Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России». Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России" Ростов - ты велик и прекрасен

Изучая этот раздел, мы будем учиться:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и кулыуры,
  • находить на карте страны - соседи России и их столицы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Золотое кольцо России

Узнаем, что такое Золотое кольцо России, какие города в него входят. Научимся находить их на карте, приводить примеры достопримечательностей этих городов.

Вспомни, в каких городах России мы побывали в прошлом учебном году.

  • Рассмотри карту. Предложи маршрут путешествия. Если тебе приходилось бывать в городах, отмеченных на карте, расскажи о своих впечатлениях.

Незабываемое путешествие

Золотое кольцо России - это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам. Наше знакомство с ними рассчитано на три урока. Вы можете выбрать разные формы работы: коллективную, индивидуальную, работу в парах, в группах. Принесите в класс свои фотографии, сувениры из разных городов. Для поиска информации используйте на уроках дополнительную литературу.

Первый город Золотого кольца - Сергиев Посад. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России.

Из Сергиева Посада мы едем в Переславль-Залесский - город, который, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры.

Затем наш путь лежит в Ростов. Этот город - один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на аудиокассеты, лазерные диски и известны во всём мире. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий.

Иногда в Золотое кольцо включают и город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».

В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция - одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе есть часовой завод, где делают красивые и точные часы.

Из Углича мы отправимся в Ярославль - самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся,- Кострома.

На плане города видно, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия - Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды...

Многие, путешествуя по Золотому кольцу, посещают также и прекрасный город на Волге - Плёс. Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Плёс - это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900). Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана.

А теперь мы в городе Иваново. Особенно интересен исторический центр города. Здесь сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем». Одно из любимых мест отдыха жителей Иваново - площадь в центре города, которая носит имя А. С. Пушкина. Площадь украшена фонтаном.

Следующий пункт нашего маршрута - Суздаль - всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля - как будто перенёсся в далёкое прошлое.

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева - церкви, избы, мельница и др.

От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки Оки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины - Золотые ворота.

Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

Обсудим

  1. Объясните название «Золотое кольцо России».
  2. Обоснуйте необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.
  3. Какой город Золотого кольца вам особенно понравился? Почему?

Проверь себя

  1. Перечисли города Золотого кольца. (Если затрудняешься, посмотри ещё раз карту в учебнике.)
  2. Приведи примеры достопримечательностей разных городов Золотого кольца.
  3. Опиши некоторые достопримечательности по фотографиям в учебнике.
  4. Узнай достопримечательности и города на этой схеме.

Задания для домашней работы

  1. На «Страничках для самопроверки» (5) найди вопросы о городах Золотого кольца. Постарайся ответить на них. Если потребуется, загляни ещё раз в текст учебника.
  2. Придумай вопросы для викторины о городах Золотого кольца.
  3. С помощью энциклопедии, Интернета подготовь сообщение о любом из городов Золотого кольца.
  4. С помощью фотографий в учебнике попробуй вылепить из пластилина макет Золотых ворот во Владимире или других достопримечательностей Золотого кольца.

На следующем уроке

Узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями. Научимся находить и показывать на карте эти страны и их столицы.

Вспомни, что такое политическая карта. С какими странами мира мы познакомились во 2 классе? Чем они тебе запомнились?

Наши проекты

«Музей путешествий»

Один из самых увлекательных способов познания мира - путешествия. Хороши воображаемые путешествия, в которые мы отправляемся на уроках! Но ещё лучше путешествия настоящие - по родному краю, родной стране, по разным странам мира.

В одной из московских школ ребята не только много путешествуют вместе со своими учителями, но и создают свой собственный «Музей путешествий». Руководят этой работой талантливые учителя Ольга Борисовна Кирпичёва, Мария Александровна Ионова, Мария Николаевна Артюшкина, Светлана Владимировна Тикунова (на фотографии - слева направо). Им помогают родители школьников, которые и сами принимают участие во многих поездках.

Где только не побывали дети! Например, после уроков-путешествий по Золотому кольцу они отправились в настоящее путешествие. Ребята испытали огромную радость, увидев своими глазами то, что запомнили по фотографиям в учебнике, о чём читали и говорили на уроках. Ученики этой школы были в Приокско-Террасном заповеднике, в городе Великий Устюг в гостях у Деда Мороза, в старинном подмосковном городе Зарайске, который славится своим великолепным кремлём. Немало совершили ребята и заграничных путешествий.

После каждой поездки дети пополняют свой «Музей путешествий» фотографиями, сувенирами, сочинениями о своих впечатлениях. Каждый экспонат в музее снабжён этикеткой: кем привезён, когда и откуда, как называется, чем интересен. (Это очень важно! В настоящем музее по-другому не бывает.) В одном из классов школы уже несколько больших шкафов с экспонатами «Музея путешествий»!

  • Создайте и вы подобный музей. Пополняйте его экспонаты после коллективных поездок, а так-же по возможности и после ваших семейных путешествий.

«Музей путешествий» послужит не только вашему классу. Он поможет познавать мир ребятам, которые придут учиться после вас. Их, как и вас, он научит ценить разнообразие и красоту окружающего мира. Их, как и вас, он позовёт в дорогу - к новым чудесным впечатлениям.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

614007, г. Пермь, ул. Сибирская, 80, тел 216-70-00, тел/факс 216-74-23

«Согласовано»: _________ «Утверждаю»: _________________

Руководитель МО учителей Директор МАОУ «СОШ 22»

начальной школы ЧЕРВОННЫХ А.В.

Шипигузова Е.Ю.

Конспект урока по окружающему миру

« Золотое кольцо России »

Работу выполнила:

Летина Е.Г.

учитель I категории

2015 г.

Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.

Задачи:

1. Познакомить со старинными городами России.

2.Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя:

    мультимедийный проектор;

    компьютер с выходом в Интернет;

    учебник «Окружающий мир»;

Оборудование для учащихся:

    учебник;

    тетрадь на печатной основе «Окружающий мир;

    справочная литература;

    буклеты;

    информационные листы

Медиа материалы:

    электронное приложение к учебнику.

    Аудиозапись «Звон колокола»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    воспитание чувства любви к родной природе.

Регулятивные УУД:

    умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи­ровать работу по ходу ее выполнения;

    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учеб­ных задач;

    умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих дей­ствий.

Познавательные УУД:

    умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);

    умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

    умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим про­цесс работы и свой результат; слушать мнения других;

    умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

    умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем изучать новый раздел “Путешествие по городам и странам”. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие. Откройте учебник на стр.85, давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел (читают по очереди).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце? Какое оно?

Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо. Но еще и у нашей страны есть Золотое кольцо. Золотое кольцо России.

3.Выявление места и причины затруднения

Кто из вас догадался, куда мы отправимся в путешествие?

4.Построение проекта выхода из затруднения

Да. Мы отправимся в путешествие по «Золотому кольцу России». Совершим экскурсию в несколько древних городов, будем учиться находить информацию об этих городах в разных источниках. На протяжении урока вы побываете в роли экскурсоводов и путешественников.В конце нашего путешествия вы сможете безошибочно ответить на вопросы: почему кольцо и почему Золотое?

5.Реализация проекта выхода из затруднения

Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путешествие:

Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
И туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе (автобус)

Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце». Как и любому путешественнику, нам нужна карта. Посмотрите на экран. Какие города мы посетим с вами сегодня? (Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль и Владимир.) У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца. В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и наградим его. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. А кто из вас уже был в Москве? А вы знаете, кто основал Москву? А в каком году? С какими достопримечательностями города вы уже знакомы? (Юрий Долгорукий. Впервые о Москве упоминается в 1147 г.Красная площадь и Московский Кремль, Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя.)

Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович и правительство.

Знакомство с городами Золотого кольца России.

1) Организуется работа в группах:

Для работы на уроке мы с вами разделились на 4 группы. Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов Золотого кольца по плану, который дан на листе и подготовиться к ответу у доски. Ответы на пункты плана вы можете получить из литературы, которая у вас есть на столах (учебник, справочная литература, информационные листы, буклеты). Время на подготовку 10 минут.

1 группа – Сергиев Посад

2 группа – Ростов Великий

3 группа – Углич

4 группа – Ярославль

Дети усаживаются группами, выбирают в группе ответственного, открывают учебники на определенной для их группы странице, используют справочную литературу, информационные листы, буклеты.

Каждая группа работает с учебником и дополнительной литературой по плану, представленному в путеводителе.

План

    Как называется город, о котором вы читали текст?

    Где он расположен?

    Кем он был основан? Когда?

    Какие достопримечательности в нем есть?

    Какие известные люди в нем жили?

Подготовиться к ответу у доски.

3) Проверка самостоятельной групповой работы. От каждой группы выступает один-два представителя, учитель сопровождает их рассказ показом слайдов с иллюстрациями:

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Первым на нашем пути появляется прекрасный древний город Сергиев Посад.

У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, выслушать выступление группы и записать две-три достопримечательности, о которых вы узнали. Приглашаем нашего первого экскурсовода.

Город Сергиев Посад.

Почему он так назван? Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным монастырем России и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из Сергиева Посада мы отправляемся в Переславль-Залесский. Город расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера. И является центром национального парка «Плещеево озеро». Назван Переславлем-Залесским в честь южнорусского Переславля. Находится за лесами в Залесье - области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским. Прослушайте ауди-рассказ (электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»). - В каком году был основан город? (1152 г.) Кто его основал? (Юрий Долгорукий)

Какие достопримечательности запомнили? (Красная площадь – сердце города, Спасо-Преображенский Собор, памятники)

Какие люди в нем жили? (родился князь Александр Невский, Пётр Первый создал на Плещеевом озере потешную флотилию, что явилось началом создания русского флота)

Теперь наш путь лежит в Ростов. Ростов – один из самых древних в Золотом кольце. Уже в древние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Колокола Ростовских церквей славятся на весь мир мелодичным звоном. Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудиозапись).

В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. (Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают в этом городе уже несколько столетий.

Следующая остановка на нашем маршруте - г.Углич. Приглашаем следующего экскурсовода.

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

Он стоит на р. Волге. Название этого города, вероятно, происходит от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В городе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

А теперь давайте все встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка

Жура – Жура – журавель. Облетал он сто земель. (Взмахи руками)

Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте)

Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» (пожимание плечами)

Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края» (Круговые вращения головой)

Вот мы отдохнули и теперь можно продолжить путешествие.

Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Город тоже стоит на Волге. Приглашаем следующего экскурсовода.

Ярославль самый крупный из городов Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Имя, которого и носит. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. И поэтому, Ярославль называют родиной русского театра.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома. (Рассказ подготовленного ученика) Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены здесь в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому, в этот момент императрица развернула веер. Вот город и стал таким необычным. В тойчасти города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один город на Волге – Плёс.(Рассказ подготовленного ученика) Свое название Плёс получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.Плес город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Кто же из художников особенно любил Плес? (Особенно любил Плёс Исаак Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана)

Из Плёса прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей.(Рассказ подготовленного ученика) Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. В городе ест знаменитый Музей деревянного зодчества. В нем собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница…

От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Рассказ подготовленного ученика)

Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Оттуда мы увидим замечательный памятник старины – Золотые ворота. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

8. Город, в котором находятся Золотые

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России.

1. Как называется город, где находится музей деревянного зодчества? (Суздаль)

2. Город, который еще в старину называли Великим. (Ростов)

3. В этом городе находится дом-музей Исаака Левитана. (Плёс)

4. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый. (Ярославль)

5. Город, улицы которого расположены в виде веера. (Кострома)

6. Самый большой и самый красивый город Золотого кольца России? (Москва)

7. Город, который назвали в честь великого святого Сергия Радонежского? (Сергиев Посад) 8. Город, в котором находятся Золотые ворота? (Владимир)


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд. Возьмите листы с кроссвордом и приготовьте ручку. Разгадывать будем по цепочке.

1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)

4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)

5. Главный, важный монастырь. (Лавра)

6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

8.Включение в систему знаний и повторение

На доске вы видите карту Золотого кольца России. Нам необходимо дополнить ее достопримечательностями в соответствии с Маршрутным листом.

Вы будете выходить по одному к доске, и прикреплять на магнит соответствующую городу достопримечательность.

9.Рефлексия

Наше путешествие закончено. Какое впечатление произвело на вас путешествие в древнерусские города? Почему есть такое выражение «Золотое кольцо России»?Какой город вам понравился больше? Почему?

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

    Мне было интересно узнать о…

    Было трудно …

    Я научился …

    Теперь я могу …

    Какие чувства я испытал(а)…

( чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости …)
Вопрос классу:

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Окружающий мир

(3 класс.)

(УМК «Школа России)

Тема: «Золотое кольцо России"

Цель урока :

Познакомить учащихся с популярным в нашей стране туристско-экскурсионным маршрутом по древним русским городам и совершить

заочное путешествие

Задачи урока:

    Ознакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями.

    Развивать речь, память, мышление, внимание; умение слушать, умение доказывать, аргументировать своё мнение; способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, расширению кругозора.

    Создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей; воспитывать чувства патриотизма и гордости за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину, бережного отношения к этому богатству.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца, рисунки гербов, учебники, рабочие тетради, карта с названием городов, буклеты с достопримечательностями городов России.

Ход урока

I . Организация начала урока.

Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

1. Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И многое узнать.

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России.

Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи!

Послушайте, кто нас ждет!

Что за чудо- синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце»

Постановка проблемной ситуации.

Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.

В конце урока вы сами сможете ответить на все вопросы.

Широка страна родная…Степи, леса, овраги – тишь да благодать, красота первозданной русской природы. Россия, наша Россия. От Волги до Енисея. От Москвы до Владивостока. Великолепная, сказочная, незабываемая наша родина. Развитые столичные центры и обособленные деревушки. Необъятные просторы, широчайшие долины. Наша Россия. Блеск и роскошь позолоченных куполов русских храмов. Уютные и такие родные сердцу проселочные дорожки. Теплая, располагающая атмосфера. И это все – очарование исторического Золотого кольца России.

Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом.

Включите воображение и представьте, что мы находимся в атобусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город. Для путешествия нужна карта, в которой отмечайте те города, в которых мы побываем.

II . Проверка домашнего задания.

Может, есть места и красивей

Средь заморских лесов и рек,

Только в сердце моём навек –

Золотое кольцо России

В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы

Слайд 3

В прошлом году мы с вами путешествовали по Москве. Вспомним достопримечательности Москвы. Слайд 4,5,6,7 .

III .Работа по теме урока.

1.Город Сергиев Посад.

-Мы едем на северо-восток. И прибываем в город Сергиев Посад - старинный русский город.
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе, с.89 по фотографиям, расположенным на доске)

Слайд 8,9.

(Памятник святому (Троице Сергиевская лавра)

Сергию Радонежскому)

Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский - монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом. С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.«Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

(Рассказ учителя.)

Слайд 10,11,12.

Никольский собор Успенский и Горицкий монастырь

Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России. Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский, т.е. находится за лесом.) Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России.1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота»..

Кто же прославил этот город? (Пётр I)

3) А теперь в Ростов .

Величаво и гордо течёшь ты река,

Река, на которой стоишь ты века,

Ростов - ты велик и прекрасен!

Не зря получил этот статус.

Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.90.)

Слайд 13,14,15.


Церкви и соборы Ростова Ростовский Кремль

Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.

(Прослушивается запись колокольного звона)

В Ростове мы полюбуемся знаменитой ростовской финифтью- это украшения с эмалью(Фото)

4.Следующая остановка на нашем маршруте - город Углич

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.91.)

Слайд 16,17.

(Воскресенский Монастырь)

Микроитог: Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В Угличе одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

    От Углича недалеко до Ярославля .

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь ты во всей красе…

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.92.)

Слайд 18,19.

(Церковь Ильи Пророка)

Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

6. От Ярославля рукой подать до Костромы .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.93.)

Слайд 20.

Микроитог: Сейчас это крупный промышленный и культурный центр, у которого улицы расположены в виде веера. В той части, где ряды сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7.Физминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

8. Продолжая свой путь вдоль великой русской реки Волги, посетим еще один прекрасный город - Плес.

Жемчужина Поволжья,

Часами не устану я

Стоять у твоего подножья,

Тебе завидовать, любя

Гудки красавцев теплоходов,

Открытый взгляд крутых холмов,

Домов резные хороводы

Вокруг старинных куполов.

Слайд 21,22.

(Дом- музей И.И.Левитана)

Микроитог: Плес –это город художников. Особенно любил Плес И.И.Левитан. Свое название получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

9. А теперь побываем в Суздале .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 95 .)

Слайд 23,24,25.

(Музей деревянного зодчества)

Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль- всемирно известный город -музей. Есть знаменитый Музей деревянного зодчества Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.

10. Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 96 .)

Слайд 26,27,28,29.

(Владимир Мономах-основатель Владимира)

(Успенский (Золотые (Дмитриевский

собор) ворота) собор)

Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично сожжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола. З дание Золотых ворот в городе построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Вверху башни, над арочным проёмом помещалась церковь Положения риз Богородицы – миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окружённый зубчатой стеной, служил боевой площадкой. Через Золотые ворота вступали в город возвращавшиеся с победой дружины, около Золотых ворот встречали князей – союзников, послов и купцов из других стран.

IV .Закрепление изученного с помощью теста.

Слайд 30,31.

-Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

А теперь проверим, как вы внимательно слушали, что запомнили.

-Чем славится Великий Ростов? (Колокольными звонами)

В каком городе любил бывать известный русский художник И.И Левитан?

Как вы думаете, почему наше путешествие называется кольцо? Почему «Золотое»?

2. Собери мозаику и узнай достопримечательность города.

Работа в парах.

3.Рефлексия.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

    Сегодня я узнал …

    Мне было интересно …

    Было трудно …

    Я научился …

    Теперь я могу …

    Урок дал мне для жизни …

    Мне захотелось …

V .Итог урока

Наше маленькое путешествие завершилось. Вы о многом услышали, многое узнали.

Каково же сегодня значение старинного города?

(Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших городов. Это поистине золотое наследие России! ).

Урок я хочу закончить стихотворением.

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

На память о нашем уроке и о том, чтобы вы лучше помнили историю «Золотого кольца» дарю вам буклеты с достопримечательностями городов России.

Термин «Золотое кольцо России» впервые появился сорок лет назад. Это ансамбль городов, расположенных в самом сердце России, и имеющих большую историческую ценность. Соединенные автотрассами, они образуют круг, который стал символом богатейшего культурного наследия страны.

Немного истории

В 1967 году столичный литератор Юрий Бычков отправился в Суздаль, чтобы собрать необходимый исторический материал. Во время своего путешествия он посетил и другие города: Владимир, Иваново, Кострому.

Оказавшись под большим впечатлением от атмосферы древнерусских городов, Бычков написал очерк не про один, а про все города, которые попадались ему на пути во время путешествия.

Поскольку маршрут литератора пролегал по окружности, он решил дать ему красивое название - «золотое кольцо».

Тогда Бычков даже не мог предположить, что спустя время оно станет своеобразной визитной карточкой одного из самых популярных туристических направлений в России.

Рис. 1. Золотое кольцо на карте.

Все города, входящие в Золотое кольцо, имеют уникальную историю. Они были свидетелями важнейших исторических событий, и хранят в себе множество тайн. Именно здесь черпали вдохновение русские писатели и живописцы, а пейзажи этих городов украсили многие отечественные киноленты.

Города Золотого кольца России

Традиционно в список Золотого кольца входят 8 крупных городов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Владимир - настоящая сокровищница и древнейший город России. В 12 веке это была столица Владимиро-Суздальского княжества, но со временем город утратил свой высокий статус. На его территории сохранились в своем первозданном виде памятники архитектуры: златоглавые храмы, старинные деревянные терема. Особую ценность представляет Успенский собор, построенный в 12 веке и расписанный Андреем Рублевым.

Рис. 2. Успенский собор.

  • Суздаль - небольшой, но очень красивый город, который можно смело назвать городом-музеем. На небольшой его территории размещено более двух сотен памятников культурного и исторического значения. Здесь можно полюбоваться такими самобытными строениями как Церковь Бориса и Глеба, Суздальский Кремль, Ансамбль торговой площади.
  • Иваново - самый «юный» город Золотого кольца. Он был возведен на месте одноименного села в 1871 году. С тех пор город получил немало других названий, среди которых «Город невест», «Текстильная столица России», «Ситцевый край». К достопримечательностям Иваново относят архитектурные строения 20-30-х годов прошлого века. Этот период получил название советский конструктивизм. Все строения отличаются строгими, четкими линиями и внушительными размерами.
  • Кострома - город с богатой историей и вместе с тем это один из крупнейших речных портов России. На фоне других городов Золотого кольца выделяется, прежде всего, архитектурой религиозного характера.

Особую ценность представляет мужской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, где в свое время жил и был возведен на престол Михаил Романов - первый русский царь из великой династии Романовых.

  • Сергиев Посад - здесь расположен крупнейший в России мужской монастырь - Троице-Сергиевая Лавра. Он был возведен в 14 веке и включает в себя более 50 различных сооружений.

Рис. 3. Троице-Сергиевая Лавра.

  • Ярославль - один из крупных городов, история которого насчитывает тысячу лет. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и во многих других “золотых” городах, здесь находится много старинных архитектурных достопримечательностей.
  • Переславль-Залесский - небольшой скромный городок, на территории которого расположен национальный парк «Плещеево озеро». Здесь находятся древние строения и уникальные музеи.
  • Ростов Великий - один из старейших городов Золотого кольца. На его территории расположено много ценных памятников истории и культуры, среди которых особенно выделяется Ростовский Кремль, а также Успенский собор и его звонница.