Нетрадиционные формы и методы работы с родителями. Нетрадиционные формы работы с родителями

Дошкольное образовательное учреждение - это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: - взаимо помощь,

  • взаимо уважение и взаимо доверие,
  • знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
  • обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Условия успешной работы с родителями:

  • изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
  • дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • доброжелательность и открытость.
  • Формы взаимодействия с семьей.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:

  1. Знакомство с семьей : встречи-знакомства, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  3. Образование родителей : проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
  4. Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителямиможно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационноаналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической грамотности

⁻ Проведение социологических опросов

⁻ Анкеты

⁻ Индивидуальные беседы

⁻ Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)

⁻Переписка по электронной почте

Познавательные

Ознакомление родителей с

возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических

навыков воспитания

⁻ Семинары-практикумы

⁻ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

⁻ Мини-собрания

⁻ Педагогическая гостиная

⁻ Устные педагогические журналы

⁻ Исследовательская, проектная деятельность

⁻Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами,

⁻ Совместные досуги, праздники

⁻ Интерактивные досуговые мероприятия

родителями, детьми

⁻ Выставки работ родителей и детей

⁻ Семинары

⁻ Мастер-классы

⁻ Дни добрых дел

⁻ Турниры знатоков

Наглядноинформационные: информационно-

ознакомительные; информационнопросветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии

⁻ Буклеты

⁻ Электронные газеты

⁻ Дни (недели) открытых дверей

⁻ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

⁻ Выпуск стенгазет

⁻ Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

⁻ Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:

"Педагогическая гостиная"

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме

«Кризис 3-х лет».

Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо.

Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Методы активизации родителей:

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.

Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?

Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут увидеть и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей (21, с 96)

Презентация дошкольного учреждения

Цель, познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель, привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Родительские конференции.

Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается для затравки, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Мини-собрания.

Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

Педагогические консилиумы.

В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:

Наличие сведений об особенностях конкретной семьи;

Определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;

Разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Деловая игра - простор для творчества.

Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Тренинговые игровые упражнения и задания.

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов.

Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение

родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

В работе с родителями следует использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой -- моя новая профессия).

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя).

«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций).

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

«Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам.

Каждая "страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам. Например, первая страница "Устного журнала" посвящается обучению детей правилам дорожного движения. Дети готовят сценки и стихи, посвящённые профилактики ДТП. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3--6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Встречи за “Круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуж-дением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Дежурства родителей. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для " наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенная помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс.

Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

«Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов

родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получает отклик у родителей - они задают разнообразные вопросы, о которых не же-лали говорить вслух.

Досуг родителей и детей позволяют заполнить спортивно -- массовые

мероприятия. Например: «Мама, папа и я - спортивная семья». Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары- практикумы, школу молодых родителей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Встречи с родителями, такие как «Педагогический калейдоскоп, «Юморина», «Валентинов день» позволяют не только выявить педагогические знания родителей, их кругозор, но и помогают сблизиться друг с другом, вызвать эмоциональный отклик от общения, от проведенного мероприятия, а также вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами.

Большое значение в воспитательном процессе имеет проведение совместных мероприятий таких, как театрализованные представления. На общих родительских собраниях можно показать выступления родителей и детей в спектаклях. Это оказывает огромную радость на родителей и детей при подготовке и показе театрализованных представлений. Совместный успех можно разделить за чашкой ароматного чая.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Целью является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Привлекают, способствуют сближению педагогов, родителей и детей различные творческие мастерские, кружки ""Очумелые ручки”, «Копилки идей». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно

установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.

Совместные экскурсии, походы, пикники.

Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка -- стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома».

В создании газеты могут участвовать администрация детского сада, педагоги, специалисты.

Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, педагогические гостиные, лектории, неформальные беседы, пресс - конференции, клубы отцов, бабушек, дедушек.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителям, построены по типу теле-визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», брей-ринг, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать педагогическую библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом), выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

С родителями также можно использовать:

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

Объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

Просьбы о помощи;

Благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что

освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Доска объявлений.

Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Письменные отчеты о развитии ребенка - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

Таким образом, творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных ("Устный журнал", дискуссионный клуб, вечер вопросов и ответов и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного организации.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями , социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года) отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который направлен на позитивную социализацию, актуализирует задачи безопасного поведения в социуме, быту, природе.

Тип проекта . По доминирующей в проекте деятельности : образовательный.

Участники проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.

По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.

Актуальность.

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат , т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

Проблема. Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » Цели проекта :

Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;

Задачи :

Оказать психолого-педагогическую помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.

Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .

Принципы взаимодействия воспитателя с родителями :

Умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

Внимание к проблемам родителей , их субъективным переживаниям;

Способность к оказанию психологической помощи;

Ориентация на стимулирование самообразования родителей ;

Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;

Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме ;

Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями ;

Искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;

Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей .

Формы взаимодействия с родителями воспитанников :

1. Информационно – аналитические ;

Анкетирование;

Тестирование;

Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .

2. Наглядно-информационные формы ;

Сайт ДОУ и педагогов;

Выпуск семейных стенгазет;

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;

Фотовыставки;

Семейные презентации;

Нетрадиционные дни открытых дверей .

3. Познавательные;

Нетрадиционные родительские собрания ;

Информационно -практические занятия «Школа родителей ";

Маршруты выходного дня или экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проектам ;

Круглый стол.

4. Досуговые;

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Совместные спартакиады;

Семейный театр;

Участие родителей в конкурсах , выставках

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный)

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .

2. Анкетирование родителей .

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .

4. Разработка методических материалов для реализации проекта .

II этап (основной)

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .

III этап (заключительный)

1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ и на сайте ДОУ.

Ожидаемый результат

Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :

У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;

Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .

Участники проекта :

Дети старшего дошкольного возраста

родители воспитанников

Воспитатели группы

Педагог – психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по труду

Длительность проекта : долгосрочный

Сроки реализации проекта : 2016 – 2017 г.

Материально-техническое обеспечение :

Специально организованные и оборудованные помещения для участников проекта ;

Телевизор;

Компьютеры;

Доступ к интернету;

Мультимедийное оборудование.

Таблица 2

Прогнозируемые риски и их минимизация

Риски и их минимизация

Не желание родителей и педагогов участвовать в проекте . Повышение уровня мотивации при помощи бесед, консультаций.

В процессе реализации проекта возможны технические неполадки. Дополнительное использование дисков, флешек и копий проектной деятельности .

Отсутствие транспорта для перевозки воспитанников и родителей на экскурсии Привлечение родителей и их личного транспорта.

Карантинные мероприятия в ДОУ в связи с вирусными заболеваниями дошкольников

Профилактика вирусных заболеваний, масочный режим.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Связь проекта с Годом Детства : Проект гармонично вошел в год « Детства » объявленный в ХМАО-Югре (На основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2015 № 341-рп "Об объявлении в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Года детства в 2016 г . ", т. к. включает в себя ряд мероприятий направленных на поддержку семьи и детства .

Формы работы с воспитанниками и родителями по реализации проекта : интегрированные, комплексные, фронтальные мероприятия, тематические развлечения, организация творческих мероприятий, экскурсии.

Методы и приемы работы с воспитанниками и родителями по реализации проекта : беседы, консультации, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры, мастер – классы, анкетирование, агитация и пропаганда.

Виды детской деятельности по реализации проекта : игровая, коммуникативная, познавательная, творческая, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы.

Таблица 3

Деятельность педагога и родителей воспитанников

на разных этапах работы над проектом

Этапы Деятельность педагога Виды деятельности детей, родителей

Подготовительный этап

Постановка проблемы, цели и задач проекта .

Определение методов исследования, подбор литературы, разработка методических материалов, рекомендаций, конспектов развлечений и НОД.

Оказание помощи родителям в выборе рисунков , фотографий, видеоматериалов, литературы.

Анкетирование родителей Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Предложение своих мероприятий, идей и игр.

Основной этап Проведение комплекса мероприятий совместно с родителями по теме проекта .

Активная поддержка родителей в подготовке театрализованной деятельности, организации экскурсий, оформлении выставок , мини-музея, макета «Цветочный город» и т. д.

Оказание помощи родителям в организации мероприятий

Родители выступают в роли организаторов экскурсий, выбора тем ля собраний и форм их проведения

Заключительный этап Подготовка и активная помощь в защите проекта , создании мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы » , вручение медалей, дипломов, благодарственных писем родителям и воспитанникам

Подведение итогов проекта (участники проекта подводят итог того , что у них получилось, что не получилось, чего можно было бы избежать).

Создание мультимедийной презентации совместно с родителями и воспитанниками .

Распространение родителями памяток для водителей, родителей других групп на территории ДОУ

Таблица 4

Перспективное планирование проекта « Нетрадиционные формы работы ДОУ семьей »

2015 – 2016 год (ноябрь - март)

№ Наименование мероприятия, форма работы с родителями Ответственные

Сентябрь

Ноябрь Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом » (Проложение1)

Круглый стол «Копилка семейных советов» Воспитатель,

родители

Воспитатель

https://vk.com/pochemuchka01, группы о жизни ДОУ

Воспитатель,

родители

«Стили родительского взаимодействия »

Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники»

Воспитатель,

родители

Воспитатель,

родители

Оформление альбомов с практическими материалами по теме проекта

Опрос «Вас устраивает меню в детском саду »

Воспитатель,

родители

Воспитатель,

родители

Февраль Оформление родительского уголка .

Родительское собрание за круглым столом.

«На сайте нашего ДОУ»

Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель,

родители

Воспитатель,

родители

Семинар – практикум «Основы семейного права»

Письма «Воспитатель глазами родителей » Родители

Педагог – психолог

Родители

Тренинг «Давайте познакомимся!»

Фотовыставка «Моя дружная семья»

Педагог – психолог

Родители

Воспитатель,

родители

Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Родители

Май Если дома не сидится» (походы, экскурсии)

Тренер спортшколы

Сюжетно-ролевая игра «Я педагог» Воспитатели, родители , воспитанники

Анкетирование «Какой я родитель Родители

Педагог – психолог

Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог

Родители

Август «Мама, папа, я спортивная семья»

Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит»

Физкультурный работник

Воспитатель

Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» » Педагог-психолог родители

«Стили родительского взаимодействия » Воспитатель

родители

Прогулка выходного дня «Моя дружная семья»

Воспитатель

родители

Рефлексия

Создан творческий альбом «Это – папа, это – я, это – улица моя» совместно с родителями (рисунки, аппликации, поделки, стихи, рассказы) .

Составлены макеты и панно : «Мы вместе» , «Цветочный город» .

Изготовлены памятки «Я - родитель » ,атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Теневой театр»

Проведена викторина с родителями «Я знаю своего ребенка» , анкетирование : «Я и мой ребёнок на улице.

Создан коллаж «Наш город» .

В результате слаженной работы ДОУ с родителями воспитанников , делаем вывод, что благодаря нам удалось добиться следующих результатов :

В группе создана оригинальная активизирующая предметно - пространственная среда (уголок ПДД, мини-музей «Большая и малая родина » , выставка «Моя семья» , выставка рисунков);

Расширился кругозор родителей в области работы ДОУ ;

Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы , оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста, обучению умению использовать макет «Цветочный город» для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей;

Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом ;

Благодаря инициативности родителей , установлена прочная связь с социальными объектами города, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную театрализованную, изобразительную деятельность детей и родителей ;

Благодаря нетрадиционным формам работы с родителями , ДОУ удалось наладить с родителями воспитанников партнерские отношения.

Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы . Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей , удалось достичь намеченной цели и ответить на проблемные вопросы.

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

.

«Дни открытых дверей» .
Дни добрых дел.



Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому я начинаю свою работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Ежегодно в сентябре проводится анкетирование родителей на тему «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители разделялись на группу служащие и рабочие, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, многодетных семей.

В работе с родителями педагоги используют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а так же наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

  1. Информационно-аналитические. Сюда входит выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. (срезы, опросы)
  2. Познавательные. Это ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.
  3. Наглядно-информационные. Это ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Сюда входят проекты для родителей, организация открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазет, дни добрых дел.
  4. Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами и детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках совместные походы и экскурсии и т.п.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей . Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей» . В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) . К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья», «Праздник урожая» и др., вечер взаимодействия «Как мы весну встречали. Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в похвале, оценке своего труда. В этом нуждаются наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» - писал Ф.Ларошфуко. Это актуально всегда и везде.