Врождённые физиологические рефлексы. Рефлексы новорожденного

Рефлексы новорожденных малышей и деток первого года жизни представляют собой своеобразные защитные реакции организма, которые предусмотрены природой для того, чтобы пока еще ничего не умеющий кроха мог как-то отвечать на происходящие вокруг него действия. Другими словами, это базовый арсенал средств, необходимый ребенку для адаптации к новым условиям и приобретения определенных навыков в дальнейшем.

Рефлексы и их роль в человеческом организме

Для начала следует выяснить, что такое рефлекс. Этот термин происходит от латинского слова reflexus, что в переводе означает «отраженный» и обозначает двигательную реакцию, которая возникает в ответ на действие конкретного раздражителя. Все рефлексы подразделяются на две большие группы: условные и безусловные.

Безусловные присутствуют у человека с момента рождения. В качестве примера можно привести ресничный (при касании к ресничке человек моргает) и сухожильный (от удара по сухожилию мышца сокращается) рефлексы. Разумеется, у всех взрослых людей набор безусловных реакций одинаков.

Условными называют те рефлексы, которые каждый человек приобретает в течение жизни. Они дают нам возможность не задумываться над многими вещами, а выполнять определенные действия автоматически. Так, спортсмен-единоборец бессознательно ответит на нападение каким-либо приемом. Усиленное слюноотделение, которое наблюдается у нас при виде лимона, также является одной из условных реакций.

Кроме безусловных рефлексов, у новорожденного нет никаких навыков. Именно безусловные реакции помогают крохе ориентироваться в этом мире в течение первых недель внеутробной жизни. В процессе развития малыша на смену многим из них приходят осознанные и более совершенные действия. Такие непостоянные рефлексы называют транзиторными. В отличие от стойких реакций на раздражитель, которые сохраняются в течение всей жизни (чихание, кашель, сухожильный и другие рефлексы), транзиторные реакции присутствуют только у новорожденных и младенцев до года.

Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще родителям знать, какие есть безусловные рефлексы у новорожденного? Ответ прост: по наличию этих реакций, степени их выраженности и симметричности можно сделать вывод о состоянии здоровья ребенка, развитии его нервной системы, а по времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно судить, насколько быстро развивается малыш и не отстает ли он от сверстников.

Безусловные рефлексы новорожденного

  1. Поисковый рефлекс. Поглаживание кожи в районе уголка рта (не касаясь губ) приводит к опусканию нижней губы, отклонению языка и повороту головы в сторону раздражителя. Таким образом новорожденный ищет грудь матери;
  2. Хоботковый рефлекс. Легкое постукивание пальцем по верхней губе младенца провоцирует сокращение круговой мышцы рта, в результате чего его губы вытягиваются в хоботок;
  3. Сосательный рефлекс у новорожденных проявляется ритмичными сосательными движениями при помещении соски или указательного пальца в рот ребенка;
  4. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь вблизи возвышения большого пальца кроха отрывает ротик;
  5. Хватательный рефлекс у новорожденного проявляется сгибанием пальцев и захватыванием предмета в ответ на штриховое раздражение кожи ладони;
  6. Рефлекс Робинсона. Ухватившись ручками за что-либо (например, за мамины пальцы), малыш способен удерживать вес свободно висящего собственного тела;
  7. Рефлекс Моро. Этот рефлекс можно вызвать различными способами: с помощью громкого хлопка в ладони, удара по постели на расстоянии 10-15 см от ребенка, пассивного разгибания нижних конечностей, изменения положения тела крохи в пространстве (поднимание вверх с последующим опусканием). Во всех случаях реакция будет одинаковая: сначала малыш разведет руки в стороны, а затем сведет их вместе, словно делая охватывающее движение;
  8. Рефлекс опоры. Новорожденный, приставленный к опоре, разгибает ножки и плотно упирается стопами в поверхность;
  9. Рефлекс автоматической ходьбы. Если держать кроху под мышками и при этом слегка наклонить его тело вперед, придерживая головку, он начнет выполнять шаговые движения;
  10. Рефлекс Бауэра. Такой рефлекс у новорожденных деток проявляется ползающими движениями при надавливании на поверхность ступней в положении лежа на животе;
  11. Защитный рефлекс. Если уложить младенца на живот, он тут же повернет голову и постарается ее приподнять, спасаясь от удушья;
  12. Нижний хватательный рефлекс у новорожденных малышей можно увидеть при надавливании на переднюю часть подошвы. В ответ происходит тоническое сгибание пальцев ног;
  13. Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение края подошвы грудничка приводит к непроизвольному разгибанию большого пальца и веерообразному расхождению остальных;
  14. Утиный рефлекс. При попадании струи воды, молока или воздуха на нос ребенок задерживает дыхание.

Слабые рефлексы у новорожденного малыша: когда стоит бить тревогу?

Бывает так, что определенные реакции у младенцев включаются позже или проявляются недостаточно ярко. Частичное отсутствие рефлексов у новорожденного может быть обусловлено родовой травмой, определенными заболеваниями, индивидуальной реакцией на некоторые лекарственные препараты. Слабость оральных и спинальных реакций характерна для недоношенных деток и малышей, родившихся с легкой асфиксией. 4.7 из 5 (6 голосов)

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

    Набор безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

    рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

    защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

    ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

    атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

    Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
    Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

    Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

    «Хоботковый» рефлекс.
    Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

    Рефлекс задержки дыхания
    Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

    Плавaтельный рефлекс
    Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

    Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
    Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

    Рефлекс кляпа
    В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

    Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
    Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

    Рефлекс отдергивания
    Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Источники информации:

    Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

    Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

    Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Рабият Зайниддинова

Врач-неонатолог,

Научный Центр

здоровья детей РАМН

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутрен-ней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая перифериче-ская клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную инфор-мацию далее - по чувствительным волокнам (отрост-кам) нервных клеток. Следующие звенья рефлектор-ной дуги - центральная часть - нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и пе-редающие его дальше. Здесь импульс встречают двига-тельные нервные клетки и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по реф-лекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга - это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизне-деятельность организма любого человека, в том чис-ле и ребенка. Но в случае с безусловными, врожден-ными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жиз-ненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему - и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информа-ция «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке - двигательному нейрону, который «бу-дит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т. е. при нормаль-ной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ малыш поворачивает голову к ис-точнику раздражения и открывает рот - так реализу-ется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зре-лость ребенка, что позволяет доктору судить о функ-циональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, состояние его нервной системы. Лишь некоторые из них имеют определенное значении для обеспечения жизнедеятельности, например, соса-тельный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некото-рых основных безусловных рефлексов - сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорож-денного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусо-гнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц - сги-бателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтан-ные движения - периодически сгибает и разгибает ножки, хао-тично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, зву-ки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлек-сы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основ-ные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых - на уровне спинного мозга.

К оральным рефлексам относятся:

Сосательный - вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жиз-ни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) - в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый - при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокраще-ние круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) - относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладо-ни, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтя-гиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый го-лодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схва-тывая соску или грудь матери. Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Создаем условия

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме луч-ше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормле-ния и при естественном освещении.

Верхний защитный рефлекс - при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, де-лает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути. Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем го-ловки и изменение ее положения у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших реф-лексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным, обеспечивает крошечному человечку способ-ность к выживанию в новой для него среде. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы сни-жен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы - если малыша, держа за подмышки, припод-нять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суста-вах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых но-гах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 ме-сяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить впе-ред, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражени-ем нервной системы автоматическая походка задер-живается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) - если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползаю-щие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка - он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем - угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) - вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно при-поднять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) - аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания П-Ш пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по на-ружному краю стопы в направлении от пятки к паль-цам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II—V паль-цев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) -вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В от-вет на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1 фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращают-ся в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2 фаза). В норме 1 и 2 фаза рефлекса в за-висимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта - при проведении большим и ука-зательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он ду-гообразно изгибает спину и голову в сторону раздра-жителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и оста-ется в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса - лежащему на животе ребенку проводят паль-цем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется пояс-ничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднима-ет таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы на-блюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется невроло-гом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных авто-матизмов является тревожным признаком, говорящим о возмож-ном поражении центральной нервной системы на уровне спин-ного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от из-менения положения тела. В норме они угасают по мере того, как ма-лыш самостоятельно овладевает основными двигательными навы-ками - способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса - Клей-на) - вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обра-щено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти - поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы - при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании голо-вы наблюдается обратный эффект - разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблю-даются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс - в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводит-ся к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулач-ки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлич-но». Однако, если выявлены настораживающие признаки (отсут-ствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наобо-рот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего - это ультразвуковое исследование головного мозга -эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополни- тельные исследования. Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом воз-расте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявле-ния рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других), повторный осмотр обязательно должен состоять-ся спустя назначенное время - оно может быть различным в зави-симости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Внимательность и осторожность

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы - дей-ствия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса) могут вызывать резкий диском-форт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно ска-жите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и со-стояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие пока-затели состояния здоровья малыша, а также историю беременно-сти, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

При помощи рефлексов новорожденного врачи проверяют, как работает центральная нервная система ребенка. Эта стья поможет понять, что делает доктор и что означает то или иное поведение малыша, ведь отсутствие рефлексов может быть признаком какого-нибудь заболевания, так же как и в случае, если рефлекс слишком долго не угасает.

Оценка рефлексов новорожденного должна проводиться в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Малыш должен быть в состоянии бодрствования, сухим и сытым.

Временные рефлексы новорожденного

Сосательный рефлекс

Рефлекс новорожденного, который проявляется у ребенка в ответ на любое значимое раздражение ротовой полости - если в ротик младенца попадает любой предмет, в том числе и сосок или соска, малыш тут же приступает к ритмичным сосательным движениям. Этот важнейший рефлекс присутствует уже у доношенного новорожденного и сохраняется обычно весь первый год жизни.

Хоботковый рефлекс

Хоботковый рефлекс новорожденного - это выпячивание губ малыша в виде своеобразного «хоботка» в ответ на быстрое отрывистое прикосновение (легкое «постукивание») к ним пальцев взрослого. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.

Поисковый рефлекс

При осторожном, нежном поглаживании области угла рта малыша, ребенок начинает опускать нижнюю губу, отклонять язык в сторону раздражителя и активно «искать» материнскую грудь. Важный момент: при проверке этого рефлекса не стоит прикасаться к губам ребенка (получите хоботковый рефлекс новорожденного ). И еще: раздражение области угла рта действительно должно быть легчайшим - если малыш ощутит дискомфорт, он отвернет голову в противо­положную сторону. Рефлекс обычно сохраняется в первые 3-5 месяцев жизни, но иногда может присутствовать и дольше.

Ладонно-ротовой рефлекс новорожденного

При умеренном надавливании на ладони малыша подушечками пальцев вызывается открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Как и поисковый рефлекс новорожденного , этот особенно хорошо выражен перед кормлением ребенка. Обычно сохраняется до двухмесячного возраста.

Ослабление или ассимметрия (с одной стороны рефлекс выражен больше, чем с другой) этого рефлекса у новорожденных, равно как и сохранение его у детей старше 2-3 ме­сяцев жизни, может говорить о возможных нарушениях со стороны нервной системы - это значит, что малыша следует непременно показать детскому невропатологу.

Защитный рефлекс новорожденного

Попробуйте выложить ребенка на живот - и он тут же «автоматически» повернет голову в сторону. Биологический смысл этого рефлекса понятен и без долгих объяснений - он позволяет малышу дышать даже в таком неудобном положении, как позиция ничком. Рефлекс новорожденного обычно присутствует уже в первые часы жизни.

Рефлекс ползания

Присутствует у ребенка с первых суток жизни. Если выложить малыша на живот, прикоснуться к его подошвам, малыш постарается оттолкнуться от ладоней взрослого, как от опоры. И продвинется вперед. Некоторые новорожденные стремятся осуществить ползательные движения и без опоры - это так называемое спонтанное рефлекторное ползание. В норме эти движения могут существовать до 4 месяцев жизни, после чего угасают.


Рефлексы опоры и автоматической ходьбы

Если придать телу новорожденного вертикальное положение и обеспечить соприкосновение подошв его стоп с горизонтальной твердой поверхностью, то малыш выпрямит ножки и будет «стоять» (с поддержкой, разумеется). Сохраняется у детей вплоть до возраста 8-12 месяцев. Если же «стоящего» таким образом новорожденного несколько наклонить вперед, сместив центр тяжести тела, то малыш тут же начинает «переступать» ножками - это и есть автоматическая ходьба. При ее осуществлении многие дети перекрещивают ножки - пугаться этого не следует: в первые 1,5 месяца жизни это нормально.

Хватательный рефлекс новорожденного

Малыш бессознательно сжимает пальцы ладоней, если в них что-либо вкладывается. Иногда такой захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух. Хватательный рефлекс новорожденного считается естественным вплоть до 4-месячного возраста - дальше он исчезает, а на смену ему приходит произвольное, вполне сознательное захватывание предметов руками.

Рефлекс Моро

Этот рефлекс новорожденного может быть вызван у ребенка первых месяцев жизни разными способами: хлопком ладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременно на расстоянии 15 см справа и слева от его головки; внезапным пассивным разгибанием ножек лежащего ребенка; приподниманием нижней половины его туловища за выпрямленные ноги. Реакция малыша на эти раздражения протекает в две фазы: сначала ребенок резко отводит ручки в стороны, одновременно раскрывая кулачки, затем - как бы охватывает себя руками.

Рефлексы новорожденного, которые появляются и усложняются со временем

Шейная выпрямляющая реакция представляет собой последующий поворот туловища в сторону, куда прежде повернулась голова малыша. Функционирование этого автоматизма помогает ребенку научиться двигательному умению, столь радующему родителей, - повороту со спины на бок. В возрасте 6-8 месяцев на смену этому простому рефлек­су приходит другой - выпрямляющий рефлекс туловища. После поворота головы в сторону малыш поворачивает в ту же сторону плечевой пояс, туловище, а затем и таз. Такая ротация тела вокруг продольной оси является абсолютным условием для овладения поворотами со спины на живот и с живота на спину, навыками самостоятельного усаживания, вставания и т.д. С каждым прожитым месяцем выпрямляющие реакции малыша усложняются, видоизменяясь в сложные произвольные двигательные акты.

Защитная реакция рук - различные движениях ручек (вытягивание вперед, разведении и т.д.) в ответ на изменение положения тела ребенка в пространстве.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки.

Возможно, вам будут интересны статьи

Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов. Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки. Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный .

Наличие рефлексов способствует более быстрому адаптированию малыша во внеутробной жизни

Что это

Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.

О хватательном и некоторых других врожденных рефлексах смотрите в видео:

Стадии развития условного рефлекса

Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:

  • 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
  • 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
  • 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
  • 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.


В первые месяцы жизни младенец захватывает руки взрослого только благодаря рефлексам, делая это неосознанно

Выявление проблем по хватательному рефлексу

  • Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
  • Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
  • Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует

Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.

Иногда на проявление хватательного рефлекса влияет пониженный тонус мышц малютки. Такая проблема решается курсами специального массажа.

Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.

Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.