Конспект родительского собрания: "Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению". Беседа как средство развития коммуникативных навыков детей

  • Елкина Ольга Федоровна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Белякова Марина Вениаминовна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Чепикова Виктория Николаевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория.

Цель: привлечь имеющиеся педагогические ресурсы для повышения компетентности родителей в общих задачах развития и воспитания детей.

Задачи:

  • создать условия для сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями воспитанников в вопросах формирования социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста;
  • информировать родителей о деятельности педагогического коллектива;
  • предоставить родителям возможность задуматься над проблемами воспитания культуры общения у детей;
  • распространить положительный опыт семейного воспитания.

Материалы и оборудование:

  • раздаточный материал для родителей: памятки «Поиграйте в театр всей семьёй» ;
  • выставка детских книг;
  • карточки с загадками для разминки;
  • карточки для родителей с ситуациями «Как поступить?» ;
  • театральные маски к р.н. с. сказке «Репка» ;
  • две чаши с водой, бумажные цветы, выполненные в технике «оригами» (зелёного, розового, жёлтых цветов) ;
  • мультимедийное оборудование, аудиозапись стихотворения Э. Асадова Воспитать человека.

Ожидаемый результат:

  • родители приобретут педагогический опыт в вопросах воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, проанализируют проблемы семейного воспитания.

Ход родительского клуба

Вступительное слово.

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители и гости! Вот и снова наступил час, когда мы собрались вместе. Мы очень рады вас видеть на нашем родительском клубе. Тема сегодняшней нашей встречи «Формирование социально - коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста» .

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения.

А ведь вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дёшево, как вежливость» из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств (доброты, чуткости, сердечности) , прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, в приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: «Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…» .

Вот об этом и многом другом пойдёт сегодня наш разговор, в ходе которого мы найдём ответы на волнующие нас вопросы.

Педагогическая разминка «Отгадайте загадки» .

  • Это слово ходит следом за подарком, за обедом.

Это слово говорят, если вас благодарят … (Спасибо)

  • Встретил Витю я, соседа - встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте - зря от Вити ждал я слова… (извините) .

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день) .
  • Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо) .
  • Когда бранят за шалости, мы говорим, прости… (пожалуйста) .

Беседа с родителями. Рассуждения на тему «Как и с чего, начинать воспитание культуры?»

Проигрывание жизненных ситуаций.

Ситуация № 1. Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи – «здравствуйте» . Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи «здравствуйте» . Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?»

Обобщение: одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Ситуация № 2. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься? - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребенок, перебивая, дёргает мать за рукав) . Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же. - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: - Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

Мама: - Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

Мама: - Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной) ; не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивность) .

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, и мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

Воспитатель: - Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор. А что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы) .

Обобщение: не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет. Если ребенок постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок) .

Размышления.

Педагог-психолог: - Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» и этими суждениями пригласила нас к раздумью.

Вопросы для родителей:

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?

Как часто, и за что, вы хвалите своего ребёнка? За проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Вывод: мамы и папы, не забывайте, что вы являетесь наглядным примером для своих детей.

Воспитатель: - Уважаемые родители, послушайте какой совет, дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Васильева - Гангнус: «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы не любил сказки. Да и мы взрослые с удовольствием читаем и смотрим сказки. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» - это выражение знакомо каждому человеку с детства. Любая сказка несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Педагог-психолог: - Именно сказка и игра должны стать добрыми помощниками в воспитании наших детей, ибо игра в дошкольном возрасте признана педагогами-психологами – ведущим видом деятельности.

В своей педагогической деятельности мы часто используем сказку для решения различных воспитательных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми сказочными героями позволяет добиться положительных результатов в нравственном воспитании дошкольников.

Драматизация на новый лад р. н. с. сказки «Репка» (родителям предлагаются маски) .

Воспитатель: - Догадались, какая сказка? Давайте прорепетируем (родители распределяют роли) .

Условие - последний герой должен быть самым маленьким.

Задание - подумать, как самый маленький герой может навредить, дружной жизни коллектива.

Обыгрывание сказки на новый лад.

Воспитатель: - Всей семьей, перевоплотившись в героев сказки дома с детьми можно проиграть эту сказку. Если не хватает героев, можно взять игрушки, а внутри одной игрушки можно положить сладкий приз, например, конфеты и после того, как репку вытяните, можно с этими конфетами попить чай всей семьёй и обсудить поступки сказочных героев.

Прослушивание и обсуждение стихотворения поэта Эдуарда Асадова «Воспитать человека» (аудиозапись) .

Рефлексия «Чаша с цветами»

Воспитатель: - Уважаемые родители, давайте попробуем посмотреть на своих детей со стороны. Душа ребенка – это «полная чаша, чаша добра» , (показать чаши с водой и цветы, выполненные в технике «оригами» , которые при попадании на воду распускаются) .

Давайте наполним эти чаши волшебными цветами. У каждого цветка есть своё значение (после объяснения значений цветов родители берут бумажные цветы и кладут в чашу с водой) . Воспитатель читает родителям утверждения, родители выбирают цветы и кладут их в чашу.

Установка: если ребёнок выполняет правило - кладёте розовый цветок, если не всегда и не совсем правильно – жёлтый, нет – зелёный.

Утверждения:

  • Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «До свидания» .
  • Не говорит грубых (матерных слов) .
  • Честно признаётся в совершенных поступках.

Вывод: Уважаемые родители, посмотрите на наши чаши с цветами, мы думает, что нам есть, на что обратить внимание и всегда есть над чем поработать. Мы желаем вам здоровья, терпения, спокойствия, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения и общения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Родительское собрание

«Формирование коммуникативных

умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях »

(2 младшая группа)

СКАЧАТЬ (полная версия)

Подготовила:

старший воспитатель

Миргородская

Анна Сергеевна

Артемовский 2016г.


Место проведения: групповая комната.

Форма проведения: круглый стол.

Задачи: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка, помочь родителям и детям понимать друг друга, создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Повестка дня:

1. Открытый показ интегрированного занятия по ОО «Познавательное развитие» и ОО «Социально - коммуникативное развитие» «Теремок».

2. Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

3. Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения». 4. Сообщение «Основные направления работы с детьми 3-4 лет в формировании коммуникативных умений

5. Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

6. Анализ анкет «Социализация и коммуникация», «Ребенок и социум».

7. Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей - создание социальных паспортов (портфолио) детей.

8. Выдача памяток и буклетов для родителей

Приложение №1

Ход собрания:

(звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей).

Да, вы правильно сказали - без слов (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение - это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, является сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей

дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру:

Информационно-коммуникативные умения

Регуляционно-коммуникативные умения

Аффективно-коммуникативные умения.

Именно к 4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 3- 4 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка - потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3 -4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3 - 4 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение

организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, за-висящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребно-стей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей входят:

Информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника;

умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь;

умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и

родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности;

вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного, попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).

Я провела анкетирование среди Вас на тему: «Социализация и коммуникация детей», «Ребенок и социум»

(Проводится анализ анкет)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей - это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника» . Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы
  • Выпуск в школу
  • Что ни слово, то золото

Приложение № 2

Конспект интегрированного занятия

тема: «Теремок»

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение детей делать постройки из мягких модулей и крупного строительного материала, составлять целое изображение из частей, дополнять постройки деталями из бумаги и картона.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрализации сказок, выразительность жестов, мимики, голоса, умение детей передавать образы различных животных. Развивать творческие способности при выборе формы постройки, расстановке декораций на сцене.

Воспитательные: Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, воспитанию дружеских отношений друг к другу средствами музыкальной культуры и сказкотерапии.

Методические приёмы: театрализованная разминка, игра «Назови соседа ласково», игра на воображение «Что ты видишь?», изображение животных с помощью мимики, голоса и жестов, дидактическая игра «Собери полянку», конструирование из мягких модулей и кубов, обыгрывание сказки, танец героев.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально- коммуникативное развитие» (театрализованная деятельность): передача образов различных животных с помощью жестов, мимики и голоса; драматизация знакомой сказки.

О.О. «Развитие речи»: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова.

О.О. «Физическое развитие»: - развитие двигательной активности, создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности.


Предварительная работа по образовательным областям:

О.О. «Познавательное развитие» (развитие продуктивной (конструктивной) деятельности): создание построек из мягких модулей, составление целого изображения из нескольких частей.

О.О. «Социально- коммуникативное развитие»: драматизация знакомых сказок.

О.О. «Физическое развитие»: двигательная активность детей, контроль за осанкой детей.

Материалы и оборудование : магнитофон с записями музыкальных композиций и русской народной музыки, мягкие модули, кубы,пирамида, элементы «окон» и «дверей» из самоклеящейсябумаги, ёлки, птички из картона с петельками, детали цветовиз картона, «бабочки» с рисунками-схемами животных итеремка, маски: муха, мышка, лягушка, ёжик, заяц, лиса,волк, медведь, ширма, стол, зеркало.

Место проведения : музыкальный зал.

Ход занятия:

1 часть: Театральная разминка.

(Дети входят в зал под сказочную музыку)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас встанем в круг и назовем друг друга ласково, поднимем друг другу настроение!

Игра «Назови соседа ласково».

Воспитатель: Ну вот, все и узнали, как нас зовут, и как мы друг друга называем. А теперь я приглашаю вас отправиться в сказочный лес. Закроем глаза на минутку, скажем волшебные слова: «Мысли полетели, на полянку сели…Раз, два, три! Раз, два, три, что здесь видишь, расскажи!»

Игра на воображение «Что ты видишь?»

(Дети рассказывают, что можно увидеть в лесу, можно изобразить ветер, деревья, «понюхать» цветы и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте немного здесь погуляем.


(Подходят к зеркалу, на котором на ниточках развешены бабочки с картинками-схемами животных: мухи, мышки, лягушки, ежа, зайца, лисы, волка, медведя и теремка на обороте)

Посмотрите, ребята, кто-то в нашем лесу оставил зеркало. Я думаю, оно волшебное, ведь неспроста на нём уселись эти красивые бабочки. Сейчас я буду дотрагиваться до них, а вы попробуйте отгадать, в какое животное они превратятся.

(Воспитатель по очереди переворачивает бабочек, дети отгадывают животных и изображают их перед зеркалом с помощью мимики, жестов и голоса).

Воспитатель: Ребята, у нас осталась ещё одна бабочка (переворачивает схему теремка) . Ой, а здесь и не зверь, и не птица, не то дом, не то дворец. Кто-то здесь загадал нам сказку, давайте посмотрим ещё раз на эти картинки и отгадаем, что за сказка здесь спряталась?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Верно, «Теремок»! А теперь, давайте вспомним, что случилось с теремком в конце сказки? Почему это произошло? (Ответы детей).

Правильно, ребята, мишка развалил маленький теремок, потому, что он в него не поместился.

Давайте разыграем эту сказку по - новому, но прежде, нам нужно построить большой теремок, чтобы всем зверям в нем места хватило.

Посмотрите, здесь на полу лежит всё, что нужно для наших декораций. Осталось всё это нам только собрать.

2 часть: Конструирование и сборка декораций.

(Дети под музыку строят теремок из мягких модулей, ставят ёлки, вешают на них птичек, составляют цветы из лепестков).

Воспитатель: Вот и готовы наши декорации. Какой большой и красивый теремок у нас получился! Как вы думаете, поместится сейчас в нем мишка?

А сейчас, я предлагаю разыграть нашу сказку.

Но чтобы разыграть настоящий спектакль, нам нужно превратиться в героев сказки, в этом нам помогут маски. Посмотрите, разбирайте, перед зеркалом надевайте! (Дети под музыку выбирают маски, надевают их на голову, проходят за ширму).

3 часть: Драматизация сказки «Теремок».

(В конце сказки мишка залезает в теремок к остальным героям)

4 часть: Заключительная.

Воспитатель: Залез мишка в теремок. И ему место нашлось, ведь мы все вместе построили большой и крепкий теремок. Стали звери в нём жить-поживать, песни петь и распевать!

(Заключительный танец героев сказки).

Приложение №3

Анкета «Социализация и коммуникация»

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу по социально - коммуникативному развитию.

1. Фамилия, имя ребенка___

2. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

В) затрудняюсь ответить

3. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?

А) всегда

Б) иногда

В) никогда

4. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

А) указаний

Б) объяснений

В) внушения

Г) убеждения

Д) просьб

5. Что больше всего беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми?

А) ничего

Б) неуверенность моего ребенка

В) затрудняюсь ответить

6. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом?

А) неудовлетворительно

Б) удовлетворительно

В) хорошие

7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность?

Б) в общении

В) познавательно - исследовательской деятельности

Г) двигательной деятельности

8. Как Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении?

А) не исправляем

Б) делаем замечание

В) обещание подарков за хорошее поведение

Г) угрозы физического наказания

Д) беседа с ребенком

9. Играете ли вы вместе со своим ребенком?

В) иногда, когда есть время

10. Какие игры для социального развития Вы знаете?

11. Нуждаетесь ли Вы в педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.

12. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

Б) стараюсь, но не всегда получается

В) нет, не хватает времени

13. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

А) таких причин не существует

Б) занятость на работе и бытовые проблемы

В) ваш вариант ответа

14. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

В) затрудняюсь ответить

Цели:

– показать родителям роль полноценного общения детей в развитии личности;

– познакомить родителей с методами и приемами развития коммуникативных способностей детей;

– выявить уровень развития коммуникативных способностей учащихся класса.

Участники: классный руководитель, родители учащихся третьего класса, школьный психолог.

^ Подготовительная работа:

1. Диагностика уровня развития коммуникативных способностей учащихся школьным психологом:

1) методика Рене Жиля «Особенности межличностных отношений ребенка»;

2) тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях);

3) методика «Моя семья» (изучение отношения ребенка к себе и к другим людям).

2. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.

3. Приглашение школьного психолога на родительское собрание.

4. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;

2) тест-игра «Как вы общаетесь с детьми?»;

3) памятки для родителей «Учим детей общению»;

4) запись на доске темы собрания;

5) магнитофон, записи спокойной музыки для проведения релаксационных упражнений.
^

Ход собрания

I. Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в классной аудитории за зеленым, желтым или синим столами, в результате образуются три рабочие микрогруппы участников собрания.
^

II. Вступительное слово классного руководителя.


Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.
^

III. Сообщение школьного психолога о результатах диагностики уровня развития коммуникативных способностей учащихся класса.


Родители получают индивидуальные листы с описанием уровня развития коммуникативных способностей ребенка.
^

IV. Сообщение классного руководителя по теме «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость».


Застенчивость как черта личности обусловлена и наследственностью, и средой. Иными словами, застенчивым можно родиться, а можно им стать.

Причиной возникновения застенчивости или ее усиления может быть интровертированная мать, чье поведение является образцом для ребенка. Такая мать избегает общения с людьми, углубляется в свои переживания, и в итоге ребенок, если не получает с раннего детства опыта другого поведения, часто становится похожим на нее.

Другим не менее важным пусковым фактором формирования застенчивости является отношение к ребенку значимых для него людей. Они, например, могут, сравнивая ребенка с братьями, сестрами или сверстниками и делая оценки не в его пользу, существенно снизить его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с людьми. Нередки случаи, когда ребенка в раннем детстве обзывают, дразнят, высмеивают, что также не способствует развитию открытости и общительности.

Неидеальные внешние данные ребенка – еще одна причина застенчивости. Как часто в подростковом возрасте дети ощущают себя «гадкими утятами»! Несмотря на то, что эта ситуация часто является временной, и многие из детей, повзрослев, превращаются в прекрасных «лебедей», переживания их искренни и эмоционально значимы. А если к временным дефектам добавляется постоянный, то как с этим можно мириться, как не обращать внимания!

Застенчивость мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку.

Ф. Зимбардо пишет, что застенчивые дети избегают контактов как физических, так и вербальных. Они стараются быть незаметными, не брать на себя инициативу. Им трудно расслабиться. У таких детей пониженная самооценка. В связи с этим застенчивые дети очень похожи друг на друга. По наблюдениям Т. Л. Шишовой, у застенчивых детей голова часто опущена, плечи сутулые, взгляд направлен вниз, в сторону, вверх, но почти никогда – в глаза собеседнику. Имеют тихий голос. Они обычно ерзают на стуле, затрудняются при ответе на самые простые вопросы.

Тем не менее не всегда застенчивость надо понимать как отрицательную черту, от которой необходимо избавляться. Застенчивость часто социально одобряема. И это сказывается на отношении ребенка к этому своему качеству – он научается мирно с ним существовать и даже использовать себе во благо. С таким ребенком нет, на первый взгляд, острой необходимости работать в педагогическом и психологическом плане. Однако застенчивость, как правило, мешает подростку. А в тех случаях, когда она представляет собой крайнюю степень выраженности, и в то же время сам ребенок хочет стать смелее, раскованнее, ему просто необходимы игры и упражнения, развивающие нужные таким детям качества.

Групповой метод работы с такими детьми – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет этим детям получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.

К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе сверстников, могут оказать существенную помощь таким детям.
^

V. Работа в микрогруппах.


Каждая микрогруппа родителей получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей ребенка.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями класса.

1. Игра «Ролевая гимнастика».

Ребенок должен выполнить задание взрослого. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– как робот;

– как иностранец;

2) походить:

– как младенец;

– как глубокий старец;

– как лев;

– как слон;

3) улыбнуться:

– как кот на солнышке;

– как само солнышко;

4) посидеть:

– как пчела на цветке;

– как наездник на лошади;

– как Карабас-Барабас;

5) попрыгать:

– как кузнечик;

– как козлик;

– как кенгуру;

6) нахмуриться:

– как осенняя тучка;

– как рассерженная мама;

– как разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.

2. Игра «Мудрец».

Взрослый говорит ребенку: «Закрой глаза, представь мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой заданный вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос, который волнует тебя, и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое на нем число».

После этого ребенок открывает глаза и делится своей фантазией с окружающими его людьми.

Эта игра помогает мысленно преодолеть психологический барьер застенчивости, после чего ребенок становится способным более свободно общаться с другими людьми и в реальной жизни.

Для этой игры используется спокойная, расслабляющая музыка.

3. Игра «Трудный путь».

Дети плотно стоят спиной друг к другу; по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».

4. Игра «Руки».

Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.

5. Игра «Режиссер».

Эта игра позволит застенчивому ребенку (при условии, что он исполняет роль самого режиссера) управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки мини-спектакля в этом случае можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Таким образом, спектакль становится его детищем.

6. Игра «Гроза».

Каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «Надвигается гроза!» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» хором кричат: «Ба-бах!». Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.

7. Игра «Волшебник».

Ребенок, до которого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз сделать это ему будет значительно легче.

8. Релаксационные упражнения.

Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнения желательно включать в каждое занятие. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе (можно в «позе кучера»), желательно с закрытыми глазами. Ребята, ориентируясь на словесный образ, рисуемый взрослым, представляют себе те или иные картины природы или состояния. Ключевые слова и выражения, предложенные И. Е. Шварцем и А. С. Новоселовой, могут быть использованы как основа для создания таких образных представлений. Вот некоторые из них:

Я лежу на берегу реки в лесу;

Шумит листва деревьев;

Журчит вода, поют птицы;

Я лежу на спине, смотрю в голубое небо;

По небу плывут облака;

Я спокоен;

Надо мной качаются верхушки деревьев;

Я слушаю успокаивающий шум леса;

Я как будто повис в воздухе;

Я будто нахожусь в состоянии невесомости;

У меня такое ощущение, будто я растаял;

Мои руки погружены в нагретый солнцем песок;

Песок нагревает мои руки.

Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой; качество проведения релаксации в этом случае будет значительно выше.
^

VI. Тест-игра с родителями «Как вы общаетесь с детьми?».


Председатель родительского комитета проводит тест-игру «Как вы общаетесь с детьми?» и предлагает родителям выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.

1. «Сколько раз тебе повторять!»

2. «Посоветуй мне, пожалуйста…»

3. «Не знаю, что бы я без тебя делала!..»

4. «И в кого ты такой уродился?»

5. «Какие у тебя замечательные друзья!»

6. «Ну, на кого ты похожа!..»

7. «Вот я в твое время…»

8. «Ты моя опора и помощница(к)»

9. «Ну, что за друзья у тебя!»

10. «О чем ты только думаешь?!»

11. «Какая ты у меня умница!»

12. «А как ты считаешь, сынок (доченька)?»

13. «У всех дети как дети. А ты?!»

14. «Какой ты у меня сообразительный(ая)!»

После сделанного выбора председатель родительского комитета называет родителям балл оценки данных фраз:

1) 2 балла; 8) 1 балл;

2) 1 балл; 9) 2 балла;

3) 1 балл; 10) 2 балла;

4) 1 балл; 11) 1 балл;

5) 1 балл; 12) 1 балл;

6) 2 балла; 13) 2 балла;

7) 2 балла; 14) 1 балл.

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения теста-игры.

7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
^

VII. Итоги практической работы родителей.


Классный руководитель. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.

Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.
^

VIII. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций родителям.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ (РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)»

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например, в ситуации «вынужденного» общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.

5. Важно найти для застенчивого ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.
^

IX. Заключительное слово классного руководителя.


Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!

Литература

1. Игра-тест «Как вы общаетесь с детьми?» // Учительская газета. – 1987. – 22 декабря.

2. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.

3. Минаева, В. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Начальная школа. – 2001. – № 7.

3. Настольная книга учителя начальных классов / авт.-сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов, 2004.

ПОСЛУШНЫМ».

Цель: воспитывать у детей умение общаться с незнакомыми людьми.

Ход занятия . Педагог задаёт детям вопросы и оценивает правильные ответы. Выстраивая вопросы в следующей последовательности, он подводит детей к самостоятельному употреблению слов: “вежливо”, “внимательно”, “с уважением”. ВОПРОСЫ:

Скажите, есть ли вас знакомые взрослые люди? Кто они? (Мамина подруга, папин друг, сосед.)

Вам нравится с ними общаться?

Как вы ведёте себя, когда встречаетесь с ними?

Если знакомые, ваши и ваших родителей, взрослые приглашают вас пойти куда-либо, что вы делаете? Спрашиваете у мамы разрешения?

А если мамы поблизости нет и человек говорит о том, что уже поговорил с мамой, то вы пойдёте с ним? (Ответ “да”.)

Почему? (Ответ: “Потому что мы верим человеку, он наш друг и мама никогда не говорила о том, что его нужно бояться или не слушаться.)

Хорошо, это правильные ответы.

БЕСЕДА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА».

Цель: Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал -сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

говори вежливым тоном;

используй “волшебные” слова;

смотри в лицо собеседника;

во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережёвываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

если разговаривают двое взрослых людей, ребёнок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворение, в котором говорится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер. Советы непослушным детям.

Если к папе или к маме

Тётя ее рослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом громко крикнуть

Прямо в ухо:

“Стой! Сдавайся! Руки вверх!”

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком.

Папа руку вам пожмёт!

БЕСЕДА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ»

Ход беседы . Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно,

Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:

Где надо играть на улице?

Что делать, если вы с мамой потеряли друг друга?

Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?

К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?

Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?

Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Педагог может попросить детей рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.

Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице (на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; неприлично на улице громко разговаривать, смеяться, кричать; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).

С целью закрепления знаний педагог вместе с детьми может разыграть несколько сценок-загадок: “Что здесь неверно?” (Предлагаются ситуации по пройденному материалу, а дети должны ответить, с чем они согласны, а с чем нет.)

БЕСЕДА «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ»

Программное содержание . Развивать диалогическую форму речи, умение принима ть учас тие в групповом разговоре

(внимательно слушать, отве чать на вопросы, инициативно высказы ваться, реагировать на высказывания партнёра ) .

Материал . Открытки с изображением животных: собака, кошка , ч ерепаха , попугайчик и т. д.

Ход беседы . Воспитатель выста вляет на панно открытки с изобра жением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

Вы, на верное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваш и четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыб ками? (Высказывания детей.)

Ребята, хотите послушать какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Л агерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику ули ток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпусти ли ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на з иму.

А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме чело века. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание, Учить детей принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очерёдность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал . Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

Ход беседы . Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой “Крокодилы.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно Африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по- другому?

Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безопасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А всё-таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)

Самое опасное дома – газ, спички, не выключенные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не играть о спичками, не включать самим газ и электроприборы.)

Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребёнка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему? Кто думает по-другому? (Воспитатель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, потому что иногда цветные телевизоры загораются сами по себе. Надо дождаться мамы.)

Вы ждёте маму из магазина. Раздаётся звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?

Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-дру г ому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму. Посторонним дверь открывать нельзя никогда).

Дома есть ещё одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптечке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут, похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Почему нет? (Рассуждения.)

Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стёкла, собака, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещества, которые используют строители, ремонтники.)

Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? ^Попросить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поблизости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофёра криком, чтобы он остановился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.

Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельзя бояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвёт.

Ещё одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: “Не бойся, это добрая собака Она немного волнуется, потому что у неё дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдём с нами”. Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)

Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила поведения дома и во дворе. Я надеюсь, что вы все эти правила запомнили, и будете применять их в своей жизни.

Ольга Елшина
Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников , повышения у них уровня межличностного общения, а также повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам коммуникативной компетенции их детей .

Перед нами стояли следующие задачи :

1. Развитие у детей навыков общения со сверстниками.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения, развитие групповой сплоченности и доброжелательной обстановки в коллективе.

4. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения .

данная работа включала два направления :

1) Работа с детьми

2) Работа с родителями

Работа с детьми началась с создания условий для комфортной, эмоционально-благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «ковер мира» , расположенный в игровой зоне. Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. Так же был создан «уголок настроения» и «светофор настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для отслеживания настроения у детей также проводилась игра «Расскажи свое настроение» с использованием пиктограмм с изображением различных эмоций.

Совместно с детьми , в форме беседы, мы обсудили правила общения между собой, что можно, а что нельзя. Беседа была проведена в легкой игровой форме, что способствовало хорошему настроению детей во время беседы и их положительного настроя на данную тему. Также с детьми были проведены беседы о дружбе и о ссорах. После этого мы создали коробочку «Мирилку» и разучили с детьми тексты «мирилок» .

На развитие коммуникативных навыков были проведены игры «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем» ,игра «Свободное место» ,игра «Испорченный телефон» , игра «Ручеек» . Для закрепления умений невербального общения были проведены игры «Угадай-ка» , «Скульпторы» . Все эти игровые упражнения использовались с целью двигательного раскрепощения детей , преодоления их скованности.

Также проводились беседы с детьми по прочитанным ранее сказкам и рассказам : русским народным сказкам «Гуси-лебеди» , «Царевна-лягушка» ; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.

В качестве продуктивного вида деятельности использовали рисование на тему «Я и мое настроение» .

Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс. Осуществляя работу с родителями , мы учитывали, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают :

Гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно

влияющие на взаимоотношения детей ;

Гуманные отношения между детьми , являющиеся результатом

воспитательной деятельности родителей .

Принимая это во внимание, родителям мы предложили родителям два вида рекомендаций направленных на : совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей .

По второму направлению мы организовали разные формы работы с родителями . Большое значение придавалось консультативно-просветительской работе с семьями :

Проведение обучающих консультаций на тему «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников », «Что такое культура общения» , «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка ».

Проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»

Оформление информационных буклетов «Средства развития навыков общения » , «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков »

Организация семейных выставок «Мастерим вместе с папой» , «Моя дружная семья» .

Активно практиковалась такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми :

Приглашение родителей на открытые занятия

Привлечение их к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;

Вовлечение родителей в детско- родительские проекты «Моя родословная»

В ходе работы можно было отметить , что родители активно вовлекались в проводимые в детском саду мероприятия. Дети, после выходных, с радостью рассказывали о совместном отдыхе с родителями , посещении музеев, парков, выставок или просто просмотре вместе какого-нибудь фильма. Замечалась заинтересованность родителей в данной теме , их стремление активно участвовать в развитие дружеских отношений между детьми . Многие проявляли значительный интерес к проблеме общения детей , спрашивали совета что подсказать ребенку в той или иной конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми , и между самими сверстниками возникли более добрые, доверительные отношения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Комплимент» Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи как монологической, так и диалогической. Развитие.

Игра на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Пойми меня» Цель:Игра учит детей объяснять и понимать друг, друга. Развивает интерес к сверстникам,внимание, доброжелательные отношения друг к другу.

Мастер-класс «Организация работы с родителями по развитию исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Славкина Н. М. Дети дoшкольного вoзраста по прирoде своей - пытливые исследователи окружающего мира. Oчень пoлезн не сooбщать.

ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся» Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения - мимикой, жестами, телодвижениями и др. Учить воспринимать несловесную.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы