Селезнев С.Б. "Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)"

Неопытные врачи, общаясь с тяжело больными людьми, почти всегда ведут себя неправильно.

Умышленно вводят пациента в заблуждение. Неизлечимо больной (особенно, если речь идёт об онкологии) должен слышать от доктора и близких родственников только правду. Солгать пациенту – то же самое, что понапрасну оскорбить его, - считают опытные сотрудники клиник. В наше время больному достаточно заглянуть в Интернет, чтобы уличить медика во лжи. Особенно бурно реагируют на обман пожилые пациенты: докопавшись до правды, они теряют доверие к медицинским работникам, за что, в конце концов, расплачиваются несколькими годами жизни – причём, не только своей.

Не предоставляют пациентам достоверной информации. Сведения, касающиеся диагноза и предстоящей операции, возможных рисков и послеоперационного периода, по мнению умудрённых опытом специалистов, необходимо доносить до больных без употребления сложных профессиональных терминов и трагических ноток в голосе. Больному необходимо ощущать, что команда хирургов осмысленно оценивает возможную опасность и понимает, как подойти к решению поставленной задачи.

Не рекомендуют больному и родственникам дополнительные меры, чтобы облегчить тяжелое состояние. Так, для людей, которые совсем не встают с постели, можно рекомендовать сиделку к больному , что несомненно поможет: сиделка и воды принесет, и развеселит, да и развлечь сможет. Это достаточно немаловажно во всех случаях с неизлечимыми и лежачими больными.

Общаясь с неизлечимыми пациентами, избегают грустных разговоров. Таких, например, которые касаются пожизненного паралича, злокачественных опухолей и неоперабельных адамсий и таким образом отнимают у пациента право на осознание индивидуальных особенностей собственного организма.

Впервые беседуя с пациентом, не пытаются обойтись без так называемых «стоп-слов» - тех страшных терминов, с которыми больному поначалу очень трудно смириться. Знающие доктора, чтобы не шокировать больных, стараются поначалу заменять «стоп-слова» менее страшными синонимами и только после того, как пациент справился с первым потрясением, называют вещи своими именами. Опытный врач сразу после операции подаёт очнувшемуся от наркоза пациенту его мобильник и предлагает перезвонить родным. Почему и каким образом «работает» этот нехитрый приём – пока неизвестно, но, по свидетельству профессионалов, в некоторых случаях именно звонок близким помогает даже лучше, чем активная терапия.

Оставляют без ответов прямые вопросы пациентов. Чаще всего доктор слышит от таких пациентов: «Будет ли мне больно?» и «Скоро ли я умру?». По мнению опытных врачей, ответы на такие вопросы должны следовать незамедлительно и состоять только из правдивой информации. Ведь больному неизлечимой болезнью, даже если у него ещё есть время, необходимо решить какие-то неотложные дела, например, касающиеся будущего детей, близких родственников и тех людей, с которыми его связывают разного рода обязательства.

Винят неизлечимых пациентов в безалаберном отношении к своему здоровью. Лишь набравшись опыта, молодые врачи поймут, что обвинять обречённых - бессмысленно и негуманно.

Клиническое интервью (беседа с пациентом) имеет большое значение для вовлечения пациента и его родственников в активную терапевтическую программу. Врач общей практики должен заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье своих маленьких пациентов. Клиническое интервью служит прежде всего для сбора информации и выявления нарушений поведения.

Практическая часть клинического интервью в большинстве детских клиник и учреждений общего профиля - это простой сбор медицинских сведений, которые имеют отношение к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. Другие аспекты жизни пациента, в частности психосоциальные, часто остаются вне поля зрения врача. Однако наличие психосоциальных проблем оказывает значительное влияние на течение болезни, выполнение рекомендаций по ее лечению и даже служит основным поводом для посещения врача.

Кроме того, коррекция поведенческих нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния подобно вождению автомобиля вслепую. Педиатр может использовать клиническое интервью для выяснения эмоционального статуса пациента, поиска вероятных причин психосоциальных нарушений в контексте семьи. Знание вех развития ребенка и критериев оценки внутрисемейных отношений необходимо для успешного проведения клинического интервью и эффективного анализа информации, полученной в процессе беседы.

Понимание эмоционального статуса ребенка или способность вникать во внутренний мир семьи в равной степени зависит от специфических навыков врача и индивидуальной манеры его общения. Первая цель - найти общий язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше шансов найти с ним общий язык. Краткий экскурс в историю становления навыков при развитии ребенка облегчает эту задачу. Однако есть несколько основных принципов ведения беседы при сборе анамнеза, которые полезно сразу принять во внимание.

Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко затрагивать частные интимные вопросы, но без ответов на них врач не может быть уверен, что пациент (или его семья) доверительно относятся к врачу и готовы сообщить ему необходимые факты. Важно придерживаться адекватной продолжительности визита.

Учитывая психосоциальное и физиологическое состояние ребенка , который впервые пришел к врачу, беседа не должна длиться более 30-40 мин - это время, необходимое для выяснения основных, наиболее значимых деталей.

Очень важно рационально использовать время в процессе беседы с пациентом. При каждом последующем визите врач имеет возможность дополнить сложившееся у него представление о пациенте, если вначале удалось добиться взаимного доверия. Педиатру необходимо быть открытым, его вопросы следует строить таким образом, чтобы на них нужно было отвечать развернутой фразой, а не коротким, односложным ответом.

В процессе клинического интервью в центр внимания следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается довольным вниманием врача. На практике при четко сформулированных вопросах во время беседы и живом интересе к пациенту клиническое интервью может занимать не больше времени, чем обычный осмотр. Построение диалога таким образом, чтобы он был нацелен на обсуждение проблем пациента и членов его семьи, в дальнейшем позволяет избежать диагностических ошибок.

Кроме того, клиническое интервью можно разбить на несколько частей, например: часть вопросов можно задать родителям в начале осмотра, часть - в процессе физикального осмотра ребенка и часть - по его окончании. Каждый пациент, приходя к врачу, боится не быть услышанным, поэтому стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему.

Большую долю информации можно получить, сосредоточившись на невербальных каналах. Как врач, который пальпирует, но не применяет аускультацию при физикальном осмотре, может пропустить важную информацию, так и врач, который не обращает внимание на выражение лица и жестикуляцию, может не заметить существенных фактов, касающихся психического статуса пациента. Например, подросток с опущенным взглядом печальных глаз, безусловно, находится в состоянии дискомфорта. Если врач этого не замечает и аккуратно не поинтересуется причинами такого состояния, лечение может оказаться неэффективным. Кроме того, если внутренние потребности пациента не удовлетворены, он может обращаться за помощью к другим врачам.
Эффективность клинического интервью значительно повышается при разумном анализе невербальной информации.

Часто внутрисемейные проблемы (например, когда родители не могут найти общий язык со своим ребенком) словесно не обсуждаются с врачом, но о них можно узнать из невербальных источников. Как правило, в процессе беседы такая невербальная информация предоставляется, но врач должен правильно расценить ее. Нужно помнить, что информацию не всегда можно выразить словами, поэтому врачу также следует использовать невербальные приемы во время беседы с пациентом. Например, такие банальные приемы, как внимательный взгляд и спокойный тон голоса во время объяснения терапевтических рекомендаций, увеличивают степень понимания пациентом и его родителями излагаемых фактов.

Четко написанные инструкции в сочетании с подробным объяснением, почему их необходимо выполнять, еще более улучшают качество терапии. Иногда, при необходимости, может быть полезным позвонить родителям по телефону и еще раз напомнить о каких-либо важных терапевтических рекомендациях.

При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития. Ниже приведены некоторые советы по ведению разговора с детьми разных возрастных категорий.

Общение врача с ребенком. Установление контакта с детьми и сбор анамнеза

Клиническое интервью (беседа с пациентом) имеет большое значение для вовлечения пациента и его родственников в активную терапевтическую программу.

Врач общей практики должен заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье своих маленьких пациентов. Клиническое интервью служит прежде всего для сбора информации и выявления нарушений поведения. Практическая часть клинического интервью в большинстве детских клиник и учреждений общего профиля - это простой сбор медицинских сведений, которые имеют отношение к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. Другие аспекты жизни пациента, в частности психосоциальные, часто остаются вне поля зрения врача. Однако наличие психосоциальных проблем оказывает значительное влияние на течение болезни, выполнение рекомендаций по ее лечению и даже служит основным поводом для посещения врача. Кроме того, коррекция поведенческих нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния ребенка подобно вождению автомобиля вслепую.

Педиатр может использовать клиническое интервью для выяснения эмоционального статуса пациента, поиска вероятных причин психосоциальных нарушений в контексте семьи. Знание вех развития ребенка и критериев оценки внутрисемейных отношений необходимо для успешного проведения клинического интервью и эффективного анализа информации, полученной в процессе беседы. Понимание эмоционального статуса ребенка или способность вникать во внутренний мир семьи в равной степени зависит от специфических навыков врача и индивидуальной манеры его общения.

Первая цель - найти общий язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше шансов найти с ним общий язык. Краткий экскурс в историю становления навыков при развитии ребенка облегчает эту задачу. Однако есть несколько основных принципов ведения беседы при сборе анамнеза, которые полезно сразу принять во внимание. Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко затрагивать частные интимные вопросы, но без ответов на них врач не может быть уверен, что пациент (или его семья) доверительно относятся к врачу и готовы сообщить ему необходимые факты. Важно придерживаться адекватной продолжительности визита.

Учитывая психосоциальное и физиологическое состояние ребенка, который впервые пришел к врачу, беседа не должна длиться более 30-40 мин - это время, необходимое для выяснения основных, наиболее значимых деталей.

Очень важно рационально использовать время в процессе беседы с пациентом. При каждом последующем визите врач имеет возможность дополнить сложившееся у него представление о пациенте, если вначале удалось добиться взаимного доверия. Педиатру необходимо быть открытым, его вопросы следует строить таким образом, чтобы на них нужно было отвечать развернутой фразой, а не коротким, односложным ответом. В процессе клинического интервью в центр внимания следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается довольным вниманием врача.

На практике при четко сформулированных вопросах во время беседы и живом интересе к пациенту клиническое интервью может занимать не больше времени, чем обычный осмотр. Построение диалога таким образом, чтобы он был нацелен на обсуждение проблем пациента и членов его семьи, в дальнейшем позволяет избежать диагностических ошибок. Кроме того, клиническое интервью можно разбить на несколько частей, например: часть вопросов можно задать родителям в начале осмотра, часть - в процессе физикального осмотра ребенка и часть - по его окончании.

Каждый пациент, приходя к врачу, боится не быть услышанным, поэтому стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему. Большую долю информации можно получить, сосредоточившись на невербальных каналах. Как врач, который пальпирует, но не применяет аускультацию при физикальном осмотре, может пропустить важную информацию, так и врач, который не обращает внимание на выражение лица и жестикуляцию, может не заметить существенных фактов, касающихся психического статуса пациента. Например, подросток с опущенным взглядом печальных глаз, безусловно, находится в состоянии дискомфорта. Если врач этого не замечает и аккуратно не поинтересуется причинами такого состояния, лечение может оказаться неэффективным. Кроме того, если внутренние потребности пациента не удовлетворены, он может обращаться за помощью к другим врачам.

Эффективность клинического интервью значительно повышается при разумном анализе невербальной информации. Часто внутрисемейные проблемы (например, когда родители не могут найти общий язык со своим ребенком) словесно не обсуждаются с врачом, но о них можно узнать из невербальных источников. Как правило, в процессе беседы такая невербальная информация предоставляется, но врач должен правильно расценить ее. Нужно помнить, что информацию не всегда можно выразить словами, поэтому врачу также следует использовать невербальные приемы во время беседы с пациентом.

Например, такие банальные приемы, как внимательный взгляд и спокойный тон голоса во время объяснения терапевтических рекомендаций, увеличивают степень понимания пациентом и его родителями излагаемых фактов. Четко написанные инструкции в сочетании с подробным объяснением, почему их необходимо выполнять, еще более улучшают качество терапии. Иногда, при необходимости, может быть полезным позвонить родителям по телефону и еще раз напомнить о каких-либо важных терапевтических рекомендациях. При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития.

  • Оглавление
  • Ассистируемое самоубийство. Самоубийство и проблема моральной ответственности.
  • Биотехнология, биобезопасность и генетическая инженерия: к истории вопроса.
  • Биомедицинская этика, основные принципы и правила. Исторические этапы развития медицинской этики. Особенности профессиональной этики врача.
  • Врач и общество: социальная ценность деятельности врача, профессиональное совершенствование врача, душевные качества и образ врача, врач и экономические интересы государства.
  • Врач и пациент. Врачебная тайна. Врачебные ошибки
  • Взаимоотношения медицинских работников «врач – врач», «врач – медицинская сестра» и др. Моральный климат медицинского коллектива.
  • Виды коммуникаций медицинских работников.
  • 1.По субъектам и средствам коммуникаций:
  • 2.По форме общения:
  • 3.По каналам общения:
  • 4.По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
  • 5.По направленности общения:
  • Вызовы коммуникации в сфере здравоохранения
  • Вербальные и невербальные средства общения.
  • Добро и зло и специфика их проявления в медицинской практике. Добро и зло в конкретных ситуациях морального выбора. Максимизация добра и минимизация зла как цель врачевания.
  • Индивидуальное и групповое обучение. Стили и методы обучения.
  • Комитеты по биомедицинской этике как форма институциализации биоэтики. Основные функции и направления работы биоэтических комитетов.
  • Комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии в Республике Беларусь как форма институциализации биоэтики: основные функции и направления работы.
  • Контроль над воспроизводством: этический аспект. Моральные проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация.
  • Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль. Моральные проблемы использования эмбриональных стволовых клеток.
  • Коммерциализация материнства, разрыв родственных связей, возможность психических травм для суррогатной матери и ребенка.
  • Конфликты в медицинском коллективе. Пути разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, устранение причины конфликта.
  • Коммуникации в деятельности медицинских работников.
  • Коммуникативные барьеры в процессе общения.
  • Каналы коммуникации в здравоохранении.
  • Международные принципы медицинской этики. Международный кодекс медицинской этики. Клятва Гиппократа: основные идеи и причины расхождения с современной медициной.
  • Международный опыт создания и деятельности этических комитетов: американские и европейские модели. Стандартные операциональные процедуры в деятельности этических комитетов.
  • Моральный этикет медицинского работника: правила внутренней культуры, правила внешней культуры поведения.
  • Медико-организационные аспекты паллиативной медицины оказываемой в хосписах, в отделениях паллиативной помощи многопрофильных больниц и онкологических диспансерах.
  • Моральный выбор в медицинской практике. Понятие врачебного риска. Моральная ответственность врача. Мера ответственности врача.
  • Морально-этические основы помощи людям, живущим с вич/спид. Этические нормы лечения вич-инфицированных детей. Недопустимость дискриминации и стигматизации людей, живущих с вич/спид.
  • Моральный аспект использования абортивного материала в фетальной терапии и косметологии.
  • Моральные проблемы получения и использования генетической информации. Генетическое консультирование, тестирование, скрининг. Генетический диагноз.
  • Мифологизация общественного сознания.
  • Методы, способствующие убеждению пациентов в соблюдении режима лечения и приверженности к нему. Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений).
  • 1. Информирование пациента о заболевании и лечении:
  • 2. Подбор индивидуального режима терапии:
  • 4. Обеспечение социальной поддержки:
  • 5. Взаимодействие с другими специалистами:
  • Методы формирования навыков коммуникации
  • Модели коммуникации здоровья (терапевтическая модель коммуникации, модель «представления о здоровье», интеракционная модель, модель объяснения).
  • Медицинские коммуникации и консультирование.
  • Медицинская информация как канал коммуникации в реализации основных задач здравоохранения.
  • Медицинское интервью и базовые коммуникативные навыки его проведения.
  • Независимая биоэтическая экспертиза: обоснование и формы проведения.
  • Национальные, региональные, клинические этические комитеты и комиссии; их субординация, состав, принципы организации и функционирования.
  • Основные правила биомедицинской этики: правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.
  • Основные правила биомедицинской этики. Право пациента на получение правдивой информации. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины.
  • Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.
  • Опыт правового регулирования безопасности генно-инженерной деятельности в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «о безопасности генно-инженерной деятельности».
  • Основные модели взаимоотношений в системе «врач-пациент». Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи.
  • Организация коммуникационного процесса. Элементы и этапы процесса коммуникации.
  • Особенности коммуникации с больными детьми. Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.
  • Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.
  • Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.
  • Особенности психологии общения в домах престарелых.
  • Особенности коммуникации в паллиативной медицине.
  • Этические принципы паллиативной медицины
  • Основные принципы информационно-образовательной работы с пациентами. Дистанционное образование. Традиционное обучение. Интерактивное обучение.
  • Основные правила создания презентации.
  • Организация и участие в мероприятиях по проведению Всемирных Дней здоровья.
  • Правовое регулирование биомедицинских исследований с участием человека. Этические аспекты проведения биомедицинских исследований с участием уязвимых групп населения.
  • Проведение клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий.
  • Профессиональные кодексы, хартии, декларации медицинских работников и их влияние на профессиональную этику медицинского работника. Клятва врача Республики Беларусь.
  • Профессиональный риск медицинских работников.
  • Правовая и социальная защита лиц, живущих с вич/спид. Спид как ятрогения. Скрининг донорской крови.
  • Принудительная госпитализация и добровольное информированное согласие психически больных. Недопустимость насильственного применения некоторых лечебных процедур.
  • Проблемы клонирования. Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Моральные проблемы клонирования человека.
  • Проблемы врачебных ошибок и ятрогений в деятельности медицинских работников. Причины и классификация ятрогенных заболеваний.
  • Проблемы коррупции во врачебной деятельности. Приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами.
  • Принципы эффективной коммуникации в сфере здравоохранения (нейтральная, компетентная, этичная, достоверная, равноправная).
  • Принципы дифференцированных коммуникативных подходов к пациентам с учетом психофизических особенностей конкретного индивида и биоэтических проблем современности.
  • Поведенческие и коммуникативные навыки общения с пациентами со злокачественными новообразованиями, вич-инфекцией и другими социально-значимыми заболеваниями.
  • Сущность и проблемы современной медицинской деонтологии.
  • Свобода как моральное самоопределение и моральная автономия личности. Свобода в профессиональной деятельности врача. Моральная и юридическая свобода врача.
  • Суицидальный риск в паллиативной медицине.
  • Соотношение риска и пользы в исследовании. Концепция «минимального риска». Этические проблемы медицинских исследований на здоровых добровольцах, пациентах, эмбрионах, детях и др.
  • Спид и профессиональный риск медицинских работников.
  • Страдание и сострадание. Страдание и боль. Эмоциональное и рациональное в сострадании. Формы проявления сострадания. Милосердие.
  • Суррогатное материнство. Закон Республики Беларусь «о вспомогательных репродуктивных технологиях».
  • Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психотерапия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.Д.).
  • Возможность раскрытия информации третьим сторонам (в целях исследования, страхования или семейной терапии). Злоупотребления в психиатрии.
  • Судебно-психиатрическая экспертиза. Этические проблемы современной психотерапии.
  • «Синдром эмоционального выгорания» у медицинских работников.
  • Современные технологии информирования населения и пациентов.
  • Скрипты и техники коммуникации.
  • Способы коммуникации (практические способы адаптации текста и информационных сообщений).
  • Технология публичных выступлений.
  • Условия успешного консультирования.
  • Формирование навыков межличностного общения (активное слушание, ведение беседы, типы вопросов, обратная связь).
  • Факторы повышения коммуникативной активности.
  • Этические аспекты проведения биомедицинских экспериментов с участием уязвимых групп населения. Проблема получения согласия на основе полной информации в развивающихся странах.
  • Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях. Концепция «трех r» в экспериментах с привлечением животных.
  • Этические аспекты использования генно-инженерных технологий и проведения биомедицинских исследований.
  • Этико-правовое регулирование новых репродуктивных технологий в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «о вспомогательных репродуктивных технологиях» (2012).
  • Этико-деонтологические проблемы взаимодействия медицинских работников с пациентами с различными нозологическими формами заболеваний.
  • Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.

    Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка

    Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами, но и создать необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». при необходимости можно обучить маму выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

    Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием. Однако встречаются и довольно «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие

    Большого такта требует беседа медицинского работника с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы.

    Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п.

    Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности.

    Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родители.

    Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.

    Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60 – 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь.

    Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому.

    Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих.

    Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении пациентов огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.

    Особенности психологии общения в домах престарелых.

    В домах престарелых находятся люди преклонного возраста, которые неспособны содержать себя, заботиться о себе и не имеют близких, на которых могли бы быть возложены эти обязанности. О них заботится государство. В домах престарелых старики обычно делятся на две группы (хотя провести границу между двумя этими группами не всегда просто): на группу условно «нормальных» и на группу лиц с теми или иными патологическими отклонениями, Кроме стариков, в домах престарелых можно встретить немалое количество взрослых и подростков, страдающих врожденным слабоумием.

    Дом престарелых – коллектив. Его можно сравнить с большой семьей, где – в благоприятных условиях – господствует мир и гармония. Но эта гармония может быть и легко нарушена из-за несоответствующего поведения отдельных больных и психологических ошибок руководства и обслуживающего персонала.

    Большое влияние на атмосферу дома престарелых оказывает и настроенность лечащего персонала и руководства. Бывает, что сестры умеют прекрасно обращаться со стариками, и это доминирует в их работе.

    Часто конфликты и столкновения возникают и на почве эмоциональных, любовных, сексуальных проблем.

    Немало забот причиняет группа больных, вечно критикующих питание,

    трудности сопряжены с желанием жильцов домов престарелых держать домашних животных.

    Об атмосфере, господствующей в доме престарелых, можно судить уже по оборудованию, обстановке: теплота, домашний уют или же холодная стерильная чистота, нерушимый порядок, до педантизма, тяжелым грузом давящего на стариков, мучительная необходимость поддерживать такой порядок, формализм во всем.

    Важную роль играют и все работники дома престарелых. Нужно, чтобы сестры, сиделки, социальные работники разбирались в тех проблемах, с которыми приходится встречаться в ходе работы в доме престарелых.

СССР - страна противоречий. В 1937 году Владимир Демихов впервые провел пересадку сердца собаке, через пять лет Зинаида Ермольева открыла отечественный пенициллин, а в 1962 году Святослав Федоров в соавторстве с Валерием Захаровым создали один из лучших жестких искусственных хрусталиков в мире. В то же время люди были не прочь смазать ребенку гланд…

Питание во время путешествия

Инструкция по сборам… в больницу

Утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2019 год

Пенсии детям-инвалидам повысят в России в апреле 2019 года

Профессиональное выгорание врачей приняло в США характер национальной проблемы

Ученые заявили о связи между вирусом герпеса и болезнью Альцгеймера

Как подготовиться к МРТ

Магнитно-резонансная томография (также известная, как МРТ) использует мощное магнитное поле и радиоволны для создания изображения внутренних органов, тканей и их структур. МРТ может помочь врачу установить диагноз и назначить наиболее подходящее лечение вашего заболевания. Подготовка к магнитно-резонансной томографии (МРТ) не потребует от вас много…