Забавное изучение цветов. Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации

В этой статье помещены игры, направленные на освоение ребенком цветовой гаммы. Помимо игр рекомендуется проговаривать вместе с ребенком в течение дня названия цветов, обращая внимание на то, какое сегодня небо голубое или снег белый и пушистый. Называйте цвет одежды, обуви, фруктов. В процессе деятельности ребенок естественным образом осваивает цветовую гамму.

Наблюдение за природным богатством цветовой гаммы способствует развитию у вашего ребенка внимания, наблюдательности и утонченного цветового восприятия. Ведь небо каждый день разное, утром и вечером, перед грозой и после дождя; необычайно богата окраска осенних листьев, а летнее буйство цвета поражает воображение.

Собери пары

Необходимый инвентарь : несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.

◈ Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.

Собери по цвету

Необходимый инвентарь: 5 групп геометрических фигур. В каждую входят фигуры одного цвета, но разной формы.

◈ Перемешайте элементы групп и попросите ребенка выбрать все фигуры одного цвета.

Кубик потерялся

Необходимый инвентарь: 4 кубика разного цвета.

◈ Предложите малышу построить башню или домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубика какого цвета не хватает.

◈ Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.

Уборка

Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.

Необходимый инвентарь : корзина или ведерко, предметы разного цвета.

◈ Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т. д.) цвета.

◈ Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?».

◈ Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно рассортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Какая машина такая и дорога

Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон

◈ Нарисуйте несколько машин разного цвета.

◈ Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дорожки должен совпадать с цветом машины.

Подбери нитку

Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов

◈ Нарисуйте воздушные шары разного цвета. Попросите малыша пририсовать к ним веревочки подходящего цвета.

Картинки в цифрах

Игра способствует освоению цветовой гаммы, помогает изучению цифр

Необходимый инвентарь: бумага, цветные карандаши.

◈ Нарисуйте несложный рисунок простым или черным карандашом. Расставьте внутри контуров цифры так, чтобы каждой соответствовал свой цвет. Колонку соответствия можно нарисовать рядом.

◈ Например, рисуем дерево на лугу: 1 соответствует коричневому (ствол дерева), 2 —зеленому (крона дерева, трава), 3 — желтому цвету (солнце), 4 — синему (небо).

◈ Раскрасьте картинку вместе с ребенком.

◈ Начинайте с простых рисунков и небольшого количества цифр. Постепенно расширяйте цветовой диапазон. Вместо цифр можно использовать какие-нибудь символы.

Некоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.

Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.

Изучаем цвета | Готовность к изучению

Икеевская пластиковая посуда хорошо сочетается с кубиками из губки для мытья посуды

Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.

Варианты предметов для сортировки:

  • кубики;
  • детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
  • пуговицы;
  • цветная пластиковая посуда;
  • поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз намочить и высушить).

Изучаем цвета | План «цветного» дня

После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.

План дня по изучению красного цвета:

1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета.
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем и .
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета.
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины.
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов.

Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.

Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:

  • Красный — ягоды, помидоры, паприка;
  • Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
  • Фиолетовый — виноград, черника;
  • Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
  • Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
  • Белый — рис, творог, молоко.

Изучаем цвета | Рисование и лепка

Ближе к двум годам перемешивание теста для лепки и красителя можно выполнять совместно с малышом. При этом, разумеется, надо быть готовыми помыть испачканные ручки

Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:


Изучаем цвета | Цветное лото

Вариантов лото может быть множество. один из наших вариантов. Правила игры:

  • Раскладываем карточки с животными перед малышом;
  • Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.

Изучаем цвета | Книжки о цветах

Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала

Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:

Для самых маленьких 2-3 года:

«Что бывает синим » из серии Чудесные наклейки издательства Мозаика-Синтез (Лабиринт , Озон , My-Shop) Книжки этой серии содержат интересные задания и милые наклейки. Единственный минус — одноразовость наклеек. Более подробное описание с фоторазворотов читайте в

Книжка-картинка-картонка с клапанами — то, что нужно малышам!

Большая книга малыша. Учим цвета (Лабиринт , Озон , My-Shop)

Учим цвета Фото-книга с разворотами разных цветов. Книга большого формата с мелованной (глянцевой) бумагой и большим рейтингом в Лабиринте. Мне подобные книги кажутся бесполезными и бессмысленными, но почему-то многие такие книги любят. Но ведь гораздо интересней о цветах клапаны, наклейки, искалки, задания и другой интерактив.

Для детей 3-4 лет:

Веселые пряталки. Учим цвета и счет (Лабиринт , Озон , My-Shop ) Книга-виммельбух с качественными иллюстрациями для поиска предметов, вынесенных на полях.

Ричард Скарри: Цвета, формы и цифры (Лабиринт)

Книга-журнал от классика детской книги Ричарда Скарри. В книге содержится куча заданий и в комплекте идут наклейки, которые надо верно разместить.

Привет цвет! (Лабиринт , Озон , My-Shop )

Маленькая, амбиционная интерактивная книга о смешении цветов, о теплых и холодных оттенках. Стильное оформление. Вращая колесико можно изменять цвет вырубленного изображения хамелеона. Для гурманов и эстетов, остальные скажут чепуха.

Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов

Набор «Творчество с пеленок » (my-shop , ozon) большой набор карточек с оттенками, книжечки об основных цветах, а также методички с готовыми занятиями на изучение цветов и оттенков. Мой подробный обзор набора . Лото-мемори «Учим цвета. Кто появился?» (my-shop)
Беспроигрышный вариант для изучения цветов — сортер с цветными ключиками (my-shop). Помимо знакомства с цветами ребенок еще и моторику прокачает

Изучаем цвета | мой подход

Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось 🙂 . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.

После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)

В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.

В завершение

Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

Интересных открытий вашим малышам!

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на
или присоединяйтесь к группе

Статья расскажет вам о том, как правильно научить цветам ребенка.

Родители должны всегда помогать своим подрастающим детям познавать мир и изучать все вокруг. К примеру, знакомиться с цветами малышам бывает достаточно сложно, ведь они имеют множество оттенков и не всегда ярко выражены. Однако это очень полезно для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, выражать свои мысли и желания.

Маленькому ребенку очень сложно понять, что цвета бывают разными, хоть он и начинает их различать с тех пор, когда уже начинает полноценно видеть. Ощущать разницу между цветами малыш сможет лишь тогда, когда он научится говорить, а это случается приблизительно в 2 года . До этого возраста молчание ребенка считается допустимым, но не позже.

Учить ребенка цветам следует «с первых слов» . Начинайте с простого и знакомьте ребенка с основными цветами: синий, красный, зеленый и желтый. Потом со временем увеличивайте «порцию знаний», добавляя новые слова: розовый, черный, фиолетовый, оранжевый, голубой и так далее.

Ваши занятия с ребенком должны быть регулярными . Не отчаивайтесь, если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов. Главное – ваше усердие и интересный подход к образовательному процессу в форме игры , способный увлечь малыша и ненавязчиво обучать жизненно важным вещам.

ВАЖНО: Правильным будет начинать учебный процесс ранее, чем в 2 года и с первых сознательных шагов малыша (первое слово, самостоятельные шаги, развлечения с игрушками, прогулки на свежем воздухе, просмотр мультфильмов) уже знакомить с названиями предметов и их цветами. Со временем полученные знания будут лучше усваиваться и закрепляться в сознании.

Обучение ребенка после 1 года:

  • Можно играть с пластилином (пластилиновое тесто, как вариант) и называть ребенку цвета липкой массы. Трогая пластилин, контактируя с ним напрямую, он сможет легче запомнить его цвет.
  • Эффективными так же считаются игры с конфетами или леденцами, распределяя их между игрушками или куклами. Этими конфетами можно кормить любимых мишек или щенков, называя действие, к примеру, Мишутка любит красные конфеты, а Машенька желтые.
  • Познание окружающего мира на прогулках. Для этого достаточно ходить по зеленой траве, смотреть в синее небо или на красный дом, называя цвет каждого предмета или явления (светит желтое солнышко, растет зеленая трава, падают оранжевые листики).

Обучение ребенка после 2 лет:

  • Ребенок, обладающий небольшим словарным запасом, гораздо легче общается с родителями, с большим интересом занимается на обучающих уроках.
  • Такому малышу можно включать образовательные мультики, где очень четко называют цвета разных предметов.
  • Хорошо поиграть в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.
  • Любимым игрушкам можно придумать интересные истории, связывая их с цветом. Например: жила-была машинка, но однажды она упала со стола в корзинку с красными ягодками и сама стала красной.

ВАЖНО: На каждом занятии с ребенком следует проходить три этапа: повторение, знакомство с новым материалом и закрепление. Ориентируйтесь на то, как ведет себя малыш, хочет ли он учить новые цвета и может ли запомнить названия. Если нет, просто повторяйте и закрепляйте уже изученные.

Как правильно учить с ребёнком цвета на русском языке в игровой форме: приемы

Удивительно, но некоторые способные малыши могут различать несколько цветов уже до года. Однако в этом заслуга не только хороших врожденных данных ребенка, но и настойчивости родителей, уделяющих достаточное количество внимания своим детям. Известно, что на познавательную активность ребенка так же влияет развитие его моторики (мелкой), поэтому и другие занятия не следует игнорировать.

ВАЖНО: Чтобы ребенок быстро запоминал названия цветов, все слова следует вводить постепенно. Но перед началом таких уроков, его следует обязательно познакомить с красками, пластилином, карандашами.

Эффективные и игровые приемы:

  • Называем все правильно и четко. Это не то, чтобы игра – а привычка. При любых занятиях следует обязательно называть цвета предметом. Например: хочешь я налью тебе чай в СИНЮЮ чашечку или давай наденем вот эту КРАСНУЮ кофточку.
  • Сравнение. Называя один из цветов, вам обязательно следует сравнивать его с тем, что так хорошо уже знакомо малышу. Например, машинка голубая, как небо, а блинчик желтый, как солнышко.
  • Спрашивать «что тебе нравится» . Привязывая к названиям цветов свои чувства (нравится или не нравится цвет), ребенок легче и быстрее запоминает их. Например: мне нравится розовый и не нравится черный.
  • Смена обстановки. Иногда образовательный процесс наскучивает ребенку только потому, что происходит одинаково и всегда в одном помещении. Смена обстановки поспособствует тому, чтобы малыш проявил интерес к урокам. Тем более, что заниматься можно не только, навязывая знания, но и «между прочим». Например, если вы в магазине, не поленитесь заехать в отдел овощей и фруктов, чтобы назвать все их цвета.
  • Развлечения. Если малышу трудно воспринимать простую речь родителей, вы можете заменить ее песенками и звучными стишками, которые воспринимаются намного легче и приятнее, легко запоминаются на долгое время.


Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры по цветам для детей 2 – 4 года

Изучение цветов в игровой форме:

  • Распределение по группам. Для этого можно использовать цветной картон и упаковку губок для мытья посуды. Из картона вырежьте одинаковые по диаметру круглые тарелки, а из мягкой части губок кубики. Предложите малышу правильно рассортировать кубики по тарелочкам (естественно, у них должны быть одинаковые цвета). То же можно проделать с пуговицами, цветным конструктором или леденцами.
  • Раскраски. Для этого вам пригодится упаковка цветных карандашей или краски, а так же шаблон или картинка для раскрашивания. Лучше выбирать простые шаблоны без мелких деталей и крупного размера: яблоко, апельсин, банан, солнышко, тюльпан, море, туча. Раскрашивая, называйте цвета четко и рассказывайте: почему они такие, на что похожи и какие красивые.
  • Охота. Для этого вам следует подготовить корзинку или небольшой пакет, а потом расположить по дому игрушки или предметы разных цветов. После этого можно выходить с ребенком «на охоту», собирая все красного или, к примеру, только синего цвета.
  • Игра с продуктами. Это занятие не подразумевает игру прямым текстом, но разрешает ребенку напрямую контактировать с предметами, которые он раньше не трогал и не щупал. Вы можете разложить перед ним на столе разные овощи (помидор, огурец, перец), фрукты (банан, апельсин, яблоко) и другие продукты: молоко в бутылке, упаковку риса или макарон. Попросите малыша рассортировать все по цветам.
  • Игра «Цветное лото». Его можно приобрести или сделать самостоятельно. Для этого следует иметь цветной картон и принтер, на котором можно распечатать карточки. Задание очень простое – доставать из мешочка или коробки фишку (вырезанную из цветной бумаги) и класть на ту ячейку карточки, где есть соответствующий цвет.


Как учить цвета радуги по порядку детям?

Для веселого и быстрого заучивания названий цветов радуги существует веселая поговорка. Первая буква в каждом слове поговорки должна вызывать у ребенка ассоциации с названием цвета. Для более взрослых деток, которые могут запомнить более, чем 1 или 2 строчки, можно предложить для заучивания стишков про цвета радуги.





Учим цвета с ребенком: стишки про цвета

Стишки – маленькие и звучные, помогут детям быстрее и качественнее заучить наизусть названия цветов.

На светофоре цвет опасный,
Запомните – он красный,
Тот цвет предупреждает,
Что транспорт проезжает.

Такой же цвет, как апельсин,
Хурма, облепиха и мандарин,
Оранжевым зовется он,
Он дарит яркий свет, тепло!

Солнце желтое на небе
Высоко и ярко светит,
Согревает всех ребят,
Что под солнышком сидят.

Зеленое дерево, кустик зеленый,
Он добрый цвет, мягкий и очень веселый,
Зеленый цвет лета, весны и травы,
Зеленый цвет мягкой и сочной листвы.

Голубое небо большое очень радует,
Голубые капельки с неба того падают,
Голубые лужицы на асфальте светятся,
Голубые капельки в лужах этих плещутся.

Синее небо вечером поздним
Вешает яркие бусинки-звезды,
Блещет во тьме, не утихая
Синяя ленточка – речка лесная.

Цветом фиолетовым разукрашу домик,
Окошко фиолетовое, дверь и подоконник,
Цвет тот фиолетовый очень мне приятен,
Бантик фиолетовым разукрашу, платье.

Белый снег зимою снежной,
В белой снеговик одежде,
Белый лед зимой на речке,
В белых шапках человечки.

Черной ночью очень темной,
Черный кот вздохнул так томно,
Ничего коту не видно
И от этого обидно.

Розовые розочки расцвели в саду,
В небе ярко розовом я нашла звезду,
Розовый цвет добрый, розовый цвет теплый,
Розовый бывает ярким и бывает блеклым.

Коричневый горшок на подоконнике,
В коричневом горшке цветут бегонии,
Я разверну обертку очень яркую,
Коричневую съем конфету шоколадную.

Серый пес во дворе,
Серый дождь в октябре,
Тучи серые на небе
Гонит прочь холодный ветер.

Какой же он приятный
Красивый цвет салатовый,
Похож на травку весеннюю,
На первую сочную зелень.

Во дворе сирени куст,
Он красив, высок и густ,
И цветы сиреневые
Дарят настроение!



Учим цвета с ребенком: песенки про цвета

Взрослые дети будут с удовольствием разучивать и напевать песенки про разные цвета.





Учим цвета с ребенком – мультики: список, видео

В помощь родителям всегда будут развивающие мультфильмы. В которых есть не только стишки и песенки, но и события, приключения и сравнения, помогающие изучать все цвета.

  • Рисуем пальчиками. Прямой контакт ребенка с цветными красками позволит ему быстро и надолго запомнить названия цветов.
  • Наклейки. Для этого следует приобрести несколько листов наклеек (самых простых) и, приклеивая их на основу, называть цвета.
  • Строим пирамидку. Это простая игрушка, которая помогает детям быстро и играючи учить цвета, нанизывая каждое колечко на основу.
  • Цветные мячики. Их следует кидать и ловить, называя цвет мячика, который был пойман.
  • Опиши себя. Или любого другого члена семьи. Для этого следует называть все цвета, которые можно только увидеть.

Что ребенок познает раньше: цвет или форму?

Как правило, ребенку легче запомнить цвета и только после того, как он изучит основные, следует приступать к заучиванию и различению форм. Это будет и легче, и проще, а так же интереснее. В 2 года ребенок уже может знать основные фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Почему ребенок не запоминает цвета: причины

Перед тем, как приступать к образовательному процессу, следует осознавать, что каждый ребенок индивидуален и если один малыш с жаждой «глотает» каждую порцию знаний, другой может лениться, не хотеть этого и всячески противостоять урокам.

Почему ребенок не запоминает цвета:

  • Он еще слишком мал
  • Уроки скучны для него и не вызывают интереса
  • Вы даете ему слишком много информации, он просто не может ее запомнить всю сразу.
  • Вы преподносите информацию не качественно
  • Вы задействуете мало наглядностей и игровых упражнений
  • Ребенок отстает в развитии
  • У ребенка дальтонизм

Видео: «Как правильно учить ребенка цветам?»

«Моему сыну уже два года, но он так и не научился различать цвета», «Моей дочке кажется, что все вокруг зеленое», «Учим цвета с ребенком уже два года, а он все еще продолжает их путать» - в жизни молодых мамочек есть распространенные проблемы, на которые они жалуются друг другу и просят совета. Действительно ли все так плохо или неопытные родители просто паникуют раньше времени?

Мамочки стараются как можно быстрее научить ребенка различать цвета

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета?

Давайте постараемся вместе понять, до какого возраста трудности с определением цвета не должны вызывать опасения у родителей, а когда уже считаются патологией. Итак, если ребенку всего лишь 2 годика, то нет никакого повода расстраиваться из-за того, что он еще не научился различать цвета. Сначала ему необходимо освоить речь, а только после этого можно переходить к изучению и познанию нового материала.

Одни дети уже в 3 года могут узнавать и называть оттенки, отделять их друг от друга (как правило, это происходит в том случае, если вы занимаетесь с малышом со младенчества), а другие и в 5 лет продолжают их путать. Как первый, так и второй вариант является нормой. В том случае, если у родителей ребенка нет трудностей с цветоощущением, то вероятность, что эта проблема будет у их малыша, сводится практически к нулю. Однако, если вы носитель гена дальтонизма, то существует риск, что ваши сыновья родятся дальтониками. Он составляет 50 процентов. У девочек проблем с цветовосприятием быть не может, так как дальтонизм - чисто мужское отклонение.

Поставить ребенку диагноз «дальтонизм» врач в состоянии не раньше, чем малыш достигнет семилетнего возраста. Это связано с тем, что дошкольник может в принципе не понимать, что означает термин «цвет». Именно по этой причине он может все еще путать оттенки.

Подтвердить или опровергнуть предположение о наличии дальтонизма у ребенка можно с помощью проведения диагностики распознавания цветов по полихроматическим таблицам. Она проводится также не раньше семи. По каким еще причинам ребенок может не определять цвета:

  • вы начали поздно знакомить его с расцветками (только с вашей помощью малыш может научиться различать и запомнить их названия);
  • чадо забавляет ваша реакция на его ошибки, поэтому он нарочно начинает говорить неправильно;
  • связано с его темпом познания мира.

В любом случае необходимо заниматься с малышом с ранних лет. Тогда не будет проблем ни с распознаванием цветов, ни с речью, ни с воспитанием.


Тесты на дальтонизм проводятся только после 7 лет, когда ребенок уже точно понимает цветовые различия

Как научить ребенка цветам?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Если вы хотите научить малыша как можно быстрее определять цвета, то начните его водить на развивающие занятия в детский центр или клуб. В группе, коллективе, с ровесниками необходимая информация запоминается намного лучше.

Никогда не задавайте ребенку вопрос: что это за цвет? Иначе вы рискуете развить у него чувство неуверенности в себе, связанной с боязнью ошибиться. Тогда сколько бы вы не занимались с ним, результата не будет. Лучше называйте оттенки как бы между прочим - например, во время рисования или игры: «у тебя получился очень красивый красный цветочек» или «бросай мне этот зеленый мяч». Не заставляйте малыша насильно что-либо заучивать. По крайней мере на первых этапах развития чрезмерная настойчивость может обернуться против вас же.

Перед тем как начать изучение, обратите внимание на формирующийся характер ребенка и его возраст. Не все дети запоминают новую информацию легко и быстро. Кому-то надо несколько раз повторить, чтобы он смог запомнить, а кому-то и одного раза будет достаточно. Так с чего же начать? Вот несколько советов:

  1. В первую очередь объясните, что существуют разные цвета. Назовите их.
  2. Покажите примеры этих расцветок на различных предметах, уже известных малышу.
  3. Не забывайте, что изучать новую информацию следует в игровой форме. Так ребенок лучше усвоит и запомнит ассоциативный ряд.
  4. Сначала займитесь изучением основных оттенков и только после того, как ребенок полностью их освоит, вы можете переходить на остальные.
  5. Учить рекомендуется в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий.
  6. Не знакомьте с новым цветом, если еще не выучен предыдущий.
  7. Используйте разные речевые конструкции: это желтый мяч, синее платье.

Если все цвета выучены и «отскакивают от зубов» точно так же как таблица умножения, можно переходить к упражнениям посложнее. Объясните малышу разницу между теплыми и холодными оттенками.

Возрастное обучение

Важно вовремя начать обучение: не раньше положенного срока и не позже. Только в таком случае малыш будет развиваться правильно и отстанет от своих ровесников по знаниям. Давайте разберемся, как научить ребенка цветам в возрастном промежутке от 12 до 36 месяцев.

Так, кроха обращает свое внимание на различие в оттенках уже с момента своего рождения. Желтый он распознает первым, поэтому изначально отдает свое предпочтение именно желтым погремушкам. Вы можете уже с младенчества давать первые представления, показывать и объяснять, как цвет выглядит на примере игрушек. Однако не ждите, что он тут же сможет все запомнить. Грудной - это такой период в жизни малыша, в котором всю информацию он воспринимает пассивно. Он еще мало понимает то, о чем ему говорят окружающие, но это не значит, что можно говорить всякую ерунду. Пройдет немного времени, информация начнет постепенно укладываться в голове и в итоге будет переработана в речь. Именно поэтому будет нелишним уже сейчас рассказывать малышу о цветовых понятиях, говорить, как выглядит его любимая игрушка, столик или лопатка.

Один-два года

Это новый период в жизни ребенка. Теперь можно научить его раскладывать предметы по цветам - зеленые кубики ставить с зелеными, красные с красными и т.д. Все это может оказать помощь в изучении цветовой гаммы.

Не надо заставлять малыша заучивать названия цветов. Умение их сортировать является первым шагом к пониманию различий (рекомендуем прочитать: ). Наклеивайте на листы разноцветные наклейки, лепите фигурки из пластилина, рисуйте цветными карандашами, красками, мелками или фломастерами.


Игры на сортировку по цветам помогут ребенку на подсознательном уровне запомнить различия между ними

Три года и старше

Начиная с 3-4 лет, ребенок познает мир с помощью различных физических действий. Ему необходимо бросать, сыпать, перебирать, трогать предметы, двигаться. Только так он сможет быстрее разобраться в окружающем его мире и в цветах.

Во время рисования как можно чаще проговаривайте юному художнику, что и каким цветом он рисует. Например, «солнышко мы рисуем желтым карандашом, небо – голубым, травку – зеленым» и т. п. Когда он станет чуть старше, смешайте с ним краски и обратите внимание на то, что за оттенок в итоге получится. Подобные эксперименты обязательно развлекут и увлекут ребенка. Он захочет создать свой авторский цвет и не успокоится, пока мама при очередном смешивании красок не скажет: «это получился фиолетовый… а это коричневый… ой, а такой цвет я не знаю, давай придумаем ему свое уникальное название?».

Также вы можете помочь разобраться в цветах с помощью книжки, рассматривая вместе иллюстрации к сказкам. Этот метод применим не только по отношению к картинкам, но и ко всему окружающему миру. Привязывайте оттенки к любым предметам, тогда ребенок сможет научиться их определять очень быстро. Не забывайте, что обучать надо в легкой и игровой форме.

Учим цвета с помощью игры

Ни для кого не секрет, что запоминание информации лучше всего происходит во время игры. Это применимо и к изучению цветов. Представленные ниже игры помогут вам объяснить различие в оттенках:

  • Путаница. Для игры нам нужны разноцветные ручки. Снимите колпачки, а потом предложите попробовать подобрать к ним ручки, которые будут одинаковыми по цвету. Во время игры вы можете надеть колпачок одного цвета на ручку с другим цветом. Ваш малыш обязательно укажет на вашу ошибку и исправит ее.

Цветные ручки или фломастеры тоже могут стать игровым учебным материалом
  • Найди лишний. Для этой игры потребуются разноцветные шарики. Дайте ребенку несколько желтых шариков и один красный. Он должен выбрать среди шариков лишний, т. е тот, который будет отличаться от остальных. Цвета можно изменять в зависимости от того, что вы хотите выучить.
  • Подбери пару. Эта игра станет отличным помощником при изучении цветов. Малышу надо подобрать подходящую крышу к домику, кабину к машинке. Этих пар может быть бессчетное множество. Есть и другой вариант этой игры: надо разложить перед непоседой неправильно подобранные пары. Он же будет находить и исправлять ваши ошибки.

Цветное лото

Интерес к этой игре возникает у детей приблизительно в 1,5 года. Правила игры в детское лото существенно отличаются от правил взрослого варианта. Смысл игры заключается в следующем: надо на предложенном игровом поле разложить подходящие к нему карточки; одно игровое поле содержит в себе картинки, имеющие только один цвет, поэтому ребенку нужно сначала из всего набора карточек выбрать те, на которых имеются изображения того же цвета, что и у картинок, расположившихся на игровом поле. Только после того, как он сделает это, можно переходить к следующему этапу игры: подбору соответствующих картинок.

«Цветные» дни»

Эта игра приобрела большое распространение в наше время. Ее смысл в том, что ребенок на протяжении одного дня, а иногда и недели, должен постоянно сталкиваться с предметами одного и того же цвета. Благодаря такому ненавязчивому способу он сможет очень быстро запомнить оттенки. К примеру, в «красный» день, нужно играть только с красными игрушками, одевать только красные вещи. При этом не забывайте периодически называть цвет, когда встречаете на своем пути. Что еще можно делать в такие дни:

  1. во время прогулки ищите машины с соответствующей окраской;
  2. лепите из пластилина, рисуйте картинки, делайте подделки с изучаемым цветом;
  3. играйте с цветовой сенсорной коробкой;
  4. играйте в цветное лото, используя карточки;
  5. ищите в доме однотонные игрушки;
  6. включите в рацион цветные продукты.

Изучая один из цветов, нужно целый день акцентировать внимание именно на нем

Сортировка по цветам

В играх такого типа малышу нужно разбивать игрушки на несколько групп по правилу: одна группа игрушек – один цвет. Вы при этом постоянно проговаривайте все его действия. Что же можно сортировать? Давайте рассмотрим несколько вариантов игры, это нужно знать всем мамам:

  • Можно раскладывать бусины по мискам. Предложите малышу немного пофантазировать: пусть представит, что перед ним лежат не бусины, а конфеты. В скором времени к нему собираются прийти игрушечные друзья. Он очень хочет их угостить конфетами, но, к сожалению, товарищи малыша привередливы в выборе лакомств. Так, мишка ест только красные конфеты и ему совсем не нравятся зеленые, а заяц любит желтые, но никогда не станет кушать синие. Чтобы не обидеть своих друзей, ребенку нужно перед их приходом обязательно разложить конфеты по цветам: желтые к желтым, красные к красным и т. д.
  • Для второго варианта игры понадобится цветовой сортер. Сделать его очень легко: приготовьте любую ненужную коробку, например, из-под чая, и цветную бумагу. Обклеиваем эту коробку цветной бумагой и делаем в ней прорези. Все, наш сортер готов. Предложите крохе проталкивать в прорези различные игрушки. Это могут быть любые мелкие детали: пуговицы, бусины, мозаика.
  • Вместо сортера можно использовать простой лист бумаги с цветовыми секторами. Предложите разложить игрушки на листе бумаги в зависимости от окраски сектора.

Разновидностей «сортировочных игр» множество. Их нетрудно придумать и самим, нужно только уметь пользоваться своим воображением.


Сортировочные игры можно сделать из подручных материалов или купить в магазине

Найди цвет

Попросите ребенка найти предметы с выбранным вами цветом. Покажите ему, как это делается или поиграйте вместе (идеально, если получится собрать компанию из 2-3 детей). В первую очередь следует искать предметы с одинаковым цветом. Это могут быть детали мозаики или конструктора, кубики. Потом можно усложнить задачу и предложить поискать предметы одновременно с несколькими оттенками. Эта игра идеально подойдет малышам, которые только начинают знакомиться с цветовой гаммой.

Карточки Домана

Если вы хотите, чтобы непоседа научился различать и называть цвета, непременно попробуйте с ним позаниматься по карточкам Домана - это самый легкий и действенный способ. Молодым родителям не придется тратить много времени и сил для этого. Вы можете быть уверены, что желаемый результат не заставит себя долго ждать. Необходимо только время от времени закреплять полученные навыки. Это можно делать с помощью других игр (найди лишний, «цветовые» дни). Если же вы этого делать не будете, то через некоторое время кроха может забыть названия цветов и тогда вам придется начинать учить их заново.

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными, но все они сводятся к одному: что и как делать, чтобы передать малышу необходимые для него знания и научить его тому или иному навыку. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются другими родителями уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.

Оптимальный возраст для обучения ребенка различать цвета это от 2 до 5 лет.

Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка

Прежде чем приступить к изучению практических советов и методик, родителям нужно ознакомиться с некоторыми особенностями развития зрительных функций у детей. Это поможет пользоваться полученными знаниями правильным образом.

Итак, способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обычно первое, что малыш научится различать - грудь матери. Связанно это с тем, что в этом возрасте цветовосприятие детского глаза настроено таким образом, чтобы ребёнок мог чётко видеть мамин сосок. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

Теперь, когда мы знаем основные принципы формирования детского восприятия цветовой палитры, можем приступить к изучению рекомендаций и советов от более опытных родителей.

  • Обучайте с ранних лет . Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова, вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом;
  • Привязывайте новые знания к эмоциям . Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции. Не зря ведь говориться: человек запомнит не то что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта;
  • Практическое применение . Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится;
  • Побуждайте ребятёнка делиться тем, что он узнал с окружающими . После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой — пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце;
  • Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.;
  • Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький);
  • Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим).

Несмотря на то что речь в этой статье идёт о том, как научить ребёнка различать цвета, принципы, изложенные выше, применимы не только для этого. Используя их, можно учить и буквы, и цифры. Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.

Пять методик

Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный), и более . Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. О них мы поговорим ниже.


  1. Неформальное обучение . Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати, количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две - молодец!
  2. Творческий подход . На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином. Читаем также:
  3. Использование игрушек . В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов: пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.
  4. Интерактивные книги . Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру. Например, в книге Анны Гончаровой малышу предлагают учить цвета в стихотворной форме, а в пособии Олеси Жуковой карапуз может рисовать прямо в книге своими пальчиками.
  5. Сюжетные игры . Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два разноцветных шарика и сделайте для них домики таких же цветов. Домиками могут служить раскрашенные коробки или песочные ведёрки. Положите шарики в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг откуда-то появляется волк и хочет съесть шарики. Их срочно нужно спасать! Скажите ребёнку, что каждый шарик нужно быстро вернуть в свой домик, а то их съест волк. Суть такой игры — вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета.

Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален. Все малыши развиваются по-разному, и сравнивать их между собой ни в коем случае нельзя. Если вам кажется, что ваш кроха обучается не так быстро, как другие детки, не надо паниковать и расстраиваться.

Учимся в игре

Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

  • Найди цвет. На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора;
  • Разложи по цветам. Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной;
  • Путаница. Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит;
  • Колпак. Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» - при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову;
  • Найди лишний. Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других;
  • Веселые бусы. Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу;
  • Разложи шары правильно. Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки.

Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета

«Ура. Радуга». Эта игра для детей 2-3 лет. Малышу нужно правильно, подбирая их по цвету, разложить картинки по радуге.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Игра «Половинки цветка» также предназначена для детей 2-3 лет. Она развивает целостное восприятие цвета. Ребенку нужно по цвету подобрать половинки цветов. Можете скачать картинки на цветном принтере и разрезать их.

В видео представлены рекомендации по обучению детей с ЗПР различать цвета. Заниматься с ребенком в домашних условиях можно довольно успешно и получать удивительные результаты. Систематические творческие занятия благотворно влияют на развитие внимания, воображения, памяти ребенка, мелкой моторики, мышления, речи, помогают быстрее развиваться, догоняя, а иногда и опережая сверстников, с которыми такие занятия не проводились.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!