Что можно в 2 месяца. Отклонения или индивидуальные особенности во второй месяц развития ребенка

В жизни каждого малыша второй месяц от рождения является незнакомым и будоражащим этапом, который полон событий, новостей и эмоций. К этому времени каждый ребенок привыкает к месту, где живет. Малыш чувствует себя уже свободно в своем пространстве. В возрасте двух месяцев ваш малыш делает важный прыжок в своем развитии: новорожденным его уже не назовешь в связи с тем, что организм всецело приноровился к жизни вне утробы матери и начал фазу активного роста.

Физические показатели: рост, вес

С точки зрения физической активности малыш в два месяца приступает к своему активному развитию. В большинстве случаев к этому времени вес ребенка увеличивается примерно на 800 грамм, а рост где-то на пару сантиметров. Также наблюдается увеличение и всех средних показателей, таких как объем грудной клетки, охват головы, вес и рост.

Примерная таблица роста и веса до года

Отмечается и улучшение слуха и зрения, но идеала они еще не достигают (малыш слышит не все звуки и не обладает умением сосредоточить зрение на быстродвижущихся предметах).

Если развитие малыша проходит медленнее, чем у его сверстников, то в этом случае паниковать не нужно. Существуют средние показатели роста и следует понимать, что они вовсе не безусловны. Только в случае резкого роста, увеличения веса, либо другого показателя следует призадуматься, потому что это может служить некоего рода маяком, предупреждающем о какой-либо паталогии, о которой с уверенностью может сказать только высококвалифицированный специалист.

Рефлексы малыша и его способности

Ребенок ко второму месяцу своей жизни только начинает свое активное развитие: овладевает непознанными ранее навыками и приобретает особые, важные рефлексы. Зачастую основой этого являются функции двигательного аппарата, которые и открывают чаду завесу в непознанный до этого мир. Но говорить о самих умениях малыша все-таки еще трудно, в связи с тем, что все они еще довольно условны. Так, опираясь на статистические данные, можно отметить, что в большинство детей в возрасте двух месяцев умеют:

  • предупреждать сокращения мышц, происходящие непроизвольно;
  • расслаблено и спокойно лежать;
  • находясь в положении лежа на грудке, приподнимать ее на несколько секунд;
  • задерживать головку на весу на некоторое время;
  • с помощью ладошек держать некоторые элементарные игрушки;
  • ухватывать себя за свои же части тела;
  • прислушиваться к голосам людей.

Малыш иногда уже вполне может сжимать пальчики, помахать ручками, изогнуться и начинает интенсивно увлекаться теми предметам, за которые можно ухватиться или ощутить в руках. Непосредственно по этой причине ребенок начинает сминать простыни, прихватывать взрослых за руки и с большим упорством делать попытки того, чтобы сорвать висящие над его кроватью игрушки.

Двухмесячный младенец общается с окружающим его миром единственным доступным способом — плачем, но в то же время начинают появляться и новые звуки, он с великим удовольствием начинает смеяться, агакать и агукать.

Чему следует учить малыша?

Во-первых, следует учить малыша верному произношению некоторых звуков. В целом правильнее всего копировать самого ребенка и акцентировать внимание именно на произношении. Видя движение губ родителей, малыш обязательно через время станет их копировать и его способности, а также навыки значительно улучшатся. Различные сказочки и потешки, содержащие обозначенные звуки вполне подойдут.

А вот радость детей появляется тогда, когда родители приступают к озвучиванию звуков, а не непонятных им пока слов. Каждый малыш испытает счастье в том случае, если мама или папа станут гавкать, либо мяукать, успокаивая чадо.

Распорядок дня или режим

Трудно определить сколько спит или ест малыш, потому что в два месяца он ведет довольно спокойный образ жизни. Попросту говоря, переживая значительный рост, ребенку необходимо огромное количество энергии, которую он может получить как от пищи, так и от сна — важнейшего условия в связи с тем, что в основном он спит весь свой день.

Развитие каждого ребенка прямо пропорционально зависит от распорядка дня (режима). Расписание определенного времени сна, приема еды или игр должно быть установлено с первых месяцев, при этом важно не забывать, что биоритмы малыша отличаются от взрослых и под них необходимо подстраиваться, проявляя к ним уважение.

Самое интенсивное развитие и рост маленького организма проходит во время ночного сна. Очень важным является установка традиций, которые будут готовить младенца ко сну, в связи с чем большинство специалистов рекомендуют осуществлять купание перед тем, как положить чадо в кроватку. Малыши обожают пребывание в воде, которое без труда снимает всякого рода стресс. Важно помнить, что необходимо соблюдать и следовать нормам, установленным в отношении состава и температуры воды, а также не проводить водные процедуры в два месяца больше пяти минут.

Любому родителю не стоит забывать, что новорожденный малыш требует постоянного присмотра, ухода и оставлять его без надзора взрослого нельзя. Также нельзя избегать похода к специалистам, потому что ко второму месяцу осмотр педиатра, невропатолога, ортопеда и окулиста обязателен.

Врачи должны выявить общую картину состояния организма, предоставить нужные рекомендации по уходу за малышом и обнаружить возможное наличие каких-либо патологий.

Очень важно уделять особое внимание пупочной ранке, пусть в большинстве случаев корочка, образовавшаяся после, отваливается, но случаются и исключения. Независимо от этого рана должна быть всегда вовремя обработана.

Малышу необходимо в полной мере ощущать любовь и вашу заботу, которую он воспринимает гораздо лучше во время игр. Для фокусировки взгляда ребеночка, следует повесить над его кроватью различные игрушки, которые должны отличаться по размерам и соответственно цветам, поскольку в таком возрасте они еще не готовы концентрировать свой взгляд на отдельных предметах. Взаимодействуя с ними путем прикосновений, чадо испытает обширный круг неизведанных ранее эмоций и впечатлений.

Все родители обязаны уделять достаточное внимание любознательности малыша, потому что он потихоньку начинает интересоваться событиями и вещами, происходящими вокруг него. К примеру, для общего развития вблизи ребенка можно трясти погремушкой, при этом изменяя свое месторасположение и задавая ему вопрос: «Где гремит?», вследствие чего он будет внимательно наблюдать за тем, куда вы передвигаетесь, поворачивая свою голову.

Хочется отметить, что каждый маленький ребенок должен ощущать вокруг себя полную безопасность, а для его верного и гармоничного развития одаривайте его бесконечной любовью и вниманием, тем самым помогая получать новые эмоции от окружающего его мира!

Вот и позади самые тревожные месяцы. Жизнь, в которую вошел новый член семьи, устоялась, в ней появились правила и распорядок. Малыш уже показал свой характер. Какой он? Спокойный или тревожный, плаксивый или веселый? Крепко спит или легко просыпается от небольшого шума? В любом случае ребенку нужен правильно построенный режим, который поможет ему адаптироваться к этому миру. Как создать оптимальный режим дня ребенка в 2 месяца? Об этом мы расскажем в статье.

Особенности развития

Сейчас уже отчетливо видно, что адаптация малыша к новому миру закончилась. Он больше не принимает позу эмбриона, поджимая ручки и ножки к туловищу, а активно двигает ими, если его не сковывают пеленки, во сне же может расслабленно лежать в позе «морской звезды». Это происходит благодаря тому, что повышенный тонус постепенно нормализуется. Желательно ежедневно включать в режим дня включается гимнастика и массаж.

К окончанию второго месяца мышцы шеи уже хорошо держат головку малыша, которую он приподнимает, лежа на животике, и может поворачивать в стороны. Это значительно увеличивает его возможности познавать окружающий мир.

Зрение и слух становятся острее, а восприятие дифференцируется, поэтому пора задуматься над созданием развивающей среды для малыша.

Он уже способен поворачивать голову в сторону заинтересовавшего звука, и может показать, нравится он ему или нет. Поэтому малышу обязательно нужно петь песенки, разговаривать с ним, включать спокойную мелодичную музыку.

Малыш в два месяца фиксирует взгляд на предмете, который заинтересовал его, и может некоторое время провожать взглядом движущуюся вещь, а если вложить ее в руку - крепко захватывает всей кистью. Он пытается рассматривать лица и гулит в ответ на ласковую речь. А его беззубая улыбка - лучший подарок!

Юлия, мама Алисы 2 месяца: «Моя дочь впервые улыбнулась мне ровно в 2 месяца. В 2,5 стала держать головку, лежа на животике. Эти дни я отметила в календаре».

Подрастая, ребенок начинает интересоваться своими прошлыми «достижениями», ведь он не помнит себя в раннем возрасте. Если вести такой «календарь событий», вы сможете затем рассказать своему ребенку как он рос.


Режим - основа развития

Отметим, что четкий распорядок действий, который повторяется ежедневно, упорядочивает жизнь ребенка и закрепляется в виде условных рефлексов. Малыш, привыкший засыпать и просыпаться, есть и играть в одно и то же время, в привычных условиях, чувствует себя увереннее, а родителям это значительно облегчает уход.

Понятие «свободный режим», когда кормление, а значит, и все остальные режимные моменты происходят по требованию ребенка, не означает, что никакого порядка нет, просто он более индивидуализирован.

Продолжительность сна в этом возрасте составляет примерно 18 часов в сутки. В соответствии с особенностями развития ребенка имеет смысл сформировать четыре дневных периода сна (по полтора-два часа) и бодрствования. Ночью сон ребенка в 2 месяца длится восемь часов с перерывами на кормление.

Ребенок на искусственном вскармливании наедается на большее время, поэтому он может уже в два месяца не просыпаться ночью. Малыш на грудном вскармливании, конечно, захочет поесть, но ночью период активного бодрствования исключается - его нужно снова уложить спать. Если малыш находится на смешанном вскармливании, то ночью и рано утром лучше дать ему грудь. Так маме не придется просыпаться полностью и брести готовить смесь. А грудного молока в ночное время, как правило, больше.


Как установить режим сна и бодрствования?

У многих родителей возникают трудности с установлением режима сна. Лучше с самого начала постараться его наладить, чтобы избежать собственного переутомления и срывов.

Ребенку лучше всего засыпать в своей кроватке. Приучить его к этому не так уж трудно, а впоследствии это избавит от многих проблем и капризов. Привыкнув ложиться спать в привычных условиях, малыш быстрее засыпает и крепче спит. А полноценный сон - краеугольный камень в развитии грудного ребенка.

Старайтесь не укачивать малыша, это не способствует быстрому засыпанию. Поскольку вестибулярный аппарат еще не функционирует в полную силу (ребенок ведь еще не умеет ни сидеть, ни стоять, ни ходить), навязчивое однообразное укачивание скорее вводит ребенка в транс и дезориентирует в пространстве.

Необходимо следить за состоянием помещения, в котором находится ребенок.

Е. О. Комаровский напоминает, что одной из причин плохого сна является слишком сухой и теплый воздух в помещении.

Ребенку в таком случае слишком жарко и не комфортно, слизистая носа высыхает, малыш потеет, и кожа начинает зудеть. Он может выгибаться, капризничать, на ягодицах и затылке можно обнаружить потницу или красные пятнышки, кожа влажная на ощупь.

Если соблюдать комфортный для ребенка температурный режим - 20°С и 50-60% влажность воздуха (чтобы ее измерять, лучше приобрести гигрометр), то одна эта мера может устранить проблемы со сном. Обязательно проветривать помещение несколько раз днем и перед ночным сном. В холодное время года при проветривании помещения ребенка нужно перенести в другую комнату, и вернуть его в кроватку дождавшись, когда температура проветренного помещения достигнет нормы.

Помните, в два месяца малыш уже не должен путать день и ночь, если это происходит, значит, вы что-то не так делаете.

Лучше, если ночное кормление будет происходить примерно в полночь. Тогда малыш со временем приучится просыпаться около шести утра, как и положено по режиму дня. Чтобы дневной сон не был слишком продолжительным, развлекайте малыша, реже оставляйте его одного в кроватке. Он должен запомнить, что день – это время для игр, а ночь – пора отдыха. И тогда не будет проблем с тем, что ребенок перепутал день и ночь.

Контролируйте прибавку в весе, если малыш не наедается, он будет просыпаться раньше положенного времени. Обязательно контрольное взвешивание у педиатра раз в месяц. Средняя норма прибавки в весе 750 граммов за второй месяц жизни. Если она меньше 400 г, то потребуется консультация педиатра и комплекс мер по улучшению лактации или переход на смешанное вскармливание.


Режим питания

Ваш малыш растет очень быстро, и количество выпиваемого молока постепенно увеличивается. К двум-двум с половиной месяцам оно достигает почти литра в сутки. Специалисты считают, что оптимально кормить грудничка шесть раз в течение 24 часов. Таким образом, он получает до 150 мл молока за каждое кормление. Режим питания ребенка в 2 месяца может еще не устояться полностью, именно поэтому надо стараться терпеливо упорядочивать его.

Перерывы между кормлениями постепенно также растут, они составляют примерно три часа плюс ночной перерыв. Он может быть разным - от четырех до шести-семи часов, но будет постепенно увеличиваться естественным путем. Как уже говорилось, ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, может выдерживать большие перерывы между кормлениями.

Молодые родители часто беспокоятся по поводу нехватки молока у матери. Чаще всего эти страхи оказываются не имеющими основания. В большинстве случаев с временным недостатком молока удается справиться самыми простыми методами.

  • Маме нужно обязательно высыпаться! Основная причина нехватки молока заключается в переутомлении.
  • Полноценное питание также важно, кормящей маме необходимо потреблять около 3000 ккал в день. Рацион должен быть простым, но полноценным, обязательно включать белки животного происхождения.
  • Важно найти спокойное место для кормления, где никто не побеспокоит. Разговаривать в это время нужно только с малышом, налаживая контакт мать - ребенок. Если смотреть новости или листать журнал, полноценное кормление наладить вряд ли удастся.
  • Из всего громадного количества рецептов «для увеличения лактации» выбирайте те, которые содержат семена укропа, анис, фенхель, тмин. Они одновременно будут уменьшать газообразование у ребенка. Полезен так же чай с молоком. Избегайте рецептов с ингредиентами, способными вызвать аллергическую реакцию (Апилак, мед, инжир, грецкие орехи). Пропускайте мимо ушей «советы знатоков», рекомендующих пить литрами безалкогольное пиво или квас.
  • Маме нужно беречь здоровье и не допускать переохлаждения не только груди, но и органов малого таза.
  • Если вам никак не удается наладить лактацию, обратитесь к специалисту. Он даст профессиональную консультацию по грудному вскармливанию.



Прогулки и купание ребенка в 2 месяца

Важные составляющие режима дня ребенка - прогулки и купание. Специалисты говорят только о минимальной длительности нахождения на свежем воздухе. Она составляет 3 часа при благоприятных погодных условиях (температура воздуха выше +10°С, отсутствие шквального ветра, проливного дождя). Максимальный срок ограничен только вашим желанием и возможностями.

Используйте любую возможность «уловить» немного свежего воздуха. В теплую погоду укладывайте малыша спать на балконе и лоджии, если они выходят во двор, где достаточно тихо. Рассмотрите возможность выехать летом на дачу, в сельскую местность.

Купание - это и отличная закаливающая процедура, и развивающее занятие, помогающее расширить сенсорный опыт крохи.

Купать младенцев в 2 месяца нужно каждый день обычной водой, без мыла. Приветствуется купание в травах: отваре череды или ромашки, но не чаще 3-х раз в неделю, так же, как и мытье с мылом. Мочалка для младенцев до года не используется, поскольку их кожа очень нежная, ее легко повредить.

Обычно водные процедуры проводят вечером, они утомляют ребенка, после чего он крепче спит. Но есть и другая категория детей - с возбудимой нервной системой. Купание производит на них слишком сильное впечатление, и они долго не могут успокоиться. В таком случае эту процедуру лучше перенести на ранний вечер (18.00) или день.


Развитие крохи в 2 месяца

Уход за ребенком, это не только кормление и смена пеленок-подгузников. В два месяца малыш уже не засыпает после каждого кормления. У него появляются периоды бодрствования, которые нужно занять общением с мамой и другими взрослыми.

Самые лучшие развивающие игрушки в этот период те, что обогащают его сенсорный опыт:

  • любые яркие предметы, за которые «цепляется» взгляд;
  • игрушки, издающие звуки - погремушки, колокольчики;
  • предметы, которые можно обхватить ручкой и потянуть на себя;
  • вещи, имеющие разные физические свойства (легкие - тяжелые), текстуру (мягкие - твердые), поверхность (гладкие - шероховатые).

Ребенку нередко приобретают специальный мобиль для кроватки. Он включает в себя несколько разных игрушек, подвешенных на веревочках, которые крутятся под мелодичную музыку. Еще отличный вариант - развивающий коврик с дугами. В данном случае игрушки на дугах можно подвесить так, чтобы малыш смог их схватить. Оптимальное расстояние - 30 сантиметров, это позволит крохе фокусировать взгляд на предметах.

Развивающие игры в этом возрасте довольно просты и занимают всего 1–2 минуты.



Тренировка умения держать голову

Для этого достаточно положить малыша на животик и привлечь его внимание яркой или звучащей игрушкой. Ее держат в 30–40 сантиметрах от лица и добиваются, чтобы малыш поднял головку и посмотрел на предмет. Упражнение повторяют два-три раза, добиваясь того, чтобы малыш удерживал свой взгляд на игрушке как можно дольше (до 30–40 секунд).

Тренировка способности следить глазами за предметом

Любой крупный и яркий предмет плавно перемещают на расстоянии 20–30 сантиметров от лица ребенка по кругу. Для этого можно применять и мобиль, если оставить на нем только одну игрушку.

Развитие речи

Первыми младенцы начинают различать и использовать в собственной речи гласные звуки. Поэтому маме полезно разучить песенки, стишки и потешки, в которых выделяются и тянутся гласные звуки, а также поощрять их повторение малышом, «перекликаясь» с ним во время агуканья.

Все свои действия с ребенком нужно сопровождать словами. Постоянная включенность в разговор – мощное средство развития речевых центров головного мозга. «Сейчас мы пойдем купаться. Водичка такая теплая, ласковая. Давай раздеваться и будем плавать. Вот мы моем ручки, пальчики, а теперь животик».

Проговаривая все свои действия, вы делаете ребенка активным участником событий, создавая для него развивающую среду.



Развитие активных движений

Для этого в кроватке малыша подвешивают игрушки на низко висящих веревочках, чтобы он старался схватить их. Можно провоцировать его стремление схватить игрушку, немного пощекотав ею ладонь.

Выберите в интернете простые упражнения и обязательно делайте с малышом гимнастику. Она занимает всего 10-15 минут в день и проводится в утренние часы, но не сразу после кормления и не на голодный желудок.

И напоследок приведем таблицу с примерным распорядком дня. Но вы всегда можете ее скорректировать, приблизив свой распорядок к оптимальному для ребенка.

Время Действия
6:00 Первое кормление
6:00 – 7:00 Гигиенические процедуры, воздушные ванны, игра
7:00 – 9:30 Первый (дневной) сон
9:30 – 10:00 Второе кормление
10:00 – 11:00 Активные игры, зарядка
11:00 – 13:00
Второй (дневной) сон на улице
13:00 – 13:30 Третье кормление
13:30 – 14:30 Знакомство с окружающим миром, развивающие игры
14:30 – 16:30 Третий (дневной) сон
16:30 – 17:00 Четвертое кормление
17:00 – 17:30 Игра, общение с взрослыми
18:00 – 19:30 Четвертый (вечерний) сон
19:30 – 20:00 Купание, массаж
20:00 – 20:30 Пятое кормление
20:00 – 21:00 Спокойные игры: можно «погулять» по дому на руках родителей, послушать музыку
21:00 – 23:30 Пятый (вечерний) сон
23:30 – 0:00 Шестое кормление
0:00 – 6:00
Ночной сон с перерывами на кормление

Видео по теме

Пищевое поведение ребенка относительно грудного вскармливания, его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения по мере его роста. Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так, как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша появляется интерес к пище, которую едят взрослые и у него появляется пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения происходят постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.

Грудное вскармливание.
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов. Нуждается в прикладываниях и сосании груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

В сутки получается всего 15-25 прикладываний. Из них около12-15 полноценных кормлений и около 8-10 прикладываний к груди, когда малыш не насыщается, а просто теребит и слегка посасывает грудь, необходимых ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта. К 25-30 дню мамы довольно часто замечают, что ребенок начал более часто и обильно срыгивать, что, как правило, связано с приходом зрелого молока и является возрастной нормой. В течение первого месяца жизни мать и ребенок приспосабливаются друг к другу и обучаются кормлению грудью. Мать должна правильно подавать ребенку грудь, что бы обеспечить полноту захвата ареолы, фиксировать его головку при кормлении, чтобы он не сползал на сосок, не травмировал грудь и полноценно наедался. Кроме этого следует научиться кормить ребенка в удобной позе, что обеспечивает продолжительное кормление и хороший отток молока. Необходимо также помнить, что сон ребенка в этом возрасте не является препятствием к грудному вскармливанию. Если матери необходимо приложить малыша к груди, ей не следует дожидаться его пробуждения или будить его, просто надо предложить ему грудь и он обязатель но возьмет ее, продолжая при этом спать.

Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут- 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения. К этому времени грудные младенцы прибавляют в весе от 1 до 2,5 кг и вырастают на 5-7 см. Они пока еще не выглядят полненькими крепышами с перевязочками, но уже довольно заметно округляются.

Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания, частый стул (от 3 до 6-7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция: контролируемое или нет мочеиспускание. Стул может быть как частым 5-8 раз, так и редким 1-2 раза в день и даже через день. У малышей этого возраста стул бывает, как правило, именно во время кормления. К исходу второго месяца жизни у ребенка формируется устойчивая привычка брать и сосать грудь. Он хорошо открывает рот, и матери остается только своевременно и глубоко внести грудь в рот малыша. Во время кормления ребенок смотрит в глаза матери, внимательно рассматривает ее лицо, пристально изучая его. Иногда во время кормления ребенок выгибается и откидывает голову, стараясь таким образом выразить свои положительные эмоции, возникающие во время кормления и зрительного контакта с матерью.
Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.

Вскармливание исключительно грудное по требованию. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становиться наполненным. Теперь он выглядит как молочный младенец с перевязочками. К этому времени грудные дети могут набрать в весе 5,5 – 7,5 кг, при исходном весе 3-5 кг.

У малыша значительно реже появляются срыгивания, налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3 дня или в 2-7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Сохраняются частые мочеиспускания в период бодрствования – через 10-25 минут.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Как правило, трех месячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. К этому возрасту ожидая материнскую грудь они начинают проявлять несколько больше терпения, чем было раньше, но все еще не стоит его испытывать. С этого возраста поза при кормлении уже не имеет значения. Примерно в три месяца наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления кладет ручки на мамину грудь, что для мамы очень приятно. Но есть и огорчительный момент, который часто бывает мамам непонятен: ребенок во время кормления выгибается, упирается в маму ручками и ножками, как бы отталкиваясь от нее, хлопает по маме руками и бьет ногами. Многим матерям кажется, что ребенок начинает отказываться от груди и бороться с ним. Особенно много неприятностей переживают те матери, которые не умеют правильно поддерживать голову ребенка во время кормления и не научились кормить в удобной позе. Иногда ребенок начинает сжимать грудь деснами и отвлекаться от груди, будто важничая. Это первые действия ребенка, направленные на отделение своего “я” от “я” матери, которые помогают ему понять, что мать и он это не одно и тоже – они чувствуют по–разному и по-разному себя ведут.

Вскармливание исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди во время бодрствования и у него появляется довольно точный режим кормлений. В сутки примерно 10-14 кормлений, включая ночные. В этом возрасте у малышей стул может начать появляться 1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является нормальным явлением.

С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма. Пищевое поведение. Если мать берет с собой ребенка за стол во время еды, малыш начинает следить за процессом поглощения пищи. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления ребенок теребит материнскую грудь ручками, мнет ее. Прикладываясь к груди, он широко открывает рот и довольно долго может сидеть с открытым ртом, ожидая, что в него сейчас вложат грудь. В процессе кормления младенец начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Реакция матери на подобные действия ребенка должна быть адекватной: мать должна вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Бурная реакция матери испугает ребенка, а нарочитое терпение заставит думать, что его действие не вызывает у матери никаких переживаний и можно продолжать так делать и дальше. Обычно ребенок делает две попытки: первая попытка является пробной, а вторая проверочной, которую можно прокомментировать следующим образом: “правильно ли я понял, что тебе это неприятно?”. Как правило, при адекватной реакции матери до третьей и четвертой попытки дело не доходит, но если мать прореагировала неправильно, ребенок может повторить свой опыт. Кроме этого ребенок во время кормления начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь – никуда не денется. Эту возрастную особенность поведения ребенка матери часто принимают за отказ от груди, тем более, что у малыша именно в это время уменьшается число дневных кормлений и становятся более выраженные кормления, связанные со сном.

Однако, отвлечения ребенка от груди – это очень важный момент поведения, который маме следует поощрять. Когда малыш отвлекается от груди, нельзя забирать у него грудь, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

5 месяцев

Вскармливание. Исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. В этом возрасте у малышей может быть 6-10 дневных кормлений и 2-4 ночных, в общем 9-14 кормлений в сутки.

Работа пищеварительной системы. Срыгивания становятся единичными. Стул появляется 2-3 раза в день или 1 раз в 2-7 дней в виде однородной сметанообразной массы или как кислый стул. Сохраняются частые мочеиспускания через 15-40 минут.

Пищевое поведение.

Если мать берет ребенка с собой за стол, то он может проявить активный интерес к пище взрослых. Как правило, этот интерес совпадает с формированием у малыша навыка захватывать и удерживать предметы. Так находясь за столом, ребенок тянется к маминой ложке, тарелке или чашке и настаивает на том, чтобы ему дали их схватить и засунуть в рот. Поначалу младенец удовлетворяется отданной ему ложкой, не бьющейся или кружкой, и не проявляет желания пробовать продукты. чашкой Если ребенок проявил активный пищевой итерес значит, наступило время первых педагогических прикормов.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

В этом возрасте дети отвлекаются от груди, делая вид, что им интересны все происходящие события. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок всегда, находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

6 месяцев

Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу справиться с новой пищей, которую он пробует. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования малыша можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных кормлений и 3-4 ночных.

Пищевое поведение.

Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Это знакомство происходит за столом, когда мать садится есть и берет малыша с собой. Пока мать ест, она может дать ребенку облизать ее ложку, смоченную супом, щами или чаем, попробовать крошку хлеба, каши или котлеты. Помимо таких микропроб, распространяющихся на все продукты, которые ест мать, ребенок за столом продолжает орудовать собственной ложкой и кружкой. Кроме этого в качестве педагогического прикорма ребенку можно дать помусолить сухарик, баранку, твердое яблоко, галетное печенье, куриную очищенную косточку, морковку, капустный лист с крупной твердой жилкой и т.д.

Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, заменяющих грудные кормления и восполняющие энергозатраты организма – ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, это хорошо заметно, поскольку ребенок не стремиться наесться даже понравившимся продуктом. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство неполноценности состава молока, или его нехватки. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье, и адаптироваться к их употреблению. Пищевой интерес ребенка этого возраста можно определить как начало экскурсии по знакомству с пищевым рационом своей семьи.

Работа пищеварительной системы.

С появлением педагогического прикорма может измениться стул ребенка и частота его появления. Уходит в прошлое счастливое время, когда стул у ребенка появлялся 1 раз в 4-7 дней, теперь он может появляться ежедневно 1 раз в день. Возможно также появление стула 2-3 раза в день.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее, обеими руками мнет грудь и теребит что-нибудь на матери. Так проявляется постепенное усвоение ребенком того факта, что он и мать – это разные существа. Малыш начинает менять позу при кормлении по своему усмотрению. Когда мать собирается дать ему грудь, он открывает рот и довольно долго с широко открытым ртом ждет, когда мама, наконец, даст ему грудь.

7 месяцев

Вскармливание грудное вскармливание с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Основной период сосания ночью. Режим кормлений остается прежним: 6-8 дневных и 3-5 ночных.

Пищевое поведение.

Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Когда мать берет малыша с собой за стол, у них происходит соревнование, заключающееся в следующем. Мать должна устроиться таким образом, чтобы съесть свою порцию еды, и в тоже время, чтобы ребенок, находящейся с ней за столом, не разбросал еду, не затащил в рот слишком много и не подавился, не съел больше, чем ему необходимо для знакомства с новыми продуктами и адаптации к ним. На этом этапе формирования пищевого поведения ребенка мать должна уметь корректно забирать у ребенка ложку или чашку, которые он отбирает у нее, заменять их, очищать его рот, если он взял слишком большой кусок пищи, поить его из чашки и кормить из ложки.

Работа пищеварительной системы.

В связи с активным знакомством с новой пищей стул у малыша появляется 1-2 раз в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером. Практически полностью исчезают срыгивания.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Наступает очередной этап отделения своего “я” и малыш может повторить опыт, который он проделал в четыре месяца, т.е. он вновь может во время кормления прикусывать мамину грудь. Реакция мамы на подобные действия малыша, как говорилось выше, должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Ни в коем случае мать не должна терпеть, или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция может испугать ребенка, и он начнет ее бояться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша – он не сможет понять, какие ощущения в этой ситуации она испытывает. С этого возраста во время кормления ребенок упирается а маму ногами и высоко закидывает их, мнет мамину грудь и довольно часто меняет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша.

8 месяцев

Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 2-5 раз. У него появляется устойчивый период почти непрерывного сосания пред пробуждением с 3 до 8 часов, который длится 2-4 часа.

Пищевое поведение.

В этом возрасте возможно введение первого энергетически значимого прикорма. Лучше всего ребенок этого возраста ест и усваивает молочные продукты. Несмотря на различные мнения. Отраженные в литературе, где говорится о вреде коровьего молока, дети этого возраста предпочитают употреблять в пищу молочные продукты: творог, молочную кашу, кефир, сметану, цельное молоко, йогурт и т.д. Начиная увеличивать долю прикорма в питании ребенка, мать может кормить его 1-3 раза в день, когда ест сама. Беря малыша с собой за стол, мать продолжает давать ему все пробовать, можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно справиться с новой пищей. Материнское молоко помогает ему усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Грудное вскармливание помогает в усвоении новых продуктов питания и облегчает переход ребенка на новую пищу.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения своего “я” от матери. В процессе этого осознания он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность приложиться. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму руками, будто отталкиваясь от нее, и ногами, пытаясь встать. Более того, он может, продолжая сосать грудь и упираясь в маму руками, подняться на ноги и стоять в полусогнутом состоянии, мерно раскачиваясь из стороны в сторону. Таким образом, во время кормления малыш принимает самые разнообразные позы и меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой. Маме остается только умиляться достижениям своего чада и показывать окружающим “какой он молодец” и как замечательно усовершенствовались его навыки сосания груди.
9 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы.

В этом возрасте практически ничего не изменяется по сравнению с предыдущим месяцем. Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию связанные со сном. Во время кормления ребенок свободно меняет позы и теребит сосок второй маминой груди. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.п.
10 месяцев

Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. В этом возрасте у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний по разным поводам. Это учащение особенно заметно, если ребенок уже начал ходить с опорой или самостоятельно. Иногда малыши этого возраста прикладываются к материнской груди столько же раз, сколько раз они подходят к матери, т.е. каждые 15-30 минут. В ночное время присутствуют 2-4 полноценных кормления, наиболее активный период сосания сохраняется в утреннее время перед пробуждением в период с 3 до 8 часов утра. В течение дня помимо кормлений грудью и прикорма он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят все старшие члены семьи, а не только мать.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет. Но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из самого невероятного положения. Наиболее “шокирующе” смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, становится к матери на колени, выпрямляет ноги, и мерно раскачивается. Это поведение характерно для возраста полного освоения ребенком навыков грудного вскармливания и оно сохраняется примерно до 1,5 лет.
11 и 12 месяцев

Вскармливание и пищевое поведение.

nimfa-mama.narod.ru/pischevoe_povedenie.html

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.


Новоиспеченные родители часто задаются вопросом, правильно ли развивается их малыш. Как должен поменяться режим ребенка в 2 месяца? Сколько он должен бодрствовать, есть, спать? В какие игры можно поиграть с крохой? На самом деле эти вопросы очень важные. В этот период родителям следует установить правильный распорядок дня. Это не только облегчит уход за ребенком, но и позволит ему полноценно развиваться и расти.

Детский сон

Двухмесячный малыш по-прежнему основную часть времени спит. На сон у него уходит 16–18 часов в сутки, из них 9–10 часов приходятся на ночь и 7–8 часов – на день. Период бодрствования, как правило, не превышает 2 часов. Если малыш «гуляет» дольше, то ему становится тяжело заснуть. Здоровый, спокойный ребенок в 2 месяца уходит в сон за 10–15 минут. Если он подолгу сосет мамину грудь, его ручки, ножки и веки дрожат, это означает, что он «перегулял». Днем младенец спит примерно 5 раз, из них 2 раза по 2 часа и 4 раза по 40 минут. При этом если кроха проснулся, можно немного его покачать, и он наверняка уйдет в сон снова.

Чтобы помочь малышу засыпать своевременно, старайтесь соблюдать следующие правила.

  • Регулярно проводите влажную уборку комнаты, где спит ребенок, перед сном проветривайте ее не меньше 5 минут.
  • Поддерживайте оптимальную температуру воздуха – не ниже 20 и не выше 24 градусов тепла.
  • Следите, чтобы на постельном белье в кроватке малыша не было заломов.
  • Одежда для сна должна быть без внутренних швов, мягкая на ощупь.
  • На спящего ребенка не должен падать яркий свет.
  • Избегайте громких звуков вблизи кроватки малыша.
  • Следите, чтобы младенец был сух.
  • Если ребенок тревожно дергает руками, спеленайте его, но не туго.
  • При коликах положите теплую проглаженную пеленку на животик, подержите малыша столбиком, погладьте кончиками пальцев по часовой стрелке вокруг пупка.
  • Старайтесь укладывать кроху в одно и то же время, вскоре он привыкнет и будет засыпать в установленные часы быстрее.
  • Сон ребенка в 2 месяца продлится дольше, если рядом с ним будет лежать мама. Если вам нужно заняться домашними делами, оставьте в кроватке свою футболку, смоченную грудным молоком.
  • Перед ночным сном обязательно купайте младенца, а затем кормите. Накупавшийся, досыта наевшийся малыш будет спать крепче.
  • Заблаговременно готовьте ребенка ко сну – примерно за 20 минут начните разговаривать тише, спойте ему колыбельную, плавно покачайте.

Весь второй месяц жизни ребенка нужно укладывать спасть каждые 2 часа. Старайтесь соблюдать это правило, иначе в маленьком организме будут вырабатываться гормоны стресса, малыш перевозбудится и еще долгое время будет плакать.

Кормление

Норма молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 800 мл в сутки. Дети на искусственном вскармливании едят от 5 до 6 раз в день, но не чаще чем каждые 3 часа. Смесь усваивается дольше, чем материнское молоко, поэтому для нормальной работы желудочно-кишечного тракта необходим перерыв. Грудничков обычно кормят по требованию, в среднем они могут прикладываться к груди от 6 до 12 раз за день. Получается, что организовать режим дня ребенка в 2 месяца на грудном вскармливании несколько сложнее. Но нет ничего невозможного, при соблюдении следующих правил вы сможете сами выстроить удобный график кормлений.

  • Следите, чтобы грудничок наедался. Он должен активно глотать на протяжении 15 минут. При этом за день ребенок должен мочиться от 10 до 12 раз (откажитесь от подгузников и сосчитайте количество мокрых пеленок за сутки).
  • После того как ребенок поел, подержите его в вертикальном положении 5 минут. Это даст возможность захваченному при кормлении воздуху выйти. Если этого не сделать, малыша могут беспокоить колики.
  • В жару давайте грудничку чистую питьевую воду (поить нужно с ложечки). Детей на искусственном и смешанном вскармливании поить нужно регулярно.
  • Готовьте смесь в точности по инструкции, до 6 месяцев используйте питание под номером один.
  • Если кроху беспокоят колики, давайте ему пить укропную водичку, а еще лучше – посоветуйтесь с педиатром. Иногда проблемы с животом могут быть симптомом кишечной инфекции, дисбактериоза, аллергии на смесь или продукты, которыми питается мать.
  • Следите, чтобы ребенок полностью опустошал грудь. Часто дети ленятся и сосут только переднее молоко, которое добыть очень легко. В результате они плохо набирают вес, страдают коликами, часто плачут. В этом случае маме нужно сцеживать грудь перед кормлением, пока ребенок не научится «трудиться» и добывать более питательное заднее молоко.
  • Не спешите кормить ребенка по первому крику, особенно если он недавно поел. Возможно, ему хочется вашего внимания, ласки, или же у него болит живот, он замерз, пописал в подгузник, хочет спать. Научитесь чувствовать и понимать вашу кроху.

Обратитесь к врачу, если после кормления ребенок срыгивает фонтаном.

Часы бодрствования

Двухмесячный младенец бодрствует примерно 8 часов в сутки. Обычно это короткие промежутки времени от часа до двух каждый. Из них 120 минут бодрствующий ребенок ест, от 2 до 4 часов гуляет на свежем воздухе, примерно 60 минут уходит на гигиенические процедуры и несколько часов остается свободных. Однако многие родители не знают, как провести это время с пользой. Тем не менее, таких занятий довольно много.

  • Гимнастика и массаж. С 2 месяцев можно выполнять специальные упражнения, которые укрепляют мышцы, снимают тонус и просто развлекают малыша. Начните с массажа: погладьте ручки и ножки младенца по направлению к спине, затем спинку, животик, разомните ладошки и стопы. Подвигайте ручки вверх и вниз, раздвиньте их в стороны, а затем скрестите на груди, «побоксируйте». Обхватите младенца за пяточки и покрутите «велосипед», поочередно выпрямите и согните ноги в коленях, выложите малыша на животик.
  • Интересное купание. Заполните ванну на 15 см теплой водой, положите туда несколько игрушек. Пусть малыш поплескается, лежа на животе, попробует схватить заинтересовавшую игрушку. Придерживайте его за подбородок, а воду заранее прокипятите, на случай если он проглотит ее. В другой раз наберите полную ванну, пусть малыш попробует походить по дну, если у вас есть специальный шейный круг, то можно отпустить его в «свободное плаванье».
  • Познавательные плакаты. На стену возле кроватки повесьте несколько интересных контрастных рисунков (учтите, что дети 2 месяцев видят мир черно-белым). Подробно опишите ребенку, что на них изображено, поделитесь своим мнением и ощущениями, придумайте маленькие рассказы. Каждые 3 дня меняйте рисунки.
  • Знакомство с формами. Показывайте малышу простые геометрические фигуры – шар, квадрат, треугольник. Держите их на расстоянии 20 см или повесьте над кроваткой. Периодически давайте их пощупать малышу. Лучше всего, если они будут выполнены из разных материалов – дерева, ткани, металла, резины и т. д.
  • Знакомство со звуками. Кроме зрительных и тактильных ощущений для ребенка 2 месяцев очень важны звуки. Часто разговаривайте с малышом, меняйте интонацию, когда рассказываете о чем-то смешном, интересном, тайном. Ласково называйте его по имени, придумайте несколько милых прозвищ. Обзаведитесь погремушками, издающими разные звуки, покажите ребенку, как извлекать их. Попробуйте потрясти игрушкой с разных сторон, младенец обязательно повернет голову туда, откуда издается шум.
  • Такая разная музыка. Включайте малышу разную музыку, то спокойную и плавную, то ритмичную и веселую, потанцуйте с ним на руках.
  • Игры. Поиграйте в «сороку-белобоку» – рассказывайте младенцу стишок, одновременно массируя каждый пальчик (это развивает мелкую моторику). Спрячьте лицо за ладонями, а затем откройте и скажите «ку-ку», скорчите веселую рожицу.

Как правильно организовать режим дня?

Как вы уже поняли, режим дня 2-месячного ребенка состоит из периодов сна, кормления, купания, развития и общения. Но как организовать их правильно? В первую очередь нужно понять, что каждый малыш индивидуален, одни дети дольше спят, другим больше нравится гулять, третьих не оторвать от груди. Поэтому выстраивать режим нужно, отталкиваясь от характера младенца. Однако это не значит, что следует во всем идти на поводу, мама должна успевать выполнять домашние дела.

Если говорить о примерном режиме дня, то для ребенка в 2 месяца он выглядит следующим образом.

  • 7:00–7:30 Утреннее кормление.
  • 7:30–8:00 Гигиенические процедуры.
  • 8:00–9:30 Сон.
  • 9:30–10:30 Массаж, гимнастика, общение с ребенком.
  • 10:30–11:00 Кормление.
  • 11:00–13:00 Прогулка, совмещенная со сном.
  • 13:00–14:00 Развитие ребенка, общение.
  • 14:00–14:30 Кормление.
  • 14:30–16:30 Сон.
  • 16:30–17:30 Прогулка.
  • 17:30–18:00 Кормление.
  • 18:00–19:30 Сон.
  • 19:30–20:30 Время активных игр.
  • 20:30–21:00 Купание.
  • 21:00–21:30 Кормление.
  • 21:30–0:00 Сон.
  • 00:00–00:30 Последнее кормление.
  • 00:30–7:00 Сон.

Грудных детей обязательно нужно кормить в промежутке с 2 часов ночи до 5 утра, в этот период вырабатывается гормон, ответственный за количество молока.

Организовывать режим дня ребенку в 2 месяца или нет – личное дело семьи. Доктор Комаровский считает, что это делать нужно, правильный распорядок дня облегчит задачу по развитию младенца и уходу за ним. Родителям необходимо знать, сколько должен ребенок спать, есть, гулять, это позволит своевременно отслеживать возможные отклонения от нормы.