Изумруд: как отличить настоящий камень от поддельного. Чем искусственный топаз отличается от природного? Как отличить настоящий камень от подделки

Натуральные камни, которые продаются в Кафебижу и во всем остальном мире, можно условно разделить на 4 категории.

1. 100% натуральный камень

Никаких обработок, кроме огранки. Этой разновидности камня в мире становится все меньше. Потому что, натуральный камень в промышленных масштабах добычи не всегда выглядит привлекательным для покупателя. Конечно, в вопросе покупки ДРАГОЦЕННОГО камня – его натуральность стоит на первом месте. У драгоценных камней больше всего ценятся цвет, прозрачность и чистота, насыщенность, но даже самоцветы в необработанном виде выглядят не так шикарно, как после огранки.



2. Облагороженный камень

В природе подходящие по красоте камни встречаются довольно редко, а вот некондиционные (с невыразительным рисунком, слабоокрашенные) попадаются гораздо чаще. Именно поэтому распространено облагораживание камней – обработка камня различными способами для улучшения его физических и эстетических свойств. Это нагревание до очень высоких температур, облучение и различные способы окрашивания камня.

Облагораживают большинство драгоценных камней. Если бы ювелиры использовали только драгоценные камни, которые не нуждаются в визуальных улучшениях, то изделия даже с самыми дешевыми из них стали бы запредельно дорогими из-за недоступности материала. Поэтому, например, нагревание, как способ облагораживания драгоценного камня, использовалось еще в древнем Египте и совершенствуется по сей день.

Облагораживание камней позволяет лучше проявить цвет, чистоту или насыщенность камней. А еще такой камень становится более долговечным. Методы облагораживания используются равно как для драгоценных, так и для поделочных недрагоценных камней. Если просмотреть каталог настоящих натуральных камней, не подвергшихся хоть какой-либо из этих дополнительных обработок, то видно, что практически весь камень будет в достаточно узкой цветовой гамме, часто, откровенно скучной. В последнее время, с появлением оборудования и новейших технологий облагораживание камней вышло на новый уровень.

Например, очень привлекательный камень аметрин, у которого одна половина фиолетовая, а другая желтая, – продукт термической обработки невыразительного светлого аметиста путем нагревания одной его стороны.



Также, известно подкрашивание коралла до красных, выразительных оттенков или выбеливание до светлых. Из популярных камней невыразительной окраски чаще всего подвергается окрашиванию агат.

Окрашивание агатов производили еще в XVIII веке! Красный цвет получался при использовании окисла железа, черный – сахарными и глюкозными растворами с нагревом и длительной выдержкой. Синий цвет можно получить, используя теплый раствор кровяной соли и последующей выдержкой в растворе железного купороса.

А чтобы получить цитрин, нужно нагреть аметист до 400-500 o С. Температурное воздействие не только придает камню характерный цвет, но и делает его устойчивым к дневному свету и нагреву.



3. Имитация

Имитация какого-то определенного вида натурального камня из…..другого натурального камня! Например, продающаяся во всем мире (в том числе, и на известных американских сайтах), имитация натурального нефрита из окрашеного доломита (т.е. мрамора). Называется “горный” нефрит. Или – пресловутый варисцит, о который сломано уже немало копий в интернете. Как и нефрит, натуральный 100% варисцит имеет очень ограниченное количество оттенков. Но у него очень богатая, интересная фактура, восхитительный рисунок на поверхности. Под видом варисцита продается окрашеный магнезит. Также, популярна имитация благородной бирюзы из окрашенного говлита. Но, обращаем ваше внимание – не смотря на специальную обработку, то же говлит или магнезит не перестает быть НАТУРАЛЬНЫМ КАМНЕМ!




Сюда же, в раздел имитаций из натурального камня, можно отнести различные композиты из крошки натурального камня соединенные с помощью различных смол, иногда очень выразительных и привлекательных.



4. Искусственный камень

Имитация природного камня из каких-либо композитных материалов, а то и просто из полимерной глины. Например, часто подделывают таким образом малахит или янтарь.

Как вы уже догадались, чаще всего нам приходится встречаться в продаже с двумя средними категориями. Не смотря на различные технические ухищрения, эти камни являются природными. Хоть и их визуальные и физические свойства отличаются от первоначальных.
Такое большое количество разнообразных видов обработки натурального камня способно вскружить голову любому покупателю. И осведомленность о методах облагораживания полюбившихся камней необходима нам для того, чтобы избежать разочарования при их покупке. Тем более, что нам видятся подделки на каждом углу. Если рассуждать категорично – то 90% драгоценных и поделочных камней можно назвать подделками из-за предшествующей обработки, улучшающей их эстетические свойства.

Полноценная геммологическая экспертиза поделочного камня кратно превышает его рыночную стоимость, поэтому не имеет смысла. Для того, чтобы убедиться в том, что написано выше? А можно ведь, просто наслаждаться красотой камня, получать удовольствие от работы с ним, любовно собирать из ни эксклюзивные, то есть – полностью из мира ваших фантазий, украшения. И получать радость от творчества!

А насколько вам важна “натуральность” камня? Оставляйте ваше мнение в комментариях к статье!

Как поется в песне: «Лучшие друзья девушек – это бриллианты!». Если быть точными, то лучшими друзьями девушек также являются топазы, рубины, сапфиры, малахиты, изумруды, гранаты и т.д. Среди такого разнообразия ценных камней сегодня очень часто можно встретить искусственно выращенные, а порой и просто подделанные минералы. Как отличить натуральный камень от подделки? Конечно же, можно отнести в ломбард драгоценные камни aversvrn.ru на их оценку или обратиться к опытному ювелиру с просьбой их идентификации. Однако зачастую услуги специалистов стоят довольно дорого. В данной статье будут приведены все известные способы определения подлинности дорогих камней на глаз.

Как отличить настоящий камень от подделки

Прежде всего, стоит сказать о том, что современная ювелирная промышленность разделяет поддельные камни на три категории:

  1. Синтетически выращенные камни – такие камни являются настоящими минералами, но взращенными в лабораторных условиях.
  2. Качественные подделки – недорогие натуральные камни, внешне схожие с ценными минералами.
  3. Стеклянные или пластиковые имитации.

Как понятно из градации перечисленных подделок, синтетические камни являются достаточно ценными, поддельные оцениваются не так высоко, а имитации и вовсе используются лишь в бижутерии.

По поводу вопроса о том, как определить натуральный камень, профессионалы дают несколько советов, на что необходимо, прежде всего, обращать внимание:

  • Зональность – равномерность распределения цвета
  • Включения
  • Микроструктуры роста

Естественно, рассмотреть и идентифицировать минерал по данным критериям без специального оборудования, опыта и определенного багажа знаний невозможно. Тогда как отличить настоящие драгоценные камни от подделки, не имея всего этого?

Для того чтобы приобрести в магазине подлинник и не наткнуться на халтуру, необходимо знать несколько нюансов:

  • В природе практически не существует идеальных камней.
  • Природные камни редко бывают больших размеров, а вот вырастить крупный минерал в лабораторных условиях – дело плевое.
  • На ощупь практически все природные минералы холодные. Исключением является только янтарь. Стеклянные же и пластиковые имитации на ощупь будут немного теплее. Выяснить это можно, приложив камень к щеке или попробовав его языком.
  • Натуральные камни, в отличие от имитаций, обладают большей прочностью.
  • Выращенные в искусственных условиях минералы зачастую имеют более яркий окрас, нежели созданные природой.
  • Цена на натуральный камень будет в разы выше цены на подделку.
  • Любой, дорожащий своей репутацией, ювелирный магазин обязан выдать сертификат на камень, подтверждающий его подлинность.

Так как отличить драгоценный камень от стекла путем сверки их теплоты достаточно просто, остается открытым вопрос о том, как отличить натуральный камень от искусственного. Для этого необходимо рассматривать отдельно каждую разновидность драгоценностей. Если же вы хотите узнать как почистить золотые укрошения с камнями то советуем вам перейти по ссылке

Алмаз или бриллиант

  • Если посмотреть сквозь ограненный бриллиант на солнце, то внутри него можно будет обнаружить лишь белую точку.
  • Алмаз – один из самых прочных минералов, потому он может оставлять царапины, как на стекле, так и на других (поддельных) камнях. При этом, если потереть по камню наждачной бумагой, то она не оставит и следа на нем. На других же камнях могут образоваться царапины.
  • Проглядеть кожу сквозь, одетое на палец, кольцо с бриллиантом – невозможно.
  • Если воздействовать на алмаз соляной кислотой, то камень останется без изменений. В то же время, схожий с ним, циркон приобретет мутный оттенок.
  • Если опустить алмаз в водный раствор глицерина, однобромистый монофтлен или йодистый метилен, то он будет продолжать красиво поигрывать лучиками света. Если же подобную манипуляцию произвести с другими камнями, то они попросту станут незаметными в таком составе жидкости.

Бирюза

  • Со временем на подделке образуются темные пятна.
  • Если поднести к камню раскаленную иглу, то подлинник останется без изменений. В то же время пластиковая имитация начнет плавиться. Правда, порой синтетические минералы также способны устоять под воздействием тепла.
  • У некачественной пластиковой подделки окрас стирается даже при воздействии на нее спирта.
  • Если провести по бирюзе острым ножом, то на ней не останется следа. Если же под рукой халтура, то на ее поверхности образуются борозды белого цвета, и она начинает крошиться.
  • Вообще природную бирюзу довольно сложно отличить от поддельной.

Гранат

  • В силу дешевизны камня его редко подделывают.
  • Если поставить на ювелирные весы корок, а на них положить гранат и поднести к нему магнит, то стрелка весов начнет танцевать.
  • Размер граната зачастую не превышает размеров зернышка созвучного с ним фрукта.

Изумруд

  • Так как определить натуральный камень от подделки самостоятельно достаточно сложно, лучше доверить это дело профессионалам. При пристальном рассмотрении мастер может заметить в минерале перекрученные вуали. Такой признак свидетельствует о синтетическом происхождении камня.
  • Идентифицировать подделку неопытному человеку удастся лишь в том случае, если камень был выполнен в технике «бутерброд». Подобная техника подразумевает закладывание между двумя кусками искусственного материала тонкого слоя настоящего минерала. Стыки между материалами при этом склеиваются эпоксидной смолой зеленого цвета. Заметить подобную халтуру можно, если пристально рассмотреть камень с торца.

Янтарь

  • Если подержать минерал над зажженной спичкой, он начнет пахнуть смолой, прессованный камень приобретет легкую липкость, незрелый – покроется пятнами, а пластиковая подделка будет издавать характерный запах.
  • Камень без оправы можно поместить в соляной раствор – подлинник всплывет, а подделка – опустится на дно.
  • Если провести по минералу ножом – он даст крошку, а подделка – спиральные ленточки.
  • Если потереть камень об шерсть и поднести его к бумажным клочкам – они прилипнут к нему. Со стеклом такого эффекта не будет.

Жемчуг

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

Украшения с камнями очень красивы и, конечно, дороги. Но, к сожалению, многие минералы, используемые для декора изделий, научились поделывать. А как определить оригинал?

Итак, как же выяснить, настоящий камень или нет? Минералов существует великое множество, и каждый из них имеет свои характерные признаки, по которым можно отличить оригинал. На каждом камне стоит остановиться более подробно.

Бриллианты

Так как лучшими друзьями девушек являются эти камни, то чаще всего именно они вызывают сомнения. А как определить бриллиант в домашних условиях?

  • Бриллианты очень твёрдые. И чтобы выявить такой признак, можно попробовать поцарапать поверхность, например, наждачной бумагой. На натуральном камне не останется ни единого следа.
  • Опустите камень в воду. Он продолжит блестеть, если будет натуральным. А вот подделка станет практически незаметной.
  • Рассмотрите камень на свету, повернув его лицевой стороной к себе. Если он натуральный, то задние грани подобно зеркалам будут отражать свет, так что вы увидите лишь одну светящуюся точку. Подделка будет хорошо пропускать свет.
  • Попробуйте на минерал подышать. Если это оригинал, то испарины не будет.
  • Настоящий бриллиант не притягивает пыль, в отличие от подделок.

Рубин

Настоящие рубины очень красивы и имеют ряд определённых свойств, которые можно использовать для определения подлинности.

Способы определения натуральности рубина:

  • Прежде всего, стоит оценить цвет. Он не должен быть слишком ярким и насыщенным.
  • Из-за низких теплопроводности и теплоёмкости камень будет казаться холодным, даже если подержать его в ладони.
  • Рассмотрите минерал через лупу. Вы можете обнаружить микроскопические пузырьки и вкрапления. Но по цвету они не должны отличаться от самого камня. В подделках же они могут быть более светлыми или полыми.
  • Положите камень в стеклянную ёмкость. Если минерал настоящий, то она станет красноватой.
  • Если положить рубин в молоко, то оно приобретёт розоватый оттенок.

Изумруд

Такие драгоценные камни как изумруды считаются одними из самых редких, поэтому стоят очень дорого. И, конечно, их активно подделывают. Но защитить себя от обмана можно. Хорошо рассмотрите минерал, желательно через лупу. Если вы увидите параллельные линии, то это говорит о том, что камень был создан самой природой и рос без вмешательства человека. А вот поделка может иметь спирали или же перекрученные вуали.

Сапфир

Сапфир невероятно красив, особенно если он натуральный. А как отличить оригинал от подделки? Это очень сложно. Можно оценить твёрдость. Царапин на таком минерале оставаться не должно. При погружении в воду он утонет, так как довольно тяжёл.

Кроме того, в оригинале могут иметься замысловатые вкрапления неправильных форм. И всё же подделки могут обладать такими же свойствами, поэтому лучше обратиться за помощью к опытному ювелиру.

Жемчуг

Жемчуг тоже является одним из самых любимых камней всех женщин, так что его подделывают очень часто и довольно искусно. Но как не дать себя обмануть?

  • Попробуйте поцарапать бусину. Если вы увидите явную царапину или тем более слезающую краску, то перед вами точно подделка. Если же жемчужина настоящая, то царапина тоже останется. Но проведите по поверхности пальцем, и она удивительным образом исчезнет.
  • Можно попробовать камень на зуб. Если жемчуг настоящий, то будет немного скрипеть, что связано с тем, что состоит он из мельчайших чешуек перламутра.
  • Если вы положите бусину в рот, то можете ощутить вкус морского песка.

Топаз

Как определить, настоящий ли топаз перед вами?

  • Если камень в кольце, то активно потрите его шерстяной тканью. На стол положите кусочки бумажной салфетки. Поднесите к ним изделие. Если камень натуральный, то он будет притягивать частички.
  • Пощупайте минерал. Он прохладный, а также очень гладкий, можно сказать, скользкий.
  • Природный топаз не может быть идеальной чистым, в нём могут обнаруживаться вкрапления.

Янтарь

Хотя такой камень не считается очень дорогим, всё же он весьма популярен. А определить его подлинность можно следующими способами:

  • Попробуйте поджечь янтарь. Если он натуральный, то вы ощутите запах смолы, но никак не плавящейся пластмассы. Если минерал незрелый, то на его поверхности появится тёмное пятно. Если же камень спрессованный, то он может стать липким.
  • Натрите минерал шерстью. Он должен наэлектризоваться.
  • В соляном растворе янтарь не утонет. Чтобы проверить это, растворите в стакане воды 10 чайных ложек соли и погрузите минерал в состав. Если он будет плавать на поверхности, то, скорее всего, является натуральным.

Гранат

Натуральный гранат не может быть слишком большим, по размерам он не превосходит зерна одноимённого плода граната.

Этот минерал обладает магнитной активностью. И чтобы выявить её, используйте пробку, весы и магнит. Положите на чашу сначала пробку, затем гранат. Поднесите к камню магнит. Если стрелка весов начнёт колебаться, то минерал настоящий.

Александрит

Настоящий александрит обладает плеохроизмом, то есть может изменять свой цвет при различном освещении. Подделка же будет иметь один постоянный оттенок.

Бирюза

Настоящая бирюза может иметь неровности, вкрапления и поры. Но вот пузырьков в ней быть не может.

Аквамарин

Если взглянуть на настоящий аквамарин на свету, то можно обнаружить вкрапления, напоминающие белые хризантемы. Кроме того, этот минерал может менять цвет, если рассматривать его под разными углами.

Лунный камень

Хотя лунный камень считается полудрагоценным, его тоже подделывают. Определить оригинал можно по игре тысячи цветов на свету, а также по мерцающим внутри блёсткам.

Будьте внимательны!

Один из самых популярных полудрагоценных минералов среди любителей украшений. Он очень красив, а по стоимости гораздо дешевле, чем дорогие бриллианты. Благодаря своей прочности и податливости к любым видам обработки натуральный камень, добываемый в природе, нашел широкое применение среди мастеров-ювелиров, которые на современном этапе подвергают его любым испытаниям. Именно по этой причине в обиходе и возникло такое выражение, как «искусственный топаз» - людям известно о том, что существуют технологии, с помощью которых можно создавать и синтетические аналоги натуральных минералов.

Однако так ли все просто на самом деле и всякий ли камень, называющийся в обиходе «подделкой» является ею на самом деле? Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.

Несколько слов о современных технологиях и махинациях

Технический прогресс постоянно развивается. На сегодняшний день специалисты действительно владеют методикой, позволяющей искусственно выращивать топазы, которые, на первый взгляд, совсем не отличаются от настоящих. Далее будет рассказано подробнее о том, что представляет из себя такой синтез. Но сразу хотелось бы отметить, что этот трудоемкий лабораторный процесс достоин уважения, в отличие от реальных подделок, когда под топаз маскируют обычные яркие стекляшки, стоимость которых - копейки. Наловчившиеся мошенники, к сожалению, часто подделывают стекло под топазы и умело продают его незадачливым покупателям.

Существует и более «благородный» метод подделывания топазов, когда изначальным сырьем для их изготовления служит кварц, который стоит значительно дешевле. Он представляет собой минерал, во многом родственный натуральному топазу по структуре и внешнему виду.

Такое изделие вполне достойно покупки. Но важно, чтобы продавцы не обманывали покупателей и честно говорили о том, что это - имитация под природный топаз, не завышая цену запредельно. Конечно, честных и грамотных продавцов в ювелирном деле можно встретить, но, тем не менее, в этой среде никто не застрахован от обмана.

Как получают обработанные топазы

Чтобы грамотно подойти к покупке, важно знать и о таком понятии, как техническая обработка, которую проходит большая часть натуральных камней перед тем, как попасть на витрину ювелирного магазина. Бывают разные технологии, которые позволяют сделать камень чище, обесцветить, убрать ненужные сероватые оттенки.

Можно получить из серого, применив по отношению к нему радиоактивное облучение. Именно так из невзрачного серого камня получаются разные оттенки синего. Если процесс удался, и бледноватый камушек засиял яркой синевой, его сразу отправляют на продажу. Более тусклые его «собратья» будут обрабатываться дальше, до достижения нужного цветового эффекта.

Кстати, любимый многими радужный экземпляр, который называется мистическим топазом, можно получить как раз из минералов бледно-голубого цвета, напылив на них тоненькую пленку с помощью специального аппарата - магнетрона. нет равных по переливам всеми цветами радуги, и он тоже вполне достоин приобретения. Благо и цена на него вполне приемлема. Конечно, со временем такой красавец может поблекнуть. Но если знать о том, что он очень не любит солнечного света, и обращаться с ним аккуратно, он будет радовать своей красотой гораздо дольше.

Облучение, нагревание, магнетронное напыление - все эти методы облагораживания не делают натуральный камень «ненастоящим» или «искусственным». Такое определение неверно, и в данном случае правильно будет говорить о природных камнях, которые прошли тот или иной вид обработки. По качеству они остаются такими же. Однако их цвет выглядит более ярким и насыщенным. Структура их остается прежней, они могут также наэлектризовываться, как и до обработки, не теряя своих природных свойств.

Не менее известные топазы, которые издавна назывались « », в природе имеют красноватый, и оранжевый цвета. Если их термически обработать, цвет станет более насыщенным. При этом цена и на тот, и на другой экземпляр будет примерно одинаковой.

Безусловно, цветовой оттенок камня - дело вкуса, и спорить о том, как определить подлинность топаза в этом случае, не имеет смысла. Обработанные камни были и остаются натуральными, единственное их качество, которое изменяется после обработки - это цвет.

Искусственные топазы: дорогое удовольствие

Как уже становится ясно, обработанные камни следует отличать от искусственных на том основании, что в первом случае человек только частично принял участие в их обработке. Во втором случае процесс изготовления камня создается и контролируется специалистами с начала до конца. Так получается синтетический минерал, иными словами, выращенный искусственным путем, в специальных лабораторных условиях.

Исходя из его популярного названия, к нему часто применяется пренебрежительное слово «синтетика». Наверное, люди думают, что в его основу положены синтетические материалы вроде пластмассы, но это совсем не так. Слово «синтетический» следует понимать как «полученный путем процесса синтеза» - или, если быть точнее, воссоздания структуры камня в условиях, которые максимально приближены к природным.

Камни выращиваются в несколько этапов. Основным материалом служит водный раствор, имеющий очень сложный химический состав. Материал помещается в автоклав и подвергается нагреву до 500°С. Причем сам процесс нагревания имеет определенные тонкости и цикличность. Эта технология была разработана в семидесятых годах прошлого столетия и увенчалась успехом при применении. В условиях природы формирование топазов может занять несколько сотен лет, а в лаборатории камни можно изготовить за несколько месяцев.

Однако впоследствии оказалось, что ставить «на поток» синтетический топаз не имеет смысла: финансовые затраты на такое производство оказались слишком высоки. Намного выше, чем поиск и стоимость на рынке уже «готовых» природных камней. Несмотря на уникальность этой технологии, коммерческой выгоды она принести не может.

Поэтому искусственный топаз в розничной продаже найти фактически невозможно. Справедливо считается, что окрашивание, облучение и нагревание природных камней обходится значительно быстрее и дешевле, чем трудоемкий лабораторный процесс, при котором необходим постоянный контроль специалистов-геммологов.

Как узнать синтетический камень

Безусловно, любители украшений и здесь имеют право задать резонный вопрос о том, как отличить настоящий топаз от синтетического. А вдруг и с таким экземпляром придется иметь дело? Поскольку технология производства кристалла топаза была доведена специалистами до совершенства, по внешнему виду даже опытные ювелиры не всегда могут сказать, природный это камень или же выращенный искусственным путем.

Проверить его детально и распознать рукотворный топаз возможно только проведя экспертизу с применением специального оборудования. Кристаллы природных аналогов всегда имеют мелкие изъяны и несовершенства, не видимые простым глазом. Синтетические же топазы при тестировании выглядят слишком идеальными - что и наводит на мысль о создании их человеком, а не природой.

Эти камни можно назвать уникальными - по той простой причине, что их так просто не приобретешь. Тем более, видимой разницы с природными топазами у них нет. Они также подвержены электризации и могут выгорать на солнце, имеют ту же твердость и блеск. Поэтому несправедливо называть их подделкой, особенно учитывая, что натуральные камни можно встретить гораздо чаще, чем рукотворные.

К сожалению, люди пока еще не изобрели менее дорогостоящую технологию их изготовления. Поэтому искусственные топазы можно встретить только на выставках, в музеях или в качестве экспонатов в крупных геммологических лабораториях.

Как распознать подделку из кварца или стекла?

Исходя из предыдущих разделов, мы пришли к выводу о том, что слово «подделка» некорректно будет распространять на обработанные и искусственно выращенные виды камней. Словом «подделка» можно обозначить, например, кварц, либо, в худшем случае, дешевое, но искусно обработанное изделие из стекла.

Если вы поклонник «природной» окраски камней и не любите яркие «химические» цвета, выбирайте прозрачные топазы, которые могут совсем не иметь цвета. Они выглядят скромно, но, благодаря своей естественности, будут служить благородным и надежным украшением, которое не выгорит на солнце и не поблекнет с течением времени.

Помните о том, что камни ярко-красных или цветов почти не встречаются в природе, являются уникальными экземплярами и стоят очень дорого. В ювелирных магазинах есть много украшений именно с такими цветами топазов - без сомнения, в них легко будет узнать обработанные камни.

Чтобы не купить вместо натурального камня обыкновенную стекляшку или кварц, вам помогут несколько рекомендаций о том, как отличить топаз от подделки:

  • Природный камень имеет хорошую полировку. Его поверхность скользит наощупь.
  • Топазы натуральные тяжелее на вес , чем кварц, который чаще всего используют для подделок.
  • Если вам попался экземпляр, имеющий подозрительно идеальную форму и структуру, но по весу соотвествующий «категории» топаза , вам, в какой-то степени, повезло. Может быть, вы встретились с искусственно выращенным камнем, который попадается в продаже не так часто. Будьте уверены в том, что он также наэлектризуется, как и настоящий, а определить его точное происхождение поможет геммологическая экспертиза.
  • Отличить натуральный камень от «хитрого» кварца можно, проведя по нему природным аналогом. На кварце непременно появится царапина , потому что он гораздо мягче.
  • При изменении направления светового потока топаз должен изменить свой цвет. Это явление получило название плеохроизма и особенно проявляется у экземпляров желтого и розового цвета.
  • Если есть возможность, проверьте топаз с использованием ультрафиолетового излучения . Если голубой камень имеет природный цвет и не подвергался обработке, под влиянием ультрафиолета он будет светиться желтым или зеленоватым цветом, а натуральный , как солнце, заиграет оранжевыми красками. Это называется люминисценцией.
  • Определить натуральный топаз в домашних условиях или на ходу можно, внимательно прислушавшись к своим тактильным ощущениям. Природный камень в руках всегда будет прохладным и нагревается очень медленно.
  • Уже неоднократно упоминалось, что минерал, имеющий естественное происхождение, всегда будет электризоваться при определенных условиях. Например, если потереть его о плотный кусок шерстяной ткани, он сразу электризуется . Это можно почувствовать тактильно. Если же положить вблизи природного камня маленькие кусочки бумажек или нитки, предварительно дав ему наэлектризоваться как следует, он начнет притягивать их к себе. В случае со стекляшкой или кварцем такого явления не происходит.

Вопрос, как отличить подделку, если хочется быть еще больше уверенным в «натуральности» камня, можно решить, отправившись в лабораторию к ювелирам. Существует простой эксперимент, который проводится в лабораторных условиях, с применением специального химического раствора - йодистого метилена. Если в него опустить природный топаз, он сразу станет тонуть и быстро опустится на дно, а если это стекло или кварц - он останется плавать сверху.

Но помните, что, кроме стекла и кварца, существует еще один «коварный» камень - фианит, который умельцы тоже частенько подделывают под топаз. Он настолько «замаскировался» под него, что умеет тонуть в йодометиленовом растворе. Отличить его от топаза можно только путем проведения более глубокого анализа кристаллической решетки с применением специальных оптических приборов.

Как определить настоящий топаз, исследовав название того или иного камня? На первый взгляд, вопрос может показаться странным, но он имеет свой смысл. Дело в том, что многие ошибочно считают так называемый «раухтопаз» натуральным и покупают его, не разобравшись в элементарных тонкостях.

Слово «раух», в переводе с немецкого обзначающее «дым» и соответствующее русскому названию «дымчатый топаз», не имеет ничего с ним общего. Оно означает всего лишь серую разновидность кварца, который всегда можно отличить от топаза по твердости и чрезмерной легкости. Сам по себе дымчатый кварц очень привлекателен и тоже достоин покупки, но у честных предпринимателей он должен продаваться за соответствующую ему справедливую цену.

Если вы любите топазы, интересуетесь методикой их обработки и тем, как они выглядят в природной среде, вам не составит труда справиться с тем, как отличить топаз от подделки в наиболее легких случаях - применив визуальный осмотр, наэлектризовав камень и обратив внимание на яркость его цвета и вес. Также следует иметь в виду то, что камни бывают разных цветов и в природе, и после обработки. Как уже было сказано, их природная окраска выглядит куда более скромно, чем рукотворная. Но и та, и другая имеет свойство со временем блекнуть. Особенно, если не беречь украшение и подвергать его постоянному воздействию солнца и света.

Если вы приобрели облученный камень, имейте в виду, что он, к сожалению, потеряет свою яркость через пару лет, даже если его беречь и хранить в темноте. У обработанных камней нет способности к самовосстановлению цвета, в то время как природные топазы могут «восстанавливаться», если поместить их в темное место. Однако при желании можно отнести поблекший минерал в ювелирную мастерскую и, в зависимости от его состояния, попытаться облучить его повторно.

Что касается стоимости, природные минералы более скромной окраски стоят всегда дороже ярких, которые прошли обработку. И это понятно: такая красота часто оказывается недолговечной. С одной стороны, хорошо, если ее получится на какое-то время восстановить, подвергнув камень повторным экспериментам. Но с другой - невозможно поддерживать искусственную яркость постоянно, потому что регулярное облучение и подкрашивание очень скоро негативно скажется на внешнем виде и структуре топаза.

Понятие «искусственный топаз» никак не связано ни с пластмассой, ни с синтетикой, ни с обработанными камнями. Рукотворный камень, сделанный человеком, встречается в продаже не так часто, и это понятие следует отличать от слова «подделка», к которой смело можно отнести стекло, кварц и даже «хитрые» фианиты. И синтетический, и обработанный камень смело можно называть натуральным. Если вы владеете несложными навыками, это позволит вам отличить настоящий топаз от дешевой стекляшки или более дешевого кварца.