Презентация на тему "профилактика социального сиротства и раннее выявление семейного неблагополучия, как инструмент формирования воспитательной среды. Презентация социального педагога на тему "истоки и причины социального сиротства в россии" Презентация н

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Детский сад 250 Педагог - психолог, член комиссии по защите прав и интересов несовершеннолетних детей Бодунова Вера Владимировна г.




Социально-экономический кризис, - вынужденная миграция, - прогрессирующие тенденции разрушения нравственных устоев семьи, - увеличение внебрачной рождаемости, - прогрессирующие тенденции асоциального образа жизни (алкоголизация родителей, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка, насилие в семье), - рост числа детей с отклонениями в развитии. Причины сиротства в современных социально-экономических условиях: По международным данным около трети всех детей сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходятся на долю России (Tobis, 1999), что обусловливает задачу интеграции детей-сирот в общество как наиболее приоритетную национальную проблему.




Меры предупреждения социального сиротства: -усиление заботы о семье, повышение ее благосостояния, -преодоление социальной дезадаптации, -возрождение авторитета семейного воспитания (поднятие социального престижа женщины-матери), -формирование отношения к семье как к одной из основных ценностей в жизни каждой отдельной личности и государства в целом












Направлена на профилактику детской беспризорности и безнадзорности, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности детей, на профилактику правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия. Программа «Предупреждение социального сиротства»


Совершенствование системы предупреждения социального сиротства в районе; - раннее выявление семейного неблагополучия; - улучшение взаимодействия учреждений, осуществляющих профилактическую работу с семьями в районе - обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели и задачи программы: - создание системы ранней профилактики семейного неблагополучия и реабилитации семей «группы риска»; - социально-психологическая помощь семьям «группы риска»; - защита прав и законных интересов детей; - предупреждение безнадзорности несовершеннолетних; - профилактика алкоголизма, наркомании и тунеядства среди родителей; - укрепление института семьи; - повышение престижности семейных форм воспитания детей.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Понятие социального сиротства В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети – сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения роди-телей. И в этом случае обще-ст во и государство берёт на себя заботу по развитию и вос-питанию таких детей. Ребёнок, потерявший родите-лей – это особый, по-настоя-щему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка.

3 слайд

Описание слайда:

В настоящее время широко испо-льзуются два понятия: СИРОТА (СИРОТСТВО) и СОЦИАЛЬ-НЫЙ СИРОТА (СОЦИАЛЬ-НОЕ СИРОТСТВО) Дети - сироты - это дети в воз-расте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспита-нием ребёнка. Социальное сиротство – социаль-ное явление, обусловленное нали-чием в обществе детей, оставши-ся без попечения родителей.

4 слайд

Описание слайда:

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних. Под попечение могут попасть дети, родители которых: 1.умерли; 2.лишены родительских прав;ограничены в родительских правах; 3 признаны безвестно отсутству-ющими; 4.недееспособны, отбывают наказа-ния в исправительных колониях; 5.находятся под стражей; 6.уклоняются от воспитания детей; 7.отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений.

5 слайд

Описание слайда:

Истоки социального сиротства в России Проблема социального си-ротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых стран. По всему миру боль-ницы, родильные дома, спе-циальные заведения запо-лнены брошенными младе-нцами. Их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «вечные новорожденные»

6 слайд

Описание слайда:

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая миро-вая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х – 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х начала 90-х годов. В первые же десятилетия после революции большевика-ми был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадьб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений.

7 слайд

Описание слайда:

Но без прошлого для человека нет будущего. Удар, нане-сенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Роль семьи в обществе, по коммунистическим социальным концепциям, должна постепенно уменьшать-ся, пока наконец, этот институт не исчезнет вообще. В 20-30 годы в России регистрация брака и его растор-жение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легко-мыслие.

8 слайд

Описание слайда:

В результате первых лет строительства социа-лизма был нанесен мощнейший удар по патриар-хальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом практически уничто-женными оказались дворянство, купечество, инте-ллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования, продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уваже-ние к старшим – к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. С изменением в 50-е годы политических ориен-тиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, на-правленных на укрепление института семьи. Одна-ко «зло разрушения» принесло свои плоды в России впервые за её многовековую историю появились так называемые «отказные дети», матери кото-рых, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребёнка.

9 слайд

Описание слайда:

Сегодня мир вступает в XX1 век. Однако проблема детей-сирот приобретает ещё боль-шую остроту и актуальность, так как число их непрерывно растёт. Политические и соци-альноэкономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий меж-ду жизненными установками по-колений, различных слоёв обще-ства, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ос-лабление этических мотиваций в обществе

10 слайд

Описание слайда:

Небывалый духовный, эко-номический, политический, социальный кризис, потряс-ший Россию, привел к увели-чению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или струк-турной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребёнка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления вызвали рост прес-тупности, наркомании, алко-голизма, психических заболе-ваний, расширив истоки детского неблагополучия.

11 слайд

Описание слайда:

Кризис современной семьи негативно отразился на состо-янии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа детских до-мов и школ-интернатов. В условиях нестабильности социально-экономической, поли-тической жизни страны продол-жает расти число детей, по-павших в особо трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети – инвалиды, дети – беженцы и вынужденные переселенцы.

12 слайд

Описание слайда:

В 2012 году в России насчитывалось около 650 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Более 70% из них являлись «социальными сиротами». Беспризорные дети –около 1 миллиона. Безнадзорные дети – до 2 миллионов. Безнадзорные дети ночуют дома, но днём остаются без надзо-ра родителей и воспиты-ваются улицей 330 тыс. преступлений совершаются подростка-ми.

13 слайд

Описание слайда:

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 1.Кризисные явления в семье: нарушение её структуры и функции: рост числа разводов и количества неполных семей; 2.Асоциальный образ жизни ряда семей: -падение жизненного уровня, -ухудшение условий содержания детей 3.Распространение жестокого обращения с детьми в семьях

14 слайд

Описание слайда:

В последние 10 лет появи-лось новое явление «скрытое» социальное сиротство, которое распростроняется под влиянием ухудшения усло-вий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытес-нения их из семей, беспри-зорность огромного количества детей и подростков

15 слайд

Описание слайда:

Рост разводов является одним из факторов, неприятно влияющих на судьбу детей. Всё больше ста-новится семей, где детей воспи-тывает один отец. Увеличива-ется количество детей, рожден-ных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутри-семейного общения в неполной семье негативно сказывается на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще встречаются невротичес-кие симптомы. Более 50% несовер-шеннолетних нарушителей вырос-ли в неполной семье, более 30 % детей, имеющих психические от-клонения, росли без отца

16 слайд

Описание слайда:

Растет число выявленных детей, оставшихся без по-печения родителей. Боль-шинство из них передаются под опеку и на усыновление, около 30% от их числа уст-раиваются в дома ребенка. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения не снижается. По данным специалистов, сегодня Россия пережива-ет третью (после граж-данской и великой Отече-ственной войн) волну социального сиротства.

17 слайд

Описание слайда:

В настоящее время сироты-самый незащищенный пласт населения и не потому, что они не защищены государством, а потому что это люди с очень низким уровнем социализации, люди, которые не могут сами себе прокладывать дорогу по жизни! Парадоксально, но факт в столи-це, где проблема предоставле-ния жилья решена полностью, ока залось, что более половины вы-пускников детских домов не жи-вут на полученной ими жилпло-щади, и практически не вносят квартплату.

18 слайд

Описание слайда:

Многие детдомовцы занимаются бродяжничеством. Социальные бродяги – это люди, которые в силу ряда объективных причин не смогли найти достойное место в общест-ве и оказались в самых низших его слоях. Дети-сироты не могут правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Как правило, вопросы «кто тебе больше нравится?» «Что ты любишь?» или «Какое у тебя настроение?» вызывают смущение у ребенка, и он ничего не может ответить на них. Но более глоба-льной и актуальной проблемой становится проблема скрытого социального сиротства.

19 слайд

Описание слайда:

Скрытые социальные сироты, это когда при живых родителях, полной семье, ребёнок чувствует себя обез-доленным, одиноким, незащищенным. Маленький пример скрытого сирот-ства. Мальчику 7 лет, учиться в 1 классе школы с углубленным изуче-нием иностранного языка, занима-ется в музыкальной школе, родите-ли, преуспевающие бизнесмены. Маль чик словоохотлив, интеллектуаль-ное развитие соответствует возра-сту. Мечтает, чтобы семья собра-лась вместе, чтобы родители никог-да не спешили, говорили с ним, нако-нец, просто, чтобы услышали его. При обследовании мальчик рядом с собой на первое место ставит соба-

20 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Профилактика социального сиротства и раннее выявление семейного неблагополучия как инструмент формирования воспитательной среды» К.И.Малахивская – социальный педагог ГОУ СПО «ПСТ»

2 слайд

Описание слайда:

«Сиротство – не опухоль, ее не вырежешь. Сиротство – это такой диагноз, что лечить надо весь организм, все общество. А вылечить общество от всякой болезни только общество же и способно…» Альберт Лиханов

3 слайд

Описание слайда:

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Социальное сиротство отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

7 слайд

Описание слайда:

Социальное сиротство Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

8 слайд

Описание слайда:

В 1 статье Закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27 июля 2010 г. N 159-З-IV (САЗ 10-30) используется понятие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

9 слайд

Описание слайда:

а) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель; б) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей (единственного родителя) в связи с лишением их (его) родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей (единственного родителя) безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях более 6 месяцев в течение 1 года, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с отказом родителей (единственного родителя) от своих детей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей (единственного родителя) в порядке, установленном действующим законодательством ПМР; в) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 25 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя (единственный родитель), а также лица в возрасте от 18 до 25 лет, которые остались без попечения обоих родителей (единственного родителя) в период стационарного обучения в организациях образования или нахождения в организациях социальной защиты;

10 слайд

Описание слайда:

классификации функций семьи репродуктивная (продолжение рода) хозяйственная воспитательная восстановительная (организация досуга, рекреативная)

11 слайд

Описание слайда:

снижения воспитательного потенциала бедность потеря духовно-нравственных ориентиров высокий уровень занятости родителей трансформация родительских ролей

12 слайд

Описание слайда:

Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. «Скрытое» социальное сиротство

13 слайд

Описание слайда:

Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе. Возрождение духовной культуры Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в организации ОПО

14 слайд

Описание слайда:

В своей деятельности Совет по профилактике взаимодействует: а) с комиссиями по защите прав несовершеннолетних государственных администраций городов (районов) Приднестровской Молдавской Республики (I уровня и II уровня); б) с органами внутренних дел; в) с территориальными органами опеки и попечительства; г) с организациями образования республики; д) с органами здравоохранения и медицинскими организациями; е) с органами по социальной защите и труду; ж) с органами по физической культуре, спорту и делам молодёжи; з) с общественными организациями и объединениями; и) с родительской и ученической общественностью;

15 слайд

Описание слайда:

Основные цели и задачи Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений а) Цели Совета по профилактике правонарушений: 1) формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся; 2) планирование, организация и осуществление контроля за проведением профилактики социально опасных явлений (безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий) и социально опасных заболеваний обучающихся; 3) профилактика девиантного и асоциального поведения обучающихся, социальная адаптация и реализация обучающихся группы риска. б) Задачи Совета по профилактике: 1) выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении; 2) ранняя профилактика правонарушений, безнадзорности и подростковой преступности; 3) формирование у обучающихся основ правовой культуры, законопослушного поведения и здорового образа жизни; 4) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.

16 слайд

Описание слайда:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Промышленно-строительный техникум начальное профессиональное образование среднее профессиональное образование комплексная психолого-педагогическая, медико-социальная и правовая помощь.

17 слайд

Описание слайда:

диагностика обучающихся, вновь поступивших - с различными формами школьной дезадаптации -25%; - сироты и социальные сироты - около 20%; - из асоциальных и деструктивных семей - 1/3 учащихся; - с девиантным поведением - более трети учащихся; - с зависимым поведением (в основном табакокурение)- более половины всех учащихся;

18 слайд

Описание слайда:

1.Количество групп - 30 2.Количество учащихся (всего) - 722 уч. из них: - бюджет 584 уч. - договор 134 уч. 3.Состав семей: - многодетные семьи (количество) - 125 семей - неполные семьи – 198 семьи - дети, находящиеся на опеке (количество) – 26 человек, - проживают вместе с бабушками и дедушками (количество) – 38 чел. - единственные дети в семье (количество)- 114 человек - имеют братьев и сестер (количество) – 608 человек 3.Жилищные условия: - проживают в общежитии (количество) – 215 семей - в отдельных квартирах – 224 семей - арендуют жилье –41 семей - иногородние –394 учащийся 4.Количество учащихся, входящих в группу "риска", склонных к правонарушениям - 37 человек 5.Национальный состав: Русские 210, молдаване 197, украинцы 154, гагаузы 94, болгары 38, другие национальности 12 7.Состояние здоровья обучающихся:- имеют хронические заболевания – 33 человек 8.Внешкольная деятельность обучающихся в системе дополнительного образования: - обучаются в музыкальных школах – 4 человек а - в спортивных секциях – 102 человека - другие виды деятельности -25 человек

19 слайд

Описание слайда:

Противоречия 1.Между заказом государства на социально зрелую личность выпускника организации профессионального образования и педагогической и социальной запущенностью части обучающихся, поступающих в наш техникум. 2. Между потребностью общества в здоровом молодом поколении и неблагополучным состоянием соматического и нервно-психического здоровья, прибывающих к нам несовершеннолетних подростков. 3. Несмотря на организацию в государственном масштабе работы, направленной на сохранение и укрепление семьи, в настоящее время увеличивается количество социальных сирот при живых родителях.

20 слайд

Описание слайда:

Беспризорные дети – это дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети, родители которых лишены родительских прав. Таких детей в нашем техникуме единицы. Безнадзорные дети – это те, которые проживают в семье, но должный контроль над их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей и лиц, их заменяющих, не осуществляется. Таких подростков у нас больше.

21 слайд

Описание слайда:

Причины «явной безнадзорности»: отсутствие контроля со стороны взрослых, эмоциональное отторжение родителей от несовершеннолетних, неудовлетворение базовых потребностей подростков. Причины «скрытой безнадзорности»: недостаточный контроль со стороны взрослых, чрезмерность запретов, чрезмерная и нерегулярная строгость при наказании за нарушение требований, материальное обеспечение является приоритетным по отношению к другим родительским обязанностям.

Актуальность исследованияАКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Увеличение масштабов социального
сиротства, злободневность и тяжесть его
последствий
Необходимость комплексного осмысления
феномена социального сиротства
Несовершенство государственной семейной
политики в области профилактики
социального сиротства

Объект и предмет исследования

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
дети-сироты и
Объект
исследован дети, оставшиеся
без
попечения
ия
родителей
Предмет система
исследован профилактики
социального
ия
сиротства

Цель и задачи исследования

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – изучение причин социального
сиротства и основных способов его профилактики
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность явления социального сиротства и его
причины.
2. Выделить проблемы интеграции детей-сирот в общество.
3. Рассмотреть возможные способы профилактики социального
сиротства.
4. Выявить психологические особенности и жизненные ценности
детей-сирот.
5. Выявить причины попадания детей-сирот в интернат.
6. Рассмотреть факторы, способствующие социальному сиротству.
7. Выделить способы профилактики социального сиротства.

База исследования

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
База исследования – ФГБОУ
«Ивановская школа-интернат для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, имени Е.Д.
Стасовой».
Опрошены:
20 социальных работников
100 воспитанников интерната

Понятие «социальные сироты»

ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ»
Социальные сироты – это дети,
родители которых лишены
родительских прав, и семейное
окружение которых не взяло на себя
ответственность за их воспитание, в
результате чего они оказались на
попечении государства.

Классификация детей-сирот

Дети, проживающие вне родной семьи:
- дети, помещенные в семью;
- дети, находящиеся в интернатных
учреждениях
Дети, проживающие в родной семье, но
их родители плохо исполняют свои
обязанности
2
1
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Основной Контингент ивановской школы-интерната

ОСНОВНОЙ КОНТИНГЕНТ ИВАНОВСКОЙ ШКОЛЫИНТЕРНАТА
Дети из
алкоголизированных семей
Дети из семей, имеющих
криминальную
социализацию
Дети, родители которых
ограничены в родительских
правах

Интернат для детей-сирот

ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
По гендерному признаку
Вариант ответа
Место временного проживания
Второй дом
Место вынужденного
проживания
Затруднились с ответом
Количество
ответов, %
По возрасту
Мальчики
Девочки
7-12 лет
13-17
лет
46
26
20
30
16
24
13
11
10
14
20
9
11
8
12
10
4
6
7
3

Любимые развлечения детей-сирот

ЛЮБИМЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Вариант ответа
Количество
ответов, %
По гендерному признаку
По возрасту
Мальчики
Девочки
7-12 лет
13-17 лет
Спорт
11
7
4
5
6
Прослушивание музыки,
просмотр телевизора
24
18
6
10
14
Чтение
20
5
15
13
7
Активный отдых на
природе
15
7
8
10
5
Общение с друзьями
1
1
0
1
0
Общение с малышами
20
6
14
13
7
Компьютер
9
6
3
3
6

Жизненные траектории детей-сирот

ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Вариант ответа
Количество
ответов, %
Стаж педагогической работы
2-5 лет
5-10 лет
Более 10
лет
Отказ матери – государственное учреждение –
училище – пьянство, тунеядство, отказ от воспитания
собственных детей, алкоголизированная семья
65
25
15
25
Неблагополучная семья – лишение родителей прав –
приют, детский дом – училище, притон,
беспорядочная жизнь, алкоголизм – суицид, криминал
– тюрьма
12
4
6
2
Неблагополучная семья – оформление опеки
бабушкой – отказ (отмена) от опеки в подростковом
возрасте – приют, детский дом – училище –
благополучная среда – собственная благополучная
семья
23
10
8
5

Типичные характерологические особенности родителей группы риска по социальному сиротству

ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ
СИРОТСТВУ
Стаж педагогической работы
Вариант ответа
Количество
ответов, %
2-5 лет
5-10 лет
Более 10
лет
Разрушенные семейные связи
3
2
1
0
Алкоголизм
54
13
18
23
Тунеядство
32
12
10
10
Низкий уровень образования
1
0
1
0
Отсутствие мотивации к изменениям
2
1
1
0
Наличие семейных девиаций в
семейном анамнезе
5
2
1
2
Семейная неуспешность в нескольких
поколениях
3
1
2
0

Факторы низкой эффективности работы государственных органов

ФАКТОРЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Ведомственная
ограниченность и
межведомственная
разобщенность
Постоянное
запаздывание действий
при работе с семьей,
детьми
Направленность на
реабилитацию детей без
реабилитации
биологической семьи

Способы профилактики социального сиротства

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Социальный
патронаж
Консультирование
Тренинги
Психологическая
помощь
Просвещение родителей
Специализированн
ые подразделения
в СРЦН
Семейные и семейновоспитательные группы
Отделения дневного
пребывания
Разработка
реабилитационной
программы для
семьи
Мотивация семьи
Наличие доверительных
отношений
Активное и
заинтересованное
участие семьи

Слайд 2

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможностиудовлетворять насущные потребности

Слайд 3

Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первая группа - семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Вторая группа - семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.

Слайд 4

Социальное сиротство отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Слайд 5

Приоритеты деятельности Департамента семейной и молодежной политики в области недопущения социального сиротства и развития семейных форм устройства определены Городской программой «Год семьи в городе Москве».

Слайд 6

Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Слайд 7

Правовые основы социальной защиты данной категории детей составляют 3 основных закона – Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) Федеральный закон РФот 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. №17-ФЗ .

Слайд 8

Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

Слайд 9

Особенности социального сиротства:

1) постоянный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях; 3) увеличение числа социально неблагополучных семей; 4) отмена или сокращение социальных льгот; 5) резкое увеличение количества безнадзорных детей, ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних; 6) низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей.

Слайд 10

Основная причина роста социального сиротства объясняется сложной социально-экономической ситуацией в стране и, как следствие, широким распространением семейного неблагополучия, а также отсутствием механизмов выявления «трудных» семей на ранней стадии,недостаточной профилактикой данной проблемы

Слайд 11

КАК ВЫЯВИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ.Особенности поведения

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах; неумение играть; поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий; крайности поведения; инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; склонность к поджогам, жестокость к животным;