Можно ли христианину держать дома собаку. Собак в городских квартирах теперь держать нельзя

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.

Эти христианские принципы не могли не сказаться на укладе русской жизни. Хотя на Руси на собак возлагалось очень много функций: они караулили дома и скот, ходили с хозяевами на охоту, а на Крайнем Севере еще и использовались в качестве ездовых, даже в лютые морозы этих животных не пускали в дом дальше сеней… В знаменитом «Домострое» собаки неоднократно упоминаются среди других «поганых» животных, которым не место рядом с человеком: «Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить».

Испокон веков считалось также, что собака не должна находиться в помещении, где есть иконы или другие святыни. Нельзя и освящать помещение, в котором находится собака. Кстати, не случайно именно слово «собака» и производные от него – «пес», «сука» - стали в русском языке ругательными словами. Так, мат раньше называли «песьей бранью»: псы не могут разговаривать, они лают… У славян также существует понятие «песья вера», относящееся к инородцам.

Протоиерей Виктор Кузенко утверждает, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз, - пишет он. - Для Древнего Востока, для страниц Библии собака - это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях - во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) - можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, - не делайте глупости».

Правда, в средневековых соборных документах Русской Православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу.

Обдумывая ответ на Ваш вопрос, вспомнил строки из псалма, который читается каждую субботу вечером на воскресном богослужении:

Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? Ненамного умалил Ты его перед ангелами, славою и честию венчал его. И поставил его над делами рук Твоих. Все положил Ты под ноги его малых и больших скотов и с ними диких зверей, птиц в небесах, и рыб в морях, и все, что движется в безднах морей (Пс. 8:5-9).

Эти строки псалма заимствованы из книги Бытия, где на первых страницах мы читаем:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26 и 28).

Итак, человек «увенчан честью», т.е. ему дана власть над всеми животными, которым он дал имена (Быт. 2:19). Адам до грехопадения имел полную власть над животными. Но и после греха (хотя Адам и всецело согрешил) человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения Бог отнял у человека не всю власть и не совсем лишил владычества. Он оставил нам в услужение животных, полезных в жизни: овца дает шерсть, корова — молоко, голубь может переносить почту, собака сторожит дом и находит преступников и т.д.

В определённом смысле можно сказать, что животные действительно нужны для украшения жизни человека. Точнее, для служения ему и для употребления в пищу. Бог благословил вкушение мяса после потопа (Быт. 9:3).

По христианской традиции собак на самом деле не принято держать в доме. Но в то же время очевидно, что собака всегда жила рядом с человеком. Только жила не в жилище человека, а в своей конуре на участке. Некоторые нечистые животные порой появляются в наших домах вопреки нашим желаниям, например, мыши и крысы. Вот для их ловли кошек и пускают в дом.

Иногда уход человека за животными превращается в болезненную страсть, вплоть до того, что животных любят больше чем людей и оплакивают по смерти горькими слезами. Однажды ко мне при посещении одного учреждения подошла незнакомая женщина, просила моего совета и утешения, как у священника. Оказалось, у нее неделю назад умерла кошка, и она не может успокоиться, плачет и пьет успокоительные лекарства. Пришлось тактично объяснить ей, что животные после смерти перестают существовать. Только человеку дана вечная жизнь и надежда наследовать Небесное Царствие. Такая привязанность к земному (в том числе к тварям земным) греховна и свидетельствует о том, что человек напрасно и совсем не в том направлении тратит свои душевные силы. Сила любви нам дана для служения Богу и ближним. Это не исключает заботы о животных, но они нам даны в услужение, а не мы им. Как жалко в этой связи смотреть на бесплодные семьи, которые заводят себе собак и кошек вместо того, чтобы взять на воспитание сироту.

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.

Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.

Живущие в городских условиях люди, прежде чем завести собаку, должны внимательно изучить правила содержания собак в квартире, чтобы впоследствии это сожительство для всех осталось безопасным и комфортным.

Как сделать проживание собаки в квартире комфортным?

Выделите собаке определённое место

Как только вы определились с тем, какую собаку завести в квартире , и новый четвероногий жилец уже появится в вашем жилище, его нужно познакомить с местом его проживания, которое должно быть ему удобным. Для небольшой собаки сгодится место возле шкафа или угол комнаты, а для большой лучше выделить участок коридора. Собачьи апартаменты должны быть такими, чтобы она могла во всю свою длину там вытянуться. Если хозяин никак не может определить место для собаки, то она сделает это сама после тщательного обследования жилища. Место для собаки не должно продуваться, поэтому им не может быть участок возле входной двери. Конечно, нельзя определить четвероного друга и возле батареи.

Для хозяина будет удобно, если собака поселится возле его кровати – тогда не сходя с ложа, животное можно будет погладить. Если и пёсик невелик, то близкое присутствие хозяина будет ему лишней защитой и источником спокойствия.

Нужно позаботиться насчёт мягкой и тёплой подстилки или коврика для пса. Особенно это важно для гладкошёрстных крупных пород, у которых на суставах лап появляется бурсит и мозоли, к тому же они сильнее мёрзнут. Подстилка не должна сбиваться, а сверху её следует закрывать съёмными чехлами, которые периодически необходимо стирать. Коврик необходимо регулярно вытряхивать, поскольку у любых собак шерсть осыпается, а к ней добавляются частицы грязи и пыли.

Даже полюбив спать на своём ложе, собака с утра до вечера будет часто крутиться возле хозяина, ведь ей необходимо присутствовать в «стае», чтобы не страдала её психика. Поэтому не следует злоупотреблять командой «место», если пёс ни в чем не виноват и просто сидит на кухне возле хозяина.

Попытайтесь наладить и не утратить контакт с ней

Никогда нельзя закрывать собаку в пустой комнате, поскольку она не любит ограниченного пространства, начнёт беспокоиться, выть, царапать дверь и портить интерьер. Полезней будет, уходя на работу, приказать ей оставаться на месте. Вообще, частая изоляция отрицательно сказывается на нервной системе молодых собак. Они при этом утрачивают контакт с хозяином и душевный комфорт, которые потом трудно восстановить.

Говоря про содержание собаки в квартире, не следует путать дрессировку и контакт с хозяином. Так, например, собака может беспрекословно выполнять команды хозяина, но не давать подстригать когти или обрабатывать при лечении раны. Причина здесь скрыта именно в недоверии пса к хозяину, если тот не проявлял внимательного отношения и чуткости к подопечному.

Выделите место для трапезы

При жизни собаки в квартире её обязательными атрибутами являются поилка и миска для корма, которые должны быть эмалированными или фаянсовыми. Собаки нередко предпочитают есть мясо на подстилке, чего им лучше не разрешать. Для приёма пищи должно быть одно место, а если оно граничит с ковриком собаки, то его лучше прикрыть клеёнкой.

Не забывайте о регулярной активности питомца

Для любой здоровой собаки, а тем более щенка для развития мышления, тренировки мышц и скелета необходимы игры. Использование игрушек при этом может оказаться чреватым для здоровья. Например, предметы из резины быстро превращаются в лохмотья, которые молодые псы могут и проглотить, что ничего хорошего не сулит. Маленькие собаки, к тому же, любят глотать мелкие камешки, блестящие пуговицы, обрывки верёвок, металлические предметы. Зная это, такие предметы нужно держать подальше от собаки. Ведь при попадании в собачий желудок они легко могут вызвать заворот кишок, вплоть до летального исхода. Здесь уже не обойтись без помощи хирурга.

Что говорит закон о содержании собак в квартирах?

При покупке собаки люди не всегда задумываются, что, содержа собаку в многоквартирном доме, придётся ориентироваться не только на собственный опыт и пожелания, но также на закон о содержании собак в квартире, который его регламентирует. Всем владельцам предписано соблюдение ряда санитарных норм и правил. Поэтому соответствующими документами необходимо поинтересоваться ещё перед покупкой щенка.

Известные тезисы владельца квартиры:

  • моя квартира – в ней что хочу, то и делаю;
  • могу завести хоть крокодила или удава,

остаются вполне законными и справедливыми только до того момента, когда они не начинают ущемлять точно такие же права, которыми обладают соседи. В некоторых наших городах местные правила требуют, чтобы перед покупкой хозяин справился у соседей, нет ли у тех аллергии на собак. Если таковые найдутся, то лучше собаку не заводить, ведь в случае подачи жалобы придётся расстаться с собакой или менять квартиру.

Видео про Закон о содержании собак в квартире

В коммуналках ещё строже – даже для покупки микроскопической собачки потребуется письменное согласие соседей. Устного согласия недостаточно, ведь отношения с соседями могут поменяться, и они могут передумать и пожаловаться. Если же собака – старожил квартиры, но новые соседи этого не одобряют, то важными становятся нюансы, кто прав в возникшем конфликте – хозяин или сосед.

Что собаке не разрешено делать в многоквартирном доме?

Присутствие в многоквартирных домах собак обычно регламентируется на региональном уровне. Где-то они строгие и подробные, а где-то поверхностные и общие, но почти везде есть следующие запреты:

  • на содержание собак в помещениях общего пользования (общие перегородки, коридоры, лестничные клетки, общие санузлы и кухни в коммуналках), сюда часто включаются балконы и лоджии квартиры хозяина;
  • на загрязнение шерстью и фекалиями тех же мест общего пользования;
  • на собачий лай в ночное время;
  • на выгул даже небольших собак в многолюдных местах.

Нарушая эти правила, хозяин рискует нарваться на установленный всё теми же правилами штраф, вот тогда он и подумает, стоит ли заводить собаку в квартире?

Но жизнь часто далеко отходит от сухих правил. Например, соседи могут пожаловаться на постоянный собачий лай , который раздаётся днём или на то, что собака регулярно гадит на газоне, расположенном возле дома. В таком случае органы власти в лице работников ДЭЗа или участкового поддержат жалобщиков, особенно если имел место укус человека.

Важен и ещё один момент – даже самая маленькая собачка на придомовой территории или в подъезде должна обязательно быть либо у хозяина на руках, либо на поводке.

Видео о содержании собаки в квартире

Что еще говорит Закон:

  • Купленная собака должна находиться в государственной клинике на учёте и иметь жетон, где имеются контактные данные владельца. Можно в государственной ветлечебнице встроить ей чип, который нужен при поездках в определённые страны. Жетон не является обязательным, но он является доказательством права хозяина на данную собаку, что может быть жизненно необходимо.
  • В обязательном порядке собака должна быть привита от бешенства, а по требованию соответствующих органов – от прочих заболеваний.
  • Запрещено выгуливать собак подросткам моложе 14 лет, нетрезвым взрослым, одновременный выгул нескольких собак без поводка, злых собак без намордника, а также на территориях, прилегающих к детским садам, школам, больницам.
  • Если собака покусала другую собаку (кроме защиты от нападения бесконтрольного животного) или человека, то это всегда расценивается, как вина её хозяина.

Когда соседи неправы?

Так сложилось, что у владельцев животных обязанностей намного больше, чем прав, а наши законы подходят к защите собак не как живых существ, а как объектов собственности. Это выливается в ответственности третьих лиц, которые нанесли ущерб хозяину, украв или отравив его собаку.

Согласно статье о жестоком обращении с животными соседи не могут пинать чужую собаку, бросать в неё камни или совершать другие поступки, наносящие физические страдания животному.

Если норма о запрете содержания собак не присутствует в местном законодательстве, то этого не сможет потребовать и общее собрание жильцов дома. С другой стороны, вопрос, можно ли заводить собаку в квартире арендатор квартиры не может решить без разрешения собственника жилья. Не могут соседи запретить и выгуливания собаки возле дома. Но зато местные законы могут требовать выгула собак с поводком или разрешать его не использовать, а также запрещать собакам появляться на некоторых территориях, например, детских садов.

Нельзя запретить и провоз в лифте собаки, при условии, что она там не опорожнится. Жалобы соседей не будут услышаны в случае единичных случаев лая, например, когда пёс радостно встречает гостей.

Яна Олеговна

Кто-то заводит собаку для души, а кто-то для охраны. Мы уже писали о . Сегодня мы бы хотели уделить внимание вопросу содержания таких собак на цепи. Стоит ли собаку садить на цепь? Не вредят ли такие «цепные» условия содержания её здоровью? И как приучить животное к ограниченной свободе? Обо всём этом предлагаем узнать прямо сейчас…

Можно ли собаку держать на цепи

Наши с вами предки особо не задумывались над ответом на этот вопрос. Но после , появления , салонов красоты, и дорогих аксессуаров – понятие "собака на цепи" не воспринимается уже столь однозначно. Некоторые даже думают, что это разновидность насилия над животным. Ограничение его свободы. Так ли это на самом деле? Предлагаем рассмотреть аргументы в пользу «за» и «против» содержания собак на цепи.

Почему нельзя держать собаку на цепи

Некоторые специалисты считают, что посадив собаку на цепь, вы больше не можете рассчитывать на дружеские отношения с ней. Цепной образ жизни негативно влияет и на поведение собаки. Она становится злобной, агрессивной и может броситься без причины. Ограниченная возможность передвижения приводит к атрофии мышечных тканей, и это негативно сказывается на общем состоянии здоровья питомца. В итоге вы получаете дикого, озлобленного, больного пса, который только и мечтает сорваться с цепи и убежать подальше отсюда.

Почему можно держать собаку на цепи

Если вы берёте собаку для охраны территории участка или дома, собака лучше справится со своей задачей – если будет сидеть на цепи. Кстати, таким образом вы убережёте и свои клумбы и грядки – нередко они становятся жертвами в процессе активных . Цепной образ жизни дисциплинирует питомца, он становится более послушным. В конце концов, это служебная сторожевая собака, и её задача сторожить. Главное, не забывать о собаке на цепи, регулярно её кормить, заниматься. В этом случае цепное содержание животного не станет синонимом плохого содержания. Напротив, ваш питомец будет рад вам служить, так как будет знать, что вы заботитесь о нём, любите его.

Подтверждают пользу такого варианта содержания собак и зоопсихологи. Для сознания собаки очень важно, чтобы у неё было какое-то дело, цель, миссия. У представителей сторожевых пород этот инстинкт очень силён. И когда у собаки нет возможности его реализовать – она чувствует себя несчастной и бесполезной. Совсем другое дело, когда она, как охранник, не дремлет и охраняет ваш покой.

Хотело бы обратить внимание, что

Когда приучать собаку к цепи

Посадить на цепь взрослое животное, которое ранее никогда не было с ней знакомо и вело свободный образ жизни – сложная задача. Здесь может даже возникнуть психологическая травма у питомца. Поэтому лучше сразу определиться, когда вы заводите щенка, будете ли вы держать его на цепи или нет. Если да – то, с первых дней его появления в вашем доме садите его на цепь. Наоборот, в маленьком возрасте он быстрее привыкнет к цепи, чем когда он подрастёт и цепь станет для него неприятным открытием.

Будьте готовы к тому, что даже щенку в первые дни будет тяжело сидеть на цепи, он может скулить, проситься на волю. Здесь очень важно не пойти на поводу у собаки, не дрогнуть и не спустить её с цепи. Выдержите эти несколько дней – дисциплина в дальнейшем вам будет гарантирована. А чтобы щенку было не так одиноко на цепи – чаще к нему подходите, кормите его вкусняшками, положите рядом игрушки, специальные безопасные , которые он сможет грызть…

Как приучить собаку у цепи

Некоторые специалисты советуют постепенно приучать щенка или взрослую собаку к цепи, некоторые – более категоричны. В каждом из способов есть свои недостатки и преимущества, но при их выборе стоит ориентироваться на индивидуальные особенности характера вашего питомца. Вы ни в коем случае не должны сломать собаку, она просто должна понять, что цепь – это её работа, а поскольку она вас любит – ей приятно работать для вас. Так что практикуйте, и ориентируйтесь по ситуации. Можно сразу посадить животное на цепь, с первого дня его появления в вашем доме, а можно приучать постепенно, устраивая несколько "цепных" часов в день, постепенно увеличивая время, которое собака сидит на цепи. Последний вариант больше подойдёт для приучения взрослых собак и щенков, которым не слишком нравится перспектива цепной жизни.

Особенности содержания собаки на цепи

Несмотря на то, что собака сидит на цепи – казалось бы, с этим всё понятно, есть некоторые особенности такой формы содержания. И сейчас мы вам расскажем о них.

Выгул

Даже цепная собака должна иметь возможность гулять, конечно же, в вашем сопровождении. Хотя бы 1 раз в день вы должны спускать её с цепи, надевать и и отправляться с ней на прогулку. Если собака хорошо обученная, послушная и знает команды, а вы гуляете в таких местах, где её можно спустить – дайте ей возможность в волю побегать. Поверьте, сидеть на цепи круглые сутки – действительно нелегко. Поэтому питомцу нужно хорошо размять лапы и выпустить пар, чтобы потом он мог спокойно вести себя на цепи.

Отпускать животное на самовольные прогулки без вашего присмотра – категорически запрещается.