Православный ли праздник пасха. Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц? Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Пасха – это чудесный праздник , полный света и радости, один из древнейших праздников христиан и самый главный в церковном богослужении. Это праздник триумфа жизни над смертью, Воскресения Христова, посвящённый самому значимому и удивительному событию раннехристианской эры.

Пасха – переходящий праздник без фиксированной даты , каждый год дата разная в зависимости от исчисления по лунно-солнечному календарю. Пасха так и переводится с иврита, как «проходящий мимо», «преходящий».

Пасхальная неделя начинается в самое первое воскресенье, последовавшее за полнолунием, что наступает после дня весеннего равноденствия.

История Пасхи

В дохристианской традиции еврейская Пасха (Песах) посвящена Исходу израильтян из Египта под предводительством Моисея. До разрушения римлянами главного Иерусалимского храма в 70 г. н.э., в пасхальную ночь предписывалось съесть принесённого в ритуальную жертву ягнёнка с горькими травами и мацой, теперь же на Песах едят только мацу – пресные лепёшки, по форме немного напоминающие православные блины. Празднуется Песах неделю, первый и последний день которой — нерабочие дни.

Невзирая на то, что Песах и Пасха посвящены разным событиям, христианская Пасха корнями уходит в ветхозаветную.

Свое название день Христова Воскресения получил именно от иудейского праздника Песах. Это заимствование названия для христианского праздника объясняется тем, что все последние трагические события земной жизни Христа произошли именно в дни перед иудейской Пасхой, а воскрес Он — в пасхальную ночь.

Символическая связь христианской Пасхи с Исходом из Египта сынов Израиля отражена в библейских текстах, читаемых на пасхальном богослужении. Ягнёнок, принесённый в жертву, рассматривается как прообраз самопожертвования Иисуса Христа ради искупления грехов человечества.

Расчёт даты Пасхи или Пасхалия

Существуют две Пасхалии – Григорианская и Александрийская , которые следуют общему правилу расчёта даты Пасхи . Это правило гласит: «Пасху празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Точнее, после первого полнолуния, что идет за .

Если полнолуние случается раньше 21 марта, пасхальным считается следующее полнолуние, к которому плюсуются 30 дней.

Парадоксально, но одно и то же правило расчёта даты Пасхи приводит к различным датам у восточных (греко-католиков, православных) и западных (протестантов и приверженцев римско-католической церкви) христиан, так как они используют разные Пасхалии.

Римско-католическая и протестантская церкви рассчитывают дату Пасхи по григорианской Пасхалии. Такое расхождение между датами Пасхи у западных и восточных христиан вызвано различием между солнечными календарями и датами церковных полнолуний.

Западная Пасха лишь в 30% случаев совпадает с восточной, в 45% случаев она опережает её на 1 неделю, в 5% — на 4 недели и в 20% случаев — на 5 недель. Между датами не бывает разницы в 2 и 3 недели.

От Пасхи ведётся отсчёт дат всех переходящих евангельских праздников : например, Лазаревой Субботы, Входа Господня в Иерусалим — за неделю до Пасхи, Вознесения Господня — на 40-й день после Пасхи, Пятидесятницы, которая совпадает с Днём Святой Троицы в православии — на 50-й день от Пасхи.

Пасхальное богослужение

Большинство возникли в тесной взаимосвязи с богослужением. Пасхальные народные гуляния связаны с разговением и окончанием Великого поста — времени строгого воздержания, в течение которого все семейные и другие праздники переносились на Пасху.

Символы Пасхи выражают свет (Пасхальный огонь), обновление (Пасхальные ручьи) и жизнь (пасхальные куличи и яйца).

В Пасху, в главнейший праздник церковного календаря, совершается особо торжественное, радостное богослужение. В начале христианства оно сформировалось как крещальное, в этот особый день после подготовительного поста крестили оглашенных.

С древнейших христианских времён сложилась традиция совершать Пасхальное богослужение ночью . Оно всё буквально пронизано оптимизмом.

С пасхальной ночи и далее 40 дней принято христосоваться, приветствовать друг друга троекратным целованием и словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Этот обычай дошёл до нас со времён апостолов, которые завещали: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

Значительную роль в церковном богослужении и в народных пасхальных празднествах играет Пасхальный огонь , символизирующий Божественный Свет.

В больших городах перед началом всенощной пасхальной службы в православных храмах верующие ожидают, когда прибудет Благодатный огонь от Храма Гроба Господня. Когда из Иерусалима доставляют огонь, священники разносят его по другим храмам города. Прихожане зажигают от него свечи. После пасхальной службы многие уносят частицу этого огня с собой в лампаде, и дома стараются его поддерживать целый год.

В католическом богослужении перед праздничной службой возжигают Пасхал. Это особая свеча, огонь от которой расходится со свечами ко всем верующим. Её зажигают на всех службах Пасхальной недели.

В дореволюционной России на Пасху возле храмов разжигали большой костёр. Смысл этого костра тот же, что и у огня пасхальной свечи - свет и обновление.

В Великую Субботу и после завершения пасхальной службы в храмах происходит освящение творожных пасх, куличей, яиц и всех продуктов, приготовленных к праздничной трапезе для разговения после долгого Великого поста.

Люди преподносят друг другу в дар пасхальные яйца как символ великого чуда — Воскресения Спасителя. Предание гласит: когда Мария Магдалина поднесла императору Тиберию в подарок яйцо как символ Воскресения Иисуса, усомнившийся император сказал, что как белое яйцо не станет красным, так и не могут воскреснуть мёртвые. Яйцо мгновенно сделалось красным.

Хотя пасхальные яйца могут быть разных цветов, традиционным для них всё же является красный — цвет триумфа жизни. В традициях иконописи вокруг воскресшего Христа изображается сияние в форме овала. В отличие от симметрии круга, эта фигура, по форме близкая к яйцу, у эллинов означала загадку или чудо.

Подготовить всё к пасхальному столу и прибраться в доме стараются заранее, в Великий четверг, ещё называемый «чистым», чтобы ничто суетное не отвлекало от служб в самый серьёзный день поста, Страстную пятницу, в день молитвы и выноса Святой Плащаницы.

Вечером накануне Пасхи верующие собираются на службе в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с торжественным пением праздничной стихиры. Шествие обходит храм, после возвращения в него служится пасхальная утреня.

В православных храмах колокола молчат в Страстную неделю, а на Пасху раздаётся многоголосье колоколов, торжественно и громко звонится благовест. В дни Пасхальной седмицы всем желающим разрешается подняться на церковные колокольни и позвонить в колокола.

Народные пасхальные обычаи

К вечеру Пасхи начинаются народные празднества. В России народные гуляния с играми, хороводами, качелями назывались Красная горка и в разных местностях продолжались от одного дня до 2-3-х недель.

В царской России пасхальными яйцами «христовались», по очереди стукаясь разными концами. Дети устраивали игры-«покатушки», соревновались, у кого яйцо укатится дальше. Дети любили стукаться яйцами друг с другом («чокаться»), выигрывал тот из них, чье яйцо осталось целым. Пасхальные яйца катали и по земле, чтобы сделать её плодороднее. В русской культуре пасхальное крашеное яйцо символизировало возрождение, новую жизнь.

После завершения всенощной освящали принесенные яства. Из церкви старались вернуться поскорее, поскольку по народным поверьям, кто раньше сядет за праздничный стол и вкусит освящённые блюда, тому будет в этом году сопутствовать удача в делах и хорошее здоровье.

По окончании пасхальной службы начиналось разговение после долгого Великого поста. Чаще всего это было семейной трапезой, на которой не присутствовали гости. На покрытый белой скатертью стол выставляли освящённые в Страстную субботу крашеные яйца, куличи — высокие хлебцы из сдобного теста с узором, пасху — сладкое блюдо из творога, и начинался радостный пасхальный пир.

В 2018 году Пасху — самый главный христианский праздник — отмечают 8 апреля. К Светлому Христову воскресению готовятся 48 дней: 40 дней длится и восемь дней идет страстная неделя. Несмотря на всю значимость праздника в христианском мире, он появился задолго до гибели и воскрешения Иисуса. Редакция сайт объясняет, откуда появился иудейский Песах, как он связан с христианской Пасхой, а также почему на Пасху мы красим яйца и печем куличи

Фото: Богородица и новорожденный Иисус Христос / tbn-tv.com

Зарождение праздника

Священный праздник Пасха появился еще до рождения Иисуса Христа. Его отмечали в честь освобождения еврейского народа из египетского рабства. Согласно библейскому преданию, евреев насильно удерживали в Египте 430 лет, пока их не вызволил пророк и основоположник иудаизма Моисей.

Однажды к Моисею явился Бог в образе полыхающего, но несгорающего кустарника. Господь велел пастуху прийти в египетские земли и убедить фараона отпустить евреев. В возрасте 80 лет пророк предстал перед правителем Египта, но как ни старался вразумить фараона, израильтяне оставались в рабстве. В наказание Господь послал на Египет десять казней: наказание кровью, нашествие жаб, нашествие кровососущих насекомых, наказание песьими мухами, мор скота, язвы и нарывы, гром и огненный град, нашествие саранчи, тьма египетская и, наконец, смерть первенцев.


Фото: огненные молнии над небом Египта / illustrators.ru

Ни жабы, ни кровавые реки, ни огненный град не напугали фараона. Только смерть собственного ребенка заставила правителя отпустить евреев. Страшная кара коснулась не всех: израильтян Моисей предупредил, что двери домов необходимо пометить кровью однолетнего непорочного ягненка, а само животное запечь и съесть в кругу семьи. Еврейские дома, выполнившие приказ Моисея, смерть не тронула.

Когда израильтяне подошли к Красному морю, вода разверзлась и евреи прошли по дну.

После этих событий появился праздник Песах, он же Пасха, что дословно переводится с иврита как «миновавший, прошедший мимо». Это прямая отсылка к проходу евреев мимо воды по дну Красного моря.

Связь с христианской пасхой

Христианская Пасха неразрывно связана с жизнью, смертью и воскрешением сына божьего Иисуса. Христос родился в небольшой деревушке Назарет, близ Вифлеема. Когда ему исполнилось 30 лет, он принял от Иоанна Крестителя. Через три года Иисус собрал на пасхальном пиршестве 12 своих ближайших учеников, которым сказал, что вскоре один из них предаст его, тем самым предрек предательство Иуды.


Фото: Крестный ход Иисуса Христа на гору Голгофу / catholic.tomsk.ru

На следующий день после Тайного вечере Понтий Пилат, римский префект Иудеи, распорядился схватить Христа, пытать его и казнить через распятие. Сыну божьему завидовали священники, ибо за ним шли толпы верующих, а власть хотела на корню искоренить христианство. После избиения плетьми и «коронованием» терновым венком измученный Иисус взвалил на спину крест и понес его на вершину горы Голгофы. Крестный путь Иисуса по старому Иерусалиму и серпантину горы стал одним из прообразов христианского крестного хода.

Смерть сына божьего на горе Голгофа – это своеобразная аллегория убийств жертвенных ягнят. Как иудеи принесли в жертву годовалых непорочных ягнят, так и Иисус отдал свою жизнь ради отпущения грехов и очищения душ людских. Умер Христос после еврейской Пасхи, в пятницу, которую назвали Страстной.

Почему мы красим яйца на Пасху

На третий день после погребения Христа, в воскресенье, Мария Магдалина, одна из последовательниц Иисуса, вместе с женами-мироносицами, отправилась в его гробницу, чтобы оставить благовония. Подойдя к пещере, она увидела, что камень отодвинут, а в пещере сидит Ангел Господень в белоснежном одеянии. Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет – он воскрес. В этот момент перед ней предстал сам Сын Божий. Обрадованная Мария поспешила рассказать благую весть самому императору Тиберию. Вход к великому римскому понтифику без подарка был запрещен, поэтому Мария взяла с Услышав о воскрешении Христа, Тиберий рассмеялся и сказал, что поверит в это, только тогда, когда яйцо в руках Марии станет красным. В туже секунду яичная скорлупа окрасилась в багровые тона, как символ пролитой крови Христа.


Фото: Мария Магдалина преподносит Тиберию багровое яйцо / zolushka-new.com

Впрочем, духовный писатель и епископ РПЦ Дмитрий Ростовский считал, что Мария Магдалина подарила императору яйцо, уже окрашенное в красный цвет. Этот дар возбудил любопытство императора, и она рассказала ему об Иисусе Христе, после чего он уверовал. В православие эта легенда, судя по всему, проникла под влиянием католичества.

По другой версии, Богородица, мать Иисуса, развлекала окрашенными яйцами Христа, когда тот был младенцем.

Зачем мы печем праздничный кулич

Праздничный кулич – это разновидность церковного артоса – дрожжевого хлеба с изображением Христа. После Вознесения Христова апостолы оставляли за трапезой для сына божьего часть хлеба, тем самым изображая его присутствие за обеденным столом. Католики выпекают праздничный хлеб из песочного теста и называют его «баба».


Фото: Православная семья молиться за столом с праздничными куличами / babiki.ru

Слово «кулич» произошло от греческого kollikion, что в переводе обозначает «круглый хлеб». Это слово встречается не только в русском языке. Испанцы называют «домашний» артос kulich, а французы – koulitch.

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, ‑ главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая). В 2011 г. Пасха празднуется 24 апреля (11 апреля по старому стилю).

Это древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Слово "Пасха" пришло из греческого языка и означает "прехождение", "избавление", то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время . На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день нисана (по нашему счету март ‑ апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю . Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое "Слово св. Иоанна Златоустаго", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием "Христос Воскресе!" и ответом "Воистину Воскресе!"

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название "крашенка" или "писанка". Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.

Все православные люди искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пасха - отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 8 мая). И на этот период может попадать любой воскресный день, все зависит от того, на какой из этих дней попадает первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния.

Пасха или Светлое Христово Воскресение - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4-5). Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.
Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение - в ночь на Пасху.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос - специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.
Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» - все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич - высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) - сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда. Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Хозяева пытались порадовать, чем могли. Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни.
На Пасху было принято поздравлять всех знакомых. Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными пасхальными открытками.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий, с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.

Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер - "с пауженальной поры". Основное празднование, начало молодежных гуляний - "игрищ" приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями. Но часто святая часть праздника отделялась от разгульной пасхальными молебнами, обходами домов прихожан крестным ходом: священником в сопровождении причта и "богоносов" - крестьян с церковными иконами и крестами в руках.

По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника.

В этот день наблюдали за природой и примечали:
На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).
Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.
Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно - та ко двору. В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.
На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой неделе дожди - добрая рожь.
На Святой гром - к урожаю.
Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.

Календарь празднования Пасхи: в 2015 году - 12 апреля, в 2016 году - 1 мая, в 2017 году - 16 апреля, в 2018 году - 8 апреля, в 2019 году - 28 апреля, в 2020 году - 19 апреля, и так далее…

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |