Почему сейчас самое время учиться, сколько бы вам ни было лет. "Учиться никогда не поздно!" Как взрослые наверстывают упущенные возможности в вечерней школе

Учиться никогда не поздно, совершенствовать свои знания и развиваться надо всю жизнь. Даже если вы имеете высшее образование и хорошую работу, это еще не повод прекращать учебу. В мире много всего интересного, а вы можете совершенствоваться как в рамках своей специальности, так и безо всяких ограничений.

Для начала определитесь, хотите ли вы поменять полностью профессию или просто надо немного подучиться, но помните, что предела совершенству нет, вы можете изучить иностранный язык, освоить новые компьютерные программы, изучить законы, научиться вести деловые переговоры и многое другое.

Самый дешевый и простой способ развиваться как специалист – это зайти в книжный, где вы сможете купить обучающие диски или специальную литературу. Этот способ хорошо подойдет терпеливым и усидчивым людям. Когда вы приступите к работе, то помните, что не надо поддаваться соблазну отложить все на следующий день. В таком обучении есть и минус – вы не получите диплом, так как никто не сможет вас контролировать.

Если заниматься самостоятельно вы не можете, то можно поискать учителя в ближнем окружении, например, более опытные сотрудники помогут вас разобраться с тем, что вам тяжело понять одному. Вы можете сразу же опробовать свои новые знания на деле, но опять же, за рамки знания своих коллег выйти не получится и вы не получите никакого сертификата.

Самый лучший вариант – это курсы повышения квалификации. Вы будете общаться с преподавателем и получать хорошие знания. Выбор курсов довольно большой, но подходить к нему надо аккуратно. После окончания курсов вы получите свидетельство, которое можете потом предъявить при трудоустройстве. Но курсам придется уделить много времени, поэтому будьте готовы к тому, что вам придется посвятить учебе несколько вечеров.

Если вы решили обучиться новой специальности, то вы сделаете большой шаг в будущее. Многое тут зависит от ваших умений, знаний и выбранной специальности. Обычно такие специальности (продавец, турагент, менеджер) требуют не каких-то специальных навыков, а человеческих качеств. Обучение продлится от полугода до года, и вы сможете совмещать работу и учебу, так как на многих курсах есть индивидуальные программы и удобный для вас график. Но на такие курсы надо идти только тогда, если у вас есть склонность к новой профессии.

Если же вы хотите получить более серьезное образование, то надо будет учиться дистанционно. Через интернет вы можете получить даже высшее образование. Конечно, врачом вы стать не сможете, то вот маркетологом, психологом и юристом вполне. Плюс в таком обучении заключается в том, что вы получите необходимые материалы, сможете сами планировать время учебы, общаться с преподавателем on-line, а ваши знания будут проверяться. В конце вы получите диплом об образовании.

Сложный, но в то же время серьезный шаг – второе высшее образование. Взвесьте все за и против, так как высшему образованию надо будет уделять много времени, вряд ли у вас получится совмещать учебу и работу. К тому же, скорее всего, образование потребует материального вложения, причем, немалого. Но если все-таки вы это выберете, то получите диплом государственного образца, высокое качество образования, новые перспективы в карьере.

Если вы решите учиться, то помните, что придется совмещать все варианты: общаться со специалистами, читать много литературы, посещать курсы, искать информацию в интернете. Ведь для вас главная цель – это получить знание, а не просто получить диплом.

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп

Литературный критик П. А. Учиться никогда не поздно? в очерке "Иван Андреевич Крылов" (1845 г.) пишет о встрече композитора Глинки Н.С. с баснописцем Крыловым И.А. - "При входе моем он лежал на софе с книгою в руках. То был греческий Эзоп. "Вы снова перечитываете Эзопа?" - сказал я. "Учусь у него", - возразил Иван Андреевич. "Это удел гения, - прибавил я, - ум обыкновенный встречает предел; гений идет вперед, далее, мечтая о совершенстве. Виргилий завещал, чтобы сожгли его "Энеиду"; хорошо сделали, что не послушались его. Латинская словесность лишилась бы венца славы своей. Впрочем, и наш Державин сказал: "Учиться никогда не поздно". ".
Конфуций писал: «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Здорово сказано! Не так ли? В этих словах, на мой взгляд, выражена истина. Мне, кажется, он обращается к человеку со словами: « Сделай себя сам». Возможно, это моё субъективное мнение. Вникла в эти слова сегодня. Честное слово, 90 процентов моей прожитой жизни, я руководствовалась такими словами.
Обучая других – училась сама. Думала, что учиться никогда не поздно – продолжала учиться. Сегодня же из-за откровения мужа, появились сомнения. Казалось бы не сказал ничего особенного, а у меня из «мухи» в голове появился «слон». Почему? Поясняю. Когда то в молодости он говорил мне, что я слишком много намечаю сделать дел. Надо делать одно дело, как он. На что я ему ответила: « Если бы я делала одно дело, как ты, то ты и наши дети были бы голодными, грязными и в квартиру нельзя было бы войти». После этих слов мы хохотали, представляя, сказанное мною, в жизненной ситуации.
Слова, что учиться никогда не поздно были ключевыми в жизни мужа. И это подтверждалось, в самом деле, почти пятьдесят лет, без сегодняшнего дня. Почему? Потому, что мой муж сегодня сделал попытку: выполнять два дела одновременно: поливать овощи и копать картофель. Получилось? Нет! Мне он сообщил, что систему с капельным поливом включил, а воду в бочку вчера забыл наполнить, а для простого полива забыл включить насос. Что насос не работает, не было слышно из-за работы блока, с помощью которого копал картофель.

Поделился своим «горем» потому, что понял, что учиться делать несколько дел сразу надо в молодости, а в его возрасте склероз мешает. Нас это развеселило. Мы снова хохотали, как в молодости.

Сесть за парту в зрелом возрасте, когда твои дети уже поступили в вуз, — это похоже на жизненный оксюморон в духе фильма «Большая перемена». Тем не менее сегодня более 60 бобруйчан получают общее среднее образование в СШ № 4, посещая занятия по вечерам. Звонок для них звучит ровно в 16.30, а уроки проходят по учебным программам общеобразовательной школы. Правда, оканчивают здесь не 11, а 12 классов.

Вечерние школы существовали еще до революции, когда жизненные обстоятельства заставляли рабочих и крестьян грызть гранит науки после трудового дня. Что же приводит нынешних учеников в «вечерку»? Мотивация теперь другая — необходимость получить не столько знания, сколько аттестат об общем среднем образовании. Истории каждого из школьников, среди которых есть и 16-летние подростки, и 40-летние дамы, уникальны по-своему.

«Муж пока не в курсе, что я хожу в школу»

Сусанна Кубальская переехала в Бобруйск вместе с семьей из Ашхабада. 29-летняя мама двоих детей говорит, что в Туркменистане даже русские девочки выходят замуж очень рано, она стала женой в 17 лет. К этому времени девушка успела окончить 9 классов и была уверена, что этого для счастья в жизни вполне достаточно. Приехав в Беларусь, семья столкнулась с проблемой трудоустройства: Сусанне хоть и удалось найти место помощницы воспитателя в одном из детских садов, но хочется добиться чего-то большего.

— Учиться очень тяжело, — признается женщина, которая после работы спешит в школу, а затем мчится домой — готовить поздний ужин семье и учить уроки. — Я занимаюсь только с этого года, всего пару месяцев, но муж уже выражает недовольство.

Зато дети относятся к маминым вечерним занятиям в школе с пониманием. Старшая дочь, которая учится в 6 классе, даже помогает Сусанне с математикой и английским.

— Конечно, не обходится без шуток. Дочка может спросить: «Мама, а ты уроки сделала? Давай проверю домашнее задание!».

Сама Сусанна, которой нравится работать с детьми, не исключает, что продолжит свое образование и в будущем станет педагогом.

Схожая мечта и у 40-летней Анжелы Иваровской, которая в свое время получила среднее специальное образование, выучившись на швею, а потом ушла работать нянечкой в детский сад. Женщина убеждена, что в жизни нужно что-то менять, и теперь, когда дочь поступила в университет, самое время подумать о собственном образовании.

— Хочу попробовать себя в другом качестве. Возможно, стану педагогом.

Женщина признается, что о своем эксперименте никому не рассказывала — учебный год еще только начался, да и успехами пока хвастаться не приходится. Особенно тяжело дается математика, но Анжела убеждена: учиться никогда не поздно.

— Муж пока не в курсе, что я хожу в школу, — смеется она.

Максиму Чижонку 33 года, после школы он отучился на обувщика, а потом пошел работать на стройку. Женился, родилась дочь — стало не до науки.

— Сейчас работаю монтажником, но мои 9 классов начальство не устраивают, — признается мужчина. — Поэтому и пошел в вечерний класс школы.

После ее окончания Максим планирует остаться в строительстве, хотя и не прочь попробовать себя в сельском хозяйстве — работа на земле мужчине по душе. А еще он мечтает освоить профессию краснодеревщика.

— Хочется работать с деревяшками, но пока не знаю, что из этого получится, — улыбается мужчина.

У 17-летнего Ильи Белякова, на первый взгляд, нет вообще никаких интересов в жизни — учиться он не хочет, работать не стремится. За прогулы и неуспеваемость был отчислен из двух колледжей, обратно в родную школу парня не взяли, поэтому пришлось идти в «вечерку». До ее окончания армия Илье не грозит, а после службы он рассчитывает устроиться на работу в автомастерскую, к родственнику. Во время разговора Илья не перестает что-то рисовать в школьной тетради, которая, как выясняется, от корки до корки заполнена всевозможными набросками, выполненными шариковой ручкой. Вызвать подростка на откровенный разговор непросто, но при слове «граффити» глаза у парня загораются — выясняется, что он дружит со многими любителями настенной живописи. Сам в руки баллон с краской никогда не брал, рисунки свои даже друзьям не показывает.

— У меня подруга учится в «пятнашке» (Бобруйский государственный колледж имени Ларина. — Прим. авт. ), много интересного рассказывает, — наконец выдавливает из себя подросток. Становится ясно, что попасть в это учебное заведение для Ильи — предел мечтаний.

«Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде»

— Возраст для тех, кто приходит в школу, не имеет значения, — рассказывает директор СШ № 4 Валентина Алимбочкова . — Это и выпускники 9-х классов, которых отчислили из колледжей, и девочки, которые готовятся стать мамами и переводятся к нам из обычных школ, и взрослые самостоятельные люди, у которых уже есть семьи. Нередко учиться приходят женщины, которые рано вышли замуж, подрастили детей и теперь решили наверстать упущенное. Приходят сами, а потом еще и мужей приводят, которым не хочется отставать от жен.

По ее словам, среди учеников есть те, кто возвращается из мест лишения свободы, встал на путь исправления и пытается найти свое место в жизни. Посещают школу и люди с серьезными заболеваниями, из-за которых в свое время поставили крест на образовании.

Отдельная категория — подростки, которые по различным причинам оказались на задворках жизни. От многих из них, чего греха таить, общеобразовательные школы и колледжи избавились с огромным облегчением. Валентина Ивановна демонстрирует справку о неоконченном среднем специальном образовании одного из своих подопечных, где самой высокой оценкой по десятибалльной системе является двойка, а напротив многих предметов проставлены живописные нули. Это означает, что оценить уровень знаний учащегося не представлялось возможным из-за их полного отсутствия.

— Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде, — уверена директор школы, которая добавляет, что порядка 40% учеников «вечерки» приходится отчислять из-за неуспеваемости или же за прогулы.

Вечерние классы в СШ № 4 были созданы в 2013 году, когда в процессе оптимизации закрылись две бобруйские школы вечерней формы обучения — №№ 7 и 8. Их учеников — порядка 200 человек — объединили и отправили получать общее среднее образование в довоенном двухэтажном особняке на улице Карла Маркса. Днем здесь не смолкают детские голоса, так как учебное заведение в первую очередь является общеобразовательной школой. А по вечерам за парты садятся взрослые — три полноценных класса. Подростки — рядом с солидными женщинами и мужчинами. Такое соседство никого не смущает и 17-летним ученикам идет даже на пользу.

— На их выкрутасы никто внимания не обращает — вокруг же взрослые люди. Поэтому подростки приходят в школу и добросовестно работают на уроках, — рассказывает Валентина Алимбочкова. — В вечерней форме обучения для них есть свои плюсы.

«Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут?»

Различные школьные дисциплины для тех, кто учится по вечерам, в СШ № 4 преподают 9 педагогов с высшим образованием. Среди них — 3 молодых специалиста. Хрупкая Елена Дейчик , больше похожая на подростка, с начала учебного года ведет в 10 классе «вечерки» историю. Вчерашняя выпускница говорит, что в обычных классах ей не хватило «часов», поэтому добирать их пришлось в вечерней школе. Первые занятия, по словам учителя, были настоящей пыткой: как себя вести с людьми и чему их учить, если они чуть ли не вдвое старше?

— Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут? — вспоминает Елена и признается, что самое трудное — заинтересовать великовозрастных учеников, которым из-за житейских проблем часто не до учебы. Поэтому приходится внедрять новые формы подачи информации.

— Планируем вот смотреть на уроках фильмы исторической тематики — сейчас как раз проходим Гражданскую войну, — делится планами учитель.

— Так поставьте им «Свадьбу в Малиновке», — не могу удержаться от шутки. Класс взрывается хохотом: сорокалетние школьники прекрасно осведомлены, о чем идет речь. Подростки же недоуменно пожимают плечами — у них совсем другие кинематографические предпочтения. Многие из них, конечно же, не слыхали и о культовом фильме «Большая перемена», где истории таких же учеников вечерней школы рассказаны с юмором и долей романтики. Однако на любовные приключения бобруйчан, севших за парты в зрелом возрасте, все же тянет.


— Однажды мужчина отпрашивается у меня с урока — говорит, нужно срочно заглянуть в соседний класс, где преподает наша Елена Николаевна, — вспоминает Валентина Ивановна. — Спрашиваю: а что вы там забыли? «Ой, так там же девки!». Думаю, какие девки? Там женщины достаточно взрослые. А ему, оказывается, учительница приглянулась.

Впрочем, до служебных романов в классах вечернего обучения за три года дело ни разу не дошло. А вот одна семейная пара среди самих школьников все же сложилась.

— Они выпустились в прошлом году. Оба молодые совсем, на занятиях и познакомились. Сейчас у них все хорошо, уже есть ребенок, — рассказывает директор школы. О судьбах своих выпускников-«вечерников» Валентина Алимбочкова знает немного: тестирование часть из них проходит и продолжает обучение, а некоторым и школьного аттестата вполне достаточно и для себя, и для работодателей.

Все мы закончили школу и учебные заведения, где нас учили правильно писать и говорить. Однако со временем, некоторая информация забывается, а это значит, что пробелы нужно восполнять.

В школе с первого класса мы начинаем изучать правила и нормы русского языка. Помимо того, что ученики заучивают большое количество правил, они много читают, чтобы развивать свою речь, говорить и писать правильно и красиво. Все это закрепляется диктантами, сочинениями и другими работами.

Учиться не поздно никогда , об этом знает каждый. Это правило относится и к знаниям русского языка. Со временем некоторые правила просто забываются, ведь в связи с профессией и по многим другим причинам они не используются постоянно, но иногда случается так, что человеку срочно нужно вспомнить как правильно написать то или другое, а каким правилом воспользоваться в этом случае остается неизвестным, ведь многие из них давно забыты. Что здесь можно сказать. Учиться никогда не поздно, опять же.

Можно еще добавить, что самосовершенствование еще никому никогда не вредило, а это значит, что свою копилку знаний необходимо постоянно пополнять, изучая соответствующую литературу типа «ABBYY Lingvo x5 Русский язык Словари XXI века» или другие аналогичные издания. Сегодня существует множество справочников, словарей, энциклопедий и другой литературы научного плана, которая и поможет восполнить пробелы. Их изучение поможет не только вспомнить, как писать то или иное слово, где поставить запятую и т.д. После получения информации наверняка измениться и речь в лучшую сторону. Словарный запас станет богаче, а обороты в речи зазвучат по-новому. Это и есть в данном случае совершенствование самого себя.

Понятно, что из-за современного быстрого темпа жизни на самообразование время найти очень трудно, но сделать это вполне можно. В конце концов выходные есть у всех. Выделить пару часов для себя можно. Тем более занятие того стоит.

В общем, тем, кто хочет красиво говорить и писать, иметь богатый словарный запас и т.д. настоятельно рекомендуется заняться изучением соответствующей литературы. Найти ее при желании не трудно, при этом ее спектр достаточно велик. Изучить такую информацию полезно еще и в том плане, что в школе и других учебных заведениях изучаются только основные нормы русского языка, поэтому имеющиеся знания (даже у ученика) могут стать шире, чем у других и это великолепно, что такая возможность существует. К слову, найти нужную литературу можно прямо в интернете, здесь представлено большое количество подходящих предложений, для примера, опять же, можно привести «ABBYY Lingvo x5 Русский язык Словари XXI века».

В основном в пословицах и поговорках об учебе заключен положительный смысл. То же самое справедливо сказать и о известном изречении «учиться никогда не поздно». Мы посмотрим на процесс накопления знаний с разных сторон, подвергнем его детальному разбору.

Квинтилиан

Порой поговорка - это творчество народа. Так бывает, когда имя настоящего автора время не сохранило. Но в данном случае известно, кому мы обязаны тем сокровищем, которое совершенно не ценим.

Нам кажется, фраза да фраза, что ее хвалить или ею восхищаться. А пришла она к нам из глубокой древности. Вопрос о том, кто сказал: “Учиться никогда не поздно,” - предполагает конкретный ответ. Был такой в Древнем Риме мудрец Квинтилиан, ему-то мы и должны сказать спасибо.

О нем известно немного. О происхождении данные разнятся: одни говорят, что он был знатным, другие утверждают, что нет. Ясно одно - отец его был образованным человеком, поэтому послал его учиться в Рим, где в то время царствовал Нерон.

Да, мы не сказали, когда и где родился прославленный учитель красноречия.

Время и место рождения

Произошло сие событие в Испании около 35 года нашей эры, а завершил свой земной путь ритор примерно в 100 году нашей эры (некоторые источники указывают 95 год).

Личная жизнь его была несчастлива: он потерял жену, когда та еще была молодой, затем с течением времени потерял и двух сыновей. К концу жизни остался совершенно один тот, кто сказал: «Учиться никогда не поздно». Грустная история. Хотя общественная, социальная жизнь его была более или менее успешна.

Домиций Афр - наставник Квинтилиана

Квинтилиан поехал в Рим. Там он нашел наставника в лице Домиция Афра, за чьей манерой держаться и вести себя в суде Квинтилиан следил и, наверное, поначалу копировал.

Учитель нашего героя был классическим цицероновским оратором. Видимо, под его влиянием Квинтилиан полюбил труды самого Цицерона.

Дальнейшая судьба и фундаментальный труд

После смерти наставника Квинтилиан приехал в родную провинцию империи, чтобы там набраться опыта судебного оратора. Но он все равно вернулся в Рим в 68 году в качестве члена свиты императора Гальбы. Хотя наш герой не был к нему особенно близок. Это и спасло его после гибели цезаря.

Остальное излагаем пунктиром. В год четырех императоров Квинтилиан открыл свою школу красноречия. Высшей точкой развития его карьеры стало назначение консулом.

Однако известным на века он остался благодаря тому, что написал трактат «Об образовании оратора» - самый хорошо сохранившийся и полный курс ораторского мастерства, с многочисленными ссылками на литературные и исторические источники. Возможно, именно там и притаилась пословица «учиться никогда не поздно», которая в то время, конечно, афоризмом еще не стала.

Но точно установить источник нельзя, ибо замечательный труд был переведен на русский частично. На данный момент он есть только с дореволюционной орфографией. Не исключено, что в русский фраза «учиться никогда не поздно» попала из других языков, в которых существует более полный перевод античного классика. Но автор изречения точно Квинтилиан, в этом пункте пусть читатель не сомневается.

Современность поговорки

То ли реальность действительно циклична, то ли настоящая мудрость на самом деле не ржавеет. Но можно сказать, что поговорка чрезвычайно современна. Сейчас только утюг молчит о том, что нам надо постоянно развиваться, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

И представьте нас лет через 30, неужели мы бросим эту привычку расти? Это кажется невероятным. Вообще, когда от человека уже ничего общество не требует, а детей он уже вырастил, можно и отдохнуть. То есть выбросить из головы все эти идеи о постоянном развитии.

У современного социума это стало идеей фикс. Учеба - это не всегда нудный, тяжелый тягучий и скучный процесс. Учиться можно и с удовольствием, главное - ответить на вопрос: «Зачем?»

Познание как лекарство от болезни Альцгеймера

Сейчас у многих проблема с мотивацией. Можно хорошо понимать значение пословицы «учиться никогда не поздно», но так никогда ей и не последовать. Если читатель еще не понял смысла объекта исследования, то мы с готовностью откроем его сейчас.

Присказка сводится к той простой истине, что узнавать новое, неизведанное не зазорно. Совсем неважно, сколько человеку лет. Пока он жив, он может учиться. Причем не всегда имеются в виду учебники, научные занудные книги. Учеба - это фактически познание нового, освоение занятий, специальностей. Мотивационная основа движения вперед может быть различна, начиная от банального безделья и скуки и заканчивая насущной необходимостью. Иногда человек учится, потому что ему «это надо для работы», а иногда - чтобы загружать голову.

Некоторые люди сейчас редко поднимают лицо от смартфона. Они фактически живут в виртуальной реальности. Но от такой жизни мозг человека изнывает от скуки, грустит, а в итоге делает вывод, что он, собственно, не нужен и, фигурально выражаясь, ликвидируется.

На практике «отсутствие мозга» проявляет себя в виде разных видов слабоумия, из которых болезнь Альцгеймера - один из самых страшных случаев. Недавние исследования показали, что электронные гаджеты вредят не только взрослым, но и детям. Малыши, воспитанные с подобного рода «няньками», менее внимательны, хуже запоминают материал, легче отвлекаются.

Но вернемся к взрослым. Мы не говорим, что чтение книг - это панацея от старческого слабоумия, но оно точно может его отсрочить. Мелькающие картинки в интернете и на экране сводят человека с ума значительно быстрее. Книги желательно читать более или менее содержательные, чтобы была работа для мозга.

Человек с несколькими дипломами

Обыденный пример человека с несколькими высшими образованиями. На Западе он уважаем и, как правило, не бедствует, ибо там высшее образование - это очень дорогая штука.

В России образование воспринимается либо как блажь, либо как необходимость. То есть человека, получающего несколько дипломов, считают либо «ботаником», либо «страдальцем», которому нужна определенная квалификация для работы. Но в целом отношение такое, что человек, учащийся слишком долго, - беглец от ответственности, чуть ли не прожигатель жизни. Хотя нет, пожалуй, более тяжелого умственного труда, чем познание нового. А значит, студент и прожигатель жизнь - это два разных типа человека. Конечно, при условии, что студент действительно учится.

Пример Мэри Хобсон

Благодаря выпуску новостей об этой замечательной женщине знают не только переводчики. Хотя именно они вдохновляются ее примером. А история такая. Англичанка Мэри Хобсон начала изучать русский, когда ей было 56 лет. Ее потряс роман Л.Н. Толстого «Война и мир», но в то же время женщина подумала, что ведь она читала не оригинальный авторский текст, а лишь его переводной вариант. И после этого М. Хобсон стала учиться русскому.

Сначала «несерьезно», то есть несистематично, а потом поступила в Более того, русский язык не только стал полезным хобби, которое помогло избежать скуки, безделья и слабоумия. «Великий и могучий» оказался источником второго дыхания для англичанки: она перевела А.С. Грибоедова на английский, защитила диссертацию на тему его творчества. Ведь часто такое бывает, когда человек изучает что-то, сначала ему кажется, что это забава, а потом увлечение превращается в работу и становится смыслом его жизни.

Да, кстати, обсуждая поговорку «учиться никогда не поздно» и примеры ее применения, стоит сказать, что познание - это единственный способ раздвинуть грани возможного, пересмотреть отношение к себе, выбраться из депрессии и уныния. Если человек варится все время в собственном соку, то он более подвержен различным негативным состояниям: депрессиям, неврозам, сомнениям, сожалениям о прошлом.

Поэтому нужно постоянно открывать для себя новое, но не ради эфемерного внутреннего развития, а чтобы жизнь была насыщеннее и полнее.