Черный камень каабы. Загадочный Чёрный камень Каабы — метеорит

Мусульмане со всего мира стекаются в Мекку, чтобы помолиться. Мекка считается родиной пророка Мухаммеда. Паломники собираются вокруг Каабы ежедневно, пять раз в день. Кааба - это мечеть. В восточном углу этого священного здания расположен Чёрный камень. Его история окутана тайной, и есть много спекуляций по поводу его происхождения и значения. Многие мусульмане верят, что Чёрный камень - это метеорит, обладающий сверхъестественными свойствами. /сайт/

Хадж - паломничество в Мекку

Миллионы мусульман приезжают в Мекку, Саудовская Аравия, каждый год, в течение одного дня Мекка способна принять более двух миллионов мусульман, приехавших на ежегодный хадж, который считается одним из пяти столпов ислама.

Паломники собираются вокруг Каабы, здания кубической формы, расположенного в центре самой священной мечети Ислама - Аль-Масджид аль-Харам. Во время хаджа паломники должны обойти вокруг Каабы семь раз против часовой стрелки - этот торжественный ритуал совершается на протяжении четырнадцати веков.

Мусульмане молятся вокруг Каабы в Мекке, Саудовская Аравия. Фото: Mundairhouse

Высота Каабы составляет 15,2 метра, ширина - 10,7 метра, длина - 12,2 метра. Она покрыта чёрной шёлковой тканью, известной как кишва и украшенной вышитой золотом каллиграфией. На юго-восточной стороне здания находится золотая дверь. Помещение внутри Каабы имеет три столпа, пол сделан из мрамора и известняка.

Видео: 3D анимация интерьера Каабы.

Кааба построена вокруг священного Чёрного камня, который спрятан в восточном углу, на расстоянии 1,525 м над землёй. Мусульмане верят, что пророк Мухаммед один раз поцеловал камень, поэтому во время их обязательной, один раз в жизни, по крайней мере, поездки в Мекку они пытаются поцеловать Чёрный камень, если это возможно. Если они не в состоянии, то просто указывают на него рукой и читают молитву, проходя мимо него, когда обходят семь раз вокруг Каабы. Немусульманам строго запрещается касаться его. Большую часть года Кааба покрыта чёрной тканью.

Чёрный камень в восточном углу Каабы. Фото: Al-fouqarah

Чёрный камень

Чёрный камень часто описывается как кусок скалы тёмного цвета, расположенный примерно в полутора метрах над землёй. Есть предположение, что тёмный цвет камня вызван тем, что его касались паломники бессчётное количество раз, совершая ритуал миропомазания. Согласно мусульманской традиции, этот камень был первоначально белым, но почернел от того, что поглощал грехи человечества.

Впервые он был описан в западной литературе в XIX веке - путешественник из Швейцарии Иоганн Людвиг Буркхардт посетил Мекку в 1814 году и дал подробное описание Чёрного камня в своей книге 1829 года «Путешествия в Аравии»: «Это неправильный овал, около семи дюймов в диаметре, с волнообразной поверхностью, состоящий примерно из дюжины небольших камней разного размера и формы, соединённых вместе небольшим количеством цемента. Это выглядит так, как будто всё было разбито на множество кусков в результате сильного удара, а затем снова объединилось».

История Чёрного камня Каабы

Мусульмане верят, что Аллах приказал построить Каабу. История гласит, что Авраам построил мечеть с его старшим сыном Измаилом как подобие дома Аллаха на небесах.

Якобы старейшая мечеть на Земле, она использовалась язычниками до возникновения ислама. Согласно исламской традиции, камень был установлен в стене Каабы пророком Мухаммедом в 605 году.

Мусульмане также верят, что Кааба - небесный камень. Есть различные версии его происхождения и все они похожи друг на друга. Когда Адам был изгнан из Эдемского сада, он был наполнен грехом. Чёрный камень был дан ему, чтобы стереть этот грех и позволить ему вернуться на небо. Некоторые, однако, считают, что древний камень был принесён с соседней горы архангелом Гавриилом.

С течением времени камень получил значительные повреждения. Во время осады Мекки омейядами в 683 г. он был разбит на куски булыжником, выпущенным из катапульты.

В 930 г. он был украден членами небольшой шиитской секты карматов, которые увезли его к себе в Хаджар, современный Бахрейн. Согласно историку Османской империи Кутб ад-Дину, лидер карматов Абу Тахир аль-Кармити установил Чёрный камень в его собственной мечети с целью перемещения хаджа из Мекки. Но паломники продолжали чтить место, где раньше был Чёрный камень, и его кусочки, которые были позже возвращены.

Мекка, рисунок 1850 года. Фото: Wikimedia Commons

Есть даже истории о людях, убитых за то, что пытались дотронуться до камня. В XI веке один человек якобы пытался разбить его и был убит на месте, а камень получил лишь небольшое повреждение.

По данным швейцарского путешественника Иоганна Людвига Буркхардта, в 1674 году кто-то обмазал Чёрный камень экскрементами, чтобы «каждый, кто поцеловал его, ушёл с испачканной бородой». В этом заподозрили персов, на которых после этого было наложено проклятие на протяжении веков.

В настоящее время камень состоит из нескольких частей, по оценкам, от семи до пятнадцати. Эти фрагменты удерживаются вместе с помощью серебряной рамки, которая крепится к камню серебряными гвоздями.

Чёрный камень в серебряной раме. Фото: Harry Marlan/Google+

Чёрный камень - метеорит?

Поскольку научные исследования камня запрещены, можно только предполагать, из чего он состоит. Согласно разным теориям, это базальт, агат, обсидиан или иноземный артефакт.

Одна теория предполагает, что камень является метеоритом, которому поклонялись до мусульман языческие арабы.

По словам Энтони Хэмптона, возглавляющего команду геологов из Оксфордского университета, частично причиной того, что камень окружён тайной, является запрет на какие-либо научные исследования, наложенный по понятным культурным и религиозным мотивам.

Были предприняты попытки найти другие способы получения информации о нём. Местные образцы песка, взятого в радиусе 2 км от камня, показали более высокое, чем в земной коре, содержание иридия, металла, обнаруженного в метеоритах.

Также было найдено много разбитых каменных конусов, образующихся только в метеоритных кратерах или в результате подземных ядерных взрывов.

Рисунок Чёрного камня спереди. Фото: Wikimedia Commons

Роберт С. Дитц и Джон МкХон из университета штата Иллинойс в 1974 году заявили, что Чёрный камень, вероятно, не метеорит и не сверхъестественного происхождения. Анонимный араб-геолог, который сделал хадж и осмотрел камень, увидел диффузные полосы на нём, что указывает на то, что это агат.

Тем не менее, Чёрный камень Каабы, вероятно, самый известный в мире священный камень, остаётся главным объектом исламского паломничества.

Черный камень Каабы

Это самый известный камень (предположительно, метеоритного происхождения), который считается наиболее священным сокровищем в исламе. Мусульмане верят, что он является окаменелым ангелом-хранителем Адама, которого вместе с первыми людьми выдворили из Рая за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений Божественного запрета. Поклонники ислама также считают, что когда настанет Судный день, Черный камень вновь превратится в ангела. Он призван рассказать Аллаху о тех людях, которые свято исполняли свои обязанности, строго соблюдали мусульманские обряды, т. е. вели праведную жизнь и достойны Рая.

Накануне Курбан-байрама, одного из главных мусульманских праздников, миллионы верующих из разных стран мира совершают паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Кааба (араб. - «куб») - «Священный дом», в сторону которого правоверные мусульмане обращаются во время молитвы пять раз в день. Этот дом расположен в центре главной мечети Мекки (Аль-Масджид аль-Харам, или аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски означает «Священная мечеть») и представляет собой каменное здание в форме куба с основанием 12 м на 10 м и высотой 15 м. В его северо-восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован окаймленный серебряным ободом Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад) - главный предмет поклонения, символ могущества Аллаха. Видимая поверхность камня - примерно 16,5 на 20 см. По преданию (которое фиксируется еще за 200 лет до Мухаммеда), этот райский камень (белый яхонт) был дан Богом и принесен ангелом Джабраилом Адаму после его раскаяния. Черным он стал позже от многочисленных людских пороков.

Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники семь раз обходят вокруг и целуют Черный камень или хотя бы прикасаются к нему, снимая, таким образом, с себя все грехи. Возле угла здания, где вмонтирована главная святыня мусульман, во время хаджа стоят полицейские, прикованные к стене мягкими ремнями, чтобы их не унес людской водоворот.

Ныне священная реликвия представляет собой гладкую поверхность с несколькими полосами и небольшими вкраплениями кристаллов. Ее многие ученые считают метеоритом, хотя камень, вероятно, не может быть ни железным метеоритом, если принять во внимание его трещины; ни каменным метеоритом, так как плавает в воде.

Метеоритам в разные времена поклонялись, как богам. Скажем, в Древнем Египте метеориты опускали с покойником в могилу как пропуск на небо. В одной из египетских пирамид было найдено ожерелье из железных метеоритов. Древние египтяне ценили такое железо в пять раз дороже золота и в 40 раз дороже серебра. В древнегреческом храме Артемиды конической формы большой метеорит был центральным идолом. Упавший в 1200 г. до н. э. «небесный подарок» древние греки назвали «Божьим домом» и поместили его в храме в Орхомене (Аркадия). Древние евреи назвали метеориты «обителями Бога» и совершали обрезание метеоритными ножами, сделанными из метеоритного железа. Железный «подарок» весом более 1,5 тонн, обернутый в грубую ткань, был обнаружен учеными в подобном лабиринту древнем храме в Мексике. За 400 лет до н. э. в Сирии упал метеорит, который назвали «Эллагабалом» (на ассирийском «Элла» - Бог, «габал» - Создатель) и почитали как символ Солнца. Через несколько столетий его перевезли в Рим, где для него построили храм Метеора, а римский император стал верховным жрецом этого храма. Во II–III ст. до н. э. в Средиземноморье было уже более 30 храмов с метеоритами. Индейцы считали упавший в центральном Техасе с неба кусок металла весом 742 кг способным исцелять людей и совершали периодические паломничества к нему. В 1853 г. метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, племенем уаника был провозглашен богом. А христиане на местах падения метеоритов, которые называли «Христовыми камнями», служили молебны, совершали крестные ходы, строили поминальные часовни. Интересно, что собор Св. Петра в Риме построен на том месте, где раньше находился храм с метеоритом.

14 августа 1992 г. десятки камней упали с неба на африканский город Мбале в Уганде. Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы Богом для избавления людей от СПИДа.

В 1980 г. ученые высказали предположение, что Черный камень - ударной природы (расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом), он взят из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки. Таким образом, священная реликвия ислама представляет собой застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде: имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Противники этой теории говорят, что, судя по некоторым измерениям, возраст кратера в Вабаре всего несколько веков, хотя есть легенды, утверждающие, что метеоритному кратеру от пяти до девяти тысяч лет. Энергия, выделившаяся при падении «небесного подарка», была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, т. е. была сравнима с взрывом в Хиросиме. Правда, это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу планету за время ее существования.

Согласно арабскому преданию, Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены: Адам попал на остров Цейлон, а Хавва - на побережье Красного моря, в район, где расположен ныне порт Джидда. Они встретились только через два столетия в районе Мекки и у горы Арафат впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки. Адам очень страдал из-за того, что лишился храма, в котором привык молиться в раю. Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю в пустыне близ нынешнего источника пресной воды Замзам. После смерти Адама этот нерукотворный храм якобы был унесен обратно на небо.

Похоронив свою мать Хаджар (библ. - Агарь), Ибрахиим (Авраам - он считается общим предком арабов и евреев) стал подолгу гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений на том самом месте, где некогда находился храм Адама, Ибрахиим вместе с сыном Исмаилом выстроил храм, который ныне известен как Кааба. Для его сооружения были взяты камни от пяти священных гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (Елеонской по Библии), Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии пророк Мухаммед получил первое откровение и был призван на пророческое служение).

Когда здание было почти готово, Ибрахииму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. В раю ангелы и Адам, наученные Всевышним, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахиим хотел, чтобы и на Земле богослужение происходило так же. Тут-то ангел Джибриил (библ. - архангел Гавриил) и принес ему знаменитый Черный камень, который был вмурован в северо-восточный угол здания.

Правоверные считают Каабу первым на земле храмом Всевышнего, который был создан руками человека задолго до возникновения ислама. Во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был поднят в воздух, а затем разрушен. Потом Бог повелел Ибрахииму и Исмаилу найти исчезнувшее под песками основание храма и построить новый. По преданию, для облегчения строительства Каабы ангел Джибриил принес Ибрахииму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахиима, также является священным для мусульман и носит название «Макам Ибрахиим» («место стояния Ибрахиима»). Он находится в нескольких метрах от Каабы, напротив входа в святилище.

Как свидетельствует история, Кааба служила центром поклонения арабов в доисламскую языческую эпоху. От старшего сына Исмаила «заведование» храмом перешло к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III ст. н. э. их вытеснило другое племя - хузаиты. Джурхумиты, покидая Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник пресной воды Замзам, а хузаиты расчистили источник и восстановили храм. Тогда здесь кроме Черного камня были сосредоточены 360 идолов, среди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. В 630 г., после 23 лет призывов, основатель вероучения пророк Магомет, овладев Меккой, наконец-то очистил храм от идолов, но почтительно прикоснулся посохом к Черному камню, сохранил все обряды хаджа, и верующие стали поклоняться единому Богу - Аллаху.

В наши дни Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое называется кисва. Покрывало ежегодно меняют и орошают розовой водой. Старая кисва разрезается на лоскутки и продается паломникам. Многие хранят кусочки покрывала как священные реликвии. Право на облачение Каабы считается величайшей честью, которую с давних времен оспаривали престолонаследники и великие люди.

Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом и серебром изречения из Корана (суры). Они же украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая возвышается над землей примерно на два метра и сделана из чистого золота (ее вес 286 кг). Во время посещения и очищения внутренностей Каабы к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся списки Корана.

С крыши северо-западной стены Каабы выступает позолоченный сток для воды. Часть Каабы между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка отгораживает аль-хиджр - особое место, куда паломники не заходят во время обхода (тавафа) вокруг Каабы: считается, что при Пророке Ибрахииме оно якобы было частью Каабы и там, по легенде, похоронены сын Ибрахиима Исмаил и его мать Хаджар.

Вокруг Каабы построена священная мечеть Харам, которую иногда еще называют Запретной мечетью. Строительство первой мечети на этом месте относят к 638 г., а нынешняя мечеть известна с 1570 г. Последний раз она реконструировалась в конце 1980-х гг., когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Вблизи мечети в свое время появилось много различных зданий и сооружений. Были там и кафедры основных мусульманских религиозно-правовых школ, уничтоженные во время больших ремонтных работ в 1950 - 1960-х гг., которые провели саудовские правители. В 1980 г. Кааба и мечеть Аль-Масджид аль-Харам были захвачены группой религиозных фанатиков, посягнувших на Черный камень. Через две недели нарушителей порядка уничтожили саудовские войска, которые штурмом взяли святыню.

Интересно отметить, что еще в 930 г. Черный камень выкрали карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, и лишь через 21 год его нашли, убедившись предварительно в его подлинности по свойству не тонуть в воде. А в 1050 г. безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило. После всех этих несчастий, камень раскололся на 15 кусков, которые сейчас скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

Черный камень - загадка храма Кааба. Некоторые исследователи считают его, как и все метеориты, энергетическим «аккумулятором» с очень высоким уровнем энергии, посланным Высшими силами на Землю для «подстраховки». Мусульмане верят, что в День Страшного суда Черный камень превратится обратно в белый жемчуг.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Камень Камень, как и земля, вода, воздух, огонь, является одним из первоэлементов мира. Из многочисленных письменных источников, преданий, мифологических рассказов известно, что у славянских народов издавна существовало почитание камней, особенно тех, которые отличались

Из книги автора

Агат-камень С древних времен людям были известны целительные свойства камней. В XVI–XVII веках появились сборники, в которых описывались эти свойства камней, а также трав, деревьев и всего, что окружало человека. В эти древние «Лечебники» вошел опыт многих поколений

Из книги автора

Алатырь-камень Волшебный камень, который находится на острове Буяне. Его эпитет - «бел-горюч камень», считается, что он на делен самыми чудесными свойства ми. Он белого цвета и огромных размеров. «Алатырь - всем камням камень, всем камням отец!» Как гласят легенды, он упал

Из книги автора

Алмаз-камень Как лекарь, алмаз полезен для глаз, он улучшает зрение и дает необычную зоркость, очищает ум от излишнего попечительства и тревог, усиливая его остроту к важным предметам жизни, врачует печень, желчные протоки, заболевания кожи. При этом его надо носить на

Из книги автора

Аметист-камень Он способствует исцелению от ожогов, дает неплодным детей, восстанавливает душевную гармонию и равновесие, активизирует умственные способности, увеличивает и усиливает силу владельца. Этот камень в умелых руках превращается в спасение от подагры. Вода, в

Из книги автора

Змеевик-камень Значительно повышает силы организма, служит мощным противоядием. При умении общаться с камнем, он предупреждает хозяина о подступающих заболеваниях: он как бы меняет теплоемкость (хотя на самом деле этого не происходит!), становится в руках более теплым,

Из книги автора

Кремень-камень С давних пор считался способным к избавлению от очень тяжелых болезней, таких, как рожа, туберкулез, проказа, зоб, энцефалит, помогает восстановлению костей, восстанавливает минеральный баланс в организме человека. Кремневая вода, насыщенная энергией,

Из книги автора

Магнит-камень Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена - то же доставляет он и ей. По этому камню можно узнать о верности или неверности супругов. Его следует положить в изголовье жене, которая мужу верна, - та и сквозь сон мужа своего

Из книги автора

Черный камень Форум окончательно стал вотчиной археологов в конце XIX века, и с тех пор эта ситуация практически не менялась. В 1899 году перед курией раскопали плиты черного мрамора, а под ними - несколько памятников разного времени: U-образный алтарь, небольшой пьедестал,

Из книги автора

За Камень Первое сообщение о переходе новгородцев на восточный склон Урала, а затем в Сибирь, в Новгородской летописи появилось примерно в 1364 году. Перевалив Урал, путешественники достигли Оби и вышли к Северному Ледовитому океану. Этот северный путь от Новгорода был

Много выдающихся мест, по пальцам пересчитать их сложно. Среди них особенное место занимает Мекка - священный город ислама, спрятавшийся от мира в уютной долине. Город, которому стены не нужны - его сохраняют окрестные горы и, как говорят мусульмане, сам Аллах. Это город, на который взирает в молитве каждый, кто считает себя мусульманином. Даже учитывая только перечисленные факты, уже стоит побывать в Мекке. А ведь здесь вас ждут ещё более потрясающие и необычные вещи. Но обо всём по порядку.

Здесь, в нижней части долины, вам выпадает возможность посетить известную на весь мир мечеть Харам аш-Шериф ("Дом Бога"). Каждый мусульманин верит, что храм находится в центре мироздания.

Одной из потрясающих воображение и разум достопримечательностей Мекки стоит считать плоский камень Каабы. Он находится в знаменитом Храме Кааба. Как говорит предание арабов, этот храм был построен для Адама - первого из людей. Он очень горевал об утрате рая и храма, находившегося там. Тогда Господь сжалился над ним и подарил копию небесного храма, спустив её на землю с неба. После потопа постройка и ее место были утеряны.

Пророк Авраам вновь возвел А чтобы он быстрее построил Храм, ангел Джабраил принёс ему плоский камень, который висел в воздухе и мог выполнять функцию лесов. Этот камень сейчас находится в храме, поэтому каждый верующий может увидеть на нём запечатленный отпечаток ног Авраама (Ибрахима).

Почему камень стал черным?

Как говорит предание, черный камень появился тогда, когда Авраам почти закончил строительство Каабы. Ему в это время понадобился такой предмет, который бы обозначал место, где можно было начинать ритуал обхождения вокруг храма. Так как в раю ангелы и Адам обходили семь раз вокруг храма, то и Авраам хотел делать так же. По этой причине ангел Джабраил и дал ему черный камень.

Одна из версий говорит, что черный камень и есть обращённый ангел-хранитель Адама. Его превратили в камень после того, как он упустил грехопадение Адама. Когда черный камень Каабы опустился с неба на землю, он весь светился ярким белым цветом.

Постепенно грехи людей превращали его в тёмный булыжник, пока он совсем не потемнел. Состав этого артефакта учёным пока неизвестен.

Некоторые считают, что это кусок неизвестной ещё науке вулканической породы. Другие полагают, что он является крупным метеоритом, упавшим недалеко от того места, где находится Кааба. Черный камень от этого, конечно же, не становится менее привлекательным, собирая возле себя не только верующих, но и толпы туристов.

Ведь с этим камнем связано много интересных своей глубиной и необычностью историй. Однажды, когда необходимо было отремонтировать Каабу, каждая из курайшитских семей хотела, чтобы ей досталась честь перенести знаменитую реликвию. Из-за этого между ними возник ожесточённый спор. Магомет решил проблему интересным образом. Он расстелил на полу свой плащ, положил туда черный камень, и каждый из старейшин знатных родов, взяв за свой край, перенёс плащ на новое место. Так Магомет разрешил спор.

Интересно также то, что мусульмане верят в отпущение грехов после посещения Мекки. Они такое паломничество называют "хадж" и носят в знак его белые чалмы. Возможно, каждому стоит хоть немного прикоснуться к чистоте и красоте Каабы, посетив таинственную Мекку.


Оккультисты давно говорят о том, что еще атланты и древние египтяне при строительстве своих святилищ умели передвигать их массивные каменные детали с помощью звука, то есть владели акустической левитацией. Серьезная наука к этому относится крайне скептически, отдавая предпочтение историческим реконструкциям, живописующим десятки тысяч рабов, задействованных в строительстве, и веревки с блоками.


В начале 1930-х годов шведский авиаинженер Хенри Кьельсон наблюдал в Тибете, как монахи возводили храм на скале высотой 400 метров. Камень - диаметром примерно полтора метра - дотаскивался яком до небольшой горизонтальной площадки, расположенной на 100-метровом расстоянии от скалы. Потом камень сваливали в яму, соответствующую размерам камня и глубиной 15 сантиметров.

В 63 метрах от ямы (инженер точно замерил все расстояния) стояли 19 музыкантов, а за ними - 200 монахов, располагавшихся по радиальным пиниям - по нескольку человек на каждой. Угол между линиями составлял пять градусов. Камень лежал в центре этого построения.

У музыкантов было 13 больших барабанов, подвешенных на деревянных перекладинах и обращенных звучащей поверхностью к яме с камнем. Между барабанами в разных местах размещались шесть больших металлических труб, тоже направленных раструбами к яме. Около каждой трубы стояло по два музыканта, дующих в нее по очереди. По специальной команде весь этот оркестр принимался громко играть, а хор монахов - петь в унисон. И вот, как рассказывал Хенри Кьельсон, через четыре минуты, когда звук достигал своего максимума, валун в яме сам собой начинал раскачиваться и вдруг улетал по параболе прямо на вершину скалы!

Таким способом, согласно рассказу Хенри, монахи возносили к строящемуся храму пять-шесть огромных валунов каждый час!

В чем фокус?



Будучи инженером, к тому же авиационным. Кьельсон попытался объяснить невероятное явление с точки зрения здравого смысла. Хенри прекрасно понимал, что при изучении чего-то из ряда вон выходящего важна каждая мелочь. Те, кто связан с авиацией, знают, что очень часто именно -мелочи" оплачиваются жизнями летчиков и пассажиров.

Кьельсон провел измерения всех расстояний - от ямы до скалы, от ямы до стоящих музыкантов и монахов и так далее и получил цифры, все кратные числу «ПИ", а также пропорции золотого сечения и числу 5,024 - произведению "ПИ» и золотой пропорции.

Камень находился в центре окружности, образуемой оркестром и монахами, которые посылали звуковые колебания на яму - отражатель этих колебаний. Они-то и поднимали валун на 400 метров! Звуки нарастали плавно (четыре минуты, или 240 секунд), были достаточно красивыми, а колебания - гармоничными. В результате - такой вот созидающий эффект. Именно созидающий - ведь велось строительство священного храма!

Камень взлетал по параболе - сначала он шел практически вертикально (колебания, отражаясь от скалы, не давали валуну к ней приближаться), потом начинал отклоняться в сторону вершины. Ближе к скале стояло меньшее количество монахов на линиях-радиусах, следовательно, колебания и их отражения были более слабыми, а к вершине их количество вообще начинало резко падать, и камень, следуя путем наименьшего сопротивления,точно попадал на место возведения святилища!

Вполне вероятно, что таким же способом древние строители пирамид и других глобальных сооружений перемещали неподъемные глыбы на значительные расстояния и большие высоты.

Триумфальный эксперимент



Физики, в общем, возможность существования управляемой акустической левитации допускали. Мало того, освоили технологию управления ею сначала в одной, а затем и в двух плоскостях.

Многим, наверное, доводилось видеть макровидеосъемки с зависшей в воздухе капелькой воды. Такие опыты производили, например, ученые из Швейцарии. Но достичь трехплоскостного управления процессом долго не удавалось никому.

И вот в январе этого года специалисты из Токийского университета Йоичи Очиэй, Такаюки Хоши и Юн Рекимото заставили с помощью звуковых волн парить в пространстве небольшие предметы разной формы и массы. Японские матрицы направленных звуковых излучателей, расположенные в определенных точках, позволяют передвигать их по сложным траекториям.

Сначала ученые оперировали уже привычными капельками воды, кусочками полистирена диаметром от 0,6 до 2 миллиметров, а также мелкими радиодеталями, но венцом серии экспериментов стало водружение кубика от детского конструктора на вершину игрушечной пирамидки.

Реалии и перспективы



Японские специалисты рассказывают, что их система манипуляции объектами в пространстве имеет две оригинальные особенности. Сила, воздействующая на предмет, является результатом сложения нескольких направленных лучей ультразвуковых волн. Это позволяет получить стоячую звуковую волну и зафиксировать ее минимумы и максимумы в строго определенных точках пространства. С помощью одного или большего количества направленных излучателей японцы изменяют параметры этой стоячей звуковой волны, заставляют ее перемещаться в пространстве по необходимой им траектории, что и приводит к перемещению удерживаемого волной объекта.

Конкретно в экспериментах применялись четыре динамика, излучающие звуковые волны частотой свыше 20 килогерц, которые не слышны человеческому уху и исходят с четырех сторон, пересекаясь между собой в ограниченном пространстве. Используя звук различной мощности, они способны перемещать объекты различной формы, изготовленные из материалов с различной плотностью, при этом контролируя их положение в пространстве с точностью до миллиметра.

Экспериментаторы уверяют, что через некоторое время точно так же смогут манипулировать предметами любых массы и объема. Осталось только научиться подбирать звук определенной частоты и мощности. Они также говорят о том, что акустическая левитация поможет в будущем полностью преодолеть земное притяжение. Использование данной технологии для создания летательных аппаратов нового типа уже заинтересовало инженеров НАСА.

Что же касается ее использования в строительном деле в древности, то авторы описывали его по-разному. Средневековый арабский ученый аль-Масуди писал, что сначала под камень подкладывали «волшебный папирус», затем ударяли по нему металлическим жезлом. Это позволяло камню оторваться от земли и парить вдоль вымощенной камнями тропы, ограниченной металлическими шестами. Так мегалит передвигался вдоль тропы на расстояние примерно 50 метров, а затем опускался на землю. Процесс повторялся каждый раз, пока камень не был помещен на нужное место.

В наше время стучать жезлами и дуть в медные трубы, надо полагать, никто не будет. Скорее всего, японцы соорудят что-то весьма высокотехнологичное. Конечно, если все пойдет по плану.

«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»

Глава 5 РОБОТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

КАМНИ, ПАРЯЩИЕ НАД ЗЕМЛЕЙ

Рассказывает исследователь В. Комиссаров

В индийской деревне Шивапур вблизи местного храма лежат два камня. Один весит примерно 55 килограммов, другой - около 41. Если до большого камня дотронутся пальцами одиннадцать человек, а до меньшего - девять и на строго определенной ноте произнесут при этом магическую фразу* то оба валуна поднимаются на высоту около двух метров и висят в воздухе примерно секунду, словно и нет гравитации.

Это явление фиксировалось многократно, ученые, в том числе иностранные, часто бывают в Шивапуре. Но никакого приемлемого объяснения чуду пока не найдено. Кто и когда положил сюда камни, неизвестно, тем более не ясно, какую роль играет число людей - одиннадцать и девять.

С Индией же связана еще одна большая загадка. Мы делим сутки на 24 часа, час - 60 минут, минута - 60 секунд. Древние жители Индии использовали похожую систему отсчета времени. День они делили на 60 кала, длительностью 24 минуты каждый. Кала - на 60 викала по 24 секунды. Затем шли другие доли, вплоть до самой малой - кашта, составляющей... одну трехсотмиллионную часть секунды. Для чего могла понадобиться индийцам столь ничтожная единица времени, а главное, как они ее измеряли? Сейчас-то мы можем сказать, что кашта сопоставима с временем существования некоторых ядерных частиц. А тогда?..

На мой взгляд, и шивапурские камни, и система счета времени, которой пользовались не только древние индийцы, но и древние шумеры,- это подсказки для расшифровки большой тайны. А ключ к ней дожидается нас на юге Англии, где постепенноразрушается от времени и рук туристов величественный Стонхендж - циклопическое каменное сооружение, созданное в каменно-бронзовую эпоху. Даже те крохи информации, до которых я сумел докопаться, исследуя и сопоставляя пропорции Стонхенджа, потрясают меня. Я не верю, что племена скотоводов и земледельцев, жившие здесь три с половиной - четыре тысячи лет назад, сумели придумать и реализовать такую великолепную идею, как Стонхендж. тем более не верю, что это они вложили и зашифровали в нем знания, которые становятся нам доступными только теперь. И то не все.

Стонхендж устроен следующим образом. В центре сооружения лежит огромный камень, названный Алтарным. Первоначально он находился, видимо, в другом месте, и назначение его пока неясно. Алтарный камень окружен подковой из так называемых трилитов. Каждый трилит («три камня») составлен из двух вертикальных блоков, высотой от земли до семи метров и весом до пятидесяти тонн, на которые положена каменная плита. Подкова, в свою очередь, находится внутри кольца, которое принято называть сарсеновым. Это каменный «забор» диаметром 29,6 и высотой пять с половиной метров. Он состоит из тридцати двадцатипятитонных блоков и тридцати плит. Возьмите обыкновенную расческу, сверните кольцом - и вы получите подобие этой части Стонхенджа.

Композиция сооружения включает в себя еще несколько колец. Например, кольцо X - это пятьдесят шесть лунок, выкопанных в почве,- их теперь называют лунками Обри. И кольцо из голубых камней, лежащих на земле между трилитами и сарсеновым кольцом. Есть еще «подкова» из голубых камней. Комплекс завершается ме-

ловым валом диаметром сто девять метров. Вход в Стон-хендж ориентирован на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния в направлении на северо-восток. Здесь вал разорван. Два других прямых параллельных вала образуют так называемую аллею.

Археологи сперва объявили, что Стонхендж - это комплекс культурного назначения, храм Солнца и Луны. Однако исследования энтузиастов-любителей, а затем и ученых показали, что этим функции Стонхенджа, видимо, не ограничиваются. Английские ученые Хокинс и Уайт в книге «Разгадка тайны Стонхенджа» доказали, что комплекс можно использовать как астрономическую обсерваторию, которая позволяет с изумительной точностью определять азимуты всех важнейших положений Солнца и Луны, предсказывать даты затмений. Новозеландский астроном Бич установил, что расстановка камней позволяла в далеком прошлом прогнозировать приливы и отливы. Французский исследователь Шателен подсчитал, что расположение отдельных элементов Стонхенджа точно соответствовало точкам восхода и захода десяти главных звезд 12 тысяч лет назад. Широта, на которой расположен комплекс - 51 градус 17 минут - тоже, видимо, выбрана сознательно. Во всяком случае, вероятность того, что Стонхендж оказался тут нечаянно, весьма мала - один шанс из десяти миллионов. Математики в подобных случаях говорят, что случайность здесь практически невозможна.

Вообще применять слова «случайность», ^совпадение» тут довольно трудно: слишком много этих «случайностей» и «совпадений». Скорее следует признать, что Стонхендж говорит с нами на особом числовом языке. Вся геометрическая композиция комплекса основывается на законах симметрии. Особое значение имеют уже знакомые нам числа 9,11 и 60. С их помощью мне удалось, например, получить два ряда чисел, которые отражают распределение планет в Солнечной системе. Причем, если верить Стон-хенджу, их должно быть больше, чем известно современной науке, а именно - 12. За Плутоном должны находиться еще две планеты. Одна на расстоянии в пятьдесят астрономических единиц от Солнца, другая - около шестидесяти. Диаметр этих небесных тел соответственно около 1800 и 1700 километров.

Косвенное подтверждение такой гипотезе дают полеты американских искусственных космических аппаратов «Пионер» и «Вояджер». По мере приближения к границам Солнечной системы их траектории все больше отклонялись от расчетных. Два американских исследователя - Харрингтон и Ван-Флендерн провели расчеты на ЭВМ и показали, что незапланированные отклонения «Пионера» и «Вояджера» могут быть вызваны неизвестной планетой с массой порядка десяти земных, которая находится за Плутоном на расстоянии пятидесяти-ста астрономических единиц. Любопытно и то, что дошедшие до наших дней свидетельства шумерской цивилизации тоже называют 12 планет в Солнечной системе.

Знаменитый писатель Джонатан Свифт дает нам еще одну подсказку, еще один ключ к пониманию тайн Стон-хенджа. Современники знали его как писателя-сатирика, автора романов, памфлетов, эпиграмм. Конечно, главным трудом его жизни, принесшим автору мировую славу, стал роман «Путешествия Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света». Третье путешествие - на летающем острове Лапуте разительно отличается от всех других. Оно изобилует научными и техническими подробностями, не характерными для Свифта. Он пишет, например, что ученые Лапуты «могли добывать из воздуха селитру и водянистые его частицы». Во времена Свифта о составе воздуха ровным счетом ничего не было известно. Сведения об азоте воздуха, о взвешенных молекулах воды в нем, считается, были получены французским ученым Лавуазье через тридцать лет после смерти Свифта. Или, скажем, астрономы летающего острова беседуют о двух спутниках Марса. Один, говорят они, вращается на расстоянии трех марсианских диаметров от этой планеты, другой - пяти. В наше время науке известно, что орбиты Фобоса и Деймоса составляют полтора и три с половиной диаметра Марса. По этому поводу американский астроном Левитт заметил: «Сходство между гипотетическими спутниками Свифта и реальными настолько близкое, что это можно признать одним из наиболее загадочных подвигов размышления».

Описание летающего острова изобилует подробностями, совершенно излишними с точки зрения художественного творчества. Оно походит больше на технический отчет.

«Летучий или плавающий остров имеет форму правильного круга диаметром в 7837 ярдов, или около четырех с половиной миль; следовательно, его поверхность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около двухсот ярдов. На ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глубиной. Наклон поверхности острова от окружности к центру служит естественной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ручейки и текут к его середине, где вливаются в четыре больших бассейна, каждый из которых имеет около полумили в окружности и находится в двухстах ярдах от центра острова».

Лапута Джонатана Свифта не просто парит в воздухе, ее обитатели управляют летающим островом с помощью специального устройства:

«Но главной достопримечательностью, от которой зависит судьба всего острова, является огромный магнит, по форме напоминающий ткацкий челнок. Он имеет в длину шесть ярдов, а в ширину - в самой толстой своей части - свыше трех ярдов. Магнит этот укреплен на очень прочной алмазной оси, проходящей через его середину, он вращается на ней и подвешен так точно, что малейшее прикосновение руки может повернуть его. Он охвачен полым алмазным цилиндром, имеющим четыре фута в высоту, столько же в толщину и двенадцать ярдов в диаметре и поддерживаемым горизонтально на восьми алмазных ножках, высотою в шесть ярдов каждая. В середине внутренней поверхности цилиндра сделаны два гнезда, глубиною в двенадцать дюймов каждое, в которые всажены концы оси и в которых, когда бывает нужно, она вращается...

При помощи этого магнита остров может подниматься, опускаться и передвигаться с одного места в другое... Когда магнит поставлен вертикально и его притягательный полюс обращен к земле, остров опускается, но когда обращен книзу полюс магнита, обладающий отталкивающей силой, то остров поднимается прямо вверх. При косом положении магнита остров тоже движется в косом направлении, ибо силы этого магнита всегда действуют по линиям, параллельным его направлению...»

Эти строки Джонатан Свифт написал в 1726 году, когда не существовало даже понятия «двигатель», а сочинение английского физика Уильяма Гильберта «О магните, магнитных телах и великом магните Земли» только-только появилось на свет.

Детальный анализ геометрической композиции острова, размеров его окружностей и блоков позволяет сделать парадоксальный вывод: в пропорциях Лапуты использовался тот же самый числовой язык, что и в планировке Стонхенджа. В основе его лежат числа 9 и 60. Реконструкция острова по описаниям Свифта позволила воссоздать абсолютно точный чертеж Стонхенджа. А подвешенный магнит в форме челнока, которым управлялась Лапута, я сопоставляю с лежащим в центре Стонхенджа Алтарным камнем, о котором мы говорили в самом начале. Назначение его действительно неясно, к тому же он состоит из иного минерала, нежели весь комплекс. Слово «Стонхендж» буквально означает «подвешенный камень». Возможно, что после постройки гигантского сооружения Алтарный камень как раз и был определенным образом подвешен - примерно так, как описывает это Свифт. Другого «подвешенного камня» в Стонхендже попросту нет. Этот древний, единственный в своем роде памятник невероятно многозначен. Его надо исследовать основательно, не пытаясь свести объяснения к мизерным потребностям племен, живших на юге Англии несколько тысяч лет назад. Занявшись Стонхенджем как следует, можно получить не только данные о принципиальном устройстве летательных аппаратов, пока неизвестных землянам, но и массу другой чрезвычайно любопытной информации.