Как понять лицевая и изнаночная. Как определить лицевую сторону ткани

Насыщенный цвет.

На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнанке. Например, на лице различные узоры, цветочки видны отчётливо. На изнанке они тусклые. Лицевой стороне свойственен насыщенный цвет.

2 шаг

В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, так как лицевая сторона опаливается. Процесс опаливания делается при изготовлении ткани. Этот процесс невидим нашему глазу. В результате получается красивая и гладкая ткань.

3 шаг

Отдельные тканые пороки выводятся на изнанку. Если вы могли наблюдать различные изъяны, шишечки на ткани, то это и есть изнанка. На лице всё идеально гладко.

4 шаг

В дорогих тканях металлизированные нити (золото, серебро) выносятся на лицо. Эти нити отчётливо видны и аккуратно расположены на лицевой стороне. При этом создаётся какая-то форма. Изнанка без труда определяется.

5 шаг

Саржевое переплетение характеризуется наклонным расположением нити под углом 45 градусов, т.е. диагональное переплетение. В этом случае диагональ на лице идёт снизу слева вверх направо. Вот так ///. Но, а на изнанке наоборот. Вот так \\\.

Для начинающих портних раскрой ткани бывает достаточно сложной операцией.

Зная, на что надо обратить внимание при раскрое , Вы легко справитесь с этой работой.

При раскрое необходимо обратить внимание на следующие факторы:- определение лицевой стороны ткани

Определение дефектов

Направление ворса (если он есть)

Направление узора,

В т.ч. раскрой из ткани в полоску и клетку

Определение долевой нити

- раскрой по «косой».

Давайте подробнее рассмотрим все вышеперечисленные факторы.

Определение лицевой стороны ткани

Для правильного определения лицевой стороны ткани, нужно определить, к какому виду переплетения относится ткань для раскроя .

У гладкокрашеной ткани полотняного переплетения лицевой стороной является та, которая лучше отделана, выглядит чище и имеет более гладкую поверхность. Для определения лицевой стороны таких тканей положите ее на руку, покрыв ею ладонь. Поднимите руку на уровень глаз и при хорошем освещении рассмотрите поверхность ткани. Переверните ткань на другую сторону и повторите операцию. При внимательном изучении поверхности, вы увидите, как сторона более гладкая, имеет меньше шероховатостей – это и будет лицо. Еще один способ определение лицевой стороны – определение по кромке. На лице она выполнена более аккуратно, чем на изнанке.

Лицевую сторону у набивных тканей определить просто – т.к. печатной рисунок наносится на лицо.

При саржевом переплетении на ткани видно диагональное переплетение (рубчик). Лицевая сторона ткани саржевого переплетения определяется по рубчику – его направление снизу слева и вверх направо.

Обычно, если ткань саржевого переплетения раскроить в противоположном направлении, детали могут иметь разные оттенки.

Для тканей с сатиновым переплетением лицевой стороной является более блестящая и гладкая, сторона.

Определение дефектов ткани

После нужно проверить ткань на наличие дефектов, внимательно просмотреть рисунок и направление ворса.

При обнаружении дефектов, например, узелков, шероховатостей, неровностей, которых быть не должно, их необходимо отметить мелом или нитками по изнаночной стороне. Выкройки основных деталей располагать с учетом найденных дефектов. На этих участках можно расположить подборта, подворотники и другие детали, на которых дефекты не будут заметны.

Важно: производите только после того, как ткань остынет и окончательно просохнет

Рис.1 Определение направления ворса

К тканям с ворсом относятся: вельвет, бархат, махровые ткани, велюр, драп и некоторые виды шерстяных тканей, а также искусственный мех. Определить направление ворcа несложно – для этого проведите рукой по поверхности ворсованной ткани параллельно кромке. Если ворсинки под вашей ладонью приподнимутся, значит, ваше движение идет против направления ворса (рис.1, а если будут лежать ровно, то Вы провели рукой по направлению ворса.

Важно: На ворсованных тканях, а также на тканях, которые дают разные оттенки в противоположных направлениях, детали изделия нужно выкраивать так, чтобы ворс или оттенок располагался в одном направлении. Для этого все детали выкройки изделия располагаются на ткани так, чтобы верхние края деталей были направлены в одну сторону.

Рис.2 Расположение деталей выкройки: а) в разные стороны б) в одну сторону

Для бархата и вельвета направление ворса должно быть снизу вверх, а для панбархата, замши, фланели и байки - сверху вниз.

Если ткань без ворса, не дает оттенка в разных направлениях, или рисунок которых не зависит от направления, то детали изделия раскладывают в любом направлении для получения оптимальной раскладки (рис. 2,а).

Направление узора

На многих тканях узор имеет направление. Например, как на рис. 3, где – все цветки со стеблями имеют одно направление. На подобных тканях (рисунок расположен в одну сторону), обязательно все детали бумажной выкройки нужно располагать в оду сторону (рис. 2, б).

Если рисунок очень крупный, его нужно расположить так, чтобы на правой и левой стороне изделия рисунок смотрелся симметрично. При этом очень желательно сохранить целый рисунок на видных местах. На рис. 4 показано правильное и неправильное расположение крупного рисунка на изделии.

Также при очень крупном или редком рисунке детали выкройки должны располагаться так, чтобы середина детали совпадала с центральной линией рисунка. На (рис. 5,а) стрелки показывают центр рисунка.

Это же относится и к тканям с крупным горохом (рис. 5,б).

Работа с тканью требует аккуратности, от этого зависит конечный результат. Изделие не должно иметь дефектов, поэтому при раскрое важно правильно определить изнаночную сторону.

У большинства тканей она отличается визуально, а вот, например, у шифона или органзы это сделать невозможно, поэтому существуют иные способы распознавания.

На ткацких фабриках изготавливают и двухлицевые полотна, в таком случае швея самостоятельно выбирает, на какой стороне выполнять раскрой.

К ним относятся:

  • флис;
  • некоторые виды ;
  • шёлк-стрейч;
  • костюмная шерсть;
  • гобелен, вельвет с меховой изнанкой.

Такие материалы можно использовать для пошива различных изделий - пальто, накидок, жакетов, блейзеров, пончо.

Изучаем структуру и рисунок ткани

Отличить изнаночную сторону от лицевой очень просто, если вы покупаете полотно с принтом. Раскладывать выкройку на ней нужно там, где рисунок тусклый. Легко определяется «лицо» у набивных тканей. С наружной стороны изображение яркое, чёткое, насыщенное, а с изнанки оно выглядит блёкло.

Без проблем можно определить лицевую сторону жаккардовых и набивных тканей. В процессе переплетения нитей на станке рельеф образуется сверху. Нижняя сторона более гладкая. На ней вы не увидите типичных для ткани шанель и букле узелков.

Как быть, если работать приходится с однотонным полотном? Изнаночные стороны шёлка, сатина, атласа матовые. Глянец и блеск волокон присутствует только снаружи. Узнать, где изнанка гладкой ткани, просто: на ней поверхность более ворсистая, обнаруживаются ткацкие дефекты (узелки, утолщения нити).

Определение по кромке

На любом полотне с обоих краёв выполняется уплотнительное плетение для предотвращения осыпания. Оно называется кромкой, которую создают путём введения дополнительной нити (иногда она может отличаться по цвету). Видно её только с лицевой стороны ткани. Если вы заметите обозначения в виде букв, цифр или надписи, расположите полотно в удобном положении для чтения, это и будет лицевая часть.

Самый верный признак определения — это проколы, выполняемые ткацким станком по кромке. Иглы вводят с изнаночной стороны, образуются дырочки, следовательно, с лицевой формируются выпуклости, которые ощущаются тактильно.

Этот способ помогает разобраться портнихам, как верно раскроить:

  • марлёвку;
  • муслин;
  • органзу;
  • батист;

На кромках некоторых тканей не выполняются проколы. В таком случае внимательно посмотрите: там, где поверхность гладкая, и есть «лицо». С обратной стороны она шероховатая, с узелками и утолщениями.

Чтобы не ошибиться в определении изнаночной стороны, попросите продавца сделать отметку портновским мелком при покупке. Только не затягивайте с раскроем, изображение может через время исчезнуть. Если вы испробовали все методы, но так и не определили, где лицо, а где изнанка ткани, располагайте выкройку на той стороне, которая вам больше нравится, главное, не перепутать их в процессе работы.

Лицевая и изнаночная сторона ткани – первое, что нужно определить в ткани еще при ее покупке. Действительно, ведь от выбора лицевой стороны ткани будет зависеть внешний вид изделия. Если, например, ткань креп-атлас, то от этого может зависеть и выбор модели: комбинированная или с отделкой из ткани противоположной стороны. Дело в том, что креп-атлас считается двухсторонней тканью с креповой и атласной сторонами, которую можно использовать равнозначно с обеих сторон.

Но еще важнее определение лицевой и изнаночной стороны перед раскроем, чтобы не испортить изделие. Не рекомендую заниматься этим важным делом вечером и даже при ярком освещении. Утром может оказаться, что ваш выбор был всего лишь обманом зрения. Искусственное освещение искажает реальность. Действуют законы оптики.

Многие в интернете ищут статью на тему «Лицевая и изнаночная сторона ткани 5 класс » — этот материал будет отличным дополнением к учебнику технологии, потому что в учебнике указано всего три признака лицевой и изнаночной стороны ткани. На самом деле их гораздо больше.

На первый взгляд, эта тема очень простая. Но, попав однажды на швейный форум, я узнала, что эта тема «выносит мозг» многим и не только начинающим швеям. Девчонки буквально просят друг друга помочь им определить лицевую сторону ткани (уже купленной!) по фото. Но на фотографиях тканей разница в лицевой и изнаночной сторонах заметна хуже, чем это видно на самом деле. Так же и в моей статье. Поэтому я добавила в эту тему видео урок, кстати, он получился не простой и довольно длинный.

Как определить лицевую и изнаночную сторону?

Если мы придем в магазин или рассмотрим ткани на всех имеющихся в доме вещах, то заметим, что ткани очень сильно различаются по внешнему виду. Ткани могут различаться как по с вытканным рисунком, ажурные, вышитые, так и по виду расцветки. По виду расцветки ткани могут быть и пестроткаными, и набивными, и гладко крашенными или отбеленными. Есть ткани и жаккардовые, то есть с вытканным рисунком, и плюс к этому пестротканые. То есть этот рисунок выткан из разных по цвету ниток. Это ткани гобеленовые. Для ткачества такие ткани считаются сложными, но для определения лицевой стороны они просты. В этой статье мы рассматривает ткани по степени сложности именно в определении лицевой и изнаночной стороны.

Мы знаем, что ткани проходят различную отделку в зависимости от волокнистого состава. Ткани натуральные опаливают, отбеливают, красят, набивают рисунок, наносят спецраствор в зависимости от назначения ткани, например, водоотталкивающий раствор для плащевых тканей. Всю отделку производят с одной стороны изделия. Она и будет лицевой. При ткачестве все узелки при исправлении обрывов нитей прячут на изнаночную сторону. Поэтому все ткани с лицевой стороны более яркие, гладкие или, наоборот, с выпуклым, рельефным рисунком, эффектные, нарядные, с более тщательной отделкой, чистой поверхностью. На ощупь лицевая сторона также будет отличаться, как более гладкая и приятная, с более четким, рельефным рисунком.

Какие же признаки лицевой и изнаночной стороны ткани?

Креп-атлас

Сразу надо отметить, что имеются односторонние и двухсторонние ткани. У односторонних тканей очень сильно отличаются лицевая и изнаночная стороны. Двух сторонние мало отличаются или не отличаются совсем. Они могут отличаться и сильно, но при этом используется как одна, так и другая сторона равноценно. Например, к таким тканям относится креп-атлас и спандекс, у которых обе стороны благородные и используются как ткани-компаньоны.

Самые простые по определению лицевой и изнаночной стороны ткани:

лицевая сторона по яркости окраски

1. С печатным рисунком. То есть, первый признак – это яркость набивного рисунка. Там, где сторона ярче, там и лицевая.

2. С вытканным рисунком: жаккардовые ткани, гипюр с проложенной по верху кордовой (толстой крученой) нитью (или выпуклость рисунка за счет перевивочного эффекта). На этих тканях с лицевой стороны рисунок будет четче и более выпуклый.Ткани могут сочетать как набивной рисунок, так и жаккардовый одновременно.

атлас. лицевая сторона и изнаночная

3. Третий признак: ткацкие переплетения такие, как атласное и сатиновое. Эти два переплетения с лицевой стороны имеют рубчик под разным углом, более гладкую и блестящую поверхность, красивый внешний вид. С изнаночной стороны эти ткани отличаются, они больше похожи на ткани с полотняным переплетением.

диагональ. лицевая и изнаночная

Саржевое переплетение имеет с двух сторон выраженный рубчик по диагонали (угол 45º). Только с лицевой стороны этот рубчик идет слева снизу вверх направо. С изнанки – наоборот. И если приглядеться, то с изнанки рубчик все же менее выпуклый. Саржевым переплетением обычно вырабатывают классические подкладочные ткани. Основной признак лицевой поверхности такой ткани – шелковая блестящая поверхность. С изнанки будет хлопчатобумажная нить – шероховатая и матовая.

брючная ткань.лицо изнанка

Второй и третий пункты можно объединить, так как эти признаки относятся к видам ткацких переплетений.

4. Четвертый признак — отделка ткани пайетками, металлической нитью «люрексом», нанесение тиснения, покрытия «под кожу», вышивка на ткани (шитье). В тканях из смешанного сырья более дорогой вид сырья находится с лицевой стороны. Во всех случаях лицевая сторона будет превосходить по красоте изнаночную сторону. Нити вышивки лежат ровно, без узлов, стежок полностью покрывает рисунок.

5. У ворсовых тканей ворс не всегда с лицевой стороны. У бумазеи, например, ворс с изнаночной стороны. Но бумазея обычно имеет набивной рисунок и красивую гладкую поверхность с лицевой стороны. Велюр, бархат, вельвет красив именно со стороны ворса, поэтому ошибиться в определении лицевой стороны трудно. А вот однотонные фланели относятся к двух сторонним тканям – они одинаковы с обеих сторон, так как имеют полотняное переплетение, ворсинки с двух сторон и одинаковую окраску.

драп лицо изнанка


лицевая изнаночная. драп

Драпы с лицевой стороны имеют приглаженный ворс, расположенный в одном направлении, или плотный рисунок без ворса. С изнаночной стороны односторонние драпы могут иметь более рыхлое переплетение. А вот двух сторонний драп может иметь с изнаночной стороны чуть менее четкий рисунок или менее аккуратный ворс, чем сильно усложняет определение лицевой стороны. На снимках мы видим два вида двусторонних драпов. один из которых вообще не имеет ворса, а второй имеет два разные фактуры: с одной стороны — плотный рисунок «диагональ», с другой — плотный ворс.

сукно лицо изнанка

Тоже самое относится и к сукну: сукно, как правило, полотняного переплетения, очень сильно заворсовано, что вызывает в решении поставленной задачи определенные трудности. В сукне по кромке бывает вплетена цветная нить, что указывает на лицевую сторону. Чтобы определить лицевую сторону, нужно провести пальцами с усилием в разных направлениях и с разных сторон, и смотреть, где ворс будет менее плотным, менее качественным – там изнанка.

7. Если нет вышеперечисленных признаков, то лицевую сторону можно опознать по качеству поверхности ткани. То есть лицевая сторона там, где поверхность ткани не имеет узелков, пушинок, более гладкая (она как будто запрессованная, лощеная). Наличие пушинок относится только к натуральным тканям. Определение по этому признаку, скорее, относится к хлопчатобумажным и льняным тканям гладкокрашенным и полотняного переплетения. Чтобы определить наличие ворсинок или яркость окраски, нужно ткань поднести на уровень глаз и смотреть вскользь поверхности на свет. Если выраженных дефектов ткачества вы не заметите, то эти ткани можно отнести к двух сторонним.

Совсем уж трудные для определения лицевой и изнаночной сторон ткани – это синтетические, так как все требования к ткани задаются на стадии формирования нити – она не имеет дефектов. На поверхности нет ворсинок, нет ткацких узлов, так как синтетическая нить уже заданной длины и она не рвется. Цвет нить обретает также в «момент рождения».

8. Последним признаком можно считать определение лицевой стороны по кромке, как по качеству кромки, так и по дырочкам на кромке. С лицевой стороны кромка более качественная. Дырочки остаются, когда ткань натягивают на каландры (иглы на валах) в процессе отделки. Но и тут можно потерпеть неудачу. Принято считать, что дырочки должны выпуклой стороной быть наверху, а вогнутой – со стороны изнанки, но как показывает практика, это бывает и наоборот.

определение лицевой стороны по кромке


дырочки по кромке

9. Также трудности могут вызвать ткани с репсовым переплетением. Репс может быть не только хлопчатобумажный, но и из шелковых синтетических нитей. Репс и ткани крепового переплетения — двухсторонние. Очень редко в крепах можно различить разницу в лицевой и изнаночной сторонах.

10. К двухсторонним тканям можно отнести также шотландку – пестроткань.

11. Если ткань шерстяная, то цветные нити будут ярче смотреться с лицевой стороны. Шерстяные ткани свернуты в рулоне лицевой стороной внутрь.

На сложных тканях перед раскроем нужно в нескольких местах, особенно в межлекальных выпадах, отметить лицевую сторону. Обычно это делают мелком в виде крестиков. Это важно не только, чтобы не перепутать при стачивании детали, но и для подрезки подбортов, планок, клапанов и так далее.

Обобщенно способы определения лицевой и изнаночной стороны можно представить в виде такой таблицы:

таблица определения лицевой и изнаночной стороны

Ну, и напоследок: как же отличить лицевую сторону от изнаночной ?

Если вы перебрали все визуальные способы, но сомнения остались, не забывайте про тактильные ощущения – чувствительность ваших пальчиков никогда не подведет.

Замечу, что бывает и так: хочется выбрать заведомо изнаночную сторону — то, что для авторов создания ткани было изнанкой, нам кажется наоборот, более привлекательным.

Я успокою вас: если вы так и не смогли уверенно выбрать одну из сторон за лицевую, то кроме вас об этом никто не узнает, потому что все познается в сравнении.

Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, пишите комментарии и задавайте вопросы. Буду признательна за лайки. Подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».

С любовью, Ольга Злобина