Что должна уметь девочка 8 лет. Участие родителей в развитии восьмилетнего ребенка

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 8 - 9 ЛЕТ.

РОСТ И ВЕС.

За год ребенок 9-ти лет подрастет на 5-7 см, поправиться почти на 2 кг, а окружность грудной клетки увеличится в среднем на 1-2 см. Частота пульса восьмилетнего ребенка составляет 80-85 ударов в минуту. Важно то, что активно начинают разрастаться элементы эластичных волокон кожи.

Мальчики в возрасте 9-ти лет продолжают расти быстрее девочек. Также они несколько опережают девочек в весе примерно до 8,5 лет, а вот после этого процесс роста начинает меняться.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 8 - 9 ЛЕТ.

Ребенок девяти лет пытается все делать быстро: двигаться, есть, читать, говорить. Ему нравится, когда взрослые обращают на него внимание, как на равного себе. Ребенок очень интересуется человеческими отношениями: как и почему люди дружат, за что осуждают друг друга и т.д. Дети в возрасте восьми - девяти лет продолжают везде совать свой нос: почему горит свет и как работает машина, что внутри телевизора и почему так, как именно он работает, - вопросов больше, и на каждое ребенку нужно получить как можно более точный и исчерпывающий ответ.

Отношения с друзьями для него теперь становятся более важными, чем со взрослыми, хотя в то же время, независимо от того, мальчик это или девочка, восьмилетний ребенок больше тянется к матери, чем к другим членам семьи. Он даже ревнует маму к другим. Дети 8 - 9 лет очень впечатлительны и слишком чувствительны к критике, любят обсуждать действия знакомых им людей, а также и свои собственные, очень хорошо знают о своих недостатках, но не всегда могут с ними справиться. Иногда они плохо ладят с другими детьми, время от времени бывают агрессивные даже с мамой. Если в этом возрасте ребенок развивается нормально, у него сильнее начинает проявляться чувство долга и стремление к различным достижениям. У него уже хорошо развита коммуникабельность. Ребенок ставит перед собой и пытается решать реальные задачи, его фантазия и игры направленные на активное усвоение предметных действий.

Возраст 8-9 лет (особенно у мальчиков) - это период некоторого торможения самостоятельного чтения, поэтому ни в коем случае нельзя заставлять сына читать. Пользуйтесь хитростью. Давайте ребенку читать книги сначала на ту тематику, которая интересует его больше всего, а потом потихоньку переходите к другим. И еще одно: выбирайте книги вместе, особенно когда покупаете их в магазине.

Девятилетние дети часто увлекаются коллекционированием: в ход идет абсолютно все - камешки, марки, наклейки от жвачек... При этом малышам чрезвычайно приятно не просто собирать их, но и систематически наводить порядок в своей коллекции.

В восемь лет иногда у детей появляется желание, также навести порядок и в своих вещах. Для большего удобства они могут наклеить ярлычки на ящики письменного стола, аккуратно расставить все книги на полке... Правда, чаще всего порядок долго не поддерживается, но самое главное - именно стремление к нему. Дайте ребенку немного времени, и тогда привычка к чистоте и аккуратности станет неотъемлемой частью ее характера.

ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА 8 - 9 ЛЕТ

У мальчиков этого возраста более развита способность к творческой деятельности. Если к нему в руки попадает любой новый предмет (особенно игрушка - в этом возрасте дети еще очень любят играть с ними), они придумывают для себя новые игры, используя эти предметы, как бы мы с вами сказали, не по назначению. А вот девочки идут по проторенной дорожке, пытаясь видоизменить их под хорошо знакомые, давно освоены игры. Если это игрушечная кастрюлька, то в ней надо только варить пищу, и она никак не может превратиться, скажем, на бункер для секретного оружия - чаще всего именно так играют мальчики.

Возраст 8-9 лет - время расцвета творческих поисков ребенка. В этот период желательны интенсивные и разнообразные занятия изобразительной деятельностью. Это так называемая схематическая стадия, где символ, лишь отдаленно может напоминать предмет, вполне устраивает ребенка. С 9 лет у ребенка начнет пробуждаться реалистичное воспроизведение предметов и явлений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 8 - 9 ЛЕТ

Все четче проявляются психологические различия между мальчиками и девочками. Мальчики больше отвлекаются во время приготовления уроков, их мнения часто далеки от того, чем они должны заниматься, поэтому их приходится заставлять выполнять домашние задания. И именно поэтому они делают уроки дома не полтора часа, как полагалось бы, а в 3-4 раза дольше.

Даже если мальчик думает и рассуждает не хуже, а лучше девочки, заставить его думать именно на уроке труднее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в том, что они чаще девочек нарушают дисциплину на уроке, слишком шумят на перерыве. Мальчика труднее приучить поддерживать порядок, особенно если раньше вы уделяли этому меньше внимания. Мальчики этого возраста значительно меньше, чем девочки, обращают внимание на свою одежду, кроме тех случаев, когда особенности предлагаемого взрослыми одежды каким-то образом нарушают их представление о том, как должен одеваться мальчик. То, что их одежда рваная или грязная, их интересует гораздо меньше, чем девочек.

Характерным недостатком мальчиков является также отсутствие ответственности. Они мало или вообще не волнуются из-за оценки в школе, забывают, что им задано домашнее задание или не придают этому значения, из-за этого родителям часто приходится самим узнавать о домашних заданиях своих сыновей. У них менее развитые усидчивость, настойчивость, терпеливость, исполнительность, аккуратность. У мальчиков этого возраста чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады настроения - от излишней самоуверенности к абсолютной потере уверенности в себе.

Словарный запас у мальчиков значительно больше, чем у девочек, особенно благодаря понятиям более отдаленных предметов и обобщенных явлений. В их лексиконе преобладают слова, передающие действие, тогда как девочки более склонны к предметно-оценочным словам. В свободное время мальчики любят заниматься спортом, подвижными играми, тогда как девочки - читать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

В 8-9 лет ребенок уже может заниматься акробатикой, спортивной гимнастикой, горнолыжным спортом.

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

1) ребенок взрослый.

Восьмилетний ребенок уже начинает сомневаться в правильности действий и слов взрослых. Причины разногласий - противоречий в утверждениях: «Я это прочитал в книжке, а мне говорят, что там написано неправильно», «В одной книге пишут одно, в другой - совершенно противоположное», «В классе учительница говорит так, а мама утверждает другое» . Или же несоответствие этих утверждений опыту самого ребенка: «Почему абсолютно все уверены, что это именно так и не иначе, а к моим сомнениям никто не прислушивается?», «Не согласен, когда в книгах пишут неправильно - такого в жизни не бывает и быть не может »,« Почему я должен думать, как все? »

Ребенка очень удивляет необходимость доказывать окружающим (и себе) очевидные вещи. Например, если его спросить, действительно ли он живет, то ребенок ответит, ссылаясь на собственный опыт, что он существует не потому, что ему так сказали взрослые, а потому, что он движется, думает, прыгает, разговаривает, ходит, учится, выполняет различные другие действия, может потрогать и увидеть себя в зеркале, услышать голос.

У ребенка восьми - девяти лет зарождается критическое отношение к взрослым, к полученным от них знаний. Появляется собственное мнение, отличающееся от мнения взрослых. Растет доверие к собственному жизненному опыту - наступает время «очистить» этот опыт путем сомнения.

Дети этого возраста очень импульсивные и несдержанные, еще не могут и не умеют самостоятельно преодолевать даже незначительные, на наш взгляд, трудности, возникающие во время учебы в школе. Поэтому в этом возрасте воспитания личности ребенка заключается в том, чтобы систематически учить детей самостоятельности более высокого уровня. Но делать это надо медленно, просто подталкивать ребенка к нужным действиям. При этом учитывайте, что объем поставленной перед ней задачи не должен быть очень большим, иначе ребенок просто откажется его выполнять вообще.

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

2) усовершенствуем детское «Я»

Теперь ребенку нужны собственные оценки личного "Я". После того, как в восемь лет ребенок сделал Поступок , не спешите давать ему свою собственную оценку. Пусть ребенок научится это делать самостоятельно.

Он еще не знает, как это делается? Ваша задача состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому осуществлять процесс поиска способов для объективной (!) Самооценки , понимание мотивов собственного поведения. В сложных для ребенка ситуациях - подсказывать, но в целом - учить его самостоятельной самооценке. В диалоге с родителями раскрывается содержание действий, ребенку становится понятной сущность внутреннего «Я».

Проанализируйте один из поступков ребенка сами, вслух, будто вы так, между прочим, думаете о сложившейся ситуации. Поставьте себя на место ребенка, подумайте вместо него (почему я так сделал (а)?), Затем вместо других участников происшествия. Приведите точки зрения «Я» ребенка и тех других «Я» - детей и взрослых. Дайте своему малышу возможность хотя бы таким образом услышать взрослый мир, увидеть разнообразие оценок взрослых и их точек зрения. Покажите ребенку множество "зеркал", в каждом из которых по-своему отражается его Поступок . И выделите, подчеркните «Я» малыша, его точку зрения.

Такие уроки не забываются. Поверьте, в следующий раз ребенок уже сам будет участвовать в таком диалоге с вами, он сам начнет думать, сопоставлять, анализировать. А уже через раз сможет осуществить этот анализ самостоятельно. Таким образом, вы воспитываете у ребенка привычку к внутреннему диалогу, сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях.

Вспомните, как учат детей играть в шахматы: «Если я пойду сюда: то противник пойдет туда, тогда я отвечу так...» И так далее. Сначала только взрослый рассуждает таким образом вслух. Потом к нему присоединяется и ребенок. Проходит немного времени, и ребенок самостоятельно начинает обдумывать каждый ход. Еще немного - и малыш делает это не после, не во время, а перед своим ходом. Тогда ребенок начинает уже понемногу обыгрывать и взрослого...

Анализ поступков вскоре ведет к тому, что ребенок учится заранее «раскладывать по полочкам» его содержание и последствия. Это и есть переход от импульсивных действий до осознанного поведения, переход к самовоспитанию. Ведь, в конце концов, ребенок должен усвоить не столько нашу оценку его Поступка , сколько его содержание. Иначе малыш будет думать о себе и о других лишь из одних поступков, а это не всегда правильно. Ведь надо учитывать и мотивы поступка, и ситуацию, в которой он был сделан, а значит, понять еще и его содержание.

взято отсюда http://mama-nana.ru/child/shkolniky-men-razdel/rebenok-9-let-men

Нравится

Вопрос о том, почему ребенок 8 лет не слушается, волнует многих родителей. Ответ на этот вопрос прост: ваше дитя переживает очередной возрастной кризис. И сколько бы к этому моменту себя родители ни готовили, понять своих детей удается далеко не всем. Сталкиваясь с полным непониманием мамы и папы, ребенок начинает хамить и ругаться, возмущаться по любому поводу, не реагирует на замечания родителей и в итоге совсем перестает слушаться. Иногда бывает, что дети совершают свои «вредности» нарочно. Однако внимательные родители всегда почувствуют разницу в поведении своего ребенка и будут стараться наладить с ним отношения.

Если вашему ребенку идет восьмой год, это еще не значит, что кризис прекратится сразу после того, как вашему чаду исполнится 8 лет. На самом деле кризисом дошкольного или младшего школьного возраста принято считать период от 5 до . Когда он начнется и закончится у вашего малыша, неизвестно, так как это зависит от многих факторов.

Школа — одна из причин, которая может спровоцировать кризис. Родители должны принимать во внимание, что в школе ребенку приходится следовать другим правилам, отличающимся от домашних, и заниматься по расписанию. При этом на уроках ребенок может вести себя без нареканий и замечаний со стороны учителя, но, придя домой, становиться совсем неуправляемым. Такое поведение не пройдет незамеченным для родителей.

Положительные симптомы

Изменения в поведении вы заметите сразу. Однако они могут быть не только отрицательными, но и положительными. С положительными моментами в поведении ребенка у родителей трудностей обычно не возникает: они всегда похвалят, помогут, поддержат, поощрят. Главное, замечать все плюсы и не оставлять их без внимания.

  • Решительность. Ваш ребенок может взять на себя ответственность за выполнение какой-либо домашней работы и будет выполнять ее без подсказки и своевременно. Насколько хватит у него стремления, покажет время. Однако не забывайте его похвалить.
  • Любопытство. Ваше чадо начнет проявлять интерес к тому, что раньше его не привлекало (например, биология или космос). Может появиться новое хобби. Это говорит о том, что малыш развивается, расширяя свой кругозор. Предложите свою помощь в поиске интересующей его информации. Ребенку будет приятно ваше участие. К тому же совместное занятие поможет вам быстрее понять друг друга.
  • Повторение за взрослыми. В этот период вы можете заметить, что ребенок копирует ваши действия, высказывания, привычки. Он старается быть взрослым, говорить о своих поступках и тревогах. Помогите ему, научите логично рассуждать, делать выводы, анализировать свое поведение.
  • Внешний вид. Особый интерес к внешнему виду появляется и у девочек, и у . Дети всегда хотят казаться старше своего возраста. Не стоит пресекать это желание: разрешите ребенку немного поэкспериментировать. Он почувствует себя на равных с вами и прислушается к советам.

Замечайте и закрепляйте хорошие перемены в поведении ребенка. И тогда он станет вам больше доверять, меньше спорить и удивит вас своим послушанием.

Отрицательные симптомы

А вот что делать с проявлением отрицательных признаков? Когда ребенок перестает подаваться контролю, родители чаще всего пытаются призвать его к порядку, долго и нудно рассказывают о его ошибках, ругают и наказывают. Однако дите обычно даже не пытается вникнуть в то, что говорят взрослые. Поэтому важно знать, как вести себя в подобных случаях.

Отрицательные симптомы:

  • Все, что просто для взрослого, ребенку непонятно. Он высказывает свое несогласие абсолютно на любое утверждение родителей.
  • Отрицание — отказ на каждое предложение, просьбу, поручение.
  • Недоступность — отсутствие реакции на обращение родителей.
  • Упертость. Ребенок настаивает на своем, продолжая спор, хотя вопрос, по мнению мамы и папы, уже давно исчерпан.
  • Неповиновение. Игнорирование обязанности, исполнение которых не вызывало раньше проблем.
  • Хитрость.
  • Требовательность. Школьник настойчиво и бесконечно напоминает родителям о том, что они ему когда-то обещали.
  • Капризность — это проявление, присущее детям более раннего возраста, но иногда характерно и для школьников 7-8 лет.
  • Болезненная реакция на критику возникает нечасто. В такие моменты ребенок обижается, может заплакать или нахамить.

Что же делать?

Родителям надо помнить — неповиновение не означает, что ваше чадо хочет специально сделать вам что-то назло или причинить вред.

Правила для родителей:

  • Не поддавайтесь на провокацию. Поведение ребенка часто вызывает волну негатива со стороны родителей. Но не стоит «распыляться» раньше времени. Постарайтесь разобраться в проблеме. Крик и осуждение приведут только к тому, что кризис затянется, а ребенок еще больше от вас отдалиться.
  • Если ребенок не реагирует на вашу просьбу и упорно отказывается выполнять поручение, отступите. Через некоторое время, скорее всего, он все сделает, однако это уже будет выглядеть как самостоятельное решение: сделал сам, а не по указанию мамы.
  • Помогите своему ребенку столкнуться с результатом своего непослушания. Не пришел вовремя за стол — пусть ест тогда, когда захочет. Только разогреть еду, а после и убрать со стола ему придется без родительской помощи.
  • Одно из важных правил для родителей заключается в том, что разговаривать с ребенком надо как со взрослым. Объяснить, что он стал старше, и напоминать об ответственности за свои поступки.
  • Если ребенок взял на себя дело по дому, не стоит превращать это в обязанность. Самостоятельно выбранное занятие ребенок начнет воспринимать как приказ и непременно захочет его нарушить.
  • Установить определенные правила в доме, которые родители также должны соблюдать. Только тогда ваше чадо поймет, что правила — не принуждение.
  • Когда ребенок говорит о своих поступках или тревогах, постоянно рассуждает об одной и той же ситуации, помогите ему. Разберите его проблему вместе. Так он научится анализировать и разовьет способность к самокритике. Иногда ребенок не слушается только потому, что не может самостоятельно высказать свое мнение.

Восьмой год жизни ребёнка очень важен с точки зрения психологии и формирования детского мировоззрения. Если вы хотите помочь малышу в развитии его самостоятельности, то обязательно изучите особенности детского развития и мировосприятия детей в этом возрасте.

Особенности психологического развития мальчиков и девочек в 8 лет

Психология мальчиков и девочек впервые проявляется очень чётко именно в 8 лет. С этого периода дети понимают разницу между полами, уже могут достаточно объективно оценивать себя. У восьмилетних детей редко встречается завышенная самооценка, в их сознании живут два “Я” - тот, кто я есть на самом деле, и тот, каким я хочу быть. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов. Родителям в этот период особенно важно следить за тем, сколько времени чадо проводит у экрана и что он смотрит, какие книги читает. Конечно, идеальный вариант, когда главным героем для девочек и мальчиков становятся мама и папа.

Для этого нужно постараться: проводите много времени со своим ребёнком, будьте с ним честны, искренне интересуйтесь его увлечениями, придумайте общее хобби, всегда помогайте школьнику, если он вас об этом просит, рассказывайте о своей жизни.

Однако дети этого возраста часто начинают сомневаться в авторитете взрослых и в частности родителей. Это происходит из-за того, что школьник из книги, телевизора или со слов учителя получил информацию отличную от той, что он слышал от папы и мамы. Это может привести к детскому непослушанию. Во избежание конфликтных ситуаций не обманывайте дочку или сына.Услышав вопрос, на который вы не можете ответить, правильнее будет вместе с малышом обратиться за ответом к книге. Тем самым вы не только найдёте решение, но и приучите малыша к чтению книг, что сегодня является большой проблемой.
Восьмилетние девочки и мальчики уже имеют различия в поведении и отношению к миру. С этого возраста, стоит понимать, что правильное воспитание мальчика в 8 лет будет отличаться от правил воспитания его сверстницы.
Девочки становятся более сдержанными. Они большое внимание начинают уделять своему внешнему виду. Среди основных их увлечений могут быть рукоделие, занятия танцами, вокалом, художественной гимнастикой. У девочек хорошо развита ответственность: они всегда выполняют домашнюю работу, прилежно ведут себя в школе, готовы помочь с домашними делами и присмотреть за младшими братьями и сёстрами. Настроение девочек стабильно.
У мальчишек всё наоборот. Их настроение может резко меняться - от высокой самооценки до полной потери уверенности в себе и своих силах. Мальчики более эмоциональны и активны.

В отличие от девочек у ребят 8 лет в меньшей степени развиты исполнительность, усидчивость, аккуратность и терпеливость.

И девочки, и мальчики в этом возрасте одинаково нуждаются в поддержке родителей. Дети уже ощущают себя взрослыми, но часто не знают, как им нужно вести себя дома, в школе, на улице. Незаметно направляйте детей, показывайте достойный пример, постепенно развивайте детскую самостоятельность. При правильном воспитании кризис 8 лет может пройти незаметно для вас и вашего малыша.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 8 лет

Восьмой год жизни считается кризисным. Однако этот период может пройти достаточно гладко, если вы прислушаетесь к советам психологов и своей интуиции. Переходный возраст у мальчиков и девочек в 8 лет знаменуется формированием детской самооценки и пониманием себя, как части мира. С этого возраста дети считают себя взрослыми и самостоятельными, они могут сомневаться в авторитете мамы, папы, учителя, других знакомых.
Проводите больше времени со своим чадом, активно участвуйте в его жизни. Разговоры и анализ книг, ситуаций, поступков очень важны для формирования детской личности. При помощи общения и своим собственным примером папы и мамы могут сформировать шкалу ценностей.
Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять какие-то дела, оказывайте помощь только в том случае, если он её попросил. Постепенно поручайте чаду выполнять некоторые задания, но не стоит заставлять его. У восьмилетних на первый план выходят познавательные мотивы, им будет интересно всё новое и интересное.

Методики воспитания для 8-летнего ребёнка

Современные методики воспитания значительно отличаются от тех, которые были приняты пару десятилетий назад. Это объясняется повсеместным распространением информационных технологий. ВАЖНО: Не стоит полностью исключать телевидение и интернет из жизни школьника, но контроль за получаемой информацией и время у экрана родители должны контролировать.
Воспитание девочек и мальчиков отличается. Постепенно вместе с дочкой начинайте заниматься домашними делами, готовкой, рукоделием. При этом девочке важно знать, что её любят не за исполнительность и ответственность, а просто за то, что она есть. Хвалите девочку, а не её занятия.
Мальчишкам же важно получать оценку результатов. Они уже считают себя настоящими мужчинами, готовыми выполнить любую мужскую работу вместо старшего брата или папы. Многие папы и мамы спорят в вопросе того, насколько должен быть самостоятелен мальчик в 8 лет. Мамам следует отпустить сына, а папам не нужно давить ан сына и заставлять его делать то, что ему не интересно.

Ребенок в возрасте от 8 до 9 лет: формирование “Я”

В этот период ребенок относительно спокойный и внимательный. Он уже влился в социум, сформировал свою систему поведения и следует ей. Он самостоятельно складывает портфель и способен разогреть себе еду. К сожалению, в этом возрасте детям свойственно отдаляться от родителей: нужно проявить бдительность и тактичность, чтобы в дальнейшем избежать серьезных разногласий с ребенком.

Физиологическое развитие ребенка в 8 лет

Ребенок продолжает расти без кардинальных изменений: ярко выраженных половых признаков пока не наблюдается, организм по-прежнему остается детским. И мальчики, и девочки прибавляют в весе практически одинаково (около 2-2,5 кг), а вот в росте ребята немного лидируют. В среднем за год ребенок подрастет на 5-7 см независимо от половой принадлежности.

Ввиду больших умственных нагрузок (школьная программа, спортивные секции) ребенку нужно восстанавливать силы с помощью крепкого здорового сна, продолжительностью 9-11 часов.

В этот период мышцы и суставы ребенка довольно гибкие, прекрасно поддаются физическим нагрузкам в виде растяжки, но не силовых упражнений с утяжелением.

Несмотря на большую умственную нагрузку, дети довольно активны физически: они умеют прыгать с большой высоты с точным приземлением на обе ноги, лазить по канату, бегать на дальние расстояния, кататься на лыжах, самокате, роликах и скейте.

Психологическое развитие ребенка в 8 лет

Школьник обладает развитым мышлением и воображением. Процесс формирования мысли происходит с использованием конкретных и абстрактных понятий. Ярко запоминается любая визуальная информация, которая проходит анализ и получает логическое заключение.

У детей начинается половое созревание. Наблюдается повторное копирование поведения взрослых. Ребенок доказывает свой характер и утверждается как личность. Часто он теряет нить между правильным и неправильным поведением. Важно заложить основополагающие моменты слов «плохо» и «хорошо» на примерах.

Ребенок активно читает, рисует, занимается творчеством. Важны любые формы подвижных игр. Они развивают ловкость, силу, а также стимулируют обострение ощущений и восприятия, демонстрируют волевые качества.

Большинство детей в этот период отдаляются от родителей. Особенно это касается мальчиков, которые сейчас начинают стесняться держать маму за руку, целовать ее в присутствии других. Родителям необходимо набраться терпения и относиться к ребенку более серьезно: разговаривать без сюсюканья, обсуждать серьезные для него темы.

Что должен уметь ребенок в 8 лет: тест

Ребенок в 8 лет должен иметь определенные навыки и умения:

  • Определять время по часам.
  • Читать, писать, решать математические задачи.
  • Отличать хорошие поступки от плохих.
  • Придерживаться основных коллективных правил поведения.
  • Иметь навыки самообслуживания (умываться, чистить зубы, убирать свои вещи, одеваться).
  • Участвует в самодеятельности.

Определить уровень развития помогут такие тест-игры на:

  • усвоение пройденного материала (пересказ, перевод, объяснения, выводы);
  • графическую память (воспроизведение сложных картинок на бумаге, запоминание мелких деталей);
  • выяснение принципа работы предмета или системы (определение для чего он нужен, где его используют);
  • поведенческую мотивацию (что делать, если; как поступить, когда и т. д.).

Чтобы ребенок вел здоровый образ жизни, ему нужен живой пример. Не употребляйте спиртное, исключите табачные изделия, вместе с ним делайте утреннюю зарядку, бегайте и проводите активно выходные. Не стоит оберегать ребенка от просмотра фильмов с плохим сюжетом: объясняйте ему, почему так делать нельзя и к чему это приведет. Не запрещайте ему увидеть или сделать то, что нельзя. Дети должны учиться, а вы обязательно должны помогать им в этом.