Виды русского кружева - история русских народных художественных промыслов. История кружева

Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла.

В России кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее созданному рисунку – сколку.

Станок, коклюшки и валик для кружевоплетения

В России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах Балахне и Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева.

Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.

Мценское кружево

Мценское кружево – вид русского кружева, развитого в городе Мценске Орловской области. Мценский промысел является одним из самых старинных в России.

В Орловской губернии кружевом известны три города: Орёл , Елец (сейчас Елец относится к Липецкой области) и Мценск.

Мценское кружево начали плести в XVIII в. в имении помещицы Протасовой, когда она пригласила из Бельгии двух мастериц для обучения русских девочек плетению кружев. Постепенно ученицы приобрели свой стиль и стали создавать уникальные узоры. Мценскую продукцию поставляли даже в царскую семью, а также за границу.

Школа кружевниц работает во Мценске и сейчас. Срок обучения в школе – 3 года.

В чём особенность мценского кружева?

Мценское кружево плетётся на коклюшках, как и вологодское .

Мы уже рассказывали о вологодском кружеве, у которого свои особенности и приёмы: более насыщенный узор и более плотный, редкое использование фоновых решёток и т.д. У мценского кружева – свои особенности. Например, активное использование геометрических мотивов, фоновые решётки присутствуют чаще, оттого узор получается более воздушным. Мценское кружево ближе к елецкому, но оно более традиционно в том смысле, что излюбленные мотивы рисунка (павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и т.д.) держатся очень долго и не спешат сменяться другими, более новыми. Возможно, это связано с древней традицией? Хотя и считается, что кружева в Мценске начали плести в имении помещицы Протасовой в XVIII в., но отдельные мастерицы занимались этим намного раньше, а на мануфактуре Протасовой работали больше на импортных сколках.

Мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров. Кружево плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали.

Были и тяжёлые времена для этого промысла, когда оно почти исчезло. В наши дни мценское кружево возрождается.

Кружевной промысел в Ельце возник в середине XIX в. Сначала здесь плели шнур (гарус) для отделки солдатских мундиров. Выплетали его на больших коклюшках из шерстяной нити. Но со временем армейская форма изменилась, спрос на гарус упал, и женщины перешли на плетение кружева. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Сначала рисунки для узоров доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева.

Современный местный промысел «Елецкие кружева» пользуется всемирной известностью.

Калязинское кружево

В Тверской губернии кружево производили в двух городах: Калязине и Торжке. В начале XIX в. Калязин называли городом крахмала и кружев. Здесь работали десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц.

Считается, что уже в конце XVIII в. в Калязине стали плести кружево на продажу, калязинцы уверены, что именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сначала производимые здесь кружева шли на украшения модных головных уборов.

Местные кружевницы изобрели множество своих собственных узоров, но, к сожалению, они не сохранились. Но до сих пор известен старорусский калязинский узор – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями.

В Калязине выплетали и тюлевое кружево с цветочными рисунками. Но изображение определенных цветов не типично, только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.

Калязинский тип сцепного кружева выработался к середине XIX в., выплетаемый для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном фоне.

Само полотенце обычно было из цветной шелковой ткани. Подобные нарядные полотенца представляли большую художественную ценность. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам. Существовали другие сцепные узоры.

Торжокское кружево

В Торжке кружевоплетение тоже появилось довольно рано, c XVIII в.

Начало XIX в. Тверская губерния, Торжок

В первой половине XIX в. в Торжке появился тип многопарного кружева. Сохранились большие подзоры, концы полотенец, отдельные прошвы и края этого рода. Орнамент разнообразный: изобразительный и геометрический.

Кружево Рязанской губернии

В Рязанской губернии различают рязанское, скопинское и михайловское кружево.
В работах рязанских кружевниц были очень распространены волнистые растительные мотивы. В начале XIX в. они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском кружеве есть группа рисунков, близких к западноевропейским. Рязань - одно из главных мест производства лёгкого кружева в России.

Особенно оригинальный самобытный характер получило кружево в городе Михайлове Рязанской губернии . В разное время здесь использовались разные типы кружевного плетения: тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. Сцепная техника называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные и другие постоянные мотивы.

Третьим центром местного изготовления кружева был город Скопин .
Материал в промысле использовался разный: небеленый лён, который давал приятный кремовый тон, естественный шелк-сырец без отбелки. В Скопине плели и из тонкой черной шерстяной пряжи.

В настоящее время здесь по-прежнему плетутся мерные тонкие сорта.

Ярославское кружево

В Ярославской губернии славился рукоделиями Ростов Великий . Но кружево не сразу стало делом мастериц – его плели сначала послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы. Кружевной промысел в Ростове не сложился, это было занятием отдельных кружевниц. Но дошедшие до нашего времени работы отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное.

Конец XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов

Исключительно на заказ плели кружево ещё в одном городе бывшей Ярославской губернии – Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев ). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов.

Край для полотенца (узор «бачино»), 1880 г. Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск

Костромское кружево

В конце XVIII в. в городе Галиче Костромской губернии уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.

Конец XVIII в., Костромская губерния, г. Галич

Кружевоплетение Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.
Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.

Вятское кружево

Первый кружевной промысел в Вятской губернии возник во второй половине XIX в. в Кукарской слободе . Жители Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Сюда попало кружево из Великого Устюга (вологодское), и местные мастерицы сумели его воспроизвести. А дальше стали уже сами изобретать рисунки.
К концу XIX в. кукарское кружевоплетение по объему обогнало даже вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и др. Плели из льняной и черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.

Начало XX в., Вятская губерния, Яранский уезд, слобода Кукарка

Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами, в нём часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.

В 1893 г. в Кукарке открылась школа кружевниц. Из этой школы вышло много мастериц, ставших затем педагогами в других местностях.
Уже в начале XX в. кукарское кружево вывозилось в Англию, Голландию, Швейцарию, США.

Тульское кружево

В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения – белевское и одоевское .

В городе Белеве для себя плели мерное («верховое») кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать мелкие целые вещи: воротнички, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды.
В Одоевском уезде Тульской губернии кружево производили в имении Соковнина. Во второй половине XIX в. в уезде сложился промысел. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение. Городские плетеи брали за образец белевские узоры.

Нижегородское кружево

В торговом и ремесленном городе Балахна в Нижегородской губернии издавна работали гончары, плотники и резчики, а половина женского населения плела кружево. В первой половине XIX в. здесь уже сложился свой тип сцепного кружева. Мотивы узоров типичны: павы, орлы, цветущие деревья, но особенность в том, что их очертания чётки и изысканны. Отличалось балахнинское кружево и разнообразием в формах деревьев, цветов. У орлов ясно обозначены перья, выражен взмах крыла.

В Балахне делали и геометрические узоры в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры свойственны и елецкому кружеву, но манера исполнения отличается.

Мастерицы Балахны выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков.

Промысел распространился по всему Балахнинскому уезду. Сейчас в Балахне плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

Эта замечательная ткань производится путём переплетения тонких нитей различного происхождения: хлопковых, льняных, шерстяных, полимерных и даже металлических (например, из серебра или золота). Эти нити образуют очень красивые и оригинальные орнаменты.

Где используется кружевная ткань?

Даже небольшой лоскут кружева может преобразить женский наряд, сделав более элегантным и лёгким. Из этой ткани изготавливают не только отдельные элементы , но целые платья, накидки, блузки и даже женское нижнее бельё. Модницы также очень любят кружевные накидки, шали, пелерины и перчатки.

Кружевные ткани часто применяются для декорирования интерьеров. В частности, из них изготовляют , скатерти, постельные принадлежности, накидки на мебель, подстаканники и многое другое. Когда кружево обладает особо изящным и оригинальным узором, из него могут даже изготавливать декоративные панно, украшающие стены.

Виды кружева

Сейчас можно найти множеств различных видов кружевных тканей. Они могут изготавливаться как машинным способом, так и вручную при помощи спиц или коклюшек). Нити, из которых производится кружево, могут быть белыми (наиболее распространённый вариант) или цветными, они могут образовывать как плотный, густой орнамент, так и довольно редкий узор.

В зависимости от техники плетения кружева можно выделить три его типа:

  • Игольное – узор предварительно рисуют на бумаге, затем её прикалывают к ткани и вышивают вручную при помощи иглы. Это самое дорогое, но, при этом, и самое красивое кружево.
  • «Ренессанс» – к ленте пришивается бумага, а затем вручную иглой заполняются пустые промежутки. При этом используются стежки различной длины, а бумага не прокалывается. Таким способом обычно изготавливают скатерти, салфетки, дорожки и т. д.
  • «Принцесса» – за основу такого кружева берётся фабричная , на которую вручную нашиваются всевозможные декоративные элементы; цветы, листики, бабочки. Это кружево используется для самых торжественных событий, таких как крестины или свадьба.

Преимущества и недостатки кружевных тканей

Кружево недаром получило такое распространение, ведь оно обладает целым рядом достоинств:

  • отлично пропускает воздух и обладает чрезвычайно приятной фактурой;
  • прочность и долговечность;
  • с помощью можно легко превратить повседневную одежду в праздничную;
  • ткань очень яркая и необычная, женщина в одежде из кружева всегда привлекает к себе множество взглядов;
  • универсальность ткани – из неё можно изготавливать не только одежду, но и использовать в интерьере.

Есть у кружева и определённые недостатки:

  • со временем на кружеве могут образоваться зацепки, из-за которых из ткани вытягиваются нити, так что носить кружево надо весьма аккуратно;
  • кружево нужно очень осторожно утюжить, потому что температура может повредить синтетическую основу ткани, а полностью синтетическое кружево вообще не рекомендуется утюжить.

При выборе кружевных тканей нужно особое внимание обращать на её состав. Самое дорогое и качественное кружево делается из хлопковых нитей с небольшим добавлением полиэстера. Такая ткань служит очень долго, хорошо переносит частые стирки и не желтеет. И внешний вид у него гораздо более изящный. Чем у нейлонового кружева, которое быстро растягивается и легко повреждается при глажке.

Нежное, воздушное, с чарующим узором... Всё это о кружеве. Наверное, не найдётся девушки, которую бы не привлекало кружево. Благодаря многообразию видов и расцветок, а также сочетаемости практически со всеми стилями, каждый найдёт в нём что-то для себя. Несмотря на то, что кружево прочно ассоциируется с нежностью (поэтому его так часто используют для создания образа невесты), с его помощью можно создать драматический или готический образ или же передать страсть или загадочность. Также кружева актуальны для предметов интерьера и создания вещей в стиле винтаж.

Кружева широко используются для создания одежды, аксессуаров и отдельных элементов (например, воротники, манжеты и т.п.), нижнего белья, в качестве декора для украшения одежды, для создания и украшения предметов интерьера (постельного белья, тюлей, скатертей, подушек, салфеток и т.п.), а также в рукоделии. Их можно применять везде, но делятся они на виды не по сферам применения, а по типу изготовления и по географическому принципу.

По типу изготовления кружева можно разделить на:

  • рукодельное;
  • машинное.

В свою очередь рукодельное кружево делится на виды по технике исполнения или по месту производства.

Различают следующие виды кружева по технике исполнения:

  1. Вязаное - на спицах или крючком.
  2. Узелковое - макраме и фриволите (плетёное челноком).
  3. Плетёное - на коклюшках.
  4. Шитое - игольное и хардангер.
  5. Ленточное.

Кружево, где плетение выполнено крючком, делится по типу инструмента:

1. Короткий крючок:

  • обычное/немецкое
  • гипюр (венецианское)
  • брюггское
  • филе (или филейное)
  • ирландское
  • Ретичелла
  • на вилке

2. Длинный крючок:

  • викторианское
  • афганское
  • тунисское

Кружева по технике исполнения

Кружева, сплетённые с помощью коклюшек, - самые привычные для нас, и именно их мы считаем традиционными. Наверное, многие видели их в качестве украшения дома, особенно у старшего поколения.

На Руси коклюшечное кружево плетут с 13 века, а временем появления в Европе принято считать 16 век, где именно в это время появились металлические булавки, на которых строился технологический процесс: булавки втыкаются вдоль линии рисунка, нанесённого на бумагу, и обматываются нитями с коклюшек, создавая узор. Новым пиком расцвета со времени появления коклюшечного кружева считается 18 век - техника плетения намного усложнилась, и в состав кружева начали вводить цветные нити из шёлка. В России кружево получило массовое распространение во времена правления Петра I, когда в моду начал входить европейский стиль в одежде. Наши рукодельницы переняли европейскую технику плетения, а в популярные тогда узоры внесли народные мотивы. Разнообразие узоров стало огромно: в каждой местности, где плели кружева, были свои особенности плетения узора, и каждое кружево имело свой характерный стиль. В связи с этим коклюшечное кружево стали делить на виды по местности изготовления: московское, рязанское, елецкое, вологодское, вятское и другие.

Ещё одной характерной особенностью коклюшечного кружева является сложность его исполнения: для плетения сложных узоров может использоваться до 1200 коклюшек. Именно поэтому оно не было распространено в качестве досуга у рукодельниц, а делали его исключительно на продажу.

Относится к узелковому виду. В переводе означает: с арабского - «тесьма, кружево», с турецкого - «шарф» или «салфетка». Считается, что макраме появилось в 9 веке до н.э. Именно в это время начали появляться изделия из узелков. Плели, как правило, моряки во время путешествий, создавая талисманы, кулоны и обереги для себя или в дар.

Изделия в технике макраме отличаются прочностью и долговечностью, а также не обделены красотой и оригинальностью. Благодаря этим свойствам оно стало популярным среди всех слоев населения и существует до сих пор.

Это узелковое кружево, которое плетётся с помощью челноков или иглы. Одноимённое название имеет и техника исполнения. Этот вид кружева пришёл из Франции, а само слово означает «раскованный», «непринуждённый». Также фриволите было известно на Востоке, но под другим названием - «макук», т.е. «челнок» - инструмент, которым плели рыболовные сети.

Широко распространено среди рукодельниц фриволите было в 18 веке. Сейчас эта техника вновь набирает популярность, особенно для изготовления украшений.

Игольное кружево - самое эластичное из всех видов. Создают его с помощью иглы и нити. Для того чтобы получить тончайшее кружево необходимо потратить времени намного больше, чем для плетения других видов. Классический узор - розы и некоторые другие виды цветов.

Изготовление игольного кружева проходит в несколько этапов. Сначала продумывается узор и создаётся рисунок на бумаге, укреплённой тканью. Далее толстой нитью вышивается контур, после завершения происходит заполнение контура тонкой нитью различными стежками. Как правило, вышивается один мотив - цветок. Если изделие крупное, то мотивы сшиваются очень тонкой нитью в единое целое так, что место крепления и нить не сможет различить никто, кроме мастера.

Хардангер - старинный вид строчевого вышитого кружева. Появился он в Норвегии в 17 веке. Название пошло от одноимённого фьорда, где местные жители украшали вышивкой свою одежду. Для стиля хардангер характерны рельефные швы и прорези. Выполняются швы льняными нитками, в качестве основы обычно выступает тонкое льняное полотно. Сейчас такой вышивкой украшают не только одежду, но и домашний текстиль.

Называют по-разному: «ренессанс», меццо пунто, брюссельское кружево. Для его создания используется лента или тесьма, которая вплетается в узор, а затем украшается коклюшечным или игольным кружевом. Это один из самых быстрых способов создать кружевное полотно. Ленточное кружево может быть выполнено как вручную, так и машинным методом. Машинный способ сейчас применяется чаще всего, т.к. это значительно ускоряет процесс изготовления, но ленты, сшитые на машинке, имеют более острые и выраженные изгибы, а само кружево после стирки может потерять ровную поверхность.

Белая гладь

Видов белой глади много, но методов её исполнения все три:

Классическая белая гладь вышивается стежками различной глубины, что создаёт более тёмные и светлые оттенки. Основой обычно выступает тонкая ткань - тонкий лён, муслин, батист, органди, а также сетка. К типичным видам глади можно отнести дрезденское кружево, ирландский Каррикмакросс, шотландский айршир и цветочные вариации индийских узоров.

Ажурное кружево создают с помощью вытягивания нитей. Сюда можно отнести норвежский хардангер.

Техника «Ришелье» представляет собой вырезание узоров на ткани-основе и последующую обработку краёв получившегося рисунка. Из самых распространённых видов ришелье - итальянская ретичелла.

Филейное кружево (Филе)

Основой филейного кружева служит сетка. Ячейки сетки могут иметь форму квадратов (прямое филе) либо ромбов (косое филе). Для плетения используются челноки. Этот вид кружева разделяют на две группы - простое филе и филе-гипюр.

Главная ценность и особенность ирландского кружева - это полностью ручная эксклюзивная работа. В отличие от обычного вязания крючком ирландская техника предполагает вязание мотивов (цветов, листьев и т.д.) по-отдельности, а затем соединение их с помощью сетки. Благодаря этому в изготовлении одной вещи может быть задействовано сразу несколько человек. Именно поэтому раньше ирландское кружево было чисто семейным занятием, а секреты плетения и узоры передавались из поколения в поколения.

Гипюр (венецианское кружево)

Гипюр (франц. guipure от guiper - "оплетать", лат. gerrae - "плетение") - кружевное полотно, состоящее из элементов, плетёных с помощью коклюшек или шитых иглой, которые скреплены между собой нитями. Традиционный рисунок на гипюре - цветы и побеги с листьями на сетчатом полотне. Родиной гипюра принято считать Италию, особенно своими изделиями славилась Венеция. Вышивать в этой технике начали в 16 веке, тогда и сформировался характерный для венецианского гипюра рисунок. В 17 веке появился рельефный гипюр. Для него характерны выступающий петельный шов по краю орнамента и крупный рисунок с большими цветами и завитками, а также изображение лилий и плодов граната. Вклад в развитие гипюра внесла также Франция. Здесь, в г.Алансон, стали производить гипюр с особо мелким рисунком. Алансонский гипюр с мелкими цветками и листьями, которые соединяются маленькими зубчиками, стали называть «пико» (франц. pico - "маленький"). Гипюр, благодаря своей красоте и изысканному рисунком, быстро приобрел популярность по всему миру.

Кружево, плетёное на вилке

Для создания такого кружева используют крючок и специальную вилку для вязания (похожа на шпильку для волос). Техника плетения на вилке простая, но богата различными возможностями, что позволяет реализовать самые необычные творческие идеи.

Нет явления более уникального, чем русские кружева. В дореволюционное время в России насчитывалось семнадцать районов, где плелись кружева. Впоследствии в некоторых из них возникли промыслы, а в других кружева плели только для собственных нужд. В современной России осталось очень мало кружевных промыслов. Ранее (в советские времена), самыми крупными промыслами обладали Вологда, Советск (Кировская область), Елец.

Понятие "русское кружево" было введено в историю мировой культуры русскими мастерицами, неимоверно талантливыми и самобытными, перенявшими на Западе это искусство.

Воспринятое в XVII веке в Западной Европе, русское кружевоплетение не только сберегало и следовало лучшим традициям мастеровых европейских государств, но и превратилось в подлинно национальное художественное явление. Самостоятельность русского кружевоплетения содержит богатый колорит, разнообразие технических приемов и, самое главное, изобразительный характер орнамента, который характерен для всего русского народного искусства./Из книги Фалеевой В.А. "Русское плетеное кружево"/.

Несмотря на общие черты в русском кружеве, в различных местностях его производство имеет характерные особенности. Кружевоплетение было широко распространенно в России и заняло полагающее ему место в общенациональном декоративном искусстве, но единая основа русского народного орнамента (композиции, мотивы узоров) в различных местностях трактовалась по своему, в соответствии со вкусами и пристрастиями мастериц, местной моды. Благодаря такому индивидуальному подходу вещи в разных местностях создавались оригинальные, самобытные. Необходимо учитывать, что большинство мастериц работали непосредственно на себя, на свои семьи, создавали предметы домашнего обихода и одежду. Кроме того, отсутствовала информация с других мест и обмен опытом между ними, поэтому в каждой местности сложились свои традиции в имеющихся узорах и способах их передачи, в результате чего сохранились своеобразные отдельные типы русских плетеных кружев.

Тверская губерния

Кружево гор. Калязина

Город Калязин был образован в начале ХIХ века из трёх ремесленных слобод и назывался городом кружев и крахмала. Здесь сложились самые ранние кружевные промыслы в России в конце XVIII века, кружево плелось на продажу. Мастерицы создавали группы с исполнением только определенных типов кружев. "Фантажное (или многопарное) кружево предназначалось для украшения модных головных уборов". В большом количестве выплетали тюлевое кружево, в котором присутствовали характерные обобщенные мотивы. К середине XIX века было создано сцепное кружево, не мерное, а выплетаемое целенаправленно для декоративных полотенец и простыней.

Кружево Торжка

Кружева здесь так же появились рано, и с самого начала использовалась сцепная техника. Затем, уже в первой половине XIX века появилось оригинальное многопарное кружево. В нём изобразительные мотивы подчёркивали самые архаичные сюжеты двустороннего шитья, которое было довольно широко распространено в Тверской губернии и сохранялось долгое время. Особенность этого типа кружева заключается в активном использовании скани (толстая нить обрисовывает силуэты фигур). Для продажи производили сцепное льняное кружево с растительным узором, имеющее крупные зубцы для штор и простыней, с характерными крупными орнаментальными формами.

Орловская губерния

Точно не доказано, где производилось тонкое многопарное кружево - либо в городах (Орле, Ельце, Мценске), либо в помещичьих мастерских. Затем его перестали плести, т.к. стали заниматься сцепным вологодским кружевом. Благодаря тонкости и рельефной скани обводом, обилию сквозных элементов и мелким ячейкам фонов, елецкое многопарное кружево по своей изысканности стало редким для России.

Елецкое кружево

Эти кружева являются более тонкими и легкими, чем вологодские. Используется полотнянка, которая изменчива по плотности и ширине, часто переходящая в сетку. Решетка елецкого кружева может быть и разреженная и очень плотная. Скань всегда выполняют из трёх ниток, из которых плетут основное кружево и проходит она по краям полотнянки и сетки. Кроме того, в Ельце часто для изготовления штучных плечевых изделий (блуз, жилетов) используют мерное многопарное кружево.

Мценское кружево

По общим характеристикам оно близко к елецкому, но является более архаичным. В нем долгое время сочеталось численное плетение и набор излюбленных мотивов, применялось также сцепное плетенье с использованием узкой полотнянки и традиционных народных узоров с густыми фонами. С 1860 года стало преобладать парное мерное кружево, с геометрическими рисунками. Для большинства узоров необходимо было всего 20 пар коклюшек, но в некоторых - больше 100. В конце XIX века в Мценске стали заниматься общераспространенными клюнями, гипюрами и другими модными типами кружев.

Рязанская губерния

Михайловское кружево

Это кружево является льняным, многопарным, украшенным разноцветным мулине. Преобладает мерное кружево с характерными веерообразными формами кружевных мотивов, фестонами и зубцами, т.н. бубенцами, мысами и городками.

Скопинское кружево

Им отделывались нарядные подарочные полотенца. Это кружева со сложными ажурными узорами, слегка подсвечены синей или голубой ниткой, их нельзя сравнить с более плотными Михайловскими кружевами, в расцветке которых преобладающими являются красные тона.

Зарайское кружево

Никогда не продавалось. Является сцепным кружевом особого типа, производилось только в первой половине девятнадцатого века. Отличительные черты: "На всем протяжении узора чередуются полотнянка и сетка. Узоры могут быть растительными, густыми, почти без фона". На каждом предмете со всех сторон имеется кант из полосы сетки, по которой проложена сканью цепочка из треугольников и ромбов.

Ярославская губерния

Ростовское кружево

Кружевом в основном занимались послушницы из монастырей близ Ростова и крепостные мастерицы. В 1880 году насчитывалось в Ростове 14 кружевниц, но промысел так и не сформировался. Известно несколько подлинных работ, имеющие прекрасное качество плетения. Ростовское кружево является исключительно льняным, тонкая пряжа, многопарное, и сцепное, в восемнадцатом веке использовался и шелк.

На протяжении XIX века мастерицы выполняли сканые узоры, имеющие разнообразные фоны. Мастерицами в сцепном плетении был придуман свой собственный фон в виде ростовского креста, затем он распространился по всей России, но сохранил свое первоначальное название.

Узоры местного кружева представлены в трёх группах:

Геометрическими (со свойственной строгостью контуров с плотными свисающими мотивами, окаймленными и сопровождающимися решетчатыми элементами, зачастую обведены яркими шерстяными нитками).

Цветочными парного плетения.

Сцепными изобразительными. В XIX веке сцепное кружево производилось с преобладанием народных узоров, на которых изображались птицы, деревья, цветущие кусты. Для растительных мотивов характерна динамичность рисунка. Силуэты фигур весьма отчетливые, из-за сквозного ростовского фона и узкой полотнянки, имеющей высокий рельеф скани. В другом приеме оживления полотнянки вводится большое число дырочек-закидок, благодаря чему обеспечивается нарядность всего изделия.

Романово-Борисоглебское кружево (Тутаев)

Кружево плелось исключительно по заказу. Отделывались постельные принадлежности и выполнялось оно кусками по длине изделия. Использовали нитки Егорьевской Хлудовской фабрики. Использовался сцепной и многопарный способы. В городе насчитывалось примерно 50 мастериц.

В Романове кружево плели лучше, чем в Борисоглебске, где оно было существенно грубее. Рисунки кружев назывались своеобразно: бантики, бачино, в сцепном - бараньи рожки, шлёнский (в парном в виде решетчатых ромбов, простого фона с паучками и плотных сердцевидных мотивов, по середине треугольные зубцы).

Для украшения полотенец плели деревенское ярославское льняное кружево, с вводом шелка-сырца в виде скани желтого, золотистого и коричневого оттенков. Геометрическими узорами в численной технике применялись зигзагообразные полосы, ромбов или квадраты, зубцы полукруглые или острые.

Костромская губерния

Во второй половине восемнадцатого и первой четверти девятнадцатого веков в Галиче отмечался расцвет кружевоплетения. В конце восемнадцатого века в городе плели кружева с собственной манерой исполнения определенного типа, имеющего особые, только здесь известные узоры. Кружево было многопарным, трудоемким, использовался тонкий слабоотбеленный лён, золотная металлическая нить, цветные шелка: кораллово-красные, травянисто-зеленые, ярко-голубые.

Из кружева выплетали парадные декоративные полотенца из тонких фабричных тканей. Зачастую прошвы и края намеренно использовались разные рисунки, в целях внесения неожиданности и многообразия в изделие.

В богатых домах крепостные мастерицы назывались плетеями. Рисунки кружева были многообразными: в виде геометрических узоров сложных форм рококо (в небольшом количестве), мотивов птиц, двуглавых орлов, деревьев. Только галичское кружево тех времен имеет мотив дерева, имеющее четко выраженный ствол и две лесные птицы в воздухе.

Солигалич

Промысла не было, кружево плели только в личных целях. Техника была многопарной (но не больше 20 пар). Преобладали геометрические узоры. Кружево по рисункам было однообразным (чередовались две близкие по характеру сложные фигуры).

Московская губерния

В Серпухове, Верее, Подольске, Дмитрове, Звенигороде и в 43 селениях этих уездов во второй половине XVIII века занимались кружевоплетением. Лучшими мастерицами считались Подольские мастерицы. Кружево плели многопарным, имеющее цветочный рисунок на тюлевом фоне, тонкие решетки, со сканью обводом. Для выполнения узоров использовалось 150-200 пар коклюшек. Образцы кружев этого времени не сохранились.

Калужская губерния

Плели кружево в Жиздринском, Боровском, Тарусском и Козельском уездах, такое же, что и московское. В геометрических узорах имеются какие -либо схематические растительные элементы. Такое кружево не представляет интереса.

Новгородская губерния

Белозёрск

Кружевоплетением начали заниматься в конце XVIII века. Кружево плели многопарное и сцепное. Промысел сложился во второй половине XIX века. Кружево было прекрасного качества и исполнения. Отличалось большим количеством местных рисунков.

Кириллов

Сильное влияние для развития промысла оказал вологодский промысел. Основным способом плетения был сцепной.

Вологодская губерния

Вологодское кружево отличается крупным, выразительным узором, для исполнения которого использовалась плотная, непрерывная, одинаковая по ширине, плавная полотнянка. Узор четко вырисовывается на фоне узорных решеток. Толстая скань, часто цветная, проходит по середине полотнянки. Кроме растительных мотивов в орнаменте часто использовались подковы, гребешки, веера.

Петербургская губерния

Киришское (захожское) кружево

Это более скромный крестьянский кружевной промысел. Редкая вилюшка украшена треугольниками из плетешков. В узорах использовались старинные мотивы в форме пяти- и семилепестковых медвежьих лап; решётки (квадратной сеточки, заполняющей промежутки внутри полотнянки); звездочки из насновок.

Вятская губерния

Кукарское

Прекрасное качество плетения. Орнаментально сходно с елецким и вологодским кружевом, но отличается техникой исполнения. Использовались приемы пересечения полотнянки (так называемая "вятская петля"). На Московской политехнической выставке 1872 года впервые было обращено внимание посетителей на кукарское кружево.

Тульская губерния

Белёвское кружево

Расцвело к 1840 году. Кружево изготовляли в уезде, в помещичьих усадьбах, было оно многопарное, тонкое, льняное. В Белеве увлекались мерным "верховым" кружевом для постельного и столового белья. Затем стали исполнять небольшие штучные предметы - воротнички, оплеты носовых платков, иногда одежду. В конце XIX века стали работать по сцепной технике. Сильное отличие от других из-за замкнутого орнамента, состоящего из разнообразных квадратов, тесемок, "змеек" паучков. Насновки прямоугольные, способом выплетения отличается от других видов насновок.

Преобладала техника сцепного плетения, в качестве образца использовались белевские узоры. Промысел возник после 1880 года и охватывал более 500 человек. Не оригинальный.

Нижегородская губерния

Кружево Балахны

В первой половине XIX века сложился особый тип сцепного кружева. Мотивы узоров в форме пав, орлов, цветущих деревьев. Узоры имеют четкие очертания, изысканность силуэтов. В формах деревьев большое разнообразие. В кружеве ритмично располагаются ветви и цветы, имеющие характерные загнутые концы листьев. Орлы с ясно обозначенными перьями и выраженным взмахом крыла.

Опознавательный признак в балахнинском сцепном кружеве - различные решетки в одном предмете и явно преобладают насновочные. Насновки выполнены в различной конфигурации: овальными, квадратными, треугольными, собранными в розетки, образующими клетки, в форме зигзагов и параллельных полос.

На плетешковых решетках обильное украшение в виде петелек и выглядят то, как поле скозных овалов, то, как косая клетка, то в виде чешуек. Все кружево является льняным, скань витой, изготовляли его для праздничных простыней, встречаются с металлическими краями. Такое кружево не продавали.

Многопарное кружево Балахны было разных типов, для которых использовали от 15 до 200 пар коклюшек. Благодаря нему и возник промысел. Использовалась шелковая нить черного или золотистого цвета, позднее тонкая хб пряжа.

С 19 века получает широкое распространение более дешёвое чем ручное машинное Кружево, подражающее образцам ручных кружев.

Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон Кружево В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину . Постепенно машинное производство получило распространение, потому что вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста.

В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (называемый также Жаккарда машина) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (кружево в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.

Машинное Кружево вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.

На челночных машинах Кружево образуются за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные Кружева. Однако тяжёлые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных Кружев, а также невозможность вырабатывать их из химических волокон заставили искать новые способы производства Кружев. В дальнейшем Кружево стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки.

Фон (сетка-грунт) Кружев, полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную. Кружево с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название «гладкий тюль». Кружево с рисунком, имитирующим рисунок Кружево с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос Кружев, которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

М. И. Петров