Национальный костюм марийской женщины. Марийский национальный костюм: особенности и виды

Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.
Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д.

Вышивка (т;р) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза.
В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди.

Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская.
Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре.
У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.

Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки.
Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел т;р), концах рукавов (шокш мучаш т;р), подоле (урвалте йыр т;р), так и вдоль всего рукава (шокш мучко т;р), на уровне груди (п;шт;р), на спине (туп йыр т;р), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен т;р).

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально.
Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.

Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи.
Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение.
Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев.
Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки.
Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.

Национальный костюм – это больше, чем одежда. Он рассказывает об особенностях народа, его культуре, ценностях и жизни. Некоторые наряды сродни предметам искусства, например, яркий и колоритный костюм марийского народа.

Немного истории

Марийцы относятся к финно-угорским народам. Их называют последними язычниками в Европе, ведь сложно поверить, но, несмотря на принятое ими христианство, многие остаются верны язычеству и связанными с ним обрядами.

Обряды их, стоит сказать, весьма интересны. Так, все они проходят в священной роще – специально выделенном месте в лесу. Туда в качестве жертвоприношения приносят гусей и уток. Вся жизнь марийцев связана с мистикой. Специфические отпевания умерших и «кормление мертвых» не могли ни отразиться на национальных костюмах и орнаментах.

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

Аксессуары и обувь

Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы. Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.

Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.

Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.

Современные модели

До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.

  1. Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
  2. Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
  3. Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.

«Самое важное в женской одежде - женщина, которая ее носит» - Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы – одна из народностей Среднего Урала,населяющих многонациональный Кунгурский край. Их предки поселились в верховьях р. Сылвы в конце XVI-начале XVII веков. Пермские марийцы относятся к восточной группе марийского народа, представители которой проживают так же в Свердловской области и республике Башкортостан. Число марийцев, проживающих в Пермской области, по данным переписи населения 2002 г., 5590 – это 0,2 % от всего населения области. Компактно живут на своей исторической территории в двух сельских администрациях Суксунского района около 1,5 тыс. марийцев, что составляет 7 % от общей численности населения района. У сылвенских марийцев хорошо сохранился родной язык (на бытовом уровне), костюм, некоторые семейные обряды; многие владеют письменностью на родном языке. Марийский язык преподается в школах.
Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии,а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.

Одним из ярких проявлений этнической культуры марийцев Прикамья является традиционный костюм. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Все предметы традиционного костюма богато орнаментировались вышивкой, что заметно отличает его от костюмов других народов Прикамья.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха,холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы.Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных
рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи тувыр, служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом ушто и передником ончаласакме. Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – шнащобычо или шлык – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Шлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок солык украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.

Мужчины носили туникообразные рубахи тувыры, которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны,бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.
Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.
Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на
концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».



В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти йондал имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

В прошлом одежда марийцев была почти исключительно домашнего производства. Изготовлением ее занимались женщины. Этот процесс требовал большой затраты времени. Материалом для верхней (зимней и осенней) одежды служило домотканое сукно черного, коричневого или белого цвета и овчина. Рубахи и летние кафтаны почти повсеместно шили из белого льняного холста. Только у восточных марийцев наряду с белой холщовой встречалась одежда из пестряди.

Основными частями женской марийской одежды были туникообразная рубаха, кафтан, штаны, головной убор и плетенные из лыка лапти. Женскую рубаху (тувыр, тыгыр) шили из трех-четырех полотнищ холста, прямого покроя, без клиньев. Рукав пришивали по прямой линии к переднему полотнищу. Разрез делали сбоку или посередине груди. В основном покрой был одинаковым у всех групп марийцев, локальные особенности были незначительны. Так, у горных мариек рукава заканчивались нередко обшлагами, тогда как в других районах обшлагов не делали. Восточные марийки обычно нашивали оборки на подоле или на груди рубах. У всех групп марийцев рубахи богато украшались вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. Вышивали шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками.

В вышивке рубах наблюдались локальные различия. Наиболее богатой орнаментацией отличались рубахи в центральной и юго-восточной частях края. Зачастую рисунок ее был рельефным, плотным, выполненным шерстью темной расцветки. В северных районах вышивка на рубахе была значительно тоньше; ее выполняли шелком. Вышивка на рубахах горных мариек была многоцветной с очень мелким рисунком. Наблюдались различия и в размещении вышивки: например, в северных районах на рубахах не было вышивки по соединительным швам, отсутствовала и орнаментальная полоса вдоль рукавов. Соблюдались и возрастные различия в орнаментации женской одежды: на детских рубахах отсутствовала нагрудная вышивка, у подростков 13-16 лет и у девушек узор состоял из группы небольших кружочков, квадратиков или крестиков, тогда как у взрослых женщин нагрудная часть рубах была богато орнаментирована. Рубаха служила одновременно нательной одеждой и платьем.

Под рубаху надевали штаны (йолаги) из грубого холста на завязках. Поверх рубахи носили род холщового балахона (гиобр, гиовыр) с вышивкой спереди по разрезу, на спине и на рукавах. У луговых мариек шовыр шили цельным с клиньями или без клиньев по бокам; горные марийцы носили шовыр отрезной в талии с борами сзади.

Верхний суконный кафтан (мыжер) также был двух типов - с клиньями или с борами. Луговые марийки делали кафтан с открытым воротом и нередко украшали его по краю выреза нашивками из кумача, тесьмы или бисером. Горные марийки шили [кафтаны с небольшим стоячим воротником.

Рубахи и кафтаны носили с различными поясами (угитд), плетенными или тканными из шерсти и шелка, украшенными бисером, кистями, металлическими цепочками и бляшками. Передник был холщовый, вышитый. Более старая его форма - небольшой прямоугольный лоскут с завязками, позднее (с начала XX в.) появились передники с грудкой, хотя не во всех районах.

Зимой носили шубу (уж- га) из овчины с борами. Обувью служили лапти, плетенные из семи или девяти лык (гиымниан или ин- дегиниан йыдал), с низкими бортамии мелкой головкой, с мочальными оборами. С лаптями носили холщовые портянки или суконные онучи из белого или черного сукна, которыми туго обертывали ноги.

Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Основными были три типа головных уборов: сорока (сорока) - лопатообразный головной убор, гиымакги (шита гиовыч, или калпак) - конусообразный головной убор в виде колпачка и головное полотенце (тарпан). Их изготовляли из тонкого холста и почти сплошь покрывали вышивкой. Отдельные типы головных уборов были специфичны для определенных районов. Были даже различные названия для мариек, носящих тот или иной головной убор: сорокан-ватэ - женщина носящая сороку, шымакшан-ватэ - женщина, носящая шымакш, и, наконец, гиарпан-ватэ.

Непременной принадлежностью марийского женского костюма было большое количество различных украшений - головных, нагрудных, шейных, поясных. Материалом для изготовления их на территории нынешних Сернурского, Медведевского, Советского районов был бисер, в других местах преобладали монеты. Кроме того, повсеместно употребляли раковины-ужовки (кишке вуй). С насаждением христианства марийки к шейным украшениям стали привешивать кресты. Украшения и материал для них продавали на ярмарках и местных базарах. Металлические украшения собирали] сами марийки, только цепочки из металлических сплавов изготовляли кустари в дер. Чаломкино близ Козьмодемьянска, да кресты отливали в с. Рыбная слобода (ныне Пестречинский район Татарской АССР). Полный набор украшений с настоящими серебряными монетами можно было встретить только у зажиточных мариек. Бедные крестьянки носили меньшее количество украшений, причем монеты они заменяли оловянными бляшками и жетонами.

Женская одежда в большей степени, чем мужская, сохраняла архаические черты и национальные особенности. Но в районах со смешанным населением происходило взаимовлияние культур, что отражалось и на одежде. Можно отметить многие черты сходства между марийским костюмом и одеждой соседних народов -чувашей, мордвы, удмуртов, татар.

Например, рубахи марийцев по покрою и отчасти орнаментации можно сравнивать с одеждой мордвы-мокши. Формы головных уборов чувашей и мордвы во многом сходны с марийскими. Одежду горных марийцев зачастую трудно бывает отличить от одежды верховых чувашей. Распространение рубахи с оборкой из пестряди во многих районах Марийской АССР, сопредельных с Татарской и Башкирской АССР, несомненно, является результатом татарского или башкирского влияния. Все это объясняется древними историческими, бытовыми, экономическими и культурными связями, а также территориальной близостью упомянутых народов. К концу XIX в. стало заметно значительное воздействие русской культуры, выразившееся, в частности, в распространении среди марийцев одежды городского типа.

Основные части старинной мужской одежды - холщовая вышитая рубаха, штайы, холщовый кафтан, онучи (ыттыр) и лапти (йыдал). Рубаха была несколько короче женской, разрез часто делали на правой стороне груди, в некоторых районах рубахи шили со стоячим воротником. Рубаху носили с узким пояском, плетенным из шерсти, или кожаным ремнем с пряжкой. На мужской одежде вышивки было значительно меньше, чем на женской, кафтан совсем не вышивали.

Суконный кафтан (мыжер) и овчинная шуба (ужга) по покрою не отличались от женских.

Мужскими головными уборами были войлочные шляпы (терку выт), плоские, с загнутыми краями или цилиндрической формы, а также круглые меховые бараньи шапки или шапки с суконным верхом и меховым околышем.

Детская одежда по покрою основных частей мало отличалась от одежды взрослых, но вышивали ее лишь слегка и несложным узором. Девочки не носили сложных головных уборов и украшений.

Народная марийская одежда сохранялась вплоть до начала XX в. Лишь в первой четверти XX в. получили распространение фабричные ткани. У мужчин появились ситцевые и сатиновые рубахи, темные брюки, кожаные русские сапоги, картузы. Особенно устойчиво сохранялись старые формы в обрядовой одежде. Существовал, например, обычай надевать молодой одежду наиболее архаичного покроя и притом исключительно домашнего изготовления. На территории нынешнего Сернурского района свадебное покрывало делали из волокна крапивы. Свадебная одежда особенно богато украшалась вышивкой. Женщины, отправляясь на свадебные торжества и моления, надевали высокий головной убор лопатообразной формы - турка, теперь уже исчезнувший.

В советское время марийский народный костюм претерпел значительные изменения. Одежду шьют почти исключительно из фабричных тканей. Процесс замены старинной одежды новыми формами идет неравномерно в разных районах и у разных групп марийского населения. Более интенсивен он в рабочей среде и у горожан, а на селе - в местах, близких к районным центрам, среди учащейся молодежи и сельской интеллигенции. Проявление национальных традиций наблюдается при отборе тканей для одежды. Так, для летней одежды предпочитают одноцветную, чаще белую ткань. Исключение составляют восточные марийцы и марийцы, живущие близ татарских, удмуртских или чувашских сел, которые раньше носили пестрядь.

Традиции формировавшегося веками вкуса сказываются и в покрое. Излюбленным у марийцев остается платье цельного покроя по аналогии с распространенной прежде прямой туникообразной рубахой.

Наиболее существенные изменения произошли в женских головных уборах. Вместо старинных головных уборов почти повсеместно носят ситцевые, шерстяные, реже шелковые платки. Головные уборы старого типа изредка можно встретить главным образом на пожилых женщинах, но и они изменились. Так, в современной сороке, которую носят в Мед- ведевском районе Марийской АССР, сильно уменьшился налобник, укоротились боковые лопасти и позатыльник.

В марийской деревне, как и повсюду теперь, носят современную обувь. Летом молодые люди ходят в сандалиях, ботинках, полуботинках, туфлях, надевая их на чулки или теплые носки (очевидно, еще сказывается привычка к теплой обуви, к плотному обертыванию ног). Чулки обычно черные или белые. Зимой и женщины и мужчины носят русские сапоги и валенки с галошами. Русские сапожки в некоторых районах считаются также праздничной женской обувью.

Основной частью женской одежды продолжает оставаться белая вышитая рубаха, но узоры, расположение вышивки и техника ее изменяются. Осваиваются новые типы вышивки - крестом, цветной гладью, тамбуром вместо традиционного застила косой стежкой. Из традиционных приемов в новой вышивке сохраняется выделение контуров рисунка черной или синей нитью.

В некоторых районах современная женская рубаха по покрою приближается к платью: оборка на подоле, отложной воротник, обшлага и т. п.

Верхняя одежда в виде домотканых холщовых и суконных халатов еще встречается, но чаще эту одежду, особенно летнюю, теперь шьют из „ фабричной одноцветной ткани. Вместо кафтанов нередко носят трикотажные и суконные жакеты, осенние пальто. Летом поверх рубах надевают трикотажные футболки и шерстяные джемперы.

Передники местами сохраняются, но их шьют из фабричной ткани (иногда из крепдешина), украшают лентами и кружевами. Новым в комплексе женской одежды является фабричное белье, обычно трикотажное.

Набор украшений из монет, бисера и раковин постепенно упрощается. Наряду с покупными украшениями иногда носят самодельные.

Наиболее прочно традиционные формы одежды сохраняются в Горномарийском районе. Меняются лишь мелкие детали (оборка на подоле, меньше вышивки и т. п.) и применяются новые материалы для отделки.

Своеобразен и красочен новый костюм восточных мариек, живущих в Башкирской АССР. В процессе его формирования он претерпел большие изменения по сравнению со старинными образцами и является как бы заново созданным. Рубахи шьют из фабричных тканей самых ярких расцветок. Для отделки применяют большое количество оборок и разноцветных нашивок.

Значительные изменения произошли в костюме луговых мариек. Их рубахи по покрою почти приближаются к прямому платью с отложным воротником и неширокой оборкой на подоле, они вышиты гладью. На голове также вышитый гладью платок. Передник шелковый, с крылышками, грудкой и широкой оборкой. В последние годы наблюдается распространение этого костюма по всей Марийской республике.

Мужская одежда почти утратила свои традиционные черты. Холщовые вышитые рубахи старого покроя сохранились лишь в отдаленных районах, однако вышивка на них уже нового типа, выполненная большей частью крестом. Но и здесь такие рубахи носят лишь пожилые люди. В основном мужская одежда марийцев мало отличается от одежды русских. Бытуют также покупные вышитые рубахи - изделия вышивальных мастерских, нередко русского или украинского образца. На ногах почти повсеместно носят сапоги, головные уборы-шляпы-покупают в магазинах.

Современная марийская одежда, несомненно, удобнее и гигиеничнее прежней. Изжиты старые традиции, заставлявшие женщину носить неудобный головной убор, не снимая его до рождения первенца. Постепенно исчезает обычай плотно обертывать ноги.

Если раньше марийцы совершенно не знали нижнего белья, то теперь ношение его стало обычным. Это прежде всего объясняется коренными изменениями условий труда и быта, повышением общего культурного уровня жизни в марийской деревне.

Пища

Основу питания марийцев в прошлом составлял пресный хлеб (кинде), который выпекали из овсяной, ячменной, реже ржаной муки. Иногда его пекли в золе очага. Помимо хлеба из ячменной муки, пекли пресные круто замешенные лепешки (эгерче), пироги (кагылъ) с разнообразной начинкой: из рыбы, мяса, яиц, картофеля, гороха, брюквы, конопляного семени, блины (мэлъна) и ватрушки (туаткал) с творогом, картофелем, конопляным семенем. Излюбленное горячее блюдо марийцев - лагика - суп, заправленный шариками из пресного теста. Иногда его варили с мясом или рыбой, а чаще шарики опускали в кипяток, приправленный луком. Обычным блюдом была картофельная похлебка с луком. Молоко в основном употребляли кислое или снятое. Из творога приготовляли сухие маленькие сырки (ту ар а).

Мясо ели вареное и жареное. Употребляли баранину, говядину, конину, зайчатину, медвежатину и мясо различных птиц до галок включительно. Лакомым блюдом считалась колбаса (сокта) из овсяной крупы с кусочками сала, которой начиняли овечьи кишки. Иногда крупу смешивали с кровью только что заколотого животного.

Обычным напитком был чай. Квас марийцы приготовляли очень кислый, варили его редко. Как питье употребляли творог, разведенный водой.

Для семейных и религиозных праздников приготовляли в большом количестве хмельные напитки: водку (арат) из картофеля или хлеба, плохо очищенную и пахнущую гарью; сильно перебродивший медовый напиток (шорба); пиво (сыра, пура).

Зажиточные слои населения постоянно употребляли в пищу мясо рыбу, горячий чай (самовар был показателем зажиточности в марийской деревне), сахар, белый хлеб, баранки. Остальная часть марийского населения, включая середняков, питалась плохо. Ограниченное потребление мяса, использование неполноценных молочных продуктов (снятое молоко), недостаток овощей приводили к систематическому недоеданию. Частые неурожаи, постоянная нехватка хлеба заставляли прибегать к суррогатам. В пищу употребляли дикорастущие травы, семена сосновых и еловых шишек. К муке добавляли различные примеси - древесную кору, лебеду и т. п. Следствием плохого питания было распространение таких болезней, как туберкулез, желудочные заболевания, уносившие много жизней, особенно среди детей.

Утварь была в основном деревянная, домашнего изготовления, только для варки пищи применяли чугунные котлы (под). Деревянная посуда впитывала грязь, жир, плохо отмывалась.

В наше время с ростом зажиточности как городского, так и сельского населения коренным образом улучшилось питание марийцев. Колхозники в домашних условиях выпекают ржаной и пшеничный хлеб; наряду с этим большой спрос в колхозной деревне имеет готовый хлеб из пекарен, продаваемый в продовольственных магазинах. Баранки, пряники, печенье, кондитерские изделия - обычный ассортимент покупных товаров.

Новым в пище марийской деревни является большое количество разнообразных овощных блюд. До революции капуста, помидоры, огурцы, репа, морковь были редки; теперь их в республике выращивают в изобилии. Увеличивается потребление фруктов, так как садоводство в республике по сравнению с дореволюционным временем значительно расширилось. Фруктовые деревья имеются теперь повсюду, включая и северо-восточные районы, где раньше плодовых садов не было.

Молоко, яйца, масло, мясо прежде шли почти исключительно на продажу и потреблялись в небольшом количестве. Теперь они составляют повседневную пищу марийцев. Национальные блюда из творога, мяса, муки, крупы продолжают бытовать, но качество их значительно улучшилось. Традиционное блюдо ляшку варят теперь со свининой, мясом, рыбой. В результате совместного проживания в республике различных национальностей марийцы восприняли от них ряд кушаний - русские щи, украинский борщ и т. д. Огромное значение имеет организация общественного питания не только в городах, на промышленных предприятиях, в рабочих поселках, но и в селах. Разнообразный ассортимент блюд как в сельских, так и в городских столовых включает национальные марийские кушанья: подкогылъ - тип пельменей, мунопулашка - яичница с молоком и т. п.

Питание населения улучшается и благодаря росту местной пищевой промышленности, которая в республике почти заново создана уже в советское время.