Редкая икона стиля – Айрис Эпфель (Iris Apfel): история женщины, предвосхитившей богемный шик. Айрис Апфель: «Мой гардероб растет, талия – нет

Рассказывает о том, как остаться образцом стиля в 92 года и почему некрасивой быть лучше.

Дарья Шаповалова

контрибьютор Style.com
и Nowfashion.com

айрис апфель

икона стиля

Журнал Dazed and Confused c Айрис Апфель на обложке, ноябрь 2012

Айрис, давайте сразу о том, что волнует многих. У вас большой гардероб?

Да, он занимает три комнаты в моей нью-йоркской квартире. Мне 91 год (в августе исполнится 92 - Прим. ред.), мой гардероб все растет, но талия - нет. У меня до сих пор есть платье, которое я надела на первое свидание с будущим мужем.

При этом комбинируете Вы вещи самым необычным образом.
Как окружающие реагируют на ваши авангардные наряды?

Я люблю наряжаться, и мне абсолютно все равно, кто и что обо мне подумает. Процесс приготовления к вечеринке мне нравится куда больше, чем сама вечеринка. Может быть, в прошлой жизни я была охотником, путешественником или коллекционером. Я испытываю особое удовольствие от процесса поиска - больше всего я не люблю приходить в магазин и слушать рассказ вышколенного продавца-консультанта о новой коллекции. Я люблю находить вещи самостоятельно, ведь тогда я чувствую себя добытчицей. Поначалу я даже боялась знакомиться с дизайнерами, чью одежду покупала - не хотела, чтобы они видели, как я меняла их первоначальный образ. Но в итоге им все нравилось.

По какому принципу вы сочетаете вещи? Сколько времени
на это обычно уходит?

Мой секрет очень прост: ношу только то, что мне нравится. Я никогда не иду в магазин, чтобы купить там весь наряд. Я покупаю одну понравившуюся вещь и, когда приходит время формировать образ и компоновать очень разные элементы, я быстро справляюсь с этой задачей. Одежда, конечно, для меня очень важна, но она не занимает все мое время. В жизни я занимаюсь многим, и порой у меня даже нет возможности подумать о том, что я надену сегодня.

Чем же вы обычно занимаетесь?

Я много работаю с музеями, больницами, университетами. Люблю ходить в музеи, не задумываясь над тем, во что я одета. Когда у меня плохое настроение, я надеваю обычный свитер и джинсы. Я начала носить их еще в сороковых. Я была одной из первых женщин Америки, кто вообще начал носить джинсы. Долгое время мне приходилось покупать мужские, поскольку женские в те времена производить еще не умели. В 1940-м году я училась в Висконсинском университете, и мне очень захотелось надеть джинсы с огромным тюрбаном. Пришлось идти в военно-морской магазин рабочей одежды. Тогда все рабочие были таких огромных размеров, что напоминали героев мультфильмов, которые одним махом могли запросто снести дерево. Естественно, моего размера джинсов в магазине быть не могло априори, да и вообще, когда продавщица услышала, зачем я туда пришла, меня быстро выставили за дверь. Но позже я все-таки отыскала пару нужного размера. С этого все и началось.

Как думаете, девушка с ограниченными финансовыми возможностями может быть даже более изобретательной в своем стиле?

Автор книги о моем стиле «Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel» Эрик Боман однажды сказал мне, что богатство может пагубно влиять на людей - они могут купить все, что захотят. Если у вас меньше денег, вы более изобретательны. Стиль - это, безусловно, врожденное чувство: вы либо им обладаете, либо нет. Но при этом вы можете постоянно работать над его усовершенствованием вне зависимости от собственных талантов и сферы деятельности. Если у вас нет врожденного таланта, то сможете стать более или менее творческим человеком. Правда, художником не станете.

Я была одной из первых женщин Америки, надевших джинсы

Есть такое понятие - «Икона стиля». Что оно для вас значит?

Я не знаю, как описать понятие «икона стиля», но я точно знаю, что Джеки Кеннеди-Онассис ею никогда не была. Да, она одевалась как подобает женщине ее класса, но в этом не было ничего оригинального. Вот Джинджер Роджерс иконой стиля была. А Джеки одевалась как тысячи других людей ее уровня.

Вы приветствуете оригинальность.

Да, но я не приветствую болезненную оригинальность - такую, как у Леди Гаги.

Какое десятилетие в моде было вашим любимым?

Мне нравились все за исключением того, в котором мы живем сегодня. Я не понимаю, что происходит с молодыми людьми. Некоторые одеты предельно хорошо, в то время как другие носят своего рода униформу, состоящую из джинсов в паре с пиджаком. Большинство молодых людей выглядят очень неряшливо. Меня, скажу честно, очень расстраивает, когда я вижу неухоженных девочек.

А что для вас настоящая женская красота?

Все зависит от женщины, ведь типажей очень много. Когда существует какой-то один стандарт красоты, значит, что-то не так с культурой. Не так давно мир пережил бум славы далеко не худенькой певицы Адель. Но согласитесь: она ведь красавица!

Да, она выделяется на фоне других поп-исполнительниц.

Что вы посоветуете женщинам, которые мечтают достойно стареть?

Коко Шанель говорила: «Ничего не старит женщину так, как ее попытки выглядеть моложе». Что бы вы ни делали и сколько бы у вас ни было денег, в 80 лет вы не будете выглядеть на 30. Зачем тратить столько сил и средств на эти манипуляции с внешностью? Было бы намного лучше, если бы женщины добавили себе ума в головы, а не ботокса на лицо.

А если девушка не обладает выигрышной внешностью - что тогда?

Если вы непривлекательны - это только плюс. Все красивые девушки, с которыми я училась в школе и которые ходили на все свидания, потом всю жизнь провели в страхе потерять свою красоту. Они всегда были настолько красивыми, что больше ничего в себе не развивали. С возрастом они работали только над тем, как бы не потерять свою молодость. А если вы внешне непривлекательны, вы развиваете в себе шарм и остроумие, может, какой-то талант или уникальную черту. Если вы некрасивая, у вас больше шансов стать привлекательной. А если вы красивая - зачастую вы просто красивая и все.

В этом году косметический бренд MAC своей музой выбрал не более, не менее, а одну из самых экстравагантных леди в мире моды, которая в прошлом году отметила не более, не менее, а свой 90-летний юбилей. Что же это за птица? Так и напрашивается вопрос. Ответ на который будет звучать примерно так: «Rare Bird of Fashion», или Айрис Апфель, которая ничуть не смущаясь, заявила на весь мир:

Я – самый старый тинейджер мира. А все эти американские иконы стиля слишком совершенны для меня.

Хотя иконой стиля её называют давно и постоянно, и с этим она уже ничего не поделает, ведь уникальный стиль либо есть, либо нет, а уж балансирование на грани всевозможных переплетений и зыбких стилевых переходов является подлинным искусством, которым Айрис Апфель владеет в совершенстве. А уж кем она вам покажется: экстравагантной старушкой в круглых очках, «старым тинейджером» или «редкой птицей» от моды с ярким оперением, уже не суть важно, свою немалую долю восхищения от вас она получит в любом случае.

Айрис Апфель появилась на свет в семье русских эмигрантов в первый день 1923 года. Это произошло в Квинсе на Лонг-Айленде. На дворе была Великая депрессия. Но отца Айрис, который был предпринимателем, она мало коснулась. Он поставлял предметы из стекла и зеркал для дизайнеров по интерьеру. А Айрис по зову сердца поступила в Нью-Йоркский университет изучать историю искусств. Кроме этого она ещё успевала посещать художественную школу при университете штата Висконсин.

Карьера Айрис началась с работалы в журнале Women’s Wear Daily, а чуть позже она познакомилась и стала сотрудничать с Элинор Джонсон, дизайнером интерьеров. И через некоторое время уже вместе со своим мужем Карлом Апфелем она основала собственную текстильную компанию Old World Weavers, которая в итоге стала одной самых престижных и популярных в мире. Компания Апфель специализировалась на производстве точных копий античных тканей.
Кстати, эта фирма существует и сейчас, только уже с другими хозяевами — в 1992 году супруги продали свою компанию, однако Айрис до сих пор является ее консультантом.

Невероятная Айрис считается одной из самых неподражаемых и жизнеспособных личностей в мире моды. Она уже больше пятидесяти лет коллекционирует античный текстиль и бижутерию, является музой множества проектантов и с неисчерпаемым энтузиазмом постоянно вводит в моду свои оригинальные идеи.
Апфель с изумительным мастерством смешивает различные стили. Ее фантастический эклектизм очень часто роднит высокую моду Haute Couture с уличной модой и разнообразными находками с любимыми ею блошиных рынков. У Айрис не вызывает проблемы сочетать текстиль 19 века с модными трендами, к примеру, Dolce&Gabbana или Oskara de la Renta.
Обладая удивительной наблюдательностью и изысканным вкусом, она смело сочетает фактуры, цвета и модели, не обращая слишком много внимания на их происхождение, эстетичные предпосылки и период времени.

Важнейшую роль в жизни неуемного «тинейджера» сыграли путешествия. Айрис объездила почти весь мир и по работе, и просто ради своего удовольствия. Именно под влиянием абсолютно разных культур в результате сформировался ее эклектичный стиль.
Больше половины своей коллекции нарядов и аксессуаров она привезла из своих путешествий.

Замуж Айрис вышла в 1948 году за Карла Апфеля, и со своим мужем они уже вместе больше 60 лет. Но вот детей пара так и не завела.

Все успеть невозможно. Я хотела карьеру и хотела путешествовать.

— так объясняет это Айрис, хотя кто знает…

В 2005 в музее «Метрополитен» состоялось грандиозное знаковое событие — открытие выставки нарядов Айрис Апфель под названием «Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel» (Редкая птица моды: непочтительная Айрис Апфель).
Уже сама, осматривая эту экспозицию, Апфель заметила:

Это — не показ коллекции. Это просто налет на мою гардеробную! Я всегда думала, что для того, чтобы тебя показали в «Метрополитене», нужно умереть.

Всего тогда было представлено 32 её наряда и около 300 аксессуаров.
Страстная любовь к аксессуарам у Айрис возникла ещё в детстве. Ее мать, будучи изобретательной и искушенной модницей, ни один раз говорила дочери, что,

даже имея одно платье, можно при помощи украшений создать два десятка образов.

Эту сногсшибательно модную выставку посетило огромное количество людей, среди которых было и много знаменитостей. Например, Линдси Лохан потребовала для себя отдельную экскурсию, после осмотра выбрала пять нарядов и велела передать госпоже Апфель, что она желает их купить. А чуть позже даже поинтересовалась, не согласится ли Айрис стать ее личным стилистом. Естественно, госпожа Апфель отказалась. Зачем ей Линдси Лохан, когда она владеет многими умами и сердцами, причастными к миру моды.

Айрис во всех своих интервью нравится подчеркивать, что она никогда не ставила перед собой цели собрать коллекцию одежды для музея, так как приобретение нарядов и аксессуаров для нее — это больше охота, воодушевление и азарт.

Мне нравится ползать вокруг и копать. Не очень весело, просто посидеть в магазине, и примерять вещи, предлагаемые стилистами и консультантами. Мне нравиться сам процесс поиска и «сборки» одежды. Это весело.

Самым загадочным парадоксом мисисс Апфель является то, что даже самые сложные и богатые ее ансамбли выглядят на редкость гармонично и стильно. После своей выставки в The Metropolitan Museum of Art Айрис говорила о том, что её поразило больше всего:

Я получила стопки писем.Люди писали, что моя выставка вдохновила и освободила их, и даже изменила их жизнь. Эти отклики превзошли все мои ожидания.

Хотя сам стиль Апфель является только ее, она услышала от множества женщин, покидающих выставку, что они впервые так сильно вдохновлены на какие-то смелые изменения в свое облике.

Поэтому спустя два года Айрис выпускает одноименную книгу о себе и своей коллекции — «Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel», с целью помочь женщинам, желающим, но не решающимся раскрыться, впустить мир моды в свой мир, чтобы найти свой неповторимый стиль и быть самими собою, украсив себя свой собственной индивидуальностью с помощью моды.

Миссис Апфель всегда говорила, что самыми лучшими подарками судьбы считает свое чувство юмора и бесконечное любопытство. Ведь именно эти два качества дали ей возможность приобретать уникальные ювелирные изделия и наряды, заполняющие многочисленные шкафы в ее доме. Один из её друзей даже как-то сказал:

Открыть шкаф Айрис, это все равно, что открыть шкатулку с сюрпризом. Единственным отличием является то, что вместо клоуна, из нее «выскакивает», например, юбка Lanvin.

Правда осенью прошлого года она через известный веб-магазин всё-таки запустила в продажу две коллекции своих легендарных украшений, которые включают в себя такие уникальные вещицы, как браслеты и ожерелья из слоновой кости, массивные украшения из янтаря, изделия, инкрустированные драгоценными камнями и горным хрусталем и другие.

Все эти вещи были собраны мной за 90 лет жизни. Стоимость их сложится в кругленькую сумму. Я расстаюсь с ними не только из сентиментальных соображений, мне очень не хватает места!

– как всегда в своем неповторимом стиле шутит Айрис Апфель.

Интересуетесь модными показами и биографиями известных дизайнеров? Тогда вы должны были слышать хотя бы несколько слов об Айрис Апфель. Биография этой знаменитой женщины, которая всю свою жизнь посвятила дизайну и коллекционированию, нередко попадает на главные полосы журналов и газет. Большие очки и яркие наряды делают ее узнаваемой даже в почтительном возрасте. Ей уже исполнилось 95 лет, но эта дама и не думает о покое, занимаясь любимыми делами днями напролет. Рассказ об Айрис Апфель следует начать с 20-х годов прошлого века.

Ранние годы

Родилась будущая фэшн-дива в семье Баррелов. Мать - еврейка, имеет российские корни, о чем нередко упоминает сама Айрис Апфель. Во многом именно мама повлияла на ее карьеру. Она содержала небольшой модный бутик, а отец продавал зеркала. Кстати, определенный процент в успех дочери внес и он, благодаря связям со знаменитыми модельерами Америки.

Детство Айрис Апфель прошло не в самых богатых районах Нью-Йорка. С 12 лет у девочки появился интерес к различным аксессуарам и одежде. В чем-то можно разглядеть влияние матери, которая не могла жить без обновок. Отец, напротив, не любил тратить время на долгие примерки, покупая первый попавшийся на глаза костюм. Айрис Апфель была полным ребенком, из-за чего нередко сталкивалась с насмешками со стороны подростков. Похудеть помогли сигареты, как признавалась сама Айрис. Курила много, но бросила, когда поняла, что начинает зависеть от никотина.

Первые шаги

Посещала занятия в художественной школе и изучала историю искусств. Уже в 19 лет начала составлять рекламные объявления в газете Women’s Wear Daily, которая на тот момент была наиболее авторитетной в Нью-Йорке. Однако надолго это занятие девушку не увлекло. Затем она поработала совместно с Бобом Гудменом - известным иллюстратором США. Вскоре Айрис Апфель заинтересовал интерьерный дизайн. Освоиться в этой сфере помог отец, который имел известных знакомых.

Муж

С будущим супругом дизайнер Айрис Апфель познакомилась в 1948 году, когда ей было 27 лет. Они встретились на одном из курортов Нью-Йорка. Карл Апфель влюбился в яркую девушку, о чем сообщил ей в телефонном разговоре спустя несколько недель. Уже через 4 месяца молодой человек сделал девушке предложение.

Модельер Айрис Апфель всегда очень тепло говорит о своем супруге, с которым она жила душа в душу (он умер в 2015 году). У героини нашей статьи нет детей. Фэшн-дива их отсутствие объясняет нехваткой времени на личную жизнь из-за того, что все силы уходили на построение карьеры.

Карьера

Некоторое время Айрис Апфель работала дизайнером интерьера. Однажды она подбирала обшивку для стен. Просматривая огромное множество вариантов, она поняла, что нашла свое призвание - дизайнер текстиля. Воплотить замыслы в жизнь она смогла благодаря компании Old World Weavers, которую в 50-х годах основала совместно с мужем. Очень быстро фирма росла, набирала вес на мировом рынке, став в итоге одной из самых популярных в этой области. Ткацкие станки фирмы реставрировали и воспроизводили старинные ткани. Продукция пользовалась спросом у крупных организаций, известных дизайнеров, коллекционеров, аристократов.

Украшения Айрис Апфель стали узнаваемы во всем мире, а она наконец-то почувствовала себя счастливой. Old World Weavers, кстати, существует и сегодня. Правда, заведуют компанией уже другие люди. В начале 90-х годов супруги продали свое детище, но Апфель осталась при нем консультантом. О продаже она не жалеет.

Фэшн-дива также занималась крупными проектами по реставрации внутренних помещений в Белом доме.

Выставки

Айрис Апфель может похвастаться внушительной коллекцией аксессуаров. До 2005 года дизайнер и не могла подумать, что ими кто-то заинтересуется. Она занималась своей любимой работой, когда неожиданно у нее попросили несколько аксессуаров для выставки. Кураторы изумились, когда увидели огромную коллекцию Айрис. Стало понятно, что парой вещей не обойтись. Вскоре была организована отдельная выставка, в которой в центре внимания был гардероб Апфель. Экспозиция получила огромный успех.

Удивляет то, что дизайнер относится к своим эксклюзивным нарядам как к самым обычным вещам. В будний день может удивить ярким платьем или костюмом. Часто Айрис называют "Редкой птицей в стиле моды".

В 2009 году состоялась еще одна выставка, которую проводил Институт костюмов. Экспозиции были удостоены лучшие наряды Апфель. Кстати, такой чести был удостоен лишь Ив Сен-Лоран в 80-е годы прошлого века. Зрители смогли увидеть более 80 костюмов и 300 лучших аксессуара дизайнера, которые она собирала по всему миру.

Дом

Квартира нашей героини, расположенная в Нью-Йорке, скорее похожа на какой-то дворец. Стены увешаны картинами и множеством зеркал в золотых рамах. Повсюду - статуэтки, венецианские стулья. Минимализм Айрис не по душе. Ей нравятся изобилие и текстура. Именно поэтому квартира напоминает дворец времен Людовика XV, когда в помещениях не было ни одного свободного метра. Здесь много вещей из разных стран и даже эпох. Все привезла Айрис из своих путешествий по миру.

Стиль

Апфель, покупая одежду, никогда не придерживалась каких-либо рамок. Ее можно назвать самым старым тинэйджером в мире. Аксессуары и наряды она приобретала не с целью собрать лучшую в мире коллекцию. Для нее это был азарт. Ее не столько привлекала простая покупка одежды, сколько поиск идеального сочетания в деталях.

Дизайнер не считает себя коллекционером. Каждый аксессуар, каждый наряд не лежит у нее без дела. Огромные очки, бусы, браслеты - вот незаменимые черты стиля миссис Апфель. Она не преследует модные тенденции, не покупает дорогие, ненужные украшения. Она сама сочетает элементы нарядов, получая изысканные, оригинальные костюмы. Айрис неоднократно удивляла окружающих своим экстравагантным стилем. Она - пример изысканного вкуса, который граничит с безвкусицей, но черту эту не преступает. Сложно найти того, кто смог бы повторить нечто подобное.

О России

Как уже было сказано выше, Айрис Апфель имеет русские корни по матери. Модельера всегда восхищали наши девушки. В 50-х годах она побывала в Сочи и Одессе. Вспоминала позднее о нищете, жестком пограничном контроле и красоте русских женщин. Хочет посетить Россию еще раз, теперь уже Москву.

Сегодня

Несмотря на почтенный возраст, Айрис Апфель продолжает заниматься любимым делом, путешествует, снимается в рекламе и участвует в различных проектах. В 2011 году составила коллекцию косметики для фирмы MAC. Слава в почтительном возрасте не ослепила ее, она все так же с умом и интересом наблюдает за всем вокруг. Не нравится Айрис уличная мода и нарочитый эпатаж, а вот к она относится положительно. В 2012 году дизайнер проводила занятия в одном из университетов Техаса. В 2013 году попала в список самых модных женщин, которым уже за пятьдесят.

Айрис Апфель, которая всю свою жизнь одевалась цветисто и ярко, была счастлива обнаружить, что в 90 стала музой Нью-Йоркской моды.




Айрис Апфель стала знаменитостью в 83, через 13 лет после выхода на пенсию. В 2005 году музей Метрополитен устроил выставку ее гардероба. Выставка включала часть коллекции Апфель - изысканные предметы одежды от редкостных парижских и нью-йоркских дизайнеров: там был пиджак, покрытый разноцветными перьями петуха, утки и других птиц, созданный Жаном-Луи Шеррером в 1962 году и оранжевый комбинезон от Джеффри Бина начала 1980-х. Но безмерно популярной выставка стала не по этой причине. Посетителей задела за живое воссозданная на манекенах уникальная манера Апфель носить эти вещи, сильно отличавшаяся от привычной подачи отдела Института костюма музея Метрополитен.


Апфель назвала выставку «набегом на гардероб»

Типичная табличка, которой был снабжен манекен, гласила: «Платье дома Lanvin, около 1985 г., золото, коричневая и серая шелковая тафта. Браслет из Бутана, конец XIX в., серебро и янтарь. Тибетский браслет-манжета, конец XIX в., серебро, янтарь, коралл и бирюза. Тибетские ожерелья, начало XX в., серебро, янтарь, коралл, бирюза». Оранжевый комбинезон был выставлен с индейскими украшениями и поясом, украшенным бирюзой и серебром, и каждый манекен на выставке был снабжен фирменными «совиными» очками Апфель. Искусствовед Роберта Смит писала в New York Times: «миссис Апфель носила мультикультурализм еще до того, как появилось это слово».


Тот самый комбинезон с выставки

Прошло семь лет, и Айрис Апфель в свои 90 гораздо популярнее, чем в 83 - ее узнают на улицах, ее преследуют фешн-блоггеры. У Апфель есть собственный юрист и своя линия бижутерии. «У меня есть фанаты» , - Апфель, рассказывая об этом, не скрывает ликования.

Апфель стала музой нью-йоркской моды: в 2006 году Ральф Лорен, отдавая дань работе Апфель как дизайнера текстиля, сделал основой коллекции ткань для обивки. В прошлом месяце Апфель в качестве почетного гостя приняла участие в дефиле показа дизайнера Джоанны Мастроянни, вдохновленного стилем Апфель. Компания MAC в этом году запустила линейку в цветах Айрис Апфель, включающую оттенки «Розовый голубь» и «Алый ибис». Названия отсылают к названию выставки «Редкая птица» и пристрастию Апфель к ярким цветам.


Айрис Апфель и Джоанна Мастроянни


Коллекция MAC, посвященная Айрис Апфель

Вместе с Анной Винтур (главный редактор американского Vogue - прим. перев.) Апфель блистает в документальном фильме «Нью-Йорк Билла Каннингема» (Bill Cunningham New York) как нью-йоркская гранд-дама: Апфель постоянно появляется на его фотографиях уже несколько десятилетий. Айрис Апфель - главный герой документального фильма режиссера Альберта Мэйслеса.


Айрис и Билл Каннингем

История стиля Апфель, совершившего большое путешествие из шкафа в музей, а оттуда еще дальше - в первые ряды и на большой экран, собирается сделать новый поворот и переместиться в производственные цеха. Этим летом Сандра Чой и Саймон Холлоуэй, креативные директора Jimmy Choo, назвали в честь Айрис Апфель небольшую коллекцию максималистских, многоцветных, гламурных украшений в этническом стиле. Босоножки в стиле Айрис, вручную сплетенные из кожи цвета загара, оттененные каскадами желтых, красных, зеленых и голубых бусин - это то, что каждая современная поклонница Апфель будет носить на Ибице этим летом.


Босоножки Jimmy Choo. Как ни старайся, а до оригинала они не дотягивают

Апфель описывает себя как «самого старого тинейджера планеты». Истории о юной Айрис звучат поразительно: она рассказывает как, будучи юной девушкой, пришла к Дюку Эллингтону, чтобы подружиться с ним. Айрис оделась, пошла за кулисы после концерта и постучала в дверь гримерки. Рэй Ненси, трубач Эллингтона, открыл и воскликнут: «Боже, боже, кто твой портной?». Так родилась дружба.

Будучи студенткой, Апфель выиграла конкурс статей от Vogue, который привел ее к первой работе в журнале Women"s wear Daily. Вместе с мужем Карлом Апфелем Айрис основала компанию Old World Weavers. Без копий старинных тканей, которые производила компания, не могли обойтись самые модные дома, пор пока Апфели не ушли на пенсию и не продали компанию.


Карл и Айрис в 1951 году. Айрис Апфель рассказывает, что Карл покорил ее тем,

что всегда заботился о том, поела ли его драгоценная супруга


Айрис Апфель с мужем Карлом. Трогательная деталь - похожие очки супругов

Чтобы дать представление об успешности супругов, достаточно упомянуть, что компания Old World делала шторы, мебель и драпировки для девяти президентов Белого дома. В результате Апфели живут в элитном районе города на Парк-авеню с «возможно, Веласкесом» на стене.




Гнездо «Редкой птицы»

Но Апфель поражает воображение не только как записная модница, но и как пример нью-йоркского образа мыслей - свободного духом, отважного и готового к приключениям, который в наши дни, кажется, подвергается опасности исчезнуть под воздействием холодной эстетики Манхеттена, почитающей достижения косметической стоматологии и сушки феном выше индивидуальности и креативности. Марк Якобс, другой житель Нью-Йорка, не чуждый любви к одежде-как-приключению, недавно говорил в интервью Herald Tribune: «Меня интересует жизнь этой одежды… окажетесь ли вы после вечеринки заполночь на обочине с сигаретой или упорхнете вместе с Прекрасным принцем».

Апфель может рассказать историю о каждом из своих ансамблей. Она настаивает на том, что ее собрание - не просто коллекция, потому что каждый предмет она покупала, чтобы носить. «Я безнадежный романтик. Я покупаю вещи, потому что влюбляюсь в них. Я никогда не покупаю вещь только потому что это драгоценность», - говорит она. Объединяющий принцип - избыточность. «Я выгляжу или нарочито барочно, или очень в духе дзен. Все, что посередине, меня безмерно раздражает».

Как истинный житель Нью-Йорка, Апфель - мастер на остроты. Вот одна из лучших.


Она далека от того, чтобы иметь иммунитет от модного снобизма. Апфель известна протестами против полных людей в джинсах стрейч, шлепанцев в любых их видах, но о старении она говорит разумные вещи.



Jess Cartner-Morley, The Guardian

Перевод Дарьи Пряниковой

Рассказывает о том, как остаться образцом стиля в 92 года и почему некрасивой быть лучше.

Дарья Шаповалова

контрибьютор Style.com
и Nowfashion.com

айрис апфель

икона стиля

Журнал Dazed and Confused c Айрис Апфель на обложке, ноябрь 2012

Айрис, давайте сразу о том, что волнует многих. У вас большой гардероб?

Да, он занимает три комнаты в моей нью-йоркской квартире. Мне 91 год (в августе исполнится 92 - Прим. ред.), мой гардероб все растет, но талия - нет. У меня до сих пор есть платье, которое я надела на первое свидание с будущим мужем.

При этом комбинируете Вы вещи самым необычным образом.
Как окружающие реагируют на ваши авангардные наряды?

Я люблю наряжаться, и мне абсолютно все равно, кто и что обо мне подумает. Процесс приготовления к вечеринке мне нравится куда больше, чем сама вечеринка. Может быть, в прошлой жизни я была охотником, путешественником или коллекционером. Я испытываю особое удовольствие от процесса поиска - больше всего я не люблю приходить в магазин и слушать рассказ вышколенного продавца-консультанта о новой коллекции. Я люблю находить вещи самостоятельно, ведь тогда я чувствую себя добытчицей. Поначалу я даже боялась знакомиться с дизайнерами, чью одежду покупала - не хотела, чтобы они видели, как я меняла их первоначальный образ. Но в итоге им все нравилось.

По какому принципу вы сочетаете вещи? Сколько времени
на это обычно уходит?

Мой секрет очень прост: ношу только то, что мне нравится. Я никогда не иду в магазин, чтобы купить там весь наряд. Я покупаю одну понравившуюся вещь и, когда приходит время формировать образ и компоновать очень разные элементы, я быстро справляюсь с этой задачей. Одежда, конечно, для меня очень важна, но она не занимает все мое время. В жизни я занимаюсь многим, и порой у меня даже нет возможности подумать о том, что я надену сегодня.

Чем же вы обычно занимаетесь?

Я много работаю с музеями, больницами, университетами. Люблю ходить в музеи, не задумываясь над тем, во что я одета. Когда у меня плохое настроение, я надеваю обычный свитер и джинсы. Я начала носить их еще в сороковых. Я была одной из первых женщин Америки, кто вообще начал носить джинсы. Долгое время мне приходилось покупать мужские, поскольку женские в те времена производить еще не умели. В 1940-м году я училась в Висконсинском университете, и мне очень захотелось надеть джинсы с огромным тюрбаном. Пришлось идти в военно-морской магазин рабочей одежды. Тогда все рабочие были таких огромных размеров, что напоминали героев мультфильмов, которые одним махом могли запросто снести дерево. Естественно, моего размера джинсов в магазине быть не могло априори, да и вообще, когда продавщица услышала, зачем я туда пришла, меня быстро выставили за дверь. Но позже я все-таки отыскала пару нужного размера. С этого все и началось.

Как думаете, девушка с ограниченными финансовыми возможностями может быть даже более изобретательной в своем стиле?

Автор книги о моем стиле «Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel» Эрик Боман однажды сказал мне, что богатство может пагубно влиять на людей - они могут купить все, что захотят. Если у вас меньше денег, вы более изобретательны. Стиль - это, безусловно, врожденное чувство: вы либо им обладаете, либо нет. Но при этом вы можете постоянно работать над его усовершенствованием вне зависимости от собственных талантов и сферы деятельности. Если у вас нет врожденного таланта, то сможете стать более или менее творческим человеком. Правда, художником не станете.

Я была одной из первых женщин Америки, надевших джинсы

Есть такое понятие - «Икона стиля». Что оно для вас значит?

Я не знаю, как описать понятие «икона стиля», но я точно знаю, что Джеки Кеннеди-Онассис ею никогда не была. Да, она одевалась как подобает женщине ее класса, но в этом не было ничего оригинального. Вот Джинджер Роджерс иконой стиля была. А Джеки одевалась как тысячи других людей ее уровня.

Вы приветствуете оригинальность.

Да, но я не приветствую болезненную оригинальность - такую, как у Леди Гаги.

Какое десятилетие в моде было вашим любимым?

Мне нравились все за исключением того, в котором мы живем сегодня. Я не понимаю, что происходит с молодыми людьми. Некоторые одеты предельно хорошо, в то время как другие носят своего рода униформу, состоящую из джинсов в паре с пиджаком. Большинство молодых людей выглядят очень неряшливо. Меня, скажу честно, очень расстраивает, когда я вижу неухоженных девочек.

А что для вас настоящая женская красота?

Все зависит от женщины, ведь типажей очень много. Когда существует какой-то один стандарт красоты, значит, что-то не так с культурой. Не так давно мир пережил бум славы далеко не худенькой певицы Адель. Но согласитесь: она ведь красавица!

Да, она выделяется на фоне других поп-исполнительниц.

Что вы посоветуете женщинам, которые мечтают достойно стареть?

Коко Шанель говорила: «Ничего не старит женщину так, как ее попытки выглядеть моложе». Что бы вы ни делали и сколько бы у вас ни было денег, в 80 лет вы не будете выглядеть на 30. Зачем тратить столько сил и средств на эти манипуляции с внешностью? Было бы намного лучше, если бы женщины добавили себе ума в головы, а не ботокса на лицо.

А если девушка не обладает выигрышной внешностью - что тогда?

Если вы непривлекательны - это только плюс. Все красивые девушки, с которыми я училась в школе и которые ходили на все свидания, потом всю жизнь провели в страхе потерять свою красоту. Они всегда были настолько красивыми, что больше ничего в себе не развивали. С возрастом они работали только над тем, как бы не потерять свою молодость. А если вы внешне непривлекательны, вы развиваете в себе шарм и остроумие, может, какой-то талант или уникальную черту. Если вы некрасивая, у вас больше шансов стать привлекательной. А если вы красивая - зачастую вы просто красивая и все.