Проект: театрализованная деятельность в доу по фгос. Передовой педагогический опыт в детском саду доу

Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей

Введение
Направленность данной темы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Актуальность:
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Новизна:
Новизна заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же в повышении уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Цель: формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности».
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, можно выделить два основных вида деятельности:
· воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
· творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
1.2 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
· подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
· упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
· отдельные упражнения по этике;
· упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
· игры-драматизации.
1.3.Игра-драматизация как средство развития актерских способностей детей. Содержание работы по развитию актерских способностей детей средствами игры - драматизации.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
· Игры-драматизации с пальчиками.
· Игры-драматизации с куклами бибабо.
· Импровизация.
Глава II. Театрализованная деятельность дошкольников.
2.1.Театрализованная деятельность в рамках Федеральных государственных требований.
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках Федеральных государственных стандартов общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения дошкольников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы дошкольного учреждения.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества - творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:
- между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.
В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного учреждения, с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально - ритмических упражнений, игровых технологий, леготехнологий и традиционных подходов к развитию речи и общения дошкольников, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности. После введения Федеральных государственных требований появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата - формированию целостной картины мира. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Заключение
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно - эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Список литературы:
1. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: А.Е. Антипина - М.: «ТЦ Сфера», 2006. - 128 с.
2. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Н.Ю.Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 32-38.
3. Кудрявцев, В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг-ностике творческих способностей[Текст]/ В.Т.Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1995. - №10. - С. 62-69.
4. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого[Текст]:. Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова - М.: Владос, 2004. - 368 с.
5. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: М. Д.Маханёва - М.: «ТЦ Сфера», 2001. - 128 с.
6. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е.В.Мигунова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
8. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Т.И.Петрова, Е.А.Сергеева, Е.С.Петрова - М., Школьная пресса, 2004. - 128 с.
9. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников[Текст]: Э.Г.Чурилова - М.: Владос, 2001. - 160 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Белочка».

г. Николаевска - на - Амуре Хабаровского края.

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ)

воспитатель

Богданова Н.В.

1 квалификационной категории

г. Николаевск на Амуре

2017г.

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский) .

Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем,: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении,

грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

В дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Дети с удовольствием используют в игре различные виды театра.



В своей группе «Радуга» я создала мини музей - «Сказка»

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

Умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно - творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно - прикладного искусства.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

Постоянная обратная связь,

Диалогизация образовательного процесса,

Оптимизация развития(активная стимуляция)

Эмоциональный подъем,

Добровольное участие(свобода выбора),

Погружение в проблему,

Свободное пространство, гармонизация развития.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия - интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Наличие теоретической базы опыта .

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как:
Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.;

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.;

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004,

Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О.П.Волгоград: Учитель, 2009;

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС 2003.,

Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками: Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С.И.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,;

Ведущая педагогическая идея.

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как:

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;

воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.

Оптимальность и эффективность средств .

Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В детском саду созданы условия для развития театрализованной деятельности: это и творческое оформление музыкального зала, компьютер с доступом к сети интернет, телевизор, видеотека, аудиотека, музыкальный центр, микрофоны; оборудована «костюмерная», где хранятся маски, грим, парики, костюмы и атрибуты к спектаклям, методическое обеспечение. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, би-ба-бо, пальчиковый и др. Подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается позиция ребёнка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственно-организованной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.
Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ, куда каждый участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных масок, игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.

Результативность опыта.

Содержание данной системы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста такие индивидуально - личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно - творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Использование вышеприведённых инновационных технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов: по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр - Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной отмечается положительная динамика в развитии детей.

На этом этапе использовала те же диагностические методики, что и в начале работы по данной теме, чтобы сопоставить результаты обследования. Диагностика игровых позиций детей.

В старшей группе: в играх - драматизациях дети занимают следующие позиции: «Зритель - режиссер» - 20 % «Зритель - актер» -20% «Зритель - актер - режиссер» - 10 % Позицию «актер» -20%. « Зрители» -30%.

В подготовительной группе. В играх-драматизациях: «Зритель-режиссёр»-5% «Зритель-актёр» - 50% «Зритель-актёр-режиссёр» -45% «Актёр» -95%.


Диагностика игровых позиций детей.

Данные диаграммы показывают эффективность проводимой работы с детьми по использованию инноваций театрализованной деятельности.

Занимаясь с детьми театром, я делаю жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, мои дети смогут использовать в повседневной жизни

С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах, родительских собраниях, консультациях.

Список литературы:

Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. (Методическое пособие для воспитателей дошк.учреждений) /М. «Просвещение», 2004.

Касаткина Е.И., Реуцкая Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду / Вологда,2000.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет (методическое пособие) /М., 2004.

Ельцова О. М. Риторика для дошкольников. (Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений) / С- Пб, «Детство- пресс», 2009.

Царенко Л. И. От потешек к пушкинскому балу… / М.,1999.

Пазухиа И.А. Давай познакомимся! (пособие для практических работников детских садов) / С-Пб, « Детство- пресс», 2004.

Сорокина Н. Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети.(программа развития творческих способностей средствами театрального искусства) / М. : МИПКРО, 1995

«Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Теплов)

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Строю всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.

Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также

о речевых возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка,

интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже понять окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театрализованная деятельность в детском саду организованно пронизывает все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, в самостоятельную деятельность детей.

Театрализованная деятельность в организованной образовательной деятельности

Во время образовательной деятельности включаю театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают освоить детям те или иные умения и навыки (сказочные персонажи, герои мультфильмов) . Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Совместная деятельность детей и взрослых Создаю игровую ситуацию на прогулке, организую игры в группе, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжета, игры - рисование на свободную тему, подразумевающие создание образов, вызывающих яркие впечатления от прочитанного или сыгранного, строительные игры с драматизацией (конструирование дворцов, замков) .

Самостоятельная деятельность детей

В самостоятельных детских играх дети отражают персонажи и сюжеты, взволновавшие их. Так, дети часто играют в Снегурочку, Деда Мороза, Снеговика, Лешего, Снежная Королева, создавая в группе заново мир новогоднего праздника.

Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

За такой, хоть и самостоятельной игрой отслеживаю, ход игры: иногда подсказываю, исправляю, например, речевые ошибки, предотвращает появление

конфликтов.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

  • творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета) ;
  • творчество исполнительское (речевое, двигательное) - творчество оформительское (декорации, костюмы) .

Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой - положительный или отрицательный, учимся анализировать его поступки, оценивать их. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события - во многом зависит от личного опыта ребёнка. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, жестами, телодвижениями, выразительной речью.

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы.

Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением (А. Н. Леонтьев) . Художественная литература формирует

представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам

художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра.

Формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности всецело зависит от педагога.

Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю.

мастерством. Это и ведёт к повышению творческого потенциала, помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

В детском саду в своей группе веду дополнительное образование по театрализованной деятельности «Теремок» , составила и разработала рабочую

программу по театрализованной деятельности для детей всех возрастных групп.

Работаю по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности.

Главной целью является развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие» ;
  • «Познавательное развитие» ;
  • «Речевое развитие» ;
  • «Художественно-эстетическое развитие» ;
  • «Физическое развитие» .

Структура занятия

  • введение в тему
  • создание эмоционального настроения
  • театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям) ; изготовление пособий к сценкам и ремонт атрибутов к сценкам, драматизациям.

Каждое занятие проходит в игровой форме, сопровождается музыкальными композициями, используются игры:

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз» , «Я на скрипочке играю» , «Ем лимон» , «Мне грустно» , «Сердитый дедушка» , «Изобрази настроение» , «Изобрази эмоцию» ;

Этюд «Знакомство» , «Приветствие» , «Рукопожатие» , «Лиса по лесу ходила» , «Я медведя поймал!» ;

Пантомимические и интонационные упражнения:

а) развитию творческого мышления и воображения: упражнение «Представьте, что вы - художник» ;

б) упражнение с игрушками «Сочини сказку» ;

в) на развитие пластики - «У оленя дом большой» ;

Имитационные упражнения «Изобрази героев» , «Догадайся, о чем я говорю?» , «Путешествие в волшебный лес» , «Узнай, кто это?»

Дидактические игры: «Отгадай сказку?» , «Кто из какой сказки?» , «Придумай как можно больше слов» , «Что сначала - что потом", «Сравни сказки» , «Что дальше» , «Кто лишний» , «Спой песенку» , «Что не так» , «Чья тень?» .

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности.
  • Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
  • Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.
  • Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до

конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность) .

  • Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
  • Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по

всестороннему развитию личности ребенка.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже понять окружающий мир. Огромно и воспитательное значение такой работы. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое, не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «Я не умею» - всё это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Нашему обществу необходим такой человек, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел решать проблемы творчески, имел мужество

пробовать и ошибаться, пока не будет найдено правильное решение.

Из опыта работы: "Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Автор: Кириленко Ирина Альбертовна, воспитатель высшей категории КДОУ ВО "Острогожский центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста"
Описание: предложенный материал будет полезен воспитателям, работникам дополнительного образования

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно- ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном- красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность . С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже понять окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театрализованная деятельность в детском саду организованно может пронизывает все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, в самостоятельную деятельность детей.

Театрализованная деятельность на занятиях

Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают освоить детям те или иные умения и навыки (сказочные персонажи, герои мультфильмов).

Совместная деятельность детей и взрослых

Педагог создаёт игровую ситуацию на прогулке, организует игры в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжета, игры- рисование на свободную тему, подразумевающие создание образов, вызывающих яркие впечатления от прочитанного или сыгранного, строительные игры с драматизацией (конструирование замка для принцессы).

Самостоятельная деятельность детей

Театральная деятельность в самостоятельной деятельности детей проявляется в играх в Деда Мороза и Снегурочку, Волка и Красную Шапочку, воспитателя, учителя и учеников. За такой, хоть и самостоятельной игрой следит педагог: иногда подсказывает, исправляет, например, речевые ошибки, предотвращает появление конфликтов.
Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой- положительный или отрицательный, надо учиться анализировать его поступки, оценивать их. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события- во многом зависит от личного опыта ребёнка. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, жестами, телодвижениями, выразительной речью.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю .
Необходимо, чтобы воспитатель сам умел выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, был готов к перевоплощениям, сам владел актёрским мастерством. Это и ведёт к повышению его творческого потенциала, помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Я веду кружок "В гостях у сказки" в группе детей с недоразвитием речи и задержкой психического развития. Для успешной работы в этом направлении необходима программа работы кружка и перспективный план, который включает в себя название сказки, тему, количество занятий в месяц, цель и словарь. Выбор сказки, в гости к которой мы идём, зависит от возрастной группы, уровня подготовленности детей, их заинтересованности.
Работа над сказкой проходит в несколько этапов:
знакомство со сказкой,
ролевой пересказ,
драматизация сказки.

Знакомство со сказкой включает в себя: чтение сказки, краткий пересказ с помощью вопросов по содержанию, характеристика сказочных персонажей, анализ сказки.
Пересказ по ролям- это чтение сказки с ролевым пересказом, характеристика персонажей, рисование сказочных сцен.
Драматизация сказки заключается в чтении, пересказе сказки по ролям, выборе атрибутов и собственно драматизации.
Интересно использовать драматизацию сказки "на новый лад", когда дети сами придумывают начало, сюжет, окончание сказки, сами распределяют роли.
Основные задачи, решаемые на занятиях кружка: развивать речь и коммуникативные способности детей, эмоциональное восприятие с помощью художественного слова, художественно- эстетическое восприятие.
Каждое занятие проходит в игровой форме, сопровождается музыкальными композициями, используются игры: "Что сначала- что потом", "Сравни сказки", "Что дальше", "Кто лишний", "Спой песенку", "Что не так".
Огромно воспитательное значение такой работы. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс "Я не умею"- всё это удивляет и привлекает.
Очевидно что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим такой человек, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел решать проблемы творчески, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено правильное решение.