Новое в пенсионной системе. Реформа пенсионной системы в рф


Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Сущность реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Цели реформы: обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала; создать эффективный инвестиционный механизм для пенсионных накоплений; обеспечить формирование сбалансированной многоуровневой пенсионной системы: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, профессиональное пенсионное страхование, добровольное пенсионное страхование. Создать условия для активного участия бизнеса в пенсионном страховании своих работников в разных формах; сформировать современную пенсионную систему как важнейшую часть системы социального страхования на принципах равной ответственности работодателя и работника за формирование средств на пенсионное обеспечение.
Трудовые пенсии
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами закона.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на трудовую пенсию имеют:
а) граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
б) нетрудоспособные члены семей лиц, указанных выше;
в) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Структура пенсии по старости и по инвалидности: базовая часть; 2) страховая часть; 3) накопительная часть.
Структура пенсии по случаю потери кормильца: базовая часть; 2) страховая часть
Примечание: гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Условия назначения трудовых пенсий
Пенсия по старости - право имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Пенсия по инвалидности - устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям (соответствуют I, II, III группам инвалидности).
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пенсия по случаю потери кормильца - право имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи (уход за детьми не достигшими 14 лет, см. ниже) указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти.
При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Размеры трудовых пенсий
Страховая часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день назначения пенсии / количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, составляющего 19 лет (228 месяцев).
При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Накопительная часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день назначения пенсии / количество месяцев ожидаемого периода выплаты.
Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на день назначения пенсии / (количество месяцев ожидаемого периода выплаты х отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам).
Примечание: нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета на день назначения накопительной части трудовой пенсии /количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:
сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти /(количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости х отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам) / количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями пенсии.
Примечание: нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
Порядок инвестирования накопительной части трудовой пенсии
Накопительная составляющая трудовой пенсии формируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.
Участники накопительной пенсионной системы имеют право выбора: остаться в государственной пенсионной системе - накоплениями управляет Государственная управляющая компания Внешэкономбанк, которая инвестирует только в государственные ценные бумаги РФ, денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях, в иностранную валюту на счетах в кредитных организациях. Разрешается также инвестировать в российские ипотечные бумаги, если они гарантированы РФ; остаться в государственной пенсионной системе, но выбрать частную управляющую компанию и инвестиционный портфель; полностью выйти из государственной пенсионной системы и перейти в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
Пенсионные накопления могут быть размещены: в государственные ценные бумаги Российской Федерации; в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; в облигации российских эмитентов, помимо указанных в пунктах 1 и 2; в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов; в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах; в денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях; в депозиты в рублях в кредитных организациях; в иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.
Максимальная доля в инвестиционном портфеле отдельных классов активов, указанных в пунктах 2 - 6, определяется Правительством Российской Федерации.
Максимальная доля в инвестиционном портфеле активов, указанных в пунктах 7 - 9, не должна превышать 20 процентов.
Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные законом. Требования к целям инвестирования средств пенсионных
накоплений, составу и структуре инвестиционного портфеля определяются в инвестиционной декларации управляющей компании.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам иобеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид­ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде­ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави­симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен­сия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко­торые распространяется обязательное государственное пенсион­ное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны не­сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова­ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис­ходным критерием определения размера пенсии станет цена од­ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ­ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв­ляться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази­руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос­новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе­мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за­болеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре­альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели­чения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности заня­тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк­туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде­рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста­точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.


В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения - низкий уро­вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо­вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо­способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен­сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми­нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за­ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа­ции размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа­цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла­да. Решить эту проблему возможно только путем либо значитель­ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра­ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной ин­дексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную ве­личину.

В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью дове­дение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достиг­ло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., - около 52% прожиточного минимума пенсионера.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель­ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес­печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по­следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре­менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на­блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от­носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до­ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси­онного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио­нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес­печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас­пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионно­му обеспечению.

Одна из тенденций - снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирова­ние пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновре­менно невозможно обеспечить повышение минимального уров­ня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим пере­ход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

Финансовая стабилизация пенсионной системы и созда­ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

Рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

Совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает со­хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес­печения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуров­невой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд­жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, постро­енную по накопительному принципу - обязательные пенсион­ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет психологии

Реформирование пенсионной системы в России

Самара, 2014

Введение

1.1 Пенсионная система России……………………………..4

1.2 Реформирование Российской системы

пенсионного обеспечения……………………………......4

Заключение

Список литературы

Введение

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса. “Попутным продуктом” (может быть не менее важным, чем основной) пенсионной реформы становится решение проблем в области жилищного строительства, развития рынка ценных бумаг и многих других.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако в последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной системы явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы – накопительный.

1.1 Пенсионная система России

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств существования. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы. С 1990г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме. Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии.

2.1 Реформирование Российской системы пенсионного обеспечения

Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика – в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает. Сейчас в России 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов.

В этой ситуации приходится либо повышать пенсионный возраст (что непопулярно в народе), либо повышать налоги (но усиливается уклонение от налогов, и общая сумма собранных налогов может даже снизиться), либо снижать пенсии (что и происходило в России в последние годы - не в абсолютном, а в относительном выражении: пенсии повышались медленнее, чем росли цены).

Если же ничего не делать, то лет через 10-15 государственная пенсионная система просто обанкротится, либо пенсии станут совсем ничтожными.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получают надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой части пенсии (гарантированный минимум на 1.10.2007г. составляет 1260 руб.; на 1.12.2007г. будет составлять 1560 руб.), 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая формируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопительных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2006 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора в данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Основные различия между старой пенсионной системой и новой:

В новой модели расчета пенсий заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, включает в себя персонифицированный учет, накопление пенсионных прав гражданина и пенсионные обязательства государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;

Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

Новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

Новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет. В старой модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели основным показателем, который определяет размер пенсии, является сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Благодаря вышеобозначенным новеллам пенсионная реформа положительно скажется на состоянии экономики в целом, а также позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Одна из основных задач, которую должна решить реформа, - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно получает отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По Закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Заключение

Конец ХХ столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ. Различна роль, которую в этих реформах играет государство. Различны последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но, несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в пенсионную систему накопительных элементов.

Необходимость пенсионного реформирования обусловлена в большинстве стран, прежде всего демографическими и отчасти экономическими факторами - быстрым старением населения, увеличением нагрузки пенсионных выплат на государственные бюджеты. Но к этим общим проблемам добавляются и свои специфические сложности, связанные с относительно более низкой способностью государств этой группы собирать соответствующие страховые платежи, невысоким уровнем доходов населения, сохранением в составе пенсионных систем многочисленных льготных категорий. Сочетание высоких страховых социальных взносов, ненадежного контроля за их выплатой, низких требований, соблюдения которых было достаточно для получения права на пенсию, а также слабой связи между произведенными взносами и полученными пенсиями самым негативным образом влияли на систему пенсионного обеспечения, подрывая ее жизнеспособность.

Список литературы

    Захаров М.Л., Пенсионная реформа в России: Эксперт, И.: Валент, 2002, М., с.15.

    Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения, 2003, М., 16.

    Роик В.А., Пенсионная реформа: результаты и перспектива, М., 2003, с.23.

    Савин В.И., Подготовка отчета в органы Пенсионного фонда

России: учебно-методическое пособие, И. : ЦНТИ, 2005, Мурманск,

    Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы: общие подходы и особенности // Трудовое право.-2003.-№2.-С.79-85.

О необходимости реформирования социальной сферы российские политики говорят уже давно. Депутаты считают, что пора пересмотреть порядок выхода на пенсию и механизм начисления выплат, так как они уже давно устарели. Какие изменения произойдут в жизни пожилых граждан? Чего ждать от новой пенсионной реформы тем, кто только планирует выход на пенсию? Эти вопросы часто задаются на юридических сайтах и форумах простыми россиянами, поэтому давайте рассмотрим предстоящие изменения более детально.

Изменения в законодательстве

Чего ожидать от пенсионной реформы в 2017 году? Российских пенсионеров ждет ряд серьезных изменений, которые, прежде всего, коснутся увеличения сумм и порядка начисления пенсий.

С наступлением 2017 года начали действовать приостановленные ранее нормы законодательства, касающиеся проведения индексации пенсионного обеспечения. Это приведет к существенному увеличению размера социальных и страховых пенсий.

Наступивший год принесет такие изменения:

  • - Повысится минимальный трудовой стаж и суммы пенсионных коэффициентов, влияющие на назначение пособия по старости. Теперь для получения денежных средств по этому типу пенсии гражданин должен иметь восемь лет страхового стажа и 11,4 пенсионных бала.
  • - Увеличится пенсионный возраст и размер трудового стажа для чиновников. После вступления 1 января в законную силу Федерального закона № 143 от 23.05.2016 года, они будут выходить на заслуженный отдых в возрасте 63 и 65 лет, при условии не менее 20 лет стажа госслужбы. Данное требование будет вводиться постепенно, и в 2017 году для оформления пенсии чиновнику нужно будет достичь 55,5 и 60,5-летнего возраста, а минимальный стаж государственной службы должен составлять 15,5, лет.
  • - Для самозанятого населения повысится тариф страхового взноса в Пенсионный фонд. Этот платеж имеет фиксированный размер, и зависит от величины МРОТ. Так как размер минимальной зарплаты в 2016 году был увеличен до 7,5 тысяч рублей, нотариусам, адвокатам и другим лицам, относящимся к данной категории, в 2017 году необходимо будет перечислить в ПФ России 23400 рублей.
  • - Изменится размер прожиточного минимума пенсионера, который влияет на получение права на федеральную социальную доплату. Таким способом государство увеличивает размер выплаты, до уровня установленного ПМП в регионе.

Единовременная помощь

Так как в 2016 году государство испытывало нехватку бюджетных средств, были приостановлены положения, касающиеся проведения индексации пенсий.

Федеральный закон дает разъяснения относительно порядка получения выплаты:

  1. Для получения компенсации нет необходимости обращаться в Пенсионный фонд, так как выплата будет начисляться автоматически.
  2. Получение средств осуществляется в соответствии с установленным графиком в период с 13 по 28 января 2017 года.

Следует отметить, что законом запрещено производить с этой суммы удержания на основании судебных решений и исполнительных документов.

Проведение индексации

Ежегодно государство вынуждено проводить индексацию пенсионных выплат. Это связано с инфляцией и ростом цен на продукты и коммунальные платежи, что приводит к снижению покупательской способности пенсионеров. Принципы проведения индексации и сроки установлены в зависимости от вида пенсии. Законом установлены даты проведения перерасчета:

  1. 1 февраля – для страховых пенсий, которые проиндексируют на величину инфляции минувшего года, а именно на 5,4%;
  2. 1 апреля – для социальных выплат, которые изменятся в зависимости от темпов роста прожиточного минимума граждан за 2016 год. Так как прирост составил всего 116 рублей, пенсия увеличится на 1,5 %.

Суммы достаточно скромные, но правительство обещает, что выплаты пенсионерам будут проиндексированы в полном объеме.

Введение нового механизма накопления

Благодаря изменениям в пенсионной реформе у российских граждан появится возможность накапливать будущие пенсионные выплаты в добровольном порядке.

Его введение позволит оживить накопительную составляющую пенсионной системы. Участие в программе является добровольным. Человеку предоставятся право самому выбирать, где открывать накопительный счет. Это может быть:

  • - негосударственный ПФ;
  • - государственные банки;
  • - коммерческие кредитные организации.

Проектом предусмотрено, что данные счета можно будет передавать по наследству. Участник накопительной программы получит возможность в случае необходимости снять часть средств со счета, как, например, матери имеют право использовать на срочные нужды часть материнского капитала.

Накопительную систему уже давно используют многие зарубежные государства. Как показывает практика, это отличная возможность самостоятельно формировать свое будущее, обеспечивая себе достойную старость.

Повышение пенсий по старости для работающих и неработающих пенсионеров


Увеличение размера выплат неработающим пожилым гражданам, получающим страховую (ранее трудовую) пенсию будет происходить путем индексации стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты.

По состоянию на 1 апреля 2017 года стоимость пенсионного бала составила 78 рублей и 58 копеек (вместо 78, 28 рублей, как было заявлено ранее), а величина фиксированной выплаты – 4805,11 рублей. В результате размер пенсия будет проиндексирована на 5,8%. Таким образом, размер выплаты для неработающего гражданина, получающего страховую пенсию с 1 апреля 2017 года, увеличился на 0,38%.

Как говорит статистика, число работающих пенсионеров в 2016 году составляло 36% от общего количества. Считается, что если человек продолжает работать, то его доход значительно выше, чем у тех, кто живет лишь на одну пенсию. В результате этого в 2016 году был принят ФЗ №385, отменяющий проведение индексации выплат для этой категории граждан до момента прекращения ими трудовой деятельности.

Бюджетом не предусмотрено проведение индексации вплоть до 2019 года, поэтому зачитывать на повышение выплаты работающим пожилым гражданам не приходится.

Выплаты военным пенсионерам

В соответствии с действующим законодательством расчет выплат военным пенсионерам осуществляется с учетом размера денежного довольствия, который ежегодно должен увеличиваться на 2 и более процента.

Если на 1 февраля 2016 года размер довольствия составлял 69,45%, то на этот же период 2017 года он составил 72,23%, что привело к повышению размера выплат.

Многих военнослужащих, следящих за изменениями в законодательстве. Интересовал вопрос о том, могут ли военные пенсионеры рассчитывать на получение единовременной финансовой помощи в размере 5 тысяч рублей. Изначально на эту доплаты могли претендовать только лица, начислением пенсий которым занимался ПФ России. Однако в закон были внесены изменения, позволяющие бывшим военнослужащим получить выплату по отдельному графику доставки.

Доплата будет осуществляться тем же органом, от которого гражданин получает пенсию. Закон допускает, что военнослужащим может быть назначена вторая страховая пенсия. В этом случае 5 тысяч рублей он получит от территориального Пенсионного фонда.