Проверка операций с банковскими счетами. Госбанки побеждают коррупцию на мега-стройках

Обособленным подразделениям могут открываться банковские счета - расчетные, текущие, депозитные. Счет в банке открывается тем обособленным подразделениям организации, которые выделены на отдельный баланс. В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и за-числять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Лицом, открывающим счет для ведения деятельности через свое структурное подразделение, является сама головная организация как юридическое лицо. Филиал не может считаться владельцем счета. Однако при заполнении банковской карточки в графе «Владелец счета» указывается подразделение, по местонахождению которого открывается счет. Это делается только для целей открытия счета. Для осуществления платежных операций, связанных с деятельностью обособленного подразделения, исключительно на данном банковском счете головная организация может приказом своего руководителя наделить руководителя филиала правом первой подписи на карточках с образцами подписей, представляемых в банк для открытия счета. При открытии расчетного счета обособленное подразделение само формирует расходы и производит их оплату. Для осуществления текущих расходов структурного подразделения (оплаты труда, некоторых видов хозяйственных расходов, командировочных расходов и др.) головная организация может открыть текущий счет. Это имеет значение при проверке операций на банковских счетах.
Основная цель проверки операций на счетах в банке - определить, соответствует ли совершение операций законодательству, уставным документам, функциям подразделения, полномочиям его руководителя; насколько целесообразны эти операции; правильно ли отражаются в учете и отчетности.
Программа проверки. Рекомендуется включать в программу проверки следующие направления:
установление количества и видов счетов, открытых в банках по местонахождению подразделения;
проверку наличия выписок по всем счетам и непрерывности информации в них. Это означает, что начальное сальдо последующей выписки должно быть равно конечному сальдо предыдущей выписки;
проверку наличия всех первичных документов, подтверждающих банковские операции, и их достоверности;
проверку наличия и правильности ведения книги регистрации платежных поручений;
проверку законности совершения банковских операций в соответствии суставными документами, дого- ворами и др.;
проверку выполнения действующего порядка получения наличных денег в банке и сдачи их на счет;
проверку правильности отражения банковских операций в бухгалтерском учете;
проверку соответствия остатков на банковских счетах по выпискам и учетным регистрам;
оценку состояния платежно-расчетной дисциплины в подразделении и ее влияния на достоверность финансовой отчетности и финансовый результат.
Осуществление проверки. Начав с ознакомления с наличием счетов, их количеством, видами, номерами и определив юридические основы взаимоотношений структурного подразделения с банком, аудитор присту-пает к сверке остатков на счете по выпискам банка и по учетным регистрам. Проверке подлежат также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При обнаружении расхождений устанавливаются их причины. Законность операций за проверяемый период осуществляется посредством анализа выписок и приложенных к ним платежных документов. При этом аудитор имеет возможность выявить списание средств без документов или перечисление средств не на те цели, которые указаны в приложенных документах.
При контроле операций по списанию денежных средств с банковского счета проверке подлежат правильность корреспонденции счетов и особенно свое- временность и полнота оприходования в кассу наличных денежных средств, полученных из банка. Важное место в аудите отводится законности перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. При этом аудитор должен проверить соответствующие договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, накладные на ТМЦ и другие документы, служащие для этого основанием.
Проверяются правильность отражения операций на счете 51 «Расчетные счета», полнота их зачисления.
В заключение проверяется соответствие показателей отчетности, представляемой подразделением, выпискам банка и данным бухгалтерского учета.
Источниками информации для внутреннего ауди-тора служат: положение о структурном подразделении; учетная политика организации; договор банковского счета; выписки банка; приложенные к выпискам первичные документы; хозяйственные договоры; чековая книжка; журнал регистрации платежных поручений; учетные регистры к счетам 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»; Главная книга; баланс; отчет о движении денежных средств.
Типичными ошибками, встречающимися при аудите операций по счетам в банках, являются:
1) к платежным документам не прикладываются документы, являющиеся основанием для совершения операций;
в выписках банка имеются исправления и под-чистки;
на платежных документах отсутствует штамп банка о принятии их к обработке;
имеются исправления в платежных документах;
перечисление авансов по бестоварным счетам без оформления договора;
некорректная корреспонденция счетов при отражении движения денежных средств и др.
Оформление результатов проверки осуществляется в порядке, описанном выше.

Еще по теме Проверка операций с банковскими счетами.:

  1. 4.4 Понятие банковских услуг, банковских операций, классификация банковских операций. Традиционные и нетрадиционные банковские операции

Москва. 27 февраля. FINMARKET.RU - Минэкономразвития подвело итоги трехлетнего эксперимента, в рамках которого финансовое сопровождение крупных госконтрактов на капитальное строительство было доверено уполномоченным банкам с государственным участием. Результаты, по данным "Финмаркета", удовлетворили чиновников, которые теперь намерены значительно расширить эту практику.

Предотвращенные банками нарушения составили от 10% до 20% от общей суммы заказа. Наиболее крупные нестыковки были выявлены при строительстве новой сцены Мариинского театра.

Самые распространенные нарушения - направление денег на непредусмотренные контрактами объекты и перерасход средств на расходные материалы. На новой услуге госбанки заработали несколько миллионов рублей.

Госбанки - на переднем краю борьбы с коррупцией

Источник "Финмаркет" в Минэкономразвития рассказал об итогах эксперимента. Соответствующий доклад уже направлен в правительство.

Эксперимент начался в 2009 году, в нем приняли участие три госбанка: Сбербанка, Банка ВТБ и "Газпромбанк", который должен был вести строительство жилых домов в Балашихе. Банкам было поручено:

  • Контролировать целевое использование средств по госконтрактам;
  • Мониторить схему взаимодействия исполнителей контракта (генподрядчик - подрядчик - субподрядчики первого и второго уровня);
  • Проверять соответствие стоимости основных работ, материалов и оборудования предусмотренным в контракте;
  • Следить за соблюдением сроков выполнения работ, за их соответствием условиям контракта;
  • Контролировать соответствие контракту условий оплаты.
  • Госзаказчику ежемесячно отправлялись отчеты о движении средств по счетам генподрядчика, подрядчиков и субподрядчиков. Сбербанком в дополнение к этому ежеквартально проводилась фотофиксация фактически выполненных работ.

В Мариинке забракована пятая часть актов

Самые масштабные нарушения были выявлены на строительстве здания второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Из 23,4 млрд руб., прошедших через обособленные счета "Сбербанка", не было согласовано проведение платежей на 4,2 млрд руб или 18,1%. Почти поровну нарушения допустили генподрядчик (на 2,0 млрд руб.) и подрядчики с субподрядчиками (на 2,2 млрд руб.).

Основными причинами несогласования документов сотрудники банка называли:

  • Непредставление документов, являющихся основанием для проведения платежей;
  • Попытки использовать денежные средства не по назначению;
  • Проведение платежей с нарушением условий, оговоренных в контракте;
  • Несоответствие платежных документов требованиям Банка России и условиям договоров обособленного банковского счета (то есть условиям эксперимента).

С помощью обособленных счетов удалось выявить неназванный объем авансовых платежей, обязательства по которым так и не были выполнены. "Сбербанк" сообщил чиновникам, что использованный механизм обособленных платежей помог инициировать процедуры возврата этих денег: 456,5 млн руб. уже возвращено на счет генподрядчика.

Десятина АТЭС

  • При строительстве здания Дальневосточного федерального университета и конференц-центра на острове Русский из общего объема перечислений в 23,2 млрд руб. "Сбербанк забраковал платежи на сумму в 1,4 млрд руб. (6%).
  • Треть их них пытались направить на строительство объектов, не предусмотренных контрактом.
  • При реконструкции автотрассы М-4 "Дон" "Сбербанк" выявил несоответствие фактически выполненных объемов работ тем, которые были отражены в акте, на сумму 154,8 млн руб. или 10,5% от объема платежей через обособленный счет. Из них почти 96 млн руб. пытались получить за фактически не сделанные объездные дороги.
  • Платежи еще на 16 млн руб. были банком отклонены из-за нецелевого использования средств, несоответствия срокам и объемам работ, указанным в контракте.

ВТБ пришел и все поправил

Банк ВТБ участвовал в эксперименте, сопровождая контракты на реконструкцию главного здания Большого театра и автомагистрали М-5 "Урал", и проверял целевое использование средств только по документам. Банком тоже обнаружены факты превышения авансовых платежей над реально понесенными подрядчиками и субподрядчиками затратами, выявлено несвоевременное внесение изменений в договоры субподряда по суммам и наименованиям работ.

При этом о масштабах нарушений банк не сообщал, так как все недочеты были устранены ВТБ при работе с госзаказчиком и с исполнителями контракта.

Помощь госбанков узаконят

Результаты проведенного эксперимента в Минэкономразвития оценили как удовлетворительные. Остались ими довольны также в Минтрансе.

  • Минэкономразвития предлагает возложить на банки-агенты обязанность отслеживать, выполняется ли минимальная норма привлечения к исполнению всех госконтрактов субъектов малого бизнеса: им должно достаться не менее 15% общей суммы закупок госзаказчика.
  • Хотя участие госбанков в эксперименте первоначально предполагалось на безвозмездной основе, работали они не даром. По факту агентские Сбербанка и Банка ВТБ за сопровождение обособленного счета составляли от 0,04 до 0,2% от суммы, прошедшей через обособленный счет.
  • ВТБ в ходе эксперимента получил в виде агентских комиссий от генподрядчиков не менее 9,5 млн руб.
  • Сбербанк на эксперименте заработал 81 млн руб.

Привлечение банков-агентов для сопровождения госконтрактов предусмотрено проектом закона "О федеральной контрактной системе", который сейчас готовится в Госдуме к принятию во втором чтении. Там предполагается, что порядок банковского сопровождения контрактов будет устанавливать правительство.

Собеседник "Финмаркета" в Минэкономразвития сообщил, что ведомство будет рекомендовать правительству узаконить эту практику и начать широкомасштабное привлечение госбанков к работе с крупными государственными контрактами.

Ольга Анчишкина, начальник инспекции по аудиту гозакупок Счетной палаты

"Возможно, идея обособленных банковских счетов для средств по госконтрактам будет отражена в законе "О ФКС", чтобы обособить средства, которые идут по госконтракту, чтобы они не смешивались у исполнителя в общем котле. Потом это позволило бы посмотреть обоснованность отнесения тех или иных затрат исполнителем на данный контракт. Хотя, на мой взгляд, это вопрос не законодательного уровня регулирования.

Механизм обособленных счетов дает возможность, например, перейти от нашей фиксированной цены контракта к более гибкой цене при долгосрочных контрактах в соответствии с реально понесенными расходами. При подобном подходе можно всегда посмотреть, объективно отнесение данных расходов на этот контракт или нет. Решал ли подрядчик производственные задачи для исполнения госконтракта, или украшал собственный офис. Сейчас для нас такой подход - опасная ловушка. Но на самом деле, это достаточно простая вещь, если видеть полную стоимость контракта. Такие подходы уже применяются в гособоронзаказе.

Подключение к контролю над исполнением госконтракта банка позволяет видеть движение денег не только у подрядчика, но и по всей цепочке кооперации, насколько обоснованы были затраты у всех уровней субподрядчиков. Сейчас этого нет. Госзаказчик не понимает, что происходит с его деньгами, пока не наступит дата исполнения работ или их этапа. Не видит этого и государство. А когда деньги потрачены, попробуй их верни.

Обсуждаемый механизм в частности позволяет нам видеть долю посредников, которые вымывают деньги из госзаказа. По некоторым видам контрактов до 80-90% денег уходит посредникам, не выполняющим никаких работ, а снимающим административную ренту за близость к заказчику.

Здесь есть и большие плюсы, и возникают вопросы. Банк - это финансовый институт. А ту работу, которую мы хотим повесить на него по госконтрактам - инжиниринговые услуги: качество стройки, подложки дороги. И если банк начинает нанимать инжиниринговые фирмы, то вправе за эти услуги потребовать себе процент, что ложиться дополнительным бременем на госзаказ.

Как всегда в России вопрос: это будет добровольно или обязательно. Если добровольно, то переместить свои счета в один банк должны не только госзаказчики, но и все этажи подрядчиков. Если обязательно, то дополнительное бремя ляжет и на государство, и на подрядчиков всей цепочки".

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами ВШЭ

"Совершенно не ясно, о каких нарушениях идет речь. Это технические ошибки, которые были исправлены и деньги ушли, или это были попытки воровства.

Механизм обособленных счетов в новом законе "О ФКС" пока не прописан.

Конечно, это голубая мечта чиновников - задвинуть весь госзаказ через уполномоченные банки. Будет ли это эффективным механизмом противодействия нарушениям, или станет еще одной прокладкой на пути денег от заказчика подрядчику, пока не известно.

Для чего это надо банкам - это очевидно. Фактически все деньги госзаказа (а это порядка 5-7 трлн руб. в год) пойдут через них. И если они этого добьются, то вырваться из банковского плена уже будет невозможно никогда. Кто же отдаст доход просто так. А если им еще и платить за это будут!.. Это вообще золотое дно. Реальная выгода, которая приобретается банками, и так значительно больше той стоимости услуг, которая будет заложена в виде любой агентской комиссии.

Обязательное подключение банков к госзаказу - вещь очень серьезная. Этот вопрос надо обсуждать в высоких кабинетах со счетами в руках".

Евгений Красавин, руководитель направления "Госзакупки"консалтинговой компании МЦФЭР

"У нас есть несколько госорганов, которые контролируют расходование бюджетных средств, например, Казначейство.

Но главное, есть конкретный госзаказчик, генподрядчик, ответственный за каждый контракт. У него есть специально обученные для этого специалисты. Генподрядчик подписывает акт приемки-сдачи. Если придут проверяющие, может грамотно объяснить, почему тот или иной заказ состоялся.

А насколько компетентны специалисты в банках, чтобы принимать решение о качестве исполнения того или иного заказа? У банков нет ответственности за скорость и качество исполнения госконтракта. Они могут и палки в колеса ставить. Может появиться дополнительная коррупционная составляющая.

К тому же если еще и банки будут следить за госконтрактами, это увеличит затраты государства".

Сергей Габестро, председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru

"Контроль транзакций - это абсолютно точно эффективный механизм, получающий все более широкое распространение во всем мире. Он работает даже не на раскрытие, а на предотвращение различных махинаций с государственными деньгами.

Деньги имеют одно очень важное свойство: они всегда оставляют след. До тех пор, пока их не обналичили.

Другой вопрос: насколько анализ транзакций развит у нас в стране. Пока это только зачаточные эксперименты. Но этот инструментарий обязательно будет развиваться.

У нас в госзаказе основной контроль сейчас строится на соблюдении процедуры. Анализом транзакций у нас занимаются только следственные органы по факту совершения уголовных преступлений".

Правительство подключит банки к контролю за госзаказом. Они смогут блокировать подозрительные операции с бюджетными деньгами.

Банковский контроль за исполнением госконтрактов предусмотрен законом о федеральной контрактной системе (ФКС). С 2014 г. он придет на смену действующему закону о госзакупках. Механизм контроля правительство должно было разработать отдельно. Во вторник Минфин опубликовал на едином портале раскрытия информации проект соответствующего постановления правительства.

Для госконтрактов на строительство (более 39% всех госзаказов, по данным zakupki.gov.ru) или в том случае, если цена контракта не зафиксирована, госзаказчик вправе прописать в договоре с исполнителем контракта требование о банковском контроле, следует из проекта. Исполнитель контракта и его субподрядчик будут обязаны открыть в банке обособленные счета под госконтракт. Банки смогут замораживать эти счета и блокировать операции с ними, если заподозрят нецелевое расходование средств, а также будут обязаны ежеквартально предоставлять отчет заказчику о движении средств, следует из проекта постановления.

В этом нет новации, таким контролем контрагентов пользуются бизнес и госкорпорации, говорит генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка Андрей Черногоров. Сбербанк пробовал заниматься банковским сопровождением проектов, сообщили в пресс-службе госбанка. Но услуга не пользуется большим спросом, отмечает Черногоров: бизнес не работает с авансами, а оплачивает только фактическое исполнение договора и контроль не нужен. В госзаказе же распространено авансирование, услуга будет востребована, прогнозирует Черногоров. Однако из проекта постановления следует, что авансы из-под контроля будут выведены. Это спорное предложение Минфина, замечает директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. Спорно и предложение, что подрядчик сможет сам выбирать банк для контроля, считает Чемерисов. Банк должен отбираться заказчиком из определенного пула, полагает он. По его мнению, для сложных дорогостоящих госконтрактов с привлечением большого количества субподрядчиков банковский контроль должен быть обязательным, а не по усмотрению заказчика.

Проконтролировать расходование средств несложно, отмечает бывший сотрудник Внешэкономбанка: «Это вопрос того, как сформулированы обязательства в договоре, в том числе и в кредитном. Ограничений на глубину, частоту и форму контроля в законодательстве нет». Мера вводится, чтобы расширить круг ответственных лиц, заключает он.

Контроль движения денежных средств является типичной банковской функцией, подтверждает замруководителя корпоративного блока Промсвязьбанка Андрей Леушев, ее можно использовать и для ФКС. Для банка это приятные хлопоты, говорит Черногоров: «Банк все равно проверяет каждую платежку, а теперь сможет обеспечивать функцию независимого арбитра и заработать на этом».

Для банков участие в таком процессе интересно, говорит Леушев, оно дает возможность реализовать полезные сервисы для клиентов и лучше управлять рисками. Интересен проект и для Сбербанка, сообщил его представитель.

Если банк будет назначать госзаказчик, это чревато рисками для исполнителя, беспокоится предправления некоммерческого партнерства «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина: «В случае спора банк скорее примет решение, выгодное чиновникам, например заблокирует движение средств на счете до судебного решения».

…Предотвращенные банками нарушения составили от 10% до 20% от общей суммы заказа.
Наиболее крупные нестыковки были выявлены при строительстве новой сцены Мариинского театра.

Самые распространенные нарушения - направление денег на непредусмотренные контрактами объекты
и перерасход средств на расходные материалы.
На новой услуге госбанки заработали несколько миллионов рублей…

Мы отдавали себе отчет что это добром не кончится, однако любопытство победило.
Мы понимали, что нас ждет какая-то какашка и чтобы было не так обидно, решили ограничиться разовой поставкой,
так сказать «посмотреть что будет» и при 100% марже.

Провидение не раз пыталось нас предостеречь.
Фальстарт произошел на первом же этапе.
Мы на согласование спецификации и качества поставки потратили времени в несколько раз меньше, чем продлилась процедура открытия счета.

Во-первых, Сбербанк сходу нам открыл обыкновенный счет.
Об этом мы узнали после первой попытки заказчика совершить платеж по новым реквизитам.
Заказчик три дня бился в корчах, требуя от нас поставки после предоставления нам платежного поручения.

Деньги же к нам все не постапили и мы сдерживали натиск, ожидая любого подвоха.

(Забегая вперед, хочу акцентировать ваше внимание на сроке ожидания. В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ДНЕЙ!
Обычный платеж после подписания в банк-клиенте поступает на счет получателю в тот же день, в крайнем случае на следующий.
Но это не в случае обособленного счета. Минимальный временной период по любой операции с обособленным счетом составлял не менее трех дней.
Все это время в банк-клиенте на выполняемой операции висел статус “В ОБРАБОТКЕ”!
Причем в банке существовал отдельный, специально выделенный специалист, прикрепленный к нашим операциям по счету.
Зачем он был прикреплен мы так и не поняли. Наверное, чтобы было не так скучно коротать время, ожидая завершения операции.
На все наши вопросы она давала пространные ответы, которые сводились к одному - НАДО ПРОБОВАТЬ.
В итоге, когда мы с ней совсем уже сроднились, мы узнали, что она хоть и специалист по обособленным счетам, но наши потуги были для нее
таким же дебютом и за нами следило и болело немало сотрудников банка.
Болели, делали ставки.)

По истечению трех дней оказалось, что платеж не прошел по той причине, что нам открыли не ОБОСОБЛЕННЫЙ СЧЕТ, а обычный.

А заказчику, тем временем, требовалась поставка, из-за которой практически встало строительство.

Пару дней ушло на выяснение кто виноват и что делать.
Мамедовна в очередной раз прокляла нас и напрочь отказалась участвовать в богопротивном мероприятии.

Еще пару дней ушло на устранение недоразумения. Заодно выяснилось, что для работы с обособленным счетом требуется
особый банк-клиент, который долгое время не хотел запускаться. Пока устранялись технические проволочки, совместными усилиями
с прикрепленным сотрудником сбербанка и финансовым директором заказчика мы изучали инструкцию по работе с платежами,
неистово заверяли и предоставляли в банк все договора и спецификации по будущим платежам.

Наконец-то все проволочки были устранены и начался второй трехдневный раунд ожидания.
На этот раз, по истечении третьего дня, средства поступили на наш расчетный счет и под крики ликования первая партия товара отправилась
на строительную площадку. После непродолжительного скандала, сопровождающего прием товара, заказчик хотел в полной мере отомстить
нам за позор, пережитый им в виде предоплаты за поставку ВПЕРВЫЕ ЗА ИХ ПРАКТИКУ. Мы обменялись первичными документами и нам даже показалось,
что вовсе не так уж и страшен, этот обособленный счет. Заказчик уже разместил нам новый заказ, производство и закупка получило распоряжения на
обработку и закупку сырья, поставщики получили запросы на выставление счетов на оплату, денежные средства на обособленном счету были распланированы,
набиты платежные поручения, кои были подписаны на оплату в системе банк-клиент.

Оставалось подождать три дня.
Мы еще не совсем привыкли в тот момент к этому залипанию банка. Заказчик истерил, требуя товар, поставщики, получив от нас платежное поручение,
но не видя прихода денег на свой расчетный счет, нервничали.

Прошло три дня.
Статус в банк клиенте со статуса В ОБРАБОТКЕ, сменился на ОТКАЗАНО.
Что-то мерзкое и липкое тяжело легло на сердце.
Наш друг из сбербанка сутки не отвечал на телефон.

Еще через сутки она сама вышла на связь и радостно сообщила нам, что нам отказано в платеже.
Мы вежливо поинтересовались, какого хуя почему?
Дама пояснила, что она сразу не обратила внимание, но по другому и быть не могло.
Ведь, судя по счету и назначению платежа, мы собираемся оплатить иной товар, чем тот, что указан в спецификации заказчика по которой нам поступили средства!

Позвольте, опешили мы, а какого х а не все-ли равно банку, на что мы хотим потратить наши кровно заработанные деньги? Отнюдь, не согласилась
с нами дама, в случае обособленного счета, на нее, сотрудника банка, возложены контрольные полномочия по всем операциям по счету. Чтобы все было четко!
Хорошо, не смирились мы, давайте пойдем по порядку.
Заказчик хотел от нас товар, который на тот момент мало того, что УЖЕ был нами приобретен, так еще и дотошно отобран заказчиком. Сразу же после того,
как произошла оплата, заказчик получил товар и был вполне счастлив, претензий к нам не имеет, о чем и свидетельствовали подписанные накладные.
Так-то оно так, но по правилам работы с обособленным счетом необходимо предоставить в банк специальную форму-заявку, в которой детально описывается:
сколько, куда и за что вы хотите оплатить средства; после этого получить разрешение у заказчика посредством получения его визы.

Финансовый директор заказчика сильно не удивился, сказав что нечто подобное он и ожидал.
Пару дней ушло на составление и визирование бумажек, потом наступили очередные три дня ожидания.

ОТКАЗ.
Наш цензор вышел на связь первым, кратко резюмировав: «НЕ ПРОКАТИЛО», добавив, что по логике процедуры, задуманной в недрах минэкономразвития
неким ученым кроликом, не предусмотрен вариант, когда товар уже готов к отгрузке еще до получения средств.
Дескать, по логике процедуры, все заточено на некий конкурс/проект, в котором заказчик сначала излагает свои хотелки, а исполнитель согласовывает с ним смету,
в которой учтены все нюансы, на проектирование, изыскательные работы, производство, закупку сырья и даже зарплату и налоги; после получения средств,
начинает действовать, согласовывая все траты согласно подписанного плана, сметы и спецификации с заказчиком. А заказчик пристально следит,
по делу ли тратятся его деньги. А так как на заказчика особо надежды нет, на всякий случай, во избежание сговора и хищений, за всем этим и следит
ответственный менеджер уполномоченного банка.
В общем, сказала она, вы можете оплатить только то, что указанно в спецификации.

Мда…
Сначала мы конечно потребовали от заказчика вернуть нам поставленные трубы обратно.

(Забыл упомянуть, мы специализируемся на демонтаже, обработке и восстановлении труб различного диаметра, используемых для транзита нефти,
газа для вторичного использования.
Эти трубы обширно используются в гражданском и инфраструктурном строительстве.
От свай для фундамента и коммуникаций до сложных металлоконструкций. Яркий пример подобного применения - крымский мост.)

Заказчик, нервно сглотнув, вернуть трубу отказался, сославшись на то, что она давно уже вхуячена в землю и залита бетоном и на этом месте уже стоит здание…

Мы взяли себя в руки, перекурили и решили, что раз нормальная логика в нашем вопросе не работает, то чтобы победить систему, просто надо
соответствовать ее формальной логике.
Надо купить то, что стоит в спецификации? Говно вопрос, просим поставщика в счете указать то, что нам требуется, пересогласовываем все таблички с заказчиком,
сдаем все в банк и через каких-то пару дней в системе активировано новое платежное поручение со статусом “В ОБРАБОТКЕ”.
Ход в нашей шахматной партии сделан и у нас есть цельных три дня позаниматься другими вопросами.

Прошло еще три дня.
Статус в банк клиенте со статуса “В ОБРАБОТКЕ”, по-прежнему сменился на “ОТКАЗАНО”.
Интрига нарастала и нам стало даже интересно, на этот-то раз почему?
Сбербанковский цензор опередила нас и пошла в атаку первой.
- Вы что, с ума сошли? Вы что, поставили заказчику трубу БУ?
- Ну да, что заказчик пожелал, то и поставили, не все ли равно, новую или бу трубу закапывать в землю? Вы может быть не в курсе, но это тенденции последнего
десятилетия в строительстве - использовать переработанное сырье для вторичного применения. И кроме цены, в два раза меньше, БУ труба после восстановления
ничем не отличается от новой. И в договоре, и в заявке, и в спецификации заказчика четко стоит «труба БУ»!!!
- Я не знаю, как во всем мире, а я не позволю из говна строить! Пусть заказчик предоставит мне проектную документацию, где указано, что допустимо здания из говна строить! Одним словом, делайте что хотите, но чтобы этого вашего БУ я не видела!

Мы передали наш разговор заказчику, спросив, есть ли варианты придумать что-то с проектной документацией, а заодно и поинтересовавшись, можно ли все-таки
выковырять из фундамента нашу трубу? Заказчик покрутил пальцем у виска, поясним, что этот бред даже не станет доносить до проектировщиков, потому как
никакой идиот, не станет прописывать в документации для разных безумцев всякий бред.
Мы готовы были подобному ответу и у нас уже был готов более рабочий вариант. Мы переделали все договора, счета, заявки и спецификации, вымарав комбинацию
букв БУ, везде где она встречалась. Правда в два дня на этот раз мы не уложились.
Менеджеру, отвечавшего за эти отгрузки, пришлось помотаться по всем строительным площадкам, куда мы поставили трубу, переподписать все ТТН и акты с прорабами и завхозами. И всего через какую-то неделю, все пересогласованное говно было сдано в банк, а в банк клиенте активировалось очередное платежное поручение
со статусом “В ОБРАБОТКЕ”.

Прошло еще три дня.

Отказ…
От , сука, КАЗ!
На этот раз наш куратор банка была на позитиве.
Она согласилась, что идея вымарать везде где можно БУ ахуенная, и все прошло бы, но…
… но платеж заблокирован, из-за нарушения процедуры работы с обособленными счетами.
А нарушение заключается в том, что деньги, перечисляемые с одного обособленного счета, могут переводиться только на другой обособленный счет,
причем в том же самом банке.

Только, сука, на другой, сука, ОБОСОБЛЕННЫЙ СЧЕТ!
Мы поинтересовались, куда и за что мы можем перечислить средства кроме обособленного счета?
- Только в бюджет, - ответила куратор, - можно заплатить налоги или заработную плату, в рамках согласованной спецификации с заказчиком, если он не против.
Мы поинтересовались, а если у поставщика нет обособленного счета?
- Не беда, - ответила она, - пусть откроет.
Мы поинтересовались, а зачем поставщику открывать обособленный счет, и принимать от нас деньги, если дальше он так же сможет заплатить с него только на обособленный счет?
А если быть еще точнее, мы поинтересовались, кто, по дьявольскому замыслу создателя обособленных счетов, подразумевается финальным, конечным получателем денежных средств прошедших по обособленным счетам?
- Вообще-то, задумчиво ответила куратор, - пока не ясно. Дело новое, нам и самим интересно чем должно все это заканчиваться, но пока
прецедентов кроме возращения денег в БЮДЖЕТ НЕТ.

Карл, это ГЕНИАЛЬНО!
Я хочу познакомиться с этим человеком который придумал эту систему имени почтальона Печкина. Это же замкнутая эко система бюджетного финансирования.
Все выделенные виртуальные бюджетные средства поступают в систему, и никуда из нее не уходят, перескакивая внутри одного кармана, с одного расчетного счета на другой, в конце концов, либо возвращаются в бюджет, либо намертво застревают, по сути находясь в бюджете. И не то чтобы спереть, ими вообще никак невозможно воспользоваться.
Это прямо КИН-ДЗА-ДЗА какая-то!


Мы курили в полной прострации, осмысливая сотворённое своими же руками.
Находясь в постоянном кассовом разрыве, цельный квартал кормя поставщиков и партнеров обещалками и платежныими поручениями с обособленного счета,
что вот-вот они к вам придут, заморозить так бездарно и безнадежно деньги.
Машинально я прикидывал, на сколько лет вперед мы сможем заплатить налогов из этих денег, взвешивал разумность открытия зарплатного проекта в сбербанке,
чтобы ускорить вызволение своего, перебирал в голове варианты что говорить поставщикам.

Вывел нас из ступора финансовый директор заказчика. Он позвонил поинтересоваться, как у нас дела, и скоро ли мы будем готовы принять на обособленный счет
очередной транш за товар.

Нам было что ему ответить…

Выслушав нашу историю, финдир заказчика резюмировал, не проскочили, и подарил нам надежду.
По секрету он сообщил, что он активно общается кругу таких же бедолаг, вляпавшихся в историю с обособленным счетом. По его словам, пока таких как мы
пока еще немного, и все, перебирая различные варианты, делятся друг с другом информацией по новым попыткам. Так вот, сказал он шепотом, ходят слухи,
что в системе есть дырка и формально есть возможность перевести деньги с обособленного счета на простой в размере не более 500 000 рублей, но один раз.
Пока не ясно, добавил он, один раз за все время или один раз в год, так как эту херню стали внедрять только что…

Мы так наловчились перехреначивать договора и спецификации, что уже на следующий день пакет документов был в Сбербанке, и первое, тестовое платежное
поручение мерцало статусом надежды “В ОБРАБОТКЕ” …

На этот раз статус не менялся пять дней.
Что-то явно происходило не по стандартному сценарию.
Мы не звонили куратору и старались не обсуждать это между собой. Вся контора с тревогой и надеждой ждала новостей из-за двери бухгалтерии.
Все боялись спугнуть удачу…

-ПРОСРАЛОСЬ!
Этот вопль, раздавшийся из тела Мамедовны, был всеми интерпретирован однозначно…
- Андрей Абрамыч, Андрей Альбертыч, коллеги, просралось блеать!!! С нами Бог всё-таки!

Мы обнимались и целовались, в исступлении поздравляя друг друга.
Некоторые плакали, кто-то истерично смеялся в истерике.

Куратор Сбербанка была сильно удивлена.
- Не знаю, как вам это удалось, но система пропустила платеж. Но хочу предупредить вас, что вам еще надо что-то сделать с ценой.
По цене все-таки видно, что труба БУ. - предупредила она, не упустив возможности плюнуть в сторону нашего праздника.
- Не волнуйтесь, мы купим ее сильно дороже чем продали, чтобы вообще у системы не было больше вопросов.

Не сразу, но мы всё-таки выцарапали свои средства из банка. Куратор еще пару раз покошмарил нас, отказав в паре траншей, сославшись на то
что ей по косвенным признакам не понравился получатель, но мы уже навели понтонную переправу, благо поставщиков хватило.

В дальнейшем мы отказали заказчику в оплате поставок на обособленный счет. Заказчик не сильно расстроился, сказав что еще найдет дураков,
и продолжил размещать у нас заказы с оплатой на нормальный счет.
Сам обособленный счет мы закрыли, хотя и не сразу. Оказалось, что в явном виде процедура закрытия обособленного счета не предусмотрена
в стандартном договоре, но и эту проблему мы решили.

Результаты проведенного эксперимента в Минэкономразвития оценили как удовлетворительные.
Минэкономразвития предлагает возложить на банки-агенты обязанность отслеживать, выполняется ли минимальная норма привлечения
к исполнению всех госконтрактов субъектов малого бизнеса: им должно достаться не менее 15% общей суммы закупок госзаказчика.

Хотя участие госбанков в эксперименте первоначально предполагалось на безвозмездной основе, работали они не даром.
По факту агентские Сбербанка и Банка ВТБ за сопровождение обособленного счета составляли от 0,04 до 0,2% от суммы,
прошедшей через обособленный счет.

Сбербанк на эксперименте заработал 81 млн руб.
Москва. 27 февраля. 2013 г. FINMARKET.RU

8 июня Forbes написал, что компания-подрядчик по строительству Керченского моста - "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга - испытывает
проблемы с финансированием проекта из-за перевода госконтракта с банковского на казначейское сопровождение. В частности, издание ссылается
на письмо гендиректора СГМ Андрея Кириленко в адрес первого замминистра транспорта Евгения Дитриха и главы Росавтодора Романа Старовойта,
где он указывает на задержку внесения изменений в постановление правительства по Керченскому мосту и невозможность продолжать работы
по проекту в отсутствие финансирования.

Проблемы с финансированием строительства Керченского моста исключены, сообщили ТАСС в пресс-службе Минтранса РФ.
МОСКВА, 8 июня.2016 г. ТАСС.