Как развивают детей в японии. Тибетский и японский методы воспитания детей

Воспитание детей в Японии и используемые для этого методы называют словом «икудзи». Стоит отметить, что до 5 лет ребёнок в Японии пользуется правами короля.

Многим из нас приходилось слышать, что в «стране восходящего солнца» малышей воспитывают как-то особенно. Сначала им разрешают абсолютно всё, а потом, наоборот, держат в ежовых рукавицах. Однако, тема воспитания японских детей настолько объёмна, что этими понятиями не исчерпывается. Разбрёмся, откуда пошли такие традиции и почему именно так, до пяти лет ты центр вселенной, а потом, будь добр соблюдай строгую дисциплину? Об этом стоит поговорить отдельно.

Что такое «икудзи»?

Воспитание японских детей и используемые для этого методы называют словом «икудзи». Свои корни это название берет из прошлого. В давние времена японцы проживали сельскими общинами и тесно общались между собой, это было необходимо для выживания в непростых климатических условиях. Поэтому умение общаться и сотрудничать между собой японцы поставили на первое место. Излишний индивидуализм расценивался как непослушание. Такой подход совсем не похож на западный и американский тип воспитания, где в первую очередь в ребёнке пытаются раскрыть индивидуальность.

Не наказать, а вразумить

Воспитанием ребенка в Японии в большей степени занимается мама, многие из японских женщин после замужества оставляют свою работу и посвящают себя семье. Мама на японском звучит «амаэ». На первом году жизни кроха не разлучается с мамой, он остается как бы частью её. Она пытается не научить чему-то чадо силовыми методами, а как бы вразумить своё чадо на собственном примере.

Так прививается и привычка к учебе, нравоучительные беседы используются гораздо реже. Обучая малыша какому-то навыку, японская мама предпочтет несколько раз выполнить нужное действие, показать его на примере, нежели объяснить ему это устно.

Полезный материал:

Силовые методы для приучения к дисциплине применяются довольно редко. Уже с детского сада малыша учат контролировать свои эмоции и чувства. Какие-либо задания ребята выполняют маленькими группами и не только справляются со своей задачей самостоятельно, но и контролируют сверстников, чтобы и у них всё получилось как надо. Несмотря на лояльность методов, воспитание в Японии задает программу «хорошего ребёнка». К определенному возрасту, малыш уже считает неприемлемым для себя не исполнить желание матери.

Ясли или домашнее воспитание

В Японии есть ясли, но домашнее воспитание считается предпочтительнее. Женщину, отдающую ребёнка в детский сад по причине выхода на работу, могут счесть эгоисткой. Поэтому, и из-за того, что работающим мамам не делают поблажек, местные женщины оставляют работу после появления новорождённых. Мораль общества такова, что если ты не можешь пребывать на работе целый день, а иногда и оставаться с коллективом сверхурочно, тебе лучше не работать вовсе. Кстати, в «стране восходящего солнца» считается неприличным уходить до того, как это сделает начальник.

Зарабатывает на жизнь в семье муж. Хорошая жена должна встретить его вечером вкусным ужином, хорошим настроением и отсутствием проблем.

Чего ждут от ребёнка японские родители

Японское общество ориентировано на групповое сознание, поэтому японские мамы не ждут от ребенка яркого вербального самовыражения, это для них не столь важно. А вот сдержанности и манерам придают большое значение. Для японцев важно научить чадо жить в коллективе, тактично и с пониманием относиться к окружающим. Для японского воспитания характерно взывать к чувствам ребёнка. Например, вместо запрета японская мама пояснит, что не стоит стучать палкой по качели, а объяснит, почему не нужно поступать таким образом. Ведь качели может быть больно.

Обратная сторона медали

Если всё время считаться с мнением других, трудно стать самостоятельным и независимым, уметь брать на себя ответственность за свой поступок. Поэтому воспитание детей в Японии меняется в соответствии с интернациональными требованиями. Но японцы не собираются просто копировать западные методы, они создают свою собственную систему, которая позволит без чрезмерной независимости. Японцы не утверждают, что их методы воспитания — лучшие, и всё время ищут что-то новое и более совершенное.

Ещё один важный секрет воспитания

Есть ещё один важный момент, о котором нельзя не упомянуть, практически все дети у Японцев желанны. Не иметь наследника — большое несчастье для семьи японцев. Ребенку в семье рады уже с момента беременности. Будущим родителям все дарят подарки еще до рождения малыша. Крайне редко в Японии можно увидеть плачущего на улице дитя. Родители стараются не давать ему для этого повод. Любовь, духовный контакт с родителями способствует раннему развитию крохи. Маленькие японцы начинают говорить ещё до того, как научатся ходить. И это не удивительно, мама всё время находится рядом с крохой и рассказывает ему, как устроен мир и как много удивительного ждет его впереди во взрослой жизни. Она беседует с ним, как со взрослым.

Похожий материал:

Есть много японской одежды с рюкзочками — слингами для малышей. Они появились в Японии давно, раньше чем в других странах, есть и верхняя одежда для мам со специальными вставками-карманами для ребенка. Впоследствии, когда чадо вырастет, вставку можно отстегнуть и куртка превратится в обычную одежду.

Папа тоже не остаются в стороне. В выходные дни они проводят время со своей семьей и ребенком. Зачастую вся семья выезжает в парк или на природу.

Когда малыш подрос и начал ходить, мама все равно остается рядом, она организовывает для малышей игры и зачастую сама принимает в них участие. Ребенок не слышит запретов, а лишь предупреждения: горячо, грязно, опасно. Если всё же произошла какая-то неприятность, мать попросит у чада прощение за то, что не уберегла.

Лучших нет

В Японии не принято выделять какой ребёнок лучше или хуже, родителей не станут хвалить или ругать за какие-то индивидуальные способности или их отсутствие. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному.

С детьми много занимаются прикладным творчеством, почти во всех школах есть хоровые кружки, это важно, как работа в коллективе.

Возвращаясь к самому началу нашей статьи, посвященной воспитанию японцев, хочется отметить, что до 5 лет ребёнок в Японии пользуется правами короля, потом с ним обращаются как со слугой и лишь после 15 лет воспринимают его как равного. Таковы правила японского воспитания, которые гласят – всему свое место и время. Парадокс, но из малыша, которому ничего не запрещали в детстве, вырастает воспитанный человек.

В воспитании маленьких японцев есть свои минусы и плюсы. Как воспитывать вашего ребёнка, решать непосредственно вам, важно взять на вооружение лучшие методы и оставить за бортом то, что лично вам кажется чуждым. И не забывайте любить ваших детей, только тогда они смогут вырасти счастливыми.

Здравствуйте! Ситуация такая: с мужем 8 лет вместе,ни одной незапланированной беременности и тут шок! Сына,6,5 лет бабушке отвезли и тусили всю ночь,потом дома «тусили» итог:две полоски-шок шок шок. Вообще второго не хотели. Мы только выдохнули,сын подрос-в школу пойдёт в сентябре. Я так ужасно рожала,18 часов ада. Потом пеленки,зубы,колики.... Как представлю-в жар бросает. Я к врачу сразу побежала, аборт медикаментозный на после завтра назначен. Муж сказал поддержит в любом случае,хотя впринципе не против второго,раз уж получилось. Мы всегда предохранялись. Как? Как так вышло? Оторвались блин. Я никогда второго не хотела. Не хочу ляльку((((Не хочу рожать(((Но вот уже мучаюсь второй день,не ни,не сплю-может так судьбе угодно? Не зря же так... Но у нас так все гладко,нам троем комфортно.... Вдруг пожалею что аборт не сделала,вдруг не смогу полюбить второго. Опять все сначала.... Я не знаю что делать,время до утра понедельника. Если бы мы с мужем не напились как два идиота,не было бы никакой беременности.... p.s: финансово потянем,я не работаю,есть возможность лентяйничать дома. Свой большой дом. Машина. Но я ленивая жопа.

200

Джекки Лунная

Кратко описываю ситуацию. У меня есть двоюродный брат. Человек он может и неплохой (есть в нем и хорошее и плохое наверное как у всех), но очень не постоянный. Сейчас ему почти 45 и всю жизнь его мотает, то у него все хорошо: работа, хорошая з.пл. и все атрибуты хорошей жизни, то все совсем плохо: нет работы, живет за счет родственников, постоянно что-то ищет. Эти периоды у него разной длительностью, но периодичность такая и главное крайняя. Среднего нет.
Женат второй раз. Есть БЖ. Есть дочка от первого брака ей сейчас 17 лет. Во втором браке 2 дочки (7 и 5 лет).
Алименты на старшую дочь по началу после развода он платил не регулярно или вообще не платил. Мотивировав это тем, что при разводе (а он был бурный и драматичный) оставил деньги в размере 200 000 рублей, да и дохода у него не было. БЖ женщина боевая, настаивала на уплате алиментов, он скрывался ездил по РФ, пытался заработать (я не оправдываю его просто описываю ситуацию как есть), по итогу переехал жить в другой регион. Там женился. Взаимные страсти и претензии с БЖ они постарались уладить через несколько лет и пришли к договоренности, что он ежемесячно выплачивает в качестве алиментов 7000 рублей. Это было 7 лет назад. Эти деньги он в качестве алиментов платил регулярно. Иногда это сумма была больше 25 % от его дохода, иногда меньше. Иногда, как я писала выше, дохода не было вообще и алименты платила бабушка из своей пенсии (прошу это вообще не комментировать не думаю, что кто-то считает, что это нормально, но увы так есть).
2017 - 2018 год прошел у него очень даже неплохо. Был маленький бизнес который приносил неплохой доход. В начале учебного года в сентябре он пообещал старшей дочери оплатить полностью выпускной в школе. Сумма обсуждалась от 50 000 до 70 000 рублей. На тот момент финансы позволяли, и он пообещал. В конце года что-то пошло не так, как итог долги перед поставщиками, бизнес разорился. Сейчас он таксует, доход не больше 20 000 рублей, что покрывает только ипотечный платеж. Алименты опять платит бабушка из пенсии. Сейчас старшая дочь просит первые деньги на выпускной.
А вот теперь вопрос. Как вы считаете должен ли он оплачивать выпускной раз денег нет и взять их пока не откуда. Кредит не дают, так как плохая кредитная история и суды. Он обратился ко мне с просьбой дать в долг, я отказала. Первая и самая главная причина, денег у нас самих нет. Сами платим кредиты и с деньгами тяжело. Мы если напряжемся сможем конечно для него этот кредит взять, но я отлично понимаю, что гасить его будем мы и возвратят нам его (если возвратят не скоро). Теперь он ходит по родственникам и просит дать хоть 5000 рублей (типа с мира по нитке и голому рубаха). А родственники отказывают, мотивируя в том числе и тем, что родители должны оплачивать только те расходы, которые могут. Раз он не может оплатить выпускной, то пусть так и скажет дочери.
Я если честно в раздумьях. 5000 склоняюсь дать понимая, что не вернут, но это для нас это посильная сумма и я готова ее дать на выпускной просто так. Но пока мы такие одни, у других просто другая финансовая ситуация, и не все могут выделить даже 5000.

160

Василиска

Пятиклассника из Большого Камня (Приморский край), над которым взрослые ранее устроили самосуд, обвинили в издевательствах над горожанами.

Родители одноклассников мальчика утверждали, что он бил других детей и вымогал у них деньги. Остановить его якобы не смогли даже жалобы в полицию. Родители 20 февраля пришли в школу, отвели мальчика в туалет и окунули головой в унитаз. Свои действия они назвали наказанием за избиение девочки, попавшей в больницу.

Мать одного из учеников рассказала, что после инцидента мальчик «якобы побитый, на больничном», не ходит в школу, но все равно гуляет по городу.
«Мне писали люди, которые видели, как он кидает в прохожих бомбочки, пенсионерам он вообще бросает их в сумки», - заявила она.
По ее словам, учителя встали на сторону мальчика. Женщина отметила, что справки о травмах, якобы нанесенных им другим детям, в школе назвали подделками, а многократные жалобы родителей проигнорировали.

Если ситуацию не пытаться как-то нормализовать, то в конце концов от собственной безнаказанности тот мальчик, чуть-чуть повзрослев, кого-нибудь обязательно убьет.

Но тут есть такой момент. Воздействовать на таких просто нечем. Поэтому я за то, чтобы в стране были организованы интернаты по типу воспитательных колоний Макаренко, куда будут отправлять вот таких товарищей, которые с малолетства причиняют окружающим одни неприятности. Работа психологов, специалистов по коррекции поведения, может хоть как-то изменить ситуацию. Ноя понимаю, что это утопия, на это нет денег, никто не будет заниматься организацией таких учреждений. Ведь гораздо проще дождаться, пока такой мальчик кого-нибудь убьет по-настоящему, тогда его просто можно будет посадить и все. Когда ему исполнится 14, не раньше.

122

Schwimmmeister

Сейчас у мужа 12ти часовые смены, либо с утра до вечера, либо ночные. Каждые вторые выходные работает и праздники практически всегда, отпуск всего лишь 24 дня в год. Ехать очень далеко, за 2 часа до начала.... приезжает естественно тоже всегда поздно....но хорошая зарплата. Есть вариант сменить место работы, полный, 8 часовой день, выходные дома, праздники дома и совсем рядом с домом. Но зарплата заметно меньше. Сомневаемся оба,тк деньги естественно не лишние, я пока ещё в декрете до конца года. Но с другой стороны условия работы гораздо более человеческие....ну и как бы обещают повышать зп со временем.
Решать конечно же нам, но на форуме частенько бывают умные мысли и советы дают

118

светлана

вчера наткнулась на статью про отношения врача психиатра, психотерапевта Михаила Литвак. так вот в пункте 10. детей должно быть трое:
Дети в семье должны быть обязательно. Надо понимать, что вечно жить невозможно, придется помирать рано или поздно. Вы можете свою жизнь сохранить только в детях. Половина ребенка состоит из меня, вторая – из жены. Но один ребенок – это генетический тупик. Так, я передал свою половину ребенку, он потом женится и своему ребенку передаст половину моей жены, и все, нет меня. Двое детей – уже лучше.

А вообще считается, что трое детей – тот минимум, который необходим, чтобы сохранить свою жизнь навечно. Вот тот олигарх, который женился на юной парикмахерше, практически канул в Лету, потому что он родил только одного ребенка, и неизвестно, вытянет его эта девочка или нет: им сейчас жить не на что.
У меня была низкая плацентация. Понемногу поднималась, щас опять низкая.
Вопрос: когда назначат дату, кто даёт направление на кс.
Интересует вся инфа о плановом кс.

102

Японская мама приходит в парикмахерскую с маленьким сынишкой. Сначала карапуз терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все.

Всему свое время

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.

По всей Японии в 16 часов вечера раздается сигнал, который означает, что детям нельзя быть на улице без взрослых, иначе привлекут полицию.

В этом заключается парадокс японского воспитания.

Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в нашу действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев. Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы, вне общества. «Всему свое место и время» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста. Малышка 5-ти лет может строго посмотреть на другого малыша, который что-то делает не по правилам.

Без второй части воспитания, в котором принимает участие не только семья, но и детский сад, школа, соседи, общество, государство, эффект от ранней «вседозволенности» может быть непредсказуемым.

Традиции и современность

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. После рождения ребенка женщины в основном не работали, а занимались хозяйством и воспитанием детей. Причем многие мамы имели высшее образование. Они знали, какое домашнее задание получили дети, как они вели себя в школе, как прошли соревнования и т.п. Выполнение домашнего задания строго контролировалась мамой.

Папа - глава семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Мужчины в Японии уезжают на работу очень рано, а возвращаются, когда дети уже спят. Зато выходные папы посвящают детям. Часто можно видеть, как в ресторанах, банях, кафе компания пап следит за детьми, кормит их, а мамам в это время удается поболтать. В выходные принято всей семьей выезжать в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает. Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин».

Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом.

У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже, и разводятся родители тогда, когда дети становятся взрослыми.

Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных. Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка.

При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

В Японии редко увидишь плачущего кроху в общественном месте. И не потому, что дети там особенные. Это мамы стараются сделать так, чтобы у малышей не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо».

Если ребенок все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Не во всех семьях Японии придерживаются традиционного образования. Есть семьи с низкой культурой или семьи, где детей воспитывают чрезмерно строго. Но таких семей меньше.

Детские истерики

Конечно, у японских малышей бывают истерики, непослушание. Отношение к истерикам маленьких детей такое: японцы считают их не признаком плохого воспитания, а признаком роста, проявлением воли ребенка и становлением личности. Ведь 2-х летний малыш не имеет возможности выразить свои желания словами.

Мамы проявляют образцы терпения, чтобы вести себя достойно во время истерик ребенка. Но главное, они стараются сделать так, чтобы поводов для истерик у малыша не было. Кто, как ни они, знают своего малыша и возможные поводы для его истерик. Например, малышу совсем недавно давали конфетку, а теперь не дают. Как это понять малышу? Японская мама считает, что лучше дать желанное, чем позволить ребенку «закатить» истерику. Конечно, это не касается того, что опасно для здоровья или жизни ребенка. Таких предметов в доме должно быть как можно меньше, или они не должны попадать в поле зрения ребенка.

Воспитание мальчиков и девочек

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Самое страшное – одиночество

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод воспитания, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является явное недовольство родителей и снижение общения с ним, отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях».

Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа. Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Отношение к раннему развитию

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.

Идем в детский сад

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Виды детских садов

Детские сады Японии делятся на государственные и частные.

Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов – етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день или посещает какой-либо клуб. Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет.

Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование. Многие японцы говорят, что карьерная гонка в Японии начинается примерно с того момента, когда ребенок «перестает ходить под себя».

После начальной школы (6 лет) нужно поступить в хорошую среднюю, после средней (3 года) – в высшую (также 3 года). Именно поступить: никто тебя автоматом не переведет. На каждом этапе идет настоящая бойня, достигающая кульминации при поступлении в университет (этот этап ласково называется «война за поступление»). Все это породило развитую сеть учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование – очень дорогое удовольствие. Не посещающий такое заведение школьник, как правило, проигрывает их постоянным клиентам, натасканным на тесты, поэтому даже бесплатное по форме среднее образование создает нагрузку в объеме 20% от среднего семейного бюджета. Это если в семье один ребенок, и если он ходит в бесплатную школу. Так, годовой курс в популярном учрежнении дополнительного образования для родителей старшеклассника может стоить в районе 5 500 USD (после перевода).

Обычный японский школьник с утра учится в школе, потом у него внеклассная активность, клубы по интересам, потом он идет в учреждение дополнительного образования, после чего возвращается домой делать уроки и спать. Зная это, не стоит удивляться, что где-то делают хорошие машины, роботов и т.п.

Интерьер

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Пища

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Кстати, калорийность для детей 3-х лет порядка 3150-3500 ккал.

Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Отношения в коллективе

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

Какие занятия проходят в детском саду?

Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе.

В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого.

Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей взрослым и другим детям не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.

После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности. По всей Японии ежедневно можно встретить группы детей в одинаковых головных уборах, которые мгновенно, чем бы они не занимались, улавливают команду воспитателя или его жест. И при этом не заметно ни капли недовольства или страдания. Все абсолютно естественно.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.

В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.

Обратная сторона медали

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо.

Хорошо это или плохо?

В современном обществе что-то сделать в одиночку невозможно. Поэтому умение работать в коллективе и чувствовать себя необходимой и важной «шестеренкой» в хорошо отлаженном механизме, не так уж плохо.

Есть мнение, что коллективизм и способность договариваться свойственна странам, в который рис является основной злаковой культурой. Пшеницу можно выращивать одной семьей. Выращивание риса, с его повышенной потребность в воде и системой коллективного полива, требует умения находить компромиссы, договариваться с соседями и строго выполнять договоренности.

Опасность японской системы воспитания в том, что перекос в сторону группового сознания может приводить к неумению самостоятельно мыслить. В японских школах и коллективах особое мнение пока не поощряется. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Именно такие дети подвержены суициду.

Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Времена меняются

В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Мамы стремятся быстрее выйти на работу, поэтому в ясли, детские сады стоят огромные очереди. В учреждениях дошкольного воспитания с рангом или репутацией повыше, чаще всего в частных, в крупных городах - там могут «отфутболить» ребенка по той причине, что до него уже было набрано определенное количество детей с тем же именем.
Женщина, жертвующая своей работой в пользу ребенка, стремительно уходят в прошлое. Ранее это осуждалось, асейчас, наоборот, приветствуется. Активно перекраиваются страховые системы и системы социальной помощи неработающим с тем, чтобы как можно больше людей шло работать, и, в частности, чтобы сократить количество неработающих женщин. Поэтому выйти на работу через год после родов уже считается нормой.

Естественно, контроль за детьми со стороны мамы снижается.
Единственное, что пока практически не меняется - это ориентир на коллектив в образовании и воспитании.

Как и в других странах в современной Японии растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям.

Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

Как бы вы не относились к системе японского образования, она работает! И дети, и взрослые не выглядят несчастными, замученными или больными. Отдыхать в Японии умеют!

Теперь читай финальную часть интервью — о том, как японцы воспитывают своих детей, а также в целом о жизни в Японии.

Как относятся японцы к мамам с ребенком?

В Японии с особым трепетом относятся к детям. Молодые, пожилые люди и даже маленькие дети обращают внимание на коляску с ребенком, заговаривают с мамами и интересуются, сколько месяцев малышу.

Как японцы воспитывают своих детей? Вы перенимаете эти принципы или воспитываете своего ребенка «по-украински»?

Воспитанием подрастающего поколения занимаются только матери. Они целиком и полностью посвящают себя заботе о детях от рождения до совершеннолетия, активно участвуют в жизни садика и школы.

Отцы практически не принимают участие в воспитании детей из-за постоянной занятости на работе. При этом часто можно видеть, как по выходным папы с сыновьями гоняют мяч или обучаются бейсболу. Роль воскресного папы японские мужчины выполняют с полной отдачей.

Воспитание в Японии/ Фото из личного архива автора

Помощь старшего поколения в воспитании внуков тоже очень посредственна. Часто первые месяцы мама с новорожденным проводит в доме своих родителей. Но в последствии внуки не проводят с бабушками и дедушками много времени. Даже если молодая семья посещает родительский дом, за детьми все равно смотрят родители. В японском обществе не принято перекладывать родительские обязанности на бабушек и дедушек.

Из личных наблюдений удивило, что на детской площадке очень часто дети играют не друг с другом, а с родителями. Родители активно участвуют в детских забавах на площадке, копаются в песке, играют в ролевые игры.

Родители часто играют вместе со своими детьми на площадках и в песочнице/ Фото из личного архива автора

Я стараюсь перенимать японские принципы взаимодействия со своими детьми и использовать их в воспитании моего сына и дочери.

В каком возрасте дети идут в ясли/детский сад? Развито ли дошкольное образование?

Есть два основных типа садиков:

  1. государственные для работающих родителей с 0 месяцев и до школы;
  2. частные на пол дня для неработающих мам с 3-4 лет и до школы.

В государственные садики ребенка можно отдать при следующих условиях:

  • оба родителя работают полный день,
  • отец работает полный день, а у матери частичная занятость.

А также можно отдать на время учебы, второй и более беременности, госпитализации, тяжелой болезни, инвалидности, для ухода за больным, на время поиска работы.

Государственные садики переполнены и отдать ребенка даже при соблюдении вышеуказанных условий является проблематичным. Некоторым семьям приходится ждать по несколько лет, чтобы устроить ребенка в государственный садик. Стоимость сада для конкретного ребенка определяется в зависимости от доходов родителей. Чем выше доход семьи, тем больше ежемесячная стоимость сада.

Детские сады в Японии/ Фото из личного архива автора

В частные садики необходимо подать заявление за полгода, пройти собеседование и оплатить вступительный взнос в размере около 1000$. Ежемесячная стоимость 250-300$. Кроме этого раз в полгода оплачиваются учебные материалы и дополнительные взносы (такие как взнос за пользованием помещениями сада, коммунальные услуги – свет, отопление, охлаждение и тд.). В некоторых частных садах предусмотрена униформа – включая головной убор и даже портфель.

Чем вообще вас впечатляет Япония? Очень ли отличается менталитет? Как долго вам приходилось адаптироваться к этой стране?

Когда изучала японский язык в университете Шевченка, впечатляла японская культура, литература, история Японии. Приехав в Японию на учебу и объехав полстраны, я начала восхищаться религией, архитектурой, садово-парковым искусством и конечно же уровнем сервиса. Очень впечатлил уровень развития общества, достижения в науке и технике, организация всех государственных и общественных процессов, а также благоустроенность инфраструктуры для всех слоев населения – детей и взрослых, пожилых и людей с ограниченными возможностями.

С появлением собственных детей, могу сказать, что Япония привлекает стабильностью, безопасностью, высоким уровнем образования и культуры, широкими возможностями для личного и профессионального развития.

Ольга с мужем/ Фото из личного архива автора

Менталитет отличается настолько сильно, что многие иностранцы не выдерживают культурных различий и возвращаются в свои страны. До переезда в Японию я в течении 10 лет изучала японский язык, соприкасалась с культурой, тесно общалась и много работала с японцами. Соответственно, для меня многие моменты были понятны и приемлемы, адаптация для меня прошла безболезненно. Я с большим интересом воспринимала все, с чем приходилось сталкиваться. А вот моему мужу пришлось пройти длинный путь прежде чем он смог влиться в японскую среду и принять Японию такой какая она есть.

Что вам не нравится в Японии?

Мне до сих пор сложно принять то, что несмотря на мировую глобализацию в отношении иностранцев, Япония все еще является достаточно консервативной и закрытой страной. Японцы с опаской относятся к иностранцам и либо предпочитают работать со «своими», либо воспринимают нас как «модный гаджет». Иностранцу в Японии достичь каких-то профессиональных высот очень сложно.

Страничка Ольги в

Тибетский метод воспитания детей

Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие - наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды - покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.

Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».

Первая пятилетка: от рождения до пяти

С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.

Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 лет

Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается - научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.

Третья пятилетка: от 10 до 15 лет

По достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.

Последний период: с 15 лет

Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.

Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.

Воспитание детей в Японии


Дети - наше будущее и вопрос их воспитания очень серьезен. В разных странах преобладают свои особенности и традиции воспитания детей. Существует множество случаев, когда при всем огромном желании родителей дать хорошее воспитание своему ребенку, применяемые ими методы являются крайне неэффективными. И наличие в благополучных и порядочных семьях самодовольных, эгоистичных детей, есть тому прямое доказательство. В данной статье мы кратко рассмотрим семейное дошкольное воспитание детей в Японии, так как именно в этой стране особенности воспитания детей имеют ярко выраженный характер.

Особенности японской системы воспитания детей

Японская система воспитания позволяет детям возраста до 5 лет делать все, что им угодно, и не опасаться последующего наказания за непослушание или плохое поведение. У японских деток в этом возрасте не существует запретов, родители могут их только предостерегать.

При рождении малыша у него отрезается кусок пуповины, сушиться и кладется в специальную деревянную коробочку, на которой позолотой выбивается дата рождения младенца и имя мамы. Эта символизирует связь между мамой и ребенком. Ведь именно мать играет решающую роль в его воспитании, а отец лишь иногда принимает участие. Отдавать детей в ясли в возрасте до 3-х лет, считается крайне эгоистичным поступком, до этого возраста ребенок должен находиться с мамой.

Японская методика воспитания детей возраста с 5 до 15 лет, уже не дает детям такой безграничной свободы, а напротив, их держат в предельной строгости и именно в этот период в детей закладывают общественные нормы поведения и другие правила. По достижению 15 лет, ребенок считается взрослым, и общаются с ним на равных. В этом возрасте он уже должен четко знать свои обязанности.

Развивать умственные способности ребенка, родители начинают сразу с момента появление его на свет. Мать поет песни младенцу, рассказывает ему об окружающем мире. Японский метод воспитания ребенка исключает различно рода нравоучения, родители во всем стремятся быть примером своему ребенку. С 3-х летнего возраста малыша отдают в детский сад. Группы, как правило, по 6-7 человек и каждые полгода дети переходят из одной группы в другую. Считается, что такие смены групп и воспитателей препятствуют привыканию ребенка к наставнику и развивает коммуникативные навыки, позволяя общаться постоянно с новыми детьми.

Существуют различные мнения по поводу, насколько актуальна и действенна японская система в отечественных реалиях. Ведь она складывалась в Японии на протяжении столетии и неразрывно связана с их культурой. Будет ли она так же эффективна и уместна у нас решать только вам.