Логопедическое занятие на тему волшебница вода. Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «Познание» на тему: «Волшебница вода» в старшей группе «Солнышки

Казаченко Любовь Федоровна

МБДОУ Тацинский детский сад "Колокольчик"

Ст. Тацинская, Ростовская область

Воспитатель

Конспект занятия "Волшебница вода"

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в средней группе (с использованием ИКТ)

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Расширить знания детей о свойствах воды;

Закреплять умения детей проводить опыты с водой, определяя ее свойства;

Закреплять умения детей делать самостоятельно вывод по опытно - экспериментальной деятельности.

Речевое развитие:

Закреплять навыки детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; - учить детей рассуждать;

Обогащать словарный запас: прилагательные - жидкая, прозрачная, твердая; существительные - жидкость, цвет, запах, пар.

Художественно - эстетическое развитие:

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Материал: Ткань, фломастеры, ложечки, коктейльные трубочки, стаканы с водой, стеклянный стакан со стеклянной крышкой, миска со льдом, горячая вода в чайничке, варенье, розетки для варенья, шприцы, салфетки, белые халаты.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы с вами не одни. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Сейчас мы вами станем исследователями. Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию и оденьте халаты. (Дети одевают белые халаты.) Для чего мы одеваем халаты? (Для безопасности, для того, чтобы защитить нашу одежду.)

Дети садятся за столы.

Воспитатель (загадывает загадку):

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять! (Вода)

Воспитатель: Правильно дети, это вода. Посмотрите, перед вами стоят стаканчики, с чем они? (С водой) Кто уже догадался, что мы будем сегодня исследовать? (Воду) Может кто - то из вас уже знает, что такое вода? (Жидкость) А почему вы думаете, что это жидкость? Как вы думаете, для чего нужна вода? (Ответы детей)

Просмотр презентации о воде «Вода - источник жизни на Земле» (1 - 11 слайд).

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Вода необходима всему живому).

Воспитатель: Ну, а теперь давайте исследуем воду. Я покажу вам знак, а вы мне скажете, как мы будем ее исследовать.

Показ слайда № 12 (знак - глаз)

Воспитатель: Так что же мы видим? (Вода жидкая, прозрачная)

Дети опускают коктейльную трубочку в стакан с водой и проверяют, действительно ли вода прозрачная.

Воспитатель: А я сейчас опущу трубочку в стакан с молоком, что можно сказать? (Трубочку не видно, молоко непрозрачное, белое)

Какая бывает вода? (Холодная, теплая)

Наливаю из чайничка в стеклянный стакан горячую воду: какую я налила воду? Как вы догадались? (Идет пар, стакан запотел) Значит, в каком виде еще бывает вода? (В виде пара)

Накрываю стакан стеклянной крышкой, снизу на крышке появляются капли воды. Дети убеждаются, что пар - это вода.

Воспитатель: А что происходит с водой зимой? (Вода замерзает, превращается в лед). Значит, в каком состоянии бывает вода? (В твердом состоянии) Проверяют.

Сделайте вывод: Вода может быть в жидком, твердом состоянии, и в виде пара.

Следующий знак (нос - показ слайда № 13)

Воспитатель: Как теперь мы будем исследовать воду? Сделайте вывод… Она не имеет запаха?

Следующий знак (рот - показ слайда № 14).

Воспитатель: Как мы будем исследовать? Попробуйте. Какого вкуса вода? Правильно у воды нет вкуса.

Воспитатель: Если мы добавим в воду сахар, то какая станет вода? (Сладкая) Если добавим соль, то какая будет вода? (Соленая) А если мы выжмем в воду сок от лимона, то какая будет вода? (Кислая) А, что нужно сделать, чтобы у воды одновременно появился вкус и цвет? (положите ложку варенья в стакан с водой и перемешайте).

Что произошло с водой? Давайте сделаем вывод… (Вода — это жидкость, не имеющая цвета, запаха, но может менять свой цвет и вкус).

Вывод - показ слайдов № 15-16

Воспитатель: Наши исследования подошли к концу. (Дети снимают халаты) Мы выходим на разминку.

Проводится музыкальная физминутка «Капелька».

Воспитатель: Теперь мы с вами переходим в творческую лабораторию.

Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать? А на чем вы обычно рисуете? Сегодня я предлагаю вам нарисовать необычные рисунки на ткани. Для этого вы должны отгадать загадку:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Воспитатель: Что мы будем рисовать? Нам для этого понадобиться: ткань, фломастеры и вода. Фломастерами вы рисуете свою капельку, располагая ее по середине ткани, и с помощью шприца вы капаете на рисунок, и наблюдаете за волшебством.

Прежде, чем вы начнете рисовать, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели,

И работать захотели!

Дети выполняют работу.

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.

Воспитатель: Посмотрите, какие волшебные капельки у вас получились. Ребята, вам понравилось занятие? Что мы делали сегодня на занятии? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Вы все молодцы. Давайте покажем гостям наши необычные капельки.

По познавательному развитию

Конспект занятия «Волшебница вода»

Натальина Л.В., воспитатель
МДОУ № 37«Родничок»
г.Бугульмы Республики Татарстан

ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

МАТЕРИАЛ: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды».

СЛОВАРЬ: обогатить словарный запас детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; знакомство с учителем здоровья «КАПЕЛИЯ» (программа Здравствуй) ; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя».

ХОД ЗАНЯТИЯ: чтение стихотворения

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В. Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?

Скажите ребята «Что такое вода?» Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша гостья, учитель здоровья «КАПЕЛИЯ».

К. Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Д. Да, узнали, вы учитель здоровья «КАПЕЛИЯ»

К. Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.

Скатерть бела

Всю землю одела (снег)

Меня ждут – не дождутся,

А как завидят – разбегутся. (дождь)

Растет она вниз головою

Не летом растет – а зимою

Чуть солнце ее припечет –

Растает она и умрет. (сосулька)

К. Вот видите, ребята, вода бывает разной.

В. Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.

  1. Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.

  1. ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.

Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

Что делает вода?

Д. Льется, течет, переливается.

В. Почему?

Д. Потому что она жидкая.

В. А еще вода умеет шуметь, послушайте.

СЛУШАЕМ АУДИО ЗАПИСЬ «ШУМ ВОДЫ».

  1. ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)

ВЫВОД: у воды нет запаха.

  1. ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?

Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?

Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.

В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД: у воды нет вкуса.

ФИЗМИНУТКА «ДОЖДИК»

  1. ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».

Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.

  1. ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».

В. Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?

Д. Из воды.

В. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?

Д. Он начнет таять.

В. Почему.

Д. Потому что рука теплая, а лед холодный.

ВЫВОД: лед – тоже вода.

ВЫВОД: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной) .

К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно,

экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

К. Ребята, а еще вода может быть в виде пара, но об этом мы узнаем в следующий раз.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Голбакча» с. Кульшарипово»

Занятие по экологии «Волшебница вода»

В старшей группе

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.


Задачи:

    развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера;

    ознакомить детей со свойствами воды;

    активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

    прививать бережное отношение к воде.

Оборудование: яйцо от киндер-сюрприза; 3 стакана с водой;

Ход занятия:

Соц.пед. : Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы… А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы. А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.

(Достаёт яичко от киндер-сюрприза, открывает его, читает загадки).

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке? (снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …(роса).

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (снег).

Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

Игра «Мы – капельки»

Мы летим, летим, летим,

И увидеть всё хотим,

Погуляем по Земле,

Дождиком прольёмся. (дети идут по кругу)

Погуляйте, капельки,

Летите на Землю. (бег врассыпную)

Побежали ручейки по земле. (бег змейкой)

Жарко стало капелькам. Возвращайтесь домой. (дети подбегают к воспитателю)

Ребята, а вы знаете о том, что капельки очень любят путешествовать. По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то…идёт дождь.

Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит? (Солнце припекает и капельки испаряются – становятся невидимыми).

Наверху пар опять превращается в капельки воды.

А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).

Вывод: Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!

А сейчас пора нашим глазкам отдохнуть.

Глазная гимнастика

Ребята, сделайте каждый себе ведёрко. (руки сложены в пригорошню).

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (дети «сажают» глазами капельки в ведро).

Мы зонты свои открыли

От дождя себя укрыли. (широко открыли глаза – зажмурились) 5 – 6 раз

Знакомство со свойствами воды.

- Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть. (дети рассаживаются за столами).И ты, Капелька, садись вместе с нами. Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

1 Опыт: Вода прозрачная

Возьмите один стаканчик с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите игрушку? Делаем вывод: вода прозрачная.

2 Опыт: Вода не имеет вкуса и запаха

Возьмите другой стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? Сделайте глоток. Она имеет вкус? Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

3 Опыт: Вода жидкая – не может течь

Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: вода – жидкая, может течь.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром.

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)

Творческая работа.

Ребята, давайте подарим воде маленькие капельки - её портреты. Ребята, постарайтесь отобразить в своих рисунках настроение капельки. (Детям раздаются листы бумаги с нарисованными контурами капельки, ребята её дорисовывают) .

Подведение итога занятия.

Анализ рисунков. Вывод по занятию:

Какие свойства имеет вода?

Как нужно относиться к воде? Почему?

Программное содержание:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;

2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.

Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.

«Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой

Дождик с солнцем

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом»

Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)

А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)

Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.

Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – вечная слава воде!

Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).

Дождик, дождик, дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).

Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.

Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.

Первый опыт «Вода прозрачная»

Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)

Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.

Второй опыт «У воды нет вкуса»

Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

Есть ли у нее вкус?

Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).

А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.

(Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)

Третий опыт «У воды нет запаха»

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.

И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).