Принцип гуманистической. Принцип гуманистической направленности

Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию.

Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности.

Общие понятия гуманизма

"Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

О принципах гуманистического подхода

Основные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:

  • при всем ограничении бытия человек обладает свободой и независимостью для ее реализации;
  • важный источник информации - экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума;
  • природа человека всегда стремится к непрерывному развитию;
  • человек един и целостен;
  • личность уникальна, ей необходима самореализация;
  • человек устремлен в будущее и является активным творческим существом.

Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей.

Экзистенциальность и гуманизм

Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:

  • человек рассматривается с позиции реального существования;
  • он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
  • человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
  • личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
  • тревога - это следствие нереализованности своих возможностей;
  • часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
  • человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.

Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:

  • воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
  • обучение быть активным и преодолевать трудности;
  • поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
  • преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
  • обучение концентрации выбора;
  • поиск подлинных смыслов.

Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека.

Гуманизм в воспитании и образовании

Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость.

Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

  • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
  • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
  • он относится к ученикам безусловно;
  • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
  • воспитатель - помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
  • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике.

Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви...

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.

ПЕДАГОГИКА,

З.Г. Нигматов

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная эпоха внесла свои коррективы в идею гуманизма. Экономическая нестабильность, вспышки национализма, приводящие к серьезным конфликтам между народами, низкий жизненный уровень значительной части населения порождают проблему выживания человечества, целых народов и каждой отдельно взятой личности. Происходит существенная ломка нравственных ценностей - коллективизм, забота об общественном благе все больше вытесняются эгоизмом. Снижается уровень образования молодого поколения. Мощный натиск «массовой» западной культуры наносит выраженный ущерб нравственному здоровью людей. Все это крайне актуализирует проблему гуманистического воспитания - воспитания молодого поколения, осознающего ответственность перед лицом истории человечества за судьбы своего народа и своей собственной.

Гуманизм признан сегодня в научно-педагогическом сообществе «в качестве ведущей основополагающей идеи развития образования на современном этапе». Истинная гуманность в ее педагогической интерпретации заключается в обеспечении подлинно гуманного отношения к ребенку, его правам, признанию его как субъекта воспитания, в решительном преодолении последствии авторитарного воспитания.

Современное понятие гуманизма в педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры. И прежде всего это касается нормативно-правовой базы образования. В Законе РФ «Об образовании» приняты следующие принципы: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье; единство федератьного культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» .

Современными учеными-педагогами, занимающимися исследованием проблем гуманизма, определен комплекс органически связанных между собой признаков гуманности. К ним относятся:

Проявление внимательности по отношению к людям, забота о человеке и его достоинстве, чести товарищей, родителей, уважение к женщине;

Отзывчивость, чуткость, доброта, тактичность и скромность во взаимоотношениях с людьми, привычка не проходить мимо фактов, требующих вмешательства, не оставлять людей в беде, сочувствие и помощь тем, кто в этом нуждается;

Нетерпимость к фальши, лицемерию, унижению, оскорблению человека, равнодушию, уродливым, аморальным поступкам, подхалимству, бюрократизму, грубости, ко всяким проявлениям неуважения, бестактности, зазнайства, высокомерия и другим действиям, не совместимым с принципом гуманизма;

Стремление активно участвовать в охране общественного порядка, в борьбе за соблюдение моральных норм общежития, охранять природу, проявлять любовь к живому;

Непримиримое отношение к врагам мира, демократии и гуманизма, к расистским теориям о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другим.

Эти признаки довольно обстоятельно раскрывают содержание гуманности, но в качестве ее определения служить не могут. Этому мешает громоздкость. Кроме того, определение нравственного явления, в данном случае гуманности, должно характеризовать его более обобщенно. И при перечислении определенных признаков того или иного явления не следует употреблять соподчиненные понятия. Скажем, если названа забота, то это уже предполагает наличие отзывчивости, чуткости, чувства взаимопомощи. Аналогично проявление уважения к достоинству человека уже предполагает понимание ценности его как личности, признание необходимости равноправия между людьми, учета мнений людей, их желаний, настроений и т.д.

Обобщая наиболее характерные и важные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что самыми существенными являются:

Признание ценности человека и уважение его достоинства;

Проявление заботы о человеке на основе различных нравственных черт - чуткости, отзывчивости, доброты;

Нетерпимость ко всякому злу.

Все три выделенных признака гуманности принципиально важны и в своем единстве играют решающую роль в гуманных отношениях между людьми. В этих признаках раскрывается то необходимое, чем гарантируется гуманность в осуществлении связи личности с обществом. Соотношение «личность - общество» выглядит как своеобразное проявление проблемы «я - другие».

В гуманности все признаки взаимосвязаны таким образом, что отсутствие реапьных условий для осуществления хотя бы одного из них разрушает всю целостность этого нравственного явления, неизбежно приводит либо к проявлениям гуманности в изуродованном, противоречивом виде, либо к необходимости лицемерия, либо к отрицанию гуманности. Так, забота о благополучии человека гуманна. Но поведение становится антигуманным, если благополучие данной личности создано за счет унижения ее достоинства, наносит ущерб достоинству других людей.

Рассмотрение признаков гуманности в их связи между собой дает основание для попытки сформулировать ее определение.

Гуманность - это осознанное и сопереживаемое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности, в

заботе о ней и непримиримости к проявлениям зла. В гуманистических отношениях выражаются высшие духовные потребности личности видеть в человеке товарища, друга и брата, жить для блага людей труда, видеть человека удовлетворенным жизнью, счастливым. Специфика этого вида отношении порождена сущностью гуманности как основы нравственности. Именно отношение к людям (гуманное или негуманное) определяет сущность человеческой личности с нравственной стороны.

До сих пор в психолого-педагогической литературе наблюдается терминологический разнобой: в одинаковом значении употребляются термины «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности». Гуманизм, как и гуманность, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали.

В чем причина такого неадекватного понимания педагогического аспекта гуманизма? Многолетнее и целеустремленное исследование развития концепции гуманизма в педагогике заставило нас обратиться не только к педагогической, но и к философской, этической, социологической, историке-политической, психологической литературе. И мы убедились, что проблема гуманизма в первую очередь изучалась философами и историками, а уж потом педагогами и психологами. Поэтому терминологический разнобой в педагогической литературе объясняется, очевидно, тем, что разные исследователи проблемы педагогического аспекта гуманизма, используя различные источники по философии, этике и истории, внесли в педагогику разные подходы к пониманию и определению термина «гуманизм» и его педагогического аспекта - гуманности. Кроме того, каждый из них пытайся дать свою трактовку этим феноменам, увеличивая тем самым количество их структурных компонентов и определений.

Основательное изучение содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволило нам ответить на вопрос, какой термин следует употреблять: «воспитание гуманизма» или «воспитание гуманности». Поскольку «гуманизм» включает и борьбу за освобождение человека от угнетения, и создание ему всех политических, социальных, экономических условий для жизни и развития всех его сил и задатков, то, очевидно, нельзя сказать, что он воспитывается.

Для обозначения специфики нравственного проявления гуманизма следует употреблять термин «гуманность». Выделение этого термина как нравственного качества показывает, что в морали существуют и формируются особые специфические признаки гуманизма, реализующиеся в отношениях к обществу, к природе, к людям, к самому себе.

Думается, что следует разграничивать и понятия «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности». Второе понятие уже первого, потому что, исследуя проблему воспитания в духе гуманизма необходимо раскрывать не только методы и средства воспитания гуманистических черт, но и показать процесс формирования гуманистического мировоззрения и пути гармонического развития личности. Правильным, на наш взгляд, является термин «гуманистическое воспитание», имеющий в своей основе и ставящий своей це-

лью воспитание истинного гуманиста. Говорить же о «гуманном воспитании» можно в том случае, когда речь идет о характере отношений субъекта воспитания к объекту, общества к учебно-воспитательным учреждениям в целом.

На наш взгляд, в современных условиях все большего возрастания роли человеческого фактора в совершенствовании социально-педагогического пространства принцип гуманизма должен занимать свое достойное место во всех учебниках и учебных пособиях по педагогике.

Как уже отмечалось выше, концепция гуманизма, идеи гуманности на протяжении многих веков являлись своеобразной идейно-методологической основой развития прогрессивной педагогической мысли, научных форм общественно-педагогического сознания. Важнейшим методологическим принципом современной педагогической науки и практики является принцип гуманизма. Он находит свое проявление в их демократичности, в том, что вся система образования - от детского сада до высшей школы - направлена на интересы широких слоев общества, а не отдельных привилегированных групп, как это нередко наблюдалось в истории. Действие принципа гуманизма этим не ограничивается. Он определяет общее направление воспитательной работы во всех учебных заведениях и культурно-просветительных учреждениях, во взаимоотношениях педагогов и учащихся, пронизывает все принципы воспитания.

Так, принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает глубокое понимание цели воспитания и постоянное стремление к ее достижению. В свете этого принципа любое воспитательное средство должно отвечать высокой цели - формированию разносторонне развитой, общественно активной гуманной личности. Руководствуясь этой целью, учителя организуют воспитательный процесс на гуманистической идейно-нравственной основе, опираясь на достижения передового педагогического опыта.

В современных условиях обновления политического мышления, ускорения социального и научно-технического развития и усиливающейся активности общественных систем еще более возрастает необходимость повышения уровня гуманистического воспитания. Для общеобразовательной школы это означает, прежде всего, усиление нравственного просвещения учащихся, духовное обогащение содержания организационных форм и методов воспитания, создание условий воплощения гуманистических идей в повседневные поступки школьников: ты испачкал, изорвал книгу и этим не только испортил вещь, которой будет неприятно пользоваться другим, но ты зачеркнул еще и труд людей; ты отремонтировал книгу, подумай, сколько еще людей будут иметь возможность читать ее и радоваться. Так общественный и идейнонравственный смысл самых простых поступков может стать понятным и стимулирующим воспитательный процесс, если воспитатель будет правильно руководствоваться этим принципом.

Принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает оптимизм воспитания, его веру в победу человеческого достоинства над всем пошлым, антигуманным. Его реализация требует от учителя и роди-

телей высокой принципиальности в оценке личности и поведения развивающихся школьников, умения правильно анализировать их взгляды, поступки и отношения к окружающей действительности (к обществу, к природе, к людям) и в соответствии с этим научно и правильно определять перспективу дальнейшей работы с ними.

Таким образом, данный принцип ясно и последовательно отражает важное требование, чтобы вся воспитательная работа в школе проводилась на гуманистической основе.

Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом людей выражает гуманистическую основу требования о том, что школа призвана не только давать учащимся систему научных знаний, но и всесторонне знакомить их с жизнью общества.

Методы и формы этой работы весьма разнообразны: широкое ознакомление школьников с общественно-политическими событиями, происходящими в стране и за рубежом; привлечение как средства воспитания на уроках и во внеклассной работе местного, краеведческого материата. Дети не могут и не должны оставаться равнодушными, безразличными к тому, что их окружает. Их не могут не волновать прошлое и настоящее города (села), производственные успехи их родителей, близких людей.

Работа, основанная на принципе связи воспитания с жизнью, формирует у школьников гуманистические чувства сопричастности ко всему тому, что их окружает. Такие гуманистические качества, как готовность и стремление ребят участвовать в труде на общую пользу, взаимная помощь в работе, общественная активность и дружеские отношения нельзя выработать только с помощью учебных занятий и словесных призывов. Главное - вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, создание жизненных ситуаций для проявления и закрепления этих качеств. Но, вовлекая учащихся в разнообразные виды деятельности, следует позаботиться о том, чтобы они воспринимались ими как школа гуманистического служения другим людям, обществу, как составная часть общественного стремления за изобилие материальных и духовных благ. Деятельность, связанная с трудом народа, создает благоприятные условия для гуманных поступков в поведении растущего человека.

Практика социально-политических, экономических преобразований в стране и обществе выдвигает новые задачи. Поэтому реализация принципа связи воспитания с жизнью обязательно предполагает постоянное обновление содержания, организации и методики воспитательного процесса в соответствии с требованиями жизни, но наряду с этим - и следования прочным гуманистическим традициям, выработанным предшествующими поколениями воспитателей, неисчерпаемой мудростью народа. Организация воспитания на основе данного принципа - верный путь решения одной из главных задач: приобщение к гуманистическим традициям, социальному опыту людей юных поколений.

Таким образом, взаимосвязь принципа гуманизма с принципом связи воспитания с жизнью, трудом людей состоит в глубоком, неразрывном единстве обучения и воспитания с подготовкой молодого поколения к активному участию в развитии и совершенствовании себя и общества.

К общим принципам воспитательной работы относится принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив. Этот"принцип, проверенный и утвержденный педагогической системой А. С. Макаренко в сложнейших условиях работы с беспризорными и безнадзорными детьми, теснейшим образом связан с принципом гуманизма. Гуманистическая сущность этого принципа заключается во взаимной ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого его члена.

В коллективе создаются самые тонкие и разнообразные отношения между его членами: деловые отношения взаимной ответственности и зависимости, отношения между воспитанниками и воспитателями, между старшими и младшими, наконец, самые разнообразные межличностные отношения симпатии, дружбы, любви и т.д.В этой системе отношений и взаимоотношений и создаются гуманистические основы для формирования разносторонне развитой и общественно активной личности. Опираясь на дружеские отношения и связи, учителя могут ослаблять отрицательное и, наоборот, усиливать положительное влияние отдельных учащихся друг на друга.

В коллективе и с его помощью у школьников развиваются чувство ответственности за порученное дело, чуткость, внимательность, товарищеская взаимопомощь и другие гуманистические качества. Такое ценное качество, как, например, умение сочетать личные интересы с общественными, воспитывается только в коллективе, потому что лишь в коллективе осуществляется гармония общественных и личных целей и интересов.

Коллектив и личность служат источником взаимного обогащения. При правильно поставленной организации дела коллектив не подавляет личные интересы ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание. Принцип коллективизма является поэтому выражением самой характерной черты подлинно гуманных отношений между людьми. Таким образом, очевидна связь принципа воспитания личности в коллективе и через коллектив с принципом гуманизма.

Важным принципом воспитания в педагогике является принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. В содержании этого принципа отражено гуманное отношение к человеку в обществе.

Еще в 20-е годы Н.К.Крупская, ПП.Блонский, А.С.Макаренко и другие советские педагоги провозгласили принципы гуманного отношения к детям, уважения их человеческого достоинства. Гуманное отношение к человеку обязательно предполагает и требовательность к нему. В одном из своих выступлений А.С.Макаренко говорил: «Моим основным принципом (а я считал, чго принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В нашей диалектике это, собственно говоря, одно и то же: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем.... именно потому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы и уважаем человека».

Требовательность и вместе с тем чуткое и доверчивое отношение учителей к учащимся повышают эффективность воспитательного воздействия.

Если учитель верит в силы и возможности ученрка, доверяет ему, ученик, стараясь оправдать доверие, ведет себя лучше. Недоверие к ученику, подозрительность, предвзятость при оценке его поведения отдаляют ученика от учителя, ограничивают возможности воспитательного воздействия на него.

Истинные педагоги-гуманисты утверждают: «Как бы мал ни был воспитанник, каким бы непривлекателыгым он не выглядел с первого взгляда позиция воспитателя предписывает относиться к нему с уважением». Но уважетше и любовь к ребенку должны быть разумными. Нельзя правильно воспитать учащихся при условии снижения требований к ним. Школьники, в особенности подростки и старшеклассники, способны почувствовать и осознать проявление уважения к ним в самом факте требовательности со стороны учителя.

Выполнение разумных и посильных требований старших и требований коллектива в конечном счете приводит к тому, что учащиеся становятся требовательными к себе и начинают целеустремленно вырабатывать у себя качества, необходимые гуманному человеку. Требовательность, если она не имеет ничего общего с придирчивостью, мелочностью, есть высшая мера уважения к человеку. И это соединение требований к личности и уважения к ней, как рассматривал A.C.Макаренко,- не две разные вещи, а две диалектически связанные между собой стороны подлинно гуманного отношения к детям.

Опыт воспитательной работы общеобразовательной школы показывает, что игнорирование принципа уважения и требовательности или применение только одной из его сторон наносит серьезный ущерб нравственному воспитанию, приводит к односторонности педагогического воздействия. Только сочетание уважения и посильной требовательности дает положительные воспитательные результаты.

Таким образом, в основе принципа уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью также лежит принцип гуманизма, пронизывающий всю систему воспитания.

Обобщение теории и практики педагогики школы выдвигает принцип воспитания с опорой на положительное. Этот принцип также вытекает из гуманистических основ педагогики, из ее оптимизма - глубокой веры в человека. Естественно, опора на положительное не исключает необходимости преодоления недостатков в поведении школьников. Но успеха в воспитании можно добиться только на основе формирования положительных качеств в характере и поведении детей. Именно опора на эти положительные качества и позволяет формировать у учащихся новые ценные свойства и помогает им преодолевать в своем поведении недостатки.

«Искать в поведении школьника положительное и, опираясь на него, тактично требовать и поощрять к дальнейшему росту и развитию, укрепить его достоинство в коллективе - это важная психолого-педагогическая закономерность воспитания», - отмечает И.Ф.Харламов . А акцентирование внимания на недостатках личности ученика лишает его уверенности в себе, в своих возможностях достичь лучших результатов в деятельности и поведении. Если же педагог доверяет ученику, подчеркивает его положительные

черты, то он, т. е. ученик, стараясь не испортить хорошего мнения о себе и оправдать доверие, обнаруживает лучшие стороны своего характера. А.С.Макаренко считал, что радость достигаемых успехов является сильнейшим средством побуждения учащихся к нравственному развитию, и поэтому он советовал постоянно подмечать положительные сдвиги в поведении детей.

Следовательно, принцип опоры на положительное заключается в гуманном отношении педагога к детям, в выявлении им положительных качеств каждой отдельной личности ученика и использовании их в воспитании. Поэтому и этот принцип находится в тесной связи с принципом гуманизма.

В педагогике сформулирован принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и самостоятельности учащихся. Педагогика рассматривает ребенка не только как объект, но и как субъект воспитательного процесса. Поэтому, работая над формированием личности школьников, учителя постоянно заботятся о развитии их активности и самостоятельности. Это и есть демократический стиль руководства, гуманистический взгляд на личность воспитуемого.

Принцип активности и самостоятельности в процессе воспитания полностью опровергает всякую нивелировку и конформизм личности в условиях гуманистического воспитания. Педагогическое руководство на основе этого принципа обусловливает активное участие детей в собственном воспитании. Воспитание переходит в процесс самовоспитания в интересах целенаправленного развития личности. Такое возможно только в том учебно-воспитательном процессе, идейной основой которого является принцип гуманизма.

Воспитание, как известно, сложный и диалектически противоречивый процесс, требующий установления принципа последовательности и систематичности. Его соблюдение предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой все его составные части и элементы образуют целостное единство. Каждое мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и дальше развивает достигнутое, поднимает воспитание на более высокий уровень.

Этот принцип ликвидирует бессистемность, стихийность, случайность, несогласованность педагогических взаимодействий. Его гуманистический смысл заключается:

В устранении из воспитательного процесса постановки непосильных задач;

В постепенном усложнении содержания воспитания;

В непрерывном воздействии на учащихся с целью формирования у них гуманистических качеств;

В соблюдении преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков, направленных на разностороннее развитие личности, его гуманистического мировоззрения и т. д.

Особенности гуманной системы воспитания наиболее ярко раскрываются в принципе учета возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся. Специфической особенностью педагогического процесса является то, что результаты воспитания не представляют собой зеркального отражения

педагогического воздействия, а достигаются постепенным формированием качеств личности, происходящим в соответствии со свойствами психики, особенностями воспитания, возрастного и индивидуального развития. Поэтому по мере возрастного и индивидуального развития учащихся существенно изменяются содержание, формы и методы организации воспитательного процесса. Меняются они и в соответствии с жизненным опытом, психикой, силами и возможностями детей.

Реализация этого принципа предполагает, чтобы учителя хорошо знали психологию каждого возраста, относились к детям внимательно, заботились об их физическом, интеллектуальном и духовном росте, опирались на имеющиеся у них в данном возрасте потребности и интересы и удовлетворяли их. Все это. в свою очередь, означает реализацию принципа гуманизма.

С другой стороны, индивидуальный подход требует глубокого изучения каждого ребенка с целью использования всех его потенциальных сил и возможностей во всестороннем развитии, вовлекая его в активную жизнь и общественно полезную деятельность коллектива, предупреждения и устранения причин возможных отклонений норм нравственного поведения, оказания помощи в осуществлении целей самовоспитания и т. д.. что также является проявлением заботы о правильном и разностороннем развитии каждого школьника, осуществлением принципа гуманизма в практике школы.

Важным является принцип единства и взаимосвязи всех сторон воспитания, который получил в последнее время еще одно терминологическое оформление - принцип комплексного подхода к воспитанию. Принцип комплексности предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности - влияний социальной и природной среды, обстоятельств жизни человека и целенаправленного систематического воспитания. Этот принцип требует подходить к школьнику как к целостной личности, которая характеризуется высокой образованностью, идейностью, гуманистическим мировоззрением, нравственностью, сознательным отношением к труду, т.е. тем, что определяет поведение и деятельность гуманного человека.

Осуществление принципа комплексного подхода к воспитанию обеспечивается единством целей, задач, содержания, методов, организационных форм воспитания, использованием положительных влияний социальной среды, сочетанием воздействия на сознание и поведение школьника, продуманной организацией всех видов деятельности в их целостности и взаимосвязи, единством влияния школы, семьи, средств массовой информации и т. п. Комплексный подход к воспитанию предполагает умение охватить всю совокупность условий и факторов, действующих в формировании гуманной, разносторонне развитой личности. В этом и заключается основное гуманизирующее значение этого принципа воспитания.

Таким образом, даже такое краткое рассмотрение гуманистической сущности принципов воспитания в педагогике показывает, что все они находятся во взаимосвязи с принципом гуманизма, ибо в основе каждого из них лежит требование гуманного отношения, любви и уважения к развивающейся лично-

сти ребенка, философская мысль об отношении к человеку как к высшей ценности и высшей цели общества становится ведущей при определении целей, содержания и методических основ воспитания в школе. Гуманизм пронизывает все принципы воспитания, обогащает их содержание, что позволяет рассматривать принцип гуманизма как основополагающий принцип педагогики.

В центре внимания гуманистической педагогики вне зависимости от ее национальной принадлежности - уникальная целостная личность, стремления которой направлены к оптимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). к наибольшей открытости для восприятия нового опыта, на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Литература

Турбоеской Я.С. Гуманизация образования как педагогическая проблема //

Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы

и исторический опыт реализации (конец XIX в,- 90-е гг. XX в.) / Под ред.

М.В.Богуславского, З.И.Равкина. М. 1998. С. 29.

Закон РФ «Об образовании». М. 2003. С. 7.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск. 1979. С. 274-275.

Белорусский государственный университет

Государственный институт управления и социальных технологий

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

по предмету: Социальная педагогика

на тему: Особенности реализации принципа гуманизма в социальной педагогике

студента 2 курса группы 271- З

заочного обучения

Гончара Дмитрия Александровича

№ зачетной книжки 538302

Введение

Деятельность социального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих из закономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принципов относятся:

1) принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкретных социально-исторических и социокультурных условиях развития общества, присущих ему идеалах, ценностях, убеждениях, общественно одобряемых нормах поведения. Данный принцип подчеркивает значительную роль конкретной социальной (сельской, городской) микросреды в формировании личности, необходимость видеть в средовых факторах источники интеллектуального, физического, нравственного; развития личности, особенности ее неповторимого внутреннего мира,

2) принцип социальной последовательности. Он означает необходимость учитывать в социально-педагогической деятельности традиции, передаваемые из поколения в поколение, под влиянием которых происходит процесс формирования личности, национальные особенности, составляющие психологический склад характера, природные задатки личности, передаваемые по наследству;

3) принцип педагогической целостности. Согласно этому принципу каждое педагогическое явление необходимо рассматривать целостно, в его взаимосвязи с другими процессами. Его суть заключается в том, что самые значительные успехи познания связаны не только с открытием элементов целостного объекта и описанием его свойств, но и с обнаружением синзитивных свойств целого. Принцип целостности предполагает не сводимость сложного к простому, целого к части, а наличие у целостного объекта - личности, среды, социума - таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям. Данный принцип предполагает единство нравственных отношений, норм поведения, организуемых семьей, школой, сообществом и регулируемых через общественное мнение, социальное построение жителей общины,

4) принцип приоритета семьи. Позволяет рассматривать семью как основной институт социализации личности, где закладываются и формируются базовые жизненные ценности, жизненные идеалы, нормы поведения, общения, отношения к людям, природе, труду. В рамках иных общественных структур совершается последующая социализация, социальная роль которых сводится к дополнению и корректировке воспитания, полученного в семье,

5) принцип гуманистических ценностей. Определяет гуманистическую направленность социальной педагогики, которая базируется на преобладании таких ценностей, как гуманизм, доброта, милосердие, совестливость, трудолюбие, честность, ответственность, социальная справедливость,

6) принцип открытости. Предполагает работу социальных институтов как социально-педагогических систем реализация социально-педагогических функций, гуманизация профессиональной деятельности, разносторонние формы социальной и педагогической помощи нуждающимся,

8) принцип опоры на духовный опыт народа, общины, личности. Предполагает учет социальным педагогом прежде всего их ментальности как важнейшей характеристики, совокупности определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида, общины, народа и определяет принадлежность человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности. Поскольку с этой точки зрения ментальность - характеристика групповая, может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая, профессиональная; выступающая как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных и групповых особенностей человека;

9) принцип субъективного развития. Социальный педагог не ограничивается принципом: не только бытие определяет сознание, но и сознание бытие. Он исходит из того, что сознательные и бессознательные начала есть составная часть бытия человека в виде общественного сознания и коллективного бессознательного, или архетипов культуры. Между индивидуальным и общественным сознанием существует неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом на первых этапах социализации индивида определяющая роль принадлежит общественному сознанию и бессознательному началу. Избирательное же, субъективное отношение к действительности, формирование «я-позиции» происходит по мере субъективного развития, неразрывно связанного со свободой выбора человеком социальной группы, ценностей и норм, культуры других социальных групп и общностей (поселений, наций, народов, стран и т. д.), способностью к противопоставлению своей собственной позиции позициям других людей.

Принцип гуманизма

Слова "гуманизм" и "гуманность" имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus - "человечный". Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие "гуманизация", широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием "человек". В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике достигли в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке, прежде всего, нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

С позиций современного гуманизма благо человека - это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность - деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же - это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

"Милосердие - это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного - "права" на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из "милосердия" ему позволено физически существовать. Гуманизм - это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем. Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов: "они"- большой мир нормальных людей и "мы» - убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм - наоборот - это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм - это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание - проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

3. помощи человеку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Заключение

Уровень духовно-нравственного развития - важный показатель проявления субъективности индивида, его индивидуальности. Чем он выше, тем менее эффективны социально-педагогические методы внешнего воздействия на него. Социальный педагог в данном случае может лишь корректировать, направлять индивидуальную активность.

Цели, задачи, функции и принципы социального педагога и его деятельности не являются раз и навсегда определенными и однозначными, одинаковыми в различных ситуациях и сферах. Они изменяются в зависимости от профиля, специализации социально-педагогической работы и могут быть даже контрастными в различных социально-педагогических службах.

Список использованной литературы

1. Левко А.И. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341с

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1991

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.- М., 1990.

4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой - М., 2000.

5. Социальная педагогика: Учебно-методический комплекс. 1 ч. / Сост. Е.А. Конавальчик. – Мн.: БГУ, 2002 – 238с.

Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчет­ливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Камен­ского, а начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), она приобретает все большее распространение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свобод­ного воспитания французского мыслителя XVIII в. Жан Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направ­ленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния оказывает положительное влияние на становление детей, под­ростков, юношей, на все аспекты их социализации.

В случае последовательной реализации этого принципа:

именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и пове­денческие сценарии;

воспитание получает определенные возможности создать ус­ловия для эффективной реализации себя человеком как субъ­екта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

воспитание может создать такие условия развития человека, ко­торые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере ми­нимизировать степень становления его жертвой социализации;

воспитание имеет возможность в определенной мере не до­пустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т. е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприят­ных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства соб­ственного достоинства, ответственности, терпимости; на формиро­вание личности - носителя демократических и гуманистических от­ношений в обществе.



В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению анта­гонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борь­бе за социальный прогресс.

Вопросы для самоконтроля

2. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

3. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превра­тить человека в жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.

5. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социали­зации?

6. Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскры­вается в этом разделе учебника?

Темы для углубленного изучения

1. Человек - творец своей жизни: возможности и границы.

2. Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной лите­ратуре.

3. Человек в меняющемся мире.

Литература для самостоятельной работы

1. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. -С. 158-177, 296-332.

2. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 110-166.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 28-35, 192-196.

4. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С. 384-492.

ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР

Космос. Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь лю­дей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древ­ности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептиче­ски относится к идее о зависимости человеческой жизни от кос­мических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь че­ловеческого общества и отдельного человека.



Так, в первой трети XX в. выдающиеся русские ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде от количест­ва притекающей к нам мировой энергии и предполагали, что «изу­чение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно... дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» (Лазарев). А.Л. Чижев­ский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (та­ких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и Рос­сии и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей.

Представляется вполне вероятным, что накопление новых зна­ний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.

Планета. Планета - понятие астрономическое, обозна­чающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влия­ние стало наиболее очевидным вXX столетии, породив так назы­ваемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономи­ческие (увеличение разрыва в уровне развития стран и конти­нентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфлик­тов, распространение ядерного оружия, политическая нестабиль­ность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потреб­ности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогич­ное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и про­блем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определя­ют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на рас­пределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого яви­лись изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подрост­ков, юношей в модернизированных обществах стали формировать­ся, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

Наличие и роль мегафакторов социализации необходимо иметь в виду и учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспи­тания. Поэтому большое значение приобретает реализация прин­ципа природосообразности воспитания.