Агрессивное поведение детей и подростков. Агрессивный ребенок в саду, в школе, что делать

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.


Обязательное поощрение хороших поступков - отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.


Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.


Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: );
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: );
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.


Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе - не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.


Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности - говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: ). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.


Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

(4 оценили на 4,00 из 5 )

Здравствуйте. Сыну 5 лет. Проявляет агрессию ко всем членам семьи. Вне дома он ангел. Если что-то не по его он моментально вспыхивает. Может ударить, начинает кричать, говорит обидные слова.
Я переживаю, что происходит у него в саду. Он категорически не хочет ходить туда. На все расспросы что происходит, тебя кто-то обижает? Отвечает нет, в саду скучно. Когда я отвожу его в сад, он плачет и мне приходится его буквально затаскивать.
Не могу понять — может я что-то не так делаю? Не правильно его воспитываю? Или все-таки что-то его беспокоит?

  • добрый день. мой сын в 5 классе срывает уроки у молодых учителей. при разговоре все понимает и осознает. но без меня в школе откровенно хамит. и разговаривала. и наказала вот только. хотят из школы выгнать его. но оценки 3,4,5. в прошлой школе 1,2,3 класс учились там было проще. что делать не знаю.. родители в классе уже против моего сына и меня..

  • Здраствуйте. Дочку я не бью и отношусь к ней ласково. Ей 5 лет 8 месяцев. Она меня бьет с сильной агрессией, сжимая зубы. Кусает и щипает, со злостью спрашивает: «Ну что больно тебе?» Я говорю, да. А ее это радует и она еще сильнее начинает бить. Как мне быть в таких случаях? Даю успокаительное + магний В6.

  • Ребёнку 7 лет, в школе стал вести себя агрессивно, не слушает, на замечания реагирует агрессивно, ему хочется кого-то ударить, толкнуть. Психует, плачет. Что делать?

  • Очень сильная агрессии у девочки 9 лет к одноклассникам. Но только к тем, кто ее обижает и зло подшучивает. Говорит что не может не обращать внимания, и злость из нее берется не ясно откуда. Сегодня был инцидент что даже вызвали в школу к психологу. Она наговорила ему что в ней живёт злая сущность. А детям и учителю пожелала сгореть в аду! Говорит что не может промолчать когда над ней шутят. На учёте не стояла, в садике такого не было.

    Моей дочери 11 лет — учимся в пятом классе — смена учителей и требований! Постоянно переживает, что ее будут ругать за плохие оценки. У меня ещё есть сын 3 года. Она к нему очень ревнует. В результате — появилась агрессия и нежелание ходить в школу, ненависть к учителям, не понимание зачем жить. Не знаю как ей помочь!

    У моего ребёнка умеренная УО, ведёт себя агрессивно. Лежал 2 раза в пнд из препаратов принимает Тизерцин, но он привык к таблеткам, они на него не действуют, ежедневные жалобы на поведение, агрессию, по словам воспитателя и преподавателей не сидит на уроках, и мешает другим детям заниматься. При обращении оговаривается, в столовой ест безобразно… Дома ведёт себя лучше, но в основном так же. Не хочется, чтобы его переводили на индивидуальные занятия, иначе думаю вообще одичает. Помогите пожалуйста, посоветуйте что-нибудь. Спасибо заранее!!

    Моей дочери 10 лет, пол года назад мы вернулись из заграницы, где жили 5 лет, то есть с 4 лет у неё не было достаточно друзей, дефицит общения, особенно девочек. В последний год она дружила с двумя мальчиками на год старше и на год младше её, мальчики очень спокойные, уступчивые, дочка ими руководила. Сейчас ей сложно найти общий язык со сверстниками, может ругаться, грубить, а после сама от этого страдает, пытаюсь с ней разговаривать, объяснять что к ребятам нужно идти с добром, улыбкой, позитивом, но как то тяжело нам эта адаптация даётся((. В семье она поздний ребёнок, мы её любим, где-то может балуем, с мужем у нас отношения добрые, хорошие, не ругаемся не кричим, откуда у неё этот негатив и агрессия? Не знаю что с этим делать(

    Дочка 2 года, она нападает на детей, толкает, кусает, что делать. Я ей объясняю, что ты делаешь, она потом извиняется и целует, обещает что так больше не будет делать, но всё равно.

    В пятом классе обучаются две девочки двойняшки, у одной из них с первого класса наблюдается частая смена настроения, капризы, агрессия по отношению к сестре. В 5 классе появились проблемы с учителями, одна из сестер не хочет выходить к доске по требованию учителя, просто игнорирует просьбу учителя. Что можно сделать в этой ситуации?

    Моему сыну 11 лет, подарили на новый год желанный телефон, сын обещал слушаться и повысить успеваемость в школе. Он скачал игру на телефон и постоянно играет, снизилась успеваемость, дома ничего не желает делать на замечания огрызается, кричит. Попыталась забрать телефон, проявляет агрессию в действиях и словах. Я не могу передать его слов просто стыдно и обидно. Он всегда был добрым мальчиком. С детства его баловали, телесные наказания не применяли, ругали иногда. Не знаю что с этим делать.

    Моя 10-летняя дочь ведёт себя агрессивно и по-хамски по отношению ко мне, бабушке. Не желает делать домашнее задание, отрицает очевидные вещи, говорит, что ей это не нужно, что лень… Начинаю всегда по-хорошему понять ее поведение, но всегда все мои доводы приводят к конфликту. Очень тяжело от бессилия перед происходящим. Растёт дочка в благополучной семье, ни в чем не нуждается. Помогите понять причины ее агрессии.

    АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК – что делать?

    Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

    У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно с усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью частые конфликты с окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий характер и сложнее поддаются коррекции. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

    Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд психологических особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение:

    Недостаточное развитие коммуникативных навыков;

    Сниженный уровень саморегуляции поведения;

    Неразвитость игровой деятельности;

    Сниженную самооценку;

    Нарушения в отношениях со сверстниками.

    Если для вашего ребенка характерна хотя бы половина из описанных ниже проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста:

    Часто теряет контроль над собой, спорит и ссорится с окружающими;

    Отказывается выполнять просьбы взрослых, не считается с мнением родителей, их запретами;

    Намеренно вызывает у других чувство раздражения, долго помнит обиду, стремясь отомстить;

    Обвиняет других в своих ошибках, угрожает словами, жестами, взглядом;

    Вымещает свой гнев на неодушевленные вещи, выступает инициаторами

    драк;

    Часто испытывает чувство злости, гнева, зависти;

    Намеренно делает больно животным и людям, не раскаивается в содеянном;

    Прогуливает уроки, конфликтует с учителями, сверстниками -

    Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения:

      Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно действие, поступок, а не личность ребенка в целом.

      Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.). Особое место уделяйте формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлекайте к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д.

      Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к чувствам своего ребёнка, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.

      Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям своего ребенка, постарайтесь выделить время на общение с ним.

      Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами.

      Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

      Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.

      Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

      Беседуйте с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

      Предоставляйте возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

      Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

    В заключение отметим, что агрессивное поведение - своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру , в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

    Проявляя агрессию, дети словно говорят: «Дорогие мама и папа.. ..любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше; когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете, тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя; когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным; не требуйте от меня того, чего я еще не умею; когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую себя виноватым, но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых; когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине, мне очень больно и обидно, когда вы делаете это в присутствии других; когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают, я у вас единственный и неповторимый, я имею право быть таким, какой я есть».

    1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

    2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

    3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

    4. Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

    5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа

    самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

    6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.

    7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

    Педагог – психолог

    Сафронова С.В.

    К сожалению, число детей с агрессивным поведением с течением времени не снижается, а неуклонно растет и является актуальной проблемой не только для педагогов и психологов, но и конечно для родителей.

    Это связано с конгломератом целого ряда разнообразных факторов. Причиной агрессивного поведения у детей может быть и определенный тип воспитания, взаимоотношений в семье, индивидуальные особенности ребенка, некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга и т.д.

    Неожиданные агрессивные реакции могут также появляться в период возрастного кризиса. Безусловно, «увлечение» телевизором и компьютером тоже вносят свою лепту.

    Как правило, распознать агрессивного ребенка не составляет труда. Хотя бы один ребенок-«ежик» есть в каждом классе.

    Несмотря на трудности совладения с маленьким агрессором, он, как и любой другой ребенок, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

    Если Вы не уверены, повышен ли уровень агрессивности у Вашего малыша, воспользуйтесь критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер



    Ребенок:

    1. Часто теряет контроль над собой.

    2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

    3. Часто отказывается выполнять правила.

    4. Часто специально раздражает людей.

    5. Часто винит других в своих ошибках.

    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

    7. Часто завистлив, мстителен.

    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

    Если хотя бы 4 из 8 признаков проявлялись в поведении ребенка в течение не менее чем 6 месяцев, можно предположить, что Ваш малыш агрессивен.

    Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста.

    Как реагировать при агрессивном поведении ребенка.

    1. Сохраняйте спокойствие. Контролируйте свои негативные эмоции.

    Легко сказать -- подумаете Вы. Дорогие друзья, если Вы сами будете отвечать агрессией на агрессию ребенка - ничего хорошего не выйдет.

    Иногда довольно сложно сдержаться и не ответить ребенку тем же. Мы начинаем испытывать раздражение, возмущение, даже гнев, а также беспомощность или страх.

    Однако наше преимущество заключается в том, что мы - взрослые и уже научились контролировать свое поведение (в том числе и агрессивное), а малыш еще не умеет этого делать.

    Наша задача - принять негативные переживания ребенка, постараться понять «откуда ноги растут» и научить ребенка контролировать свои эмоции.

    Следует отметить, - именно контролировать, а не подавлять свою агрессию, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить ребенка отстаивать свои интересы, защищать себя адекватным способом, не причиняя вреда окружающим.

    Для начала покажите ребенку образец конструктивного поведения. Дети довольно быстро перенимают модель неагрессивного поведения, если, конечно, взрослые ее демонстрируют.

    Дети учатся тому, как следует реагировать на поведение окружающих и взаимодействовать с ними, прежде всего, путем наблюдения за собственными родителями.

    Итак, первое, что можно сделать, - не выдавать агрессию в ответ. Выдерживаем паузу, переключаем внимание ребенка на деятельность, в общем, успокаиваем себя и ребенка, снимаем напряжение.

    Дорогие друзья, пауза - это пауза.

    Во время паузы постарайтесь воздержаться от повышения голоса, использования физической силы (подзатыльников и т.д.), угроз наказания, насмешек, требований, высказываний типа «Будет так, как я сказала!» или «Ты как всегда…» и т.д

    С ребенком бесполезно разговаривать, пока он не успокоился. Сам по себе период успокоения является эффективным способом изменить плохое поведение.

    Не спорю, иногда хорошая встряска помогает и начинает казаться, что и ребенку это пошло на пользу, но не спешите радоваться.

    Отрицательные последствия агрессивного поведения родителя в ответ на детскую агрессию не заставят долго ждать. Для ребенка это сигнал - ага, значит можно применять силу к тем, кто меньше и слабее тебя.

    Если наказывать детей за агрессивные поступки, они будут избегать вести себя подобным образом, по меньшей мере, в присутствии того человека, который их наказывал.

    Однако их общий уровень агрессивности может повыситься. Например, может понизиться количество агрессии, проявляемой ими дома, но их поведение станет более агрессивным в школе.

    Они могут выражать агрессию различными способами, например, ябедничая и обзываясь или, поскольку они не могут тягаться с Вами, переключить внимание на кошку, младшего брата, сестру и т.д.

    Наша задача в том, чтобы не подкреплять агрессивное поведение ребенка, сохранить хорошие отношения с «агрессором» и продемонстрировать, как с ним можно взаимодействовать.

    2. Ребенок должен знать, что Вы любите его в любой ситуации.

    Мы неоднократно говорили в разных выпусках о том, что важно заверить ребенка в том, что Вы любите его в любой ситуации, не за что-то, а просто за то, что он есть. А Вы недовольны не им самим, а его действиями, поступками.

    Акцентируйте внимание именно на действиях, а не на личности. Ребенок должен понять, что Вы любите его, но против такого поведения.

    После того, как ребенок успокоится, спокойно, не обзывая и не оскорбляя ребенка, обсудите с ним его поведение.

    При этом не нужно припоминать все его прошлые «заслуги», чтобы не вызвать новую вспышку агрессии или обиды. Не стоит также использовать эмоциональные высказывания типа «Как тебе не стыдно!».

    В разговоре постарайтесь показать негативные последствия агрессивного поведения малыша, расскажите, как можно конструктивно отреагировать в конкретной ситуации.

    Беседовать с ребенком о проступке лучше без свидетелей. Как мы говорили в предыдущих выпусках, дети очень не любят, когда их публично стыдят.

    Не навешивайте на ребенка ярлыки. Публичное осуждение и негативная оценка может закрепить за ребенком ярлык агрессора и впоследствии стать самостоятельной силой для враждебного поведения.

    Провожая ребенка в школу, постарайтесь воздержаться от высказываний типа «Только попробуй подраться» и т.д., - этим Вы можете вызвать противоположный результат.

    3. Научите ребенка выражать свои чувства.

    Подавление или запрет на агрессивное поведение может привести к ее «накоплению», к аутоагрессии (ребенок начнет наносить вред самому себе) или даже нанести серьезный вред здоровью. Мы ведь этого не хотим?

    Поэтому нужно научить ребенка выражать негативные переживания социально приемлемым способом.

    Нарисуйте, слепите, проиграйте или просто проговорите различные ситуации агрессивного поведения и как с ними можно КОНСТРУКТИВНО справляться.Только делать это нужно в спокойной атмосфере, когда ребенок не нервничает.

    Ребенок узнает, что о своих чувствах можно говорить (а не сразу давать в глаз) и постепенно научится это делать, рассказывая Вам, что он расстроен, обижен, разозлен.

    Однако, родителям в этом случае не стоит занимать позицию «я лучше знаю, что ты чувствуешь», дайте ребенку высказаться, помогите ему рассказать о СВОИХ чувствах.

    4. Обеспечьте ребенку возможность разрядиться.

    Частенько бывает так, что ребенок, которому не хватает двигательной активности, начинает злиться. Поэтому побольше играйте в подвижные игры, займитесь спортом.

    Найдите в Вашем доме какую-то вещь, которую можно поколотить в случае раздражения. Например, спортивную «грушу» или подушку. Ребенок злится? Пойдем и подубасим «сердитую» подушку.

    5. Регулярно играйте с ребенком.

    Безусловно, агрессивные дети, также как и тревожные, о которых мы говорили в Выпуске № 10, нуждаются в помощи.

    Если Вы осознали, что Ваш ребенок агрессивный, засучите рукава и приступайте. Есть масса несложных упражнений и игр, которые помогут малышу. Главный залог успеха - регулярность.

    1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

    2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

    3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

    В одном из выпусков в следующем году мы обязательно расскажем подробнее, как и во что можно и нужно играть с агрессивными детьми.

    Если Вы нуждаетесь в помощи прямо сейчас - рекомендую почитать книгу Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.2004. 136 c.

    А также книгу Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с.

    Обзывания, угрозы, нецензурные выражения, бросание учебных принадлежностей на пол и даже драки… вам это знакомо? Думаю, да, потому что почти в каждом классе есть такой ребёнок, которого принято называть агрессивным.

    Кто же они – агрессивные дети? Откуда они такие берутся и как с ними взаимодействовать, чтобы и им помочь, и самим не «нарваться» на неприятности?

    Начнём по порядку.

    Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).

    Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают :

    · Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатываются, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).

    · Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).

    · Пример взаимоотношений родителей .

    То есть я веду к тому, что, если у вас в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.

    А теперь давайте подумаем, что же можно и нужно делать учителю, если у него учится такой «сложный» ребёнок, тем более, если ещё в школе нет психолога.

    Сначала скажу о нескольких важных моментах:

    1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком , и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом , в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.

    2. Не стоит ждать быстрых результатов : коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.

    Итак, что же делать учителю , чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе тоже не трепать нервы?

    Первое. Постарайтесь если уж не полюбить, то хотя бы отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому ну просто катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом ! Я понимаю, что это нелегко, а обычно как раз наоборот – очень трудно, но это не только самый надёжный путь. Чаще всего другого пути просто нет .

    Второе. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других!

    Третье. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально .

    Четвёртое. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это, кстати, тоже будет полезно).

    Пятое. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.

    Шестое. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.

    Седьмое. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.

    Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.

    Желаю успехов!

    Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

    Агрессивный ребенок в школе

    Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

    МОУ «СОШ № 107»

    г. Новокузнецка

    Агрессивное поведение - одно из самых распростра­ненных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

    Проблема агрессии и агрессивности в теоретичес­ком плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных мо­мента:

    1. Что такое агрессия;
    2. Каковы возможные причины ее появления;
    3. Как ее корректировать.

    Можно с большой уверенностью предполагать, что ре­шающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведе­ния, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия - вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физичес­кие наказания или не препятствуют проявлениям агрес­сии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

    Агрессивность ребенка может быть физически и пси­хически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно от­рицательно, так как она играет еще и защитную функ­цию - функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

    Часто неожиданные агрессивные реакции могут появ­ляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нужда­ется в помощи окружающих.

    Одной из причин появления агрессивных реакций мо­жет быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему прису­ще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не при­знают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессив­ность, простимулированная обидой, ущемленным само­любием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может прикле­иванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

    Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха на­падения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, уни­жениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им воз­можные причины и следствия такого поведения.

    Иногда агрессивность является способом привлече­ния внимания окружающих, причина использования которого - неудовлетворенная потребность в общении и любви.

    Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движе­нии, в активной деятельности. Педагоги, которые не зна­ют или не хотят по какой-либо причине учитывать есте­ственную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и сто­ять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

    Таким образом, первым шагом в работе с аг­рессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребен­ка дома, в общественных местах.

    Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

    Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

    Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

    Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

    Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

    Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

    Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

    Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

    Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

    В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

    • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
    • Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
    • Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
    • Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
    • Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
    • Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
    • Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
    • Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
    • Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Агрессивный ребенок в школе

    Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

    МОУ «СОШ № 107»

    г. Новокузнецка

    Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

    Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных момента:

    1. Что такое агрессия;
    2. Каковы возможные причины ее появления;
    3. Как ее корректировать.

    Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

    Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нуждается в помощи окружающих.

    Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

    Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

    Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

    Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

    Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка дома, в общественных местах.

    Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

    Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

    Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

    Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

    Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

    Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

    Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

    Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

    Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

    В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
    2. Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
    3. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
    4. Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
    5. Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
    6. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
    7. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
    8. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
    9. Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

    Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.