Опыт работыТема: «Современные формы взаимодействия с родителями. Взаимодействие доу и семьи Актуальность взаимодействия доу с родителями

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важней ших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Цель:

1. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию.

2. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Противоречия

1. Сотрудничество родителей и детского сада обеспечивает полноценное психическое, интеллектуальное развитие ребёнка.

Использование только традиционных методов и форм работы с семьёй, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

2. Систематически проводятся родительские собрания, беседы, консультации.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними (низкий уровень посещения собраний, пассивность)

Самообразование

Цель

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжать поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьёй.

Большое значение в повышении моих профессиональных качеств, теоретических знаний имело самообразование. Изучение законов Министерства образования РФ: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», материалов совещания стали основополагающими документами в работе с родителями.

Анализ методической литературы, периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Старший воспитатель», «Вестник образования») способствовали систематизации уже известных методов и отбору наиболее эффективных приёмов работы с родителями. Наиболее актуальными из них считаю: семинары – практикумы, встречи – дискуссии, встречи – диспуты, устные журналы.

Взаимопосещения, собеседования со старшим воспитателем, опытными педагогами помогли приобрести необходимые навыки по созданию педагогических условий взаимодействия с родителями.

Стараясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни проводили «дни открытых дверей».

Считаю, что система непрерывного самообразования дала возможность повысить свой уровень профессиональной подготовленности к взаимодействию с семьями воспитанников на современном этапе.

Система работы по взаимодействию с родителями

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Имея большой опыт работы с детьми (31 год), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных социально-демографической карты показал: 90% наших воспитанников живут в полных семьях, 10% в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В подавляющем большинстве родители молодые, имеют среднее профессиональное образование. 60% семей составляют семьи с одним ребёнком, 40% - с двумя детьми. 50% родителей недостаточно информированы о деятельности ДОУ, 50% - готовы к сотрудничеству.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними.

На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.

На тематическом собрании «Юные математики» родители смогли оценить роль развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Познакомились с формами и методами развития логического мышления, памяти, внимания; узнали, как правильно научить ребёнка решать математические и логические задачи.

В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Вниманию родителей было представлено выступление детей (ритмическая гимнастика)

Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о тех проблемах. С которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

В ходе проведения консультации «Как отвечать на детские вопросы?» использовала прослушивание грамзаписи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Из консультации «Развиваем речь ребёнка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикую награждение участников выставок.

Регулярная организация фотовыставок «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «Новоселье», «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуется стенгазета «Фантазёры». Родители имеют возможность получать необходимую методическую помощь по вопросам воспитания и обучения детей, их оздоровления, о событиях, происходящих в детском саду. В подготовке газеты родители принимают непосредственное участие, т.к. в одной из рубрик родители делятся семейным опытом по воспитанию и развитию детей.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Результативность

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.

Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Полную версию работы с приложениями можно .

На чтение 11 мин. Просмотров 1.8k.

Взаимодействие детского сада с родителями — актуальная проблема. Родители даже должны иметь возможность при желании включиться в жизнь группы.

Цель взаимодействия с родителями – обучить их педагогической культуре. Важно понимать, что детское образовательное учреждение не способно заменить ребенка семью. Однако оно может и должно обогащать семью ребенка практиками воспитания, которые уже давно опробованы и показали свою эффективность в педагогической дошкольной системе.

Если развивать компетентность родителей , то можно раскрыть педагогический потенциал семьи. А этого можно достичь только, если включить родителей в воспитательный процесс на территории детского сада. Поэтому необходимо давать возможность родителям принимать активное участие в этом процессе.

Родители должны быть активными в нем, осознанно подходить к воспитанию своих детей, уметь делать это самостоятельно. Это позволяет вывести отношения с воспитателями на новый уровень, при котором родители проявляют инициативу в поддержании взаимодействия с детским садом.

Получается, что перед детским садом лежит задача не только развивать самих детей, но и предоставлять педагогическую помощь их родителям. Становится очевидным, что обеспечить ребенка необходимыми педагогическими условиями для его полноценного развития возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

Первое, что нужно сделать – это определить, каковы особенности домашней обстановки у ребенка. Насколько хорошо родители владеют педагогической культурой.

Для этого можно проводить анкетирование и беседы. Результаты этих мероприятий продемонстрируют, насколько хорошо родители понимают, как правильно воспитывать своего ребенка и нуждаются ли они в дополнительной консультации.

После подведения общих итогов нужно составить план, в котором прописать следующие направления работы: экологическое воспитание ребенка, его физическое развитие, формирование интеллектуальных способностей, привитие нравственных норм.

Работая с родителями, нужно выстраивать с ними диалог. При этом важно помнить о том, что нельзя создавать впечатление того, что родители являются учениками. Они должны чувствовать себя партнерами.

Цель и задачи взаимодействия детского сада с родителями

Важнейшая цель взаимодействия с родителями – научить их профессионально воспитывать своих детей.

Также взаимодействие детского сада с родителями решает и другие задачи:

  1. Общение с родителями позволяет определить семейную обстановку воспитанников;
  2. Позволяет оказать им помощь в виде совета и практическую поддержку;
  3. Развивает педагогически способности родителей;

Рассмотрим подробнее направления, по которым проводится работа с родителями на территории детского сада.

  1. Информационное направление. Это дает возможность контактировать с родителями ребенка. Воспитатель получает информацию об интересах и потребностях родителей, понимает их запросы, определяет уровень их педагогической подготовки. Для изучения семейной атмосферы нужно провести анкетирование.
    С помощью анкетирования можно определить структуру отношений в семье, узнать ее специфические особенности, методы домашнего воспитания.
  2. Познавательные свойства. Цель воспитателя – дать родителям все необходимые знания о воспитании детей. Для этого родители должны поддерживать контакты со всеми сотрудниками детского сада, связанными с их ребенком. Например, это могут быть логопеды, дефектологи, педагоги по физкультуре, психологи, медицинские работники, музыкальные учителя.

Общаясь с персоналом детского сада, родители могут лучше понять особенности своих детей, связанные с их возрастом и психологией. Также они приобретают знания о современных подходах к воспитанию детей и обучению их некоторым практическим видам деятельности.

Это позволяет значительно улучшить воспитательную культуру семьи. Это изменяет точку зрения родителей на воспитание ребенка в домашних условиях.

Методы взаимодействия с родителями

взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.

К традиционным методам относятся: родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, с родительским комитетом, проведение консультирования и бесед, организация семинаров, тренингов и конференций, проведение круглых столов.

К нетрадиционным методам относятся: организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность, ведение устного журнала.

Формы сотрудничества с родителями

Рассмотрим некоторые из перечисленных форм сотрудничества.

Собрания

Собрания проводятся с целью совместного решения связанных с воспитанием вопросов. На собраниях также обсуждаются вопросы здоровья детей, их развития и образования. Если появляются определенные проблемы, их также нужно обсудить на собрании. При этом собрания проходят в форме активного диалога с родительским составом. Можно выбирать самые разные темы для собрания, главное – чтобы они соответствовали ожиданиям и интересам семей.

Сотрудничество с комитетом родителей

Комитет – это объединение некоторых родителей, проявляющих наибольшую активность, которое создается для совместного решения воспитательных и образовательных задач в пределах детского сада.

С их помощью организовывается взаимодействие детского сада с родителями со всем родительским составом. Они участвуют в подготовке группы к новому учебному году, организуют подписку необходимых печатных изданий, проводят различные мероприятия, организуют праздники и развлекательные мероприятия, проводят разные акции.

Консультации родителей и беседы с ними

Это позволяет поддерживать активный обмен мыслями с родительским составом по разным вопросам. При этом можно выбирать любые актуальные темы и направления.
Планируя проведение консультации, нужно учесть запросы родителей, постараться охватывать как можно больше сторон воспитания их ребенка.

Посещение дома семей

Это позволит лучше познакомиться с каждым ребенком и понять, как он живет у себя дома.

Очень важно тщательно продумывать каждое посещение. При непринужденном общении можно узнать много информации о ребенке, понять, какие у него есть интересы и увлечения.

Организация конференций

Конференции проводятся для того, чтобы развивать педагогическую осведомленность родительского состава. Можно обсуждать самые разные темы.

Причем во время конференции можно привлекать к участию не только родителей, но и различные общественные организации. Во время конференции могут выступить представители медицины, полиции, сотрудники отдела образования другие специалисты, связанные с дошкольниками.

Взаимодействие детского сада с родителями — Организация обучающих игры для родителей

Игры можно посвящать самым разным темам и направлениям. Например, можно поговорить о том, как путешествовать со своими детьми. Также обсудить, как организовать прогулки, как проводить выходные дни, как готовить и другие темы.

Также можно проводить игры, позволяющие освоить некоторые педагогические приемы. Это позволяет в интересной форме получить знания о правильно воспитании детей, отработать на практике некоторые модели действий.

Также подобные игровые ситуации позволят родителям проанализировать собственные ситуации в семье и найти наиболее подходящее для них решение. Различные специалисты и педагоги могут оказать им в этом помощь.

Организация презентации

Презентация – это метод взаимодействия с родителями, который возник совсем недавно. Нужно хорошо прорекламировать деятельность детского учреждения. Родители должны знать устав организации, программу, которая применяется на территории детского сада. Они должны быть знакомы с коллективом, с работающими специалистами.

Во время презентации родители получают нужную им информацию о том, как проводится работа с их детьми, какие дополнительные услуги предлагает детский сад.

Взаимодействие детского сада с родителями — Организация дней добрых дел

Это форма сотрудничества может помочь развить теплые отношения с каждым из родителей. Родители могут помочь организовать предметное пространство, отремонтировать мебель, привести игрушки в хорошее состояние, принести новую одежду для кукол или сшить костюмы для предстоящих мероприятий.

Также родителей можно привлечь к озеленению территории вокруг детского сада, попросить помочь в косметическом ремонте. Некоторые родители могут привезти песок в песочницы. Существует множество добрый дел, которые могут сделать родители для детского сада, в который ходит их ребенок.

Проведение тренингов

Во время тренингов можно устраивать игровые задания, которые позволяют оценить разные методы взаимодействия с ребенком. Во время игрового тренинга родители лучше учатся общаться со своими детьми и узнают новую информацию об их воспитании.

Организация совместных видов деятельности

Любая совместная работа, во время которой родители не просто получают результат, но являются активными участниками процесса. Естественно, организуемая деятельность должна быть связана с воспитанием их детей.

Организация дней открытых дверей

Во время этих дней родители должны иметь возможность познакомиться с методами проводимой с детьми работы. Они лучше узнают стиль общения воспитателей с ребятами, сами включаются в групповую жизнь своих чад.

При этом можно впускать не только пап и мам, но и бабушек и дедушек, а также других членов семьи. Они должны иметь возможность посетить все помещения, лучше узнать условия, в которых находится их ребенок большую часть своей жизни.

Организация мини-собраний

Для мини-собраний нужно найти одну интересную семью, изучить ее опыт воспитания ребенка дома. Далее эта семья должна пригласить к себе две-три другие семьи, которые имеют те же принципы воспитания дома. В результате собирается небольшая кампания, которая обсуждает актуальные и интересные темы.

Организация почты Доверия

Это достаточно новый метод взаимодействия с родителями, с помощью которого можно развить доверительные взаимоотношения родителей с сотрудниками детского сада. Родители могут рассказать о своих проблемах, связанных с воспитанием, и получить консультационную помощь в этом вопросе.

Создание сайта учреждения

Сегодня резко возрастает потребность родителей в получении информации о воспитании детей. Меняющиеся условия жизни побуждают родителей искать актуальную информацию о педагогической культуре. Они должны быть в курсе всего, что происходит на территории детского сада, куда ходит их ребенок.

Поэтому на сайте можно разместить множество полезной информации: это могут быть различные разделы с информацией о саде, принятые нормативные акты, достижения организации, информация о действующем коллективе и обязанностях разных специалистов, можно рассказать о проводимых на территории сада мероприятиях.

Также можно размещать различные консультационные материалы. На этом же сайте можно выкладывать новости, презентации и фотографии.

Еще одним направлением сотрудничества с родителями является наглядно-информационное. Можно организовать специальный родительский уголок, кода родители могут приносить свои семейные фотографии.

Также различные стенгазеты, бюллетени, объявления. Здесь же можно организовать выставку творчества детей и место, куда родители могут писать свои предложения по работе детского сада.

Взаимодействие детского сада с родителями — Наглядные информационные модели

Обсудим более подробно некоторые наглядные и информационные модели.

Родительский уголок

Сюда можно помещать разную информацию для родителей. Это может быть и режим дня группы, и информация об образовательных мероприятиях, и меню на каждый деть. Здесь же родители могут найти полезные советы и различную справочную информацию.

Папки

В этих папках можно использовать материал на самые разные темы. Главное, подобрать его так, чтобы он был актуален в силу текущей лексической теме.

Организация стендов

На стендах выкладывается разнообразный материал, полезный и интересный детям. Например, можно посвятить стенд дорожному движению, либо пожарам, либо родителям детей. Также сюда можно выкладывать творческие работы детей.

Фотоальбомы

В них помещаются фотографии, которые принесли дети или их родители. Так можно познакомиться с семейным очагом каждого ребенка. Это позволяет детям проявлять любовь и уважение к своему дому и к своей семье. Дети хранят альбомы семейных фотографий в своих шкафчиках или полочках в спальне или в группе.

Стенгазеты

Это достаточно старый и эффективный метод организации наглядного взаимодействия с родительским составом. Он позволяет привлечь внимание родителей к жизни детского сада. На стенгазеты можно помещать информацию о интересных мероприятиях.

Также дети могут делиться своей семейной жизнью: творчески изображать свои праздники, своих родственников, совместные интересные мероприятия.

Плакаты

Они позволяют в наглядной интересной форме разместить полезную и актуальную информацию. Например, о ядовитых грибах и ягодах. О спорте и здоровье. О безопасности на дорогах и т.д.

Выставки

Благодаря выставкам можно продемонстрировать родителям достижения их детей в сфере освоения программы сада.

Печатные памятки или брошюры

Это дает возможность предоставить родителям информацию о концепции учреждения. В памятках можно описывать полезные советы для родителей. Например, как воспитывать детей. Или как защитить их от простуды. Или что делать во время болезни. Или как подготовить ребенка к школе.

Организация досуга

Еще одним направлением работы с родителями является организация досуга.

Праздничные мероприятия

Позволяют весело провести время детям, родителям и педагогическим сотрудникам.

Совместный театр

Дети готовят театральную постановку. Родители помогают им заучить слова, шьют для них костюмы и создают красивые декорации. Детям очень нравятся такие мероприятия. Обычно они получают много впечатлений и испытывают радость от своих и чужих успехов.

Выставка семейных ценностей

Дети могут принести разные материалы для выставки. Например, старые игрушки, сохранившиеся еще от пап и мам, красивые старые открытки и многое другое, что сохранилось в семье со старых времен.

Организация экскурсий

Это позволяет укрепить отношения родителей и детей. Родители принимают участие в организации, создают фотографии и видео-фильмы на тему проведенной экскурсии.

Таким образом, необходимо использовать разные формы сотрудничества с родителями: как уже сложившиеся традиционные, так и свежие эффективные формы.

Условия, позволяющие организовать эффективное взаимодействие детского сада с родителями, будут обсуждаться в одной из следующих статей.

Взаимодействие ДОУ с родителями

Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад № 4» ОАО «РЖД», г. Бологое
Описание материала: Предлагаю Вам методическую разработку по теме «Взаимодействие детского сада с родителями». Данный материал будет полезен в работе воспитателей с родителями детей дошкольного возраста. Разработка направлена на изучение запросов родителей к условиям обучения и воспитания детей в детском дошкольном образовательном учреждении, на укрепление взаимоотношений между родителями и педагогами.

Взаимодействие детского сада с родителями.

Цель: Устранить психологический барьер в отношениях между родителями и педагогами в дошкольном учреждении, обогатить родителей педагогическими знаниями в воспитании и обучении детей, установить партнёрские отношения между педагогами и родителями для создания оптимальных условий для пребывания ребёнка в детском саду.
В последнее время отмечается возросший интерес родителей, дети которых только поступили в детский сад, как к системе образования в дошкольном учреждении, так и к методам воспитания в семье. Нестабильность и противоречивость социальной ситуации в нашей стране привела к резкому возрастанию количества семей (особенно среди молодых родителей) оказавшихся в трудной ситуации по вопросам воспитания собственных детей. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Как правило, всё это, не приносит позитивных результатов. Детский сад, как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь родителям овладеть необходимой педагогической информацией и знаниями. Для этого отбираются педагогические и психологические методики изучения компетенции родителей в вопросах воспитания детей, а так же круг вопросов, которые больше всего волнуют родителей.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребёнка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОУ и семьи. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед нами задач.
В основу моей системы работы с родителями положено изучение семей (наблюдения, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и др.), обучение, консультирование, информирование и просвещение родителей в психолого-педагогическом направлении. С первых дней пребывания малыша в группе стараюсь расположить родителей, сделать их активными соучастниками воспитательного процесса. Знакомлюсь с семьями малышей, с их традициями, интересами, с тем, как ведёт себя ребёнок дома, изучаю его индивидуальные особенности. Анализируя полученные данные, планирую методическую и консультативную работу.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей для согласования воспитательного воздействия на ребёнка, я предлагаю родителям небольшой опросник - целью которого является, выявление запросов, проблем (если таковые имеются) и пожеланий родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в нашем ДОУ просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.Охотно ли Ваш ребёнок идёт в детский сад?
- да
- нет
- не всегда
2.На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду?
- на общее развитие
- на подготовку к школе
- на развитие художественно-эстетического вкуса(музыкальное, изо-деятельность, театрализованная деятельность)
- на приобщение к русской национальной культуре
- на экологическое воспитание
- Ваше предложение……
3.Отметьте, пожалуйста темы, которые Вы хотели бы обсудить с педагогами и специалистами:
Как воспитать здорового ребёнка
Воспитываем в ребёнке самостоятельность
Как подготовить ребёнка в школе
Как развить творческие способности детей
Как правильно общаться с ребёнком
Развитие и нарушение речи ребёнка
Гиперактивность детей
Воспитание культуры поведения у ребёнка
Что должен знать и уметь ребёнок определённого возраста
Как уберечь ребёнка от несчастного случая
Ваш вариант…………..
4.Что бы Вы хотели изменить в жизни ДОУ?
- в образовательном процессе
- в воспитательном процессе
- в работе с родителями
5.Чтобы вы хотели узнать об обучении, воспитании и развитии ребёнка?
- всё
- ничего
- не знаю
6.Желали бы Вы получить консультации по вопросам воспитания ребёнка?
- психолога
- мед.работника
- педагога-логопеда
-другого специалиста
7.Ваши пожелания к работе нашего ДОУ………
Просим Вас указать фамилию, имя, возраст ребёнка.
Спасибо!
Изучение запросов родителей, систематизация вопросов, которые они чаще всего задавали, позволяют более дифференцировано отбирать формы и методы взаимодействия с ними.
Для выявления уровня педагогической культуры родителей в начале учебного года мною была разработана и предложена анкета, собраны необходимые данные, на основе которых была выстроена система работы:

Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в исследовании с целью выявления педагогической просвещенности родителей и актуальности проблем, связанных с воспитанием детей в современной семье. Содержание Ваших ответов никому не будет известно и будет использовано лишь в целях исследования. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выберите один из вариантов ответа.

1.С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка:
- не послушание ребёнка
- испытываете недостаток педагогических знаний
- ребёнок растёт нервным
- нет трудностей
2.На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка:
- слушаете передачи по радио и телевизору
-посещаете лекции для родителей
- на основе рекомендаций специалистов
- используете жизненный опыт
- читаете педагогическую литературу
3.Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными:
- поощрение
- наказание
- лишение развлечений
- проявление Вами обиды
-требование
-приучение
4.Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:
-словесная похвала
-подарки
-лесть
5.Какие виды наказания наиболее действенны в Вашем воспитании
-физические наказания
-словесная угроза
Спасибо!
Большинство родителей отмечают, что им не хватает педагогических знаний по вопросам воспитания, они путаются в методах воздействия на ребёнка.
На практике я выяснила, что наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Если родители воспитывают ребёнка только добротой, постоянно исполняя его желания, требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастает безвольный ребёнок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбие. Ему будет присущ эгоизм. Если же ребёнка воспитывают только строгостью, постоянно требуют от него какого-то выполнения чего-то, контролируют каждый шаг и при этом проявляют не удовольство, в такой семье ребёнок вырастает, как правило, с чертами грубости, лицемерия, лжи, жестокости и т.п. Большинство отечественных и зарубежных педагогов, а также родителей сходятся во мнении, что в воспитании детей одновременно необходима и любовь и требовательность их органическая связь и взаимодействие - золотая середина, к которой должны стремиться. Вот почему так важно обогащать и расширять педагогические знания среди родителей.
В своей работе я опираюсь на то, что родители, педагоги и весь коллектив нашего ДОУ - это партнёры с единым пониманием целей и задач педагогического процесса, и максимально использую воспитательный потенциал коллектива и семьи в совместной работе. Единая воспитательная среда. Это не только единые требования к ребёнку в детском саду и дома, но и активное участие родителей в жизнедеятельности группы. Я использую различные активные формы и методы работы, с родителями помогающие наладить эмоциональный контакт, такие как:
- беседы с родителями;
- посещения семей воспитанников;
- групповые родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями;
-совместные экскурсии;
- дни общения;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- оформление фотомонтажей;
- работа с родительским комитетом группы;
- тренинги;
- семинары-практикумы;
- круглые столы;
- родительские конференции;
- библиотека-передвижка с психолого-педагогической литературой для родителей и др.
На протяжении всего учебного года мною проводится анкетирование и опрос родителей. Наиболее важные для них вопросы становятся темами обсуждения на наших собраниях и «Семейных гостинных». Каждому родителю интересно. Как малыш адаптировался, как ведёт себя в группе, появились ли у него друзья. Как живёт малыш в группе, родители узнают из личных бесед с воспитателем, из плана работы на день, из продуктивной деятельности, из листов наблюдений. Рассказывая о ребёнке, о том какие позитивные стороны личности проявляет малыш, какие достижения или трудности он пережил за день, у нас налаживались отношения с каждым родителем.
На основе проделанной работы, с родителями группы у нас наладились хорошие отношения. В нашем общении нет главных – мы партнёры. Если необходима педагогическая помощь в плане воспитания, я с удовольствием откликаюсь на это. Но и наши родители часто предлагают свою помощь по обустройству развивающей среды для наших малышей, высказывают своё мнение по тому, или иному вопросу. Мы совместно устраиваем субботники, обустраиваем групповой участок. Часто проводятся совместные с родителями праздники для наших малышей. Вместе с родителями мы организуем дни рождения детей в группе. Родители готовят для детей маленькие концерты, они проходят весело и дети, конечно же в восторге. Совместно с родителями были подготовлены фото- выставки « Мамы разные нужны, мамы всякие важны!», «Где работает мой папа», «Наши любимые бабушки, дедушки!».
Только партнёрские отношения, ориентированные на семью и её запросы, формы и методы работы дадут положительные результаты и помогут выстроить систему по психолого-педагогическому просвещению родителей, целью которого является всестороннее и полноценное психическое и физическое развитие ребёнка. Анализ деятельности по вопросу взаимодействия с семьёй позволяет сделать вывод: оптимизация сотрудничества педагогов и родителей устанавливает обратную связь. Создание единого образовательного пространства позволяет повысить качество оказания оздоровительных и педагогических услуг. В сложившихся социальных условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского образовательного учреждения. И семья и детский сад по- своему передают свой опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Семинар- практикум

«Пути совершенствования взаимоотношений педагога
ДОУ с родителями»

Цель: совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.

План семинара .

1.Теоретическая часть. Сообщение «Актуальность проблемы взаимоотношений педагога ДОУ с родителями»

2.Упражнения для совершенствования навыков общения.

3.Рефлексия.

Ход проведения семинара-практикума:

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которых можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь в его развитии.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

1. Упражнения для совершенствования навыков общения.

Упражнение «Психологическая речевая настройка».

Цели: формирование положительного эмоционального фона в группе; создание атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение речевых настроек – установка на хорошее настроение. Речевые настройки должны показывать участникам, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения.

Я рада видеть вас всех. Пусть эта встреча принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. Давайте улыбаться друг другу, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности физиологические (например, голод) и психологические (например, потребность в положительных эмоциях). И во все времена эта (последняя) потребность удовлетворялась в ходе общения. Способность к общению у человека врождённая. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Воспитатель – важный источник общения детей и взаимодействия родителей друг с другом.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Упражнение «Окно».

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.

Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте ее через стекло. Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче расшифровать содержание ситуации.

Общение воспитателя и родителя – тема деликатная и ответственная. От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя.

Задание «Изменяем ролевую позицию в общении».

Согласно Эрику Берну, в каждом из нас живет как бы одновременно три человека: «Родитель», «Взрослый» «Ребенок». Позиция «Я» как «ребенка» - подчеркивается особой чувствительностью, ранимостью, зависимостью, подчиненностью. Позиция «Я» в роли «родитель» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослый» - подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трех ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке».

Для развивающего общения педагога с родителями необходимо осваивать психотехнику диалога, уметь слушать, держать паузы, владеть голосом, мимикой, движениями; взять под контроль собственную неприязнь к человеку.

Вручение памяток воспитателю «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта».

Вывод: находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция «сверху», «снизу», «рядом».

Упражнение «Минута на разговор»

Участники делятся по парам. Задания участников – вести беседу. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, отпуск и др.. В конце занятия – выводы. Умение слушать людей как конкретное проявление интереса к людям. Нередко люди не обращают внимание на то, что признаком интересного собеседника является не столько умение говорить, сколько умение слушать.

Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в ваших группах? Предъявляют ли родители какие -либо претензии?

Эти упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»

Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликтов, находить и реализовывать правильное поведение в сложившейся ситуации.

Конфликтные ситуации могут возникать по следующим причинам. Родители не удовлетворены:

    Положением ребенка в коллективе;

    Образовательными программами ДОУ;

    Отношением воспитателя к ребенку.

Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензию. Какие еще претензии могут предъявить родители? Как мы должны отвечать на них?

(Воспитатели делятся на пары, в которых один - родитель, предъявляющий воспитателю претензию, другой - воспитатель, который должен ответить на претензию).

    Способность к общению – профессиональное качество педагога.

    Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

    Не отталкивайте – наоборот, привлекайте к сотрудничеству.

    Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца или матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

    Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиции равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Людям нравится ощущать собственное значение.

    Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.

В одном случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя. В третьих – укрепите уверенность отца и матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть терпеливым, настойчивым, наладить жизнь своего ребенка.

Покажите родителю свое доброе отношение к его ребёнку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят доброжелательные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становиться ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

Ищите новые пути сотрудничества с родителями.

Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать с какими проблемами он сталкивается в воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, который испытывает сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, но сумел их преодолеть.

Не стремитесь во что бы то не стало отстоять свою позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что он прав, а тогда, когда сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагает, чтобы отец забросил свои увлечения и занялся ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искреннее этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится. Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще, посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Можно утверждать. Что ваша беседа с родителями пойдет более успешно, если:

Во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации.

Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.

В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку.

И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.

Упражнение «Предложите свой вариант реагирования в ситуации».

Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.

Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно дает понять родителю, что внимательно слушает его и слышит его. При этом педагог несет ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в создавшуюся ситуацию общения: «Как бы я почувствовал себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», т.п.

Условия, необходимые для оптимального педагогического общения:

Проявляйте искренний интерес к человеку, преодолевайте свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.

Учитесь слушать людей, это конкретное проявление интереса к людям.

Старайтесь быть доброжелательным по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо действует закон взаимного отклика.

Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.

Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворить, проявляйте интерес к интересам другого человека

Упражнение «Рука».

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, агрессия рождает агрессию.

Упражнение «Выбери адекватный способ поведения».

Цель: осознание воспитателями ответственности за выбор способа поведения в конкретной ситуации.

Воспитатель огорчен тем, что на групповой встрече родителей, которую они сами оценили как весьма полезную и интересную для них, отсутствовали некоторые из тех, кому было бы особенно полезно услышать то, о чем шла речь.

Задание. Выбрать и обосновать один из предложенных вариантов действий воспитателя.

1 вариант. Подготовлю в папку-передвижку все материалы проведённой встречи и предложу по очереди каждому из родителей, кому не удалось прийти, для самостоятельного знакомства с темой.

2 вариант. Выскажу свое неодобрение родителям, не пришедшим на встречу, в форме замечания, например: «Очень жаль, что вам не удалось прийти…».

4 вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.

5-й вариант. Не буду придавать факту отсутствия некоторых родителей на встрече особого значения: участвовать в них или нет – право родителя.

6-й вариант. Попробую сначала разобраться в себе, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь своими переживаниями с каждым непришедшим родителем, подчеркну в то же время, что они вправе сами решать, участвовать во встрече или нет.

Игра «Разные мнения».

Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я- родитель» или «Я- воспитатель».

Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее мнение о своем ребенке, надеются на оказание помощи при необходимости.

Педагоги в позиции «воспитатель», в свою очередь ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности,внимания и понимания.

Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких–то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.

Знание или представление об ожиданиях друг друга помогают сблизить позиции воспитателя и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненному интересам ребенка.

В позиции «Я-воспитатель» педагоги называют качества, необходимые при организации и проведении родительских собраний, такие как: как тактичность, подготовленность, организованность, умение подводить итоги и принимать решения, психологическая компетентность.

В позиции «Я-родитель» участники семинара высказывают страхи и опасения услышать плохое о своем ребенке, выражают надежду на помощь педагога, демократическое общение, заявляют о готовности помочь воспитателю.

Педагоги в процессе обсуждения говорят, что работа с родителями не должна исчерпываться только выдачей оценочной информации об образовательной деятельности ребенка, это взаимодействие ведется с целью просвещения родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят воспитатели, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагога, приняли эту позицию. От того, насколько воспитатель сумел найти подход к родителю, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.

Бланк к игре «Разные мнения»

Список использованных источников

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Архангельский В.Н., Кучмаева О.В. Личность, семья, общество: взаимодействия в современных условиях // Семья в России. — 1996. — №2. — С.64-84.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П.Беспалько. — М.: Педагогика, 2000.- 192с.

5. Бикбулатов Р.Р. Комплексный подход в решении социально-психологических проблем современной семьи // Современная семья: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. — Казань: Отечество, 2000. — с. 23-29.

6. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью /Л.Виноградова // Воспитание школьников. – 2005. — № 6. – с.9-16.

7. Власюк И.В. Семья как социокультурная ценность. Монография – Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2006 – 200с.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1999 г.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

11. Зимина А.И. Работа с родителями / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. — № 6. – с. 104-106.

12. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.

13. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

14. Рындак В.Г. Мы родом из детства//Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе//монография/В.Г.Рындак-М.;Оренбург: Пед.вест.ОГИМ, 2006.-203с.

15. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997.

16. Татаренко, В.Я. Семья и формирование личности/В.Я.Татаренко.-М.:Мысль,2003.-352с.

17. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классного руководителей / Т.А. Фалькович Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова – М. 5 за знания, 2005. – 240 с.