватых. На мой взгляд, помочь ему можно, наделяя новыми правами и обязанностями (в семейном кругу).

У родителей тоже есть переходный возраст. Они начинают стареть, и мы, их дети, являемся постоянным видимым напоминанием об этом. В конце концов, они смирятся со своим возрастом, но мы должны всячески поддерживать их: матерям говорить, что они молодо выглядят, а отцам – что они находятся в хорошей форме.
Все люди когда-то бывают неправы, но нельзя забывать – они – наши родители и любят нас. Не стоит отвечать раздражением на раздражение, грубостью – на грубость. Ведь любовь в том и заключается – надо делать взаимные уступки ради сохранения мира в семье, и не забывать, что все мы люди и все мы грешны…

Константин Казимиров,
11б класс

Две стороны маминого профессионализма

Размышления о том, как влияет женский профессионализм на жизнь ребенка в семье в материале Шихановой Алены(8а1 класс).

В двадцать первом веке понятие «семья» сильно изменилось. Женщина давно уже не скрыта в четырех стенах, она активно работает и многого добивается. И отец – уже не всегда главный добытчик. И во многих семьях во всем главная роль принадлежит женщине. Есть статистические данные, что большинством крупных компаний управляют женщины. Хорошо, конечно, что женский профессионализм пользуется таким успехом, но карьера часто мешает женщине создать полноценную семью. Работа у большинства бизнес-леди стоит на первом месте. А как же дети? Иногда их появление откладывается на неопределенный срок, а когда уже карьера состоялась – часто бывает поздно.

Ну а если в семье активно работающей женщины дети все-таки есть? Зачастую уход за маленьким ребенком бывает сокращен до минимума, и женщина вновь полностью окунается в работу. Малыш живет в окружении бабушки и дедушки, а то и совершенно чужой женщины – няни. А маму видит только в редкие выходные дни.

Какой же можно сделать вывод? Прогрессирующий женский профессионализм имеет и хорошую, и плохую стороны. Обществу достается все больше, а собственному ребенку – все меньше. А значит, будущим мамам, которые сориентированы на профессиональную карьеру, нужно подумать, смогут ли они уделить должное внимание своему малышу.

Идеалы твоего детства

Думаю, каждый ребенок иногда бывает недоволен родительской позицией. Он думает, что когда повзрослеет, будет идеальным родителем. Но когда вырастает сам, его ребенок тоже становится недовольным и тоже думает, что будет идеальным - и так далее.

Меняется время, меняются поколения, и идеалы твоего детства, по которым ты воспитываешь ребенка, не совпадают с идеалами твоих детей.

Владимир Поляков,
9а класс