Презентация на тему: семинар-практикум «здоровьесберегающие технологии доу в рамках реализации фгос до. Семинар для воспитателей «Здоровьесбережение - приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ

МАДОУ города Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик» город Нижневартовск.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Семинар – практикум для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика);
технологии обучения здоровому образу жизни: (физкультурные занятия);
коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом - правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.

Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей).

Но детский сад — не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.

Педагогический тренинг «Уровень педагогического мастерства»

Воспитатели называют формы работы, направленные на оздоровление физическое развитие детей, а ведущий на фланелеграфе составляет эту схему, используя заранее приготовленные таблицы.

Педагогам предлагается оценить себя по каждому разделу схемы, используя цветные квадраты, обозначающие уровни педагогического мастерства:

Зеленый – хорошие знания, нет затруднений;
желтый – слабо, недостаточно знаю, не всегда получается;
красный – внимание – беда, не знаю, не получается.

В результате наглядно видно, какая из проблем вызывает затруднения у большинства педагогов.

Рефлексивно-ролевая игра

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

— Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие группы:

«Воспитатели»
«Специалисты»
«Родители»
«Администрация»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым, а затем это обсудить.
В каждой группе должна быть копилка упражнений, направленных на всестороннее развитие каждого ребенка и группы детей в целом.

Наша основная задача — сохранить и укрепить физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Практическая работа по этим направлениям организуется с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет повысить ее эффективность и оказать положительной влияние на состояние здоровья и динамику их физической подготовленности.
Кроссворд «Здоровье – это движение!»

Записываем ответы по порядку по горизонтали.

1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра).
2. Гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч).
3. Кружок физического воспитания (секция).
4. Один из видов движения (метание).
5. Гимнастические танцы под музыку (аэробика).
6. Один из способов пробуждения организма (гимнастика).
7. Один из видов профилактики заболеваний (закаливание).
Должно получится слово по вертикали.
8. То, что предотвращает заболевание (профилактика).

— Здоровье — самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
— Сегодня мы много говорили о здоровье, о здоровье наших детей. А сейчас я предлагаю вспомнить о собственном здоровье. Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы? Давайте ответим на несколько вопросов теста и узнаем, как мы относимся к своему здоровью.

Тренинг «Моё здоровье»

1. Ваш любимый напиток?
2. Как вы относитесь к жирной пище?
3. Если вас одолела бессонница, вы:
4. Если у вас нет жалоб, ходите ли вы к врачам?
5. Если что-то заболело, сразу ли вы обратитесь к врачу?
6. Дружите ли вы со спортом?
7. Принимаете ли вы лекарства?
8. Если у вас дурное настроение, вы:

— Сейчас мы выполним с вами психотехническое упражнение, с помощью которого можно снять усталость, обрести внутреннюю стабильность и почувствовать уверенность в себе.

Упражнение называется «Внутренний луч».

— Приметите удобную позу, сядьте удобно. (Включается спокойная музыка).
— Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.
— И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

«Немного о серьезном в шутку». Сказка «Красная шапочка!»

— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.

Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!

— В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.

Презентация на слайдах «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу»

Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – ваши попутчики.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
Успехов всем нам в сохранении и улучшении своего здоровья. Будьте молоды и жизнерадостны, как и ваши воспитанники.

Использованная литература

1. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: Функции. Содержание. Планирование. Методы. Традиционные и нетрадиционные формы. – М.: «Планета», 2011.
2. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011.
3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева. – Волгоград: Учитель, 2012г.

Альбина Ковшова
Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми »

Цель : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя

Задачи :

Дать определение понятию «здоровье » ;

Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара .

Форма проведения : педагогическая мастерская

План проведения программы :

1. Вступительное слово старшего воспитателя Игра «Доброе слово от солнышка!»

2. Телепередача «Жить здорово » рубрика «Про здоровье »

Ход семинара-практикума

Ст. воспитатель : Добрый день, уважаемые педагоги! В этот октябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты.

Давайте начнём наш семинар с игры-разминки , которая называется «Доброе слово от солнышка» . Я предлагаю вам встать в круг. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты.

Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение .

Итак, у вас всех поднялось настроение, вы сейчас очень внимательны и настроены на работу . Мы можем начать работу нашего семинара-практикума . (Трек № 1 Мелодия жить здорово )

Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме телевизионной передачи «Жить здорово » (Слайд 1-3) Ст. воспитатель : Итак, переходим к рубрике «Про здоровье »

Расскажу я вам старую легенду : “Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали решать…. Каким должен быть человек.

Один из богов сказал : “Человек должен быть сильным”, другой сказал :

“Человек должен быть здоровым” , третий сказал : “Человек должен быть умным”.

Но один из богов сказал так :

“Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать

главное, что есть у человека – его здоровье . Стали думать, решать – куда бы

его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –

за высокие горы. А один из богов сказал : "Здоровье надо спрятать в самого

человека. " Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье .

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Ст. воспитатель : Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению , а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья . Образование и здоровье неразделимы . (Слайд 3)

Когда впервые детям задаешь вопрос : «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека?» , то чаще всего слышишь в ответ : «деньги» , «машина» , «золото» и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье » , «жизнь» , а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь : «Вы болеете, дети?» . Все дружно говорят : «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками» . «А можно быть здоровым без таблеток - «Нет!» . Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми . Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Ст. воспитатель : Сохранение и укрепления здоровья воспитанников - основная задача дошкольных образовательных учреждений.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ЗСТ применяются в различных видах деятельности и представлены как :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (Слайд 5)

Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика ортопедическая.

Технологии обучения ЗОЖ (Слайд 6)

Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье » , точечный самомассаж, спецзакаливающие методики

Коррекционные технологии (Слайд 7)

Арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом , технологии коррекции поведения , психогимнастика, логоритмика, биоэнегропластика.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное и неосложненное развитие.

Итак, переходим к следующей рубрике :

В ней мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. К сожалению, эфирное время ограничено, поэтому мы расскажем и покажем лишь малую толику большой работы наших замечательных мастеров-педагогов. Это настоящие мастера своего дела, люди творческие и не равнодушные к своей профессии.

Сейчас я предлагаю посмотреть занятие с использованием ЗСТ «Путешествие в осенний лес»

Показ видеоролика «Путешествие в осенний лес» в средней группе (гиперссылка на видео)

Игровой массаж (интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей) А. Уманской и К. Динейки (Слайд 9)

Ст. воспитатель : Закаливающее дыхание – этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом «Поиграем носиком» . Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми во время занятий . Проводиться 2-3 раза в день.

(Практическая часть)

Одним из перспективным направлений в работе с детьми является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки создаёт положительный эмоциональный фон, повышает иммунитет детей, снимает напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль. И сегодня у нас в студии присутствуют замечательный специалист в области музыкотерапии музыкальный руководитель Саленкова Алла Николаевна, она познакомит вас с ритмопластикой.

- Музыкальный руководитель : Ритмопластика (Слайд 10)

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью , основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, оформленные танцевальными движениями.

Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.

Общие задачи – оздоровительные , учебные, воспитательные .

К частным задачам можно отнести :

Повышение эмоционального настроя детей;

Формирование двигательной культуры;

Совершенствование чувства ритма и музыкальности.

Ещё одним из инновационных направлений в области ЗСТ является Суджок-терапия с ней вас познакомит учитель-дефектолог Волкова Алёна Евгеньевна.

- Учитель-дефектолог : Суджок-терапия, пальчиковая гимнастика. (Слайд 11)

(Выступление учителя-дефектолога)

- Учитель логопед : (Слайд 12) Дыхательная гимнастика (выступление)

Ст. воспитатель : Очень важно обращать внимание на психологическое здоровье детей . Элементы психологических тренингов, психогимнастик вы можете использовать в своей деятельности.

Ст. воспитатель : Мы подошли к следующей рубрике. «Помоги себе сам» (Слайд 13)

Практическая часть с участниками семинара флэшмоб «Топ-хлоп-кап!» (Трек № 2)

Ну вот, мы с вами взбодрились, жить стало веселей.

Для того, чтобы поблагодарить всех участников за работу , давайте поиграем в игру «Аплодисменты друг другу» .

Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем . То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Ст. воспитатель : Наша передача «Жить здорово » подошла к концу. Желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово ! (Трек № 1) (Слайд 14) .

Используемая литература :

1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.

4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми . – М.: Просвещение, 2004.- 112 с.

5. Бушнева И. М. и др. Педагогические советы /авт. -сост. И. М. Бушнева [др. ].-Волгоград : Учитель, 2010.-250 с.

6. Сергиенко, Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С. 63-68.

Что такое здоровье? Здоровье это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Здоровье это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье-это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.


Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на сохранение, поддержание и укрепление здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Медико- профилактические Физкультурно- оздоровительные Образовательные Социально- психологические Валеологическое просвещение родителей


Здоровьесберегающие технологии ПРИНЦИПЫСРЕДСТВА Возрастной адекватности Сознательности и активности Систематичности и последовательности Доступности и индивидуальности Системного чередования нагрузок и отдыха Постепенного наращивания оздоровительных воздействий Оздоровительные силы природы Средства двигательной направленности(основные движения, ОРУ, физические упражнения, подвижные игры и др) Гигиенические факторы






Модель двигательного режима 1.Физкультурно-оздоровительные занятия: 1.1 Утренняя гимнастика Формы проведения: oТрадиционная- классическая с предметами и без, с нестандартным оборудованием oИгровая – 2-3 подвижные игры oСюжетная oС использованием полосы препятствий и коррегирующей дорожки oС использованием танцевальных упражнений, танцевально-ритмических и аэробики oС включением оздоровительного бега, комплекса упражнений на дыхание


1.2 Двигательная разминка 1.3 Физкультурные минутки 1.4 Подвижные игры, физические упражнения на прогулке 1.5 Оздоровительный бег 1.6 Прогулки-походы 1.7 Малый туризм. Эколого- оздоровительная тропа на территории ДОУ и за её пределами 1,8 Гимнастика пробуждения в сочетании с воздушными ваннами и ходьбой босиком по корригирующей дорожке: малоподвижные и хороводные игрымалоподвижные и хороводные игры Комплекс профилактической гимнастикиКомплекс профилактической гимнастики Спортивный ералаш с имеющимся оборудованиемСпортивный ералаш с имеющимся оборудованием Комплекс ритмической гимнастикиКомплекс ритмической гимнастики Комплекс упражнений на кровати с использованием схем и малых форм фальклораКомплекс упражнений на кровати с использованием схем и малых форм фальклора


Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке и в помещении Самостоятельные занятия самостоятельная двигательная деятельность на прогулке и в помещении Неделя здоровьяНеделя здоровья КаникулыКаникулы Физкультурные досугиФизкультурные досуги Физкультурно- оздоровительные праздники на открытом воздухеФизкультурно- оздоровительные праздники на открытом воздухе Физкультурно-массовые занятия Ярмарка подвижных игрЯрмарка подвижных игр Тематические праздникиТематические праздники Игры-соревнованияИгры-соревнования Посещение городского спорткомплекса и спортивной школыПосещение городского спорткомплекса и спортивной школы








Учебные занятия Традиционные -классические Игровые Сюжетно-игровые По принципу круговой тренировки Полуролевые Цикл «Забочусь о своём здороье»- с элементами валеологии Комплексные Посещение городского бассейна и спортзала Прогулки-походы Тематические Тренировочные На спортивных комплексах и тренажерах На танцевальном и акробатическом материале По интересам Контрольно-итоговые.





ШКОЛА ПЕДАГОГА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Здоровьесберегающие технологии

Ставрополь, 2013

Тема семинара - практикума

« Здоровьесберегающие технологии»

Цель: повысить уровень знаний педагогов дополнительного образования о здоровьесберегающих технологиях.

Рассмотрены следующие вопросы:

Теоретическая часть:

1. Понятие «здоровье»

2. Признаки индивидуального здоровья.

3. Определение «здоровый образ жизни»

4. Здоровьесберегающие технологии – основа личностно-ориентированного подхода.

5. Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.

6. Функции здоровьесберегающей технологии.

7.Типы технологий.

8. Классификация здоровьесберегающих технологий.

9. Организация и проведение занятий с учётом здоровьесберегающих технологий.

Практическая часть:

    Освоение оригинальной гимнастики (произношение гласных звуков) Методист

    Гигиенический массаж (биологически активные точки) Методист

    Дыхательные упражнения. Педагог дополнительного образования

    Упражнения, успокаивающие нервную систему. Педагог-психолог

Подведение итогов. Обмен мнениями.

Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать как альтернативу всем другим педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, оно может быть только условием достижения главной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). Либо здоровьесбережение может выступать в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Начнем с определения понятия «здоровье».

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

    Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов

    Показатели роста и развития

    Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности

    Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

    Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели , в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

    благоприятное социальное окружение;

    духовно-нравственное благополучие;

    оптимальный двигательный режим (культура движений);

    закаливание организма;

    рациональное питание;

    личная гигиена;

    отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

    положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:

    условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

    соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

    необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

    Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

    Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

    Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают :

Аксиологический , проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

Гносеологический , связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Функции здоровьесберегающей технологии:

    формирующая, осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

    информативно-коммуникативная, обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

    диагностическая, заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

    адаптивная, воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость кразличного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

    рефлексивная, заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

    интегративная, объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Классификация здоровьесберегающих технологий

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

    Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

    Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

    Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

    Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

    Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

    Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

    Позы учащихся, чередование поз;

    Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения;

    Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

    Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

    Психологический климат на уроке

    Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

Практическая часть

ОРИГИНАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма.

1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

2. К упражнениям второй группы можно отнести так называемый гигиенический массаж.

Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.

Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.

Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.

Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в стороны.

Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.

3. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.

«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

4. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

СИСТЕМА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА ПО УМАНСКОЙ

Профессор - Алла Алексеевна Уманская разработала систему точечного массажа биологически активных зон человека. Систематическое воздействие на них укрепляет иммунитет, гармонизирует организм и даже улучшает интеллектуальные способности. Хочется научиться делать подобный массаж в своей семье.

Биологически активные зоны:

Зона 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом грудины. В результате воздействия проходит кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение

Зона 2. Связана со слизистой трахеи и вилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии на нее повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям

Зона 3. Связана со слизистой гортани, глотки, с каротидным гломусом и щитовидной железой. При воздействии на эти зоны регулируется химический и гормональный состав крови, улучшается голос, исчезает охриплость

Зона 4. Связана с задней стенкой глотки, с верхним шейным симпатическим ганглием, который регулирует деятельность всех сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется вегето- сосудистый тонус. Проходят головные боли и головокружения

Зона 5. Связана со звёздчатым вегетативным ганглием, который иннервирует сосуды трахеи, бронхов, сердца и вилочковой железы

Зона 6. Связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. При воздействии на эти зоны перестают болеть уши, улучшается слух, ускоряется развитие речи, предупреждается заикание и уменьшаются головокружения в транспорте, на качелях

Зона 7. Связана со слизистыми лобных пазух решетчатых костей носа, а также лобными отделами мозга. Уменьшается головная боль, косоглазие. Улучшается память, внимание, трудоспособность

Зона 8. Связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Это “зона жизни”. При воздействии на нее дыхание становится свободным. Улучшается настроение, поведение, характер, нормализуется рост и вес

Зона 9. Руки человека связаны через верхний шейный и звёздчатый симпатические ганглии со всеми органами. Большой и указательный пальцы занимают самую большую поверхность в коре головного мозга. Воздействие на зоны рук приводят к нормализации многих функций организма и усиливают работу всех вышеперечисленных зон

Юлия Боброва
Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА

Семинар-практикум для педагогов

Тема : «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ »

Цель семинара :

Конкретизация в представлении педагогов понятий : “технология”, “здоровьесберегающие технологии” ;

Классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

План семинара :

Теоретическая часть

1. Вступительное слово старшего воспитателя (актуальность проблемы)

2. Определение понятий :

технология;

здоровьесберегающие технологии .

3. Виды , применяемых в ДОУ :

Медико-профилактические технологии.

Физкультурно-оздоровительные технологии .

Социально-психологические технологии

Образовательные технологии

Валеологическое просвещение родителей

Методика В. Базарного;

Методика Аветисова

Дыхательная гимнастика Стрельниковой;

Точечный массаж (муз. руководитель)

Практическая часть

Педагоги разбиваются на 3 команды, придумывают название, девиз и эмблему

1 задание «Разминка – перевертыши»

2 задание «Знатоки»

3 задание «Физкультминутка»

4 задание «Коллаж»

Подведение итогов

Рефлексия

Ход семинара:

1. Вступление

Ведущий сообщает тему и цель семинара .

Ведущий. Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не сколько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни . Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни .

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является воспитание здорового дошкольника , так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось . Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому систематическая работа в направлении здоровьесбережения воспитанников наша первоочередная задача.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность педагогов образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих технологий .

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими воспитателями как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. Другие включают в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику заболеваемости. Существуют различные мнения по данному вопросу.

Для нас наиболее приемлемым определением является следующее :

Здоровьесберегающие технологии это позитивное воздействия на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий , которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ, направленные на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

Какова основная цель здоровьесберегающих технологий ?

Цель : Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов .

Закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей .

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Но это еще не технология. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей ! (т. е. работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель)

Необходимо классифицировать различные виды здоровьесберегающих технологий .

2. Классификация здоровьесберегающих технологий .

Виды здоровьесберегающих технологий

1. Медико-профилактические технологии – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Мониторинг здоровья

Организация профилактических мероприятий

Рациональное питание

Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Двигательный режим

Динамические паузы

Закаливание

Гимнастика

Подвижные и спортивные игры

Дни здоровья

Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка .

Тренинги

Релаксация

Музыкотерапия

Психогимнастика

Сказкотерапия

4. Образовательные технологии

Образовательная деятельность по физическому развитию

Формирование понятия «здоровый образ жизни »

Формирование понятия «безопасность»

5. Валеологическое просвещение родителей

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ :

Дни открытых дверей

Выступления на родительских собраниях

Консультации

Информация для стендов

Памятки

Презентации

Буклеты

Образовательный сайт МДОУ

1. Методика русский учёного, врача и педагога-новатора В . Базарного (метод смены динамических поз)

Предусматривает режим моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение» , осуществляется посредством конторок. Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.

Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для работы с наглядностью используется динамическая подвеска. На ней располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно : на подвеске, на занавеске, за цветком и т. д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.

Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера.

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

СЛАЙД 13 Эдуард Сергеевич Аветисов, учёный

Метка на стекле (по Аветисову) Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить,

сколько на рисунке точек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой

Пример упражнения :

1. Упражнение «Бабочка»

Сидя за столом, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

2. Упражнение «Ворона»

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.

Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].

Показ презентации «Лечебные звуки» Рукавишникова Н. В.

Практическая часть

1. Задание – разбиться на 3 команды, придумать название в соответствии с темой семинара , эмблему и девиз команды.

(листы бумаги, карандаши, фломастеры)

2. Задание «Перевертыши» (разминка)

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса)

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем - полезай в кузов)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Мало счастья - много вопросов. (Семь бед - один ответ)

Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)

Безделью часы - слезам год. (Делу время - потехе час)

Собак не страшиться - по городу гулять. (Волков бояться - в лес не ходить)

«Знатоки»

3. Вопросы САН ПИН

Сколько раз в неделю проводятся физкультурные занятия в группе раннего возраста и младшей группе. Сколько по времени оно длится?

При каких условиях прогулка сокращается (ниже минус 15, скорость ветра более 7 м/с)

Время проведения НОД в возрастных группах

Правила расстановки столов при проведении НОД в группе

Временной перерыв между НОД

Максимальное количество НОД в день в младшей и средней группе

Время проведения утренней гимнастики в группе раннего возраста, в подготовительной группе.

Время дневного сна для детей раннего возраста, детей подготовительной группы

Как реализуется медико-профилактическая технология в доу (перечислите)

Как реализуется валеологическая технология в доу

Как реализуется физкультурно оздоровительная технология в доу

«Физкультминутка»

4 Двигательные упражнения :

Проведите 2 физкультминутки для детей (организуйте педсостав)

Проведите 2 пальчиковых гимнастики для детей (организуйте педсостав)

Проведите гимнастику для глаз (3-4 упражнения) организуйте педсостав

5 Коллаж (клей, карандаши, вырезки, листы бумаги, ножницы)

«Здоровый образ жизни – выбор нашей семьи»

«Это разрушит твое здоровье »

«Важные слагаемые здоровья ребенка »

«Мы выбираем спорт!»

«Если хочешь быть здоров – закаляйся

Создать коллаж, презентовать его. Вывести основную идею во главу листа.

(задание : каждой группе изучить любую форму работы из авторских методик по сохранению здоровья для дошкольников , ввести методику в работу группы (подготовить материалы и картотеку упражнений) и на следующем педсовете представить и рассказать о ходе вашей деятельности)

В заключение нашего занятия, хочу рассказать Вам притчу. А вы подумайте – какой в ней смысл.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне Счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже . Берегите себя и будьте здоровы .

3 Рефлексия

Методика «Неоконченное предложение» .

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Подведение итогов