Некоторые интересные факты о советском союзе и его жителях. Советские женщины — минутка откровения

Вся правда о советских женщинах

Мы хотим рассказать вам о жизни женщин, которые проживали в СССР. Обратную сторону образа спортсменок и комсомолок и все тяготы жизни женщин тех лет.

Нынешние 20-30-ти летние не догадываются, что большинство женщин "за 30" в Советском Союзе были неухоженными, ужасно одетыми, нездорово толстыми и с плохими зубами.


Неверующим достаточно посмотреть пристрастно "Служебный роман". Ну и сколько лет Мымре?

Вины их в этом не было. Ну, ни капельки. Их вынудили жить по тем правилам, по которым жили их бабушки и мамы.


Плюс к тому, как в 30-х посадили женщину на трактор, так и забыли ее оттуда снять.


Впрочем, именно ей советской женщине - Блондинке на тракторе - мы во многом обязаны победой в отечественной войне. Вы тут-же скажете, а как-же товарищ Сталин и товарищ Жюкофф?

А так, только Благодаря нашим женщинам мы смогли призвать гораздо больше солдат, чем могла себе позволить Германия. Да и любая другая страна, за исключением пожалуй Китая...


Немцы, к примеру, до 1944-го не призывали специалистов. Почти треть годного к призыву контингента оставалась в тылу! Не могла, да и не хотела, немецкая фрау заменить мужа у станка! Три небезъизвестных "К", а наши смогли. Впрочем, не совсем добровольно, но смогли.

За это пришлось заплатить высокую цену - нынешние проблемы с демографией именно оттуда, из тех времен. Ибо как только вы вытаскиваете женщину из "трех К" - получаете одного ребенка в семье. И никак иначе... Подвели нас русские бабы...


Но давайте вернемся к экстерьеру советской женщины и подумаем, откуда им что было взять? . В стране победившего социализма практически для всех гигиенических целей использовалась только вата, к олимпиаде появились прокладки типа "мочалка" и изделие №2 "проверено электроникой"...


А из косметики советской женщине была доступна пудра, скорее напоминавшая дуст да тени, похожие на гуталин. Еще был популярен химический карандаш - вполне обычный, а не косметический и лак для паркета в комплекте с ацетоном. И это заметим в жирные 70-е...


Опять -же к началу 80-х произошли некоторые подвижки. Иногда в Ванде "выбрасывали" польскую косметику, которая, как потом оказалось использовалась самими поляками для оформления покойников, ибо они могли достать французскую. Позже появились и французские бренды, правда чаще всего они производились в Сирии или Египте по лицензиям.


Духи "Любимый букет императрицы" - они-же "Красная Москва" вплоть до тех-же 80-х, оставались единственным приличным запахом выпускавшимся могучей парфюмерной промышленностью.

Никакой линии бикини, да и вообще советская женщина считалась "шикарной" - если позволяла себе целые колготки под брюки... А если она позволяла себе их не стирать...Но такой роскоши вплоть до середины 90-х мне видать не приходилось. Даже в ванной у замминистра РСФСР сушились, правда целые, колготки..

На голове советские женщины, как правило, носили химию. Это такое извращение типа перманент. Волосы от этого у них были похожи на проволоку и к старости некоторые становились лысыми. Из красок для волос была доступна Хна, перикись водорода и басма. Ближе к Олимпиаде появились еще какие-то, но мне кажется ненадолго.


Многие носили прическу, в нее обычно подкладывали рваные чулки или клубочки шерсти, а дамы носившие прическу типа Матвиенки - каждый вечер накручивали волосы на железные бигуди. Кстати интересно, тетя Валя в бигудях спит или это парик...


Представляете чувства мужа, когда он приходил с работы и видел на кухне жирное чудовище с полным ртом стальных/золотых зубов, огурцами на щеках (для ухода за кожей), волосатыми ножищами и в голове у чудовища стройными рядами лежали пластиковые ряды модных тогда термобигудей. Не представляете - и не надо. Но главное у соседа была точно такая-же... Так что социальная справедливость была налицо...

Кстати о зубах. Если сейчас " голды" во рту - признак явной провинциальности - в то время это был признак достатка. А первая пневматическая бормашина в Москве появилась только в 1975 году... А что такое амальгама - вам лучше не знать.

Нижнее белье советской женщины в 90 процентах случаев - было выпущено в Советском Союзе. Чаще всего это были бесформенные трусы и такой же бюстгальтер, напоминавший скорее портативный парашют.

Окрашенные в светлые тона Они содержали до 146% искусственных тканей. За что надо сказать отдельное спасибо нашему могучему ВПК и ссоре с китайцами... Капрон в 70 появился благодаря необходимости изолировать провода ПТР.


Верхняя одежда была чуть получше, но тоже не особо. Некоторые шили себе сами, но достать нормальный материал тоже было проблемой. Каракулевые и нутриевые шубы пошитые в многочисленных ателье напоминали тяжелый бронежилет, как по покрою так и по весу. А шапки, ах эти шапки из хвоста сибирской лисички... А Драповые пальто , Дизайн которых был утвержден кажется еще Луначарским...


Обувь требует отдельного спича, в столице в 70-х была популярна Чешская обувь с бывших Батевских заводов в Брно. Очень ноская, удобная, но не эстетичная. А югославские сапоги, стоили ровно зарплату инженера. Месячную.

Впрочем если всю эту штукатурку и дерюгу с советской женщины снять - она там была симпатичная, но страна северная, плюс квартирный вопрос... Да и комсомол с профком бдили...


Это не значит, что я пытаюсь доказать правоту той фригидной кретинки, что вякнула во время телемоста мол "в СССР секса нет". Нет, просто красивой советская женщина была очень недолго. К 30-ти годам большинство выглядело на современные 40.Ну а в 40 на 50 с гаком. Это и сейчас бывает, а тогда вырваться из этого замкнутого круга могли только знаменитости, да и то не все.


Свою роль играло также массовое применение женского труда на тяжелых и малооплачиваемых работах. Это сейчас костыли в шпалы в основном таджики бьют. Они-же и дворниками служат. А в СССР это были Женские работы....Как кстати и асфальтоукладка... Крановщиц было много...


Трудно было советской женщине оставаться женщиной, но природа брала своё, иначе я этого не написал - бы, а вы не прочитали...

Да что там говорить, при том, что среднеевропейский возраст климакса последние 40 лет составляет 52 года, в СССР он находился практически на нижней медицинской границе - в районе 43-44 лет.

МЕТКИ: из инета

http ://klikabol .mirtesen .ru /blog /43367091256/Vsya -pravda -o -sovetskih -zhenschinah /?pad =1

Жизнь в СССР отличалась от современной, а некоторые детали уже мало кто помнит.
Предлагаю вашему вниманию некоторые интересные факты о Советском Союзе и его жителях.

Граница Советского Союза была также самой длинной в мире, свыше 60 000 км, а граничил он с 14 государствами. А вот протяжённость границы современной России почти такая же — около 60 900 км

С 1941 года граждане СССР, у которых не было детей, должны были платить налог на бездетность. 6% от зарплаты приходилось отдавать бездетным мужчинам в возрасте 20-50 лет и бездетным женщинам в возрасте 20-45 лет

За все годы существования лотереи "Спортлото" все шесть из 45 чисел были отгаданы всего три раза.

В настоящем советском паспорте на развороте довольно быстро появлялись отпечатки ржавчины от скрепки из обычной стали. Именно на этом попадались иностранные агенты, поскольку иностранные подделки паспортов скреплялись изделием из нержавейки, которые следов не оставляли.

В СССР потеря партбилета была гораздо страшным происшествием, чем потеря паспорта. О таком герое, потерявшем самый важный документ даже сняли фильм "Партийный билет", который позже даже прозвали фильмом ужасов.

Любопытно, но в Великой Отечественной на стороне СССР также воевал Гитлер. Красноармеец-пулеметчик Семен Константинович Гитлер, еврей по национальности, при обороне высоты боец пулеметным огнем уничтожил более сотни солдат Вермахта.

Формально главой СССР дольше всех был Михаил Калинин, который 16 лет занимал пост Председателя Президиума ЦИК СССР, а затем еще восемь лет являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

В 1945 году СССР преподнес американскому послу деревянное панно из ценных пород дерева с изображением герба США, сделанное школьниками. В панно был вмонтирован жучок, разработанный Львом Терменом. Американцы не находили подслушивающее устройство целых восемь лет.

В фильме "Терминатор-2" герой Шварценеггера говорит байкеру: "Мне нужны твоя одежда, ботинки и мотоцикл", однако за 11 лет до этого подобное присутствовало в советском фильме "Приключения Электроника": Электроник при подмене Сыроежкина обращается к нему с фразой: "Мне нужна твоя форма.

В московском метро по направлению к центру города станции объявляются мужским голосом, а при движении от центра - женским, а на кольцевой линии мужской голос можно услышать при движении по часовой стрелке, а женский - против часовой. В СССР подобное разделение было сделано для удобства ориентирования слепых пассажиров.

В 20-х годах советским женщинам не возбранялось делать аборты,которые и считались "пережитком прошлого". В 1936 году аборты были запрещены вплоть до времен Хрущева, при котором в 1964 году количество абортов достигло пика за всю советскую историю.

С автором дизайна советских купюр, художником Иваном Дубасовым произошел такой случай: на пятирублевку ему порекомендовали изобразить молодую женщину, однако эскиз с молодой матерью с двумя детьми забраковали, заявив, что на рисунке мать-одиночка, которая идет требовать алименты. В окончательном варианте банкноту украсил бравый парашютист

Пожалуй, зеленка - самое известное лекарство в жизни каждого человека, рождённого в СССР. Но нигде в мире ее больше не применяют. В западных странах запрещено применять лекарства, молекулярный механизм действия которых неизвестен, а “бриллиантовый зеленый” в этой сфере загадка до сих пор, также не известны и его канцерогенные свойства, и эстетическая сторона тоже сыграла свою роль.

Советские болельщики кричат: "Шай-бу! Шай-бу!" как на хоккейных, так и на футбольных матчах. А началось это из-за того, что хоккеист Борис Майоров так хорошо играл и в футбол, что даже выходил на поле в матчах высшей лиги СССР за "Спартак". Когда на футбольном поле мяч попадал к хоккеисту, болельщики начинали его подбадривать хоккейной кричалкой.

Прославленный Лев Яшин был не только футбольным вратарём, но и хоккейным. Его даже хотели позвать в хоккейную сборную на чемпионат мира, но он решил сконцентрироваться на футболе

Олимпиада-80 стала культовым событием для жителей СССР, а одним из самых эффектных элементов стало выложенное цветными щитами изображение олимпийского мишки, у которого скатывалась слеза. Первоначально подобного в сценарии не было, а когда руководитель сказал поменять сторону ошибившемуся статисту, приказ стали выполнять все статисты ряда. Так впервые и получилась волна-слезинка.

В Советском Союзе резиновые шлепанцы производились в основном заводом «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Именно выдавленное на подошвах этой обуви слово "Сланцы" превратилось в синоним слова "шлёпанцы.

В СССР впервые и единственный раз была выдана премия за изобретение машины времени. Ее получил скульптор по дереву Вячеслав Почечуев, который делал машину времени для фильма "Иван Васильевич меняет профессию". В справке от "Мосфильма" так и говорилось: "Деньги выданы за изобретение машины времени.

Веревочная сумка-авоська стала одним из символов целой эпохи, хоть и была изобретена в Чехии в конце XIX века. Название «авоська» пошло от слова "авось" и впервые было использовано в 1935 году сатириком Аркадием Райкиным. Показывая ее со сцены зрителям, он объяснял: "А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…".

История знаменитой Докторской колбасы началась в 1935 году, когда партия дала указание ВНИИ Мясной Промышленности разработать рецептуру колбасы для больных, перенесших голодание. Сначала существовал вариант названия Сталинская, но в итоге решили назвать колбасу по назначению.

Они все были разные, советские девушки. По крайней мере, внешне. Невзирая на то, что носили во многом одинаковые прически и одежду, поскольку особо-то выбирать было не из чего. Это там, за бугром существовали разные стилевые направления: сафари, диско, хиппи, романтик, панк… Это у них там девушки принимали некий узнаваемый образ и жили в нем, слепо подражая оригиналу. А оригиналами являлись Мерилин Монро, Одри Хепберн, Софи Лорен, Джина Лолобриджида и еще пара-тройка знаменитостей. В каком-нибудь их вузе учились двести «Монро», полторы сотни «Софи Лорен», сотня «Лолобриджид» и несколько десятков «Хепберн». В результате какую-нибудь Бетти, избравшую для подражания образ Софи Лорен, и ее подружку Кейт, также подражавшую Лорен, можно было запросто спутать.

У нас было иначе. Имея одинаковые прически и фасон платьев, Лена все же оставалась Леной, Наташа – Наташей, а Антонина – сугубо Антониной. Наши девушки были индивидуальны, и одну с другой спутать было ну никак нельзя. Типажи придут потом, когда девушки станут женщинами и обзаведутся семьями. А пока...

И личиком бела, и с очей мила

С ними было очень интересно, советскими девушками. Они все были по-своему загадочны. И несли в себе тайну, которая притягивала сильнее мини-юбок и стройных ножек.

У них были ясные глаза. Без теней и прочей косметической атрибутики, которую не могут терпеть сегодня мужчины с опытом. А раньше было просто нечем прихорашиваться. Разве что слегка подкрасить губки да подвести тушью глаза. Лица были чистые, и разглядеть душу было много проще. Сегодня душа девушки наглухо спрятана за косметическим камуфляжем.

Советские девушки не курили и не пили водку и пиво, считающиеся напитками мужскими. А вот немого вина позволяли. И это нравилось. Они становились откровеннее, и кусочек тайны, спрятанной в них, приоткрывался. Но – только кусочек.

Они хотели быть красивыми. Несмотря на то, что природа была в этом плане к ним щедра. Они прибегали ко всяким ухищрениям, красили волосы хной и басмой, делали небезопасные для волос химические завивки и невесть откуда доставали кружевное белье. Они укорачивали до минимума теплые рейтузы, которые в холода их заставляли надевать мамы, или подтягивали их, дабы не дать их увидеть парням. Они перекраивали юбки, кофточки и пальто по своей фигуре, а приобретение югославских сапожек считалось невероятной удачей.

От них не пахло французскими духами. От них веяло чистотой. Свежим яблоком, которое только что разрезали пополам.

Они были наивны. И жаждали любви, чего не скрывали. Если советская девушка начинала встречаться с парнем, то интерес к другим парням сходил на нет. И это было не вынужденной мерой, а результатом воспитания и велением души. Измены, конечно, случались. И не прощались практически никогда. Это тоже было велением души.

Советские девушки млели от поцелуев. А интимные прикосновения подвергали их в трепет и дрожь. С ними было невероятно сладко.

Они были непритворно нежны и добры. И искренни в любви. Слово «любовь» произносилось редко и не было столь изъезженно, как ныне. А пошлого словечка «трахаться» и жестяного слова «секс» не было и в помине.

Жениху да невесте сто лет, да вместе

Советские девушки хотели замуж. Чтобы законно заниматься любовью с любимым человеком. И чтобы создать семью и рожать детей. Браки без взаимной любви были редки, и материальное положение парня девушку интересовало мало.

Они выходили замуж навсегда. Нормой было замужество в 18-19 лет. Выходили в большинстве своем за сверстников, тридцатилетние мужчины считались уже старыми. А о «папиках» с толстыми кошельками и речи не шло. Если девушке не удавалось найти любимого, она редко шла за первого попавшегося. Чаще она оставалась одна.

Рождение ребенка было настоящим счастьем. Пожить для себя, выстроить сначала карьеру – такое не практиковалось и не думалось. Ребенок был всегда желанным, ведь без него семья считалась неполноценной. Не считался обузой и второй (и третий) ребенок.

Конечно, не все мечты советских девушек сбывались. И женщины из них получались разные, часто с непростым характером, на который наложил отпечаток . Сегодня они уже на пенсии. Или в лучшем случае разменяли пятый десяток. Но в душе они остаются милыми, наивными, стеснительными и добрыми советскими девушками. Искренний им поклон...

Октябрьская революция 1917 года в России серьезно повлияла на изменение роли женщин в обществе. Пока в других странах феминистки только доказывали необходимость равенства полов, в Советской России этот принцип был официально узаконен.

В первые десятилетия советской эпохи так и повелось — рядом с мужчиной-героем должна была появиться женщина-герой, рядом с ударником труда — ударница, рядом с мужчиной-пилотом — женщина-летчица. Этот принцип нашел отражение даже в знаменитой скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».

Накануне праздника 8 Марта, истоки которого в нашей стране уходят в советский период, АиФ.ru решил вспомнить самых известных женщин Советского Союза разных эпох.

Надежда Крупская

Дочь поручика Константина Крупского и гувернантки Елизаветы Тистровой вошла в историю как «жена, друг и соратник Владимира Ильича Ленина ». Все советские книги и фильмы о Ленине частично были посвящены и Надежде Крупской, которая стала символом верности и преданности лично Ильичу и делу революции в целом.

В советский период, разумеется, не освещались проблемы Крупской со здоровьем, из-за которых она не могла иметь детей, и сложности в отношениях в семье Ульяновых, когда вождь мог уйти к другой женщине.

Но Надежда Константиновна Крупская действительно была предана мужу, в разное время будучи для него помощником, секретарем и сиделкой.

После смерти вождя она много времени посвятила вопросам организации комсомольского и пионерского движения, детской литературы и образования. И если Ленин был всем детям Страны Советов дедушкой, то Крупская, несомненно, приходилась бабушкой.

Паша Ангелина

Если трудовых подвиги мужчин в СССР были связаны с именем Алексея Стаханова , то женские — с именем Паши Ангелиной.

Паша, она же Прасковья Никитична Ангелина, в возрасте 16 лет окончила курсы трактористов, став одной из первых в стране женщин-трактористов. В 1933 году Паша Ангелина организовала первую в СССР женскую тракторную бригаду, став ее бригадиром. Бригада Пашин Ангелиной регулярно перевыполняла план и устанавливала трудовые рекорды. Ее имя не сходило с первых полос центральных газет. В 1938 году она выступила с лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!»

За успехи в труде Паша Ангелина была дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда и трех орденов Ленина. Ее имя оставалось на слуху до самого распада СССР, несмотря на то, что героиня прожила короткую жизнь, скончавшись в 1959 году в возрасте 46 лет.

Прасковья Ангелина, 1935 г. Фото: РИА Новости

Валентина Гризодубова

Дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова свой первый полет вместе с отцом совершила в возрасте двух с половиной лет, а в 14 лет уже совершала самостоятельные полеты на планере.

В 1930-х годах Гризодубова стала настоящим «Чкаловым в юбке». Она установила целый ряд авиарекордов, главным из которых стал беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в составе женского экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой, совершенный в сентябре 1938 года. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.

В годы войны командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

После войны Гризодубова много лет занималась научно-исследовательской деятельностью и испытаниями новейших образцов авиационного оборудования.

Знаменитая советская героиня ушла из жизни весной 1993 года, почти незаметно — новой России, погрязшей в политических распрях, было не до нее.

Валентина Гризодубова, 1938 г. Фото: РИА Новости / Ольга Ландер

Валентина Терешкова

Без всяких сомнений, имя этой советской героини известно всему миру. 16 июня 1963 года она поднялась на космическую орбиту на корабле «Восток-6», став первой в мире женщиной-космонавтом.

В отличие от Гагарина и других первых космонавтов-мужчин, Терешкова не была летчицей. Ткачиха, которая затем стала делать карьеру по комсомольской линии, занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе. Из всех претенденток на полет Терешкова более всего понравилась Никите Хрущеву — советский лидер учел и ее рабочее происхождение, и умение активно участвовать в общественной жизни. Последнее было немаловажно — после полета первой женщине-космонавту предстояло много ездить по разным странам, проводить встречи и пропагандировать советский строй.

Сам полет «Востока-6» прошел с трудностями, и его программу пришлось частично сократить из-за того, что Терешкова на орбите чувствовала себя неважно и не могла выполнять указания Центра управления полетами. Разгневанный «отец советского космоса» Сергей Королев пообещал в сердцах, что при нем ни одна женщина в космос больше не полетит.

Вся последующая жизнь Валентины Терешковой посвящена общественной и политической деятельности в разных ипостасях, начиная от поста главы Комитета советский женщин и заканчивая мандатом депутата Государственной Думы России.

Интересно, что когда Терешкову зачисляли в отряд космонавтов, ей присвоили звание рядового. В итоге первая женщина-космонавт стала и первой женщиной, дослужившейся в России до звания генерал-майора.

Ирина Роднина

Один из самых ярких и известных образов советской эпохи — фигуристка Ирина Роднина, стоящая на высшей ступени пьедестала почета и со слезами на глазах смотрящая на поднимающийся под звуки гимна под своды ледовой арены флаг СССР.

В детстве маленькая Ира одиннадцать раз переболела пневмонией, после чего врачи настоятельно посоветовали родителями побольше заниматься с девочкой физическими упражнениями, и лучше всего на открытом воздухе. Выполняя эту рекомендацию, папа с мамой привели Иру на каток.

Занятия для здоровья обернулись тремя золотыми олимпийскими медалями, десятью победами на чемпионатах мира, званием самой титулованной фигуристки планеты, и искренней любовью всего Советского Союза.

Слава Родиной настолько большая, что к ней не липнут никакие политические скандалы, связанные с ее деятельностью в качестве депутата Государственной Думы России.

Когда Россия вела борьбу за право провести зимнюю Олимпиаду-2014, понадобился человек, который смог бы представить заявку в видеоролике. Выбор пал на Родину, ибо более известного человека из нашей страны в зимних видах спорта просто нет.

Право провести Олимпиаду доверили Сочи, и 7 февраля 2014 года Ирина Роднина вместе с Владиславом Третьяком зажгли огонь Игр.

  • © Фото с сайта wikipedia.org
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото Russian Look
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

Раиса Горбачева

Когда в 1985 году Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, советские граждане с удивлением узнали, что у руководителя государства тоже есть жена. До этого момента супруги лидеров находились в тени, и даже Надежда Крупская по отношению к вождю воспринималась как второстепенный персонаж.

Раиса Максимовна Горбачева продемонстрировала совсем иной стиль поведения супруги главы государства, став первой «первой леди» в западном понимании этого термина в истории нашей страны. Яркая, стильная, модная, Раиса Горбачева порой затмевала своего мужа, который очень быстро стал растрачивать свою популярность. Она занималась благотворительной деятельностью, курировала целый ряд программ помощи женщинам, детям и тяжелобольным.

На Западе ее признавали «Женщиной года» и «Леди года», а вот на Родине отношение было куда более сложным. Со временем Раиса Горбачева стала вызвать раздражение, особенно у женщин: частая смена ею нарядов на фоне нарастающего экономического кризиса многими воспринималась как «пир во время чумы».

После распада СССР и отставки Михаила Горбачева его жена исчезла с телеэкранов также стремительно, как появилась на них. В 1996 году, несмотря на то, что не поддерживала эту идею, она участвовала в предвыборной кампании мужа, претендовавшего на пост президента России. Эти выборы завершились для Горбачева полным провалом.

Летом 1999 года врачи нашли у 67-летней Раисы Горбачевой лейкоз. Помощь ей пытались оказать немецкие врачи, но болезнь стремительно прогрессировала, и в сентябре 1999 года «первой леди» СССР не стало.

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов. В послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.

В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.

В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, - которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.

Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)

Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.

«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались », - писал заведующий производственным отделом Москвошвея.

Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.

Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год

Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.

Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.

В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.

В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.

Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте

В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.

Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.

Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.

Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.

«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство », - говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.

Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова - Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.

В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».

Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.

Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания - «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, - «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала - «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.

В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.

Модные девушки 20-ых

Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.

Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.

Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).

Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».

Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».

«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе », - писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924

Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.

Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)