Формирование личности ребенка в разных видах деятельности. Роль семьи в формировании личности дошкольника

Ребенок - существо социальное, для которого среда выступает не только условием развития, но и его источником. С окружающим миром ребенок входит в бесконечное число отношений и в результате развивается. Эти отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого как посредника (схема 5.25).

Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личностного поведения.

Еще в возрасте 2-3 лет ребенок отделяет себя от других, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание (схема 5.26).

САМООЦЕНКА дошкольника (схема 5.27) формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка; а с другой стороны, под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности:

  • ? в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  • ? в грамотности переоценивает;
  • ? в пении недооценивает.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это ни делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего дети осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы (см. схему 5.27). Как взрослый оценивает ребенка и сверстников? Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный, а низкая самооценка. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Схема 5.25

Формирование личности дошкольника

Схема 5.26

Развитие самосознание дошкольника


Схема 5.27

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей

воспитания (по М.И. Лисиной)


Подмечено:

  • ? дети, выделяющие свое Я через деятельность- завышают свою самооценку;
  • ? дети, выделяющие свое Я через сферу отношений - самооценку чаще занижают;
  • ? дети, имеющие разный статус, положение в группе - по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети себя переоценивают.

Взрослый должен:

  • ? помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;
  • ? помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

Дети с высокой самооценкой:

  • ? в группе чувствуют себя увереннее;
  • ? активнее проявляют свои интересы;
  • ? ставят перед собой более высокие цели.

Однако завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Помогая ребенку повысить свою самооценку, взрослый тем самым помогает ему приобрести уверенность в себе и популярность в группе.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

?? Ситуация. Одни родители своих детей систематически недооценивают. Другие же, наоборот, переоценивают.

> В какой зависимости находится развитие самооценки ребенка?

Решение. Заниженная оценка оказывает отрицательное действие

на точность определения детьми результатов своих действий, часто влечет за собой недоверие, споры и даже отказ от деятельности.

Завышенная оценка оказывает двойное действие на поведение дошкольника:

  • ? искажает представление ребенка в сторону преувеличения результатов его действий;
  • ? мобилизует силы ребенка, стимулирует уверенность в достижении высоких результатов.

В образовании объективных представлений ребенка о себе важны точные оценки взрослого.

Формирование личности дошкольника происходит по следующим направлениям: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения. В этом процессе большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является образцом для подражания. К старшему возрасту формируется общественно значимое «надо». Напомним, что в младшем возрасте было личностное «хочу».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

?? Ситуация. В начале дошкольного периода возникает соподчиненность мотивов. Формируется сам механизм соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности.

> Одинаково ли у всех детей проходит этот процесс?

Решение. У разных детей появляются доминирующие установки: у одних - престижные (эгоцентрические); у других - альтруистические; у третьих - направленные на достижение успеха.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений, дошкольники осваивают и новые мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

  • 1) мотивы поощрения, награды;
  • 2) мотивы, связанные с наказаниями;
  • 3) мотивы, связанные с запретами.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы. Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Среди разных мотивов в поведении детей выделяются различные доминирующие мотивы, эгоистичные, коллективистские и связанные с содержанием деятельности, Среди социальных мотивов - мотив достижения успеха.

Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение ведут к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели (схема 5.28)

Схема 5.28

Целенаправленность действий дошкольника


  • ?? Ситуация. Миша (5 лет) начал лепить зайчика, но увидев, что Коля рисует, переключился на рисование. В другой ситуации Миша начал рисовать машинку, но в процессе рисования его цель изменилась и он нарисовал кораблик.

> С чем связаны такие действия Миши?

Решение. С тем, что Миша не умеет удерживать цель деятельности. Ему еще предстоит этому научиться под руководством взрослого.

ЧУВСТВА дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие: проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворенности, перенося на окружающих и на игрушки негативное отношение.

Чем младше дошкольник, тем в большей степени слиты характеристики объекта и субъективного переживания. Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей».

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия, пассивное состояние. Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны - это сигнал неблагополучного эмоционального состояния.

В дошкольном возрасте начинают развиваться высшие чувства - моральные эстетические, интеллектуальные. Складываются вычшие чувства на основе понятий «Плохо - хорошо», «красиво - некрасиво», и на основе познавательных потребностей.

Характерна слитность чувств:

ХОРОШИЙ - значит ДОБРЫЙ (моральные переживания);

ХОРОШИЙ - значит КРАСИВЫЙ (эстетические переживания);

ХОРОШИЙ - значит ИНТЕРЕСНЫЙ (интеллектуальные переживания)

При обучении анализу чувств и их оцениванию происходит дифференциация:

Нравственные чувства - гордости, стыда, дружбы и доверия развиваются на основе имеющейся ситуации в семье и деятельности ребенка. Когда пятилетняя девочка, говорит доктор Б. Спок, одевается в мамино платье, ее привлекает не платье - она хочет выглядеть, как мама, и чувствовать себя, как мама.

Высокий уровень социальных чувств у дошкольников, по данным Т.Д. Марцинковской, положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта.

?? Ситуация. У бабушки с дедушкой на даче летом были две внучки-дошкольницы, которые часто выражали свою любовь к ним. Но большее чувство любви и нежности девочки выражали своим родителям.

> Стоит ли бабушке ревновать внучек к их родителям?

Решение. Бабушка должна понимать, что дошкольницы проявляют большую любовь к своим родителям, какими бы они ни были. Это чувство проявляется в их рассказах о маме и папе, в их рисунках и приготовленных для них подарках.

?? Ситуация. У Димы (3,5 года) появился братик Алеша, к которому он начал ревновать маму. Это стало проявляется в том, что он перестал сам одеваться, чтобы привлечь внимание мамы, хотя уже делал это хорошо, и т.п.

> Как уменьшить чувство ревности Димы?

Решение. Доктор X. Дж. Джайнот рекомендует в период ожидания ребенка как бы предвидеть в разговоре с сыном (дочерью) проявление чувства ревности: «Братик не только принесет нам радость, но и потребует забот. Ты можешь подумать, что мама забыла о тебе, станешь ревновать ко мне. Тебе покажется, что я люблю только братика, а тебя разлюбила. Если тебе такое придет в голову, обязательно скажи мне об этом. Ты поймешь, что я люблю тебя». Обделен- ностью вниманием мамы может страдать и папа. Ситуация требует к себе особого внимания.

?? Ситуация. В экспериментах установлено, что у дошкольников часто появляются зависть и злорадство. В игре, например, неожиданно ребенок может крикнуть: «Не попадешь, не попадешь. Мимо!»

> Какова роль взрослого в такой ситуации?

Решение. Борясь с завистью ребенка, взрослый должен помочь завистнику занять достойное место среди товарищей, удовлетворить потребность быть наравне с другими.

Эстетические чувства у детей, посещающих детский сад, при активном участии родителей быстро развиваются: дошкольники предпочитают красивые игрушки, одежду, картинки. У них появляется интерес к стихам, сказкам, музыке. Движения под музыку развивают чувство ритма.

К 5-6 годам дети овладевают навыками рисования, лепки, аппликации. Растет их наблюдательность и самостоятельность в художественном творчестве.

Развитие эстетических чувств во многом определяется художественными способностями тех, кто воспитывает детей. Взрослый может обучить ребенка тому, чем сам владеет. Поэтому детский сад с его возможностями предпочтителен в период дошкольного детства.

?? Ситуация. На даче при организации конкурсов среди 5-6-летних детей по изготовлению «тортов», «красивых столов» было проявлено большое художественное творчество. Судьям было трудно распределять призовые места между детьми.

> Какие ситуации могут возникать при распределении призовых мест?

Решение. При распределении призовых мест возникают обиды, так как каждый из участников конкурса считает свою работу самой лучшей. Поэтому приходится работу каждого выделять с хорошей стороны, учитывая индивидуальность ребенка, и всем присуждать призовые места.

Интеллектуальные чувства - удивление и любознательность возникают сравнительно рано, когда ребенок вместе со взрослыми строит башни из кубиков, удивляется их необычности, стройности и устойчивости («не падает»), удивляется тому, что велосипедист может проехать по вертикальной стене в цирке. В цирке вообще присходит множество удивительных вещей. Чувство удивления способствует развитию чувства любознательности. «Это действительно интересно»,- говорит взрослый и задает проблемные вопросы.

С большим успехом дошкольники решают изобретательские задачи в детском саду (см. приложение 3).

Праксические чувства у детей возникают в практической деятельности. Успешность и неуспешность ребенка в практической деятельности, во многом зависит от взрослых, их реакций.

?? Ситуация. Дети по-разному реагируют на деятельность, которая сопровождается разными успехами. Возникают разные чувства. У одних - чувство однообразия, они отказываются выполнять работу. У других - чувство трудности и неудачи, в результате отрицательное отношение к деятельности. У третьих - чувство беспомощности («не буду пробовать...»).

> Как поступать взрослому в данной ситуации?

Решение. Взрослый должен учитывать, что у детей по-разному происходит развитие способностей к деятельности. Давая задание нужно как бы «примерить» его к возможностям ребенка (задание должно быть выполнимым). Затем следует обеспечить появление положительных эмоций и успешный результат. Неприятные же переживания, связанные с деятельностью, могут сохраняться долго. Дети, чувствовуя неуверенность в своих силах, будут отказываться от любой деятельности. В таких случаях взрослый должен помочь ребенку ответить на вопросы, почему не получилось и что надо сделать, чтобы получилось?

Обеспечивая успех деятельности, можно вызвать положительные праксические чувства. Это важно для развития ребенка, его самооценки, мотивов его действий, отношения к сверстникам и т.д.

с нравственным развитием ребенка. Требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности (схема 5.29).

Схема 5.29

Эмоциональная сфера ребенка

Например, воспитатель в детском саду может:

А. Потребовать немедленно Б. Рассказать детям, какую радость

привести в порядок вызовет у малышей, которые

помещение после игры придут после них в чистую комнату

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1 .В процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах в дошкольных учреждениях может быть задержка эмоционального развития, которая может сохранится на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств - радости, нежности, сочувствия, гнева и др.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний, поэтому так важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

  • ? к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;
  • ? к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
  • ? к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в обычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку, например страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
  • 2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием музыки.
  • 3. При соответствующем возрасту виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
  • 4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, групповой комнаты), когда развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

акциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

Экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка становится иной. Ребенок усваивает «язык» чувств. Он выражает свои переживания с помощью мимики, улыбок, жестов, позы, движений и др. Дошкольник учится словами объяснять свое состояние («Я обиделся», «Я скучаю», «Я радуюсь»). Заметим, что и взрослому порой делать это трудно.

?? Ситуация. Угрюмые, раздражительные дети растут, как правило, в семьях, где родители по каждому поводу делают замечания, то и дело в чем-то обвиняют его.

> Будет ли ребенок стремиться вести себя по-другому?

Решение. Ребенок, которого наказывают, испытывает чувство беспокойства, унижения. Возникает чувство мстительности. Вести себя по-другому он не будет, у него нет навыков положительного поведения и соответствующих положительных чувств. Но постоянный страх перед наказанием способствует развитию пессимизма в личности ребенка.

?? Ситуация. В жизни дошкольника есть и радости, и огорчения.

> Нужно ли стараться, чтобы в жизни ребенка были одни радости?

Решение. Нет, не нужно. Должны быть и радости, и огорчения для мобилизации своих сил. Ребенок должен быть готов к такой жизни, какая она есть. При всех огорчениях у ребенка должно быть сформировано общее бодрое, жизнерадостное настроение. Внимание и оптимизм - главные источники, поддерживающие детскую радость.

Задание. Понаблюдайте за дошкольником.

  • 1. Что приносит ребенку радость:
    • ? в совместной деятельности с родителями;
    • ? совместной деятельности со сверстниками;
    • ? индивидуальной деятельности.
  • 2. Что приносит огорчения:
    • ? в семейных отношениях;
    • ? совместной деятельности с родителями;
    • ? индивидуальных занятиях,
    • ? задайте вопрос ребенку: «Что приносит наибольшие огорчения?» Воля. Психологи И. Раншбург и П. Поппер так выстраивают цепь

событий во взаимоотношениях между взрослым и ребенком.

Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка. С помощью языка он может сформулировать цель своих действий (спланировать их последовательность), соотнести с нравственными категориями. Произвольное действие вначале распределяется между взрослым и ребенком. Слово, выражающее просьбу, принадлежит взрослому. Овладев языком, ребенок уже сам себе отдает команды для осуществления действия. Протягивая руку к огню, говорит себе: «Нельзя» и убирает руку.

?? Ситуация. Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка.

> Когда слово, побуждающее ребенка к действию, приобретет сигнальное значение?

Решение. Слова «надо» и «нельзя», побуждающие ребенка к действию, приобретают сигнальное значение тогда, когда взрослый подкрепляет слово поощрением (хорошо, правильно) или порицанием (так нехорошо). У ребенка вырабатывается внутренняя цензура, с требованиями которой он начнет соотносить свои действия.

Если же взрослый говорит «нет», а ребенок убегает, не убрав игрушки, и такое невыполнение требования остается без последствий, то положительной привычки у ребенка не выработается.

Недостатки самоконтроля у дошкольников обусловлены:

  • ? слаборазвитым понятийным мышлением (не могут предвидеть всех последствий своего поведения и осознанно соотнести с ним свои действия);
  • ? тем, что основы нравственного поведения только усваиваются.
Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Теплюк Светлана Николаевна

Формирование личности ребенка в разных видах деятельности

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Развитие личности ребенка Как развивается личность ребенка в раннем возрасте? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выясним, какие изменения происходят в отношении ребенка к окружающим людям, к самому себе и к предметному мируРазвитие отношения ребенка к предметному

Из книги Ребенок третьего года жизни автора Коллектив авторов

Воспитание и обучение ребенка в разных видах

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Развитие личности ребенка

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Воспитание и обучение в разных видах деятельности

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Индивидуальная траектория развития личности вашего ребенка Если я убедил вас, уважаемый читатель, в правильности теории педагогических рассолов, перейдем к задаче разработки программы развития личности для вашего ребенка. В наиболее популярных и эффективных

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Формирование положительного самосознания ребенка Для гармоничного развития личности ребенка необходимо на первом году его жизни создать такие условия, чтобы он был абсолютно уверен - я умный, красивый и любимый. Для этого чаще ласкайте детей, держите их на руках,

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Программирование пола ребенка в давние времена в разных странах Эллины утверждали, что, если партнеры в момент близости лежат на правом боку, то это гарантирует рождение мальчика, если на левом – то девочки.Египтяне были убеждены в том, что оплодотворение, которое

Из книги Секреты воспитания дошкольников автора Лукашина Эльвира

Определите основной мотив деятельности ребенка – он определит его личность! Что является истинным мотивом деятельности? Удовольствие от работы? Результат, достигнутая цель? Приобретение навыков? Ожидание похвалы «экспертов»? Или удовольствие, которое ребенок доставит

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Танцуйте, или как, расширяя горизонты, сохранить целостность личности ребенка Воспитание – очень хитрый процесс, в котором важные и сложные личностные качества ребенка могут формироваться простыми, но неожиданными путями. Одна из самых серьезных проблем в современном

Из книги автора

Из книги автора

Рекомендации для разных возрастов Положение детского автокресла изменяется вместе с изменением роста и веса ребенка по мере его роста. Первые два года своей жизни дети должны проводить в кресле, повернутом против хода движения. Затем в два года их разворачивают по ходу

Из книги автора

Некоторые моральные аспекты в развитии личности ребенка Так что же нам нужно делать, чтобы вырастить достойного человека (Вашего наследника)?Любить ребенка. Я вспоминаю случай, когда я работала в детском саду воспитателем, моим воспитанникам шел четвертый год жизни, и

Из книги автора

6.2. Волевые качества личности в музыкальной деятельности Для осуществления волевого поведения личность должна обладать так называемыми волевыми качествами. В числе таковых психологи называют: инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержку,

Общепризнанным в отечественной психологии является положение о том, что развитие происходит в процессе присвоения индиви­дом общественно-исторического опыта людей. При этом «присвоение» не есть пассивное приспособление ребенка к сложившимся условиям окружающей жизни. Оно выступает как результат его активной деятельности, посредством которой он овла­девает общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования, которые постепенно становятся формами деятельности растущего человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).

Необходимо указать на исключительно важный момент: для того, чтобы правильно отражать окружающие явления и усвоить подлинные значения этих предметов ребенок «... должен осуществить по отношению к ним деятельность, адекватную той человеческой деятельности, которая в них «опредмечена», «воплощена».

Развитие психических процессов и свойств личности ребенка зависит от особенностей содержания и структуры его деятельности.

Все качества, свойства личности ребенка, и желания, и цели, интересы и способности проявляются и формируются в делах, в различных видах её активной деятельности. Именно в процессе активного усвоения общественного опыта ребенком раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой) ребенок вступает в многочисленные и разнообразные отношения со своими сверстниками и взрослыми. Разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства и способности. В зависимости оттого, что и как ребенок делает, т.е. каково содержание его деятельности, от организации и условий этой деятельности и отношения самого ребенка к выполняемой деятельности, у него формируются определенные склонности, способности, черты характера, устойчивые привычки поведения. Личность ребенка формируется в деятельности.

Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка интенсивно разрабатывается в различных направлениях: производились изучения психологических особенностей игры, учения, труда и общения детей различных возрастов и влияния этих видов деятельности на развитие отдельных психических процессов и формирование личности ре­бенка в целом.

Ведущее значение в младенческом возрасте имеет своеобразная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение – которая была выявлена в исследованиях М.И. Лисиной и её сотрудников. Оказалось, что наблюдаемый уже в первые месяцы жизни ребенка и описанный Н.П. Фигуриным и А.М. Щеловановым «комплекс оживления» - это особая форма эмоционального общения ребенка со взрослыми. Первоначально оно про­является как «пассивная» комплексная эмоциональная реакция на появле­ние взрослого с помощью мимически-выразительных средств (улыбка, движения, в большей степени хаотические и т.п.). При определенных усло­виях эти реакции перестают в систему активных действий, направленных на привлечение внимания окружающих, на общение с ними и т.д. (голосовая реакция, смех, плач и т.п.). Многочисленные факты, накоплен­ные в детской психологии, свидетельствуют, что непосредственно-эмоциональные общение играет очень важную роль в разви­тии и становлении личности ребенка.



К концу первого года жизни ребенка ведущее значение начинает приобретать предметно-манипулятивная деятельность, производимая совместно со взрослым. В ходе ее ребенок овладевает общественно сложив­шимися способами употребления предметов домашнего обихода и простейших инструментов. В процессе действия с предметами и игрушками у детей интенсивно развиваются отдельные психические процессы, особенно восприятие и наглядно-действенное мышление. По мере овладения действиями с конкретными предметами дети начинают переносить эти действия на другие предметы, имеющие другое назначение в жизни. Происходит обобщение предметных действий. Тем самым создается предпосылка для перехода к игровой деятельности, которая становится ведущей в дошколь­ном детстве.

Игру необходимо рассматривать как форму «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мир человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности»1.

Большой вклад в формирование личности и развитие отдельных сторон психики ребенка вносит ролевая игра, которая достигает высшей точки своего развития в старшем дошкольном возрасте.

Роли, игровые действия, игровое употребление предметов и межличностные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры - все это составные части ролевой игры. Дети при помощи игровых действий, соответствующих принятым ролям, выражают отношение между людьми.

Таким образом, игра является особым способом проникновения в недоступные для непосредственного участия детей сферы жизни и отноше­ния взрослых, одной из форм подготовки детей к последующему участию в жизни общества.

Необходимо различать обще развивающее и узко дидак­тическое значение игры в развитии ребенка. Дидактическое значение сводится к приобретению новых представлений, навыков и уме­ний. Обще развивающее значение игры проявляется в возникновении но­вых по своему содержанию мотивов деятельности, формировании некото­рых общих механизмов познавательной деятельности и развитии произвольного поведения. Например, к концу дошкольного возраста возникает стремление стать взрослым, конкретным выражением которого является желание поступить в школу и начать выполнять серьезную общественно значимую деятельность.

Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные «механизмы» поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

В игре также развиваются детское воображение, способность оперировать символами и знаками, которые в обобщенном виде представляют или замещают реальные предметы и их отношения. Стремление к общественной оценке, развитое воображение и умение использовать символику служат основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Все познавательные сведения и умения усваиваются дошкольниками в форме игры (через богатую серию дидактических игр). Учение в этот период еще не стало самостоятельным компонентом дошкольного воспитания.

Учебная деятельность как специальная деятельность человека по усвоению теоретических форм мышления или более сложной формы опыта людей становится ведущей в младшем школьном возрасте. Она становится главным содержанием жизни ребенка, хотя определенную часть опыта ребенок усваивает в игре, общении, в предметных действиях. Учебная деятельность формируется в результате постепенной перестройки игровой деятельности, в процессе которой существенно изменяются мотивы поведения ребенка, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

По данным Л.И. Божович и других, учебная деятельность отличается от игры, прежде всего, своей мотивацией. Уже к концу дошкольного возраста игровые мотивы постепенно утрачивают для ребенка свою побудительную силу, и у ребенка возникает стремление к серьезной познавательной, общественно значимой деятельности. Однако социальный смысл учения открывается в процессе школьного обучения: дети постепенно начинают понимать, что не достижение каких-либо внешних результатов, а само совершенствова­ние путем усвоения новых знаний и приемов, развития способностей, не­обходимых для будущей деятельности, является главным в учебной дея­тельности.

Формирование в процессе учебной деятельности новых мотивов и новых задач ведет к коренному изменению внутренней позиции ребенка, переход от позиции «практической» или «утилитарной» к позиции «теоретической» или «познавательной».

Структура учебной деятельности во многом отличается от структуры игры: она целенаправлена, результативна, обязательно, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение школьника среди окружающих, от чего зависит и его внутренняя позиция и его самочувствие.

В силу этих особенностей учебная деятельность становится той деятельностью, которой формируются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающего от детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность, по мнению известного психолога В.В. Давыдова, является основой возникновения у младших школьников двух основ­ных свойств психических процессов – их произвольности, а также возмож­ности протекать «в уме», «про себя», что позволяет ребенку заранее плани­ровать свою работу.

О ведущей деятельности подросткового возраста нет единого мнения. В 60-е годы выдвинуто два предположения. Согласно одному из них, ведущим типом деятельности у подростка является общение, предмет ко­торого - другой человек, а содержание - построение взаимоотно­шений и взаимодействий с ним. Согласно второму, ведущим является общественно-полезная деятельность. Работы последних лет отдают пред­почтение последнему. Так, В.В. Давыдов указывает, что «ведущей деятельностью подросткового возраста выступает общественно-полезная деятельность в любых её формах: производственно-трудовой, художест­венной, общественно-организационной, спортивной, учебной. Все формы общественно-полезной деятельности, а главное, свободный переход от одной формы к другой, являются основой построения разных видов обще­ния» ().

Таким образом, общественно полезная деятельность, которая обеспечивает развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в разных системах является ведущей деятельностью подросткового возраста. Именно эти деятельности наиболее полно отвечают социальной ситуации развития подростка и его внутренней позиции.

В старших классах школы, по мнению некоторых исследователей, на передний план вновь выступает учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Происходит, согласно В.В. Давыдову, как бы возвращение к учению, но не просто к усвоению основ отдельных наук, а возможных областей профессиональной деятельности (дифференциация учебных интересов, более углубленное занятие какими-то учебными предметами).

Однако многие отечественные психологи единодушны, что проблемы самоопределения, поиска цели и смысла своего существования впервые возникают как актуальные и поэтому начинают играть роль важнейших факторов психического развития в период ранней юности.

«Основным психологическим новообразованием старшего школьника, – пишет В.В. Давыдов, – является самосознание, т.е. рефлексия на собственный жизненный путь и на принятые общественные ценности».

По мнению Л.И. Божович, выбор дальнейшего жизненного пути, са­моопределение, становятся для юношей и девушек тем центром жизнен­ной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы.

Ранняя юность – пора нравственного самоопределения. В эту пору мир идей начинается все более пристально сопоставляться с реальной жизнью, поведением других людей. Юноша как бы примеряет к себе то, о чем слышит, что видит вокруг: а как бы поступил я на его месте, смог бы, согласился бы и. т.д.

В пору юности – человек начинает сам сознательно строить свои идеалы. Вначале ставится вполне осознанная цель - найти свой идеал, а затем идет сложная внутренняя работа по созданию такого преднамеренного идеала. Переход к обобщенному идеалу – важнейший пункт для всего нравственного и психического развития личности в ранней юности. Лишь теперь принципы поведения из нестойких и подражательных полностью становятся внутренними и устойчивыми, образуя в своей совокупности единую, отчетливо создаваемую нравственную позицию - стержень личности. Теперь эта позиция сама все более властно строит и преобразовывает юношу или девушку, все более определяет главные направления их душевного развития, а вместе с тем и конкретные черты их облика. У юношей и девушек интеллектуальная деятельность приобретает личный характер, что связано с самоопределением и стремлением их к выработке своего мировоззрения. По словам Л.И. Божовича, у них «есть настоящая потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, утвердить свое личное миропонимание, мировоззрение»1. Все это дает основание говорить о том, что деятельность самоопределения становится ведущей в этом возрасте.

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская . К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все .

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в . На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели , так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по .

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок , тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши . Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: .

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

МБОУ НСКШИ г. Ногинска, Московской области,

Свечник Алла Эдуардовна.

Деятельность и развитие личности дошкольника

Теория деятельности дошкольников имеет огромное значение для развития отечественной психологии. Она была создана в советский период, явля лась центральной психологической теорией и развивалась на протяжении более 60 лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Почему эта теория занима ет столь значимое положение в отечественной психологии? Во-первых, всем известно о решающей роли труда и деятельности в происхождении сознания и развитии психики человека. Это точка зрения до настоящего времени является основополагающей в методологии исследований отечественных психологов. Во-вторых, психологическая теория деятельности, исходя из данной точки зре ния, раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов чело века, в том числе и сознания. Дело в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности.

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия, какова их структура.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, ко торое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть опреде лена как образ желаемого результата.

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие - это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняет ся тем, что каждое действие обусловлено целью.

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия за висит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразу меваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разно образных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции - это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По суще ству, уровень операций - это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятель ности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения .

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и действиями. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разгра ничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осо знания выполняемой деятельности.

Теперь перейдем к третьему, самому нижнему уровню структуры деятельно сти - психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функция ми в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям в первую очередь следу ет отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фикса ции следов прошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, т. е. они имеют генетическую обусловлен ность.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произо шло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С мо мента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возра стает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания .

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

Сенсорное воспитание (развитие);

Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

Установление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:

Воспитание любознательности, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания .

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осу ществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают им советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют оп ределенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешать возникающие в ходе дея тельности затруднения и конфликты. Только участвуя в совмест ной деятельности, дети объединяются и вступают между собой в различные взаимоотношения, составляющие основу детского общества и способствующие развитию личности его членов.

Интерес к игре, стремления хорошо «сыграть роль» настолько велики, что дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны,

Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Этим результатом может быть рисунок, конструкция, решение ариф метической задачи и т. д.

Необходимость добиться хорошего результата приучает ребенка планировать свои действия, управлять ими и, таким образом, ведет к развитию воли, умения управлять своим поведением. Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Если первона чально такое сравнение проводят взрослые, привлекая к нему детскую группу, то впоследствии его начинает делать и сам ребе нок, овладевая при этом навыками самооценки , осознания своих собственных качеств и достижений.

Особенно важно то, что под влиянием деятельности, даю щей определенный результат, у детей формируются новые мо тивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим лю дям (семье, своей группе и даже обществу в целом) .

Выполнение учебных заданий способствует развитию у детей познавательных мотивов - любознательности, желания узнать новое.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Это особенность заложена в них от рождения. И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влияние данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. Направлен ность на результат деятельности развивает трудоспособность - один из основных компонентов любой способности. Трудоспособность в большой мере обеспечивает успех в деятельности, что поощря ется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям.

Таким обра зом формируется внутренняя установка на определенный вид де ятельности. Включение ребенка в продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра, труд) – условие развития способностей.

Умственное р азвитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности старшего дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Рассматривая проблему формирования мышления, можно отметить тот факт, что условия для формирования процессов мышления обеспечиваются в дошкольном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным примером в практике преподавания является организация воспитателями действий детей по образцу: излишне часто они предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Во многом формированию произвольного, управляемого мышления способствует указания воспитателя, побуждающие детей к размышлению. Умение планировать свои действия так же активно формируется у старших дошкольников в процессе обучения .

Старший дошкольник регулярно и в обязательном порядке ставится в ситуацию, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно-логический, отвлеченное мышление.

У детей формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением то несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основной акцент падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений.

Мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное, одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие-либо состояния или явления, третья часть детей легче рассуждает, строит рассуждения и умозаключения, что позволяет им более успешно решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных ситуациях.

О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду задачи. Так, если при решении легких задач на практическое преобразование предметов, или на оперирование их образами, или на рассуждение, ребенок плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решений, то в этом случае считается, что у него первый уровень развития в соответствующем виде мышления.

Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из-за того, что не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления .

Для умственного развития старшего дошкольника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше формируются те или иные качества ума. Так, решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развивать у детей навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.

Такая особенность этого вида мышления - следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.

Итак, с помощью наглядно - действенного мышления удобнее развивать у детей такое качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями

Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью, человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно- образного мышления, человеку приходится оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами.

Поэтому главная задача работы по развитию наглядно-образного мышления не может состоять в том, чтобы с его помощью формировать умение управлять своими действиями при решении задач.

Своеобразие словесно-логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов.

Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нестандартных задач. Задача воспитателя состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у старших дошкольников

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления дошкольников, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения рациональная организация всего учебного процесса .

Источником полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Педагоги единодушно определяют своей главной задачей стимулирование образного мышления и создание атмосферы творчества. Развитию художественной речевой деятельности дошкольника способствует ряд приемов: творческие пересказы, рассказывания, игры со словами, загадывание и отгадывание загадок, подбор эпитетов к слову, художественное рассказывание по картине, по игрушке, по словесному образцу, придумывание историй, сказок, и т.д.

Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, - ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. "Колобок" и "Репка" особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? "Три медведя" - это вообще математическая супер-сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Чтение "Красной Шапочки" даст возможность поговорить о понятиях "длинный" и "короткий". Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета - "Про козленка, который умел считать до десяти". Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.

Умение встать на точку зрения другого, понять и почувствовать его изнутри, развитие сопричастности ко всему окружающему в мире, развитие родственного внимания, где «наблюдение внешнего мира становится уже не поиском форм и средств для выражения творческих замыслов, а источником возникновения самих этих замыслов», - все эти качества развиваются специальными художественными заданиями. Нетрудно увидеть, что своим содержанием такие задания продолжают развивать у детей предметно- чувственное воображение, но особенно интенсивно развивают воображение социально-детерминированное с его социально-психологическими оценками и социально- эмоциональными отношениями .

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что рисование, лепка, конструирование, моделирование, ролевые и другие виды игр, развивающие мышление занятия, художественно-творческая деятельность, а также другие виды детской деятельности могут быть успешно использованы в развитии познавательной деятельности дошкольника. Для того чтобы деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения детей, она должна отвечать принципам развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты, которые еще не совсем сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.