Формирование безопасного поведения старших дошкольников посредством подвижных игр. Безопасное поведение

Елена Александровна
Консультация «Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Бронникова Е. А.

Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека , готового и способного предвидеть и избегать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасности. Обществом предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения . Путем многократного повторения у ребенка могут сформироваться навыки правильного поведения . По утверждению ученых (Е. И. Бойко, С. А. Бородай, С. Ю. Головин, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдкина, Р. Г. Добрянская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Станкин, В. Н. Чулахов и др.) , навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем. Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков . Они образуются путем повторения выученных действий в виде упражнений с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка . Рубинштейн С. Л. отмечает, что «по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения , сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией» .

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах, увеличения скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о дорожно-транспортных происшествиях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами :

Незнание дошкольниками элементарных правил ;

- возрастные и физиологические особенности детей ;

- несформированность у них координации движений;

Стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;

Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах .

Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в дошкольных учреждениях .

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем , чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях .

Знакомство детей с дорожной азбукой , формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста . Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге , к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста . Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства . Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан и Н. В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления. Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка .

От степени сформированности аттенционных способностей в дошкольном возрасте зависит не только успешность обучения, но и степень внимательности, и в частности, внимательности на дорогах города. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Поэтому необходимо, начиная с дошкольного возраста , учить детей безопасному поведению на улице , дороге, в транспорте и правилам дорожного движения.

В старшем дошкольном возрасте , отдельные сведения о правилах дорожного движения складываются в последовательную систему представлений. Детей продолжают знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками, элементами дорог, обязанностями пешеходов и пассажиров, правилами перехода железнодорожных переездов, средствами регулирования дорожного движения, правилами езды на велосипедах, учат передавать в рисунке дорожную обстановку, расширяют представление о транспортных средствах, о правилах перехода проезжей части. С дошкольниками проводят работу по закреплению навыков поведения в общественном транспорте, в любой дорожной ситуации, по развитию поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы по предупреждению случаев травматизма, по формированию самостоятельности и ответственности в действиях ребенка на дороге, по совершенствованию культуры поведения детей на улице и в транспорте.

Элементами работы по созданию условий для формирования навыков безопасного поведения являются следующие составляющие :

Воспитательно-образовательная работа с детьми;

Создание медико-педагогических и материально-технических условий;

Взаимодействие с семьей.

С целью расширения представлений детей о правилах безопасного поведения используются рассказы, объяснения, беседы, упражнения, чтение художественной литературы, работа со схемами и карточками, использование дидактических, настольно-печатных, строительных и сюжетно-ролевых игр, а также внушение, убеждение, поощрение, пример, отработка безопасных маршрутов движения от дома до детского сада и так далее. Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной групп играет организация экскурсий, где дети овладевают практическими навыками пешеходов , используется такой приём, как обращение внимания на правильное или неправильное поведение других пешеходов .

В таком возрасте также эффективными являются практические игры – тренинги для детей с целью овладения практическими знаниями и умениями.

Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей . Средством в профессиональной деятельности является оборудование уголка по ознакомлению с правилами безопасного поведения .

Взаимодействие с семьей - важная составляющая в педагогической деятельности. Круг проблем, связанных с безопасностью , невозможно решить в рамках группового пространства, поэтому так важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. В работе по привитию навыков безопасного поведения большое значение имеет положительный пример родителей и окружающих взрослых. Родители регулярно получают различного рода консультации по формированию практических навыков безопасного поведения дома и на улице у детей дошкольного возраста .

Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты.

Список литературы

1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей . Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] - М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология) .

2. Беленок, И. Л., Мишина, Ю. Д. Развитие общих способностей личности [Текст] - Новосибирск : Изд - во : НГУ, 2005.

3. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] - СПб .: Питер, 2008. - 400 с.

4. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

5. Ведерникова, Н. В., Смирнягина, Л. А. Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=397

6. Величковский, Б. Когнитивная наука : основы психологии познания [Текст]: в 2 т. – Т. 1 / Борис М. Величковский – М.: Академия, 2006. - 448 с.

7. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] // Доклады АПН РСФСР. 1958.- №.3,- С. 33 38.

8. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

9. Матюхина, М. В., Михальчик, Т. С., Прокина, Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. ; Под ред. М. В. Гамезо и др. -М.: Просвещение, 1984.-256с.

10. Обухова, Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст]: учеб. -метод. пособие. - Минск : БГПУ, 2007. - 54 с.

  • 6. Государственная политика повышения качества жизни российских граждан.
  • 7. Деятельность мирового сообщества по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов.
  • 8. Дифференциация понятий поведение и поведенческая реакция в оценке ответственности (нормативно-правовой аспект).
  • 9. Законодательство рф о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
  • 10. Индивидуальная и популяционная норма как показатель социальной адаптации личности.
  • 12. Комплексная характеристика религиозного экстремизма; понятие особенности и методы деятельности
  • 14. Мотивационная и психическая регуляция поведения человека в чс сх.
  • Психологическая готовность
  • Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
  • 15. Нравственное воспитание человека как условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
  • 16. Объективная и субъективная природа чс социального характера.
  • 17. Опасная и чрезвычайная ситуация социального характера. Закономерности проявления.
  • 18. Понятие «защита населения». Объект защиты населения. Виды защиты населения.
  • 19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.
  • Категории тяжести преступлений
  • 20. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
  • 22. Понятие и проблема зависимости (игровая, табачная, алкогольная, наркотическая, психотропная) как социальной опасности.
  • 23. Прогнозирование чс социального характера. Характеристика последствий.
  • 24. Профилактика панических состояний, суицидального поведения.
  • 25. Психологические приёмы управления функциональным состоянием.
  • 26. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям.
  • 27. Психофизиологическая оценка чс социального характера.
  • 28. Психофизиологическая оценка поведения человека до, во время и после чс социального характера.
  • 29. Разнообразие национальных культур, формирование толерантности и самоуважения.
  • 30. Разработка типовых гипотетических сценариев возникновения и развития чс сх.
  • 31. Снижение риска возникновения, количества потерь и объемов ущерба. Ликвидация последствий.
  • 32. Современная семья: проблемы и их решение.
  • 33. Характеристика социально опасных заболеваний. Основные тенденции и закономерности их возникновения и распространения.
  • 34. Социально опасные явления в зависимости от возрастно-половых особенностей личности, профессиональной принадлежности.
  • 35. Социально-экономическое развитие рф.
  • 36. Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.
  • 37. Средства и способы защиты и самозащиты в чс социального характера.
  • 38. Статус безработного. Основные направления социально-психологической помощи безработным.
  • 39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.
  • 40. Транспортные аварии как вид происшествия социального характера.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.
  • 42. Функции государства по защите населения от чс социального характера.
  • 43. Характеристика и динамика чс социального характера в Челябинске, Челябинской области за последние пять лет.
  • 44. Характеристика и динамика чс социального характера в рф за последние пять лет.
  • 45.Характеристика крайних психических состояний: ступор, паника, психоз, страх, депрессия, суицидальное поведение.
  • 46. Характеристика оружия самообороны.
  • 47. Характеристика элементов системы «человек-социальная среда» и управление ими.
  • 48. Чс социального характера как объект исследования.
  • 49. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
  • 50. Уголовно-правовая оценка опасных ситуаций социального характера. Виды наказаний.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.

    Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности безопасного типа поведения, такие как: этапы формирования и компоненты личности (Л.А. Михайлов, М.В. Гордиенко и др.), методическое обеспечение процесса формирования, социальные аспекты (В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Л.В. Байбородова, Э.М. Ребко и др.). Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.

    Мотивация в психологии рассматривается с двух позиций: с одной стороны, как система факторов, определяющих поведение субъекта (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели), с другой – как активное состояние психики, побуждающее субъекта к действию. Мы будем придерживаться первой позиции, так как она согласуется с представлениями о социальной безопасности, которая в узком значении трактуется как защита личности, семьи, общества и государства и может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера. Именно защита личности, семьи, общества и государства являются поведенческими мотивами для личности безопасного типа.

    Вслед за Л.А. Михайловым, М.В. Гордиенко и другими исследователями под личностью безопасного типа поведения мы понимаем человека, безопасного для себя, окружающих, среды обитания, готового к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Среди основных черт такой личности выделяют:

    1) Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

    2) Бережное отношение к окружающему миру;

    3) Грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности;

    4) Наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и самого себя.

    Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Эти компоненты нашли свое отражение в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах.

    Формирование указанных компонентов в процессе обучения ОБЖ в школе происходит параллельно, однако, такие компоненты, как предвидение опасности и уклонение от опасности преимущественно формируются на завершающих этапах обучения. Это связано с тем, что возрасте до 10-11 лет учащийся не способен систематически выходить за пределы имеющейся информации с тем, чтобы описать то, что еще может произойти. Как отмечает М.В. Гордиенко, в плане формирования навыков безопасного поведения большинство детей испытывают трудности в правильном оценивании состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), а значит, в общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Деятельность учащихся этого возраста во многом имеет характерные черты игры: учет этой психологической особенности позволяет заметно повысить мотивацию учащихся к изучению ОБЖ, что подтверждается нашим педагогическим наблюдениям и анализом результатов обучения, осуществленными в ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербурга в течение 2013/14 учебного года.

    Например, учащиеся 5 класса в ходе изучения правил дорожного движения (эта тема включена в региональный компонент предмета и изучается в большем объеме, чем это предусмотрено учебными программами), при предоставлении выбора форм деятельности отдают предпочтение групповым формам творческой деятельности. Одной из таких форм является отражение различных ситуаций соблюдения и нарушения правил дорожного движения на плакатах. Факторами мотивации к рисованию плакатов у учащихся выступают интерес к автомобилям и технике, возможность использования знаний, полученных не только при изучении ОБЖ, но и из фильмов, мультфильмов, художественной литературы, а также возможность неформального общения в процессе работы над плакатами, наличие элементов игры при их обсуждении. Нами была отмечена активность учащихся, высокие результаты усвоения учебного материала, а также то, что полученные знания используются учащимися во внеурочное время в повседневной жизни, что соответствует чертам личности безопасного типа поведения.

    Учащиеся 6-9 классов по сравнению с младшими школьниками обладают достаточным субъектным опытом, что дает возможность использовать актуализирующие его методы и приемы обучения, например, дискуссии, решение учебных проблем интегративного характера. Этому способствует и учебный материал других предметов, изучаемых параллельно, где учащиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими объяснять возникновение чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. В числе учебных предметов отметим такие как физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления об информационных системах, источниках информации).

    Именно поэтому на данном этапе (6-9 классы) эффективными формами и методами формирования личности безопасного типа, наряду с изложением материала учителем, с просмотром и обсуждением фильмов и презентаций, работой с плакатами, рассказами учителя о действиях в различных чрезвычайных ситуация природного, техногенного и социального характера, самостоятельной работы с учебниками и информационными ресурсами, являются тренировки и различные внеклассные и внешкольные мероприятия. В ходе тренировок и мероприятий учащиеся приобретают навыки, проверяют и применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ, демонстрируют конкретные примеры безопасного поведения и могут оценить последствия примеров неправильного поведения в различных ситуациях. Именно эти формы и методы позволяют учесть психологические особенности учащихся данного возраста, а также дают учащимся возможность реализовать такие компоненты личности безопасного поведения, как предвидение опасности и уклонение от опасности. Немаловажно и то, что именно тренировки и различные мероприятия позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению теоретического материала основ безопасности жизнедеятельности.

    Наблюдение показывает, что тренировки (организованная эвакуация, надевание средств химической защиты, работа с картой) для учащихся менее интересны – в их процессе многократно повторяются одни и те же действия. Это обусловлено тем, что учащимся сложно длительное время удерживать внимание на каком-либо одном действии или приеме, что приводит к заметному снижению мотивации к обучению. Мероприятия и различные игры в этом плане выгодно отличаются от тренировок, особенно в том случае, если они включают разные по содержанию виды деятельности (как групповые, так и индивидуальные, учитывая характерную для этого возраста потребность в автономии, отмеченную выше).

    Примером хорошо зарекомендовавшего себя мероприятия может служить военно-патриотическая игра «Зарница». Игра проводится во многих районах города и весьма популярна среди школьников. Проводится один раз в год. Школьники организованно отправляются за город, где они в различных конкурсах и соревнованиях имеют возможность показать свои знания и умения, которые приобрели в ходе изучения ОБЖ.

    Практика показывает, что даже не имевшие соответствующих навыков учащиеся, пройдя все этапы игры (оказание первой медицинской помощи, пожарная полоса, полоса гражданской обороны, стрельба, соревнование на знание и соблюдение правил дорожного движения и др.), овладевают моделями поведения и действия в различных ситуациях природного и техногенного характера.

    Учет психолого-педагогических особенностей учащихся того или иного возраста, черт личности безопасного типа поведения открывает возможности для повышения мотивации школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности.

    «Человек есть высшая ценность, сохранение жизни которого является целью его существования» .
    Проект « Формирование личности безопасного типа »

    Проект «Формирование личности безопасного типа» ориентирован на создание условий для комплексного решения проблем сохранения и укрепления здоровья школьников через формирование культуры личной безопасности. Концепция создания личности безопасного типа предусматривает формирование ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности, повышения творческого потенциала личности, выработки навыков самостоятельного выбора правильного решения в той или иной нестандартной, в том числе чрезвычайной ситуации. А в будущем позволит формировать профессиональную компетентность как личную способность специалистов решать профессиональные задачи.

    Проект предполагает осуществление учебно-методической, воспитательной, творческой работы по обеспечению безопасности поведения, жизни и деятельности. А так же совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения.
    Пояснительная записка
    С каждым годом в нашей стране растёт количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые происходят по вине человека из-за несоблюдения правил безопасного поведения. Проблема безопасности личности и общества становится ключевой и приобретает глобальный характер.

    Анализ «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», где в качестве одной из основополагающих целей образования значится «формирование культуры мира и межличностных отношений» позволяет понять, что вопросам обеспечения качественных (комфортных) и безопасных условий жизнедеятельности личности, общества, государства и всей мировой цивилизации необходимо уделять особое внимание.

    Мониторинг состояния уровня безопасности образовательного процесса и информированности всех его участников о культуре безопасного поведения в Средней общеобразовательной школе №41 ОАО «РЖД» выявил отсутствие стройной системы необходимых знаний, умений и навыков. В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с обретением и применением учащимися знаний, направленных на сохранение жизни и здоровья, формирование опыта подрастающего поколения в экстремальных ситуациях.

    Для достижения этих целей вся система образования в школе должна быть направлена на формирование нового мировоззрения, создание системы идеалов и ценностей, позволяющих превратить безопасность жизнедеятельности во внутреннюю потребность человека и общества, т.е. формировать соответствующую культуру и как следствие – соответствующую ей личность безопасного типа.

    Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается система исторически сложившихся социально значимых ценностей, а также определенных качеств личности, которые регулируют, направляют и контролируют его образ жизни и деятельности, обеспечивая оптимальный уровень защищенности .

    В своей деятельности школа руководствуется следующими аспектами формирования личности безопасного типа:

    1. Мировоззренческий аспект.

    Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна (материальный мир потенциально опасен) . Это утверждение носит название аксиомы потенциальной опасности.

    В силу невозможности достижения абсолютной безопасности мир пришел к утверждению концепции приемлемого риска, суть которой заключается в обеспечении такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени и с которой можно согласиться. Так, комитет по здравоохранению и промышленной безопасности Великобритании в качестве нижней границы индивидуального приемлемого риска использует величину, равную 6×10 – 6 (возможность неестественной смерти 6 человек из миллиона). Именно эти значения риска, характерные для большинства развитых стран, должны использоваться в качестве ориентира.

    Величина индивидуального приемлемого риска в нашей стране на порядки превосходит показатель, рекомендуемый в западных странах.

    В обществе необходимо кардинально менять систему взглядов на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Основой формирования личности безопасного типа должны стать гуманистические общечеловеческие ценности, доброта и чуткость, милосердие, чувство долга и ответственности.

    2. Образовательный аспект.

    Д.И. Менделеев в своем труде «К познанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т.е. с обучения тех людей, которые призваны решать ту или иную проблему.

    На законодательном уровне разработана система подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также в повседневной жизни в экстремальных ситуациях различного характера. Подготовка пролонгирована через систему дошкольного, начального, неполного среднего, среднего, высшего и дополнительного образования и по существу должна охватывать все категории населения нашей страны.

    Однако эффективность образовательных программ и способность умело действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, как показывает практика, остается на низком уровне. Причинами являются психологическая неготовность к действиям, разрыв в теоретическом понимании вопросов защиты населения и практической реализации знаний в тех или иных условиях.

    Знание основ безопасности жизнедеятельности по своей значимости для человека должно стать не менее важным, чем математика или литература, а образовательный аспект отвечать современным методикам обучения с конкретной практической направленностью для региона проживания.

    3. Прикладной аспект.

    Культуру безопасности можно представить как сумму умений, навыков, индивидуальных психофизических и личностных качеств человека, необходимых для успешных действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

    Практика показывает, что из всех лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, только 10–20 % способны действовать решительно и умело, 40–60 % – первые полчаса действуют неадекватно и только после этого времени начинают поступать в соответствии со сложившейся обстановкой. 10–20 % впадают в апатию и не способны к принятию самостоятельных решений. Сегодня существует потребность в специальных дополнительных условиях, чтобы знания превратились в умения, а умения – в навыки.

    В данных условиях формирование личности безопасного типа предполагает конкретную психологическую и физическую подготовку детей, начиная с раннего возраста.

    4. Экологический аспект.

    Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем. Экологическое образование и воспитание детей - требование времени.

    Только воспитав и сформировав личность безопасного типа, можно решить и стоящие перед страной экономические, политические, социальные и другие важные государственные задачи.

    Цель проекта: создание условий для комплексного решения проблемы сохранения жизни и здоровья школьников.

    Она будет достигнута при решении следующих задач:


    1. Формирование безопасной здоровьесберегающей среды в школе.

    2. Разработка комплекса мер по воспитанию безопасного образа жизни, охране и укреплению здоровья.

    3. Объединение усилий и координация работы школы, учреждения здравоохранения, правоохранительных органов, учреждений МЧС в решении проблем создания безопасной образовательной среды для школьников.

    Приоритетные направления проекта:


    1. Мониторинг состояния здоровья.

    2. Создание безопасной среды в образовательном учреждении.

    3. Повышение уровня знаний школьников в вопросах безопасного поведения во время образовательного процесса и в быту.

    4. Повышение уровня правовых знаний школьников.

    5. Повышение уровня знаний родителей в вопросах безопасного поведения, укрепления здоровья, воспитания здорового и безопасного образа жизни.

    6. Помощь детям, имеющим особенности развития и трудности в обучении.

    7. Создание методических пособий по вопросам безопасного поведения, укрепления здоровья, воспитания здорового и безопасного образа жизни.

    Ожидаемые результаты:
    Родители обучающихся хотят, чтобы школа предоставляла:


    • возможность получения ребёнком качественного образования в максимально безопасных условиях;

    • подробную информацию о правилах поведения и сохранении здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;
    а также создавала условия для:

    • удовлетворения интересов и развития творческих способностей школьников;
    Обучающиеся хотят, чтобы в школе:

    • было интересно учиться и общаться;

    • имелись безопасные и комфортные психолого-педагогические условия для успешной самореализации;

    • была возможность получить качественное образование.
    Педагоги ожидают:

    • создания в школе безопасных и комфортных психолого-педагогических условий для творческой самореализации и успешной профессиональной деятельности;

    • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

    Срок реализации проекта 2011-2015 гг.
    Результаты первого года реализации проекта:
    1. Здоровый образ жизни


    • мониторинг здоровья учащихся за 2011- 2012 учебный год показал снижение заболеваемости детей простудными заболеваниями на 8%; сколиозов на 11,1%.

    • количество учащихся вовлечённых в спортивные секции и кружки по сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 20 %;

    2. Правовая грамотность и самодисциплина:


    • за анализируемый период не случилось дорожно-транспортных происшествий с участием учеников школы;

    • не случилось ни одного происшествия предусмотренного КоАП РФ;

    • в школе создана лекторская группа, которая под руководством социального педагога провела серию классных часов и кинолекториев с последующим обсуждением: «Право на жизнь», «Чижик – пыжик», «Знать, чтобы жить» (фильмы рекомендованы министерством образования России)

    • во 2-4 классах практикуется игра-путешествие «Сказка ложь, да в ней намек». Вместе с героями известных мультфильмов дети изучают права ребенка и их возможные нарушения.

    • В среднем звене практикуются тренинги по правам ребенка в международной и российской практике, в которых данные права закреплены. (Правовая игра «Суд над хулиганством», дискуссионный клуб «Моя жизнь. Мои права»).

    • В старшем звене правовое воспитание направлено на формирование гражданских позиций молодого гражданина (ролевая игра «Мы – будущие избиратели», классный час «Мы – граждане великой России»)
    4. Творческая самореализация:

    • выпуск тематических буклетов: «Дети о безопасности» (3 буклета) 2012 год; «Пожарная безопасность» (1 буклет) 2012 год; «Безопасные каникулы» (3 буклета) 2013 год;

    • первое место в городском туре конкурса детского творчества «Пожарный-доброволец – вчера, сегодня, завтра», проводимого ВДПО в 2011 году

    • первое место в региональном туре конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности в номинации «Декоративно-прикладное творчество» в 2012 году,

    • третье место в IX Всероссийском конкурсе детского творчества по противопожарной тематике, проводимого ВДПО в 2012 году;

    • первое место в городском и региональном туре творческого конкурса по пожарной безопасности в 2013 году. Итоги Х Всероссийского тура конкурса детского творчества по противопожарной тематике будут подведены в июне 2013 года.

    • Дипломы участников II Всероссийского конкурса рисунков «Страна БезОпасности» в 2012 году. Конкурс проводится в рамках Всероссийского образовательного проекта «Культура безопасности». ООО «Премьер-Учфильм» совместно с МЧС России.

    5. Реализация практических навыков учащихся:


    • все учащиеся владеют навыками эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного происхождения;

    • учащиеся старших классов владеют навыками оказания первой доврачебной помощи;

    • участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта в 2012 и 2103 гг.;

    • первое место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди старших школьников в 2012 году;

    • третье место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди младших школьников в 2012 году;

    • первое место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди младших школьников в 2013 году;

    6. Методическая работа творческой группы учащихся:


    • создание тематических учебных фильмов по безопасности жизнедеятельности «Порядок неполной разборки-сборки АК», «Изготовление ватно-марлевой повязки»;

    • создание социальных фильмов «Нет алкоголю», «Наркомания – зло»;

    • создание иллюстрированного методического пособия в стихах по правилам эвакуации для младших школьников.
    7. Улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса:

    • Заключение договоров:
    «О медицинском обслуживании обучающихся»;

    «Об оказании услуг по предотвращению воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду»;

    «На производство работ по ликвидации аварийных ситуаций систем электроснабжения и освещения».


    • Обучены работники для получения I-IV групп по электробезопасности. Регулярно проводятся инструктажи с работниками.

    • Создан единый пультовый центр охраны образовательного учреждения.

    • Приобретены необходимые медицинские препараты для оказания первой доврачебной помощи, средства защиты органов дыхания.

    • Кабинет ОБЖ оснащён новой мебелью, учебными пособиями для проведения уроков, макетами, средствами индивидуальной защиты, тренажером для оказания первой доврачебной помощи, оргтехникой. Построена лаборантская для хранения оборудования и наглядных пособий.
    План действий педагогического коллектива

    негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

    по реализации проекта «Формирование личности безопасного типа»

    на 2011 – 2015 гг.


    Мероприятия

    Срок

    Ответственный

    Ожидаемый результат

    Обеспечение безопасности ОУ

    Заключение договоров:

    «О медицинском обслуживании обучающихся»;

    «О выводе на ПЦО средств тревожной сигнализации объекта»;

    « Об оказании услуг по вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов производства и потребления»;

    «О дератизации и дезинфекции»;

    «На производство работ по ликвидации аварийных ситуаций систем электроснабжения и освещения»

    «Об оказании услуг по предотвращению воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду»;


    сентябрь





    Обучение работников для получения I-IV групп по электробезопасности. Проведение инструктажей с работниками

    Сентябрь-ноябрь

    Зам. директора по ОТ и ТБ

    Реализация требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ

    Проведение технических осмотров здания школы

    Май, октябрь

    Зам. директора по АХР

    Повышение уровня безопасности школы

    Своевременное проведение ремонтных работ

    ежегодно

    Директор школы, зам. директора по АХР

    Повышение уровня безопасности школы

    Создание единого пультового центра охраны образовательного учреждения

    Июль 2012 г.

    Директор школы, зам. директора по АХР

    Повышение уровня безопасности школы

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Оснащение кабинета ОБЖ мебелью, необходимыми наглядными пособиями, компьютерным и учебным оборудованием

    2012-2013 гг.





    Создание медиатеки по ОБЖ

    В течение срока действия проекта

    Преподаватель-организатор ОБЖ.

    Повышение уровня преподавания предмета

    Приобретение необходимых медицинских препаратов для оказания первой доврачебной помощи, средств защиты органов дыхания

    ежегодно

    Директор школы, зам. директора по АХР, преподаватель-организатор ОБЖ.

    Приведение оснащения кабинета в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу

    Капитальный ремонт тира и оружейной комнаты

    2014-2015 гг.

    Директор школы, зам. директора по АХР



    Учебно-методическая работа

    Оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей

    Август-сентябрь

    зам. директора по УР, зам. директора по ВР

    Предупреждение перегрузки обучающихся.

    Своевременное проведение на уроках инструктажей по охране труда

    В течение года





    Оформление необходимой документации по охране труда в учебных кабинетах

    Август-сентябрь

    зам. директора по УР, зам. директора по ОТ и ТБ, зав. Кабинетами

    Предупреждение травматизма среди обучающихся и работников

    Проведение предметно-тематического контроля:

    «Формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности на уроках ОБЖ»



    Январь

    зам. директора по УР

    Получение информации о формировании у школьников культуры безопасности на уроках ОБЖ

    Анализ введения в курс ОБЖ раздела «Оказание первой доврачебной помощи»

    Январь-февраль

    зам. директора по УР

    Качественное обучение школьников оказанию первой доврачебно помощи

    Проведение учебных сборов

    Июнь



    Подготовка юношей к службе в Вооружённых Силах РФ

    Организация творческой группы из числа учащихся для создания тематических учебных фильмов по безопасности жизнедеятельности

    В течение 2012 года

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Формирование собственной учебно-методической базы школы

    Организация тематических школьных проектов:

    «Безопасное поведение в общественных местах»;

    «Поведение в чрезвычайных ситуациях криминального характера»;

    «Азбука потребителя»;


    В течение года

    Преподаватель-организатор ОБЖ



    Участие в президентской программе восстановления леса после пожаров «Больше кислорода»

    2011-2013 гг.

    зам. директора по УР, зам. директора по ОТ и ТБ

    Формирование ценностей безопасного образа жизни

    Воспитательная работа

    Проведение творческих конкурсов:

    Конкурс плакатов «Безопасность-основа жизни»

    Конкурс буклетов:

    «Дети о безопасности»



    Октябрь-ноябрь

    Ноябрь-январь



    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Формирование ценностей безопасного образа жизни

    Участие в Всероссийском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности в номинациях:

    • художественно-изобразительное творчество;

    • декоративно-прикладное творчество.

    Декабрь



    Формирование ценностей безопасного образа жизни

    Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Страна БезОпасности».

    Октябрь

    Преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования

    Формирование ценностей безопасного образа жизни

    Организация дежурства учащихся по школе

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР, классные руководители

    Предупреждение травматизма среди обучающихся

    Профилактика вредных привычек среди несовершеннолетних

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, психолог

    Нравственное развитие школьников

    Проведение «Месячника безопасности»

    Сентябрь, декабрь, март, май



    Обучение школьников безопасному поведению

    Проведение тренировочных занятий с обучающимися по эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

    1 раз в четверть

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Привитие навыков безопасного поведения в ЧС

    Проведение Дня защиты детей

    июнь

    Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры

    Формирование мотивации школьников на здоровьесберегающую деятельность

    Ведение просветительской работы по вопросам безопасного поведения с обучающимися, их родителями с привлечением специалистов ГО ЧС, ВДПО, право-охранительных органов, медицинских учреждений

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ

    Привлечение дополнительных ресурсов к участию в деятельности школы по вопросам обеспечения безопасности

    Спортивная и оздоровительная работа

    Привлечение максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях

    В течение учебного года

    Учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ

    Увеличение количества обучающихся, занятых в спортивных секциях

    Участие в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта

    сентябрь

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Привитие навыков поведения в ЧС

    Развитие материальной базы медицинского кабинета школы

    В течение учебного года

    Директор школы, медицинский работник

    Реализация требований СанПин

    Проведение мониторинга здоровья обучающихся

    2 раза в год

    Зам. директора по ВР, медицинский работник

    Получение сведений о состоянии здоровья обучающихся.

    Реализация программы «Здоровье» в начальной школе

    В течение учебного года

    Руководитель МО начальной школы, медицинский работник

    Укрепление здоровья школьников

    Проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс»

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР

    Пропаганда здорового образа жизни

    Критерии эффективности реализации проекта


    Критерии

    Показатели

    Способы получения информации

    Критерий «Безопасная здровьесберегающая среда»

    -отсутствие травматизма, пищевых отравлений, эпидемий, чрезвычайных ситуаций;

    Количество заключённых договоров о совместной деятельности с правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, обслуживающими организациями



    Объективные данные

    Критерий «Владение основами безопасного поведения»

    -знание учащимися основ безопасного поведения;

    Навыки эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

    Призовые места в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта;

    Призовые места в военно-спортивных смотрах и соревнованиях;



    Критерий «Нравственное развитие учащихся»

    - отношение к вредным привычкам;

    Знание и владение методами безопасного поведения в различных ситуациях



    Наблюдение, аттестация, диагностика

    Критерий «Профессиональный рост педагогов

    -использование здоровьесберегающих технологий;

    Проведение мониторинга здоровья обучающихся;

    Методические разработки;

    Учебные фильмы по правилам безопасного поведения;





    Критерий «Удовлетворённость субъектов образовательного процесса

    - стремление к поиску новых знаний;

    Отношения между различными участниками образовательного процесса;

    Потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария


    Экспертный анализ, объективные данные

    Критерий «Физическое здоровье обучающихся»

    - физическая подготовленность школьников;

    Оснащение спортивным инвентарём;

    Охват занятиями спортом;

    Победы в спортивных соревнованиях;

    Уровень заболеваемости;

    Охват прививками


    Объективные данные, экспертный анализ;

    Результаты медицинских осмотров, диспансеризации


    Для проведения тщательного анализа реализации проекта «Формирование личности безопасного типа» руководителю проекта необходимо ежегодно представлять следующую информацию.


    Информация о выполнении плана мероприятий по реализации проекта «Формирование личности безопасного типа»

    Мероприятия

    Время предоставления

    Ответственный

    Мониторинг безопасности образовательного процесса

    сентябрь

    Директор школы, зам. директора по АХР, преподаватель-организатор ОБЖ

    Мониторинг травматизма учащихся в период летних каникул

    сентябрь

    Зам. директора по ОТ и ТБ

    Предоставление информации ГИБДД о школьниках-правонарушителях на дорогах в период летних каникул

    сентябрь

    Социальный педагог

    Предоставление информации ИДН о школьниках, поставленных на учёт за различные правонарушения в период летних каникул

    сентябрь

    Социальный педагог

    Мониторинг оснащённости спортинвентарём и оборудованием

    Август-сентябрь

    Учитель физического воспитания

    Мониторинг теплового режима в школе

    Ноябрь-апрель

    Зам. директора по АХР

    Оценка эффективности тренировочных занятий с обучающимися по эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

    1 раз в четверть

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Оформление листка здоровья в классных журналах

    сентябрь

    Медсестра

    Мониторинг здоровья школьников

    Декабрь, май

    Участковый терапевт, зам. директора по ВР

    Предоставление медицинских справок для освобождения юношей от учебных сборов

    май

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Обобщение опыта проведения классными руководителями бесед по охране жизни и здоровья обучающихся

    май

    Зам. директора по ОТ и ТБ

    Итоговое анкетирование обучающихся с целью выявления отношения детей разного возраста и их родителей к безопасному поведению

    Преподаватель-организатор ОБЖ, социальный педагог

    «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»

    Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

    Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

    Цель воспитания и формирования навыков безопасного поведения у дошкольников состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Главное чтобы у ребенка сложилось общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям. Важную роль играет положительный пример со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать, поэтому лучше стимулировать выполнение правил, выяснив вначале понял ли ребенок то или иное правило, было у него время чтобы его усвоить, придерживается ли сам взрослый данных правил, не слишком ли много запретов требуется от ребенка.

    Данную цель можно осуществить через решение следующих задач:

    1. Формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе.
    2. Стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
    3. Создание условий для различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта.