Похищение невесты на Кавказе – красивый обычай или ужасный пережиток времени? Как крадут невесту против её воли.

Зачем воруют невесту на свадьбе? Сейчас, конечно, скорее уже просто развлечения ради. Когда гости посидели, выпили, познакомились и расслабились, им хочется повеселиться. И тогда обязательно возникает мысль: а не украсть ли... туфельку новобрачной или саму невесту? Или ещё что-нибудь? Это весело, это забавно, особенно для молодёжи. Мало кто из гостей задумывается о том, зачем воруют невесту на свадьбе. Да и традиции, связанные с кражей туфельки, наверное, знают только единицы. Тем не менее кража невесты и туфельки на торжестве – дело обычное, без него, как правило, не обходится ни одно празднование. Украсть могут и свадебных быков. Отдуваться за недосмотр, как правило, приходится жениху, иногда с друзьями. А как к такому событию относится ведущий и стоит ли с ним согласовывать кражу? Давайте разберёмся по порядку.

Зачем воруют невесту на свадьбе? Любимая – самая большая ценность для жениха. Но не только для него. В древности девушка, выходя замуж, редко виделась со своей роднёй, а иногда и вовсе покидала родной дом навсегда. Поэтому неудивительно, что ни родные, ни подруги особенно не жаждали с ней расставаться. Но уж если замуж выходить решено, надо было уж хотя бы как следует заморочить жениха. Мало того, что он обязан был платить выкуп за невесту при сватовстве, так ещё и на самой свадьбе по его действиям гадали, какой будет жизнь невесты в чужом доме.


В самый разгар свадьбы подружки уводили и прятали девушку, а потом начинали требовать за её возвращение выкуп. По реакции жениха судили о его отношении к будущей жене. Если безропотно одаривал подруг невесты деньгами и сладостями – жить девушке с щедрым и богатым мужем. Если воровкам доставались лишь сладости – муж будет бедным, но щедрым и покладистым. Если жених отдавал выкуп неохотно – жить невесте с жадным и злым мужем. Жадным и злым никому слыть не хотелось, поэтому подружек одаривали максимально щедро. Тогда и слава о муже подруги шла хорошая.

Почему на свадьбе воруют туфельку? Обувь невесты раньше не крали, а просили примерить. Если среди подруг находилась девушка, которой обувь приходилась впору, она могла смело потребовать у жениха щедрый выкуп за эту вещицу. Если жених отказывал, девушка могла потребовать взять в жёны её вместо невесты. Поэтому жених старался не отказывать.

Так что обычай красть невесту и туфельку – это своеобразный способ гадания на будущее.

Что касается свадебных быков, то их крали, чтобы молодые символически заплатили выкуп за собственное счастье, отводя таким образом глаза нечистой силе.

Как бы ни хотелось развеселившимся гостям «провернуть дельце» самостоятельно, советоваться с ведущим всё же надо. Причин несколько. Во-первых, кражи на свадьбах постепенно уходят в разряд устаревших обычаев, и часто молодожёны просят ведущего не проводить подобного действа. Во-вторых, у тамады уже готов сценарий, и внезапное решение части гостей провести что-то своё может нарушить планы, а то и испортить свадьбу. Зато согласованность действий позволит сделать свадьбу ещё веселее и ярче.


Чтобы не случилось промаха и не было обид, гости, решившиеся на кражу, должны усвоить несколько правил.
  • Никаких краж, если молодожёны решительно против. Вы же не хотите испортить настроение виновникам торжества? Кроме того, жених хотя бы приблизительно должен знать, что делать, если на свадьбе украли невесту.
  • Всё оговаривается с ведущим. Время проведения, возможно, даже конкурсы для жениха – всё должно быть согласовано с тамадой, чтобы избежать неприятностей.
  • И туфельку, и невесту крадут только один раз! Не стоит повторять одну шутку дважды – она просто всем надоест.
  • Срывать с невесты туфельку или насильно тащить куда-то её саму внезапно нельзя! Так можно травмировать девушку. Невеста должна знать, что сейчас останется без обуви или что её саму уведут.
  • Растягивать надолго выкуп тоже нельзя. Всем это просто наскучит.
  • Никакого распития спиртного из туфельки! Можно обойтись куда менее пошлыми конкурсами.
  • При краже быков надо быть очень осторожными, чтобы не разбить бутылки.

Если кража произошла, и жених, что называется «прозевал», ему придётся отрабатывать свою невнимательность. Требовать за выкуп невесты и туфельки деньги сегодня – уже некрасиво, лучше всего устроить для жениха и свидетеля конкурсы или квест, где рыцарь, выполнив несколько заданий, найдёт дорогу к даме своего сердца. Или вернёт ей украденную туфельку. Или быков. Друзьям жениха и родне с его стороны не возбраняется активно помогать новобрачному, давать подсказки и т. д. Конкурсы не должны быть пошлыми или опасными.

Что делать невесте, если её украли? Болеть за своего возлюбленного и помогать ему морально. И, конечно, после всех испытаний наградить его жарким поцелуем.


А наградой за старания от «воришек» будут бурные аплодисменты.

Почти на каждой свадьбе обязательно крадут невесту и потом требуют за нее выкуп. Будьте уверены, что и на Вашей свадьбе, невесту почти наверняка украдут, поэтому Вам лучше заранее быть готовыми к этому хищению. Эта статья посвящена именно этой, пришедшей к нам с востока и отлично прижившейся в России, традиции.

Мы расскажем Вам, как лучше организовать кражу главной героини торжества, куда ее не желательно прятать и о том, что лучше заранее сообщить о готовящемся похищении тамаде, дабы тот не растерялся в самый подходящий момент.

Также эта статья поведает Вам и о некоторых способах наказания свидетелей и жениха вместе с ними, которые умудрились пропустить тот момент, когда невеста была украдена. Ведь одна из их главных задач - не позволить свершиться акту кражи невесты. Гости хоть и не будут принимать участие в этих веселых наказаниях, но зато они смогут за ними наблюдать и вдоволь насмеяться. При этом постарайтесь не забыть о конкурсах, в которых смогут принять участие гости, роль которых на свадьбе не менее важна, чем у свидетелей, молодоженов и их родителей. Ведь подобные развлечения делают любую свадьбу особенно интересной и веселой.

Как украсть туфельку невесты или саму невесту?

В числе самых ярких, веселых и интересных свадебных традиций одно из первых мест занимает похищение туфельки невесты или самой невесты. Вы же понимаете, что гости не успокоятся, пока не украдут то или другое.

Важно, чтобы гости, которые решились взяться за хищение туфельки или невесты, не превратили веселый розыгрыш в «головную боль» для жениха, свидетелей и тамады, переступив некоторые грани.

Профессиональные ведущие рекомендуют прислушаться к нескольким советам, чтобы с кражей невесты не возникло никаких проблем. К примеру, план кражи невесты лучше заранее оговаривать с тамадой, чтобы избежать недоразумений. Не стоит слишком далеко прятать невесту, иначе и укравших ее гостей тоже начнут искать. Разумеется, каждый должен понимать, что невесту ни при каких условиях нельзя прятать в шкафу, кладовке, подвале, на кухне или на чердаке. Уверяем Вас грязь, паутина и остатки еды, обычно скапливающаяся в этих местах, не украсят ни платье новобрачной, ни ее лицо. Что касается туфельки, то не стоит в случае ее кражи наливать в нее спиртные напитки и заставлять свидетелей выпить все налитое в туфельку, поскольку свидетели должны на протяжении всей свадьбы оставаться самыми трезвыми после жениха и невесты.

Как можно наказать свидетелей и жениха?

Существует множество способов наказания свидетелей и жениха, упустивших невесту, и вот некоторые из них:

Поставьте перед свидетелями две тарелки с налитым в них шампанским или вином, которое они должны выпить без помощи рук;

Выдайте свидетелям по три леденца на палочке. Каждый из них должен очень быстро развернуть все конфеты и засунуть их себе в рот. Когда все конфеты будут во рту свидетель и свидетельница должны произнести импровизированное поздравление молодым;

Попросите свидетелей разыграть сценку, в которой свидетельница – это жена, а свидетель – муж. Ведущий пусть выдать мужу какую-нибудь денежную купюру, которую муж якобы получил на работе в качестве премии и решил сделать от жены заначку. Спрятав деньги под воротник рубашки, в галстук, в носок или потайной карманчик, он возвращается домой. Жена должна вернуть деньги в семью, найдя деньги любым способом;

Попросите свидетелей разыграть сценку, в которой свидетельница – мать, только что родившая малыша, свидетель – отец новорожденного ребенка, пришедший проведать жену в роддоме. В связи с карантином в роддом мужа не пускают, а палата, в которой лежит жена, находится на высоком этаже. Муж стоит под окнами роддома и его задача выяснить максимум информации о родившемся ребенке, задавая всевозможные вопросы. Жена должна отвечать без слов, используя только мимику и жесты;

Потребуйте, чтобы свидетель в наказание спел песню о шоколадном зайце или чтобы он станцевал «Цыганочку» со шваброй;

Пусть свидетель и жених танцуют «Лезгинку» с ножами в зубах, а свидетельница пусть поставит на плечо или голову кувшин (пластиковую бутылку) с водой и подтанцовывает им.

Если у Вас самих не получается придумать достойные наказания для жениха и свидетелей, в этом Вы можете смело довериться опытному ведущему, не раз проводящему эти «истязания» над виновными! Счастливого бракосочетания!

Современные "кавказские пленницы", как и любые другие девушки мечтают выйти замуж за любимого человека, сиграть пышную свадьбу соблюдая все традиции. Быть принятой и любимой в другой семье, семье жениха. Родить детей. Заниматься хозяйством. Сделать своего любимого мужа счастливым и быть самой счастливой...
Но такой ли будет жизнь, той, которую украли и не спросив выдали замуж?

Не буду углубляться в историю, откуда взялась эта варварская(на мой взгляд) традиция похищения невесты, хочу лишь высказать своё мнение и наблюдение, а так же привлечь внимание общественности к этому вопросу!

Казахская свадьба, одна из самых красивых и богатых...

Девушка в ролике выходит замуж не по принуждению, она не была похищенна и ее жених, это достойный зять для родителей невесты!
Брак сына или дочери волнует родителей, как ничто другое. Будущую невесту, как правило, сватали задолго до совершеннолетия сына. Невест выбирали из уважаемых хороших семей, особое внимание обращали на здоровье и репутацию девушки.
Свадьба в Казахстане начинается за долго до торжества, первым делом проводится сватовство - Куда тусу. В назначенный день в дом невесты приезжают родственники жениха. Невесты с родными накрывают для гостей богатый дастархан с традиционными угощениями. Также родственники невесты готовят подарки по случаю сватовства - Куйрык баур.
По казахской традиции жених и невеста не должны присутствовать в доме во время Куда тусу. Сватовство у казахов проходит помпезно и торжественно. Главный сват со стороны жениха ведет разговор с шутками и поговорками. В этот же день родители обсуждают расходы на свадьбу, проведение проводов невесты из дома - Кыз узату, и саму свадьбу - Жигиттен Той.
Калым за невесту уже не так распространен среди современных пар, как это было в прошлом. Вместо него родители обсуждают помощь молодым в обустройстве семейного гнездышка, денежную помощь и подарки. Некоторые родители имеют возможность преподнести в качестве подарка молодоженам дачу, квартиру или машину, а кто-то дарит кухонную утварь, посуду, постельное белье и другие бытовые мелочи.
Следующий по хронологии свадебный обычай казахов - проводы невесты из родительского дома - Кыз узату. Для этого праздника по традиции невеста выбирает национальный свадебный наряд - Той койлек, Камзол и Саукеле. Современные девушки могут выбрать вечернее платье. Саукеле - символичный головной убор для казашки. Надев его, невеста прощается с беззаботной жизнью в стенах родного дома.
В продолжении Кыз узату жених с невестой едут в мечеть или приглашают муллу за дастархан. Мулла читает Бата - свадебную молитву для соединения жениха и невесты. После этого молодожены считаются новобрачными. Родители жениха надевают невесте сережки Сыргалар в знак принятия ее в семью.
После угощения и конкурсов невеста может исполнить песню Коштасу жыры, а музыканты или тамада исполнить Жар-жар или Аушадияр - традиционные песни для Кыз узату.
И вот невеста прощается с родными и идет по белой дорожке (Ак жол), в конце которой ее встречают жених с родителями. Считается, что невеста, проходя по Ак жол, ни разу не оглянется на родителей, то ее замужество будет счастливым.
Через некоторое время после Кыз узату по казахскому обычаю родители жениха закатывают Жигиттер Той, который проходит примерно по такому же сценарию. Накрывается богатый стол с мясными и сладкими угощениями. Все тосты жених и невеста слушают стоя, склонив голову.
После свадебных торжеств принято ходить к друг другу в гости - это называется Есик Ашар. Первыми приглашения получают родители жениха, они едут в гости к сватам. Все близкие родственники невесты считают за честь пригласить жениха с родителями к себе в гости. Ответные приглашения получает и невеста с родней. Такие гостевые визиты могут длиться до полугода после свадьбы.

А это то же Казахстан, но вряд ли у этой девушки будет столь пышная и счастливая свадьба!

По традиции невесту похищают в нескольких случаях:
1. Когда родители невесты против свадьбы с женихом
2. Когда у жениха и его семьи нет денег на калым
3. В случае если невеста дала отказ выходить замуж
Есть ещё причины, но это основные 3!!!
Похищение может случиться где угодно... могут похитить от института, увезти с дискотеки, забрать из кафе и пр... самое страшное, на мой взгляд, что это происходит варварским способом, как-будто барана крадут из чужого стада, чтобы зажарить его на ужин!
Сопротивляться по-большому счету бессмысленно, так как силы будут не равны(похищение организовывает жених с друзьями), да и численное преимущество будет на стороне новоиспеченного жениха.
Девушку привозят в дом к жениху, где ее встречает мать жениха и подавляя ее волю с тетками, дочками и другими невестками, надевает и завязывает платок своей будущей невестке. Одетый платок символизирует смирение с судьбой. Если девушка и дальше будет сопротивляться и захочет вернуться в отчий дом(во многих случаях похищенную невесту обратно в дом не принимают, так как считают это позором), то в качестве тяжёлой артиллерии у порога ложиться несостоявшаяся свекровь и если девушка осмелиться через неё переступить, то на неё ложиться страшнейшее проклятие!
Многие девушки остаются в домах у женихов, но счастливы ли они или просто напуганы проклятиями, быть опозоренными или просто подавили их волю?

А ещё может случиться и так...

Знаете, самое страшное, что эти, на мой взгляд, преступления, варварство и насилие, по закону практически никак не наказываются... да, за похищение и удержание человека есть статья, но с оговоркой, если человека добровольно отпускают и не произошло другого преступления, то похитителю ничего не грозит!
Так что же это? Преступление или традиция? Ведь даже пророк Мухаммед был против свадьбы без согласия невесты...(это к вопросу о религии)
Нужно ли с этим бороться в 21 веке и искоренять подобные традиции?

пт, 07/02/2014 - 15:42

Похищение невесты - практика насильственной женитьбы, распространённая в средней Азии, которая до сих пор практикуется в Киргизии. Трудно поверить, но в настоящее время почти две трети всех браков в Киргизии являются результатом варварского похищения. В республике ежегодно крадут не менее 15 тысяч девушек, которых впоследствии принуждают вступить в брак против их воли.

Мужчина проходит по жилому кварталу с горами на заднем плане.

Майрамгуль, 19-летняя жительница киргизского села Аксы, чью фамилию ее родители попросили не называть в СМИ, только недавно оправилась от перелома ноги и психического потрясения. Травму девушка получила, когда пыталась скрыться от троих пьяных мужчин, преследовавших ее по сельской улице на автомобиле, рассказывает киргизский правозащитник Илья Лукаш.

Загнав жертву в угол между домов, водитель сбил ее, после чего Майрамгуль затащили в машину и отвезли в дом будущего мужа, которого она видела впервые. Той же ночью девушка сбежала через окно и, пройдя с переломом около 10 км, вернулась домой.


Старшее поколение деревни за столом во время свадьбы. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

“Подобные картинки, напоминающие Средневековье, – обыденность для современного Кыргызстана, констатирует Лукаш. Традиция похищения невесты, сохранившаяся у многих народов лишь как шуточный свадебный ритуал, в этой стране превратилась в жестокую и преступную забаву.

“Например, едешь в маршрутке – увидел симпатичную девушку, – рассказывает Лукаш. – Звонишь своим друзьям: “Я такую девчонку приглядел, хочу ее украсть”. Когда дама выходит из автобуса, ее прилюдно хватают, и никто не реагирует”.

При этом, как в знаменитой советской комедии Кавказская пленница, девушка вовсе не хочет, чтобы ее похитили.


20-летняя Фарида борется с Тыхчыкбеком, который затащил ее с подругой в машину, чтобы похитить и вынудить ее семью выдать ее за него. «Я выйду за тебя. Просто отпусти меня сейчас», – кричит она. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Девушек затащили в машину и повезли показывать невесту родителям Тыхчыкбека. Таким же образом происходит большинство похищений молодых женщин в Кыргызстане. 80% узниц мужчины принуждают выйти за них замуж, и лишь немногим удается вырваться из плена. По данным киргизской правозащитной организации Open line, пятую часть невест злоумышленники крадут просто ради развлечения.


Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ждут его у юрты после того, как он похитил студентку Фариду, на которой намерен жениться. Прежде чем похитить, он встречался с девушкой дважды. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Хотя по результатам опроса еще одной местной правозащитной организации Open line, пятую часть невест мужчины крадут просто ради развлечения, а если и создают семьи, то более половины из них распадаются в первый же год совместной жизни.

Высокий сезон отлова невест в Кыргызстане приходится на весну и осень – традиционно в этот период происходит и рост числа официальных бракосочетаний в стране.


Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ведут Фариду в юрту после похищения. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Причем свадьба и ограничение свободы человека в сознании многих киргизов – понятия неразделимые, и исчезновение женщины у всех на глазах обычно не вызывает протеста. Так, в декабре 2012 года правозащитники Open line сымитировали похищение в центре Бишкека, возле здания филармонии. Двое молодых людей тянули “невесту” к машине, “жертва” взывала о помощи, и, притом что вокруг было немало людей, никто и не думал вступиться, хотя с девушкой обращались подчеркнуто жестко и грубо.


Старшая родственница жениха пытается убедить 20-летнюю Фариду выйти за него. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Столь низкий порог критичности к таким действиям у окружающих заложен в национальном характере, считает Анна Лянна, психолог, специализирующийся на насилии в отношении женщин. По ее мнению, соответствующее воспитание мальчики получают во многих киргизских семьях.


26-летний Тыхчыкбек с родственниками пытаются уговорить 20-летнюю Фариду выйти за него замуж. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

«Я обещаю, что ты будешь счастлива в будущем, так что, пожалуйста, выходи за меня», – говорит он. Она отвечает: «Как ты мог похитить меня? Ты же знаешь, что у меня есть парень. Даже если я выйду за тебя, любви между нами не будет».


20-летняя Фарида рядом с братом, который прибыл, чтобы спасти ее от семьи мужчины, похитившего ее на улице Нарына.

«Если моя сестра хочет остаться здесь, я не стану ее останавливать. Но посмотрите на нее, она плачет и говорит, что хочет уйти. Поэтому я забираю ее домой», – так обратился этот молодой человек к родственникам несостоявшегося жениха. В конце концов, ему удалось забрать сестру с собой.

Каждый год около 16 000 женщин выходят замуж за своих похитителей. В советские времена эта традиция похищения практиковалась реже чем сейчас, тогда обычно родители устраивали браки своих детей. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Айтилек в белом головном платке. Это символ того, что она поддалась желанию своего похитителя стать его женой. Мужчина похитил ее на следующий день после знакомства в Бишкеке. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

В отличие от кино, реальные истории не заканчиваются хеппи-эндом: жертвы обычая зачастую становятся наложницами и бесплатной рабочей силой в доме похитителя. Царящая в стране бедность лишь способствует распространению дикого обряда.

Согласно результатам исследований Института омбудсмена Кыргызстана, каждый год в стране похищают около 8 тыс. девушек, и большинство из них подвергаются насилию и побоям. 80 % своих узниц мужчины принуждают выйти замуж, а 20% удается вырваться из плена.


18-летняя Айтилек и ее муж Бактияф, похитивший ее на следующий день после знакомства в Бишкеке. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Вместе с тем, по данным МВД Кыргызстана, за последние 12 лет милицией было зарегистрировано всего 159 фактов похищения девушек, и, согласно милицейской статистике, уголовное дело возбуждается лишь в одном из 700 случаев.

Скудная статистика легко объяснима: большинство пострадавших и их родителей воспринимают дикую выходку как народную традицию, а не преступление, и не спешат обращаться в правоохранительные органы.


Одна из юрт во время свадебной церемонии. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

18-летняя Бахтыгуль, жительница Чуйской области, попросившая на называть ее фамилию в прессе, впервые увидела своего жениха, когда ее доставили к нему в дом. Предварительно Бахтыгуль схватили на улице и тащили, удерживая за руки и ноги.

По ее словам, “суженый”, оказавшийся вдвое старше ее, требовал согласия на женитьбу несколько дней, держа пленницу под охраной пожилых сообщниц – своих родственниц. После недели безуспешных попыток сбежать похищенная невеста отравилась найденными в доме сильнодействующими таблетками. Попав в реанимацию в состоянии комы, Бахтыгуль выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом.

Из больницы напуганный похититель отвез Бахтыгуль к ее родителям, а через год женился на другой и уже успел обзавестись детьми. “Он остался ненаказанным, – сетует пострадавшая, – До похищения у меня был молодой человек, за которого я хотела выйти замуж. Но теперь я никому не нужна”.


Учитель истории в средней школе 24-летний Ахмат Касимбаев (справа) и его друзья разрабатывают план по похищению 22-летней Динары по пути к ее дому. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

По данным Центральноазиатского института свободного рынка CAFMI, в Кыргызстане сегодня до 20 % безработных (официально – лишь 8%), а уровень бедности составляет 36,8%. Для сравнения: в Украине – 14%, России – 13%, Чехии – 9%.

Большая масса молодых людей, которые не учатся и не трудоустроены, сосредоточена в сельской местности – как в горах, так и вокруг крупных городов. У многих есть небольшие частные дома, но живут они лишь своим приусадебным хозяйством. Обзавестись женой для этого маргинального контингента означает лишь получить бесплатную пару рабочих рук.

Весной девушки оканчивают школу, а в семьях потенциальных женихов уже подыскивают, кто будет пасти скот и выполнять домашнюю работу, рассказывает Римма Султанова, специалист по мониторингу киргизского Центра помощи женщинам.


22-летняя Динара противится тому, что старшая родственница человека, похитившего ее, пытается надеть на девушку белый платок. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Платок обозначает то, что она сдалась и готова выйти замуж. Через 3 часа она, наконец, сдалась и позвонила родителям, чтобы сказать, что останется с Ахматом. В тот же вечер Динара вернулась к себе домой. На следующий день Ахмад подарил ей кольцо и снова привез в свой дом.


22-летняя новобрачная Динара в платке – символе брака. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Динару похитил Ахмат, который хотел на ней жениться. 5 часов она ему отказывала, но потом согласилась. «Я не очень хорошо знала Ахмада и не хотела оставаться здесь», – говорит Динара.


На следующий день после того, как Динара приняла предложение Ахмата, родственники Ахмата собрались, чтобы помолиться за свадьбу в доме ее семьи. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Утром перед свадьбой 24-летний Ахмат – жених – тащит овцу, приготовленную специально для этого случая. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

«Я искал нужную женщину целый год и был во многих местах, но так и не нашел ту самую. Я увидел Динару за 10 дней до того, как похитил, на базаре. Тогда подумал, что хочу жениться на ней». (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Родственники и друзья Динары помогают ей надеть фату в день свадьбы. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Динара и Ахмат молятся на свадьбе. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачные Динара и Ахмад веселятся в своей комнате в первую неделю совместной жизни. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Динара отдыхает от домашней работы на кухне в первую неделю семейной жизни с Ахматом. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачная Динара в доме своего мужа. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Рисунок пары в традиционных киргизских костюмах. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

К ала-качуу – традиции красть невесту – в старину в Кыргызстане прибегали в основном бедные молодые люди – те, кто был не в состоянии выплатить калым, то есть выкуп родителям невесты, рассказывают историки. Другая категория – женихи, имеющие влиятельных родственников, но желающие жениться на девушке из бедного сословия. Похищение было способом придать узаконенный вид брачным отношениям.

В обоих случаях обряд выглядел вполне пристойно и даже красиво: невесту наряжали в лучшее платье, она должна была сама выйти навстречу жениху – например за водой к ручью, где ее уже поджидали кунаки жениха. Родители обеих сторон заранее знали о готовящейся церемонии.

В советское время обычай подзабыли, а с распадом СССР и пробуждением национального духа ритуал снова вошел в обиход, правда, в извращенном виде. Впрочем, прослойка киргизов, занимающихся охотой на женщин, осталась прежней – это, как правило, люди небогатые, подчеркивают местные правозащитники.


18-летняя Чолпон сидит за занавеской в ожидании гостей на свадьбу. Двумя днями ранее ее похитил Аман. Чолпон видела Амана раньше, но они даже никогда не разговаривали.

«Когда меня привезли сюда, я отказывалась 6 часов. Но для киргизской женщины, если ты вошла в дом мужчины, уходить грубо, к тому же, старшие женщины уговаривали меня остаться. Наша традиция – уважать старших. Поэтому я в итоге сдалась». (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Чолпон и ее будущий муж Аман молятся во время свадебной церемонии. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Чолпон в своем новом доме – доме ее нового мужа Амана. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачные Чолпон и Аман. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


26-летняя Эльвира Касымова со своей 2-летней дочерью Адинай. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Из-за домашнего насилия она покинула дом своего мужа Азамата и теперь живет со своими родителями. Таксист Азамат похитил ее в 2004 году. Он привез девушку к себе домой и насильно удерживал ее там, принуждая к замужеству. Касымова рассказывает, что ее убеждали остаться с женихом и родственники Азамата. На выходе из дома они рассыпали хлебные корки – по традиции, наступивший на хлеб навлекает на себя проклятие.

«Я до этого никогда не встречала Азамата и не хотела выходить за него, но его старшие родственницы продолжали уговаривать меня. В Кыргызстане считается грубостью перешагивать через гостеприимство, и если женщина вошла в дом мужчины, она больше не считается чистой. Поэтому, чтобы избежать скандала, я сдалась. Теперь, когда я покинула дом мужа, я начала ходить в медколледж. Я хочу развестись и в будущем стать медиком».


Самая старая пара в поселке Салуу. 83-летний Эшен и его 82-летняя жена Турсун. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Эшен похитил Турсун в сентябре 1954 года. «Нам не нравится современный способ похищения невест, – говорят они. – Мы хорошо знали друг друга и обменивались письмами с признаниями в любви перед похищением. Сейчас же молодые люди просто похищают девушек, а это не наша традиция. Сегодняшнее несогласованное похищение – просто модная выходка».


Динаркул держит фотографию своей 19-летней дочери Урус Касымбай, которая покончила с собой после того, как ее похитили. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Урус училась на журналистку, и у нее был парень, за которого она хотела выйти замуж. Ее похитил 34-летний незнакомец, но через два дня ее родственникам удалось ее освободить. И все же на следующий день девушка покончила с собой. «Моя дочь была очень умной и веселой. Я против похищений невест в Кыргызстане», – говорит ее мать.


Мама (сидит справа), сестра (в центре) и парень (слева) Урус Касимбай скорбят на ее могиле. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Судья Сабир Суданбеков проверяет документы во время слушания дела. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Эксперт заключает, что малограмотные сельские жители не знакомы с законами и не только не осознают тяжести этих преступлений, но и косвенно их покрывают. Так, по рассказу правозащитника, мать девушки, которая убежала из дома жениха, встретила ее пощечинами и со словами: “Ты опозорила нашу семью этим бегством”. Она отказалась принять дочку, сбежавшую от злоумышленников, и заставляла ее вернуться в дом жениха.

Между тем уголовный кодекс Кыргызстана предусматривает даже отдельную статью за похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле. До недавнего времени она предполагала максимальное наказание – три года лишения свободы. С 2013-го срок увеличен до семи лет, а в случае, если жертва несовершеннолетняя, – до десяти лет. Тем не менее как раньше, так и сейчас похитители невест редко попадают за решетку.


Подсудимый 34-летний Сейтбек Имонакунов. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Он похитил Урус Касымбай, и хотя через два дня после этого семья забрала ее обратно, она повесилась во дворе на следующее утро. Сейтбека приговорили к шести годам тюрьмы за похищение и изнасилование.

С началом осени на Кавказе открывается сезон охоты на невест. И хотя местные власти пытаются искоренить старинный обычай при помощи законов, штрафов и проповедей духовных лиц, он, как говорят правозащитники, не только не искореняется, а наоборот, становится более дерзким.

Зарина Басаева баюкает своего младшего сына. Зарине 19 лет, а она уже мама двух мальчишек: Аслана , которому ещё нет и двух лет, и полугодовалого Исмаила . «Так получилось. Замуж я не спешила. Оканчивала 11 класс. А он меня украл», — рассказывает Зарина.

Зарину украл муж, когда девушка училась в 11 классе. Фото: Из личного архива

Он — это нынешний муж Зарины, 34-летний Ахмад . До замужества Зарина видела его лишь однажды: на торжестве общих друзей, куда девушка пришла вместе с сестрой и тётей. «Он мне не понравился тогда. Пытался завязать разговор. Я ему сказала, что он старый дядька. А у меня планы большие. Он ответил грубо: "Моей будешь". Через месяц его друзья украли меня прямо с уроков. Я плакала, пыталась убежать. А он мне угрожал: если имам придет, а я скажу, что не добровольно пошла, он меня убьёт. Стало страшно. Я согласилась».

Судьба Зарины похожа на многие судьбы девушек, проживающих на юге России. Сезон охоты на невест в этом регионе открывается, как правило, осенью. Как говорят, правозащитники — старинный кавказский обычай не только не забыт, скорее наоборот, становится более популярным.

«Мне всё равно, кого она любит»

«Кражей невест на Большом Кавказе мужчины занимались издревле. Это старинный обычай, и для жителей этого региона вполне нормальный», — говорит житель Дагестана Магомед Рагимов . Свою жену Магомед тоже украл. «Ждать не мог. Мне тридцать исполнилось. Надо было срочно жениться. Она меня знала, её брат был моим другом. И я ей нравился, она потом призналась. А то, что плакала в начале — это от счастья», — утверждает Магомед. По словам Магомеда, украсть невесту для южного мужчины — это доказать самому себе своё достоинство.

Истории похищения девушек похожи. Невесту выслеживают, подкарауливают момент, когда она находится одна, хватают, сажают в машину и увозят. «Самым дерзким похищением считается то, когда мужчина ворует девушку рядом с родительским домом», — рассказывает Магомед Рагимов.

— А если она не любит, или любит другого? — спрашиваю я Магомеда.

— Да уже без разницы, с кем она общается и кого любит. Если я решил её украсть, то я это сделаю, — отвечает он.

Нет выбора

По данным правоохранительных органов, за прошлый год на Северном Кавказе было принято около сотни заявлений от похищенных с целью женитьбы девушек. 10 из них дошли до суда. В соседней с Кавказом Волгоградской области возбуждено одно уголовное дело по факту похищения девушки. Как пояснили в правоохранительных органах, отдельной статистики по похищенным невестам они не ведут.

Кавказские правозащитники уверяют, что истинные цифры значительно выше. «Многие случаи похищения девушки с целью замужества до правоохранителей не доходят. Особенно если похищенная живёт где-нибудь в селе. Родители девушки боятся огласки. Считается, что если девушку похитили, то она уже запятнана. И чтобы избежать позора, девушку выдают замуж за её похитителя. А раз есть согласие, дело прекращается».

«Семья всегда выступает против похищения девушки. Может разгореться большой скандал: даже убить могут, — рассказывает правозащитник Светлана Кузнецова . — Так год назад в Ингушетии похищение девушки обернулось убийством троих человек. Родственник похищенной оказался сотрудником полиции. Разговор между родственниками жениха и похищенной девушки, как правило, ведётся на повышенных тонах. В данном случае скандал перерос в стрельбу в центре Назрани и убийство».

Обычно гасят конфликт между семьями старейшины рода. «Парни, ворующие девушек, нехорошо поступают с родственниками девушек. У меня на днях внучку украли. Если бы жених пришёл ко мне домой, как говорят у вас, просить руки моей внучки, я бы согласился», — говорит 70-летний Рамзан Курбанов . Он старейшина рода, у него было 4 жены, и, как признаётся старик, всех их он умыкнул.

— А что будете делать теперь, заберёте внучку?

— Нет, зачем забирать. Свадьбу сыграем. Пусть живёт.

«Сам закон поставил родственников похищенной с целью брака девушки в узкие рамки. Были случаи, когда родители похищенной забирали свою дочку назад. Но чаще всего похищения заканчиваются браком», — говорит правозащитник Светлана Кузнецова.

А я по любви хочу!

«Мне 16 было, когда он меня украл. Воровал два раза. Первый раз у него не получилось. Я упала на асфальт, царапалась, кусалась, кричала. Тогда мне удалось от него сбежать. Я родителям ничего не сказала: меня бы грязной посчитали. Второй раз у него получилось. Он меня схватил и прямо в машине изнасиловал. Потом бросил в каком-то доме. Куда ж я от него пойду. Поэтому, когда имам меня спросил, согласна ли я пойти за него замуж, я кивнула», — вспоминает Айшат .

Айшат воровали дважды, один раз ей удалось сбежать. Фото: Из личного архива

К сожалению, бывают случаи, когда справиться с эмоциональным надрывом девушка не может. Так, в июле 2014 года в небольшом селе Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области повесилась 17-летняя мусульманка. По словам местных жителей, девушка буквально была в шоке от знакомства с новоиспечённым супругом. Улучив минутку, юная невеста вышла во двор и, накинув на шею петлю, свела счёты с жизнью.

Месяцем ранее в селе Усть-Погожье Дубовского района Волгоградской области четверо молодых мужчин похитили 17-летнюю школьницу. По официальным данным Следственного управления следственного комитета по региону, мужчины несколько часов караулили девушку. Дождавшись, когда она выйдет из ДК, помощники жениха избили брата школьницы, а её саму силой усадили в автомобиль и увезли в Волгоград. Школьницу привезли в квартиру, где её уже ждал будущий муж. Молодой человек несколько часов уговаривал девушку пойти под венец. Поняв, что без согласия на брак её не отпустят, девушка согласилась, но с одним условием — похитители должны отвезти её в полицию, где она лично скажет следователю, что идёт замуж по доброй воле. Мужчины согласились и отвезли её в Дубовку в следственный отдел, где уже лежало заявление от родных. Теперь «жениха» и его друзей подозревают в похищении несовершеннолетней группой лиц по предварительному сговору или в пособничестве этому. Им грозит от 5 до 15 лет лишения свободы.

Против законов России и шариата

Власти Кавказских республик призывают изживать спорную традицию при помощи закона, шариата и миллионных штрафов. Так, в Чечне и Ингушетии похититель девушки должен заплатить родственникам миллион.

«Деньги не главное. Мы пытаемся донести до молодых людей, что похищение человека — это тяжёлая статья Уголовного кодекса, — говорит следователь из Ингушетии Ахмад Евлоев . — К сожалению, сколько ни бывал на судах, видел, как дела прекращались по примирению сторон. А я так считаю, если устроить показательный суд сразу над десятью похитителями и дать им лет по 15 каждому, молодым людям таким образом жениться расхотелось бы. А у нас клановость: все люди братья и родственники, с ними враждовать нельзя. Были у меня случаи, когда девушка, испугавшись своих родственников, оговаривала парня. Однако в ходе следствия выяснялось, что молодые любят друг друга и заранее договорились о похищении».

Некоторые молодые люди думают, что воровать невесту не противоречит мусульманским законам. Однако мусульманские духовные лица отрицают это. «Воровать запрещено. Это против шариата, — заверил нас имам Абдулла-хазрат Бата , — такого в Коране нет. Это древний обычай, а бывает, что девушки сами с парнями договариваются. Но для того, чтобы заключить брак, должно быть обязательно согласие девушки, иначе такой брак будет недействительным. Также обязательно и согласие родителей».

Без согласия девушки никах — мусульманский религиозный брак — не проведут, к примеру, в Турции и Алжире.

«Это в первую очередь неуважение к собственным родителям, — считает мусульманка Амина , — по правилам нужно посвататься. Нас с мужем имам сначала послал в ЗАГС, и только потом был религиозный брак. Именно для того, чтобы не прелюбодействовали под маркой религии. И насколько я знаю, самому имаму, который проведёт никах до официального брака, грозит серьёзное наказание, вплоть до лишения сана».

Молодые люди к духовным лицам прислушиваются, но соблюдать законы не спешат. Кражи невест на Северном Кавказе и в прилегающих регионах продолжаются. Большинство из них заканчивается свадьбами, и лишь некоторые судом и разводом.