Воспитание детей в саду. Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша... Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники...

Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.

Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.

Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом ».

Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот...

Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.

Характеристики Детский сад «Домашнее» воспитание
Среда Новая, приспособленная для группы детей, есть период адаптации Привычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи
Общение со сверстниками Пять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую)
Общение с детьми разного возраста Если в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.) Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями
Общение с другими взрослыми Сменные воспитатели, няни и другой персонал садика Круг, время и формы общения регламентируются родителями
Общение с родителями Утро, вечер, выходные Столько, сколько хотят и могут родители
Самостоятельность Поощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детей Зависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам
Режим дня Стабильный, обязательный тихий час Регламентируют родители
Образовательный процесс «Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услуги Организуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей.
Знакомство с окружающим миром Занятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсии Самые разные варианты
Мониторинг развития ребенка Проводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен. Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование.
Уход Стандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика) Домашний уход
Питание Строго по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим. Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка.
Болезни Риск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции. Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми.
«Особый» ребенок При отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагноза Имеет шанс «уйти» от диагноза
Стоимость От 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и выше Зависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов

С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?

На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.

Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.

Если все в жизни малыша и мамы в первые месяцы было «правильно», то примерно в 8 месяцев (а у кого-то из малышей ближе к году) появляется стремление к общению с людьми разного пола и разного возраста, а не только с мамой. Ребенку больше нравится находиться с папой, бабушками, дедушками, старшими детьми, нянями, а к маме он приползает только когда что-то не получается, если он ударился, расстроился, ему стало скучно. Интересно, что и у мамы, которая в «правильном» случае живет в ритмах ребенка, также появляется потребность снова стать социально активной личностью, и она начинает уходить на некоторое время. Возвращаясь, она обнаруживает приятный сюрприз: с малышом все в порядке! В этом случае сынишка или дочка к полутора годам вполне могут провести без мамы 6-8 часов со знакомым человеком в знакомой среде. Таким образом, вопрос о походе в ясли в 1,5 года — это скорее вопрос о том, как помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде. Важно, чтобы садик (и, прежде всего, воспитатели) понравились ребенку. Вы можете попробовать отвести ребенка в ясли в 1,5 -2 года, если знаете, что малыш спокойно относится к вашему отсутствию в течение нескольких часов, и если вы готовы очень неспешно, в том темпе, который комфортен сыну или дочке, вводить его в новую среду. Многие ясли даже рекомендуют сначала совместное пребывание мамы вместе с ребенком в группе в течение двух-трех часов. Потом (и мама должна почувствовать этот момент) ребенок уже будет не против остаться без мамы (конечно, не на весь день). Идеал, к которому нужно стремиться — плавное, мягкое и неспешное привыкание к детскому саду. Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, обсуждая с воспитателем программу адаптации вашего малыша. Если в яслях не готовы идти вам навстречу, то задайтесь вопросом, а нужно ли вам такое образовательное учреждение. А если вы не готовы в такому длительному процессу «вхождения» в садик, то лучше тогда не травмировать ребенка и поискать другие варианты. Иными словами — если есть желание, можно отправить ребенка в сад и в 1,5 года.

Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода „в свет“ — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.

Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.

Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.

Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива...

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Пойдем домой!

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел...

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства

Статья предоставлена семейным центром

Обсуждение

О да, у воспитателей только и дел, что разглядывать таланты у 10-20 одновозрастных детей. У них основная задача - обеспечить соблюдение режима дня и минимальную безопасность, а на остальное уже сил и времени в общем случае не хватит.
Вот тут взгляд неравнодушного человека изнутри: http://chedidaan.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%BE-%D1%8F+%D1%80%D0%B0%-D0%B1%D0%BE%D1%82%D0-%B0+%D0%B2+%D0%B4%D0-%B5%-D1%82%D1%81%D0%B-A%D0%BE%D0%BC+%D1%81-%D0%B0%D0%B4%D1%83

Ольга Смирнова
О воспитании в семье и в детском саду

«О воспитании в семье и в детском саду » .

«Дети – живые цветы жизни»

М. Горький.

Семья- источник любви , уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей . Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к дальнейшей ступени жизни и к труду. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Родители для своих детей являются главными представителями своей страны. Они приобщают их к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа.

Правильное воспитание формирует культуру поведения, умение выполнять элементарные правила.

Ясное представление цели и задач воспитания подрастающего поколения, глубокое значение возрастных и индивидуальных способностей детей- важное, но не достаточные условия успешного формирования личности растущего человека. Напряду с этим родители должны владеть методикой воспитания , то есть более или менее хорошо знать основные средства, пути и способы воспитательного воздействия , обладать соответствующими умениями, навыками и приёмами.

Детство- это «великая пора жизни» , когда кладется основание всему будущему нравственному человеку, подготавливается из него гражданин, член семьи и общества . Главные основы воспитания закладываются до пяти лет. Обязательное условие успешного влияние родителей на ребенка- это искренняя любовь к нему. Конечно все родители, как правило, любят своих детей. Но родительская любовь, только в том случае помогает воспитывать , если она не слепая, а разумная, сочетающая уважение с требовательностью.

Действенную помощь в воспитании детей оказывают добрые семейные традиции. Передающиеся из поколения в поколение. Среди них- уважение к старшим, забота о младших, самообслуживание, взаимопомощь, коллективный труд.

Огромную роль в воспитании играет непосредственное духовное общение родителей с ребенком. Это и коллективные трудовые занятия. И совместные игры, развлечения, прогулки, и семейное чтение, и задушевные беседы по различным вопросам, представляющим взаимный интерес. Такие контакты помогают развивать и укреплять дружеские отношения родителей и детей, лучше узнавать друг друга; старшим они позволяют влиять на младших в нужном направлении.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают некоторые родители. Само определение «воспитанность » говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания . Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю.

Следует обратить особое внимание на роль личного примера родителей в формировании личности ребенка.

Если родители серьёзно намерены воспитать детей хорошими , высоконравственными людьми, то их повседневный личный пример отвечать этим намерениям :

Родительское требование к себе

Родительское уважение к своей семье

Родительский контроль над каждым своим шагом

Вот первый и самый главный метод воспитания !

Воспитать настоящего человека- непростое дело; оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности.

В своих усилиях по формированию личности ребенка родителю отнють не одиноки. Их воспитательная деятельность , когда дети становятся воспитанниками детских садов дополняется целенаправленным влиянием воспитателей . В связи с этим важное значение приобретает тесное сотрудничество семьи и детского сада .

Формирование личности наиболее успешно осуществляется в коллективе.

В детском саду дети , постоянно общаясь, упражняются в культуре поведения, умении действовать согласованно, проявляя вежливость, доброжелательность, товарищество, взаимопомощь.

Задача педагогов и родителей- формировать у детей нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения. Организованности, дисциплинированности, трудолюбии, культуре деятельности. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребенку выглядеть опрятно и подтянуто.

Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослого. Основная задача- воспитывать у него организационное поведение в соответствии с общепринятыми правилами,

руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.

Сотрудничество, взаимопомощь семьи и детского сада , принося пользу и родителям и педагогам, в конечном счете служат интересам успешного воспитания подрастающего поколения.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи , что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувство привязанности к семье и дому .

Подготовила : Смирнова О. И (воспитатель )

Список используемой литературы :

-«Умом и сердцем» . М. Издательство 1986г

- «Родина и сердце» В. А Сухомлинский

- «О дошкольном воспитании » .М. Просвещение

Публикации по теме:

Консультация «Нравственное воспитание в детском саду и семье» Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит.

Доклад «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Доклад (из опыта работы) «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Для маленького ребенка каждый.

Батик – это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик дает уникальные и широчайшие возможности для творчества.

Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций, как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду. Семья.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого - педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.

Основные принципы дошкольного воспитания детей

С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.

В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
  • Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
  • Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.

  • Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе "Сказка у нас в гостях"

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Первые годы жизни ребенка - это время, когда закладываются основные навыки и знания, без которых невозможно дальнейшее гармоничное развитие личности.

Воспитание в детском саду и его роль в гармоничном развитии ребенка

В этот период развиваются основные психологические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. На этом этапе крайне важно обеспечить ребенку возможность всестороннего познания окружающего мира и познакомить его с социумом, в котором ему предстоит жить и развиваться.

Основные задачи дошкольного образования

Детский сад - это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено прежде всего на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками - необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения. Многих родителей пугает процесс адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение воспитателей позволяет сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.

В задачи дошкольного воспитания в детском саду входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе. Особенно ценно, что в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом - во время игры и в процессе общения с другими детьми.

Безусловно, детсадовское воспитание нисколько не умаляет ценности домашнего образования. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.

Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это - необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя - предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, занятия музыкой, физкультура или гимнастика, а также, дополнительно, изучение иностранного языка, хореография и многое другое. Таким образом создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов - познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и физического.

Программа воспитания в детском саду

Программ воспитания детей существует великое множество, и каждый детский сад имеет право составить свою программу, однако при этом необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в соответствующих нормативных актах: Федеральном законе «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания.

В современном дошкольном образовании такая Программа стала необходимым нормативно-правовым документом, на основании которого проходит получение лицензии, аккредитация и аттестация учреждения, а также организация дополнительных платных образовательных услуг. В программе воспитания в детском саду должны быть обоснованы выбранные методики воспитания и способы организации воспитательного процесса и доступно описаны основные особенности воспитательно-образовательной системы, принятой в данном детском саду.

Если программа дошкольного образования нужна для того, чтобы сформулировать цели и задачи воспитания, то реализуются они с помощью различных методик и технологий. Технологии дошкольного образования позволяют объединить в целостную систему отдельные приемы и методики и организовать воспитание детей наиболее рациональным и эффективным способом. Чаще всего технологии обучения создаются воспитателями непосредственно на основе собственного опыта воспитания детей, что гарантирует быстрое достижение желаемых результатов.

Сегодня во многих детских садах технологии образования строятся на базе известных воспитательных методик, например, Монтессори, Никитиных, Домана. Каждая из них ориентирована преимущественно на какой-либо один аспект развития ребенка, поэтому главная задача родителей при выборе детского сада - внимательно изучить применяемые там методики воспитания и самим определить, какая из предложенных систем в большей степени соответствует индивидуальным особенностям ребенка. С другой стороны, задача работников детского сада заключается в том, чтобы подобрать такую совокупность методик, которая обеспечит всестороннее развитие детей.

Особенности воспитания детей в детском саду

Воспитание дошколят очень сильно отличается от последующего образования в школе. Каждый возраст имеет свои законы, по которым развивается ребенок. В детском саду на плечи воспитателей ложится серьезная и очень сложная задача: передать детям все необходимые навыки и развить в них все те способности, без которых невозможно обойтись на последующих этапах развития и образования. Для ее решения необходимо подобрать ключик к каждому ребенку, найти наиболее подходящие для него способы подачи новой информации и обучения. Это могут быть объяснения воспитателя, практические задания или ролевые игры, главное, чтобы в процессе обучения ребенок имел возможность проявлять самостоятельную активность, а не только следовал указаниям воспитателя. Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.

Одна из серьезных проблем дошкольного образования - это преемственность между детским садом и начальной школой. Традиционно детские сады ориентированы главным образом на общее развитие ребенка, в то время как начальная школа зачастую предъявляет довольно высокие требования к качеству дошкольного образования, ожидая от первоклассников владения навыками устного счета, чтения и даже письма. Кроме того, считается, что школьники более дисциплинированы и усидчивы, чем дошколята. Чтобы привить детям необходимые качества, в последние годы воспитание детей в детском саду зачастую включает в себя и специальные занятия по подготовке к школе. Построенные по схеме школьного урока, они психологически готовят детей к новому этапу обучения. Такие занятия могут включать в себя обучение азам арифметики, письму и чтению. По желанию родителей и, как правило, за отдельную плату руководство сада может предложить занятия иностранным языком и работу с обучающими компьютерными программами.