Картотека прогулок на летний период (июль – август).

Тема «С березкой в хороводе»

Задачи

— формировать знания о том, что в коре березы есть вещество — бетулин, которое окрашивает ее в белый цвет; муравьи, бабочки-лимонницы, крапивницы, жуки, птицы (дятел, синицы, зяблики, малиновки, глухари), медведи любят березовый сок; к концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер их разносит; в конце лета листья березы начинают желтеть;

— экологическую культуру;

— развивать пытливость, любознательность.

Словарная работа : береза, березонька, стройная, белоствольная, кудрявая, плакучая, тонкие ветви, березовый сок, березовый вар, березовая роща, береста, березовые веники, подберезовик; растет, шумит, клонится, шелестит, желтеют листья; бетулин, гонкое дерево.

Рассматривание березы

Воспитатель предлагает детям потрогать ствол березы в жаркий день. Обращает внимание на то, что белый цвет ее коры отражает солнечные лучи. Сравнивает со светлыми панамами и шапочками на головах детей. Предлагает потрогать кусочки ткани белого и черного цвета, которые заранее положили на место, обогреваемое солнцем.

Дети вместе с воспитателем рассматривают кору березы, наблюдают за птицами и насекомыми, которые прилетают и приползают к березе.

Чтение рассказов и стихотворений о березе

И. Соколов-Микитов «Береза»

Задачи:

— формировать представление о березовой роще;

— развивать образное мышление, воображение, речь;

— воспитывать интерес к березе, желание больше узнать о ней.

Вопросы

♦ Чем ствол березы отличается от стволов других деревьев?

♦ Какие птицы любят петь на березе?

♦ Почему так приятно бывать летом в березовой роще?

Т. Шорыгина «Береза»

Задачи:

— формировать знания об особенностях произрастания березы, ее пользе, отношении к ней человека;

— развивать внимание, слуховое восприятие, память, речь;

— воспитывать интерес к родной природе, желание ее сохранять и преумножать.

Вопросы

♦ На каких местах березы растут лучше?

♦ Почему березу называют «гонким» деревом?

♦ Как относятся к березе на Руси? Почему это щедрое и доброе дерево?

♦ Кто из лесных обитателей любит лакомиться березовым соком?

В. Рождественский «Береза»

Задачи:

— расширять представления о березе;

— развивать воображение, образное мышление, поэтический слух, выразительность речи;

— формировать интерес к художественному слову. Вопросы и задание

♦ Почему русский народ так любит березу?

♦ Какие еще стихи, песни, хороводы вы знаете о березе?

Т. Шорыгина «Береза», «Хоровод берез», «Березовый сок», «Моя березка»

Вопросы

♦ Кого напоила своим соком березка?

♦ Как изменяется внешний вид березки в разные времена года?

♦ В какое время года, по вашему мнению, березка самая красивая?

Г. Юнусова «Песня березки»

Вопросы

♦ Почему так приятно прикасаться к березке?

♦ Как вы думаете, о чем она поет? О чем мечтает?

Загадывание загадок о березе

Задача: развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Стоит красавица:

Косы зеленые,

Платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие,

Семя летучее.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Мини-этюд «Березка»

Задачи:

— формировать умение представлять образ березки и передавать его выразительной пантомимикой;

— развивать воображение, выразительность пантомимики, пластику;

— воспитывать интерес к живой природе через вхождение в образ.

Воспитатель проговаривает текст и вместе с детьми сопровождает его движениями.

Воспитатель . Наконец-то наступило теплое лето! Белоствольные березки расправили свои резные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и разнежились под его лучами. Улыбнулись березки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть.

Удивились березки, но согласились.

Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети.

Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце»

Задачи:

— развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение;

— формировать экологическое сознание.

Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных старых. Среди них есть и березки — тоненькие, хрупкие. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не сломал тонкий ствол. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли и быстро прижились.

Представьте себе, что вы — это слабенькие, тоненькие маленькие березки с нежными листочками и хрупкими веточками. Всякий может обидеть такую малышку.

Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажите об этом ветру-озорнику.

Дети рассказывают.

Давайте я пожалею ваши пальчики-веточки. (Гладит пальцы детей, приговаривает.)

Выглянуло ласковое летнее солнышко, пригрело березки. Какое у вас настроение? Что бы вы хотели сказать солнышку?

Дети отвечают.

Но что такое? Летом вдруг стало холодно, нависли хмурые тучи, и пошел такой сильный дождь, что все листочки у березок поникли, а некоторые даже упали на землю. Скажите, березки, как вы себя чувствуете в это время? Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Хорошо, что дождь быстро закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно обласкало березки. А тут и красивая бабочка прилетела и села отдохнуть на веточки березки. Вы рады таким гостям? О чем вы бы хотели поговорить с бабочкой?

Дети отвечают.

Мимо молодых березок шел мальчик и сорвал веточку, чтобы подарить своей маме. Как вы к этому отнесетесь? Правильно ли поступил мальчик? Расскажите ему, что вы чувствовали, когда он ломал веточки?

Дети рассказывают.

Но вот еще беда! На ваших веточках поселились прожорливые гусеницы, которые съедают все молодые листочки. Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Расскажите, березки, пожалуйста, о чем вы мечтаете, глядя на другую сторону улицы, где растут большие березы? Хотелось бы вам расти где-то в другом месте? Почему люди высадили вас вдоль дорог? Какую пользу вы приносите людям? Животным? О чем бы вы хотели попросить всех людей?

Дети рассказывают.

Давайте все вместе беречь нашу родную природу, оберегать от поломок и болезней, засухи, пыли молодые деревца.

Рисование на тему «Березовая роща»

Задачи:

— закреплять представления о внешнем виде березы, отличительных особенностей разных видов берез;

— развивать изобразительные умения, творческое начало, чувство композиции, пространства;

— формировать интерес к живой природе.

Игра «Путешествие в лес»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне леса;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность;

— формировать интерес к родной природе.

Оборудование : аудиозапись звуков леса.

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже много путешествовали в разные места. Но еще не были в летнем лесу. Хотите, мы туда отправимся? На чем же мы туда отправимся? (Выслушивает варианты детей.) Сколько предложений! Давайте выберем одно из них.

Дети имитируют передвижение на выбранном объекте к месту на территории ДОУ, где есть участок леса или деревья.

Наконец-то мы добрались! Никого не потеряли по дороге? Осмотритесь, прислушайтесь. Слышите, как птицы поют в лесу? «Ку-ку, ку-ку», кто так поет? Конечно, кукушка. Это она нас встречает. Давайте у нее спросим: «Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?» Как нам ответила кукушка?

А что это за птица с красной шапочкой, которая долбит кору сосны? Как стучит дятел?

Дети показывают.

Давайте вместе со мной расскажем четверостишие об этом. Клювом будет указательный палец одной руки, а корой дерева — ладонь другой руки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дятел дерево долбит,

Клювом «д-д-д» стучит.

В дубе ищет он жучков,

Самых вредных червячков.

Давайте войдем в лес. Какой под ногами мягкий мох! Идем по мху неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной друг за другом. Пойдем по узкой тропинке. Мы попали в полосу елового леса. Какие деревья растут в еловом лесу? Ель — это хвойное или лиственное дерево?

Дети отвечают.

Пахнет хвоей и смолой

Старый лес дремучий.

Колокольчик удалой

Свесился над кручей.

Сколько здесь поваленных деревьев после сильного ветра! Нам придется через них перелезть.

Дети преодолевают воображаемые препятствия.

Идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь.

Елка, елка, елочка —

Колкая иголочка.

Ой, я обо что-то укололась! Но это не елка. Кто же это?

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки?

Конечно, ежик. Покажите, какой он.

Пальчиковая гимнастика

В лесу растет большая елка, Дети разводят пальцы рук ладонями от себя, соединяют большие пальцы.

У елки колкая иголка. Пружинисто соединяют пальцы подушечками попарно. Под елкой в норе живет еж, Скрещивают пальцы рук.

Его руками не возьмешь. Сжимают и разжимают скрещенные пальцы.

Пора нам выходить из елового леса. Впереди свет. Это значит, начинается лиственный лес. Какие деревья растут в нем?

Дети отвечают.

Но почему мне кажется, что это не деревья, а девушки в белых сарафанах?

Дети отвечают.

Мы пришли в березовую рощу. Как же здесь светло, красиво! Давайте вместе с березками поводим хоровод.

Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

Совсем не хочется уходить из березовой рощи. Но впереди дубрава. Какие деревья здесь растут?

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб)

Дети отвечают.

Правильно, в дубраве растут дубы. Вот и мы станем дубками.

Стихотворение с движениями «Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Сильными, большими.

Ноги — это корни, Раздвигают ноги шире.

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево, Сжатый кулак ставят на другой сжатый кулак.

Падать не давали,

Из глубин далеких Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.

Воду доставали.

Тело наше — ствол могучий, Раскрытыми ладонями проводят по телу сверху вниз, покачиваются из стороны в сторону.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается. Складывают ладони шалашиком, острым концом вверх. Поднимают соединенные руки вверх.

Наши руки — это ветви, Руки поднимают вверх, ладони от себя, пальцы раскрыты. Смыкают пальцы над головой.

Крону вместе образуют.

В кроне им совсем не страшно, Качают отрицательно головой.

Когда ветры сильно дуют. Качают поднятыми руками.

Пальцы веточками будут, Шевелят пальцами обеих рук.

Листья закрывают их. Прикрывают одну ладонь другой.

Как придет за летом осень, Поднимают вверх одну руку, потом другую.

Разлетятся листья вмиг. Разводят руки в стороны.

Дети, вы, как дубки, крепкие, сильные, ни один ветер вас не свалит! Но лес богат не только деревьями. Летом в лесу поспевает много разных ягод. Каких?

Дети отвечают.

Конечно, ягоды созревают в разное время в течение лета, но у нас лес волшебный, все ягоды созрели сразу. Сейчас я вам раздам корзинки (воображаемые), а вы в них соберете спелые ягоды. Каждый из вас будет собирать свои. Потом мне расскажете, какие ягоды вы собрали, какого они размера, формы, цвета, какие на вкус.

Дети имитируют сбор ягод.

Воспитатель читает стихи о ягодах на свое усмотрение.

Подходите, дети, рассказывайте, какие ягоды набрали.

Дети рассказывают.

Молодцы, много ягод набрали. Теперь можно и повеселиться!

Дети исполняют хоровод «По малину в лес пойдем».

Мы совсем забыли о грибах! Летом их много в лесу, особенно в августе. Наберем грибов и можно возвращаться домой. Собирайте трибы и рассказывайте, какие из них съедобные, как называются, под каким деревом растут.

Дети выполняют.

Дети, давайте все вместе попрощаемся с лесом.

До свиданья, лес дремучий!

Мы к тебе еще придем.

За дары «спасибо» скажем,

Песню звонкую споем.

Е. Алябьева

Игра «Путешествие к лесному болоту»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

— формировать интерес к природе.

Предварительная работа : чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций о болоте.

Воспитатель. Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на краю леса лесное болотце? Чем болото отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

Дети отвечают.

Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями- лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы».

Дети выполняют.

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого наше болото. Приземляемся. Я предупреждаю вас, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно опять превратиться в детей. Оглядитесь, осмотритесь.

Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

Дети отвечают.

Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане, а теперь покажите березку у болота.

Дети изображают березку.

Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. Какие еще растения растут на болоте?

Дети отвечают.

По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна? Дети отвечают.

Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик; плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

Как веселые подружки,

Скачут, квакают лягушки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Будем петь мы до утра.

Стихотворение с движениями «Лягушки-хохотушки»

Две лягушки-хохотушки Дети показывают указательный и средний пальцы руки.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки пальцами.

Лапкой — хлоп, другою — хлоп, Хлопают рукой по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость щек пальцами рук.

Увидали комара, Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета глазами.

Закричали: «Ква-ква-ква!» Изображают рот лягушки, противопоставив большой палец сомкнутым остальным пальцам.

Улетел комар, как ветер. Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.

Хорошо пожить на свете! Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.

Воспитатель . Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

Стоит остроносая птица в воде,

Не шевельнется, проказница!

На левой стоит или на правой ноге,

Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

Г. Буковская

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге. Чем питаются?

Дети отвечают.

Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

Дети отвечают.

Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа — начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода. Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

На болотце мы пойдем,

Много клюквы соберем.

А растет она на кочке

И висит на тонкой ножке,

Красным цветом выделяясь,

Кислым соком наливаясь.

Осторожно мы ступаем,

Клюкву дружно собираем.

Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю клюкву, которую набрали. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Будем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

Дети отвечают.

Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком змеи — гадюки. Они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить.

Будь осторожен на болоте

И на змею не наступи.

Ее заметить здесь не просто.

Иди тихонько, не спеши.

Как палка, может растянуться

Опасная для нас змея.

Потом клубком она свернется,

Среди кустов лежит, шипя.

Не нарушай ее покоя

И осторожно обходи.

Болото — дом ее законный,

А ты здесь — гость,

Вот и смотри!

Е. Алябьева

Наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

Я Водяной, я Водяной.

Поговорил бы кто со мной.

А то мои подружки —

Пиявки да лягушки.

Фу, какая гадость!

Эх, жизнь моя жестянка,

Да ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ю. Энтин

Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось столько друзей.

Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

Задачи

— знать и различать 6—7 цветущих травянистых растений;

— знать характерные особенности внешнего вида и строения цветов, периодичность цветения (первоцветы, цветущие летом, осенние цветы), зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);

— узнавать цветы в природе, на картинках, использовать в речи названия цветов;

— различать цветы по месту их произрастания (садовые, луговые, полевые, лесные, водные);

— иметь представление о цветущих лекарственных растениях (медуница, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик и др.);

— о том, как выращивают цветы, как размножаются некоторые из них;

— о цветнике, его устройстве;

— знать о значении цветов в жизни человека;

— уметь составлять описательный рассказ о цветке.

Словарная работа

Названия : цветы, роза, тюльпан, ромашка, гвоздика, лилия, колокольчик (другие, наиболее часто встречающиеся в данной местности в саду, парках и скверах, на лугу, в лесу, озерах и прудах), стебель, корни, листья, бутон, лепестки, семена, сухоцветы, первоцветы, венок, букет, лекарство, духи, варенье, Красная книга.

Признаки: садовые, полевые, луговые, водные, горные, степные, пустынные, редкие, лекарственные, весенние, летние, осенние, однолетние, многолетние, красивые, ароматные, пахучие, нежные, как солнышко, благородная, гордая, колючая, вьющаяся, ползучая, луковичные, низкие, высокие, разноцветные, живые, сухие, здоровые, чахлые, яркие, бледные, завядшие, увядающие, распускающиеся, полегшие после дождя, солнцелюбивые, теневыносливые и т.п.

Действия: растут, цветут, закрывают, раскрывают (лепестки), опускают (головки), осыпаются, наклоняются к земле, поворачиваются за солнцем, замерзают, засыхают, болеют, сажать, сеять, поливать, подкармливать, лечат, радуют, восхищают, разлетаются (семена), собирать, срезать, рвать, плести, составлять букет, охранять.

Наблюдения за цветами на участке ДОУ, в парках и скверах

Рассказ воспитателя о цветке и рассматривание его.

Вопросы

♦ Нравится ли вам этот цветок? Чем?

♦ На что он похож?

♦ Какие части можно у него выделить?

♦ Какой высоты этот цветок по сравнению с другими цветами?

♦ Он растет большим кустом или одиноким растением?

♦ Какие у цветка листья по цвету? Форме? Растут ли они от самой земли или от стебля? Их много или мало? Какая у них поверхность?

♦ Что можно сказать о цветке? В какие цвета и оттенки окрашены лепестки? Какой формы сам цветок и его лепестки? Сколько лепестков у цветка? Как они расположены по отношению к сердцевине?

♦ Пахнет ли цветок? Что напоминает этот запах?

♦ Какие лепестки на ощупь? Что находится в середине цветка? Видна ли серединка сразу или надо раскрывать лепестки? Какого цвета серединка цветка? Цветок смотрит вверх на солнышко или наклонен к земле? Все ли цветки одинаковые? Чем отличаются?

♦ Что можно сказать о стебле цветка? Какой он высоты? Толстый или тонкий? Растет прямо или пригибается к земле? Гладкий или шероховатый на ощупь? Свободный от листьев или нет?

♦ В каком месяце лета цветет этот цветок? Как долго?

♦ Это одно- или многолетнее растение?

♦ Его высаживают семенами, клубнями или луковицами?

♦ Это садовое, луговое, полевое или лесное растение? Почему?

♦ Как нужно ухаживать за этими цветами, чтобы они всегда были красивыми?

♦ Неприхотливое ли это растение или нуждается в особом уходе?

♦ Срезают ли эти цветы в букет? В какое время суток это лучше делать?

♦ Какие насекомые прилетают к цветку, чтобы поесть или отдохнуть?

♦ Реагирует ли растение на погоду? Время суток? Как?

Пластический этюд «Цветок»

Задача : развивать пластику, пантомимическую выразительность.

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры

Задача : развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.

Чтение стихотворений о цветах

Задачи:

— формировать умение выделять в стихах строчки, характеризующие отличительные признаки цветка, особенности произрастания, размножения;

— воспитывать чувство прекрасного от соприкосновения с художественным словом.

Примерный перечень стихотворений: А. Прокофьев «Мак», М. Поз- нанская «Ромашка», Е. Серова «Одуванчик», «Колокольчик», «Гвоздика», «Голодный шмелик», «Лежит кувшинка на листке», А. Толстой «Колокольчики мои», И. Токмакова «Незабудки», Е. Благинина «Одуванчик», Е. Трутнева «Улетает лето», «Цветы», Т. Шорыгина «Одуванчик», «Ромашка», считалка «Как у нас на нашей клумбе», Н. Кончаловская скороговорка «Собирала Маргарита», Г. Юнусова «Колокольчик», Е. Алябьева «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Колокольчик», «Цветик-колокольчик».

Чтение познавательных рассказов и сказок о цветах

Задачи:

— формировать знания об особенностях внешнего вида, места произрастания, сроках цветения травянистых растений;

— развивать произвольное внимание, память, воображение, образную речь;

— воспитывать интерес к цветам, желание любоваться ими, выращивать их и радовать окружающих.

Рассказы: «Цветок из Африки» (узамбарская фиалка); «Цветки их напоминают орхидеи» (ирисы); «Оранжевые заступники» (бархатцы); «Цветок солнца» (подсолнечник); «Цветок-наперсток» (наперстянка); «Чемпион медоносов» (иван-чай); «Воспет римлянами» (тысячелистник).

Б. Александров «Цветы встречают лето» (5—7 лет)

Вопросы и задания

♦ Какие цветы расцветают в цветниках в июне?

♦ Почему их называют многолетниками? Как их описывает автор?

♦ Опишите цветок, опираясь на картинку и рассказ.

♦ Нарисуйте июньские цветы.

Н. Павлова «Летом» (5—7 лет)

Вопросы и задание

♦ О каких цветах, распускающихся летом, говорится в рассказе?

♦ Где обычно растут васильки?

♦ Почему василек необычный цветок?

♦ Покажите, как василек передает пыльцу насекомым.

М. Пришвин «Золотой луг» (5—7 лет)

Вопросы и задание

♦ О каком цветке говорится в рассказе?

♦ Почему одуванчик так заинтересовал мальчиков?

♦ В какое время суток одуванчик закрывает свои лепестки?

♦ Как говорили о луге, когда у одуванчиков лепестки были раскрыты?

♦ Покажите с помощью пальцев, как одуванчик закрывает и открывает свои лепестки.

Н. Павлова «Желтый, белый, лиловый» (4—6 лет)

Вопросы и задания

♦ Почему луг постоянно менял свой цвет?

♦ От цветения каких травянистых растений луг становится желтым? Белым? Лиловым?

♦ Что интересного кобылка рассказала жуку о лютике? Подмареннике? Мышином горошке?

♦ Почему жук так и не увидел цветущего луга?

♦ Нарисуйте цветущий луг весной и в разные месяцы лета.

♦ Разыграйте сценки из сказки.

Н. Павлова «Как облачко» (5—7 лет)

Вопросы и задания

♦ О каком травянистом растении говорится в сказке?

♦ Подмаренник — это садовое или луговое растение?

♦ На какие цветы хотел быть похожим подмаренник? Почему?

♦ С чем сравнила дождевая капля цветки подмаренника?

♦ Чем пахнут цветки подмаренника?

♦ Чем отличается стебель подмаренника?

♦ Нарисуйте подмаренник и его цветки красками и пальцами.

♦ Разыграйте сценки из сказки по ролям.

И. Соколов-Микитов «Колокольчики» (5—7 лет)

Вопросы и задание

♦ Как можно назвать цветы, которые растут на лугу, в лесу?

♦ Какие чувства вызывает красота цветущего луга?

♦ Нарисуйте картину цветущего летнего луга.

Дидактическая игра «Расскажи о себе»

Задачи:

— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);

— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;

— развивать воображение, память, монологическую речь;

— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подобности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.

Конспект прогулк и в средней группе.
Весна. Наблюдение за солнцем.

Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, сильнее греет, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце, становится теплее. Поддерживать радостное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.

Оборудование и материалы: картинка капелька, кегли,гимнастические палки, обручи, кубики, ведерки с солью и песком, мячи, скакалки, цветные мелки.

Наблюдение за солнцем.
Сюрпризный момент. Находим капельку, на ней написана загадка про солнце.

Ходит в небе жёлтый шар.
Воду превращает в пар.
В тучке скроется оно,
Нам становится темно.
Смотрит в каждое оконце
Удивительное… (Солнце) !

Художественное слово:
Солнышко лучистое,
Любят тебя дети.
Нет теплее солнышка
Ничего на свете.
На казахском языке слово солнце звучит күн! Скажем громко, дружно.

Вопросы:
1. Посмотрите, ребята, на небо, какое солнце? Скажем, одним словом! (Круглое, яркое, жёлтое, большое, лучистое, доброе).
2. Как вы думаете, на что солнце похоже? (На шар, круг, апельсин, на мандарин, на мяч).
3. Какая сегодня погода? (Тёплая, солнечная, весенняя, чудесная, прекрасная, ясная, восхитительная).
4. Как вы считаете, почему на улице с каждым днем становится теплее? (Солнце светит ярче, сильнее греет).
Да, солнышко греет все сильнее с каждым днем и обогревает нашу землю.

Двигательная активность. На дорожке выставлены кегли, гимнастические палки, обручи, кубики.

Трудовая деятельность

Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

На улице становится тепло, снег тает и во что превращается? (снег превращается в воду) Дурыс! А ночью, когда солнце не светит, температура понижена и вода превращается в лед, который мешает нам играть, потому что он какой? (скользкий) И можно поскользнуться и упасть. Что же нам делать со льдом? Как быть? Как вы думаете? (я думаю, можно собрать в ведерки, я знаю, что лед можно посыпать песком или солью). Точно, а у нас есть и соль, и песок, которыми мы посыпем лед. Поможем солнышку справится со льдом, а то его лучи не попадают сюда.

Объяснить необходимость и значимость данных действий: «Дворник будет рад тому, что дети ему помогли. Кроме того, дорожка быстрее… ». Похвалить детей, отметить, что с каждым трудовым усилием они становятся сильнее.

Воспитатель: Вот как мы славно потрудились! И солнышко приглашает вас поиграть.

Подвижная игра « Дарит солнышко лучи »

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу.
Заранее нарисованное на асфальте солнце с лучами.
Воспитатель собирает детей закличкой:
- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши.
(Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод)
Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать.
(Играющие встают на лучи).

Самостоятельная деятельность.

Цель: создавать условия для возникновения игры (помощь в выборе партнеров, предложение новых атрибутов к играм, развитие умения взаимодействовать с товарищем по игре).

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игры, которые вам нравятся. Обратите внимание, что на участке есть мячи, скакалки, с помощью которых вы можете поупражняться. Также можно взять цветные мелки и порисовать на асфальте.

Индивидуальная работа.

« Волшебники » - придумать и нарисовать мелом на асфальте изображения предметов, животных или растений из круга, овала, треугольников, линий любой формы…

Цель: развитие воображения.

« Мы кенгуру » – дети с высокой двигательной активностью.

Цель: обучение прыжкам в длину с места.

«Веселые мячи» – дети с низкой двигательной активностью.

Цель: обучение передаче и ловле мяча двумя руками.

Татьяна Пивоварова
Наблюдения в природе летом, старшая-подготовительная группа

1.«Клевер-кашка» . Обратить внимание детей, что клевер-кашка белого цвета. Обсудить, почему цветок так называется. Чтение потешки «Растут его кудряшки как шерстка на барашке, но он всего лишь кашка для каждого барашка». Обратить внимание на необычное строение цветков клевера . Развивать интерес к живой природе .

2.«Летний вечер» . Обратить внимание детей, что когда все расходятся по домам, ярко светит солнце. Вспомнить зимние вечера, сопоставить, сделать выводы. Закреплять представления детей о времени суток.

3.«Друзья цветов» . Рассмотреть опыляющих цветы насекомых : мотыльков, бабочек, пчел, шмелей. Рассказать о том, что эти насекомые не только питаются на цветах, но и опыляют растения, а без опыления не будет плодов. Показать пыльцу. Активизировать словарь словами : «опыление, пыльца, нектар» . Развивать интерес к живой природе .

4.«Дикий щавель» Рассмотреть цветок дикого щавеля, обратить внимание на его маленькие листья, сравнить с огородным. Рассказать что его можно класть в суп, если набрать такой за городом. интерес к миру растений, живой природе .

5.«Лопухи» . Рассмотреть большие листья лопуха, пофантазировать на тему, где можно использовать эти листья. Рассказать, как используется лопух как лекарственное растение, о возможности использования корней лопуха в пищу. Развивать воображение, наблюдательность , интерес к растениям, к живой природе .

6.«Цветы на центральной клумбе» . Пронаблюдать расцветающие ромашки, люпины, лилии. Рассмотреть разнообразие форм цветов, лепестков и серединок. Развивать непроизвольную память путем запоминания названий понравившихся цветов. Развивать интерес к живой природе .

7.«Красный клевер» . Обратить внимание детей на цвет клевера, что он скорее темно-розового оттенка. Обратить внимание на необычное строение цветков клевера (серединки нет, лепестков много но узких) .Рассказать, как любят клевер коровы и овцы. Вспомнить сказку В. Бианки «Сова» , как в этой сказке пропал клевер на лугу. Развивать интерес к миру растений, живой природе .

8.«Сорняки. Мокрица.» Пронаблюдать появившиеся на грядках сорняки, рассказать, что они мешают растениям, которые мы посадили, отбирая у них воду и питание, отталкивая их своими корнями. Рассмотреть самый распространенный сорняк – мокрицу, какая она хрупкая, с тонким стебельком, но как сильно она разрастается. Рассказать о необходимости прополки. Развивать интерес к живой природе , к выращиванию садовых растений.

9.«Крапива» . Рассмотреть крапиву, напомнить, что к ней нельзя прикасаться, она «обожжет» . Объяснить почему, рассмотреть в лупу мелкие «шипики» на листьях крапивы. Рассказать, что крапиву можно использовать в пищу, делать из нее нитки, использовать как лекарственное растение. Расширять представления детей о растениях, интерес к живой природе .

10. «Листья клевера» . Рассмотреть «тройные» листья клевера, рассказать, что очень редко можно найти «счастливый» листик из 4 частей. Развивать представления детей о растениях, интерес к живой природе .

11.«Теплый летний дождь» . Обратить внимание детей, что летний дождик – теплый, и мы прячемся в беседку только чтобы не замочить одежду. Познакомить детей с понятием «кратковременный дождь» , объяснить, что короткий летний дождик можно переждать. Чтение ст. И. Токмаковой «Летний ливень лужи налил» .Развивать представления детей об окружающем, интерес к неживой природе .

12.«Божья коровка» . Рассмотреть божью коровку, объяснить, чем она отличается от других жуков. (окрасом) . Рассказать, что бывают божьи коровки желтого, очень редко – белого и черного цветов, с разным количеством точек. Обратить внимание, что на крыльях божьей коровки одинаковое количество точек. Рассказать о питании божьей коровки. Вспомнить, каких еще жуков мы знаем. Развивать интерес к живой природе .

13. «Шмель» . Рассмотреть шмеля вблизи, рассказать, какой он красивый, пушистый и полосатый как тигренок, и добрый – если не трогать, не укусит. Рассказать об образе жизни и питании шмелей. Предупредить детей, что трогать руками шмеля нельзя. Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе .

14.«Паук» .Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни. Чтение стихотворения В. Орлова "Первая дорожка" Формировать интерес к окружающему миру.

15.«Улитка» . Пронаблюдать за крупной улиткой , рассмотреть, как она ползет, как выставляет усики, и убирает их от легкого прикосновения. Обсудить, зачем улитке панцирь, бывают ли улитки без панциря (слизняки, чем питаются улитки, насекомые ли улитки. Расширять представления об особенностях внешнего вида улиток, их жизни. Формировать интерес к окружающему миру.

16.«Одуванчики» Рассмотреть цветок близко, отметьть что цветок состоит из множества лепестков, стебель – трубочка, есть сорвать, выделяется сок, пачкающий руки. Объяснить, что одуванчики – это единственные цветы, которые можно рвать на участке, потому что их очень много и все равно их скоро скосят.

17. Наблюдение за работой дворника – скашивание травы триммером. Обратьть внимание детей на одежду дворника – защитные очки и рукавицы. Побеседовать – зачем необходимо скашивать траву.

18."Отцветшие одуванчики» - отметить, что некоторые одуванчик начали отцветать, в них созрели семена-парашютики. Дать детям возможность каждому найти и сдуть семена с шарика-одуванчика. Рассказать о распространении семян по воздуху. Развивать интерес к живой природе .

19.«Скошенная трава» - рассмотреть скошенную траву, подняв горсть травы к лицу, ощутить ее запах. объяснить, что она называется «сено» , и в деревнях ее запасают на зиму кормить коров, лошадей и коз. Развивать представления детей об окружающем.

20.«Цветущая сирень» Рассмотреть веточку сирени, листья и цветы. Ощутить аромат сирени, форму цветов – каждое соцветие из множества мелких цветочков похожих на гвоздики. Рассмотреть цвет цветка, сказать, что из за необычности цвета этот оттенок так и называется «сиреневый»

21.«Белая сирень» Рассмотреть ветку белой сирени. Определить, одинаково ли пахнут белая и сиреневая ветки? Рассказать, что сирень обычно бывает только этих 2 цветов. Напомнить, что в городе рвать сирень нельзя. Развивать интерес к живой природе , желание беречь ее.

22.«Цветущая акация» . Рассмотреть желтые цветочки акации,рассказать, что на их месте появятся стручки. Вспомнить, какие мы еще знаем цветущие кусты. Развивать интерес к живой природе , связную речь.

23.«Трава, кусты, деревья» . Обсудить, каким одним словом можно их назвать. Обсудить сходство и различие этих видов растений (величина, срок произрастания) . Развивать интерес к живой природе .

24.«Подорожник» . Обратить внимание на округлые, с характерными прожилками листья подорожника. Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Объяснить, что в лечебных целях использовать сорванный в городе подорожник нельзя. Развивать интерес к живой природе , к миру растений.

25.«Дождевые червяки» . Рассмотреть выкопанного из земли дождевого червяка, Расширять представления об особенностях внешнего вида червей : обратить внимание на его цвет (розовый, на то, что червяк гладкий. Объяснить, что это совершенно безобидное и очень полезное животное. Обсудить пользу червей (формирование почвенного слоя) .Обсудить, чем питаются червяки, насекомые ли они. Объяснить, почему черви называются «дождевыми» - выползают после дождя, потому что им трудно дышать в пропитанной влагой земле. Формировать интерес к окружающему миру.

26.«Гроза» . Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия. Знакомить с понятием «гроза» ;формировать реальные представления о явлении природы ;обогащать словарный запас; развивать наблюдательность .

27.«Муха» . Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях, вреде и пользе мух в природе (польза – пища для лягушек и птиц, опыляют цветы) . Формировать реалистические представления о природе .

28.«Роса на траве» Объяснить, как образуется это природное явление . Формировать интерес к окружающему миру, к неживой природе .

29.«Бабочка на цветах» Аккуратно подойти, не спугнув бабочку, и рассмотреть ее. Рассмотреть тонкие крылышки и спиральный хоботок бабочки. Рассказать о названиях бабочек (лимонница, капустница, павлиний глаз и пр.) Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе .

Также возможные темы наблюдений :

«Корни растений»

«Кленовые «носики»

«Тополь, и его «дети» (поросль)

«Лужи»

«Пересаживание растений»

«Комары»

"Гусеницы"

"Ромашки"

"Вороны и воронята"

"Облака и тучи"

"Пасмурная и ясная погода"

"Липа (липовый цвет) "

"Грибной (моросящий) дождь"

"Сильный ветер ("штормовое предупреждение") "

"Трясогузка"

"Скворец летом "

"Синички летом "

"Кузнечик"

Июль

Карточка № 17 Наблюдениеза солнцем.

Карточка № 18 Наблюдение3а кипреем.

Карточка № 20 Наблюдение за транспортом.

Карточка № 21 Наблюдение за полынью

Карточка № 22 Наблюдение за небом и облаками.

Карточка № 23 Наблюдение за перелетными птицами.

Карточка № 24 Наблюдение за огородом.

Карточка № 25 Наблюдение подорожником.

Карточка № 26 Наблюдение за ветром.

Карточка № 27 Наблюдение за дождевыми червями.

Карточка № 28 Наблюдение за светофором.

Карточка № 29 Наблюдение за тополем.

Карточка № 30 Наблюдение за почвой.

Карточка № 31 Наблюдение за комаром.

Карточка № 32 Наблюдение за спецтранспортом.

Август

Карточка № 1 Наблюдение лесные дары – грибы, ягоды.

Карточка № 2 Наблюдение за грозой.

Карточка № 3 Наблюддение за муравьями.

Карточка № 4 Наблюдение за пассажирским транспортом.

Карточка № 5 Наблюдение за птицами.

Карточка № 6 Наблюдение за трудом взрослых.

Карточка № 7 Наблюдение за подорожником.

Карточка № 8 Наблюдение за солнцем.

Карточка № 9 Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Карточка № 10 Наблюдение за ветром.

Карточка № 11 Наблюдение за кошкой.

Карточка № 12 Наблюдение за легковым транспортом.

Карточка № 13 Наблюдение: «Что цветет летом»

Карточка № 14 Наблюдение за водой.

Карточка № 15 Наблюдение за комаром.

Карточка № 16 Наблюдение за светофором.

Карточка № 17 Наблюдение за мать – мачехой.

Карточка № 18 Наблюдение за продолжительностью дня.

Карточка № 19 Наблюдение за бабочкой.

Карточка № 20 Наблюдение за пожарной машиной.

Карточка №21 Наблюдение за березой.

Карточка № 22 Наблюдение за машинами.

Карточка № 23 Наблюдение за собакой.

Карточка №24 Наблюдение за вороной.

Карточка№25 Наблюдение за транспортом.

Карточка № 26 Наблюдение за крапивой.

Карточка № 27 Наблюдение за сезонными изменениями.

Карточка №28 Наблюдение за пауком.

Карточка №29 Наблюдение за рябиной.

Карточка № 30 Наблюдение за светофором.

Карточка №31 Наблюдение за лошадью.

Карточка № 32 Наблюдение за самосвалом.

Карточка № 17

Старшая группа

Лето (неживая природа)

Июль

:

Наблюдение : за солнцем

Цель: дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить название сезонной одежды.

Ход наблюдения: отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли смотреть на солнце. Почему нельзя смотреть на солнце? Отметить, что днем солнце стоит высоко- на улице жарко; утром и вечером солнце стоит низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, а ночи короткие, светлые.

Художественное слово: загадка – Горячая яичница висит над головой. Но снятье ее, но съесть ее не можем мы с тобой. (Солнце.)

Подвижная игра: № 1 «Ловишки»

Дидактическая игра : «Составь предложение»

Цель: закрепить умение составлять предложение с заданным словом.

Трудовая деятельность : сбор природного материала.

Цель: формировать трудовые навыки.

Индивидуальная работа по физвоспитанию : подбросить и поймать мяч

Цель:

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Карточка № 18

Старшая группа

Лето (живая природа- растение)

Июль

Интеграция образовательных областей : социально - коммуникативное познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Наблюдение : за кипреем

Цель: познакомить с кипреем; разобрать его строение, поговорить о пользе. Расширять словарный запас, учить отвечать грамматически правильными предложениями.

Ход наблюдения: в народе кипрей называют- иван-чай, иван-трава, бурьян, верба-трава, дикий лен, медовая трава, пушник, теплый цветок. Рассказать, что кипрей очень хороший медонос. Кипрей заваривают как чай. Почему в народе цветок нарекли Иваном? Может потому, что бедным Иванам другой чай был не по- карману? А может, так стали звать за характер- храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван.

Художественное слово: На лугу расцвел кипрей. Вот семья богатырей! Крепки, статны и румяны встали братья великаны. Славный выбрали наряд- куртки пламенем горят.

Подвижная игра: № 5п «Два круга с мячом»

Дидактическая игра : «Опиши цветок»

Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.

Трудовая деятельность : уборка участка от сухих веток.

Цель: формировать трудовые навыки.

Индивидуальная работа по физвоспитанию: бег на скорость.

Цель: упражнять в беге на скорость, развивать чувство соперничества

Карточка № 19

Старшая групп

Лето (живая природа, насекомые)

Июль

Интеграция образовательных областей : социально - коммуникативное познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Наблюдение : «Бабочка»

Цель: познакомить с бабочкой, их образом жизни, необходимыми условиями для жизни. Развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: летом появилось много насекомых, в том числе и бабочек. У бабочек очень красивый узор на крылышках- один из самых красивых, созданных природой. Брать бабочек за крылышки нельзя, они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть и она не сможет больше летать. Рассказать детям как бабочка появляется на свет.

Художественное слово: закличка – Бабочка-коробочка, полети на облачко, там твои детки - на березовой ветке. Загадка- Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. «бабочка»

Подвижная игра: № 4 «Охотники и зайцы»

Дидактическая игра : «Угадай по описанию»

Цель: учить составлять описательный рассказ, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Трудовая деятельность: собрать мусор на участке.

Полную версию работы можно .