Как помочь ребенку развивать навыки общения. Развитие коммуникативных навыков в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок»

г. Смоленск»

За последние годы количество детей с расстройствами аутистического спектра, поступающих в нашу школу, значительно возросло. С 2010 года их число увеличилось почти в три раза (с 9 человек до 25). Кроме того, увеличился процент инклюзии этих детей в класс. Если в 2010 году в классе обучалось 33% из детей с РДА, а остальные были на надомном обучении, то на сегодняшний день из 25 аутистов 17 (68%) ходят в школу.

Мы считаем, что освоение ребенком школьной программы не является основной целью инклюзии. Учиться считать, писать и читать можно и на надомном обучении. А вот общаться со сверстниками, адаптироваться к социуму и приобрести навыки взаимодействия, дружеские отношения крайне затруднительно на надомном обучении.

Одним из диагностических критериев детского аутизма является неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности . Для того, чтобы инклюзия и обучение детей с расстройствами аутистического спектра были успешными, им требуется специализированная помощь. Поэтому важнейшим из аспектов работы педагогического коллектива нашей школы с аутичными детьми является развитие навыков общения со сверстниками.

Наши многочисленные наблюдения за поведением детей с расстройствами аутистического спектра в школе показали, что изначально, попадая в среду сверстников, большая часть этих учеников демонстрируют игнорирование (созерцание со стороны, игра «рядом»). При настойчивой попытке сверстника вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность, он начинает проявлять отвержение: кричит, пытается убежать, может проявить физическую агрессию.

Когда ребенок постоянно избегает общения, он не дает себе возможности приобрести социальные навыки. У некоторых из наших особых детей подобный недостаток навыков приводит к негативному опыту общения со сверстниками.

Однако, как показала практика, бытующее мнение о том, что детям с РДА не достает мотивации к общению, не совсем верно. Мы в школе часто наблюдаем, как дети с аутизмом стремятся к общению, но у них недостаточно навыков для эффективной коммуникации. Поэтому ребенок, пытаясь вступить в контакт, может толкнуть одноклассника, ударить, что-то отобрать, а потом убежать. Для того чтобы он стал успешен в общении со сверстниками, нужна целенаправленная работа по развитию продуктивных навыков общения со стороны всех взрослых, окружающих ребенка – учителей, воспитателей, специалистов службы сопровождения и, конечно, родителей. Для этого мы стремимся создавать ситуации, в которых ребенок с расстройствами аутистического спектра будет получать позитивный опыт общения со сверстниками. Например, простая игра «Каравай», которая проводится в классе в день рождения такого ребенка, помогает научить его радоваться возможности быть рядом с другими детьми вместо того, чтобы активно избегать их. Становясь главным в игре, получая возможность выбирать себе партнера («Кого хочешь, выбирай!»), особый ребенок получает удовольствие от общения, оно связывается в сознании с праздником, подарками, добрым отношением одноклассников. На переменах нами используются игры «Паровозик», «Ручеёк». Здесь ребенку также предоставляется возможность стать главным в игре (паровозиком), выбрать себе партнера (в игре «Ручеёк»). Кроме того, тактильное взаимодействие с другими детьми дает новые сенсорные ощущения, что в свою очередь способствует положительному эмоциональному восприятию коллективной игры. Многим детям с расстройствами аутистического спектра нравятся тактильные игры: «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие. Мы приучаем играть в них парами. Обычно взрослый говорит текст, а ученики выполняют действия.

Помимо общеизвестных игр и упражнений у нас есть и авторские разработки, которые применяются при работе с особыми детьми и способствуют развитию навыков общения со сверстниками. В качестве примера хочу привести игру «Солнышко».

Цели игры: - развивать умения выражать свои чувства;

    формировать умение оценивать поведение окружающих.

Оборудование: обруч желтого цвета.

Ход игры. Ведущий: «Ребята, вы любите, когда светит солнышко? Ему радуются все: растения, животные, люди. Даже вода, небо, земля, согретые солнцем, становятся радостными. Сегодня каждый из вас побудет солнышком, согреет своим теплом растущее зернышко, мокрый цветок, замерзшего котенка, злого тигра, сердитого человека и др.»

Правила игры: участник, получивший обруч, становится в центре круга. Он – солнышко. Остальные дети получают задание, что или кого им изображать. «Солнышко» согревает всех, гладя каждого по голове. Дети должны показать, как меняется состояние их героя. «Солнышко» выбирает участника, у которого выражение чувств, по его мнению, получилось лучше всего, и передает ему обруч.

Ведущий подсказывает детям, как выражать то или иное состояние, следит, чтобы каждый участник группы был выбран «солнышком».

Конечно, особый ребенок не сразу включается в игру, сначала он может просто наблюдать, как играют другие. Обычно у аутичных детей не получается изображать заданного героя, но когда и дети, и взрослый поддерживают, ободряют этого ребенка, когда ему дают возможность стать «солнышком», когда он получает в руки круг (а это нравится большинству аутичных детей), тогда, за редким исключением, особый ребенок становится активным участником игры.

На занятиях по игрокоррекции часто инсценируются русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др. Многие дети-аутисты с удовольствие принимают в них участие. Это дает им возможность не только поучаствовать в совместной деятельности, но и проявить свои умения в выражении различных эмоций. Несмотря на сложность эмоционального самовыражения, эти дети пытаются подражать одноклассникам, изображая веселого колобка или трусливого зайца.

На что еще хочется обратить внимание: использование других учеников в качестве помощников — один из эффективных приемов коррекции и социализации детей с аутизмом. В младших классах учителя и воспитатели обращаются за помощью к более старшим детям. Например, учеников 0 класса курируют второклассники. Проводить в туалет, отвести в столовую, помочь вымыть руки или обуться – в этом они незаменимые помощники. Кроме того, старшие ребята помогают в проведении игр на переменах, на внеклассных мероприятиях. Опыт нашей работы показал, что дети с расстройствами аутистического спектра охотно идут на контакт со старшими детьми, если те оказывают им помощь. Больше того, овладение навыками самообслуживания под руководством других детей происходит гораздо быстрее. Такое шефство старших учеников над особыми детьми дает возможность снизить потребность в постоянном индивидуальном внимании взрослого, тем самым позволяет этим детям действовать более независимо и в большей степени соответствовать своим сверстникам.

В старших классах в качестве помощников мы привлекаем одноклассников. Наиболее успешный в учебной и коммуникативной деятельности ученик объединяется с аутичным подростком в пару (они сидят за одной партой). Ученик-куратор оказывает организующую и направляющую помощь своему подопечному, начиная с подготовки к уроку, записи домашнего задания и заканчивая работой над одним учебным материалом. Он не только помогает выполнять учебные задания, но и участвует в обучении. В этих обучающих ситуациях именно сверстник применяет такие принципы обучения, как доступные и мотивационные инструкции, подсказки и поощрения. На начальном этапе , учителя, педагог-психолог сопровождают взаимодействие между аутичным подростком и его сверстником, осуществляют поддержку и руководят обучающим процессом, помогая ученику-куратору эффективно использовать коммуникативные стратегии, а аутичному подростку — участвовать во взаимодействии. По мере того как взаимодействие между одноклассниками закрепляется, вмешательство взрослых уменьшается и постепенно становится только координирующим.

Помимо сверстники-помощники участвуют и в организации общения аутиста с другими одноклассниками. Они помогают своим подопечным избегать конфликтных ситуаций, иногда защищают от обидчиков, вовлекают в общие беседы и игры на переменах. Случается, что между подростками завязываются дружеские отношения. Ребята начинают общаться не только в школе, но и за ее пределами. Задача взрослых (в том числе и родителей) не мешать этим отношениям, а всячески поддерживать их, потому что навыки общения со сверстниками развиваются в такой ситуации естественным путем, что наиболее эффективно.

В заключении надо отметить, что это только малая часть из нашего опыта работы с особыми детьми. Коллективом нашей школы накоплен богатый методический и практический материал по обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра. Всё больше таких детей приходят в этот мир, не принимая его, огородившись от всех стеной страха и непонимания. Наша задача достучаться до особых детей сквозь эту стену, помочь им понять и принять этот мир таким, каков он есть.

Список литературы:

Аутичный ребёнок. Пути помощи / Под ред. , . М.: Теревинф, 2000. 332 с. , Симашкова к проблеме обучения детей с ранним детским аутизмом // Школа здоровья. 1995. № 2. С. 78-86. Из опыта обучения аутичного ребёнка // Школьный . 2005. № 3. С. 25-26. утизм: медицинское и педагогическое воздействие. М.: ВЛАДОС, 2003. 144 с. Лютова для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 191 с. Либлинг к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1997. № 4. С. 80-86.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью.

Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей . .

Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

“Кто говорит?”

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребёнок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

“Угадай, кто это”

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

“Пожелание”

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

“Комплименты”

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

“Закончи предложение”

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

“Ласковое имя”

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

“О чём спросить при встрече”

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” - “Хорошо”. “Как идут дела?” - “Нормально”. “Что нового?” - “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос - ответ”

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” - “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” - “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” - “Ловишки” и т.д.).

“Прощай”

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

“Как говорят части тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

  • как говорят плечи “Я не знаю”;
  • как говорит палец “Иди сюда”;
  • как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
  • как говорит голова “Да” и “Нет”;
  • как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк”

Цель: развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, всё оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

“Робот”

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

“Эхо”

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Руки - ноги”

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

“Удержи предмет”

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея”

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - “голова змеи”, последний - “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт

“Дрозды”

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

“Рисунок на спине”

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

“Ручеёк”

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Руки танцуют”

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Многих интересует вопрос” Как научить ребенка общаться со сверстниками”? Дружить ребенок начинает к трем годикам. Это тот период, когда кроха поступает в детский сад. Именно в это время он познает азы общения.

Социальный успех и его условия

Удача в общении гарантируется, если малютка усвоит несколько правил. Такие правила психологами называются условиями социального успеха. Что же это такое?

  • 1 условие. Личная привлекательность. Ребенку необходимо объяснить, что человек должен быть ухоженным, иметь хорошие манеры, быть опрятным и чистоплотным и уметь быть интересным для собеседника.
  • 2 условие. Навыки общения. Ребята получают первые умения общения в своей семье. Побольше разговаривайте, контактируйте с ребенком. Если у крохи есть старший брат или сестра, будет хорошо, если они часто будут общаться.

Совет: Научите ребенка общению посредством длительной и активной практики.

Обучение ребенка общению

Часто робость и застенчивость крохи становится причиной неспособности к общению. В таком случае способствуйте поднятию самооценки малютки и дайте ему стать более раскрепощенным. Итак, для прививания навыков общения придерживайтесь следующих правил.

  1. Нельзя выражать недовольство ребенком. Не осуждайте его как личность. Критикуйте его неугодный и вредный поступок.
  2. Не предъявляйте к деткам много претензий, чтобы кроха не почувствовал себя не нужным.
  3. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон. Малыш должен знать, что если он что-то сделал, все равно его ценят и очень любят, а для мамы и папы он самый хороший. Если у малыша будет такой настрой, он легче воспримет критику в общении.
  4. Ребенку разрешите самостоятельно принимать решения. Не подвергайте критике их даже в том случае, если такие решения не очень нравятся вам. Вы можете, только выразить свое мнение о том или ином поступке малютки и оставить выбор за ним. Помимо всего не пытайтесь лезть в занятия деток и не помогайте им даже в тех случаях, когда ребенок самостоятельным образом, хотя с трудом, справится со своей задачей.
  5. При общении, ребенок может в свою сторону снести обиду. Не оставляйте ее наедине с ребенком. Поговорите и выслушайте сына или дочку, объясните, кто был виноват, чтобы потом он не повторял тех же ошибок. Совет: Никогда не говорите ребенку, что твои проблемы являются глупостью, и ты во всем был виноват.
  6. Чтобы поднять самооценку ребенка и научить его общаться с друзьями, не давите своим авторитетом на него и не стремитесь всегда быть правым. Иногда дайте крохе научиться на личных ошибках и принимать свои решения. Позвольте малышу давать вам рекомендации и подвергать вас критике. Таким образом, вы сформируете у деток самоуважение и чувство достоинства.
  7. Для того чтобы малыш не боялся разговаривать со сверстниками, сделайте такую маленькую хитрость. На одежду или курточку пришейте пуговичку и скажите ему, как только он начнет бояться чего – то, пусть потрогает ее и, тогда вы подумаете о нем и поможете ему.
  8. Для обучения общению, нужно выучиться нескольким фразам, например: “Здравствуй, меня зовут Саша. А тебя? Хочешь я угощу тебя конфетой?”

Советы как помочь ребенку поладить со сверстниками

Ребенок избавился от боязливости и нерешительности и готов к новым свершениям. В это время вспомните о двух вышеизложенных условиях социального успеха. Но не забывайте, что лучше личным примером показать детке, как нужно общаться. Нормой обучения для малышей является образец родителей. Итак, предлагаем следующие советы.

  • Будьте ласковы, искренни и открыты с членами семьи. Детки, видя этот пример, будут его применять в общении со сверстниками. Ребенок должен знать, что добрые люди всегда имеют хороших друзей.
  • Будьте заботливыми, вежливыми и уважительными по отношению к членам семьи. Тогда ребенок будет относиться с уважением к окружающим, проявлять сострадание, заботу и любовь.
  • Просите ребенка помочь в уборке дома или сделать ужин. Если внутри семьи будете много общаться, у ребенка лучше сформируются общительные навыки.
  • Ребенок должен быть уверен, что его в семье любят. В этом случае он легко откроется вам и расскажет о своих внутренних эмоциях друзьям.
  • Если в семье несколько детей, и они ссорятся, не поощряйте конкуренцию и споры между ними. Объясните ребенку, что злость, вражда являются плохими союзниками в хорошем общении.
  • Ребенок должен знать, что помимо своих интересов, есть и интересы друзей. Они должны делиться своими игрушками и научиться правилам вежливого тона.
  • Для воспитания внутренней решительности уделяйте малышу, который налаживает общение, постоянное внимание.
  • Для правильного обучения ребенка общению скажите ему, что нужно вежливо попросить разрешения взять ту или иную игрушку, а не драться и громко кричать.
  • Для общения с друзьями деткам прививайте чувство справедливости. Например, если игрушку взяли силой, он может защищаться и свои права отстаивать. Если же попросили, то можно дать сверстнику поиграть с ней.
  • Ребенок должен знать, что ничего особенного нет в том, чтобы первым попроситься играть. Он также может сам предложить дружбу.
  • Ему нужно привить уважение к окружающим. Он не должен дразнить сверстников, играть по честным правилам, доверенные ему секреты не разбалтывать.

Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.

Исследования психологов показывают, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот имеет ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Большие проблемы у воспитанников детских домов возникают при общении как с детьми, так и со взрослыми. Причем уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками. Ведь только взрослый может научить детей умению видеть субъективные качества другого ребенка, способствовать укреплению и углублению детских контактов.

Контакты со взрослыми и сверстниками в детском доме у воспитанников выражены гораздо слабее, чем у детей из семьи. Они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. Это объясняется отсутствием эмпатии, умения и потребности разделить свои чувства, переживания с другим человеком. Все это лишает детей:

  • важного для психологического благополучия переживания своей значимости и ценности, уверенности в себе;
  • переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

То есть дети-сироты с раннего возраста не чувствуют привязанности как к сверстникам, так и ко взрослым. Отмечается также, что воспитанники детского дома не так успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками, чем дети из семей. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, то есть не способны конструктивно решать конфликт.

На низком уровне находятся у ребят и навыки общения со сверстниками. Их контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно требуют к себе внимания и отторгают его, переходя на агрессию, или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, воспитанник детского дома не умеет отвечать должным образом на них.

Таким образом, трудности общения с окружающими у детей-сирот обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы.

Поэтому недостаточно окружить ребенка-сироту вниманием и любовью, его надо учить правильно оценивать себя, свои поступки, и умению общаться с окружающими.

Игры и упражнения с элементами тренинга направлены на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением, и включают в себя когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.

Предлагаем Вашему вниманию упражнения, используемые во время проведения занятий по формированию навыков общения и толерантности и наиболее эффективные, по мнению авторов.

Ты и твое имя

Развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;

Потренироваться в самооценке и самопрезентации.

Ход упражнения

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждойбуквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

М - мечтать (умею)

И - интеллигентность

X - харизма

А - активная позиция в коммуникации

И - интеллект

Л - любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.

Любит - не любит…

Цели: дать участникам группы возможность предоставить товарищам обратную связь.

Группа разбивается на две равные подгруппы. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом, возникают пары игроков.

Вместо этого условимся, что:

Объятия - символ большой любви и симпатии;

Пожатие руки - выражение близких дружеских чувств;

Хлопнуть по ладони - "ты славный малый, но не более...";

Кивок головой означает для партнера - "я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпатии и антипатии";

Опущенный большой палец руки - сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Какая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как найти пути для примирения.

После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается игра. Участники малого круга стоят на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Пара показывает друг другу код приятия. Если оба человека раскрыли друг другу объятия - можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию. Вновь звучит хлопок ведущего, большой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последовательность действий.

Две группы

  • поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
  • развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.

Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...

После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.

На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.

Стаканчик

Облегчить участникам вхождение в групповой тренинг через участие в веселой игре;

Снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;

Поддержать открытое выражение положительных эмоций;

Способствовать развитию нестандартного творческого мышления участников.

Ход упражнения

Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Завершение: обсуждение упражнения и выступления "штрафников".

Толерантность к другим через отношение к себе

Цель: показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим.

Упражнение № 1

Умение легко войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником показывает высокий уровень толерантности человека.

Ведущий тренинга предлагает участникам провести серию встреч друг с другом, объединившись в пары. Для этого нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним. Время на установление контакта, взаимные приветствия, проведение самой беседы, завершение начатого разговора и прощание занимает 10 минут. Примеры ситуаций:

  • перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его впервые, но вам необходимо узнать, как проехать до нужного вам места в городе, где вы находитесь впервые;
  • вас окликнули на улице, оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся; вы начинаете словами...;
  • перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться; подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

После выполнения упражнения в процессе обсуждения участники группы приходят к выводу, что умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними.

Толерантность является системой ценностей и норм, основными составляющими которой являются:

Презумпция прав человека: каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям, ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Упражнение № 2

Участники группы садятся в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга, а все остальные участники группы обращаются к нему со словами: "Мне в тебе не нравится…", затем: "Мне в тебе нравится...". Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений "хорошо", "плохо". После того как все выскажутся, участник группы, стоявший в центре круга, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

Ведущий тренинга обращает внимание участников группы на то, что решение человека выйти в центр круга означает принятие им спокойно, без обид всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

Управление эмоциями

Цель: управление эмоциями, понимание эмоционального состояния других

Упражнение № 1

Каждому участнику группы предлагают вспомнить ситуацию, вызвавшую какое-то чувство, и рассказать свою ситуацию группе; группа пытается понять, какое чувство испытывал говорящий в той ситуации. Если некоторые участники предпочтут промолчать, то необходимо объяснить, что услышать их мнение очень важно для всей группы.

Не следует затрагивать личностно значимые ситуации. Чтобы избежать напряжения в группе, выбираются не слишком болезненные ситуации из повседневной жизни участников группы.

Другой вариант упражнения: каждый участник по очереди изображает позой, мимикой или интонацией свое состояние, которое он в данный момент ощущает, предоставив возможность другим понять это состояние.

Упражнение № 2

Каждый участник получает карточку с названием эмоционального состояния (радость, восхищение, агрессия, доброжелательность, безразличие, недовольство, пренебрежение) и с соответствующей интонацией произносит любое высказывание в адрес группы или отдельных участников, которые пытаются понять, какие чувства передавал партнер. В завершении упражнения проводится обсуждение в общем кругу: "Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?"

Бесконфликтное взаимодействие

Цель: формирование навыков бесконфликтного взаимодействия и позитивного отношения к проблемной ситуации.

Упражнение № 1

Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников додумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой - 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность.

Толерантность, интолерантность и неуверенность

Цель: сравнение понятий толерантности, неуверенности и интолерантности (агрессивности).

Ведущий рассказывает участникам группы о признаках неуверенного, интолерантного (агрессивного) и толерантного поведения.

  • может просить и отказывать;
  • любит восхвалять себя;
  • во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником.
  • Признаки толерантного поведения "Я хороший, ты - хороший"):

    • использует Я-высказывание;
    • говорит прямо и открыто;
    • умеет просить и отказывать;
    • умеет принимать отказ;
    • склонен к компромиссам, предлагает их сам;
    • применяет эмпатическое слушание.

    Упражнение № 1

    Участники объединяются в микрогруппы по три человека в каждой. Каждая микрогруппа составляет или вспоминает ситуации, приводящие участников к толерантному или интолерантному поведению. После обсуждения в группах ситуации разыгрываются. Остальные участники дают обратную связь: конструктивен ли, по их мнению, выход из создавшейся ситуации? Если ситуация не разрешена, выход ищется совместно, затем ситуация вновь разыгрывается и группа дает обратную связь участникам ситуации.

    Пример ситуации.

    Ваш друг взял на время ваш учебник, однако завтра зачет и учебник необходим вам для подготовки. Вы звоните другу и просите вернуть учебник; друг отвечает, что принесет в течение часа. Проходит час, а друга нет. Ваши действия?

    Список литературы

    1. Кипни, М. Тренинг лидерства. - Москва: ОСЬ-89, 2008 г.
    2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - Москва: ОСЬ-89, 2005 г.
    3. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - Москва: ОСЬ-89, 2004 г.

    Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 - 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

    Подчеркнем, что большинство этих умений нельзя сформировать напрямую. Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника (старше 5-7 лет).

    II. Навыки общения со сверстниками

    12. Умение знакомиться

    а) ребенка перевели в другой детский сад, и в новой группе он должен познакомиться с ребятами;

    б) дома ребенок первый раз встречается со знакомыми своих родителей;

    в) гуляя во дворе, ребенок знакомится с теми детьми, кого он видит первый раз.

    Когда навык не сформирован, ребенок замкнут или застенчив, либо навязчив.

    1. Ребенок чувствует, хочет ли он познакомиться с человеком или нет.

    2. Если хочет, выбирает подходящее для этого время/ситуацию.

    3. Подходит и говорит: «Привет, я - Петя, а тебя как зовут?»

    4. Спокойно дожидается, когда человек назовет свое имя.

    13. Умение присоединиться к играющим детям

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) ребенок хочет присоединиться к детям, играющим в помещении или на прогулке в детском саду;

    б) ребенок хочет присоединиться к сверстникам, играющим во дворе.

    Когда навык не сформирован, ребенок либо застенчиво остается в стороне от играющих, либо не принимает отказ, обижаясь, плача или гневаясь, жалуется воспитательнице.

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Ребенок в ситуации совместной игры чувствует, что ему хотелось бы играть вместе с другими и пробует присоединиться к ним.

    2. Выбирает подходящий момент в игре (например, небольшой перерыв).

    3. Говорит что-нибудь уместное, например: «Вам новые участники не нужны?»; «Можно мне поиграть тоже?»

    4. Придерживается дружелюбного тона.

    5. Присоединяется к игре, если получил согласие.

    14. Умение играть по правилам игры

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) ребенок хочет включиться в игру, правила которой он не знает;

    б) во время игры ребенку приходится соблюдать правила, которые требуют от него терпеливого подчинения.

    Когда навык не сформирован, ребенок забывает поинтересоваться правилами игры, поэтому невольно их нарушает, вызывая нарекания со стороны других участников в свой адрес. Ребенок нарушает правила, не будучи в состоянии подчиняться,

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Когда ребенок испытывает желание играть вместе с другими детьми, то интересуется правилами игры. .

    2. Убедившись, что понял правила, присоединяется к играющим (см. умение № 13).

    3. Может терпеливо дожидаться своей очереди, если этого требуют правила.

    4. Когда игра закончится, может сказать что-нибудь приятное другим играющим.

    15. Умение просить об одолжении

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) ребенку нужна помощь сверстника в передвижении стола;

    б) ребенок просит сверстника одолжить ему карандаш для рисования.

    Когда навык не сформирован, ребенок все пытается делать сам, когда не получается - расстраивается или сердится, либо вместо просьбы приказывает и требует.

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Когда ребенок чувствует, что ему нужна помощь, он находит другого и обращается к нему (см. умение № 2).

    2. Если получил отказ, спокойно ищет еще кого-то, кто бы мог ему помочь.

    16. Умение предлагать помощь сверстнику

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) ребенок предлагает сверстнику помочь донести что-то тяжелое;

    б) ребенок предлагает сверстнику помочь убрать комнату после занятия.

    Когда навык не сформирован, ребенок не имеет привычки помогать, наоборот может даже насмехаться над сверстником, который делает тяжелую работу (не может с чем-то справиться)

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Ребенок может обнаружить, что сверстнику нужна помощь (Как он смотрит? Что делает или говорит?).

    2. Ребенок может почувствовать, есть ли у него силы и возможности помочь.

    3. Дружелюбно предлагает помощь, спрашивая, а не настаивая, например: «Давай, я тебе помогу?».

    17. Умение выражать симпатию

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) ребенку очень нравится кто-то из сверстников, и он хотел бы с ним подружиться.

    б) кто-то из детей грустит или чувствует себя одиноко.

    Когда навык не сформирован, ребенок слишком застенчив либо ведет себя высокомерно, потому что не умеет говорить о своих симпатиях к другому ребенку.

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Ребенок чувствует радость, благодарность, жалость, нежность к другим детям (или к кому-то из сверстников).

    2. Он чувствует также, понравится ли другому ребенку узнать о его чувствах к нему (например, человек может начать смущаться, или он почувствует себя хорошо).

    3. Он может выбрать подходящее время и место.

    4. Рассказывает о своих теплых чувствах, например, говорит: «Толик, ты хороший», «Таня, я хочу с тобой играть».

    18. Умение принимать комплименты

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) взрослый хвалит ребенка за что-то, что он сделал;

    б) кто-то из старших говорит ребенку, какой он сегодня красивый.

    Когда навык не сформирован, ребенок смущается в ситуации похвалы, либо в ситуации похвалы начинает вести себя нарочито.

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Ребенок, которому говорит что-то приятное человек, находящийся рядом, может посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

    2. Говорит «спасибо» без смущения или зазнайства.

    3. Может сказать что-нибудь еще в ответ, например: «Да, я очень старался».

    19. Умение проявлять инициативу

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) ребенок предлагает детям поиграть в какую-нибудь игру и берется ее организовать.

    Когда навык не сформирован, ребенок не берет на себя никакой инициативы, ожидая ее от других.

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Ребенок предлагает сверстникам сделать что-то совместно.

    2. Он может придумать, какими способами дети могут сотрудничать, например, соблюдая очередность, или распределяя работу между участниками.

    2. Говорит ребятам, кто что будет делать.

    3. Подбадривает сверстников, пока группа не выполнит задание или пока не будет достигнута поставленная цель.

    20. Умение делиться

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    б) ребенок делится с детьми конфетами или другими сладостями.

    Когда навык не сформирован, ребенок выглядит скаредным или жадничает, чтобы самоутвердиться.

    Шаги, составляющие данный навык:

    3. Может выбрать подходящее для этого время и место.

    4. Дружелюбно и искренне предлагает что-то свое.

    21. Умение извиняться

    Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

    а) ребенок боролся со сверстником перед обедом за место за столом, в результате чего была разбита тарелка;

    б) дома ребенок обидел младшую сестру.

    Когда навык не сформирован, ребенок никогда не извиняется и поэтому выглядит невоспитанным, грубым или упрямым.

    Шаги, составляющие данный навык:

    1. Ребенок может чувствовать, что сделал что-то не то.

    2. Он понимает, что кто-то из-за него расстроился и сочувствует ему. .

    3. Правильно выбирает место и время, чтобы искренне извиниться.

    4. Говорит: «Извини меня, пожалуйста» (или что-то подобное).

    Психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.

    Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.